На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности формирования рынка труда В России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Введение. 

    Рассматривая  данный вопрос «Особенности формирования рынка труда в России» необходимо затронуть актуальность данной темы. Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним  новые, связанные со структурной  перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.
    Разработка  данной темы в данный период экономического развития страны явно недостаточная. Требуют оптимизации и совершенствования очень многие моменты, характеризующие рынок труда: от сбора информации по первичной и вторичной занятости до переподготовки трудовых ресурсов в нужных в конкретных регионах и экономически актуальных направлениях.
    Цель  моей курсовой работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.
    Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
        Главная особенность рынка труда состоит в том, что в качестве собственников рабочей силы и её потенциальных продавцов выступает значительная часть населения страны. Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.
    Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливал необходимость формирования рынка труда, который является следствием, производным продуктом становления рыночных отношений в основных сферах и отраслях экономики.
      Регулирование российского рынка труда следует  рассматривать в контексте общей  социально-экономической политики государства. Только взаимоувязка всех компонентов позволит добиться эффективного результата в области стабилизации и повышения занятости населения.
       Рынок труда занимает центральное место  в рыночной экономике, поскольку  труд – решающий фактор производства и жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.  Рынок труда: понятие, особенности формирования, функционирования 

      1.1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ  РЫНКА ТРУДА В  РОССИИ. 

      Рынок труда - это система экономических  отношений,  которые складываются между субъектами, формирующими рабочие  места, и субъектами, претендующими  на них. В социально-рыночной экономике третьим партнером является государство, регулирующее отношения на рынке труда и обеспечивающее необходимое социальное равновесие.
  Рынок  труда в узком понятии - это  соотношение предлагаемых
рабочих мест и субъектов, претендующих на них.
      Рынок труда охватывает всю  систему отношений по поводу  спроса и предложения рабочей  силы на всех уровнях. Главные  социально значимые цели его  регулирования - максимальное снижение  уровня безработицы, поддержание  оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы, а следовательно, и косвенное установление ее цены.
      Рынок труда - это специфический рынок, так как на нем наблюдается  неоднородность товаров, неопределенность информации (например, о качестве товара), длительность использования ресурсов, а кроме того, труд является фиктивным товаром (изначально он не предназначен для продажи).
      Спрос на труд зависит от спроса на продукт: чем выше спрос на продукт, тем  выше спрос на труд. Спрос на труд также зависит от цены капитала, так как это взаимозамещающиеся ресурсы. Чем ниже цена капитала, тем меньше издержки (эффект масштаба), и возникает эффект замены труда на капитал, т.е. спрос на труд увеличивается и напротив. Совокупный спрос и совокупное предложение труда в сумме формирует емкость рынка труда. Неудовлетворенное совокупное предложение и неудовлетворенный совокупный спрос образуют текущий рынок труда (движущуюся часть в поиске рабочих мест).
      Особенность рынка труда заключается в  том, что объектом купли-продажи  на нем является право использования рабочей силы наемного работника, что подразумевает необходимость учитывать все психофизиологические и социальные потребности человека. Поэтому необходимо обеспечить такое соотношение спроса и предложения товаров и услуг, при котором цены на основные потребительские товары и услуги были общедоступны. Можно выделить, по крайней мере, три обстоятельства, характеризующие соотношение товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой:
    объемы предложения товаров и услуг на рынке должны полностью удовлетворять платежеспособный спрос и быть весьма близкими или даже выше рациональных норм душевого потребления;
    уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей;
    антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).
      Методы, с помощью которых прогнозируют рынок труда, следующие:
    экспертный, основанный на выявлении субъективных мнений специалистов(наиболее популярный);
    экстрополяционный, базирующийся на прогнозировании тенденций, которые сложились в ретроспективном периоде по отдельным составляющим рынка труда;
    аналитический, объединяющий широкий класс разнообразных приемов исследования;
    балансовый.
      Один  из компонентов рынка труда - это  предложение рабочих мест. За этим всегда стоит работодатель, создающий  рабочие места, рассматривающий  перспективу их увеличения под определенным углом зрения: как это повлияет на размер получаемой им прибыли. Однако в цивилизованном обществе наряду со стремлением к прибыли существует и потребность в нормальном функционировании общественной системы.
         Правительство России, объявив о  мерах по переходу к рыночной  экономике, приступило к ремонтированию системы планирования, освобождению цен, поощряя конкуренцию и приватизацию государственных предприятий. Правительство сочло необходимым создание мер социальной поддержки незащищенных слоев населения.
Одним из факторов, тормозящих развитие рынка труда, является то,
что слабые предприятия продолжают получать значительные кредиты на выживание.
Существует  ошибочное представление о том, что рынок труда
формируется в результате высвобождения работников с предприятий и роста безработицы. Сам рынок труда часто отождествляется с безработицей, предложение труда – с незанятым населением, ищущим работу, а спрос на труд – с вакантными рабочими местами. Это приводит к неправильной оценке сложившейся ситуации в области занятости.  
      Переход к рыночной экономике в России связан с формированием рынка труда, проведением государственной политики занятости, призванной смягчить последствия безработицы.
      Безработица – один из факторов рынка труда. Анализ ситуации в сфере занятости  в России показывает, что с точки  зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.
      В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный  ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.
      С конца 80-х гг., и особенно в последние  годы, наметилась тенденция сокращения занятости населения. Ситуация на рынке  труда продолжает оставаться сложной. Общий уровень безработицы увеличился в 1996 г. с 8,8% до 9,3 (в 1995 г. соответственно - с 7,6 до 8,8), а регистрируемой безработицы - с 3,2 до 3,4 (в 1995 г. соответственно с 2,2 до 3,2%). Это обусловлено как усилением действия сезонных факторов ослабления напряженности на рынке труда, так и изменениями в порядке регистрации безработных (в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"), а также уменьшением возможностей этой регистрации из-за дефицита бюджета Государственного фонда занятости населения в большинстве регионов.
      Увеличилась доля длительно безработных (состоящих  на учете более года) с 14 до 17% и  время продолжительности безработицы. Если в начале года она составляла 6,3 месяца, то к концу года - 7 месяцев. Обострилась конкуренция на рынке труда. Разрыв между количеством рабочих мест, заявленных в органы службы занятости, и численностью граждан, претендующих на них, вырос в 1,3 раза (в 1995 г. - 1,6 раз). В начале 1996 г. показатель напряженности (численность зарегистрированных незанятых в расчете на одну вакансию) составлял 8,2 человека, а к концу года - 10,8 человека.
      В нашей стране существует следующая  система пособий по безработице: рабочие имеют право на 75% их предыдущей месячной заработной платы на первые три месяца безработицы, затем  пособие снижается до 60% далее еще - до 45% на период до 12 мес. При этом пособия по безработице не могут быть ниже минимальной заработной платы.
      Пособия выплачиваются из Фонда занятости, который формируется за счет обязательных выплат предприятиями обязательных отчислений из заработной платы работников на страхование от безработицы и т.п. Местные власти могут вносить свои дополнения в федеральную схему выплат пособий по безработице.
      В России организация, которая призвана следить за проблемами в сфере занятости на государственной уровне, - это Федеральная служба занятости (ФСЗ). Функции службы занятости следующие:
    методическое руководство работой профконсультантов службы занятости;
    апробация и распространение методических документов, аттестация используемых методик;
    определение потребностей профконсультантов в специальной технике, программном обеспечении  и приобретении;
    подготовка и распространение информационных материалов по профессиям, профессиограмм, слайдов, аудио- и видеозаписей;
    разработка систем профотбора и выработка критериев оценки подбора специалистов;
    разработка блоков для составления характеристик психологических профилей, резюме и др.;
    проведение стажировок, целевых семинаров, организация обучения, повышения квалификации специалистов Госкомитета России, занимающегося профориентацией;
    аттестация специалистов службы занятости на право ведений индивидуальных консультаций.
      В настоящее время наблюдается  такая ситуация в сфере организованного  трудоустройства, когда происходит уменьшение доли лиц, успешно трудоустраиваемых. Это происходит в основном из-за сокращения числа и разнообразия вакансий, регистрируемых предприятиями в службе занятости.
      У Федеральной службы занятости существует и ряд других проблем.
      Чтобы лучше учесть потребности незанятого населения и работодателей, Федеральная служба занятости строит свою стратегию на использовании программ интерпретирующих закон о занятости в терминах политики и выработке системы мер, соответствующих текущей ситуации на рынке труда.
      Местные и региональные центры разрабатывают  одногодичные или двухгодичные программы, которые на основе оценки особенностей рынка труда данной территории формулируют  очередные задачи, определяют приоритеты и исполнителей. Программы обычно разрабатываются в процессе консультаций с заинтересованными сторонами.
      Закон о занятости допускает существование  частных агентств занятости, но предполагает, что они  могут действовать, только после получения лицензий от Государственной  службы занятости.
      Массовое  высвобождение рабочей силы - одно из наиболее сложных последствий экономического и технического развития общества. Оно выполняет определенную экономическую функцию и необходимо при осуществлении большинства технологических и организационных преобразований. Отказ от своевременных сокращений на предприятиях в конечном итоге чреват снижением социально-экономической эффективности производства (непродуктивным использованием всех видов  ресурсов, удорожанием продукции, сокращением спроса на нее и др.).
      Массовое  сокращение персонала возможно на любом этапе развития экономики. Свертывание производства, перестройка хозяйства характерны как для стадии экономического подъема, оживления, так и для периода общего спада. Вместе с тем, массовое высвобождение затрагивает целый комплекс социальных и экономических проблем, требует значительных затрат со стороны общества, предприятий и отдельных граждан. Основное бремя падает на лица, подлежащие увольнению. Одновременное появление на локальном рынке труда значительного числа незанятых снижает вероятность найти подходящую работу для каждого из них.
      Структурная перестройка качественно изменяет спрос на рабочую силу. Вновь создаваемые  рабочие места требуют специалистов с принципиально новыми трудовыми  характеристиками. Квалификация, навыки, трудовая культура попавших под сокращение в большинстве случаев не пользуются спросом на рынке труда.
      Для России данная проблема особенно острая так как кардинальные структурные  преобразования, приватизация государственной  собственности, банкротство нерентабельных предприятий неизбежно приведут к массовому высвобождению рабочей силы.
      В России массовое высвобождение как  явление и принципы  его регулирования  регламентируются Постановлением Правительства  России от 5 февраля 1993 г. "Об организации  работы по содействию в условиях массового высвобождения", специальными методическими рекомендациями Федеральной службы занятости, отраслевыми и региональными тарифными соглашениями, коллективными договорами. В соответствии с этим постановлением к массовому высвобождению в России относят: ликвидацию любого предприятия с численностью занятых свыше 15 чел.; сокращение численности иди штата предприятия в количестве 50 чел. и более в течение 30 календарных дней, 200 чел. и более в течение 60 календарных дней, 500 чел. и более в течение 90 календарных дней; увольнение 1% работников от общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением штате в течение 30 дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс.чел.
      На  первом этапе реформирования вплоть до конца 1992 г.  массовое высвобождение имело ряд особенностей. Сокращение коснулось всех отраслей хозяйства, даже тех, где традиционно существовал дефицит рабочей силы (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь). Другой отличительной чертой массового высвобождения стала его нацеленность на лиц, имеющих ограниченные возможности для приложения своего труда в общественном хозяйстве в силу демографических, профессионально-квалификационных, психологических и других особенностей. Это прежде всего женщины, лица предпенсионного возраста, работники со средней квалификацией.
      С конца 1992 г. процесс сокращения штатов приобретает новые черты. Меняется тип высвобождаемого работника, повышается удельный вес лиц молодого возраста, мужчин, нередко без работы остаются профессионалы высокого уровня. К началу 1993 г. высвобождение начинает приобретать черты сезонности, т.е. к лету высвобождение уменьшается, а к осени вновь набирает силу. В целом по России в 1993 г. зафиксировано более 350 случаев массового высвобождения, которое затронуло свыше 35 тыс.чел. Подавляющая часть высвобождений приходилась на промышленные предприятия. Однако показатели частоты высвобождений на транспорте, в строительстве, торговле, науке также довольно высоки.
      В 1993 г. уменьшилась доля потерявших работу в результате массовых высвобождений  в общей численности высвобождаемых. Это связано с тем, то в канун  лета отложили высвобождение с крупных  предприятий, и одновременно пик  трудностей переживали  обслуживающие отрасли, где невозможны сокращения значительного масштаба.
      Откладывание  высвобождения, сохранение дотаций  из госбюджета некоторым отраслям и  предприятиям, резкое уменьшение масштабов  инвестиционной активности, и как  следствие этого, сдерживание структурной перестройки приводит к увеличению скрытой безработицы.
      Факторы, которые обуславливают огромное высвобождение рабочей силы, в  настоящее время в России, следующие:
    спад производства, вызванный в основном разрывом хозяйственных связей;
    искусственно созданная неплатежеспособность предприятий;
    резкое сокращение государственных капиталовложений и отсутствие средств для инвестирования у большинства юридических и физических лиц;
    частичная остановка экологически опасных производств;
    сокращение численности вооруженных сил;
    конверсия военного производства;
    изменение форм собственности;
    усиление миграционных процессов и др.
 
      Специфической особенностью российского рынка  труда в настоящее время является неспособность многих работников к  предпринимательству. Они не привыкли проявлять инициативу, а следовательно, и неконкурентоспособны на рынке труда.
      Первыми жертвами безработицы стали не наиболее слабые работники, как иногда принято  думать, а наиболее слабы отраслевые структуры народного хозяйства.
      Высокая доля лиц с высшим образованием среди безработных и тенденция к росту продолжительности безработицы среди них, как правило, связаны не с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда, а с объективными процессами, происходящими в народном хозяйстве.
               Различные группы населения вырабатывают свои способы адаптации к условиям кризисной ситуации, но в основном они ориентированы просто на выживание, на формирование самообеспечивающегося домашнего хозяйства и т.п.
Изменить  сложившуюся ситуацию может только радикальное изменение структуры занятости, адекватное оздоровлению и становлению рыночной экономики. Пока же нужна материальная поддержка безработным, финансовое содействие в открытии ими собственного дела, развитии малого бизнеса, предоставление налоговых льгот предпринимателям перспективных секторов экономики при создании дополнительных рабочих мест.
      Главным условием эффективного трудоустройства  служит всемерное развитие производства товаров и услуг, удовлетворяющих  потребительский спрос, для чего необходимо снять все ограничения на пути предпринимательской инициативы, базирующейся на различных фордах собственности. Активная политика выходит за рамки социальной защиты и предполагает предвосхищение негативных последствий экономических реформ и создание таких условий, которые позволяли бы людям больше зарабатывать, полностью используя и развивая свои способности. А это требует от общества осуществления особой социальной политики.
      Во-первых, должны быть созданы нормальные условия  воспроизводства рабочей силы как  качественного товара. Для этого определяется минимальная потребительская корзина и, соответственно, минимальный потребительский бюджет, что требует установления гарантированной обществом нижней границы заработной платы, обязательной для всех форм собственности. Верхнюю границу будут диктовать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Ее предел не ограничивается, в случае, если она чрезмерно высока, то ее регулируют через налогообложение доходов.
      Во-вторых, государство должно обеспечивать социальные гарантии тем, кто может и хочет работать, но временно не имеет работы. Рынок труда уже узаконен и имеет прочные экономико-правовые гарантии. Определен статус безработного и установлен размер пособия по безработице исходя из возможностей общества с учетом прожиточного минимума.
      Для общества опасна не столько сама безработица” которая становится на рынке труда  постоянно действующим фактором, такой же суровой реальностью, как  рост цен и инфляция, сколько отсутствие надежной системы регулирования  рынка ^руда и социальной защиты от'
      угрозы  и последствий безработицы. Должна быть разработана конкретная программа  по созданию рабочих мест и системы  переподготовки кадров. Заведомо можно  предположить, что из приблизительно 40% избыточных и малорентабельных предприятий, существующие в отечественной экономике, половина не выдержит рыночных условий и занятые на них останутся без работы.
      Главная социальная гарантия для трудящегося  человека - возможность работать и получать средства на жизнь именно таким способом. Пособия требуются в условиях временного, вынужденного  отсутствия работы, но общество обязано заранее сделать все, чтобы предотвратить массовую безработицу. В то же время все работодатели должны иметь свободу найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства. Необходимо поощрять территориальную и профессиональную мобильность рабочей силы, обучение и переобучение (в том числе путем предоставления налоговых льгот предприятиям), использование нестандартных видов занятости (частичной, временной, на дому, индивидуальной трудовой деятельности).
      Требуется четко налаженная система учета  незанятого населения и имеющихся  вакансий, прогнозирования спроса и  предложения рабочей силы в отраслевом, профессиональном и территориальном  разрезах, а также организация  службы предоставления информации по этим вопросам на разных региональных уровнях.
      На  многих предприятиях России существует проблема несвоевременной выплаты  заработной платы, в результате чего значительно ухудшается материальное положение семей. В условиях падения реальных доходов вполне понятно стремление людей найти себе дополнительный к основной работе приработок. Мужчины в этом стремлении гораздо активнее женщин. Определял, где подрабатывать, женщины предпочитают не менять свою профессию или по крайней мере работать там, где не нужна профессиональная подготовка. Несмотря на то, что тяжелое материальное положение характерно для половины респондентов, многие не собираются искать приработок по причине усталости от основной работы и трудности поиска места приработка.
      Решить  свои проблемы радикальным способом - изменением места
основной  работы - собираются 10% женщин и 26% мужчин. для улучшения этого положения  у них меньше, чем у мужчин.
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  РЫНКА ТРУДА В  РОССИИ
     Рынок  труда  представляет  собой  один  из  трех основных типов рынка в современной   экономике   наряду   с   рынком   товаров   и рынком    капитала. В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. 
    Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи. 
В 2004 году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продлится еще несколько лет. Особенно высокие потребности испытывают Москва и Санкт-Петербург. Российская экономика активно развивается, и рынок труда реагирует ростом потребностей на все категории персонала — от рабочих до топ-менеджеров. Эксперты прогнозируют, что через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов. Такая ситуация связана с демографическим кризисом в стране, что ведет к постоянному уменьшению доли трудоспособного населения — граждан в возрасте от 25 до 40 лет.
 
 

        Рынок труда и  заработная плата.
 
    Заработная  плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной  трактовкой понятия «труд». В широком  смысле заработная плата – это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.
    В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование  единицы труда в течение определенного  времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.
    Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в  течении определенного периода  времени. Реальная заработная плата  – это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен.
   ЗП/Ц
 
 
 

  ЗП/Ц2 
 
 
 
 

  ЗП/Ц1

               0       Т2                                        Т1       T       рис.1 Кривая спроса на труд
       Цены на факторы производства, в т.ч. на труд, определяются  на основе закона спроса и  предложения. Классическая теория  занятости предполагает построение  функции совокупного спроса на  труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд  возрастает. Эту зависимость отражает кривая спроса на труд, показанная на рис.1. Точки на оси абсцисс (Т) – величины требующегося труда, а на оси ординат (ЗП/Ц) – величины реальной заработной платы (3П/Ц). Точка с координатами (Т1; ЗП/Ц1) является примером того, что низкой заработной плате ЗП/Ц1 соответствует большой спрос на труд Т1, и наоборот (точка с координатами (Т2; ЗП/Ц2)).
    Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда  показывает, что при повышении  реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается (см. рис.2).
  ЗП/Ц 
 

 
 
 
 
 
 
 
 


      0          T
             рис.2 Кривая предложения труда

              ЗП/Ц       Эффект
          дохода
     ЗП/Ц1

 
 

                                                    Эффект
                              ПТ      замещения 
 
 
 
 
 

    0       T1      T
               рис.3 Эффект замещения и эффект дохода
При увеличении заработной платы каждый момент отработанного  времени лучше оплачивается, следовательно, каждый момент свободного времени является для работника упущенной выгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительной работой. Из этого следует, что свободное время замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Этот процесс называется эффектом замещения. На рис.3 приведена кривая увеличения предложения труда при росте заработной платы; этот процесс проявляется до точки с координатами (Т1; ЗП/Ц1), т.е. точки, в которой предложение труда, достигнув максимального уровня, начинает сокращаться.
Сокращение предложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за действия эффекта
дохода (противоположного эффекту замещения). Во-первых, человек располагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть, из которых ему к тому же просто необходимо отдыхать; во-вторых, когда работник достигает определенного уровня благосостояния, меняется его отношение к свободному времени, увеличить количество которое в данном случае можно лишь при сокращении дополнительной работы. Данная зависимость предложения рабочей силы от уровня заработной платы в форме проявления в определенный момент эффекта дохода характеризует индивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц. Для экономики в целом функция совокупного предложения труда всегда будет возрастающей из-за циркуляции рабочей силы.
    Особую  важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и совокупного  предложения для достижении рыночного  равновесия. Очевидно, что оно достигается  в точке Р, которой соответствует  определенный уровень заработной платы ЗП/ЦР и заданное этим уровнем предложение труда ТР. Это означает, что все предприниматели, согласные платить зарплату ЗП/ЦР, находят на рынке необходимое количество работников. Точка Р определяет положение полной занятости.
    ЗП/Ц 

   ПТ        СТ
      ЗП/Ц1 
 
 

                            P
      ЗП/ЦР
      ЗП/Ц2

                    ТР        T
  рис.4 Формирование равновесия на рынке труда
В случае превышения зарплатой уровня равновесной  цены (в точке с ординатой ЗП/Ц1) предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда.
    В случае снижения уровня заработной платы (например, до уровня ЗП/Ц2) по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.
    Как в первом, так и во втором случаях  равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние  полной занятости. Но размер заработной платы зависит не только от колебаний спроса на труд и предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма работников. Различные виды работ могут быть в разной мере привлекательными для человека, требовать разных затрат на профессиональное образование, поэтому заработная плата должна стимулировать, например, выполнение менее престижных видов работ или компенсировать материальные затраты на образование. Такая дифференциация в заработной плате называется «уравнивающими различиями». 
 
 
 
 

Глава 2.Необходимость и  возможность регулирования  рынка труда на современном этапе  развития рыночной экономики  в России. 

2.1 Механизм саморегулирования  рынка труда. 

    К основным рычагам саморегулирования  рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.
    На  рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.
    Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.
    В процессе саморегулирования рынка  труда не менее важна роль прибыли  предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь  из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда). 

    Доход фирмы является экономической основой  ее инвестиционной активности. По размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.
    Из  этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей  цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.
    Цена  труда также колеблется в зависимости  от спроса и предложения труда  на рынке, как это уже отмечалось в Главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.
    Таким образом механизм саморегулирования  рынка труда приводит его к  такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с  ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме  резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности.

              100%


            80%  
 

            60%
                                    Национальный
                                     доход
            40% 
 

            20%
 

       0
                              20%        40%       60%       80%      100%
                              Население
                                           рис. 5 Кривая Лоренца
 
      Все меры по сдерживанию инфляции  в конечном итоге ведут к  росту безработицы.
    Цена  труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода. Западные экономисты используют так называемую кривую Лоренца (см. Рис.5) для изучения распределения доходов между разными группами населения. Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Поэтому кривая Лоренца (если рассматривать ее с экономико-математической точки зрения) при продвижении от беднейших слоев населения к богатейшим получает все больший угловой коэффициент наклона касательной, т.е. поднимется все круче.
    Существуют  также различия в степени неравенства  доходов между разными странами, например, в США, оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий является тот факт, что в европейских странах государство более широко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.
    В этой связи сторонники рыночного  саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство  государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.
    Фактически  такой подход к регулированию  рынка труда какой-либо страны с  рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип естественного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, т.к. она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят. Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства является объективно необходимым фактором для достижения необходимого баланса интересов и социальной стабильности в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Государственное  регулирование рынка  труда и его  необходимость в  России. 

    Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.