На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформы Петра 1

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственный комитет по высшему  образованию  

УХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 

Кафедра:

 ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Контрольная работа 1

Студента 1 курса, Группы ПЭМГ

Прусс Александра Михайловича

 
 
      Тема: РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО 
 
 
 
 
 
 

г. Ухта 1998 г. 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

     Введение …………………………………………………………………………….. 2
     Исторические  условия и предпосылки петровских  реформ ………………………. 3
       Военная реформа…………………………………………………………. 4
       Реформа органов власти и управления ………………………………… 6

       Реформа сословного устройства русского общества …………………. 7

       Церковная реформа ……………………………………………………… 7
       Реформа в области культуры и быта …………………………………… 9
     Итоги  реформ ………………………………………………………………………… 10
     Историческое  значение реформ …………………………………………………….. 18
     Заключение  …………………………………………………………………………… 19
    Список  использованной литературы ……………………………………………….. 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
      Личность  Петра I (1672-1725) по праву относится  к  плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено  преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
      Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников       его        преобразований.      Спор       продолжался   и позже. В XVIII в. М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".
      В конце  XVII в., когда на русском  престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный  момент  своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к  Черному, ни  к  Балтийскому, через которые  могла  бы  развивать  внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали  свои  поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
      Между старым, родовитым боярством  и  служивыми  людьми - дворянами шла  ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания  крестьян и городских  низов, которые боролись и против  дворян, и против бояр, т.к.  они все были феодалами - крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств таких как Швеция которые не прочь, были захватить и подчинить себе русские земли.
      Необходимо  было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем  моря, создать  отечественную  промышленность, перестроить систему управления страной.
      Для коренной ломки старого уклада России нужен был  умный и талантливый  руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.
      Петр  не только постиг веление времени, но и отдал  на  службу этому велению  весь  свой  незаурядный  талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать  делу  государственный размах. Петр  властно  вторгался  во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.
      История России  до  Петра Великого и  после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ  предшествующего и  последующего времени состояло в  том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни  народа, в то  время  как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.
      Мы, люди конца  XX  века, не  можем  в  полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали  их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М.Н. Погодин в 1841  году, т.е.  почти полтора столетия  после  великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы  ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку  над  нами, и  которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".
      Созданное в России Петром пережило и поколение  Погодина, и следующие поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в  1874  году, т.е.  спустя 170 лет после первого (1705).Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., т.е.  206 лет; синодальное устройство  православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т.е.  в течение 197 лет, система подушной подати  была отменена лишь  в 1887 г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г.
      Иначе говоря, в  истории  России  мы найдем немного сознательно созданных  человеком институтов, которые просуществовали  бы так долго, оказав  столь  сильное  воздействие на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы  политического сознания, выработанные  или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как  традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения. 
 
 

ИСТОРИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ
ПЕТРОВСКИХ  РЕФОРМ 

      Страна  стояла накануне великих  преобразований. Каковы  же были предпосылки петровских реформ?
      Россия  была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
      Промышленность  по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно  уступала промышленности западноевропейских стран.
      Русское войско в значительной  своей  части  состояло  из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и  неповоротливый  приказной  государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны.
      Отставала Русь и в области духовной культуры.  В народные массы просвещение почти не проникало,  и даже в правящих  кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
      Россия XVII века самим ходом исторического  развития  была поставлена перед  необходимостью коренных реформ,  так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
      Следует отметить, что к этому времени  истории нашей страны уже произошли  значительные сдвиги в ее развитии.
      Возникли  первые промышленные предприятия  мануфактурного типа, росли  кустарные промыслы,  ремесла,  развивалась торговля сельхозпродуктами.  Непрерывно возрастало общественное и  географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка.  Город отделялся  от  деревни.  Выделялись промысловые и  земледельческие  районы.  Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
      Во  второй  половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси,  все более отчетливо  оформляется абсолютизм.
      Получили  дальнейшее развитие русская культура  и  науки: математика и  механика,  физика  и химия,  география и ботаника, астрономия и "рудознатство".  Казаки-землепроходцы  открыли  ряд новых земель в Сибири.
      Белинский был прав,  когда говорил о  делах и людях допетровской России:  "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам!"
      XVII век был временем, когда Россия  установила постоянное общение  с Западной Европой, завязала  с ней более тесные торговые  и дипломатические связи,  использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и  просвещение. Учась  и  заимствуя,  Россия развивалась самостоятельно,  брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа,  которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.
      Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались  народом". Уже до Петра начертана  была довольно цельная преобразовательная программа, во многом  совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при  мирном  ходе  дел  могло рассрочиться на  целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным  и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.
      Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие  реформы: военную, органов власти и  управления, сословного устройства  русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
      Следует отметить, что  основной  движущей  силой петровских реформ стала война. 

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

 
      В этот период происходит коренная реорганизация  вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в  связи  с этим ликвидируется  поместное  дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки  с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии  с  общеармейскими уставами.
      Военные реформы  занимают особое место среди  Петровских преобразований.  Они имели наиболее ярко  выраженный  классовый  характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной  структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.
      Задачи  создания современной боеспособной армии и флота  занимали юного царя еще до того,  как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое,  часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства.  Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы".
      "Игра  в солдатики",  которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг.  становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере,  около Переславля - Залесского,  несколько  небольших  кораблей  под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" -  Семеновский и Преображенский.  Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".
      Семеновский и  Преображенский полки стали  ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во  время Азовских  походов 1695-1696 гг.  Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время.  В казне не  было необходимых средств,  и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям  светских  и  духовных землевладельцев.  С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра,  Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,  имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.
      Начало  Северной войны стало толчком  к  окончательному  созданию регулярной армии.  До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского  ополчения  и  различных  полурегулярных   формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то,  что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические  созывы  ополчения  были заменены систематическими рекрутскими наборами.  В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический  принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г.  был произведен первый рекрутский набор,  с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными.  С 20  дворов брали одного человека, холостого, в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат  и матросов).  Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен.  Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,  обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская,  артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский,  а в 1720 г.  - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии.  К концу Северной войны Петр имел  огромную,  сильную армию - 200 тыс. человек  (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной,  растянувшейся почти на четверть века войне.
      Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
    создание боеспособной регулярной армии,  одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими  основными противниками и побеждать их;
    появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
    создание мощного военного флота;
    гигантский  рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.
 
      Развитие  металлургии  способствовало  значительному  росту производства артиллерийских  орудий, устаревшая  разнокалиберная  артиллерия заменялась орудиями новых образцов.
      В армии было впервые произведено  соединение  холодного  и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило  огневую и ударную мощь войска.
      В начале  XVIII в.  впервые  в истории  России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не  уступало созданию  регулярной  армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов  военного кораблестроения того времени. 
 
 

РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 
      В первой четверти XVIII в. был осуществлен  целый  комплекс реформ, связанных  с  перестройкой  центральных  и местных органов власти и  управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного  аппарата абсолютизма.
      С 1708 года Петр I начал перестраивать старые  учреждения и заменять  их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.
      Вся полнота   законодательной, исполнительной  и  судебной власти сосредоточилась  в руках Петра, который после  окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти -  Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.
      Взамен  устаревшей системы приказов было создано 12  коллегий, каждая из  которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по  тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное  число  контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
      В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка  органов власти и управления на  местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
      Во  главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в  своих   руках   исполнительную   и   служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только  императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
      Губернии  в 1719 г.  были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе  провинции стоял воевода с  провинциальной  канцелярией при  нем. Провинции в свою очередь  делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После  введения  подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
      Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный  продворянский  характер  и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на  местах. Но она одновременно  еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство. 
 
 

РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА 

      Петр  ставил своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого  нужно было распространить среди  дворян знания,  повысить их культуру,  сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей,  которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.
      Петр  добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим  почетным правом, своим  призванием, умело  править страной  и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр  установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.
      Указами 1712, 1714  и  1719 гг.  был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность  и  прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу  Петра, имели  возможность получить  любой  военный  или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности. 

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

 
      Важную  роль в утверждении  абсолютизма  играла  церковная реформа. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из  митрополитов, выполнявшему функции  "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г.  патриаршество  было  ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.
      Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной  политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата  абсолютистского государства. Параллельно с этим государство  усилило контроль за доходами церкви и систематически  изымалась  значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
      Во  второй половине  XVII  в.  позиции  Русской  православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили  политику, направленную на укрепление этих позиций.
      Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной  жизни, была направлена прежде всего  на как можно более эффективное  использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его  занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.
      Петр  распоряжается провести ревизию  для переписи имущества Патриаршего дома.  Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупотреблениях, Петр  отменяет выборы нового патриарха,  поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  "местоблюстителя патриаршего  престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское  учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства,  право распоряжаться своей собственностью.
      Петр, руководствуясь просветительской идеей  об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов  общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов:  за разрешением на постриг  теперь нужно было  обращаться  в Монастырский приказ.  Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.
      Сложившиеся отношения  между церковью и властью требовали нового  юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового  органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод",  официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра.  Современник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил:  "Вот вам  духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".
      Принятие  Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных  чиновников,  тем  более  что  для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.
      Реформа церкви осуществлялась параллельно  с  податной  реформой, проводились  учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в  подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%).
      Петр  осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской  церковью. Уничтожение патриаршества  отражало  стремление  Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии  петровского  времени  "княжескую" систему церковной  власти. Объявив  себя  фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко  использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на  исповеди  священнику  в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем  противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь  стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и  на  ее  гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов. 
 
 
 

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

 
      Главным содержанием реформ в этой области было  становление и  развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
      Важные  изменения в  жизни  страны  решительно  требовали подготовки квалифицированных  кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание  новых  учебников, пришедших  на смену церковным.
      Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому  кирилловскому  полууставу. Для  печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных  актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.
      Развитие  книгопечатания сопровождалось началом  организованной книготорговли, а  также  созданием и развитием сети библиотек. С 1702 г.  систематически выходила первая русская газета "Ведомости".
      С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.
      В это  время  появились  крупные  технические новшества и изобретения, особенно в развитии  горного  дела  и  металлургии, а также  в военной области.
      В этот период написан ряд важных работ  по истории, а  созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору  коллекций исторических и мемориальных предметов и  редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать  копии  летописей, грамот, указов   и других актов. Это было началом музейного дела в России.
      Логическим  итогом всех мероприятий в области  развития науки и просвещения  было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.