На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Суверенитет РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Государство и суверенитет. 
Содержание
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 
     Субъекты  занимают центральное положение  в международном праве. Характерные  черты международного права определяются особенностями его субъектов. Оно  существует для регулирования отношений  между суверенными субъектами, для  обслуживания их интересов.
     Круг  субъектов международного права  отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права  как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его  субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями.
     Государства являются основными субъектами международного права. Следовательно, большое внимание в лекции будет уделено рассмотрению вопросов об особенностях данного субъекта, основных правах и обязанностях государств. Складывающаяся политическая обстановка в мире позволяет утверждать, что вопросы о международном признании и правопреемстве государств являются на сегодняшний день очень важными и актуальными.
     В современном международном праве  ведутся дискуссии по поводу правосубъектности физических лиц, поэтому данный вопрос также является весьма актуальным.
     В данной работе рассматривается - понятие субъектов международного права, содержание международной правосубъектности, раскрывается понятие международно-правового признания, его значение для международный отношений, содержание конститутивной и декларативной теории признания, анализируются виды и формы признания, юридические и политические критерии, которыми пользуются государства в ходе признания новых государств и правительств.
 

      ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ.

1.1. Понятие субъектов.

     В общей теории права признано, что  субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное право, как уже отмечалось, - самостоятельная  правовая система. Поэтому понятия и категории, используемые в национальном праве различных государств, не всегда идентичны по содержанию понятиям и категориям международного права. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.1
     Субъект международного права – это независимый (не подчиненный какой-либо политической власти извне) участник международных  отношений, обладающий правами и обязанностями, установленными международными договорами.
     Необходимо  заметить, что содержание термина  «международная правосубъектность» в  нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности.2
     В самом общем плане международную  правосубъектность можно определить как юридическую способность  лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности  образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую.
     Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.3
     Правоспособность  – это способность субъекта международного права иметь субъективные права  и юридические обязанности.
     Дееспособность  означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.
     Деликтоспособность  – способность нести юридическую  ответственность за совершенные  правонарушения.
     Признаки  субъектов международного права:
     1) субъекты международного права  – это лица, участники международных  отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся:
     известная внешняя обособленность;
     персонификация (выступление в международных  отношениях в виде единого лица);
     способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
     участвовать в принятии норм международного права.
     2) все субъекты международного  права – это такие лица, которые  приобрели свойства субъекта  в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права.
     Субъекты  международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.4
     Общая правосубъектность – это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства, а также нации, борющиеся за свою независимость (первичные субъекты).
     Отраслевая  правосубъектность – это способность  акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации.
     Специальная правосубъектность – это способность  акторов быть участником лишь определенного  круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью обладают, например, физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и др.).
     Категории субъектов международного права:
     Первичные (основные, суверенные) – государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость;
     Производные (несуверенные) – международные  организации; государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский орден).
     Первичные (основные) субъекты международного права (государства и нации, борющиеся  за независимость) в силу присущего  им государственного или национального  суверенитета ipso facto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.5
     Не  существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.
     Юридическим источником правосубъектности для  производных (несуверенных) субъектов  международного права служат их учредительные  документы. Такими документами для  международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.6
     Таким образом, субъекты международного права  должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

1.2. Сущность и теории  признания субъекта.

     Международно-правовое признание – признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения.
     В доктрине существуют две теории признания:
     1. Декларативная теория исходила  из того, что государство является  субъектом международного права  с момента своего возникновения.  Признание не наделяет государство  международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.
     2. Конститутивная теория базировалась  на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, «конституировало» государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств.7
     Формы признания:
     1) юридическое признание, которое в свою очередь подразделяется на:
     а) признание де-юре (de jure) - является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание;
     б) признание де-факто (de facto)  - является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.
     2) фактическое признание (неофициальное).
     Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов  как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).
     Признание правительства – признание государствами  нового правительства какой-либо страны, пришедшего к власти неконституционным путем.8
     Попытки выработать критерии признания правительств, пришедших к власти неконституционным  путем, успеха не имели. Принято считать, что такое признание является обоснованным в том случае, если учитываются следующие обстоятельства:
     деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле;
     правительство осуществляет эффективную власть на территории государства;
     установлен  демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека;
     отсутствует вмешательство во внутренние дела государства  при приходе правительства к  власти.
     Таким образом, под международно-правовым признанием понимается признание в  соответствии с международным правом существующими государствами новых  государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения.
 

      ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВ.

2.1. Понятия государства  и его признаки.

     Государство – это единая политическая организация общества, кот. распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.
     Признаки:
     1) Территориальная определенность, наличие  четко обозначенных государственных границ – государство осуществляет охрану данных границ от нападений извне;
     2) Тесная, устойчивая связь населения  с офиц.властью в виде гражданства  или подданства (подданные не имеют к государству никаких прав);
     3) наличие публичной власти, которая  выделена из общества и с  этим обществом не совпадает.  Публичная власть состоит из  особых отрядов вооруженных людей (армия, полиция, милиция, тюрьмы, суды, весь чиновничий аппарат правообеспечительных органов);
     4) Обязательные платежи в бюджет  – налоги, штрафы, пени, пошлины и  сборы; 
     5) Суверенитет: внутренний (независимость  от внутренних угроз), внешний  (независимость от внешних угроз);
     6) Наличие правовых норм.
     Раскрыть  сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Однако реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение классовых и общих задач государства. С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации классового господства, с др. – расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. В каждом конкретном государстве есть общее, характерное для всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы государств, и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме) 9.
     Подобно другим «парным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д. Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный полит.аспект. Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во- первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства складывается из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, полит.) режима.

2.2. Форма и типы  государства.

     Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и др.факторы.
     Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
     В настоящее время существует два  подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный. Первый из них основан на отнесении государства к определенной цивилизации можно выделить следующие виды цивилизации и соответствующих им типов государства:
     1) восточные, западные и смешанные (промежуточные);
     2) древние, средневековые и современные;
     3) крестьянские, промышленные и научно-технические;
     4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;
     5) локальные, особенные и современные.
     Рассматривая  данный вариант типологии, следует  отметить два момента. Во-первых, здесь  не выделяется то главное, что характеризует  государство, - принадлежность политической власти. Во-вторых, это недостаточная разработанность такой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответственно типов государства. Более надежной представляется типология, основанная на характере властеотношений, т.е. сути власти, ее классовой (социальной) принадлежности, которая к тому же дает четкое и последовательное выделение типов государства и их смены в процессе исторического развития человечества. Цивилизационный же подход может служить своего рода дополнением этой типологии. Именно такой подход к классификации государств применялся в нашей науке, причем в его основе лежало понятие исторического типа государства. Исторический тип государства – это совокупность основных, важнейших черт государства определенной общественно- экономической формации, выражающих его сущность и социальное назначение (а также совокупность государств, относящихся к одной общественно-экономической формации и имеющих единую сущность. Существенным недостатком такой типологии в прошлом была узкая трактовка классового подхода, игнорирование общесоциальной роли государства. Тем не менее был получен ряд ценных для теории результатов:
     1) установлена зависимость типа  государства, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации;
     2) были объединены в одни классификационные  группы государства, имеющие единый – по отражению классовых интересов – характер власти;
     3) появилась возможность выявлять  общее и особенное в организации, целеполагании, функционировании и развитии государств, входящих в указанные типы;
     4) были выявлены закономерности  смены одного типа государства другим – соответственно сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит феодальное государство, а его сменяет буржуазное10.
 

      3. ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ.

 
 
 
     Правопреемством государств принято называть переход  с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому.
     Правопреемство - сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. - Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Эти конвенции определяют, что могут применяться только к последствиям правопреемства, а это означает, в частности, что соответствующие территориальные изменения сами по себе не рассматриваются как правопреемство, а являются лишь его основаниями. Вместе с тем из положений о применимости конвенций можно сделать вывод, согласно которому буквальный смысл термина «правопреемство» означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государства-субъекта к другому государству - субъекту международного права.11
     Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в случаях возникновения нового государства - субъекта международного права; возникновения нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; разделения одного государства на несколько новых государств; объединения нескольких государств в одно государство; отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства и т. д.
     Согласно  Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной  собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.
     Государственные архивы являются частью государственного имущества. В связи с этим правила  правопреемства в отношении государственных  архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собственности как таковой.
     Когда государство разделяется и прекращает свое существование и на бывшей его территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику.12
     Однако  проблема целостности архивных фондов, исключительная важность содержащейся в них информации порождают определенную специфику этого вопроса. Поэтому Венская конвенция 1983 г., касаясь разделения государства, устанавливает при решении вопроса принцип справедливости и учета всех соответствующих обстоятельств. Подробнейший подход определен при правопреемстве нового независимого государства. В частности, в определенных Конвенцией случаях он предусматривает возможность заключения соглашений между новым независимым государством и государством-предшественником по поводу перехода или надлежащего воспроизведения частей государственных архивов последнего «таким образом, чтобы каждое из этих государств могло самым широким и справедливым, насколько это возможно, образом извлекать пользу из этих частей государственных архивов государства-предшественника» (ст. 28). Соглашения подобного рода не должны наносить ущерб правам народов государств-участников на развитие, на информацию об их истории и на их культурное достояние. При этом государство-предшественник обязано предоставить новому независимому государству достоверные архивные сведения, которые касаются титулов на территорию или границы последнего или необходимы для выяснения смысла определенных документов государства-предшественника, переходящих к новому независимому государству. Государство-предшественник обязано также сотрудничать с государством-преемником в деле возвращения ему любых архивов, принадлежащих территории - объекту правопреемства - и рассеявшихся в период зависимости.13
     Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного, субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.
     Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств само по себе не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому она однозначно исходит из того, что, когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.. В остальных случаях, т. е. при передаче части территории государства, отделении части или частей его территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник либо государства прежнего субъекта) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение, заключенное новым независимым государством, не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и осуществление этого соглашения не должно подрывать основ экономического благосостояния данного государства. Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает как новое независимое государство в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части или частей территории другого государства либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.14
     Таким образом, правопреемство - это сложный  международно-правовой институт, который предполагает переход определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому, с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве.
 

      4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА.

 
 
 
     Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.
     Верховенство  государственной  власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.