Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория потребительского выбора

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     В процессе своей жизнедеятельности  человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные  свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку  всегда существуют ограничения для  их полного удовлетворения, такие  как земля, труд, капитал. Поэтому  возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить  собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных  благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен  между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования  и сиюминутного потребления, между  малым количеством дорогостоящих  и большим количеством дешевых  товаров.
     Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
     Цель  написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса.
     Предмет исследования – Экономические отношения, образующие сущностную и содержательную основу процесса деятельности потребительского выбора.
     Объект  исследования – деятельность потребительского выбора с его количественными и качественными характеристиками.
     Теоретической базой исследования послужили общие работы по микроэкономике, научно-популярные статьи, профессиональные сайты, профильные газеты и журналы. В качестве источниковой базы были использованы словари, энциклопедии. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические основы потребительскогго выбора.
      Основные понятия и определения:Кардиналистская концепция. Теория предельной полезности.
     Основными субъектами микроэкономики являются потребители (домохозяйства) и фирмы. С точки зрения микроэкономики потребитель - это один или несколько человек, имеющих собственный бюджет и способных рационально приобретать товары для собственного потребления.        В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Благо в теории потребления — это любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое,предсказуемое) удовлетворение потребителю, то есть повышающий уровень его благосостояния. Чаше всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (комплектах, или «корзинах»).1
Поскольку обычно существует множество платных благ, перед потребителем постоянно стоит  проблема выбора между несколькими  благами. Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды, или отдачи при имеющихся возможностях. Эта выгода, при потреблении представляющая собой уровень благосостояния, или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью. Основы теории потребления исходят из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетом и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.                                  В экономической теории потребительское поведение рассмат- 
ривается с позиций кардиналистской и ординалистской концепций2
Кардиналистская концепция анализирует поведение потребителя на 
основе теории предельной полезности. Ординалистский подход  является более современным, он описывает поведение потребителя с помощью предпочтения, или ранжирования. Теория потребительского выбора позволяет глубже понять, что стоит за кривой спроса, осознать взаимосвязь полезности блага, его цены и дохода потребителя.

    Кардиналистская (количественная) теория потребительского поведения опирается на следующие основные предположения:
    • в основе поведения потребителя лежит его субъективное 
представление о полезности блага;

    полезность блага поддается количественному измерению в условных единицах - ютилях;
    потребитель всегда ведет себя рационально, т. е. стремится 
    получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность;

    потребитель обладает необходимой информацией, точно знает 
    об уровне цен всех товаров и располагаемого дохода;

    выбор потребителя ограничен его бюджетом.
    Эти предположения в общих чертах характеризуют поведение потребителя на рынке.3
    В  кардиналистской концепции полезность является главным фактором потребительского выбора.
    Субъективная  оценка полезности блага зависит  от степени насыщения потребности в нем. Чем выше интенсивность потребности, тем выше полезность блага и больше спрос на него.
    Полезность  блага зависит также от запаса этого блага, предназначенного для потребления. При увеличении запаса определенного блага оценка полезности начинает снижаться. При уменьшении запаса блага, напротив, полезность и спрос возрастают.        
  Концепция субъективной полезности разграничивает понятия общей и предельной полезности.
    Общая полезность (TU – total utility) - это совокупная полезность всех потребляемых благ.
    Предельная  полезность (МU – marginal utility) – полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления товара на одну дополнительную единицу.
    Общая полезность возрастает при увеличении количества потребляемых благ, предельная же полезность носит убывающий характер.
    Таким образом, предельная полезность обратно  пропорциональна объему потребления. Данное положение носит фундаментальный характер, относится ко всем благам и называется законом убывающей предельной полезности.4 Этот закон утверждает, что по мере того как объем потребляемых благ растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается. 
    Хотя  общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности. Когда величина общей полезности достигает максимума, предельная полезность последней единицы блага оказывается равной нулю. Общая полезность убывает при отрицательных значениях предельной полезности.
   Для большинства товаров закон убывающей предельной полезности начинает действовать уже со второй единицы блага.
   Поскольку предельная полезность каждой дополнительной единицы блага убывает, потребитель будет наращивать закупки только при условии снижения цены товара. Соответственно, если цена будет расти, то потребитель станет сокращать закупки, отказываясь постепенно от тех единиц блага, которые приносят ему меньшее удовлетворение. Следовательно, закон обратной зависимости величины спроса от цены вытекает из закона убывающей предельной полезности. Кривая предельной полезности, как и кривая спроса, имеет отрицательный наклон и ту же конфигурацию.
   При заданных ценах покупатель стремится так распределить свой ограниченный денежный доход между множеством товаров и услуг, чтобы получить максимальное удовлетворение от их потребления, т.е. задача потребителя состоит в максимизации функции полезности ТU = f(QA;QB; …; Qn) при бюджетном ограничении.
   Четко представляя себе предельную полезность каждой приобретаемой единицы блага, рациональный потребитель будет соизмерять полученное удовлетворение со своими расходами на покупку этого блага. Эти расходы зависят от цены товара или услуги, поэтому потребитель будет определять предельную полезность в расчете на затраченный рубль, или взвешенную по цене предельную полезность: 
 

    где Р - цена товара.
    В соответствии с собственными представлениями  о полезности благ потребитель будет  склоняться в сторону приобретения того товара, который в данный момент приносит ему большую предельную полезность в расчете на рубль дохода. Вследствие подобных колебаний наконец наступит момент, когда взвешенные по ценам предельные полезности покупаемых товаров в расчете на один рубль окажутся одинаковыми.
    Это условие может быть распространено на любое число товаров и услуг. Поэтому если рациональный потребитель покупает множество (N) товаров и услуг, то он соблюдает правило максимизации полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единиц оказываются одинаковыми. В аналитической форме это правило имеет вид5:
=
     Данное  равенство достигается следующим  образом: потребитель, имея информацию о ценах на товары и оценив полезность каждого товара в ютилях, так распределяет свой бюджет, чтобы купить такое количество каждого товара, которое позволит ему получить максимум удовлетворения. Количественная оценка полезности какого-либо товара или товарного набора имеет исключительно индивидуальный, субъективный характер.
1.2 Правило максимизации  полезности
     Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью  следующей формулы: 

     
     где ? - средняя предельная полезность на одну единицу денежных затрат личного  бюджета потребителя или предельная полезность одной денежной единицы (1 рубля).
     Данное  равенство достигается следующим  образом: потребитель, имея информацию о ценах на товары и оценив полезность каждого товара в ютилях, так распределяет свой бюджет, чтобы купить такое количество каждого товара, которое позволит ему получить максимум удовлетворения.
     Повышение цены на какой-либо товар при неизменности цен на остальные товары и бюджета  потребителя снизит объем спроса потребителя на этот товар. Чтобы  восстановить равенство, нужно увеличить  предельную полезность этого товара, что достигается за счет сокращения объема его потребления. Из аналогичных  рассуждений следует, что снижение цены товара ведет к увеличению спроса на него. В этом суть закона спроса: объем спроса увеличивается при  снижении и уменьшается при повышении  цены товара.
     Если  при неизменных ценах растет бюджет потребителя, то он может увеличить  общую полезность за счет увеличения объема спроса тех товаров, у которых  предельная полезность больше нуля.
     Указанное равенство можно интерпретировать и следующим образом: отношение  предельной полезности товара (MUA ) к его цене (PA ) представляет собой прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на товар А на 1 рубль. В состоянии оптимума потребителя все подобные соотношения для реально покупаемых товаров должны быть равны друг другу, и любое из них может рассматриваться как предельная полезность 1 рубля. То есть 1 рубль, потраченный на покупку любого товара, обеспечит одинаковую полезность потребителю. Величина соотношения показывает, на сколько ютилей увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 рубль.
     Правило максимизации полезности и логически  согласующуюся с ним кривую спроса необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цены. Это вызвано  тем, что при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого  товара снижение цены выступает одним  из способов, при помощи которого можно  побудить потребителя к последующим  покупкам этого товара. Каждая последующая  продажа одного и того же товара возможна лишь при условии извлечения потребителем дополнительной выгоды от снижающейся цены и при неизменном доходе, т.е. его потребительском бюджете, а также сравнительно более высоких ценах взаимозаменяемых товаров.
     Ценность  данного правила потребительского поведения состоит в его логическом значении и аргументации, основывающейся на здравом смысле. Этим правилом можно  пользоваться не только в сфере расходования денежного бюджета, но и бюджета  времени, а также при выборе других ценностных ориентаций. Во всех подобных случаях решается одна и та же задача - распределение какого-либо ограниченного  ресурса между альтернативными  сферами его использования. Перемещение  ресурса из сферы с низкой предельной полезностью в сферу с высокой  предельной полезностью будет осуществляться до тех пор, пока не будет достигнута точка равновесия, соответствующая  максимальной предельной полезности.
      Правило максимизации полезности: 

 Предельная             Предельная         Предельная        Средняя предельная
  полезность              полезность          полезность       полезность на единицу
   набора А        =       набора В      =     набора D    =   денежных затрат  
Цена  набора А     Цена набора В      Цена набора D    бюджетного дохода 
 

    1.3. Ординалистский подход к анализу потребительского выбора.
    Современный вариант модели потребительского поведения  основывается на менее жестких положениях, чем количественный подход.
    Прежде  всего от потребителя не требуется  умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все товары по их «предпочтительности». Это означает, что потребитель всегда может сказать, как он относится к сравниваемым благам: либо он предпочитает один товар другому, либо они для него равноценны.
     Порядковая  теория базируется на следующих гипотезах.
    Аксиома полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия. Это означает, что при наличии двух различных товарных наборов потребитель всегда предпочтет один из них другому или признает их равноценными (одинаково предпочтительными).
    Аксиома транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равнозначен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны. Гипотеза транзитивности позволяет однозначно расставить в определенной последовательности (проранжировать) всевозможные сочетания благ независимо от очередности их попарного сравнения. Гипотеза транзитивности гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: набор А предпочтительнее набора В, набор В предпочтительнее набора С и в то же время набор С предпочтительнее набора А.
    Аксиома ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству. То есть, если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то набор А предпочтительнее набора В. Данная гипотеза предполагает, что увеличение потребления любого товара (при фиксированных объемах потребления других товаров) улучшает положение потребителя.
     Данная  аксиома исключает возможность  нисходящей ветви графика общей  полезности и отрицательных значений предельной полезности.
    Аксиома независимости потребителя: удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им товаров и не зависит от количества товаров, потребляемых другими. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как эффект присоединения к большинству (покупается то, что покупают другие), эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы), эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление, целью которого является создание особого впечатления). Все это означает, что потребитель не руководствуется чувством зависти и сострадания по отношению к окружающим.
        В порядковой теории полезности  понятие «полезность» означает  порядок предпочтения товаров  (товарных наборов) потребителем. Поэтому задача максимизации  полезности сводится к задаче  выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него товарных наборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Кривые безразличия и бюджетное ограничение.   Равновесие потребителя
2.1 Кривые безразличия
     Одним из основных инструментов анализа в  порядковой теории полезности является кривая безразличия. Графически система  предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия, которые  впервые были применены английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.
Кривая  безразличия - это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.
 Кривая  безразличия показывает альтернативные  наборы товаров, обеспечивающие  потребителю одинаковый уровень  полезности. 

 рис.1 Кривая безразличия 
 

Свойства  кривых безразличия:
1) кривая безразличия,  расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий  уровень полезности;
2) кривые безразличия  для обычных благ всегда имеют  отрицательный наклон;
3) как правило,  имеют вогнутую форму, обусловленную  уменьшающимися предельными нормами  замещения;
4) кривые безразличия  никогда не пересекаются;
5) наборы благ  на кривых, более удаленных от  начала координат, более предпочтительны,  чем набор благ, расположенные  на менее удаленных от координат  кривых. Кривые безразличия могут иметь разные виды:
а) товары – абсолютные заменители, MRS=const 
б) абсолютно дополняемые товары (жесткая дополняемость),           MRS=0 
рис.2Виды кривых безразличия
в) частичное замещение и дополнение товарами друг друга6

Основным рабочим  понятием порядковой теории полезности считается предельная норма замещения MRS (MRS – marginal rate of substitution), которая показывает, от скольких единиц одного блага потребитель готов отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага, не меняя общий уровень полезности. Значения предельной нормы замещения, как правило, отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого. 
 

   Знак “минус” перед дробью вводится для того, чтобы отрицательное числовое значение предельной нормы замещения преобразовать в положительную величину.
   Поскольку кривая безразличия в большинстве случаев вогнута вниз, к началу оси координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения
  Наклон кривой безразличия отражает оценку потребителем относительной полезности каждого из благ.

Допустим, MRS = f (QC,QF).  Тогда – максимальное количество продукта С, от которого потребитель отказывается ради получения дополнительной единицы товара F, оставаясь на данной кривой безразличия.
 рис.3
Понятие “предельной  нормы замещения ”  в ординалистской концепции поведения потребителя имеет тот же смысл, что и предельная полезность в кардиналистской концепции. Но, используя его мы не прибегаем к измерению. Полезности в ютилях, а оцениваем предельную полезность одного блага в количестве единиц другого блага, от которого согласны отказаться.
     2.2. Бюджетная линия
     Карта безразличия представляет собой  графическое изображение системы  предпочтений потребителя. Потребитель  стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной  от начала координат кривой безразличия. Однако выбор потребителя зависит  не только от предпочтений, но и от экономических  факторов. Потребитель старается  максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом.
     Бюджетное ограничение указывает, что общий  расход должен быть не больше дохода. Не всякий товарный набор доступен потребителю. Если весь свой денежный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров Х и Y в количествах QX и QY по ценам PX и PY , то бюджетное ограничение может быть записано следующим образом: I = PX ?QX + PY ?QY .
     Решив это уравнение относительно QY , получим уравнение бюджетной линии: 

     Бюджетная линия – прямая, показывающая, какие потребительские наборы может приобрести покупатель, имея определённый доход(бюджет)
     Бюджетная линия изображена на рис.
     

     Рис4.  График бюджетной линии.
     Точки пересечения бюджетной линии  с осями координат можно получить следующим образом: если потребитель весь свой доход (I) израсходует на покупку товара Х, то он сможет приобрести единиц этого товара; аналогично, для товара Y - единиц.
Наклон  бюджетной линии равен отношению  цен цен соответствующих товаров:
     Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные  выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия  ограничивает сверху множество доступных  для потребителя товарных наборов.
     Изменение соотношения цен на товары приводит к сдвигу бюджетной линии по одной  из осей координат, что изменяет угол её наклона.
     При изменении дохода потребителя бюджетная  линия параллельно смещается  в соответствующую сторону.
     Таким образом, наклон бюджетной линии  зависит от соотношения цен потребляемых благ, а удаленность её от начала координат зависит от величины дохода потребителя.
     Товарные  наборы, расположенные ниже бюджетной  линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью  потратить бюджет потребителя.
     Для определения товарного набора, обеспечивающего  потребителю максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя  с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который  принадлежит наиболее удаленной  от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему  максимум удовлетворения. Такой набор  определит точка касания бюджетной  линии с наиболее отдаленной кривой безразличия
     
     Рис 5. Внутреннее равновесие потребителя. 

     Условие оптимума потребителя можно интерпретировать следующим образом. Соотношение, в  котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения. Предельная норма замещения двух благ характеризует субъективную оценку эквивалентности этих благ для конкретного потребителя, а соотношение их цен - объективную (рыночную) оценку их эквивалентности. Когда обе оценки совпадают, потребитель достигает максимальной удовлетворенности при своем бюджете, т.е. оказывается в состоянии равновесия.
Аналитически равенство можно выразить следующим образом: 
 
 

Состояние углового равновесия характерны для ситуаций, когда товары X и Y являются абсолютными субституциями (MRS=const) или жестко взаимодополняют друг друга (MRS=0).
  В графической интерпретации угловое равновесие потребителя можно представить следующим образом:
    При абсолютной взаимозаменяемости благ равновесие потребителя имеет место на одной из осей в вершине угла, образуемого бюджетной линией. Другими словами – потребитель воздерживается от покупки блага Y и все ресурсы направляет на покупку блага X.
    В случае абсолютной (жесткой) комплементарности (взаимодополняемости) благ равновесие потребителя всегда имеет место в вершине прямого угла. Это означает, что выбор потребителя является вынужденным и единственно возможным.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Глава 3. Изменение цен и дохода потребителя
Эффект  замены и эффект дохода
      Изменение цены какого-либо товара  влияет на объем спроса через  эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.
   Существуют, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е. Е.Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов. Сначала мы рассмотрим версию, предложенную Хиксом, как более общую. Затем покажем особенности решения, предложенного Слуцким.
3.1 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис. 2.8. Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам РX
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.