На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Правовая социализация личности и этапы формирования ее нормативно-правовой сферы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Реферат
     по  курсу: Судебная психология
     по  теме: Правовая социализация личности и этапы  формирования ее нормативно-правовой сферы
 

      Содержание 

Введение
1. Социализация  и социальная справедливость
2. Психология  правопослушного поведения
3. Правовая социализация и правопослушное поведение
Заключение
 

      Введение 

     От  личности как общественного явления  не может абстрагироваться ни одна из наук, в чем Вы имели возможность  убедиться в процессе изучения целого ряда общественных и юридических  дисциплин. Каждая из них затрагивает определенные грани ее взаимоотношений с социумом.
     Вся человеческая жизнь протекает в  рамках тех или иных социальных групп. Обучаясь в школе, поступив на работу, отдыхая, человек все время вступает во взаимоотношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями людей. В этих связях выделяются две системы:
     - деловые отношения, которые возникают между людьми как носителями определенных общественных функций;
     — личные отношения, складывающиеся на основе симпатий или антипатий, совпадения или расхождения интересов и т.д.
     Естественно, что обе эти стороны отношений, между которыми в правоприменительной  практике пролегает очень тонкая граница, оказывают сильное влияние  на формирование личности.
     Конкретная  социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, учебная группа, милицейское подразделение), называется малой или контактной группой.
 

      1. Социализация и  социальная справедливость 

     Более высокая форма их организации  называется социальной группой - множеством людей, объединенных общими социально значимыми целями и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Наиболее развитой социальной группой является коллектив.
     Основное  назначение социальной группы - целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации интересов группы.
     Социальные  группы подразделяются на большие (класс, партия, нация, государство, МВД) и малые (в рамках непосредственного личного контакта).
     Естественно, что в повседневной жизни люди включены не в одну, а в несколько малых групп. Внутри каждой из них у человека возникают наиболее близкие отношения с отдельными людьми на основе личных привязанностей, единства взглядов, стремлений. Круг этих людей образует так называемую первичную группу. Она часто выступает и как референтная, эталонная группа. Под нею понимается такое объединение людей, нормы которого признаются личностью как наиболее ценные. Так, молодой сотрудник органов внутренних дел ориентируется на более опытных старших товарищей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению такой позиции в группе, которая обеспечивает ему признание, уважение, поддержку.
     Социальная  группа организует внутригрупповые  отношения, регламентирует их. Располагая определенными мерами воздействия (санкциями), они регулируют поведение людей, обеспечивают устойчивость общественной жизни, направляют ее на удовлетворение общих потребностей.
     Положение человека в группе, его права и  обязанности определяют статус личности. Ее поведение в соответствии с общественным статусом называется социальной ролью. Под нею понимается обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия. В своей жизни люди одновременно выполняют несколько социальных ролей (отец, депутат, врач). Но в способы своих действий каждый из нас вносит определенную творческую индивидуальность. Межличностные отношения в малой группе, стиль ее жизнедеятельности в значительной мере определяются ее официальным руководителем (в формальной группе) и неофициальным, но наиболее авторитетным в каких-либо отношениях лицом - лидером (в неофициальной группе).
     Люди  часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат. — подобный). Ее не следует связывать с подражанием, которое относится к воспроизведению тех образцов поведения, что соответствуют установкам личности.
     Поведение человека в социальной группе регламентируется системой социальных норм и системой социальных мер воздействия, обеспечивающих подчинение нормам группы - социальным контролем. Широкая система мер одобрения и принуждения: вплоть до использования мер пресечения, используются для воздействия на личность в тех ее проявлениях, которые связаны с интересами социальной общности. Социальный контроль основан на соответствии поведения каждого человека с его эталонными образцами, установленными в данном обществе и основанными на всеобщем признании определенной системы социальных ценностей.
     Социальная  группа характеризуется не только общностью  целей, наличием внутригрупповых норм поведения и эталонных образцов, но и групповым сознанием, которое не совпадает полностью ни с общественным, ни с индивидуальным сознанием, в силу чего становится понятным утверждение о несистематизированности и обыденности группового сознания, т.к. оно формируется конкретными личностями, часто входящими и в другие группы.
     Сила  влияния социальной группы на личность объясняется тем, что оно осуществляется как на уровне сознания (об этом шла речь выше), так и подсознания. Именно через последнее формируются социальные установки - готовность человека к определенным действиям при определенных обстоятельствах.
     В своей микросреде человек вступает в непосредственные личные контакты, в ходе которых возникают межличностные отношения. Они, в свою очередь, зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса.
     Особое  влияние на нормативное поведение  и нормативные решения оказывает  фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. В силу тех причин, что личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы, люди со сходными их типами могут быть отнесены к номинальным нормативным группам. Благодаря выделению этих типов и групп, удается более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной нормативно-проблемной ситуации.
     Следует понимать, что социальная роль не сводится только к правовому статусу человека, его служебному положению и т.д., но и к требованию и ожиданию от него соответствующего поведения со стороны неформальных структурных элементов (групп, "общества" и др.)
     Социальная  группа является носителем социальных ценностей, в том числе, определенных норм поведения, а также служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.
     Психологами установлено, что влиянию группы, т.е. конформизму, в разной степени, но подвластны все люди. Это явление присутствует в любой группе. Степень конформности возрастает в сложных вопросах, а сама она варьируется в зависимости от рода постоянных занятий людей и их возраста. Эти обстоятельства позволяют судить о конформности как о понятии неоднородном. Часто фактическое поведение человека не совпадает с его взглядами. Рассматривая соотношение конформности и соблюдения норм права, психологи выделяют следующие ситуации:
    человек одобряет правовые нормы и подчиняется им в силу согласия с их содержанием;
    не одобряет, но подчиняется им;
    не одобряет и не подчиняется им;
    согласен с содержанием правовых норм, но не подчиняется им.
     Когда личность сознательно придерживается социальных норм, налицо сознательный конформизм. Когда же она вынуждена это делать под влиянием факторов внешнего порядка, мы имеем дело с "подчиняющимся" конформизмом.
     Сознательный  конформизм характеризует моральную  зрелость личности, ее способность  критически оценить нормы права  и в случае их несовершенства добиваться их улучшения законным путем.
     Подчиняющийся конформизм таит в себе возможность  сближения с поведением противоправного  типа, т.к. лицо, используя "благоприятную" ситуацию, может избрать незаконные средства для достижения своей цели. .
     Наконец, конформность по отношению к существующему правопорядку - не единое понятие. Многие правонарушители не отвергают правовые нормы, их социальное содержание вообще, они оправдывают свое поведение разными обстоятельствами, в основном, смягчающего характера!
     Степень конформизма, его направленность, зависит от содержания социальных норм, существующих в той или иной группе, а так же - от степени сознательности самой личности.
     Степень конформности в поведении лица во многом зависит от того, насколько  оно хочет отождествлять себя с социальной группой, а также от того, каким образом реагирует на него группа. Зависит она как от внутренних, так и от внешних факторов. Чем выше степень единства в группе, тем выше требования конфортности, тем меньше вероятность отклонения от социальных норм.
     Следует помнить, что не всякая сумма определенных индивидов может быть названа социальной группой. К ней следует относить совокупность людей, которых объединяют общие интересы, цели, примерно одинаковый уровень социальных и моральных ценностей.
     В социальной психологии группы делят на:
    Формальные, т.е. имеющие зафиксированную внешнюю структуру (отделение, экипаж, отдел).
    Неформальные - не имеющие такой структуры, а основанные на взаимных симпатиях, общих интересах.
     Такие группы могут совпадать и не совпадать.
     По  социальной направленности группы делятся на социальные и антисоциальные. Между ними существует взаимосвязь, благодаря чему дефекты в функционировании социальной группы могут привести к ее перевоплощению в антисоциальную.
     Большое значение для любого человека имеет  ближайшая социальная группа, т.к. реакция со стороны окружающих является источником поведения любого из нас. Человек усваивает ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим (и достаточно ограниченным) к нему окружением, в котором он живет. Если в этом мире преобладают противоправные идеи, установки и нормы, то поведение человека вступает в конфликт с обществом и законом. Аналогичная ситуация может сложиться в том случае, если человек из обычной группы в качестве референтной выбирает группу правонарушителей, влияние которой на него может оказаться преобладающим, когда в ней человек удовлетворяет такие свои потребности как жажду товарищества, внимания, взаимного обмена эмоциональными настроениями, и пр. Психологическая структура группы служит мощным катализатором индивидуального поведения.
     Социальная  роль определяется в психологии как совокупность объективных ожиданий, которые, в свою очередь, производны от социально-политической, экономической и т.д. структуры общества. Наличие социальных ролей предполагает возможность предвидеть цели и действия лица в соответствующей ситуации и избираемые им при этом средства. В случае конфликта ролей, т.к. человек одновременно входит в несколько социальных групп, возможно разрешение этих противоречий противоправным путем. Кстати, каждый из нас постоянно сталкивается с необходимостью выбора одной из альтернатив поведения и от него всегда ожидается от общества проявление нормальных социальных реакций на воздействие среды. Эти требования называются социальными ожиданиями.
     По  мере развития личности меняются и  жизненные условия, происходит смена  требований к ней со стороны общества. Для многих людей эти новые  социальные требования служат стимулом для дальнейшего совершенствования, достижения равновесия со средой на новом, более высоком уровне. Но не всем это по силам (например, подросткам), что является так же причиной криминального поведения людей. Нередко дискомфортные состояния переживаются человеком, когда уровень его притязаний, обусловленный завышенной самооценкой, терпит неудачу. Такое состояние, переживаемое человеком, называется "эффектом неадекватности". Следствием его проявления является состояние напряженности человеческих отношений и несовпадения самооценки с оценкой его достоинств и возможностей окружающими, переходящее в антиобщественное поведение15.
     По  мере ослабления согласия, единства в  отношении ролевых требований и  ожиданий неизбежно возрастает функция  принуждения. В этой ситуации самопроизвольное отождествление с социальной ролью  затрудняется (ибо ослаблено согласие по поводу ее требований), и на смену отождествлению с ролью приходит отчуждение уголовного закона.
     Процесс социализации личности - сложен и многообразен. Одним из ее направлений является выработка в процессе освоения социального  опыта и культуры, ценностно-нормативной ориентации личности, при которой предписания общественных норм воспринимаются как свои жизненные установки. Такая ценностно-нормативная ориентация личности формируется путем политического, трудового, нравственного и правового воспитания.
     Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности - осознания личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.
     Высшим  уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация внутреннего  потенциала. Этот сложный процесс осуществляется, обычно, в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий (воздействия социальной микросреды).
     Анализ  же проблемы социализации личности в  контексте анализа правоохранительной деятельности сотрудника органов внутренних дел вызывает необходимость осмысления соотношения социализации и социальной справедливости.
     Социальная  справедливость в значительной степени представляет собой меру возможностей для самореализации в данных общественных условиях. Жизнеспособность общественной системы связана с уровнем социализации отдельных ее членов, составляющих общество, и с возможностью для них полностью реализовать свой личностный потенциал. При этом большое значение имеет состояние динамического равновесия, с помощью которого возможно достижение в обществе социальной гармонии. Этому способствуют моральные, этические и правовые программы, которые личность усваивает в процессе социализации, а также внешний и внутренний контроль за соблюдением этих программ.
     С другой стороны, социальная несправедливость приводит к невозможности самореализации личности, в результате чего возникает  социальное напряжение как у отдельной личности, так и у целых групп. В основе его, обычно, лежит целый ряд устойчивых качеств:
    групповой эгоизм;
    зависть;
    постоянное стремление к поиску врага.
     Упадок  духа, неверие в социальную справедливость могут — в радиусе своего действия и на время его действия - срывать  работу самых лучших социальных принципов.
     Само  же понятие "социальная справедливость" достаточно многопланово и характеризует как социальные достижения, так и социальные задачи, которые необходимо решать ради приведения всей системы общественных отношений к социальной гармонии. В то же время, в нем отражено представление о должном, соответствующем сущности общественного строя — человечности, целей и средств общественного развития.
     В контексте анализа понятия "социальная справедливость", следует выделить важное для общества чувство ответственности (за порученное дело, взятые обязательства и пр.), а также связанные с ним чувство контроля со стороны окружающих и способность человека к самопроверке - "детектору лжи".
     Еще важнее чувство перспективы для того дела, которое человек делает, умение постоянно соотносить конкретно полученные результаты с перспективным планом и коррекция полученных результатов.
     Важным  элементом социализации личности является усвоение навыков поведения. Уже с детства ребенок сталкивается с ограничениями (и, порой, неоправданно жесткими) границ своих желаний и потребностей (в частности, в поведении), творческой активности.
     Жестокое  давление со стороны общественно-политической системы подавляет стремление к  поиску и утверждению подростка  в ущерб необходимых для усвоения им "мужских" социальных ролей: лидерства, ответственности, заботы о слабом, решения коллективных задач и пр. Негативное влияние на формирование личности оказывают:
    феминизация образования,
    ориентирование его на усредненные показатели и процентомания, которые, в итоге, направлены на формирование у человека чувства собственной неполноценности и ущербности, социальной зависти. Стремление избавиться от него нередко приводит людей к пьянству, преступному образу жизни.
     В настоящее время, переход Российского  общества на демократический путь развития влечет за собой целый ряд перемен в стереотипе формирования личности гражданина. Кратко, в нем можно выделить такие тезисы как:
    "созидание для других - лучший вид самосознания",
    "прогрессивное общество должно стимулировать все и всякие таланты своих, членов, способствовать их проявлению, становлению и развитию",
    "отказ от социального иждивенчества, которое сформировалось в обществе на почве несбыточных иллюзий и утопических представлений о характере взаимоотношений между различными социальными группами, об условиях и сроках формирования нового человека".
 
     2. Психология правопослушного  поведения 

     Психология  правопослушного поведения исследует внутреннюю структуру и отдельные компоненты личности и группы, которые в сочетании с факторами внешней среды обеспечивают различные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.
     Правопослушное  поведение является результатом  социализации, в процессе которой  происходит усвоение человеком моральных  и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуиции, необходимостью соблюдения социальных норм поведения.
     Уважение  к праву лежит в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону - это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и в мотивации признает личностную ценность закона.
     Нормативное поведение личности характеризуется рядом психологических особенностей и закономерностей. Оно развертывается в определенной социальной ситуации и включает в себя:
     - процессы выработки и принятия нормативных решений;
    сложное сочетание сознательных и несознательных компонентов и уровней психической деятельности;
    сложные психические операции и действия с нормами нормативного поведения.
     Личность  характеризуется устойчивым типом  нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Люди со сходными нормативными системами, демонстрирующие похожие типы нормативного поведения и приемы психической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Выявление этих типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной проблемной нормативной ситуации16.
     При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты  принимаются ею к сведению и становятся привычными рамками поведения, что  приводит к постепенному складыванию  социального стереотипа поведения  личности. В его основе лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на индивидуальном самосознании.
     Действенный характер сознания вытекает из принципа его единства с деятельностью. Сознание, в свою очередь, улучшает приспособленность  человека к внешнему миру, формирует ее внутренний план деятельности и программу. Сознание определяет мысленную модель действий, предвидит их последствия, контроль и управление поведением человека.
     Практически все высшие психические процессы влияют на специфику организации  сознания. Наиболее очевидна роль языка как орудия внутренней деятельности, способствующего формированию механизма самосознания. Оно дает человеку возможность относится к актам собственного сознания критически.
     Осознание себя в качестве некоторого устойчивого  объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от ситуации способна оставаться сама собой.
     Избирательность отношения человека к группе и  коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании между собственной системой ценностей и оценкой своего поступка или поступков со стороны близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям от несоответствующих.
     Применение  психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, он создает почву для самооправдания.
     Усвоение  человеком необходимых социальных норм и включение их в систему  внутренних регуляторов личности наиболее эффективно протекают в ходе общения  и взаимодействия людей в нормативной  ситуации и в выработке коллективных нормативных решений, в ходе совместной групповой деятельности.
     Результатом успешного усвоения норм поведения  является "этический" контроль, когда человек настолько глубоко усвоил нормы морали, поведения, что он, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество. Нормально социализированный человек при совершении им поступка, который не соответствует его внутренним критериям, испытывает недовольство собой.
     Криминологическое значение, т.е. роль мотивирующего фактора, могут приобретать:
    определенные состояния когнитивной (рациональной) сферы социальной роли;
    состояние его оценочного (эмоционального) компонента;
    определенные соотношения обеих сфер.
     Например, в.первом случае, причиной преступного  поведения личности становится дефицит  информации, т.е. необходимых для  правомерного поведения знаний. Более важное криминологическое значение имеет противоречивость усвоенной ролевой информации, что связано с наличием в ряде случаев противоречий в самом содержании социальной роли. В этом случае требуются такие варианты поведения, которые логически не во всем совместимы (например, положение сотрудника милиции, от которого с одной стороны требуется честность, а с другой — дополнительные усилия для обеспечения семьи необходимым количеством средств, помимо заработанных на службе, которых явно не хватает).
     С другой стороны, противоречивость внутриролевых  требований в какой-то мере неизбежна: в этом отражается противоречивый характер самих процессов экономического и социального развития. Их осознание  может стать стимулом к их преодолению  путем совершенствования общественных связей и отношений, улучшения и развития соответствующего законодательства.
     Помимо  выше названного, большое влияние  на правопослушное поведение человека оказывает чувство ответственности, под которым, прежде всего, понимается признание и защита ценностей своего окружения
     и содействие реализации его целей. Это  не только боязнь наказания, но и чувство  неловкости без него. Социальная ответственность  отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. 

     3. Правовая социализация  и правопослушное  поведение 

     Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек, скажем, одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать к политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства, В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различными в зависимости от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководительнице предприятия или правительственном чиновнике.
     Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается  на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями  или характером образования ...
     Конформизм
     Власть  удерживать легче, если сама группа оказывает  на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с  поступками, мыслями и ценностями других. В условиях изменчивой и  неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы состоит для человека в том, чтобы придерживаться коллективных истин, позволяющих всякому понять тот мир, в котором он живет. В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и поэтому большинство будет оказывать на него давление, чтобы он вернулся на путь истинный и вновь стал "как все". Это давление конформности может проявляться в виде насмешек, социального осуждения и даже прямого отторжения "отклоняющегося" лица. Давление это сказывается на человеке особенно сильно, если тот нуждается в одобрении и поддержке или испытывает тревогу и недостаточно верит в себя. С другой стороны, нонконформист способен успешнее сопротивляться давлению группы, если обладает достаточным умом и творческими способностями и устойчив к стрессу. Чаще всего, именно благодаря таким людям осуществляются нововведения и действуют силы преобразования..
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.