На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Содержание и объем понятий. Определение понятий

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
      Государственное высшее учебное заведение
      ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
      Учебно-научный  институт
      «Высшая школа экономики и менеджмента»
      Факультет экономики 
 

      Кафедра философии   
 
 

      РЕФЕРАТ
      по  теме «Содержание и объем понятий. Определение понятий» 
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнила
                                                                                       студентка группы ЭПР – 06 б
                                                                                       Левашова Ольга
                                                                                       Проверил
                                                                                       Троцкий И.М.                                                                
 
 

      ДОНЕЦК  – 2008
       Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3
    Что такое понятие?.................................................................................4
    Понятие и предмет……………………………………………………..4
    Определение понятий………………………………………………….7
    Логическая структура и основные характеристики понятия………..9
           4.1.  Содержание понятия………………………………………………9
           4.2.  Объем понятия……………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………… 12 

 

    Введение 

       Выбранная мною тема является актуальной и на сегодняшний день. Ведь логика исследует  мышление прежде всего под углом  зрения его структуры, поэтому сперва необходимо анализировать эту структуру относительно самого простого элемента –«клеточки» мышления. Таким элементом и выступает понятие.
       Настоятельная необходимость рассмотрения темы определяется особенностями мышления современного человека, которое носит преимущественно  понятийный характер. Наши понятия простираются, по существу на весь необъятный мир, окружающий нас: от ближайший, повседневных предметов труда и быта до наиболее удаленных космических тел; от самого поверхностного явления до глубочайших тайн мироздания; от самой грубой и низменной вещи до высочайшего душевного порыва.
         Целью моего реферата является  раскрытие содержания и объема  понятия, а также определения  понятий. Я планирую исследовать  данную тему в полном объеме, то есть выяснить, что собой  представляет содержание и объем понятия вообще,  как они связаны друг с другом. Особое внимание будет уделено определению понятия.
         В качестве задачи я поставила перед собой раскрытие таких вопросов как понятие и предмет, определение понятий, логическая структура и основные характеристики понятия. Я бы хотела как можно больше узнать о понятии, об особенностях мышления современного человека и о том, под влиянием каких факторов оно формируется. Мне бы хотелось получить ответ на вопрос: как соотносится понятие с действительностью и как оно выражается в языке.
 

        1.  Понятие – это одна из форм абстрактного мышления, в котором отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных элементов. Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания. Основными логическими приемами формирования понятий являются: синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
       Понятие формируется на основе обобщенных существенных признаков (т.е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов.
       Признаки  – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Признаки бывают существенные и несущественные. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т. е., каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.
       2. В истории логики при решении вопроса о понятии допускались прежде всего две крайности. Одна – это отрыв понятия от действительности, противопоставление ей, неумение уяснить органическую связь с ней. А другая – отождествление понятия с действительностью, неспособность осмыслить его глубокое качественное отличие, его специфику. Чтобы избежать этих крайностей, нужно вначале установить генезис (происхождение) понятия и раскрыть его природу (сущность).
       Возникновение понятий – объективная закономерность становления и развития человеческого  мышления. Иными словами, этот процесс  имеет свои предпосылки и условия, а также причины.
       Какова  объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении? Это предметных характер окружающего нас мира, т. е. наличие в нем отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Таковы, например, камни, растения, животные, сами люди, их строения и поселения, Земля в целом, Солнце. Луна, звезды и т. д. Если бы не было таких предметов, то не было бы и соответствующих понятий.
       Все предметы имеют более или менее  сложных характер: они состоят  из элементов, так или иначе связанных  между собой, и обладают теми или иными свойствами. В то же время они находятся в определенных связях и отношениях с другими предметами. Все то, что так или иначе характеризует предмет, позволяет рассматривать его именно как данный, а не иной предмет,  служит для человека его признаком (т. е. показателем, приметой, средством признания предмета). Так5, мы говорим о признаках жизни, признаках государства, признаках кризиса и т. п. Слово «признак» часто используется в юридической сфере, например: признаки преступления или наказания, анатомические признаки живого лица или трупа, признаки почерка.
       Признаки  предмета могут носить самый разнообразный  характер. Они могут быть общими отличительными. Существенными и  несущественными, необходимыми и случайными и т. п. Правда, это деление в известной степени относительно. Признаки, общие для одной группы предметов, могут выступать как отличающие их от других предметов; существенные, т. е. выражающие сущность, в одном отношении могут быть несущественными в другом; необходимые в одной связи могут выступать как случайные в другой, и наоборот. Но само их разграничение носит в целом объективный смысл. И для человека далеко не безразлично, с какого рода признаками он имеет дело. Особую роль в его жизни играют общие, существенные, необходимые признаки. Они и лежат в основе понятий.
       А чем вызывается необходимость в  понятиях? Она неразрывно связана  с трудовой, и прежде всего материально-производственной, деятельностью людей. В процессе этой деятельности человек сталкивается с неизбежным противоречием – между бесконечным многообразием отдельных предметов действительности и потребностью овладеть ими в целях успешного воздействия на природу (а затем и на общественную жизнь). Средством разрешения этого противоречия и служит понятие.
       Образование понятия – не простой зеркальный акт отражения предметов действительности. А сложнейший диалектический процесс. Он предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение. Абстрагирование и обобщение.
       Анализ  – это мысленное разложение предмета на его признаки.
       Синтез  – мысленное соединение признаков  предмета в одно целое.
       Сравнение – это мысленное сопоставление  одного предмета с другим, выявление  признаков сходства и различия в  том или ином отношении.
       Абстрагирование – это мысленное упрощение  предмета путем выделения в нем  одних признаков и отвлечения от других. Результат этого процесса называется абстракцией, что служит синонимом понятия.
       Обобщение – это мысленное объединение  однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.
       Все эти логические приемы тесно связаны  между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается  мысль, имеющая безгранично разнообразное  содержание. Но принимающая неизменно  одну и ту же форму – понятия. Говоря метафорически, в процессе образования понятия происходит своего рода мысленное «просеивание отдельных предметов и их признаков через «познавательное сито». В них выделяются наиболее важные и ценные в том или ином отношении признаки и «отсеивается» все ненужное: частное, несущественное, случайное.
       Знание  генезиса понятия дает возможность  раскрыть его действительную природу. Понятие – это форма мышления посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве.
       Так, понятие «плод вообще» в отличие  от конкретных, чувственно воспринимаемых плодов – яблок, груш, слив и т. д. - охватывает лишь их общие и существенные признаки: съедобность, способность утолить голод, наличие того или иного цвета, вкуса, запаха, консистенции и прочее. Таковы также понятия «дерево вообще», «животное вообще», «человек вообще», «дом вообще» по сравнению с отдельными деревьями, домами и прочим. Примеры юридических понятий: «преступление» включает в себя такие признаки, как общественно опасный характер деяния – действия или бездействия, противоправность, виновность Совокупность признаков, образующих, согласно закону, конкретный вид преступления, именуется составом преступления.
       Будучи  отражением предметной действительности, понятия характеризуются относительной  самостоятельностью своего существования. Предмет может исчезнуть, а понятие  его – сохраняться, предаваясь от поколения к поколению.
       С изменением и развитием действительности возникают новые понятия. Так, с  возникновение частной собственности  появляется возможность и ее нарушения  – кража, а также средство ее защиты от кражи – право. Все это находит  свое отражение в соответствующих понятиях, в частности в понятии «право». Возникновение новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений. Таковы многие понятия наук: «масса», «энергия» и др. Глубокая диалектика объективной действительности делает неизбежной диалектику понятия о ней.
       Развитие  познавательной способности человека ведет к тому. Что от первых простейших абстракций мысль движется ко все  более широким и глубоким. Все  более мощным абстракциям, способным все полнее отражать действительность, - «природа», «общество», «труд» и др.
       3. Определение понятия – есть  логическая операция. Которая раскрывает  содержание понятия, либо устанавливает  значение термина.
       С помощью определения понятий мы в явной форме раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.
       Понятие, содержание которого надо раскрыть, называется определяемым понятием. А то понятие. посредством которого оно определяется, называется определяющим понятием.
       Определение в собственном смысле этого слова  нельзя смешивать также со сходными операциями, такими, как сравнение, описание, характеристика и т. д. В  процессе сравнения устанавливается  сходство одних предметов с другими  в том или ином отношении: «СПИД – чума ХХ века», «Организованная преступность есть партизанская война против общества». Описание – это перечисление ряда признаков предмета. Как существенных, так и несущественных, часто внешних, позволяющих выделить его среди других: описание внешности человека, обстоятельств и т. п. Характеристика есть выделение лишь некоторых наиболее важных и существенных признаков предмета.
       По  характеру определяемого все  многообразие определения подразделяется на два основных вида: реальные и  номинальные.
       Реальные  – являются определениями самого предмета. Отраженного соответствующим  понятием («Электролиты – это вещества и растворы, которые проводят электрический ток»).
       Номинальные – раскрывают термин, который обозначает понятие, или вводят знаки, заменяющие понятие («Осью конуса называется прямая,  соединяющая вершину конуса и центр основания»). С помощью номинальных определений вводятся новые термины, понятия, знаки.
       Деление определений на реальные и номинальные  относительно. Реальное определение может принять номинальную форму, а номинальное стать реальным.
       По  характеру определяющего выделяются определения через ближайший  род и видовое отличие, а также  соотносительные определения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.