На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физиология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Нижегородский государственный  университет имени  Н.И.Лобачевского
Экономический факультет 
 
 

Научная дисциплина: концепция  современного естествознания 

  Реферат на тему: 

  «Физиология» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   Выполнила:  студентка I курса
                                                                                                                            718 группы
                                                                                                                            Очного отделения 
                                                                                                                            Бурдина Надежда 

                                                                              Научный руководитель: Белоусов В.А. 
 
 
 
 

                                                               Нижний Новгород
                                                                       2008 год 

Содержание 

Введение------------------------------------------------------------------------------------------3
Основная часть
    § 1. Исходные предпосылки решения проблемы
                1.1. История вопроса
                             1.1.1. Предмет изучения физиологии--------------------------------------4
                             1.1.2. История физиологии-----------------------------------------------4
               1.2. Современное состояние проблемы
                           1.2.1. Физиология как учебная дисциплина. Её задачи-------------7
                           1.2.2. Разделы физиологии------------------------------------------------9
                           1.2.3. Современные тенденции и задачи  физиологии--------------10
               1.3. Методологические проблемы
                           1.3 1. Методы современной физиологии------------------------------11
      § 2. Мужчина и Женщина. Физиологические различия. Интересные факты-----13 

Заключение---------------------------------------------------------------------------------------14
Список литературы-----------------------------------------------------------------------------15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Одной из наиболее поразительных черт современной  жизни является то, что мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма. Не менее удивительно и то, что хотя большинство людей имеют достаточное образование, очень немногие из них осведомлены, как функционирует их организм и какие нарушения могут в нём происходить. А ведь именно от состояния организма человека зависит вся его деятельность! Такое положение дел не только удивляет, но и внушает опасения, потому что сейчас как никогда раньше состояние здоровья – вплоть до решения вопросов жизни или смерти – находится в руках самих людей. Поэтому сегодня для каждого человека особенно актуально иметь хотя бы общее представление о функционировании частей своего тела, различных органов, их строении и назначении, то есть обо всей области физиологии человека.
   Уровень разработанности  данного вопроса на сегодняшний день достаточно высок, что позволяет нам без особых трудностей изучать данную ветвь науки.
   Целью моей работы является ознакомить публику с предметом изучения физиологии, рассказать об истории развития этой науки и дать понятия о современных тенденциях физиологии.
   В связи с этим я поставила перед  собой следующие задачи:
    - выделить основные этапы развития  физиологии;
    - изучить методы физиологических  исследований;
    - выявить главные разделы физиологии;
    - проанализировть связь данной  научной дисциплины с другими  науками.
   При работе над данным рефератом были изучены научные статьи, материалы учебников.
   В реферате я применила: системный подход – все главы и параграфы расположены в логической последовательности; исторический – физиология рассматривается как динамично развивающаяся на протяжении веков наука; и дедуктивный метод, позволяющий наиболее полно осознать значимость и разносторонность такой научной дисциплины как «Физиология».
   В работе также присутствует научная терминология, но она подробно разъяснена в тексте реферата.  
 

Основная  часть
§ 1. Исходные предпосылки решения проблемы
      История вопроса
         1.1.1. Предмет изучения физиологии
   Живой мир отличается достаточно большим разнообразием и адаптирован к самым разным условиям окружающей среды. Однако, при всем своем многообразии, базовые решения, выработавшиеся в процессе эволюции, часто оказываются довольно консервативными, и совершенно непохожие друг на друга организмы при более внимательном рассмотрении построены из одних и тех же (или очень схожих) базовых элементов.
  Основная  цель такой науки, как физиология, - показать единство организма как целого, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимодействующих систем, органов, тканей, клеток. Данная наука предполагает как подробное изучение основных физиологических систем - своего рода "кирпичиков", так и способов их интеграции в единый механизм.
  Физиология (от греч. physis — природа и logos — учение) — наука о природе, о существе жизненных процессов, наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций.
  Физиология  изучает:
- функции  здорового организма в целом; 
- функции  различных органов; 
- физиологических  и функциональных систем;
- функции  различных клеток, клеточных популяций; 
- функции  клеточных структур;
- функции  всех органов и систем в  их взаимодействии между собой; 
- механизмы  регуляции работы органов и  систем (нервную и гуморальную);
- взаимодействие  организма с окружающей средой.  

            1.1.2. История физиологии
   Физиология  обязана своим возникновением потребностям медицины, а также стремлению человека познать себя, сущность и проявления жизни на различных уровнях ее организации. Потребность сохранения жизни человека была на всех этапах его развития, и уже в древние времена формировались элементарные представления о деятельности организма человека, являясь обобщением накопленного опыта человечества. Отец медицины Гиппократ (460— 377 гг. до н. э.) представлял организм человека как некое единство жидких сред и психического склада личности, подчеркивал связь человека со средой обитания и то, что движение является основной формой этой связи. Это определяло его подход к комплексному лечению больного. Аналогичный в принципе подход был характерен для врачей древнего Китая, Индии, Ближнего Востока и Европы.
   В средние века господствовали далекие от реалий представления, основанные на постулатах римского анатома Галена, и засилие церкви определило неопределимую преграду между телом и душой. 
   Эпоха Возрождения (XVI—XVII века) с ее возросшими потребностями общественного производства пробудила к жизни науку и культуру, а несомненные успехи физики и химии, обращение к ним врачей определили стремление объяснить деятельность организма человека на основе происходящих в нем химических (ятрохимия) и физических (ятрофизика) процессов. Однако уровень знаний наук того времени, конечно же, не мог составить сколько-нибудь полное и адекватное представление о физиологических функциях. 
   Вместе  с тем изобретение микроскопа и углубление знаний о микроскопическом строении тканей животных побуждает к исследованию функционального назначения открываемых структур. Успехи химии и изучения кругооборота веществ в природе направляют интересы человека к судьбе поступающих в его организм веществ, что становится предметом исследовательского интереса. Совершенствование точных наук, естествознания в целом и философии определяет обращение человеческой мысли к механизмам движения. Так, Р. Декарт (1596— 1650) формулирует рефлекторный принцип организации движений, в основе которого лежит побуждающий их стимул.
   Особое  место в науке о человеке сыграло  открытие английским врачом В. Гарвеем (1578—1657) кровообращения. Обладая обширными анатомическими знаниями, В. Гарвей проводил экспериментальные исследования на животных и наблюдения на людях, основал физиологию как науку, основным методом которой является эксперимент. Официальной датой возникновения физиологии человека и животных как науки принят 1628 г. — год выхода в свет трактата В. Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Это произведение послужило стимулом к изучению деятельности организма в экспериментах на животных как основного объективного источника знаний.
   В XVII веке выполняется ряд исследований по физиологии мышц, дыхания, обмена веществ. В Европе в XVIII веке возникает учение о «животном электричестве» (Л. Гальвани, 1737—1798), переросшее в один из ведущих разделов современной науки — электрофизиологию. Получает дальнейшее развитие принцип рефлекторной деятельности 
   В этот период открывается Российская академия наук (1724), где Д. Бернулли выполнил первые в России экспериментальные исследования движения крови по кровеносным сосудам. В России солидные физиологические открытия сделаны М. В. Ломоносовым (1711—1765).
   XIX век — период  расцвета аналитической  физиологии, когда  были сделаны выдающиеся  открытия практически  по всем физиологическим  системам. Это происходило одновременно с бурным ростом естествознания, обретением фундаментальных знаний о природе: открытие закона сохранения энергии, клеточного строения организмов, формирование основ учения об эволюции жизни на Земле. Особое значение в развитии физиологии сыграли новые методические подходы и изобретения выдающихся физиологов той поры, о чем сказано в предыдущем разделе. Все это определило в середине XIX века выделение физиологии в самостоятельную науку. В университетах России, Англии создаются физиологические лаборатории, интенсифицируются физиологические исследования в Европе.
   Во  второй половине XIX века — начале XX столетия физиология в России становится одной  из передовых в  мировой науке, в чем выдающуюся роль сыграли столичные школы И. М. Сеченова (1829—1905), И. П. Павлова (1849—1936), известные школы Казани, Киева, Одессы, Томска, Екатеринбурга. Российская наука при всей ее самобытности, методологической оригинальности поддерживала теснейшие творческие связи с ведущими физиологическими школами Западной Европы, а затем и Америки.
   Конец XIX и начало XX века — период определяющих успехов в области физиологии нервов и мышц как возбудимых тканей, XIX и XX века ознаменованы многими значительными  успехами в изучении функций мозга. Выдающаяся роль в исследовании функций мозга принадлежит И. М. Сеченову (1829—1905), который в 1862 г. открыл явление торможения в ЦНС, что во многом определило последующие успехи исследований координации рефлекторной деятельности. На качественно новый уровень вывел теорию рефлекторной деятельности мозга И. П. Павлов (1849—1936), создав учение о высшей нервной деятельности (поведении) человека и животных, ее физиологии и патологии. И. П. Павлов основал школу отечественных физиологов, внесшую выдающийся вклад в мировую науку.
   Физиология  висцеральных органов в истории  науки занимает весьма заметное место  со времени возникновения физиологии до наших дней. XIX и XX века ознаменованы крупными открытиями по механизмам регуляции деятельности сердца и кровеносных сосудов: К.Людвиг (1816—1895), И. Ф. Цион (1842—1912), К. Бернар (1813—1878), Ф.В.Овсянников (1827—1906) и др. За исследования капиллярного кровообращения в 1920 г. Нобелевской премии был удостоен А. Крог (1874—1949).
   Богат XX век успехами в области физиологии дыхания, особенно его регуляции. За работы в этой области К. Гейманс (1892—1968) получил Нобелевскую премию в 1939 г., а О. Г. Варбургу (1883—1970) за открытие ферментативного механизма клеточного дыхания была присуждена Нобелевская премия в 1931 г.
   Физиологией пищеварения в разное время занимались выдающиеся физиологи Европы и Америки (К. Людвиг, К. Бернар, Р. Геденгайн, Э. Старлинг и др.), но «пересоздал физиологию пищеварения» (так сказано в дипломе Нобелевского лауреата 1904 г.) И. П. Павлов. Внутриклеточному пищеварению были посвящены работы еще одного Нобелевского лауреата — И. И. Мечникова (1845—1916).
   XX век богат открытиями в области  изучения деятельности эндокринных желез. В 1923 г. Нобелевская премия присуждена Ф. Г. Бантингу (1891—1941). Д. Маклеоду (1876—1935) и Ч. Г. Бесту (1899—1978) за работы по инсулину.
   Отечественным физиологам принадлежит приоритет  в создании искусственного сердца (А. А. Брюхоненко), записи ЭЭГ (В. В. Правдич-Неминский), создании таких важных и новых  направлений в науке, как космическая  физиология, физиология труда, физиология спорта, исследовании физиологических  механизмов адаптации, регуляции механизмов реализации многих физиологических  функций. Эти и многие другие исследования имеют первостепенное значение для  медицины. 

      Современное состояние проблемы
        Физиология как учебная дисциплина. Её задачи
 
   Идея  о преподавании физиологии как предмета, завершающего и интегрирующего общебиологическую  подготовку будущего врача и предваряющего  начало его клинической подготовки, не нова.
   В качестве первой задачи нормальной физиологии как учебной дисциплины в системе высшего медицинского образования следует, видимо, рассматривать обучение будущих врачей пониманию механизма функционирования каждого органа. При этом особое внимание следует уделить взаимодействию каждого органа и систем в зависимости от меняющейся ситуации в организме и вне него. Познание будущими врачами функции органов является непременным условием, основой понимания патогенеза нарушений и путей их коррекции. Вылечить — это, в конечном счете, восстановить нарушенную функцию.
   Иными словами, у будущего врача должны быть заложены основы функционального  мышления, являющегося фундаментом  врачебного мышления, базой его профессионального  творчества.
   В связи с новым уровнем развития медицины, ее оснащенности диагностической  аппаратурой особое значение приобретает  знание принципов получения достоверной  информации о деятельности органов  и систем и грамотной ее интерпретации. Следовательно, второй задачей нормальной физиологии как учебной дисциплины является всегда имевшая место, но обретающая новые формы методическая подготовка будущего врача. Изучая физиологию, он обретает первые навыки не только манипулирования на живом организме, но и оценки состояния, как отдельных систем, так и организма в целом на базе по лученной информации. Это закладывает фундамент для формирования у будущих врачей навыков функциональной диагностики.
   Стремительно  меняющиеся условия жизни ставят человека перед необходимостью постоянно  адаптироваться к ним, а также  выявили неготовность врача оценить  возможности адаптации и рационально  корригировать деятельность здорового  человека. В самом деле, человек  самых земных профессий (не говоря уже  о космонавтах, подводниках и  т. п.) в считанные часы на самолете преодолевает тысячекилометровые расстояния, испытывая воздействие не только факторов полета, но и оказывается  неадаптированным к новой географической зоне. Физиология должна готовить будущего врача к пониманию, оценке и рациональной подготовке здорового человека к  различным видам труда, разработке принципов профессионального отбора. Это составляет третью задачу  физиологии как учебной дисциплины. В этой связи встает вопрос об оценке и грамотной интерпретации уровня здоровья, а также путей и способов его укрепления у каждого человека. Физиология должна подготовить врача к оценке здоровья и путей его адаптации, как к меняющейся экологической ситуации, так и характеру деятельности.
   Согласно  И. П. Павлову: задача физиологии состоит в том, чтобы понять работу человеческого организма, определить значение каждой его части, понять, как эти части связаны и как они взаимодействуют и как от их взаимодействия получается валовой результат - общая работа организма. 
 

        Разделы физиологии
   Физиология  объединяет ряд отдельных, в значительной мере самостоятельных, но тесно связанных  между собой дисциплин.
                                        Физиология человека и животных
            
                общая                                частная                         прикладная
   Общая физиология изучает процессы, общие для организмов различных видов, общие закономерности реакции организма на воздействие внешней среды. В общей физиологии, в свою очередь, выделяют:
    электрофизиологию
    сравнительную физиологию (изучает физиологические процессы в филогенезе разных видов животных), которая является основой эволюционной физиологии (посвящена вопросам происхождения и эволюции жизненных процессов в связи с общей эволюцией органического мира)
    возрастную физиологию (изучает закономерности становления и развития физиологических функций организма в процессе онтогенеза)
    экологическую физиологию (изучает основы адаптации к различным условиям существования).
   Частная физиология исследует процессы жизнедеятельности у отдельных групп или видов животных (например, у сельскохозяйственных животных, птиц, насекомых), в т.ч. у человека, а также особенности тканей и систем (например, мышечной, нервной), органов (например, печени, почек), закономерности их объединения в функциональные системы организма.  Например, разделом физиологии, который изучает функции нервной системы, процессы обработки информации в нервной ткани, а также механизмы, лежащие в основе поведения животных и человека, является нейрофизиология.
   Прикладная  физиология изучает общие и частные закономерности деятельности живых организмов, и прежде всего человека, в соответствии со специальными задачами.
   К прикладной физиологии относят:
    физиологию труда
    авиационную физиологию и космическую физиологию (изучают реакции организма человека на неблагоприятное воздействие различных факторов во время атмосферных и космических полетов с целью разработки методов защиты от него летного состава)
    подводную физиологию
    физиологию спорта
    физиологию питания.
                                                           Физиология 

     нормальная физиология                                      патологическая физиология
   Нормальная  физиология преимущественно исследует закономерности функций здорового организма в его взаимодействии со средой, механизмы устойчивости и адаптации функций к действию разнообразных факторов.
   Патологическая  физиология изучает измененные функции больного организма, процессы компенсации, адаптации отдельных функций при различных заболеваниях, механизмы выздоровления и реабилитации. На основе патологической физиологии развилась клиническая физиология, изучающая возникновение и течение функциональных отправлений (кровообращения, пищеварения и др) при различных болезнях. 

        Современные тенденции и задачи физиологии
   Одна  из основных задач современной физиологии – выяснение механизмов психической деятельности животных и человека с целью разработки действенных мероприятий против нервно-психических болезней. Решению этих вопросов способствуют исследования функциональных различий правого и левого полушарий мозга, выяснение тончайших нейронных механизмов условного рефлекса, изучение функций мозга у человека посредством вживленных электродов, искусственного моделирования психопатологических синдромов у животных.
   Изучение  различных уровней центральной  нервной системы позволит выяснить их роль в формировании и регуляции  эмоциональных состояний. Дальнейшее изучение проблем восприятия, передачи и переработки информации различными сенсорными системами позволит понять механизмы формирования и восприятия речи, распознавания зрительных образов, звуковых, тактильных и др. сигналов. Активно развивается физиология движений, компенсаторных механизмов восстановления двигательных функций  при различных поражениях опорно-двигательного  аппарата, а также нервной системы. Исследования дыхания, кровообращения, пищеварения, водно-солевого обмена, терморегуляции и деятельности желёз внутренней секреции позволяют понять физиологические  механизмы висцеральных функций. В  связи с созданием искусственных  органов – сердца, почек, печени и др. физиология должна выяснить механизмы  их взаимодействия с организмом реципиентов. Для медицины физиология решает ряд  задач, например определение роли эмоциональных  стрессов при развитии сердечно-сосудистых заболеваний и неврозов.
   В связи с научно-техническим прогрессом назрела настоятельная необходимость  изучения адаптации человека к условиям труда и быта, а также к действию различных экстремальных факторов (эмоциональных стрессов, воздействия  различных климатических условий  и т.д.). Актуальная задача современной физиологии состоит в выяснении механизмов устойчивости человека к стрессорным воздействиям. С целью исследования функций человека в космических и подводных условиях проводятся работы по моделированию физиологических функций, созданию искусственных роботов и т.п. В этом направлении широкое развитие приобретают самоуправляемые эксперименты, в которых с помощью ЭВМ удерживаются в определённых границах различные физиологические показатели экспериментального объекта, несмотря на различные воздействия на него. Необходимо усовершенствовать и создать новые системы защиты человека от неблагоприятного воздействия загрязнённой среды, электромагнитных полей, барометрического давления, гравитационных перегрузок и др. физических факторов. 

      Методологические  проблемы
        1.3 1. Методы современной  физиологии
   Метод наблюдения. Самый древний, зародился в Др. Греции, был хорошо развит в Египте, на Др. Востоке, в Тибете, в Китае. Суть этого метода заключается в длительном наблюдении изменений функций и состояний организма, фиксирование этих наблюдений и по возможности сопоставление визуальных наблюдений с изменениями организма после вскрытия. Гиппократ к наблюдаемым признакам относил характер поведения. Благодаря своим тщательным наблюдениям им было сформулировано учение о темпераменте, согласно которому все человечество по особенностям поведения делится на 4 типа: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Метод наблюдения широко используется в физиологии (особенно в психофизиологии).
   Метод эксперимента. Физиологический эксперимент в отличие от простого наблюдения - это целенаправленное вмешательство в текущее отправление организма, рассчитанное на выяснение природы и свойств его функций, их взаимосвязей с другими функциями и с факторами внешней среды. Эксперимент подразделяют на 2 вида: острый (вивисекция) и хронический. Физиологический эксперимент позволяет ответить на вопросы: что происходит в организме и как происходит.
   Пересадка различных органов. Подсадка и удаление органов или различных  участков мозга (экстирпация). Экстирпация различных участков головного мозга и коры головного мозга выявляют функции этих отделов. Например, при удалении мозжечка было выявлено его участи в регуляции движения, в поддержании позы, статокинетических рефлексов.
   Вживление электронов в различные  участки мозга. Позволяет выявить активность и функциональную значимость той или иной нервной структуры в регуляции функций организма (двигательных функций, висцеральных функций и психических). Электроды, вживляемые в мозг, делаются из инертных материалов (т.е. они должны быть интоксичными): платина, серебро, палладий. Электроды позволяют не только выявлять функцию того или иного участка, но и наоборот, зарегистрировать в каком участке мозга появление вызывает потенциал в ответ на те или иные функциональные отправления. Микроэлектродная техника дает человеку возможность изучить физиологические основы психики и поведения.
   Биохимические методы. Это большая группа методик, с помощью которых в циркулирующих жидкостях, тканях, а иногда и органах, определяют уровень катионов, анионов, неноницированных элементов (макро и микроэлементов), энергетических веществ, ферментов, биологически активных веществ (гормоны и др.).  

§ 2. Мужчина и Женщина. Физиологические различия. Интересные факты.
   1. У мужчины в полтора раза больше мускулов и костей, чем у женщины, и вдвое меньше жира.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.