На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Реформирование в эпоху Петра 1

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                Содержание
    Введение….….….…….….…..….….….….….…..….….….….….….….….…3
    1. Государственные и административные реформы Петра I…..………..…..5
    1.1. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти ……………………………………….........................5
    1.2. Создание коллегий. Местные органы власти ……………………..……6
    1.3. Церковная реформа …….…..………..…..….…..….….….….….….……7
    1.4. Порядок прохождения службы. Табель о рангах……..……….………..8
    1.5. Военные реформы….….…..….…..…..….….….….…..…….…….....…..9
    2. Социально – экономические преобразования Петра I…..........................11
    2.1.Особенности экономического развития России при Петре.
    Мануфактурное производство…..…......…..….…..….…….….……...…..…11
    2.2. Всероссийский рынок. Внешняя торговля.  Политика протекционизма и меркантилизма……………………………………………………………   13
    2.3. Социальная политика и её последствия. Итоги экономических преобразований……………………………………………………………….15
    3. Преобразования в области культуры и быта при Петре I…….…...........18
    3.1. Наука и просвещение……...….......……….….…….….…...….….….…18
    3.2. Архитектура. Искусство. Литература ………………….………………19
    3.3. Изменение в дворянском быту….….……..….…..….…...….….………21
    Заключение………………………………..……………….……………….…23
    Список  использованной литературы….….….….….…..…..….……………24
    Приложение…………………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 

                                                 
                                                          Введение
    Данная  тема  взята не случайно, ведь преобразования, которые происходили в первой четверти ХVIII века явились значительными в развитии культурной, бытовой, социальной, духовной, политической жизни страны.
      Прошло не мало лет, и Россия может считать себя Европейской страной, и немалую роль в этом сыграли реформаторские проекты Петра I.
    Пётр Великий – самый знаменитый представитель династии Романовых  и один из  самых  известных правителей России. Охарактеризовать эту масштабную личность вкратце невозможно, слишком всеобъемлющей была бы его деятельность, слишком великие последствия она бы имела. Пётр принадлежал к числу гениальных реформаторов, которых не так много в мировой истории. Его таланты были многогранны.
    За  годы   правления   Петра Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир. Ничто не вызывало у Петра беспокойства как благосостояние России. Император не был простым поклонником иностранных идей и вещей, он высоко ценил знания, методы, импортированные с запада – только потому, что они  являлись основой, на которой можно было бы построить новую Россию, о которой мечтал  и для которой он работал.
    Настойчивость перед лицом многих преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми учреждениями –  все это представляет картину деятельности умственной и физической работы, которой ни один  деятель не смог превзойти Петра в современной истории. Страсть к деятельности отметила каждый аспект его собственной психологии и систему ценностей.
    Итак, объектом исследования работы будут  основные преобразования первой четверти XVIII века.
    Цель  данной работы: изучение основных преобразований первой четверти XVIII века и их социально-культурных последствий. 
 

    Основные  задачи:
    1. рассмотреть социально – экономические, государственные и административные реформы, преобразования в области культуры и быта.
    2. показать значимость реформ Петра Великого, проведенных  в первой четверти XVIII века.
    3. проанализировать социально-культурные последствия реформ Петра.
               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 

             
 
 
 
 

            1. Государственные и административные реформы Петра I
    1.1. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти
    При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями. При осуществлении нового государственного устройства Петр опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал кое – что из практики европейских государств, в частности Швеции.
    Царь  считал, что он знает, в чем состоит счастье державы, и что его воля есть закон. Он писал в одном из указов: «Наш народ якодети неучение ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят…»  Поэтому выполнение своей воли Петр начал с обновления аппарата управления.
    Прежде всего Петр  перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал «консилию министров» из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы, заседаний, то есть происходит бюрократизация  управления. В 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально. Были введены должности фискалов в центре и на местах, которые выявляли факты нарушения указов, взяточничества доносили об этом Сенату и царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал – прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.
      1.2. Создание коллегий. Местные органы власти
      В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице – президент, несколько советников я асессоров. Всего было создано 11 коллегий:
    1) Коллегия «чужестранных дел»;
    2) Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);
    3) Адмиралтейская – коллегия (ведавшая военно – морскими делами);
    4) Камер – коллегия ( ведавшая сбором государственных доходов);
    5) Штатс – Контор – коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода – содержание аримии и флота);
    6) Ревизион – коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);
    7) Берг – коллегия (ведавшая горной промышленностью);
    8) Мануфактур – коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);
    9) Юстиц – коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства);
    10) Вотчинная коллегия (преемница Поместного  приказа, рассматривала земельные  тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов).
    Особое  место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая  делами церкви.
    Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые – Камер- и Юстиц-коллегия – располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.
    В 1707—1711 г.г. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции – на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налог с населения и судили горожан. Городское население делилось на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих).
    Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служитъ царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия — Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.
    1.3. Церковная реформа
    Серьезные изменения произошли в положении церкви, которые также отражали тенденцию бюрократизации и централизации управления. В 1700 г умер патриарх Адриан. Приближенные царя посоветовали ему подождать с избранием нового патриарха, так как от патриаршества, по их мнению, добра не будет. Долго убеждать царя не пришлось, ему хорошо была известна история борьбы патриарха Никона с его отцом, знал он и об отрицательном отношении большинства духовенства к своим нововведениям. Местоблюстителем Патриаршего Престола был объявлен рязанский митрополит Стефан Яворский, имуществом церкви распоряжался Монастырский приказ.
    В 1721 г. был образован Синод, высший орган, управляющий церковными делами. Его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович, убежденный сторонник Петра, сочинил регламент Синода – Духовный регламент, который определял его функции и обязанности. Регламент устанавливал, что членов Синода назначает царь, тем самым приравняв их к чиновникам других  государственных учреждений. Его основными обязанностями было наблюдение за чистотой православия и борьба с раскольниками. Церковным служителям предписывалось в «мирские дела и обряды не входить не для чего». Нарушалась тайна исповеди. По указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить «измену или бунт». В том же году была установлена должность обер – прокурора Синода.
    Таким образом, церковь лишалась самостоятельности  и превращалась в составную часть  государственного бюрократического аппарата. 

    1.4. Порядок прохождения службы. Табель о рангах
    Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение зависело от происхождения, знатности. Петр перестал обращать внимание на происхождение человека, главным стал принцип личной выслуги. Молодой человек начинал службу рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником  и должен был пройти все ступени – от низших до высших.
    В 1722г. была разработана «Табель о  рангах», которая определяла порядок  прохождения службы. Вводились три  чиновничьи категории:
    1. военные
    2. гражданские
    3. придворные
    Все чины делились на 14 рангов – классов. 14 – й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1 – й ранг – высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8 – го ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14 – го на военной службе, получали потомственное дворянство.
    Служба  была пожизненной, выход в досрочную  отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между вотчиной и поместьем ликвидировались.
     
    1.5. Военные реформы
    Война со Швецией показала нео6ходимостъ  реорганизации армии. Ее сущность состояли в ликвидации дворянского ополочения и стрелецкого войска и формировании регулярной армии с едиными организацией, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Одновременно с этим как часть вооруженных сил сохранялись украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также нерегулярные национальные формирования (башкиры, калмыки).   Комплектовалась армия путем рекрутских наборов: ежегодно все податное население обязано было поставлять с определенного числа душ (от 100 до 500) одного рекрута. Служба в армии была пожизненной. Население всячески уклонялось от рекрутского набора. Однако беглецов подвергали жестоким наказаниям.
    Офицерский  состав формировался прежде всего из дворян. Недоросль из дворян начинал службу солдатом в гвардейских полках, которые были своеобразной офицерской школой. Проявивших интерес к военно-морской науке определяли в школы – артиллерийскую, навигационную, Морскую академию. Создание отечественных школ и обучение молодых людей за границей постепенно изменяли национальный состав военных и гражданских специалистов страны и позволили освободить от иностранцев-наемников прежде всего офицерский корпус. В 20-х годах ХVIII в.он на девять десятых состоял из русских.
    Создание  регулярной армии потребовало оснащения ее современным вооружением. Устаревшая разнокалиберная артиллерия стала заменяться орудиями новых образцов, возросло производство артиллерийских орудий, боеприпасов и ружей.
    Наряду  с сухопутной армией шло создание и военно – морского флота. Быстрое развитие флота началось после завоевания Азова. С основанием Петербурга почти вся постройка кораблей сосредоточивается в северной столице.
    Таким образом, в результате государственного, административного и военного реформирования Россия получила более четкую структуру  государственного управления с разветвленным государственным аппаратом. Во главе стоял император, у которого сосредотачивались все нити правления; император, в свою очередь, опирался на чиновников. Все подлежало строгому регламенту – от выступлений в Сенате до порядка занятия должностей. Военная реформа укрепила армию, позволила России выиграть Северную войну со Швецией и выйти к Балтийскому морю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 

               2. Социально-экономические преобразования Петра I
    2.1. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство
    За  годы правления Петра I в российской экономике произошли огромные изменения. Можно назвать несколько причин этого:
    > Северная война потребовала для армии большого количества вооружения, боеприпасов, обмундирования, а для флота - леса,  парусов, канатов, поэтому строились оружейные, полотняные, суконные, канатные мануфактуры, крупные верфи;
    > лишившись поставок лучшего в мире шведского железа, Россия стала ускоренными темпами строить металлургические,  доменные, медеплавильные заводы;
    > для 6орь6ы с иностранным торговым  капиталом необходимо было поощрять  экспорт,  ограничивать импорт, ввести  высокие таможенные тарифы, оказывать   государственное покровительство  русской промышленности, русскому  купечеству (протекционизм);
    > и наконец, российское дворянство было заинтересовано в том, чтобы занять в стране не только политическое, но и экономическое господствующее положение.
    В развитии промышленности при Петре I произошел настоящий скачок:
    > к 1725 г. В России было 220 мануфактур (в 1690 г. — 21 мануфактура), т. е. за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз;
    > выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт железа за границу;
    > главным центром металлургии стал Урал,  где казна основала 11 заводов. Здесь же развернулись добыча и обработка меди.
    >  в Туле был построен крупный  оружейный завод;
    > в Петербурге на Адмиралтейской верфи, где работали 10 тысяч человек, за 20 лет было построено 50 крупных и 200 мелких     кораблей. Кроме того, строительство кораблей велось на верфях Воронежа, Архангельска, Карелии;
    > центром текстильной промышленности стала Москва. Возник огромный Хамовный двор, где ткали парусное полотно. Крупная парусно – полотняная мануфактура на Яузе давала до 250 аршин полотна в год.
    Отличался размером производства и Московский суконный двор,  выпускавший 90 тыс. аршин сукна в год. Были  построены также канатные  портупейная, кожевенная, шляпная, чулочная, сахарная мануфактуры. Постепенно Москва утрачивает значение единственного центра лёгкой промышленности. Крупные  мануфактуры стали появляться на Украине, в Казани, Калуге и других регионах;
    Своеобразие русской мануфактуры состояло в  том, что это было одновременно и капиталистическое предприятие с разделением труда, денежной оплатой, использованием  наёмного труда, и  предприятия, основывающиеся на труде крепостных, зависимых крестьян. Мануфактуры, в зависимости от того, кому они принадлежали, делились на казенные, купеческие ч вотчинные:
    > казенные – это государственные мануфактуры, принадлежавшие казне (заводы, верфи, рудники). На них работали разорившиеся торговцы, ремесленники, беглые крестьяне, отбывавшие срок. каторжники, рекруты и небольшое количество русских и иностранных мастеров. Позднее к заводам стали приписывать черносошных (государственных) крестьян,  которые вынуждены были часть года или  все время работать ни них. В 1736 г. вышел указ, навечно прикреплявший к мануфактурам к пришлых  работников,  и их семьи.
    > купеческие  и крестьянские,  принадлежавшие богатым промышленникам-купцам и разбогатевшим крестьянам, применявшие в основном вольнонаёмный труд. В 1719 г. была основана Берг-коллегия, всем жителям страны разрешалось искать руду, основывать заводы. Именно в этот период предприимчивые люди из купцов и разбогатевших крестьян стали основыватъ свои мануфактуры. Позже в частные руки была передача часть коренных заводов, например, Петр I передал купwу Никите Демидову казенный Невьянский завод с землями, лесами и горой Благодать. На заводе стали производить лучшие в мире боевые ружья, а также ядра и бомбы. Купеческие компании получали ссуды для строительства заводов и казенные заказы. В 1721 г Петр подписал указ о разрешении заводчикам покупать для работы деревни с крестьянами, их стали называть «посессионными» («посессио» – владение). Таким образом, русские мануфактуры стали использовать  труд подневольных людей. Часть продукции шла на рынок, на заказ, экспорт.
    > вотчинные – мануфактуры, создававшиеся помещиками. На них крепостные крестьяне отрабатывали барщину. Здесь получали льняную  пряжу, холст, пеньку, вино. Крайне низкими были производительность труда и качество продукции.
    Таким образом, была создана мощная промышленностъ, которая полностью обеспечивала военные нужды. Но мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительны и резко отличались по производительности труда не только от заводов Запада, но и от российских предприятий, использовавших труд свободных наемных рабочих. 

    2.2. Всероссийский рынок. Внешнняя торговля. Политика протекционизма и меркантелизма
    При Петре I значительного развития достигает торговля. При этом правительство проводит политику покровительства отечественному производителю и ограждает отечественную торговлю от иностранной конкуренции. Центром всероссийского рынка оставалась Москва, куда стекались товары со всей России и из-за рубежа. Большую роль в развитии торговал и играли ярмарки. Общероссийское значение имели ярмарки: Тихвинская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская.
    Большое значение для развития торговли имели работы по сооружению каналов. Водные пути были самыми удобными и дешевыми. Прежде всего  был построен Вышневолоцкий канал, который соединил  Волгу с Невой,  а значит, с Петербургом и Балтийским морем. Вдоль южного берега Ладожского озера был прорыт обводной канал (100 км.), что сделало плавание более безопасным.
    Чтобы получать большие доходы от торговли, государство объявило производство и продажу определенных товаров  казенной монополией. Частные лица не имели права торговать зерном, щетиной, мачтовым лесом, табаком, парусиной. Богатые купцы-откупщики за большие деньги получали у казны право торговли, такие же права покупали и иностранцы.
    Петр  не только поддерживал купцов, но и  облагал их высокими налогами. Царь приказал купцам торговать с заграницей только через Петербург, он насильно переселил в новую столицу 4 тысячи купцов с семьями. В конце Северной войны были отменены почти все монополии, но государство продолжало вмешиваться в торговлю с помощью таких рычагов, как налогооблажения.
    Свою  экономическую деятельность правительство  Петра I основывало на политике меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. Она выражалась в том, что государство накапливает деньги за счет активного торгового баланса, превышения вывоза над ввозом (стимулирование экспорта). Составной частью этой политики был протекционизм – ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции путем поощрения и покровительства отечественной промышленности, поддержка экспансии торгового капитала. По указанию Петра I в 1724 г. Вышел таможенный тариф. На экспорт были установлены низкие пошлины, купцы охотно вывозили товар за границу. А на некоторые виды железных изделий были установлены значительные пошлины (75% от их стоимости). Это способствовало интенсивному развитию российской промышленности. В 1725 г. вывоз товаров в стоимостном выражении в 2 раза превысил ввоз. За границу вывозили лён, смолу, лес, пеньку, кожу, нефть, кожи, хлеб. Ввозили дорогое сукно, шелк, вина, кофе, пряности, сахар, хрусталь, предметы роскоши. Ввозились также в большом количестве краски для текстильных мануфактур. К концу правления Петра Великого главным торговым портом стал Петербург. 

    2.3 Социальная политика и её последствия. Итоги экономических преобразований
    В 1721 г. в России было 336 городов, в которых проживало 170 тысяч жителей (из 15 млн. населения страны). В 1720 г. был учрежден Главный магистрат, сословный орган городского управления. Регламент Главного магистрата разделил всех жителей на «регулярных» (имущие) и «нерегулярных» (неимущие) граждан. «Регулярные», в свою очередь, делились на две гильдии.
    В первую гильдию горожан входили: знатные купцы, промышленники, банкиры, врачи, живописцы, а также часть  ремесленников – иконники, золотых  и серебряных дел мастера. Вторую гильдию составляли все другие ремесленники, средние и бедные торговцы. В особую гильдию входили купцы – владельцы мануфактур и купцы, торговавшие с зарубежными странами; их освобождали от службы, пошлин, военных постоев.
    В городах росло число работных людей на мануфактурах. Их называли «подлые наемные люди», «нерегулярные граждане», они не имели право участвовать в городском самоуправлении.
    В начале XVIII в. В России было 15 тысяч дворян и 3 тысячи боярских семей, их стали называть на польский манер – шляхтой. Они владели землей и имели 360 тысяч крестьянских дворов. Высшее дворянство(князья, графы, бояре) имело по 100 дворов, средние дворяне – от 50 до 100 дворов, мелкие от 10 до 40 дворов. При Петре меняется состав дворянства: царь давал дворянские звания за заслуги и крестьянам, и посадским людям, и другим простым людям («подлого сословия»). В указе 1714 г. о единонаследии вотчины бояр и поместья дворян были окончательно уравнены. Все землевладельцы России рассматривались как дворяне – помещики и имели право передавать свои поместья по наследству одному из членов рода. Часть дворян, лишенных земли, стала служить государству за жалованье и становилась чиновниками. В1722 г. была введена «Табель о рангах», которая определяла порядок прохождения военной и гражданской службы по 14 классам-рангам. 1-й ранг был самым высоким, а 14-й – самым низким. Этот документ положил в основу государственной службы принцип личной выслуги и открывал путь наверх людям незнатным, но способным и предприимчивым. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства.
    Ведение Северной войны требовало огромных расходов. Они покрывались за счет многочисленных налогов: прямых (общественных и чрезвычайных) и косвенных –  на рыбную ловлю, бороду, бани . Но денег  не хватало. Тогда было решено изменить податную систему.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.