Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Современная западная философия

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  сельского хозяйства РФ
     ФГОУ  ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
     Экономический факультет
     Кафедра информационных технологий и систем в экономике 
 
 
 
 
 

     Отчет по учебной практике по информатике 
 
 
 

     Тема: Современная западная философия 
 
 
 

     Выполнила: Бахтина Елена Александровна, студентка  группы ЭФ-122 

     Руководитель: Дьячков Валерий Павлович, к.п.н., доцент кафедры ИТ и систем в
                  экономике 
 

     К защите «____»_____________ 2011 г.
     Оценка: _________________ В.П. Дьячков 
     Дата  «___» _______________ 2011 г. 
 
 
 
 

     Киров-2011
Оглавление
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ТЕОРИЯ 5
    2.1. Позитивизм Джона Стюарта Милля (1806-1873) 5
    2.1.1. Биография 5
    2.1.2. Учение Д.С. Милля 6
    2.2. Позитивизм Г. Спенсера (1820-1903) 10
    2.2.1. Биография 10
    2.2.2. Учение Г. Спенсера 11
3. ПРАКТИКА 18
    3.1. Позитивизм Д. Милля 18
    3.2. Позитивизм Г. Спенсера 20
4. ЗАДАНИЯ 22
    4.1. Позитивизм Д. Милля 22
    4.2. Позитивизм Г. Спенсера 22
5. ТЕСТЫ 23
    5.1. Постпозитивизм Д. Милля 23
    5.2. Позитивизм Г. Спенсера 24
Ответы 26
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Глоссарий 30
Библиографический список 34 

 


1. ВВЕДЕНИЕ

 
       Электронный учебный курс (ЭУК) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.
     Для создания полноценных ЭУК самые широкие возможности дает гипертекстовая технология:
     • использование динамически настраиваемых  гипертекстовых страниц позволяет  реализовывать принцип доступности;
     • включение в страницу элементов мультимедиа помогает создать обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, реализуя принцип наглядности;
     • гиперссылки позволяют естественным образом увязать различные материалы, предоставив обучаемому возможность обращения к необходимой теоретической информации при выполнении практических заданий и, наоборот, иллюстрируя теоретический материал практическими примерами, что обеспечивает соблюдение принципа связи теории и практики;
     • работа гипертекстовой обучающей системы может адаптироваться к тем результатам, которые показывает обучаемый при выполнении заданий, ответах на вопросы, что позволяет благодаря обратной связи реализовать принцип прочности знаний.
     В этом случае ЭУК представляет собой  гипертекстовый документ. Для его  создания в нашем случае используется язык HTML. Преимуществом электронного учебника, созданного на основе данной технологии, является платформенная независимость полученного продукта, а также универсальность его способа представления обучаемым: он может быть записан на дискеты или компакт-диск, распространяться по сети Jnterпet или в локальной сети учебного заведения. Кроме того, подобные учебники легко дорабатывать.
     В последние годы были разработаны  и получили определенную популярность различные программные комплексы, расширяющие возможности, предоставляемые технологией HTML. Их отличительной особенностью является легкость в освоении, что дает возможность создавать профессиональные гипертекстовые учебные средства.
     Разработка  электронного учебного курса в настоящее  время является актуальным направлением в развитии информационных технологий, направленных на помощь преподавателю и студенту в образовательном процессе.
     ЭУК по теме «Современная западная философия» разрабатывается впервые, но уже существуют электронные учебные  пособия по этой теме. Это учебное пособие С.Л. Ивашевского «Современная западная философия». Разработаны рефераты, учебно-методические  комплексы по дисциплине «Философия».
     Цели  разработки ЭУК:
    Создание структурированной программы изучения современной западной философии, включающую в себя теорию, практику, задания и тесты;
    Развитие навыков самостоятельной работы, умение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями по философии.
    Формирование  интереса в  изучении данной темы, расширение жизненного кругозора студентов.
     Задачи разработки ЭУК:
    Проанализировать основные философские тенденции современной западной философии;
    Охарактеризовать каждое философское течение, раскрыть их теоретическую и практическую значимость, выявить их соотношение;
    Разработать практические, самостоятельные задания, тесты по темам и контрольный тест.
    Показать принцип выполнения заданий в практической части.
 
 

     

2. ТЕОРИЯ

 
     2.1. Позитивизм Джона Стюарта Милля (1806-1873)

     2.1.1. Биография
     Д. Милль - английский экономист, философ и социолог, последний представитель классической школы политэкономии.
       Он родился 20 мая 1806 г.  в Лондоне. Никакого школьного образования он не имел - его учителем был его отец, Джемс Милль. Джон начал учить греческий язык с трёх лет, в возрасте около шести лет уже был автором самостоятельных исторических работ, а в двенадцать лет приступил к изучению высшей математики, логики и политической экономии.
     Знакомство  с учением сенсимонистов поколебало его прежнюю уверенность в  благотворности общественного строя, основанного на частной собственности и неограниченной конкуренции.
     Около 1822 г. Милль основал "утилитаристское общество", целью которого было распространение учения Бентама.
     В 1823 г Милль стал представителем знаменитой Ост-Индской компании, служащим которой  оставался до 1858 г.
     В качестве политического  деятеля выступает с 1865 г. как  представитель Вестминстерского округа в палате общин.
     В жизни Милля огромную роль играла любовь к мисс Тейлор, знакомство с которой, по его словам, было «величайшим счастьем его жизни».
     Основные  труды - «Система Логики», «Утилитаризм», «О свободе».
     Умер  он в Авиньоне в 1873 г.
 

     
     2.1.2. Учение Д.С. Милля
     Джон Стюарт Милль продолжил основные идеи О. Конта: был сторонником эмпиризма, отрицал возможность дедуктивного знания; рассматривал логику как «ветвь» психологии; утверждал, что любой вывод – это вывод «от частного к частному». Милль много внимания уделял разработке метода философии позитивизма: таковым он считал индукцию.
     В центре основных его сочинений «Система логики силлогистической и индуктивной», «Утилитаризм» и др. были логические исследования.
     Расширительно трактуя логику, Милль стремится  распространить ее на область общественного поведения человека и создать деонтологическую логику. По Миллю, моральные принципы, как и логические правила, должны быть эмпирически обоснованы.
     А это можно сделать, считает он, исходя из утилитаризма. Но Милль не хочет морального оправдания поведения человека, стремящегося из всего извлекать пользу или выгоду. Чтобы сгладить эгоистические моменты этики утилитаризма, он вводит в качестве критерия нравственности принцип альтруизма: высшей целью человеческой деятельности должно быть содействие «счастью человечества или, скорее, всех чувствующих существ». В итоге Милль приходит к эклектическому сочетанию несовместимых нравственных критериев утилитаризма и альтруизма.
     Свое  социологическое учение Милль стремится  построить исходя из признания неизменной «природы человека». У каждого человека, полагал он, имеются основные черты (элементы) его личности, «которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены». Эти законы устанавливаются психологией и социологией. Поэтому результаты этих наук должны использоваться для нормативных выводов.
     Общество, по его мнению, представляет собой  агрегат отдельных индивидуумов, мышление которых на протяжении истории  претерпевает процесс постепенного развития. Вместе с этим постепенно развивается и общество. Государство  не должно вмешиваться в частную  жизнь граждан. Оно должно представить максимальные возможности для развития экономической инициативы предпринимателей.
     В социальной философии и в этике  Милль связывает свободу с  принципом полезности. Индивидуальная свобода в обществе не должна ограничиваться, ибо она способствует достижению людьми счастья и процветания. При этом счастье отдельного человека зависит от счастья других членов сообщества. Каждый человек может реализовывать все свои способности, не отрицая такой возможности и для других людей. Этому должно способствовать справедливое демократическое законодательство.
     Утилитаризм в миллевской интерпретации не имеет эгоистической тенденции. В классическую утилитаристскую доктрину Милль вносит ряд дополнений и изменений. Так, он отказывается от количественного "исчисления удовольствий" Бентама, подчеркивает качественные различия между видами удовольствия, отдает предпочтение духовным удовольствиям над чувственными. Он в большей степени, нежели его непосредственные предшественники, апеллирует к человеческой природе и связывает полезность с ее совершенствованием. В этом, согласно Миллю, большую роль должны играть правильные воспитание и образование, способствующие развитию социальных чувств людей по отношению друг к другу и укреплению их солидарности. Средствами, которые способны помочь осуществлению этих ценностей, Д.С. Милль в духе традиций английского либерализма считает свободу слова и печати. Они, согласно Миллю, связаны с философским понятием истины, ибо истину в науке, философии, политике легче искать при свободном, беспрепятственном обмене мнениями и при свободе научного и нравственного поиска.
     Милль четко защищает права, свободы, достоинство  индивида. Даже если бы все общество за вычетом одного-единственного человека придерживалось определенного мнения, то все равно было бы противно принципам свободы и справедливости заставить этого единственного человека поступиться своим мнением, принудить его к молчанию. Такие меры вели бы не к утверждению величия человеческого рода, а к ущемлению достоинства человечества. Человек, утрачивающий веру в самого себя, теряет и доверие к обществу, к "миру" — ведь мир есть часть самого человека, как индивид есть часть мира, часть общественного организма. И пусть человек порой впадает в ошибки. Способность суждения дана ему для того, чтобы он ею пользовался. Обязанность правительств и индивидов состоит в том, чтобы мнения формировались как истинные и никогда не навязывались другим людям, — таково суждение Милля.
     Идеи  Милля, в особенности, об отношении  логики и философии, о том, что  формальная логика - это главное философское знание «наука о самой науке», были возрождены в XX в. неопозитивизмом.
     В центре взглядов Милля оказалась  проблема соотношения материи и  сознания. Материя и сознание были сведены им к определенным сочетаниям ощущений. Так, материя выступает в его учении как "постоянная возможность ощущений", физические тела — как комплексы "одновременных возможностей ощущений". Сознание он трактует как предрасположенность испытывать (переживать) ощущения. Человеческому уму присуща способность предвидения и ожидания будущих ощущений, поэтому в нем и возникает представление о возможных ощущениях. Законы психологической ассоциации вносят организованность в наши ощущения. Между комплексами ощущений складываются отношения взаимной зависимости. Например, организованные в комплекс ощущения, составляющие сознание, оказываются зависимыми от комплекса ощущений, составляющих тело, и наоборот.
     По  Конту содержание нашего сознания обусловлено  состоянием общества. А отсюда следует, что с базисными фактами человеческого  бытия имеет дело не психология, а имеющая дело с фактами социология. Милль Конту возражает: он утверждает, что существует непреодолимая граница в объяснении природы, разделяющая исследование физического и психического - явления в этих сферах различны.
     Одним из главных средств организации  феноменального опыта для Милля  выступает язык. Именно в языке  осуществляется классификация всех явлений, отнесение их к тем или  иным видам. Семантическая теория Милля  содержит эмпиристскую теорию значения имен (т. е. знаков). Центральной идеей этой теории оказывается различение коннотации и денотации имен, предвосхищающее современное различение таких семантических сущностей, как смысл и значение. В первом случае имеется в виду указание на совокупность свойств именуемого предмета, во-втором — указание на сам предмет, обозначаемый именем. Всякое суждение, считает Милль, есть соединение имен.
     Милль, подобно Конту, считал, что всякое научное знание начинается с исследования единичных случаев и в конечном счете всегда останется исследованием некоторых совокупностей единичных случаев. Общее знание - не "исток"; оно результат обобщения.
     Основу  учения Милля о научном методе составляет его теория индукции.
     Милль устанавливает 5 методов научной  индукции: 
    Метод единственного сходства;
    Метод единственного различия;
    Соединенный метод сходства и различия;
    Метод сопутствующих изменений;
    Метод остатков.
       Он критически оценивал возможности  полной индукции, справедливо полагая,  что она не может быть положена  в основание науки. Поэтому  приходится опираться на так  называемую несовершенную индукцию, которая представляет собой подлинный вывод от частного к общему. Такая индукция дает приращение информации. Она является методом экспериментирования, открытия нового знания, движения от известного к неизвестному. В основе индукции — неявно принимаемый принцип единообразия процессов природы, утверждающий, что все происходит в соответствии с общими законами.
     Как и учение об индукции, тесно связанное  с ним миллевское учение о причинности предполагает принцип единообразия (законосообразности) природы: «Для употребления слова "причина" в нашем смысле необходимо убеждение не только в том, что за предшествовавшим всегда наступало последующее, но что за первым и будет всегда наступать второе, пока продолжится настоящее устройство вещей». Милль признавал, что у нас есть взятое из обыденного опыта (т.е. неврожденное и неаприорное) представление о причинности, которое уточняется в процессе научного исследования.  

 

     
     2.2. Позитивизм Г. Спенсера (1820-1903)

      2.2.1. Биография
     Спенсер Герберт родился в 1820 г. в Дерби, центре графства Дербишир, в семье учителя.
     Отказался от предложения получить образование  в Кембридже (впоследствии отказался  от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).
     Был учителем, железнодорожным служащим, инженером, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»).
       Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.
     С 1848 по 1858 г. разработал план объединения  в одно целое всей философии на основании идеи развития. Основные работы Спенсера объединены в 5 томов "Системы синтетической философии", каждый из которых (за исключением первого, в котором рассматриваются общие положения его философии и соответственно, названного "Общие принципы") посвящен важнейшим достижениям частных наук: т. 2 - "Принципы биологии", т. 3 - "Принципы психологии", т. 4 - "Принципы социологии", т. 5 - "Принципы этики".
     Умер  Спенсер в 1903 г. в Брайтоне. 

 

     
     2.2.2. Учение Г. Спенсера
     Третьим классиком  позитивизма был Г. Спенсер. Содержательных отличий, которые можно найти в его трудах, если сравнивать их с сочинениями двух других классиков позитивизма, великое множество. Первая причина этого - в самой установке позитивизма, в его ориентации на частные науки.
     Спенсер не отдает первенства по степени важности ни математике, ни физике, ни химии. В отличие от Конта, расположившего науки в порядке от "простого к сложному" и рассматривавшего в качестве образца теоретическую механику, для Спенсера образцом и базой является биология.
     Кроме акцента на биологию, для Спенсера характерно еще одно отличие от контовского варианта позитивизма: если для Конта характеристики элемента в большой мере определены характеристиками целого, состоящего из элементов (аналог механизма, общая конструкция которого задает характеристики деталям), то Спенсер, напротив, отталкивается от характеристик "единицы", от биологического и социального "атома", характеристики которых в процессе развития развертываются в систему.
     И еще одно важное отличие спенсеровского варианта позитивизма. Спенсер не только отдаляется от "метафизики", отказываясь от претензий на постижение глубинной сущности явлений, не доступной опытному знанию, но и разделяет область "действительного" на два слоя - "непознаваемого" (аналог кантовских "вещей в себе") и "познаваемого", мира явлений, с которым имеет дело позитивная наука. При этом он не только признает, подобно Конту, историческую оправданность религии, но и не считает, что с развитием позитивной науки религия будет отодвинута на задний план, если не обречена на исчезновение. Спенсер - сторонник примирения религии и науки путем разделения сфер компетенции. Борьбу науки против религии (которую Кант считал в какой-то мере необходимым условием формирования самой "положительной" науки и "позитивной" философии) Спенсер осуждает как "историческую ошибку": "...знание не может монополизировать сознание и... таким образом для нашего ума остается постоянная возможность заниматься тем, что лежит за пределами знания. Поэтому всегда должно найтись место для какой-нибудь Религии. Ибо религия во всех своих формах отличалась от всего остального тем, что предметом ее было то, что лежит вне опыта".
     Согласно  Спенсеру, история религии и изучение существующих религий приводят к  установлению одного общего и неизменного  элемента всякой религии — признания  абсолютной непостижимости той силы, которая лежит в основе вселенной. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая воля. Что касается эмоционального и культового аспектов религии, то здесь Спенсера они не интересуют.
     Главным содержанием религии Спенсер  считал состав религиозных догм. Именно относительно этого содержания Спенсер писал: "...как бы несостоятельны ни были некоторые из существующих верований, как бы ни были нелепы доводы, приводимые в их защиту, мы не должны забывать истины, которая, по всей вероятности, скрыта в них".
     Отсюда, по Спенсеру, следует насущная задача примирить науку с религией.
     Спенсер   считается   основоположником   двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в XIX в.
     Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории  систем, и применять его к человеческому обществу. В  своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный  анализ общества.
    Характеристика эволюционного процесса социологии, как науки.
     Прогресс - постепенное совершенствование  культурной и социальной жизни человечества. Идея прогресса зародилась на почве объективных наблюдений над успехами человеческого ума и на почве субъективных чаяний сердца. Конт советовал заменить понятие прогресса понятием эволюции, т. е. понятия субъективного — чисто объективным. На ту же точку зрения несколько позднее стал и Спенсер. Эволюционная точка зрения лишила идею прогресса мистического и романтического характера; в то же время она дала учению о прогрессе научную опору. Вторая половина XIX в. — эпоха разнообразных попыток построения теории прогресса. Конт выдвигает на первый план умственный прогресс. Спенсер объясняет исторический  прогресс по аналогии с развитием отдельного индивидуума. С точки зрения Спенсера «прогресс (т. е. социальная эволюция) есть только частный случай эволюции вообще, совершающейся по известному общему закону».
     Спенсер  предлагает  следующее   определение   центрального понятия своей  философской  системы:  «Эволюция  есть  интеграция  вещества, которая сопровождается рассеянием движения  и  в  течение  которой  вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности  в  состояние определенной  связной  однородности,  а   сохраненное   веществом   движение претерпевает аналогичное превращение».
     В теории эволюции он выделил две  стороны:  интеграцию  и дифференциацию:
      интеграция заключается в объединении индивидов в группы, каждый из которых выполняет свойственные ей функции.
      дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения.
     Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую (Рисунок 1). Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. 

     
     
     
     
       
 
 

Рисунок 1. Три фазы эволюции 

     Эволюция  по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д..
     Этот  подход Спенсер считал универсальным  процессом в истории человеческого  общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:
        Однообразие создает условие для нестабильности. Т.е. процесс развития отягощается особенностями самой социальной жизни. В процессе развития общества происходит резкая дифференциация.
        Существует тенденция к углублению неравенства.
        Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к объединению, поскольку общество начинает делиться на фракции.
     Главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека.
     Термин «социология» благодаря  Спенсеру стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.
     Задача  социологии, по Спенсеру, - изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.
    Концепция социальных институтов.
     По Спенсеру, социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.
     Спенсер выделяет 5 типов социальных институтов: домашние, обрядовые (церемониальные), политические, церковные, профессиональные и промышленные  (Таблица 1). 

Таблица 1. Социальные институты 

 
№ п/п
 
Типы  социальных институтов
 
     Характеристика  соц. институтов
1 Домашние Семья, брак, проблемы воспитания.
 
2      
Обрядовые (церемониальные) Призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
 
 
 
3 
 
     
Политические Появление связано  с переносом внутригрупповых  конфликтов на сферу конфликтов между  группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и  войны (потребность обороны или  завоевания больше всего сплачивают общество).
 
4      
Церковные Храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
 
 
5 
     
 
Профессиональные и промышленные
Возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) — консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные — поддерживают производственную структуру общества.
 
     Значение  этих институтов возрастает  по  мере  перехода  от  военизированных обществ к индустриальным. Социальный прогресс предполагает,  по Спенсеру, постепенное совершенствование человеческой  природы,  в  то  время как социализм требует невозможного и приводит  к еще большему  социальному неравенству. Тем не менее, считает Спенсер,  европейская  цивилизация  будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма.
     Теория  социальных институтов Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. Расширение полномочий государства, по мнению Спенсера, потому и опасно, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в «социальном организме». 

     
    Общество, как “социальный организм”.
     В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию равновесия. Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявлял общие системные принципы,  делающие его похожим на биологические системы:
    Общество, как и биологический организм, наращивает массу численности населения, материальные ресурсы и др.;
    Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры;
    Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями;
    В обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей;
    Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.
     Спенсер не только уподоблял общество организму, но  и  свою  биологию наполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида. Он резко критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социального и биологического организма:
    В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего конкретную форму, элементы общества  рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.
    Эта пространственная рассеянность элементов  делает необходимой символическую коммуникацию.
    В  обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.
    Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры.
    Но главное в том, что в биологическом организме  части  служат  для целого, в то время как в обществе целое существует  ради  частей. 
     Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не  члены  его  существуют для блага общества.
     Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. Это объединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую трудность социологии Спенсера.
     Главной задачей Спенсер считал исследование этапов развития общества. Его методология включает классификацию и типологию эволюционных процессов. Классификация располагает все общество по шкале сложности структуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до «большого агрегата». На начальном этапе общество характеризуется преобладанием  непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органов управления и т. д. По мере развития формируется сложная структура, социальная иерархия; включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к меньшим общностям (род, каста и др.).
     Различая  два главных типа общества, воинственный  и промышленный, Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование (Рисунок 2). 

     
     
     
     
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Типы общества 

     Совокупность  факторов эволюции Спенсер делит  на:
    «первичные»  (факторы географической среды, биологическая и психическая конституция индивида);
    «вторичные» (то, что Гегель назвал  «второй природой»).
     Основным  законом социального развития Спенсер  считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей  концепции эволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленность “дифференцированного”, то есть разделённого на классы общества.  Спенсер – противник социализма, считавший революцию “болезнью” общественного организма.
     Общедоступность и близость к обыденному сознанию, созвучность эпохе великих побед естественных наук обусловили огромную популярность философии Спенсера. 

 


     3. ПРАКТИКА 

     3.1. Позитивизм Д. Милля
     Упражнение  1. Напишите конспект к тексту «Учение Д. Милля».
     Для начала давайте вспомним, что такое  конспект. Конспект – это краткое изложение Вашей работы. Конспект должен быть как можно более кратким и в тоже время наиболее полно отражать основное содержание изучаемого материала. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.  Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» (подобно пунктам и подпунктам плана).
     Итак, учитывая все вышесказанное, составляем конспект по тексту «Учение Д. Милля» (Тема 1) по первым 9 абзацам.
     Ответ:
    Милль - сторонник эмпиризма; (1абзац)
    Позиции философа:
    Он отрицал возможность дедуктивного знания; (1 абзац)
    Он рассматривал логику как «ветвь» психологии; (1 абзац).
    Джон утверждал, что любой вывод – это вывод «от частного к частному»; (1 абзац)
    Он считал индукцию методом философии; (1 абзац)
    Джон Милль стремится создать логику деонтологическую логику из утилитаризма, вводит принцип альтруизма; (3-4 абзац)
    Философ стремится построить социологическое учение,  исходя из признания неизменной «природы человека»; (5 абзац)
    Общество, по его мнению, - агрегат отдельных индивидуумов; (6 абзац)
    Он связывает свободу с принципом полезности; (7 абзац)
    Джон Милль дополняет и изменяет свою утилитаристскую доктрину: (8 абзац)
    Он отказывается от количественного "исчисления удовольствий" Бентама;
    Он подчеркивает качественные различия между видами удовольствия;
    Он апеллирует к человеческой природе и связывает полезность с ее совершенствованием;
    Свобода слова и печати – средства, способные помочь осуществлению развития социальных чувств людей по отношению друг к другу и укреплению их солидарности.
    Философ защищает права, свободы, достоинство индивида; (9 абзац)
     Упражнение 2. Прочитайте отрывок из биографии Д. Милля. Выпишите интересные для вас факты из его жизни.
     «От природы Джон Милль был одаренным мальчиком, поэтому система его отца находила подтверждение на практике: ребенком Джон читал по-гречески и даже начал писать историю Рима. Когда ему исполнилось четырнадцать лет и образование было сочтено законченным, он получил, как сам выразился, «фору в четверть века перед современниками».
     За  это пришлось заплатить  высокую цену: у  Милля не было друзей-ровесников, он не играл в игры, был физически  слабым ребенком и  чурался общества. Ему не дозволялись дни отдыха, детские шалости и развлекательное чтение. Кроме того, мальчику вменялась обязанность передавать знания сестрам и братьям, на которых у его отца уже не было времени. Единственным утешением служило общество Иеремии Бентама, который был близким другом семьи и отличался веселым нравом и эксцентричным поведением. Милль также провел год на юге Франции вместе с братом Бентама, изобретателем Сэмюэлем и его семьей (1820–1821). Там он впервые «вдохнул вольный и теплый воздух континента» и приобрел вкус ко всему французскому.
     Обладая значительными интеллектуальными  способностями, Милль  в то же время отличался  в юности упрямством, был нелюдим и  холоден. В 1823 он поступил на работу в Ост-Индскую  компанию и продвигался  по службе, как и  его отец, пока не достиг положения главного эксперта и материальной независимости до конца жизни. Приблизительно в то же время его заключают в тюрьму на день или два за распространение среди рабочих брошюр Фрэнсиса Плейса о средствах предупреждения беременности – Милль надеялся, что это поможет остановить волну детоубийств…».
     Ответ:
    Джон Милль был одаренным мальчиком: (1 абзац)
    Он ребенком читал по-гречески и начал писать историю Рима.
    В 14 лет его образование было сочтено законченным, он получил «фору в четверть века перед современниками»;
    Высокая цена за раннее образование: (2 абзац)
    Милль не имел друзей-ровесников;
    Он не играл в игры;
    Он был физически слабым ребенком и чурался общества;
    На нем лежала обязанность передавать знания сестрам и братьям.
    Общество Иеремии Бентама было единственным утешением Д.Милля;
    За год, проведенный на юге Франции, Милль приобрел вкус ко всему французскому;
    В юности Джон отличался упрямством, был нелюдим и холоден; (3 абзац)
    Он достиг карьерного роста в Ост-Индской компании;
    Его заключают в тюрьму за распространение среди рабочих брошюр Фрэнсиса Плейса о средствах предупреждения беременности.
 
     3.2. Позитивизм Г. Спенсера
     Упражнение 3. Узнайте на портретах философов - позитивистов, назовите их основные труды и идеи.
           
     
       
 
 
 
 
 
 

       
 

     Ответ:
     Мы  видим, что на 1 и 2 портрете изображены философы-позитивисты.
     Под цифрой 1 узнаем Г. Спенсера.
     Его основной труд: "Системы синтетической  философии".
     Основные  идеи философа:
    Образцом и базой для него является биология;
    Он отталкивается от характеристик «единицы», от биологического и социального «атома»;
    Он разделяет область «действительного» на 2 слоя – «непознаваемого» и «познаваемого»;
    Он стремился примирить науку и религию;
    Герберт Спенсер рассматривал эволюцию как единство интеграции и дифференциации;
    Спенсер выделяет 5 типов социальных институтов;
    Философ рассматривал общество, как «социальный организм».
 
     Под цифрой 2 узнаем О. Конта, родоначальника позитивизма.
     Его основной труд: «Курс позитивной философии»  и «Система позитивной политики».
     Основные  идеи философа:
    Он считал, что нужно построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.