На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международные организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В. И. ВЕРНАДСКОГО
Институт  последипломного образования
Экономический факультет
Кафедра международной экономики 

КАРПУШИНА ИРИНА ИГОРЕВНА 

РОЛЬ  И ФУНКЦИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ  ОСНОВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОРГАНИЗАЦИЙ 
 
 
 

Курсовая  работа 

Специальность 7.050103
«международная  экономика»
Курс – 1
Научный руководитель
доцент каф. международной  экономики                                    Побирченко В.В. 
 
 
 
 
 
 

     Симферополь 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………………………….…..3
РАЗДЕЛ 1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ …………..…..5
1.1.Понятие и  виды международных организаций……………………………..5
1.2. История возникновения международных экономических организаций...13
1.3. Краткие выводы по первому разделу……………………………………...23
РАЗДЕЛ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ…………………………………..24
2.1. Цели и  функции международных экономических  организаций………....24
2.2. Классификация  международных экономических организаций……...…..28
2.3. Краткие выводы по второму разделу……………………….……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………..……..……..……..34
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...………….…..………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  исследования в курсовой работе связана с развитием следующих современных тенденций международной жизни.
     Система современного мирового хозяйства претерпевает качественные изменения в условиях, когда экономическая взаимозависимость  становится объективным условием строительства  будущего мирового экономического порядка. Все более свободное передвижение капитала и товаров, быстрый трансферт  технологий, динамика передвижения рабочей  силы, интернационализация системы  управления бизнесом и принятия сложных  хозяйственных решений – все  это безусловные признаки современной  эпохи.
     В этих условиях международные организации  берут на себя много координационных  задач, использование опыта международных  неправительственных и правительственных  организаций позволяет странам  увидеть перспективы своего социального  и экономического развития, оценить  свою безопасность в энергетической и экономической сферах, изменить отношение мировой общественности путем формирования позитивного  имиджа. Украина стремится занять достойное место в мировом  общественном порядке, этому способствует ее сотрудничество с мировыми международными организациями.
      Межгосударственные  экономические организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.
      Актуальность  проблематики обусловила цель курсовой работы - дать общую характеристику системе международных экономических организаций.
      Цель  работы предопределила решение следующих  задач.
1. Определить понятие международных экономических организаций.
2.Показать  эволюцию развития международных  экономических организаций, их  цели и функции.
3.Определить  основные цели  и функции международных экономических организаций.
4. Привести классификацию международных экономических организаций.
      Теоретической и информационной базой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам международной экономики и международного права, в том числе по вопросам участия Украины в системе международных экономических организаций, материалы периодической печати, научные доклады и материалы научно-практических конференций и другие источники.
     Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследования: анализ и синтез информации объекта и предмета познания, использован метод системного анализа для оценки объекта исследования, как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование и возможности дальнейшего развития.
      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается выбор темы работы и показана ее актуальность, определены цели, задачи, объект, предмет, практическое значение и методы исследования работы. Раздел 1 посвящен рассмотрению понятия и основных видов МЭО, а также истории их возникновения. Раздел 2 посвящен анализу целей, функций и классификации международных организаций. В заключении приводятся обобщающие выводы, полученные в ходе работы. Список использованной литературы содержит источники, положенные в основу работы. 
 
 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1.Понятие  и виды международных  организаций

       Международные экономические организации  представляют собой прежде всего  специфическую форму проявления  и организации экономического  сотрудничества между различными  странами. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 – межправительственные) [1, с.326]. Среди этих организаций выделяются 300 международных торгово-экономических организаций средним и узким составом участников, позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.).
     Термин  «международные экономические организации» употребляется, как правило, применительно  и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации  характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно  констатировать, что международная  межправительственная организация - это  объединение государств, учрежденное  на основе международного договора для  достижения общих целей, имеющее  постоянные органы и действующее  в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета [2, с.16].
     В понятие органов международной  организации входит следующее: это  составная часть международной  организации, ее структурное звено; орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.
     Положения о компетенции международной  организации в целом тесно  связаны с компетенцией ее органов. Компетенция органа международной  организации определяется в учредительном  акте или в иных международных  соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно  изменена без согласия государств —  членов международной организации, выраженного в соответствующей  форме.
     И.И. Лукашук, определяя понятие международной  экономической организации, пишет, что это – организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации [3, с.93].
     Международные экономические организации являются субъектами международного права. Главным  признаком неправительственных  международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и  объединяют физических и/или юридических  лиц (например, Ассоциация международного права, Международная Торговая палата и др.).
     Деятельность  организаций общей компетенции  затрагивает все сферы отношений  между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, СНГ, ОАЕ, ОАГ). Организации  специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной  области (например, Всемирная Торговая Организация, Организация стран  – экспортеров нефти и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Классификация  по характеру полномочий позволяет  выделить межгосударственные и наднациональные  или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества, и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС).
     Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих  властных полномочий. Задача таких  организаций состоит в регулировании  сотрудничества государств. Наиболее известны и авторитетны следующие  международные организации:
     Международные политические и экономические организации  общей компетенции:
     – Организация объединенных наций – ООН;
     – Большая восьмерка – G 8;
     – ОЭСР;
     Международные торгово-экономические организации  и организации промышленного  развития:
     – ЮНИДО;
     – ПРООН;
     – ЮНКТАД;
     – ВТО;
     Международные финансовые институты:
     – Группа Всемирного банка;
     – Европейский банк реконструкции и развития;
     – Региональные организации экономического сотрудничества;
     – Европейский союз – ЕС;
     – Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества – АРЕС;
     Специализированные  межправительственные и неправительственные  организации в области:
     – ЮНЕСКО;
     – Международный союз электросвязи – ITU;
     – Всемирный альянс информационных технологий и услуг – WITSA и др.;
     – Центральное место в системе международных организаций принадлежит ООН [5, с.39].
     ООН была создана в целях поддержания  и укрепления международного мира и  безопасности, развития сотрудничества между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения  народов. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско представителями 50 стран-основателей. В настоящее  время членами ООН является 191 государство. Уставом ООН учреждены  шесть главных органов Организации: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет  ООН (далее ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат. Кроме главных органов в системе  ООН существует ряд специализированных учреждений, членами которых являются большинство стран ООН [6, с.91].
     В настоящее время международные экономические организации прочно вошли в структуру системы межгосударственных отношений в качестве важного элемента, без которого само функционирование системы практически невозможно. Как правило, отражая объективную тенденцию усиления взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях, международные экономические организации в то же время оказывают существенное влияние на проявление и развитие закономерностей межгосударственных отношений, таких, как международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств и др., создавая благоприятные условия для их реализации за счет использования специфических институционных форм, дающих членам международных организаций дополнительные возможности для многосторонних и двусторонних переговоров, проведения совместных поисков решений [7, с.103].
     Особую  актуальность представляют международные  экономические организации. Государства, вступая в эти организации, руководствуются  задачей приобрести соответствующие  преимущества, которые дает то или  иное экономическое объединение.
     Довольно  известной экономической организаций  является, например, Организация экономического сотрудничества и развития (далее  ОЭСР) - межрегиональная экономическая  организация.
     Эта организация выполняет большинство  функций, присущих международным организациям: информационную, нормотворческую, оперативную. Хотя, например, В. Моравецкий выделял  три основных вида функций международных  организаций: регулирующие, контрольные  и оперативные [8, с.90].
     Сегодня одной из основных функций любой  международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация  публикует серию документов, непосредственно  касающихся ее структуры, целей и  основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует  специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных  отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации  по руководству международным сотрудничеством  государств в конкретных областях [9, с.76].
     В литературе подробно рассматривался вопрос о характере участия международной  организации в процессе нормотворчества: правовое положение организации, возможность  ее влияния на содержание принимаемых  текстов конвенций, юридическая  сила этих актов и др. Непосредственно  нормотворческая функция международных  организаций возникла после Второй Мировой Войны, когда ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и некоторые другие получили право на заключение международных договоров. Договорная практика международных организаций на современном этапе - стабильное явление международной жизни [5, с.20].
     Оперативная функция - новая среди функций  международных организаций. Она  присуща, например, ООН, ее специализированным учреждениям, а также ряду международных  организаций, обладающих коммерческо-эксплуатационной деятельностью.
     Оперативными  функциями ООН являются: операции ООН по поддержанию международного мира и безопасности; оказание технической  помощи освободившимся странам со стороны  ООН и специализированных учреждений и др. Специфика оперативной функции  по сравнению с другими функциями  международных организаций объясняется  в литературе следующим образом: «Оперативные функции представляют собой особый метод деятельности международной организации. Если при  осуществлении регулирующих и контрольных  функций международная организация  стремится побудить государства  к реализации ее задач, оказывая на них определенное политическое давление, то при осуществлении оперативных  функций она сама реализует свои задачи при помощи находящихся в  ее распоряжении людских и материальных средств».
     В литературе справедливо отмечалось, что все развитие международного права происходило на фоне научно-технического прогресса. Научно-техническая революция, начавшаяся в середине 50-х годов, существенно повлияла на международное  сотрудничество государств в рамках международных организаций [10, с.137].
     Она потребовала качественно нового уровня деятельности международных  организаций, наделенных определенными  коммерческо-эксплуатационными функциями. К числу таких международных  организаций относятся: Международная  организация связи через искусственные  спутники Земли (Интелсат), Международная  организация морской спутниковой  связи (Инмарсат), проектируемая международная организация – Международный орган по морскому дну. Появление подобных международных организаций означает дальнейшее развитие оперативной функции международных организаций. Оперативные функции в области международных расчетов выполняет МВФ.
     В ряде случаев проводятся совместные мероприятия, например совместные исследовательские  работы. К упомянутым организациям относятся: Европейские сообщества («Общий рынок»; Европейское общество угля и стали, ЕОУС; Евратом), Европейская  ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский совет, Европейская  конференция министров транспорта, Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ), Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных наций  по вопросам образования, науки и  культуры (ЮНЕСКО), Международная организация  труда (МОТ), Международное агентство  по атомной энергии (МАГАТЭ), Экономическая  комиссия ООН для Европы, Верховная  комиссия ООН по вопросам политического  убежища, Организация Американских Государств (ОАГ), Совет Таможенного  Сотрудничества, Банк международных  расчетов, Международный Комитет  по вопросам миграции в Европе, Международная  Торговая Палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Международная  федерация сельскохозяйственных производителей, Европейская сельскохозяйственная конфедерация, Международный союз ремесленников  и владельцев, мелких и средних  промышленных и торговых предприятий [11, с.57].
     Членство  в международной организации  представляет собой одну из наиболее упорядоченных форм участия государства  в процессе международного взаимодействия. В основе института членства лежит  совпадающее волеизъявление, с одной  стороны, государства, стремящегося к  участию в организованных коллективных усилиях по достижению определенного круга целей, а с другой, - волеизъявления других государств, намеревающихся создать такую организацию или уже являющихся ее членами [12, с.50].
     Правовое  положение международной организации  характеризуется наличием учрежденного ее уставом механизма, координирующего, контролирующего и направляющего  деятельность самой организации  и ее членов.
     Правовое  состояние членства, т.е. участие  в деятельности организации, пользование  правами и привилегиями и выполнение обязанностей, предусмотренных правовыми  актами организации, возникает с  момента учреждения данной организации (для первоначальных членов) или  принятия государства в члены  согласно установленному учредительным  актом порядку. Основаниями для  членства в международной организации  служат:
       – участие государства в конференции по разработке устава и учреждению международной организации;
     – условия приема, определяющие требования, предъявляемые уставом к претенденту на членство в данной организации [13, с.10].
     Таким образом, международная экономическая  организация (далее МЭО) – это  объединение государств или физических и/или юридических лиц, созданное  на основе международного договора для  выполнения определенных целей в  сфере торговых и экономических  отношений, имеющее систему постоянно  действующих органов, обладающее международной  правосубъектностью и учрежденное  на основе норм и принципов международного права. МЭО классифицируется на виды – правительственные и неправительственные, универсальные и региональные, общей  и специальной компетенции временные  и постоянные, организации. Положительная  роль МЭО обеспечивается тем, что  в рамках этих организаций – обсуждаются  важные экономические проблемы. Постоянный характер некоторых из них помогает государствам квалифицированно решать возникающие проблемы.
     1.2. История возникновения и развития международных экономических организаций.
     Сегодня можно говорить о том, что на смену  моноцентристской международной системе  одного актора постепенно приходит полицентристская международная система множества  акторов [14, с.33-36]. Вторым по роли и значению (после государства) актором международных  отношений являются международные  организации (далее МО). Первые МО появились  еще в начале и середине XIX в. Это  были Центральная комиссия по судоходству  на Рейне, возникшая в 1815 г., а также  Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всеобщий почтовый союз (1874 г.). Первые МО создавались в сфере экономики, транспорта, культуры, социальных интересов  государств и по своим целям были направлены на совместное трансграничное сотрудничество в неполитической области (law politics).
     Число таких организаций, или, как их тогда  называли, международных административных союзов, возросло к началу ХХ в. К  ним относились комиссия по здравоохранению, комиссия по борьбе о наводнениями, транспортный союз и др. Возрастающая индустриализация требовала совместного  управления в области химии, электрификации и транспорта, вызывая тем самым  необходимость создания новых МО. Трансграничный поток товаров, услуг, информации и людей привел к тому, что в начале ХХ в. сформировалась квазиглобальная, евроцентристская по своей сущности, система мирового хозяйства. Важную роль в управлении этой системой играли МО.
     Историю возникновения международных экономических  организаций можно разделить  на три этапа: в древности, в средние  века, международные экономические  организации в ХХ века [15, с.10]. Особенно нужно выделить возникновение международных  экономических организаций в  ХХ веке. Именно в ХХ век стал веком  писаных международных договоров; именно в этом веке заключены тысячи и тысячи двусторонних торгово-экономических договоров между государствами; именно на долю этого столетия пришлось создания целого ряда и многих региональных международных торговых организаций, сыгравших и играющих огромную роль в интенсификации, углублении и расширении мировой торговле.
     Международные экономические отношения в древности:
     В древности начали возникать отдельные  элементы появления международных  экономических организаций. Именно в этот период возникли и получили определенное развитее морская торговля, расчеты по внешнеторговым операциям, были сформулированы некоторые принципы внешней торговли. С появлением двух и более государств начались торговые отношения между ними, которые  осуществлялись купцами этих стран.
     Торговые  отношения между странами стали  возможными потому, что в этих древних  государствах (Египет, Вавилон, Китай, Рим, Греция и др.) появились зачатки  товарного производства, появилась  потребность обмена товарами. В древности  единого рынка не было; были отдельные  региональные рынки.
     В Индии Законы Ману, принятые в 1 веке до н.э., на ряду с другими вопросами содержали вопросы внешней торговли. Купцы древней Индии придерживались установок этих законов.
     В древних государствах по-разному  относились к чужестранцам, к иностранным  купцам. Были периоды неприятия иностранцев  в древнем Риме и в древней  Греции. Но когда наступила пора покровительства иностранных торговцев  и иных лиц, в этих государствах учреждались  специальные должности. Например, в  Риме таких должностных лиц называли претор перегринусами, а в Греции – проксенами.
     Поскольку в VIII-IV вв. до н.э. Греция представляла собой определенный союз городов-государств (полисов), объективная необходимость поддерживать связи между собой предопределяли не только политический характер этих связей, но и торгово-экономический. Торговые связи оформлялись большим числом торговых договоров, в которых учитывались складывавшиеся в то время торговые обычаи как формы внешнеторгового права.
     Расширение  и углубление торговых связей древнего Рима с другими государствами  привели к необходимости признания  за иностранными купцами некоторых  прав. Иностранный торговец имел право  заключать внешнеторговые сделки, но вправе был заключать такие сделки и через своего покровителя. Позже, когда в Рим стало приезжать  достаточно большое число купцов со всех средиземноморских государств, за такими торговыми людьми стали  признавать комплекс имущественных  прав.
     В VIII в. до н.э. между фараоном Египта Рамзесом II и царем Хеттского царства Хаттушилем III существовала интенсивная переписка, из которой следует, что уже тогда золото было средством платежа, взаиморасчетов между купцами этих государств, поддерживающих торговые отношения между собой.
     Древний Рим I-II вв. до н.э. установил торговые отношения с Китаем. Поскольку Шелковый Путь проходил на территории Центральной Азии, то древние государства данного региона имели торговые связи с Европой.
     В рабовладельческую эпоху вопрос о режиме торговли на море остро  не стоял, так уровень внешней  торговли был низким.
     Международное экономические отношения в средние  века:
     В эту эпоху торговые и экономические  отношения между городами, государствами  развивались более интенсивно, чем  в эпоху рабовладения. Феодальная эпоха характеризовалась ростом городов, мануфактур, мореплавания, что  предопределило ускорение развития торговли. Торговые связи нуждались  в правовом регулировании, так как  возникало множество вопросов, нерегулированность которых в начале проведения торговой операции часто приводила к неприятным последствиям для той или другой стороны по окончании этой торговой операции. Поэтому в эту эпоху заключалось не мало торговых договоров между феодальными государствами.
     Следует отметить, что Киевское государство  поддерживало торговые связи с Византией. В XVII-XVIII веках международные торговые связи России распространялись практически на все государства Европы и Азии, что вело к расширению международно-договорной практики. Чтобы расширить свои торговые отношения, Россия для иноземных купцов применяла принцип наибольшего благоприятствования, ввела судебные гарантии по защите торговых прав и интересов иностранных купцов.
     Обычаи  морской торговли получили широкое  распространение. В портах Франции, на Адриатическом побережье, например, эти обычаи были систематизированы  в «Олеронском сборнике»; в странах  Средиземноморья в средние века обычаи и обыкновения морской  торговли вошли в сборник морского права «Консолато дель маре».
     В XV-XIX веках в регионе Средней Азии и Казахстана торговое сотрудничество государств и племен происходило в следующих организационно-правовых формах: повольная торговля; транзитная торговля; торговля государств посредством купчин (так назывались крупные купцы); осуществление внешнеторговых операций послами. В рассматриваемый период уже знали, что такое таможенная пошлина, пошлину подразделяли на разные виды.
     Из  нескольких сотен письменно оформленных  договоров и соглашений, заключенных  государствами и племенами региона, примерно четвертая часть пришлась на торгово-экономические договоры.
     В этот период государства региона  уже знали, что такое торговый представитель иностранного государства. В компетенцию таких торговых агентов входили следующие права  и обязанности:
     – Они содействовали развитию торговых отношений между представляемым государством и государством нахождения;
     – Они представляли интересы своего государства по всем вопросам, которые имели отношение и двусторонним внешнеторговым связям;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.