На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности интеграционных процессов в СНГ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
     Введение……………………………………………………………….....3
1. Содружество  независимых государств…………………………………….4
1.1 Распад СССР………………………………………………………………..4
1.2 Факторы,  влияющие на интеграцию бывших  советских республик……5
1.3 Сложности  интеграционного процесса…………………………………...6 

2. Торгово-экономические  отношения стран-участников СНГ  …………….9
2.1 Взаимная  торговля………………………………………………………...10
2.2 Торговля со  странами дальнего зарубежья……………………………...14
2.3 Инвестиции………………………………………………………………..17 

3. Трудовая  миграция населения……………………………………………..20 

4. Причины  недостаточного прогресса  в экономической интеграции в рамках СНГ……………………………………………………………………24 

5. Перспективы  СНГ………………………………………………………….28
5.1 Общие  тенденции…………………………………………………………28
5.2 Создание  единого экономического пространства………………………31 

     Заключение……………………………………………………………..34
     Библиография…………………………………………………………..36
     Приложения  
 
 

     Введение

     Специфика начала ХХI века характеризуется тремя основными факторами. Во-первых, происходит углубление взаимозависимости стран в различных областях (торговля, инвестиции, перемещение капиталов, обмен технологиями), что способствует ещё большему усилению этой взаимозависимости. Во-вторых, важнейшие отрасли экономики отдельных стран (сельское хозяйство, промышленность, услуги) работают не только и не столько на национальный рынок, сколько на международный. В-третьих, большинство стран связывает своё будущее, своё выживание со своей способностью участвовать в международном технико-экономическом соревновании. Одновременно следует отметить, что мировое экономическое пространство отличается существенной неоднородностью и фрагментарностью.

     Одной из тенденций развития современной  глобальной экономики является формирование региональных экономических образований. Наиболее известные из них - Европейское сообщество и НАФТА. Страны СНГ объединяет не только геополитическое положение, но и длительное существование в одном государстве с жесткими хозяйственно-экономическими связями.
     Целью моей работы является рассмотрение особенностей интеграционных процессов в СНГ. Таким образом, передо мной стояли следующие задачи: раскрыть как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на интеграцию стран-участниц СНГ, современное состояние этих государств, а также перспективы их дальнейшего совместного развития. 
 
 
 

1. Содружество независимых  государств
1.1 Распад СССР
     Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный  комплекс, где отдельные части  были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда  не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. «Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным (по оценкам, от одной трети до половины падения экономики в странах-членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей)».  [2, с. 9]
     После распада СССР и дезинтеграции  хозяйственных связей бывшие республики Советского Союза пережили острый социально-экономический кризис. Значительно сократился ВВП, уровень жизни населения упал. В настоящее время все государства на постсоветском пространстве вышли на траекторию устойчивого развития, причем наибольшие темпы роста наблюдаются в Казахстане, Азербайджане и Армении, где они вдвое выше, чем в Белоруссии, России и Украине.
     Несомненная заслуга СНГ состоит в том, что размежевание бывших союзных республик прошло достаточно упорядоченно и не вызвало глубоких геополитических потрясений. Содружество выступило структурообразующим фактором при формировании новых межгосударственных отношений. 
     Располагаясь  между ЕС и бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, страны СНГ могут использовать свое положение связующего звена Европы и Азии, но есть риск и остаться в стороне от мировых интеграционных процессов. 
     Сразу же после распада СССР у большинства  бывших советских республик (кроме стран Балтии, взявших четкий курс на вступление в ЕС) возникли тенденции к взаимной интеграции. На первом этапе они проявлялись в попытках ослабить дезинтеграционные процессы в прежнем едином экономическом пространстве, в первую очередь в тех областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996-1997гг. у части стран СНГ появились стремления к интеграции на иных основах, с учетом возникших новых реалий. [1, с.90] 
     Интеграционные  процессы в СНГ связаны прежде всего с Россией, т.к. она –  естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских  республик на неё приходится свыше  трех четвертей территории, почти  половина населения и более двух третей ВВП.
     1.2 Факторы, влияющие на интеграцию бывших советских республик 
     Интеграционные  тенденции на постсоветском пространстве, помимо характерных для всех регионов мира, усиливаются  следующими факторами:
     1. Сложившимся ранее в СССР разделением труда, которое невозможно было полностью изменить за прошедший короткий промежуток времени. В большинстве случаев это было и нецелесообразно.
     2. Технологической взаимозависимостью предприятий, строившихся по общим стандартам, едиными техническими нормами, одинаковым характером инженерной подготовки персонала.
     3. Длительным совместным проживанием  народов в пределах одного государства, которое создало плотную «ткань отношений» в разнообразных формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, совместного исторического прошлого, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких  масс населения в странах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи.
     4. Постепенным осознанием значительной частью политических и предпринимательских кругов России  геополитического значения для страны отношений на постсоветском пространстве. В 90-е годы эти круги были озабочены почти исключительно отношениями с Западом.
     5. «С конца 90-х годов для правящих кругов стран СНГ стало очевидным, что надежды на приток большой помощи от развитых стран оказались завышенными. Одновременно жесткая конкуренция на мировых рынках, особенно готовых изделий, оставляла странам СНГ мало шансов на успех, а явно недостаточный экономический, политический и военный вес этих стран (кроме России)  не давал им дополнительных аргументов в борьбе за приемлемое место в мирохозяйственной системе. Поэтому для них стала возрастать привлекательность рынков  стран СНГ, прежде всего наиболее емкого – российского». [2, с. 11]
     1.3 Сложности интеграционного процесса
     В то же время интеграционные процессы в СНГ наталкивались на противоположные тенденции:
     1. Стремление правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план. Интеграционные меры воспринимались ими как ограничение суверенитета, так как всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях.
     2. Свою прежнюю специализацию в рамках СССР многие страны СНГ нередко считали для себя невыгодной и не хотели «возврата в прошлое». Нахождение нового места в международном разделении труда требовало времени и целенаправленных усилий, в том числе за счет  диверсификации внешнеэкономических связей.
     3. Различия в характере системных реформ в разных странах создавали трудности в налаживании взаимных связей, особенно при отношениях между частными предприятиями, поскольку возникали несоответствия в их правах и обязанностях.
     4. Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. Так, с самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. «Для них стремление дистанциироваться от России и от своего прошлого возможно дальше с целью «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, руководство которой провозгласило курс на присоединение к Европе, Грузии - из-за проблем с сепаратистскими движениями, Туркменистана и Узбекистана, где установились жесткие авторитарные режим с изоляционистскими тенденциями». Более положительное отношение наблюдается со стороны Белоруссии, Молдавии, Армении, Киргизии, Казахстана, Таджикистана. Но многие из них рассматривали СНГ, прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь при этом минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей. Задача реального сближения стран СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и  неудовлетворительное выполнение большинства принятых решений».     [2, с. 12]
     5. Наконец, Запад (прежде всего США), с неодобрение встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки “воссоздания СССР”, сначала скрыто, а затем открыто, начал противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая  финансовую и политическую зависимость многих стран СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам. Немалое значение имели расчеты, существовавшие в первые годы после распада СССР, на крупномасштабную помощь Запада в том случае, если эти страны не будут торопиться с интеграцией.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Торгово-экономические отношения стран-участников СНГ
     Среди факторов, обеспечивающих положительную динамику экономического развития государств Содружества, важная роль принадлежит внешнеторговой деятельности.
     В 2006 году наблюдалась положительная  тенденция развития внешней торговли государств – участников СНГ, «чему способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка основных сырьевых товаров, а также растущий внутренний спрос, как на товары народного потребления, так и народно-технического назначения, машины и оборудование». По сравнению с 2005 годом экспортно-импортные операции возросли как с государствами Содружества, так и со странами дальнего зарубежья. [7, с.224]
     В 2006 году внешнеторговый оборот государств Содружества составил 655,8 млрд. долл., что выше уровня 2005 года на 29% (в 2005 году общий товарооборот составлял 510,5 млрд. долл.). При этом экспорт составил 410,0 млрд. долл. против 328,4 млрд. долл. в 2005 году (рост 25%), импорт – 245,9 млрд. долл. против 182,1 млрд. долл. (рост 35%).
     Внешнеторговый  оборот в 2006 году вырос во всех государствах – участниках СНГ. Улучшение условий торговли в 2006 году привело к увеличению сальдо торгового баланса до 164,1 млрд. долл. против 146,3 млрд. долл. в 2005 году. (см. Приложение 2)
     В 2006 году в большинстве государств Содружества рост экспорта происходил в основном за счет повышения средних цен, импорта – за счет увеличения физического объема (по оценке, более чем на 70%).
     В 2006 году на долю государств Содружества  приходилось 22% общего товарооборота (в 2005 году – 23%), 17,5% общего объема экспорта (17%) и 31% общего объема импорта (33%). (см. Таблица 1) 
 
 

Таблица 1
Доля  взаимной торговли государств Содружества  и доля их торговли со странами дальнего зарубежья в объемах экспортно-импортных  операций в 2006 году (в%)[3, с.52]
Государства Содружества Экспорт Импорт
В государства 
Содружества
В страны 
дальнего зарубежья
Из государств 
Содружества
Из стран 
дальнего зарубежья
2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.
Азербайджан 21 15 79 85 34 40 66 60
Армения 19 21 81 79 29 32 71 68
Беларусь 44 44 56 56 67 65 33 35
Грузия 47 40 53 60 40 38 60 62
Казахстан 15 15 85 85 47 47 53 53
Кыргызстан 45 48 55 52 62 58 38 42
Молдова 50,5 40 49,5 60 39,5 38 60,5 62
Россия 13,5 14 86,5 86 19 16 81 84
Таджикистан 20 13 80 87 65 64 35 36
Туркменистан
Узбекистан
Украина 31 33 69 67 47 45 53 55
СНГ 17 17,5 83 82,5 33 31 67 69
     Расширение  товарооборота между государствами  – участниками СНГ сдерживает низкая конкурентоспособность потребительских  товаров национального происхождения, их неудовлетворительное качество и  спектр потребительских свойств. Вследствие этого наполнение рынков государств Содружества потребительскими товарами имеет ярко выраженную импортную направленность. Основные товары, импортируемые государствами – участниками СНГ из других стран мира – продовольствие, медикаменты, одежда и обувь, бытовая техника.
2.3 Инвестиции
     Как известно, российский капитал уходит преимущественно в западные страны. С начала столетия российские компании, особенно крупные, стали проявлять  больший интерес к инвестициям  в странах СНГ. «По данным ежегодного доклада ООН о мировых инвестициях 2005 года, суммарный приток прямых иностранных инвестиций в Юго-Восточную Европу и государства – участники СНГ составил 40 млрд. долларов и оставался на довольно низком уровне (общемировой приток прямых иностранных инвестиций составил, по оценке, 916 млрд. долларов). Лидерами по привлечению инвестиций среди государств – участников СНГ стали Россия и Украина. Далее со значительным отрывом следовали Казахстан, Азербайджан, Грузия и Беларусь». [9]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.