На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Судебная власть, как одна из ветвей власти в Российской Федерации, формы проявления судебной власти

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

    Введение…………………………………………………………3
 
    Глава 1.
      Судебная власть…………………………………………….5
      Форма проявления функций судебной власти
     3.  Глава 2.
           2.1 Органы судебной власти в  РФ…………………………..12
           2.2  Суды общей юрисдикции……………………………….13
           2.3  Конституционный суд РФ………………………………16
     4.  Заключение…………………………………………………….26
     5.  Список использованной литературы………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Важным элементом правового государства, помимо господства права является разделение властей. Оно должно способствовать нормальному функционированию всех органов власти и соблюдению прав и свобод человека и гражданина. 
     В работе мы рассмотрим только судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна  она не только своим существованием, а действительностью и применимостью  в реальной жизни нашего общества.
     К сожалению, все еще традиционно  слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие  и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные  правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья, очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такового.)
     Суд по своей правовой природе находится  в центре конфликтной ситуации, стороны  спора надеются на то, что суд  встанет именно на их точку зрения, а зачастую и полагают возможным  так или иначе повлиять на судью. Особенно велик этот соблазн у "сильной" - богатой или власть имущей - стороны. В этом причина создания дополнительных правовых механизмов обеспечения независимости  и беспристрастности судов и  судей. Главными составляющими в  этом механизме выступают принципы судебной власти и судопроизводства.
     Именно  потому, что пока ещё существуют лица, которые хотят воздействовать на суд и нередко у них это  получается из-за брешей в нашем  законодательстве, данная тема и является как никак актуальной на сегодняшний  день.
     В данной курсовой работе мы рассмотрим судебную власть, как одну из ветвей власти в Российской Федерации, рассмотрим формы проявления судебной власти. Также мы рассмотрим систему судов  общей юрисдикции и Конституционный  суд Российской Федерации, его функции  и полномочия.   На основании  чего мы попытаемся выявить проблемы, которые существуют в нашем законодательстве и рассмотрим способы их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Судебная  власть 

     Судебная власть есть предоставленные специальным органам государственной власти – судам – полномочия по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путём конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного  судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана защищать право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
     Наличие различных подходов к определению  судебной власти вызывает в теории разногласия и в толковании других терминов, в частности затрудняет правильное определение функций и форм судебной власти. В научной юридической литературе нет ясности не только по вопросу о том, какие функции выполняет судебная власть и  в каких формах она реализуется, но отсутствуют и четкие критерии, позволяющие относить определенные виды судебной деятельности к категории функции или формы. Так, В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова называют "правосудие, надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти, судебный конституционный контроль" формами осуществления судебной власти1. В.В. Скитович относит к функциям судебной власти некоторые из видов судебной деятельности — правосудие, юрисдикционный контроль, формирование судейского корпуса и руководство судебной практикой2. По мнению В.П. Божьева, функцией судебной власти является правосудие, а судебный контроль, формирование судейского корпуса, руководство судебной практикой — полномочия судебной власти, виды ее реализации. Отнесение одних и тех же видов деятельности к различным категориям нуждается в объяснении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Форма проявления функций судебной
власти 

     Принципиальное  значение приобретает уяснение того, что же нам следует понимать под  функциями современной судебной власти, какие из них она уже  выполняет на нынешнем этапе судебно-правой реформы, а какие направления  деятельности судам предстоит ещё  только освоить. Важно в этой связи  также исследовать, как функции  судебной власти соотносятся с основными  направлениями деятельности судебной системы в целом; её составными элементами: конституционной, арбитражной, общей  и военной юстицией работой судебных систем субъектов федерации, а также  с функциями от дельно взятого  суда (судьи), как органов судебной власти, ее непосредственных носителей.
     По  мнению В. А. Лазаревой, "единой функцией судебной власти является разрешение социально-правовых конфликтов, защита и восстановление нарушенных прав", "единой формой реализации судебной власти - правосудие", а "методами (способами) его осуществления - различные  виды судопроизводства: конституционное, гражданское (включая арбитражное), административное и уголовное"3. В другой работе В. Л. Лазарева пишет, что функция судебной власти - защита прав человека, а ее формой является осуществление правосудия4.
     Близкие к этому определения судебной власти предлагают С. А. Шейфер и В. А. Яблоков, понимающие под этой властью  разрешение социальных конфликтов в  правовой сфере, осуществляемое в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. К функциям судебной власти они относят: 1) осуществление правосудия и 2) юрисдикционный контроль5.
     В основном это удачные определения. Но следует иметь в виду, что  функции судебной власти могут быть представлены и в качестве ее целей. Разрешение социальных конфликтов не всегда связано с восстановлением  в правах. Формой реализации судебной власти является не только правосудие. Эта власть проявляет себя и в  виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, придающих судебной практике определенные направления, и в виде установления судами фактов, имеющих  юридическое значение, при отсутствии правового спора, и в ряде других отношений. Что касается юрисдикционного контроля в виде конституционного надзора, санкционирования следственных действий судом, признания недействующими или недействительными правовых актов субъектов Федерации, противоречащих Конституции РФ или федеральному закону, то нужно согласиться с В. А. Лазаревой в том, что вся эта деятельность осуществляется не иначе, как в форме правосудия.
     По  мнению В. А. Ржевского и Н. М. Чепурновой, формами осуществления судебной власти являются: 1) правосудие; 2) надзор за судебной деятельностью: 3) судебное управление: 4) судебный контроль за исполнительной властью; 5) судебный конституционный  контроль6.
     Эта классификация нелогична и неверна  по существу. Конституционный контроль осуществляется не иначе как в форме правосудия. В надзор за судебной деятельностью неосновательно включены изучение и обобщение судебной практики, анализ статистики. Это предпосылки эффективного осуществления судебной власти (аналитическая работа аппарата судов), а не сама эта власть. В понятие судебной власти неосновательно попали контроль и организация работы судов: отчеты председателей коллегий, президиума суда, помощь районным (городским) судам. Внутреннюю "кухню" областных судов авторы неосновательно рассматривают как форму судебной власти. К тому же ни коллегии, ни тем более президиумы судов не обязаны перед кем-то отчитываться (это было бы нарушением принципа независимости суда). "Помощь" районным судам - это пережиток советских времен, когда судьи первой инстанции пытались заручиться поддержкой и усвоить стандарты -зональных" судей второй инстанции. Далее: судебного управления уже давно нет (когда-то эта функция выполнялась Минюстом). Деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ и в субъектах Федерации - это не управление и не руководство, а не связанная непосредственно с осуществлением правосудия работа по кадровому и материально-техническому обеспечению судов как предпосылка эффективного осуществления судебной власти, а не сама эта власть. Судебный контроль за исполнительной властью - не самостоятельная форма реализации судебной власти, поскольку он осуществляется не иначе как посредством отправления правосудия.
     Неверно также, что конституционное правосудие осуществляют суды общей юрисдикции7. Они применяют Конституцию РФ, могут отвергнуть (в рамках данного дела) неконституционный закон, но это еще не конституционное правосудие, осуществлять которое может лишь Конституционный Суд РФ.
     Итак, функция (цель, задача) судебной власти - разрешение социально-правовых конфликтов и установление юридических фактов путем осуществления правосудия в формах конституционного, гражданского, арбитражного, административного и  уголовного судопроизводства.
     Исследуя  особенности судебной системы, надо обратить внимание на ту особенность государственной судебной власти в России, что она «сегодня состоит из трех ветвей — конституционных (уставных) судов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. И несмотря на то, что каждая ветвь судебной власти в России в достаточной мере автономна, судебная система России в целом едина.
     Вместе  с тем, каждая ветвь судебной власти, состоящая из своей собственной  системы судебных органов (или внесистемной совокупности судебных органов), самостоятельна; занимает свою собственную правовую «нишу»; финансируется из федерального бюджета по своей отдельной бюджетной  «строке» (за исключением конституционно-уставных судебных органов субъектов Федерации, финансирующихся, где они созданы, отдельной строкой из бюджета  субъекта Федерации), а главное —  имеет свою собственную законодательную материальную и процессуально-правовую основу деятельности.
     С.А. Разумов определил судебную систему  как совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и  судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации  и деятельности по осуществлению  правосудия и реализующих посредством  правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной властей8.
    В этом определении акцент сделан на функциональную общность судов, входящих в единую судебную систему.
     М.И. Клеандров, делая акцент на особенности  структурного характера, приходит к  выводу, что «в настоящее время  судебная система нашей страны состоит  из двух самостоятельных систем (судов  общей юрисдикции и арбитражных  судов) и одной совокупности судебных органов (конституционно-уставных судебных органов), систему в завершенном виде не образующих; при этом сформированные системы входят в судебную систему страны в качестве подсистем».
     Не  усматривая противоречий в этих определениях, можно утверждать, что они, с разных сторон характеризуя судебную систему, дополняют друг друга. Но это еще  не говорит о завершенности судебной системы в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Органы  судебной власти в Российской Федерации 

     Учитывая  федеративный характер нашего государства, ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской     Федерации» определила, что в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.
     К федеральным судам относятся: Конституционный  Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и  специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей  юрисдикции; Высший Арбитражный Суд  РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов  РФ, составляющие систему федеральных  арбитражных судов.
     К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов  РФ и мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Вышестоящим судом по отношению к мировым судьям выступает  районный суд.
     К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов  РФ и мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Вышестоящим судом по отношению к мировым судьям выступает  районный суд.
     Подавляющее число судов в нашей стране — это суды входящие в систему  судов общей юрисдикции. Они рассматривают  все без исключения уголовные  дела и подавляющую часть гражданских  дел (рассмотрение споров между физическими  лицами или с их участием), административных и иных дел. 

     Суды  общей юрисдикции 

     Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные  суды общей юрисдикции и суды общей  юрисдикции субъектов Российской Федерации.
     К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
- Верховный  Суд Российской Федерации;
- верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального  значения, суд автономной области  и суды автономных округов;
- районные  суды;
- военные  суды;
- специализированные  суды.
     К судам общей юрисдикции субъектов  Российской Федерации относятся  мировые судьи.
     Систему судов общей юрисдикции можно  представить и несколько иначе, разбив ее на три звена:
    основное звено - районные (городские) суды;
    среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;
    высшее звено - Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено.
   Районный  суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых  судов, именно районный суд рассматривал более 90% уголовных и гражданских дел. Помимо этого районные суды рассматривают все административные дела, отнесенные к компетенции судов.
     Судьям  районных (городских) судов при разрешении дел приходится применять нормативные  акты различного уровня и разной юридической  силы, начиная от Конституции и  федеральных конституционных законов  до инструкций министерств и ведомств, постановлений органов местного самоуправления. Большое количество нормативного материала, не всегда логично  изложенного, зачастую затрудняет осуществление  правосудия. В этой связи большое  значение принимают центральный  законодательный акт  страны – Конституция и принцип прямого действия Конституции.
     Верховный суд РФ — высшая судебная инстанция  судов общей юрисдикции. В Верховном  Суде РФ — 115 судей. Верховный Суд  РФ действует 'в составе Пленума, Президиума, судебных коллегий по гражданским, уголовным делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии.
     Верховный Суд РФ может рассматривать дела по первой инстанции в кассационном и надзорном порядке. Главное  назначение всех звеньев судов общей  юрисдикции — отправление правосудия. Но кроме того, закон возлагает  на них выполнение и ряда других функций. Так, основной задачей Пленума  является обсуждение на своих заседаниях результатов изучения и обобщения  судебной практики по отдельным категориям дел или общим вопросам, касающихся применения законодательства судами общей  юрисдикции страны. По результатам  обсуждения Пленумом принимается постановление, в котором судам даются общие  рекомендации по применению законодательства в целях единообразного его применения на территории всей страны.
     Наряду  с государственными органами других ветвей власти Верховный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения 9.
     В настоящее время Верховным Судом  РФ право законодательной инициативы используется достаточно широко. Это  связано с активной реализацией  концепции судебной реформы, формированием  законодательной базы и значительными  изменениями в законодательстве.
     Помимо  использования права законодательной  инициативы с учетом статуса высшего  судебного органа страны для судов  общей юрисдикции и места в  системе государственной власти Верховный Суд РФ принимает активное участие в работе над созданием  законов в комитетах и комиссиях  Государственной Думы и Совета Федерации.
     Верховный Суд РФ решает в пределах своих  полномочий вопросы, вытекающие из международных  договоров, например договоров о  правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных  Россией с некоторыми зарубежными  странами.
     Хоть  мировой судья и выступает  только в качестве суда первой инстанции, статус мирового судьи точно такой же, какой статус у судьи Конституционного суда. У всех судей у нас в России единый статус, и все судьи принимают решение именем Российской Федерации. И решение любого судьи, хоть это мировой судья, хоть это судья Верховного суда, имеют одинаковую силу. У судей имеется то, что называется подсудностью, и в Конституции четко сказано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судьей, к подсудности которого это относится. Поэтому часто люди, думая, что их дело нужно отправлять не меньше, чем в верховный суд, при этом просто теряют время.  

Конституционный суд Российской Федерации 

     Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
     Порядок образования и деятельности, компетенция  Конституционного Суда определяются Конституцией РФ (ст.125), Законом о Конституционном  Суде Российской Федерации, принятым Государственной  Думой 24 июня 1994г., одобренным Советом  Федерации Российской Федерации 21 июля 1994г. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает  Регламент Конституционного Суда.
     Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации. Предложения  о кандидатурах на должности судей  могут вносить Президенту: члены  Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы, федеральные  юридические ведомства, всероссийские  юридические сообщества, юридические  научные и учебные заведения.
     Каждый  судья назначается на должность  в индивидуальном порядке, тайным голосованием, большинством голосов от общего числа  членов Совета Федерации.
     Конституционный Суд, подчеркивает в Законе, решает исключительно вопросы права. При  осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и  исследования фактических обстоятельств  во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или  иных органов.
     Закон устанавливает, что судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для  пребывания в должности 70 лет. К числу  правовых гарантий деятельности судьи  относятся: гарантии независимости, принципы несменяемости, неприкосновенности, равенства  прав судей. В Законе четко урегулированы  основания и порядок приостановления  полномочий, прекращения полномочий и отставки судьи Конституционного Суда.
     Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат  определяется путем жеребьевки.
     Организационными  формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и  заседания палат Конституционного Суда. Ст. 21 Закона о Конституционном  Суде Российской Федерации определяет перечень вопросов, подлежащих рассмотрению исключительно на пленарных заседаниях, а в ст. 22 – перечень вопросов, рассматриваемых в заседаниях палат.
     На  пленарном заседании судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава  в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя  Председателя и судью – секретаря  Конституционного Суда.
     Председатель  Конституционного Суда: руководит подготовкой  пленарных заседаний, созывает их и  председательствует на них; вносит на обсуждение судьи вопросы, подлежащие рассмотрению; представляет Конституционный  Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными  объединениями; по уполномочию суда выступает с заявлениями от его  имени; осуществляет общее руководство  аппаратом суда и т.д. Председатель Конституционного Суда издает приказы  и распоряжения.
     Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя отдельные  его функции, а также выполняет  обязанности, возложенные на него судом.
     Судья – секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство  работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседания суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций  и лиц решения, принятые Конституционным  Судом, и информирует Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и др.
     По  вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает  Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. В этом документе устанавливаются: порядок определения персонального  состава палат, порядок распределения  дел между ними; порядок определения  очередности рассмотрения дел в  пленарных заседаниях; особенности  делопроизводства и т.д.
     Также  закреплены общие правила производства в Конституционном Суде. В их содержание входят: принципы конституционного производства (независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон); установление поводов и оснований к рассмотрению дела, общих требований к обращению, перечень документов, прилагаемых к обращению, размеры уплаты государственной пошлины.
     Детально регламентированы порядок предварительного рассмотрения обращений, основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению; общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде, права и обязанности сторон и их представителей и т.д.
     Решения, принятые как в пленарном заседании  суда, так и в заседаниях палат, являются решениями Конституционного Суда. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса решения суда именуются постановлением, заключением и определением. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено Законом. Судьи не вправе воздержаться от голосования или уклониться от голосования.
     Закон о Конституционном Суде закрепляет нормы, устанавливающие особенности  производства в суде по отдельным  категориям дел: о соответствии Конституции  Российской Федерации нормативных  актов органов государственной  власти и договоров между ними; о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации; по спорам о компетенции; о конституционности  законов по жалобам на нарушения  конституционных прав и свобод граждан; о конституционности законов  по запросам судов; о толковании Конституции  Российской Федерации; о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации  в государственной измене или  совершения иного преступления.
     В процессе рассмотрения принципиально  различных видов дел с использованием различных процедур конституционная  юстиция осуществляет следующие  задачи, соответствующие ее природе:
1.Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
    федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
    Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов ее субъектов;
    договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.