На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общественно-политические движения XIX века

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                  
Министерство образования Российской Федерации 
Саратовский государственный социально-экономический университет 
 
Кафедра политической и экономической истории России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                          Курсовая работа на тему: 

 
Общественно-политические движения XIX века.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Выполнил: студент 
 
 
Проверила: 
профессор  Демидова Елена Игоревна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 
2011

  Содержание 

Введение________________________________________________________3 
 

    Истоки  декабризма____________________________________________6
    Первые тайные организации ___________________________________8
    Южное и Северное общества ._________________________________14
     4. Выступление на Сенатской площади____________________________30
    Декабристы и российское общество____________________________40
 
 Заключение______________________________________________________41
 Список использованной  литературы_________________________________43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     За последние полвека был опубликован значительный массив документов, позволяющих объективно судить о направленности и содержании декабристских программ. Россия начала ХIХ века очень отличается от сегодняшней России и политически, и экономически. Однако  анализ программ декабристов показывает, что реформаторы, по большому счёту, имели дело с теми же проблемами государственного строительства, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Это проблемы формирования гражданского общества и правового государства, вопросы функций государства и взаимоотношений ветвей власти, проблемы местного самоуправления и эффективного распределения полномочий и, наконец, проблемы связанные с реорганизацией структуры земельной собственности. Великая историческая заслуга декабристов в том, что они эти проблемы осознали и предложили системный подход к их решению.
     Декабризм как историческое явление чрезвычайно  многогранен. Он включает в себя идеологию  дворянских революционеров, оказавшую  значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины XIX века.
     Объектом  моего исследования является декабризм как общественно-политическое и социокультурное явление.
         Цель данной курсовой работы заключается в существенном, тщательном анализе программных документов, определении их роли в политических, социальных, экономических процессах XIX  в.
          Задача курсовой работы состоит в рассмотрении условий и причин формирования декабризма, выявлении  социокультурной природы тайных обществ, определении их организационных форм, изучении программ, идеологий, разработанных в процессе декабристской деятельности двух основных организаций, непосредственно самого восстания, и, наконец, определении исторического значения и влияния на общественно-политическую жизнь России XIX века.
                При всей многотысячной и многожанровой исследовательской литературе о декабристах, созданной за 180 лет и имеющей разные оценки и подходы, её авторы сходятся в одном - в понимании и признании культурно-нравственного значения декабризма как явления в целом.
            Литература о декабристах колоссальна: 12 тыс. названий, т. е. больше, чем о каком-либо другом явлении российской дореволюционной истории, кроме войны 1812 г.
             Первой по времени в историографии декабризма стала охранительная концепция. Классический образец этой концепции – книга барона М.А. Корфа «Восшествие на престол императора Николая I» (СПб., 1848). Декабристы здесь представлены как скопище безумцев, «чуждых нашей святой Руси», а их заговор – как «гнойный нарост на великолепном теле самодержавной России», «без корней в прошлом и перспектив в будущем».
      Охранителям противостояла революционная концепция. Ее зачинателями были сами декабристы (М.С. Лунин и Н.М. Муравьев), а классиком  стал А.И. Герцен, который в ярких трудах «О развитии революционных идей в России» (1851) и «Русский заговор 1825 г.» (1857) показал национальные корни, величие и значение декабристов как первых русских революционеров, вскрыл главный источник их слабости (отрыв от народа), но в общем идеализировал их («фаланга героев», «богатыри, кованные из чистой стали» и т. д.).
          Одновременно с революционной сформировалась и вскоре возобладала в историографии декабризма либеральная концепция. Ее основоположником стал декабрист Н.И. Тургенев, приговоренный по делу 14 декабря «к отсечению головы». Он был тогда за границей, приглашение царских властей вернуться на родину и дать отрубить себе голову отклонил, но в целях самооправдания начал изображать всех декабристов безобидными либералами.
                   Самым выдающимся в дореволюционной литературе о декабристах является труд В.И. Семевского, где капитально исследованы взгляды, программы и планы декабристов как явление общеевропейское, хотя и несколько преувеличено иностранное влияние на их идеологию.
         Начало отечественного декабристоведению советского периода положили работы, появившиеся в связи со столетием восстания 14 декабря 1825 г. и подготовленные С.Я.Гессеном, Н.Ф.Лавровым, А.Е.Пресняковым, Н.С.Черновым, П.Е.Щеголевым и др., а также монографические исследования М.В.Нечкиной об Обществе соединенных славян и Н.М.Дружинина о Северном обществе. Позже декабристскую тематику разрабатывали представители различных гуманитарных наук, в их числе М.К.Азадовский, В.Г.Базанов, Ю.Г.Оксман, С.Б.Окунь, Н.К.Пиксанов, И.В.Порох, А.В.Предтеченский, Б.Е. Сыроечковский, А.В.Фадеев. В 1955 г. опубликован двухтомный фундаментальный труд М.В.Нечкиной, в котором были учтены все достижения советского декабристоведения и представлены ее многочисленные собственные изыскания . В последующие годы, опираясь на уже достигнутые успехи, в разработку темы включились С.С.Волк, С.С.Ланда, П.Н.Ольшанский, О.В.Орлик, В.А.Федоров, Г.П.Шатрова и другие исследователи. В той или иной степени указанные авторы в контексте развития русского освободительного движения затрагивали и вопрос о русско-польских отношениях в период начала XIX века.
      Существование такого огромного массива исторической литературы. посвященной формированию, деятельности декабристских организаций, их значения для России, вызывает естественный интерес. И первый вопрос, который необходимо рассмотреть в процессе подготовки данной курсовой работы звучит так: «Когда и как появились в России первые революционеры – декабристы?». 

                   1. Истоки декабризма
      Ответить  на этот вопрос и легко, и трудно: легко потому, что почти все  источники декабризма известны, а  трудно потому, что они многочисленны  и разнообразны.
      Главным источником революционной идеологии  декабристов были противоречия российской действительности, т. е. между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили национальный прогресс. Самым нетерпимым для передовых русских людей было крепостное право. Оно олицетворяло все зло феодализма – царившие повсюду деспотизм и произвол, гражданское бесправие большей части народа, экономическое отставание страны, раздиравшие ее социальные коллизии. Из самой жизни, а также из передовой литературы (особенно из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») будущие декабристы черпали впечатления, толкавшие их к выводу: надо отменить крепостное право, преобразовать Россию из самодержавного в конституционное государство. Размышлять об этом они начали еще до войны 1812 г. Война же резко ускорила рост их политического сознания.
      В войне с Наполеоном приняли участие 115 будущих декабристов. Война окончательно разбудила революционное сознание декабристов, поскольку свела их с простыми тружениками – крестьянами, ремесленниками и т. д. – не как господ с холопами, а как соратников в защите Отечества, и поэтому заставила их больше, чем когда-либо, задуматься над  судьбами России и ее народа. А.А. Бестужев прямо называл войну 1812 г. «началом свободомыслия в России». «Мы были дети 1812 года», – заявил от имени всех декабристов М.И. Муравьев-Апостол.
      Воздействие войны 1812 г. на будущих декабристов усилилось в заграничных походах 1813-1815 гг., когда они увидели то, о чем знали только из европейской литературы и понаслышке: жизнь людей без крепостного права. Тот же А.А. Бестужев свидетельствовал: «Сравнение со своим естественно произвело вопрос – почему же не так у нас?» Будущие декабристы «заразились» настроением, которое B.О. Ключевский удачно назвал «патриотической скорбью». Видеть русский народ, «первый в Европе по славе и могуществу», как они считали, в цепях крепостничества после исторических побед 1812-1815 гг. стало для них невыносимым. Отныне резко возрос их интерес, к европейской просветительной философии, к законодательству Англии, конституциям США, Франции, Испании, к политическим катаклизмам на Западе 1812-1815 гг.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            2. Первые тайные организации
                      
      Именно  с 1814 г. движение декабристов делает первые шаги. Одно за другим складываются четыре объединения, которые вошли в историю как преддекабристские. Они не имели ни устава, ни программы, ни четкой организации, ни даже определенного состава, а заняты были политическими дискуссиями о том, как изменить «зло существующего порядка вещей». Входили в них очень разные люди, которые большей частью стали позднее выдающимися декабристами.
      «Орден  русских рыцарей» возглавляли два  отпрыска высшей знати – граф М.А. Дмитриев-Мамонов и гвардейский  генерал М.Ф. Орлов. Первый из них был сыном фаворита Екатерины II A.M. Дмитриева-Мамонова, одним из богатейших людей России. В 1812 г. он сформировал на свои средства целый полк для борьбы с Наполеоном. М.Ф. Орлов – племянник другого фаворита Екатерины, Г.Г. Орлова, и зять одного из самых знаменитых героев 1812 г. Н.Н. Раевского; он прославился в походах 1812-1814 гг. Именно М.Ф. Орлов 30 марта 1814 г. принял капитуляцию Парижа. Причастны к «Ордену» были два видных декабриста – Н.И. Тургенев и М.Н. Новиков, легендарный партизан 1812 г. Денис Давыдов, возможно, и А.Х. Бенкендорф. «Орден» замышлял установить в России конституционную монархию, но не имел согласованного плана действий, поскольку не было и единомыслия между участниками «Ордена». Давыдов писал об Орлове: «Как он ни дюж, а ни ему, ни бешеному Мамонову не стряхнуть абсолютизма в России».
      «Священная  артель» офицеров Генерального штаба  тоже имела двух лидеров. Ими были братья Муравьевы: Николай Николаевич (впоследствии известный полководец, герой Крымской войны и наместник  Кавказа Муравьев-Карский) и Александр Николаевич – позднее основатель Союза спасения, а после амнистии генерал, нижегородский военный губернатор. К ним примкнули третий из братьев Муравьевых Михаил герой походов 1812-1814 гг. И.Г. Бурцов, а также царскосельские лицеисты, самые близкие друзья А.С. Пушкина – И.И. Пущин и А.А. Дельвиг. «Священная артель» устроила свой быт по-республикански: одно из помещений офицерских казарм, где жили члены «артели», украшал «вечевой колокол», по звону которого все «артельщики» собирались на беседы. Они не только осуждали крепостное право, но и грезили о республике.
      Семеновская артель (офицеров лейб-гвардии Семеновского полка) была самой крупной из преддекабристских  организаций. Ее составляли 15-20 человек, среди которых выделялись такие вожаки зрелого декабризма, как С.П. Трубецкой, С.И. Муравьев-Апостол, И.Д. Якушкин. Артель просуществовала всего несколько месяцев 1815 г. Александр I узнал о ней и повелел «прекратить сборища офицеров».
Четвертой преддекабристской  организацией историки считают кружок «первого декабриста» В.Ф. Раевского  в Каменец-Подольске на Украине. Он возник около 1816 г. До нас дошли имена четырех его членов (три офицера и губернский доктор) да несколько политических стихотворений Раевского, которые являются идейным памятником кружка.                         
                  Все преддекабристские объединения существовали легально или полулегально, а 9 февраля 1816 г. группа членов «Священной» и Семеновской артелей учредила тайную, первую собственно декабристскую организацию – Союз спасения.. Основателем был молодой полковник генерального штаба Александр Муравьев, членами – С.Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и другие. Это была дворянская военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и сблизившаяся на почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30 членов.
                      Союз спасения принял устав, его главным автором был Пестель. Устав дал Союзу новое название, которое, однако, не прижилось в литературе («Общество истинных и верных сынов Отечества»), и определил его цели – уничтожить крепостное право и заменить самодержавие конституционной монархией. Встал вопрос: как добиться этого? Большинство Союза, следуя принципу «Мнения правят миром», предлагало готовить в стране такое общественное мнение, которое со временем принудило бы царя к обнародованию конституции. Меньшая часть искала более радикальные меры. Лунин предложил свой план цареубийства, он заключался в том, чтобы отряд смельчаков в масках встретил карету царя на Царскосельской дороге и покончил бы с ним Ударами кинжалов. Когда Пестель в ответ на это стал доказывать, что заговорщикам нужно еще устроить тайное общество, согласовать свои мнения, выработать конституцию и т.д., Лунин досадливо отмахнулся от его идеи «наперед енциклопедию написать, а уж потом к революции приступить».
      Разногласия внутри Союза спасения усиливались. В сентябре 1817 г., когда гвардия  сопровождала царскую семью в  Москву, члены Союза (в основном гвардейские  офицеры) провели совещание, известное как Московский заговор. Здесь предложил себя в цареубийцы штабс-капитан И.Д. Якушкин. В январе 1821г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза Благоденствия. Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием этого постановления, которое облегчало отбор ненадежных членов, тайно общество вновь реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества, которые и подготовили восстание декабристов в 1825г. Но в итоге Союз запретил покушение на цареубийство из-за «скудности средств к достижению цели», как объяснил потом на следствии С.И. Муравьев-Апостол (убить царя считалось возможным, но у заговорщиков не было сил для последующего переворота).
Разногласия завели Союз спасения в тупик. Активные члены  Союза решили ликвидировать свою организацию и создать новую, более сплоченную, широкую и действенную. А пока разрабатывался устав нового союза, декабристы договорились, чтобы не терять времени и люден, полезных для заговора, создать переходное общество, которое объединило бы таких людей и подготовило их к вступлению в новый союз.
              Так в октябре 1817 г. в Москве было создано «Военное общество» – второе тайное общество декабристов.
              «Военное общество» сыграло роль как бы контрольного фильтра. Сквозь него были пропущены основные кадры Союза спасения и новые люди, которых еще следовало проверить. В результате одна (большая) часть членов «Военного общества» выдержала революционный искус и была принята в Союз благоденствия, другая же часть отошла от движения. В числе отошедших были не только случайные люди, как, например, братья В.А. и Л.А. Перовские – позднее крупные сановники с уникальной родословной: внуки некоронованного царя, фаворита и супруга императрицы Елизаветы Петровны А. Г. Разумовского и деды цареубийцы Софьи Перовской. Отошел от декабризма и /80/ Павел Александрович Катенин – драматург, поэт (с 1833 г. – академик), друг А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова. В январе 1818 г. «Военное общество» было распущено и вместо него начал действовать Союз благоденствия – третье тайное общество декабристов.
                           
                Союз Благоденствия, как и два предыдущих, был тайным революционным обществом. Члены его также ставили перед собой целью борьбу с крепостным правом и самодержавием. Но, в отличие от первой, узкой и малочисленной, заговорщицкой организации они хотели значительно расширить ее численный состав и активно воздействовать на создание в стране передового «общественного» мнения, которое, по мысли декабристов, могло явиться решающей силой в подготовке будущего переворота.     Организация численно увеличилась до 200 человек.
              Был написан устав нового общества, по цвету переплета названный «Зеленой книгой». По данному уставу Союз благоденствия делился на управы. Главной была Коренная управа в Петербурге. Ей подчинялись деловые и побочные управы как в столице, так и на местах – в Москве, Нижнем Новгороде, Полтаве, Кишиневе, Тульчине (побочные управы готовили кандидатов к вступлению в Союз). Всех управ – и деловых, и побочных – было 15. Тульчинскую деловую управу возглавил Пестель. Кроме того, Союз благоденствия руководил «вольными обществами», т. е. легальными литературными кружками, такими, как «Вольное общество любителей российской словесности» в Петербурге и «Общество громкого смеха» в Москве. В дошедшем до нас тексте «Зеленой книги» ставились задачи, известные всем членам Союза, а именно создание передового общественного мнения, которое подготовило бы примерно к 1840 г. «общее развержение умов», т. е. (как можно было понять, хотя прямо об этом не говорилось) революцию. Для этого «Зеленая книга» предписывала каждому из членов Союза выбрать одну из четырех «отраслей» деятельности: человеколюбие, образование, правосудие, общественное хозяйство. Тон «Зеленой книги» был настолько благонамерен, что один из ее авторов Михаил Муравьев предлагал даже представить ее на утверждение Александру I.       
           Но с 1820 г. Союз благоденствия пошел дальше: на историческом заседании его Коренной управы в петербургской квартире Федора Глинки в январе 1820 г. Пестель сделал доклад о формах государственного устройства, изложив «все выгоды и все невыгоды как монархического, так и республиканского правлений», после чего все участники заседания единогласно высказались за республику. Так впервые была поставлена задача преобразования России в республику. Определив новую цель, Союз благоденствия изыскал и средства ее достижения. Если Союз спасения не пришел к единому мнению о том, как добиться поставленной цели, то новый союз это сделал, избрав на своем съезде в Москве (начало января 1821 г.) тактику военной революции, которой декабристы и руководствовались отныне до конца, на всех этапах движения.2
      1820 год можно считать переломным  в развитии декабризма. До этого  года декабристы, хотя и одобряли результаты Французской революции XVIII в., считали неприемлемым ее главное средство – восстание народа. Поэтому они и сомневались, принимать ли революцию в принципе. Только открытие тактики военной революции, как подметил В.В. Пугачев, окончательно сделало их революционерами.
      Впрочем, ряд членов Союза благоденствия  выступили против радикализма в  программе и тактике. Именно с  целью урегулировать разногласия  и был созван в Москве январский 1821 г. съезд уполномоченных от управ  Союза. Собрались 11 человек – почти  все умеренные: Н.И. Тургенев, Ф.Н. Глинка, П.Х. Граббе, И.Г. Бурцев, М.Н. Муравьев, братья И.А. и М.А. Фонвизины и др. Радикалами были только генерал М.Ф. Орлов и его адъютант К.А. Охотников, который, естественно, разделял взгляды своего генерала. Орлов выступил на съезде сенсационно – за немедленный военный переворот, взяв на себя почин осуществить это силами своей 16-тысячной гвардейской дивизии. Съезд отверг его предложения как «неистовые». Тогда Орлов, «хлопнув дверью», ушел со съезда и вообще из Союза.
      Вторую  сенсацию вызвала на съезде информация Ф.Н. Глинки о том, что агенты царизма  напали на след заговорщиков. Чтобы  сбить их со следа, съезд решил  фиктивно распустить Союз, под этим предлогом удалить из него ненадежных членов и создать новую, еще более  конспиративную организацию. Умеренные (среди них – М.Н. Муравьев, будущий «Вешатель») одобрили роспуск Союза и отошли от движения. Радикалы же начали строить два новых общества.3 
 

       
 

3. Южное и Северное общества.
      В 1821 г. движение декабристов вступило в новую фазу: на севере и юге страны параллельно создаются вполне зрелые революционные организации, которые разрабатывают программы всеобъемлющего преобразования России и конкретные планы их осуществления. 

    Южное общество» декабристов оформилось в начале 1821 г.
      Оно включало в себя три управы в небольших  украинских городках. Центральной была Тульчинская управа, поскольку в  Тульчине размещался штаб 2-й армии, дислоцированной на Украине. Возглавлял управу П.И. Пестель – любимый  адъютант главнокомандующего армией фельдмаршала П.Х. Витгенштейна. Во главе Васильковской управы стояли С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин, а Каменскую управу возглавляли В.Л. Давыдов и генерал князь С.Г. Волконский, внук и шурин двух фельдмаршалов, герой 1812 г., портрет которого тогда уже был написан для Военной галереи царского Зимнего дворца. Всеми управами руководила Директория из трех лиц. Ее составили П.И. Пестель (избранный председателем общества), генерал-интендант 2-й армии А.П. Юшневский и петербуржец Никита Муравьев – последний для связи с Северным обществом, которое создавалось в то же время. После отъезда Муравьева в Петербург третьим членом Директории был избран С.И. Муравьев-Апостол.
    Фактическим вождем Южного общества стал Павел  Иванович Пестель – сын сибирского генерал-губернатора, полковник, командир Вятского пехотного полка, герой Бородина и Лейпцига.4
    Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10—15 лет. Его конституционный проект «Русская Правда» был наказом Временному верховному правлению, облеченному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».5
    В 1823 г. на съезде «Южного общества»  декабристов проект «Русской Правды» был принят в качестве программы. Но на этом работа над текстом «Русской Правды» не прекратилась. Вопрос о времени написания Пестелем «Русской Правды» и особенно отдельных ее частей до сих пор является предметом исследования. У Пестеля, как известно, имеются два документа, представляющие собой проект его конституции. Первый документ имеет название «Русская Правда, или Заповедная Государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».
    Этот  документ вместе с некоторыми другими  черновыми, недоработанными набросками к нему был зашит в клеенку  и зарыт членами «Южного общества»  в селе Кирнасовка, откуда был извлечен во время следствия. «Русская Правда» в первой редакции была написана в 1822 г., затем уточнялась в 1823 г. и завершена была, по-видимому, в своей основе в 1824 г. В этом же году был съезд «Южного общества» декабристов, а также Пестелем велись переговоры по программным вопросам с представителями «Северного общества». Но в течение 1824 и 1825 гг. Пестель продолжал работать над текстом «Русской Правды», о чем свидетельствует наличие в ней пункта об уничтожении гильдейского положения, вышедшего в конце 1824 г., а также прямое заявление Пестеля следственным органам: «в 1825 г. «Русская Правда» не писалась уже так ловко, как прежде.
    Такое же противоречие наблюдается между  первыми пунктами текста «Русской Правды»  и другим документом, названым Пестелем «Конституция - Государственный завет», в каждом разделы о дворянстве, крестьянстве также даются в менее революционной постановке, нежели в первых параграфах русской Правды». Предполагается, что «Конституция - Государственный завет» была продиктована Пестелем Бестужеву-Рюмину в 1825 г. для ознакомления «Соединенных славян» с конституцией «Южного общества» декабристов.
    Эти особенности, связанные с происхождением документов, относящихся к «Русской Правде», конечно, можно также объяснять  просто-напросто непоследовательностью взглядов Пестеля, но предположение М. В. Нечкиной и С. М. Файерштейна о том, что Пестель в последней редакции давал более революционные формулировки, также не лишено серьезных оснований.
    К чему же сводятся основные положения  проекта конституции Пестеля, изложенные им в «Русской Правде» и в «Конституции - Государственном завете»?
    Проект  конституции Пестеля, известный  под названием «Русская Правда», провозглашал буржуазную республику.
    Пестель считал, что для осуществления  конституции власть должна относительно длинный период времени принадлежать временному революционному правительству, облеченному диктаторскими полномочиями. Временное революционное правительство обязано было обеспечить введение конституции, установленной в соответствии с основными положениями «Русской Правды».
    «Итак, «Русская Правда»,- пишется в ней  самой,- есть наказ или наставление  временному Верховному правлению Для  его действий, а вместе с тем  объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать  может».
    Выборы органов власти по проекту конституции Пестеля должны были проводиться на демократических основаниях. Избирательными правами должны были пользоваться все сословия, никаких ограничений имущественным цензом в «Русской Правде» Пестеля не устанавливалось. Избирательные права предоставлялись только мужчинам в возрасте свыше 20 лет. Однако лица, поступившие в личное услужение, избирательных прав лишались.
    Верховная власть, по проекту конституции Пестеля, должна разделяться на законодательную, верховно-исполнительную и блюстительную. Первая поручается Народному вечу, вторая - Державной думе и третья - Верховному собору.
    «Народное вече» является законодательным  органом, оно должно состоять из представителей народа, избираемых на пять лет; ежегодно 1/5 часть членов Народного веча должна переизбираться. По конституции Пестеля, никто не имеет права распускать Народное вече. Оно представляет волю народа в государстве, и только ему принадлежит право объявлять войну и заключать мир. Державная дума - орган исполнительной власти - должна была состоять из пяти членов, избираемых на пять лет. Ежегодно один из ее членов должен был переизбираться. Члены Державной думы избираются Народным вечем из числа кандидатов, выдвинутых по одному от каждой губернии. Державная дума является постоянным органом управления, ей подчиняются все министерства. Она имеет свою канцелярию и управляет страной: ведет войну, переговоры, но не заключает мира и не объявляет войны. Главой Державной думы является тот ее член, который находится в ней пятый год.
    Верховный собор является органом блюстительной  власти. Он должен был состоять из 120 членов, называемых «боярами». Члены  Верховного собора назначаются пожизненно. Они, как говорится в проекте  конституции Пестеля, не могут участвовать  ни в органах законодательной власти, ни в органах исполнительной власти; их обязанность должна состоять только в наблюдении за соблюдением законов. Закон, принятый Народным вечем, получает силу после утверждения его Верховным собором. Однако надо иметь в виду, что Верховный собор, по проекту конституции Пестеля «...не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное; после сего утверждения получает закон свою действительную силу. Сам же собор не действует». В конституции Пестеля указывается, что для наблюдения за законностью действий исполнительных органов власти Верховный собор назначает по одному генерал-прокурору в каждое министерство и в каждую область. Верховный собор имеет своей задачей удерживать в пределах законности Народное вече и Державную думу. Следует отметить, что Верховный собор назначает главнокомандующих действующими армиями.
    По  проекту конституции Пестеля, власть в Российской республике должна быть строго централизована. Федеративное устройство конституция Пестеля  отрицала. Российское государство должно было делиться на десять областей, в каждую область должно входить по пяти губерний. Кроме областей, должны еще существовать три удела.
    «Уделы  суть столичный, в коем пребывает  и сосредоточивается государственное  правление - Нижний Новгород или Москва, Донской и Киргизской»,- так поясняется этот вопрос в тексте «Русской Правды». Что касается национального вопроса, то он решался Пестелем в значительной мере в духе дворянской ограниченности. По «Русской Правде», все «иноплеменные» народы должны делиться на две категории: народы, которые не могут пользоваться самостоятельной независимостью, и народы, которые могут ею пользоваться. Право на независимость Пестель признавал только за Польшей. При условии, если в Польше будет одинаковая власть с российской, и при условии заключения ею тесного союза с Россией как на мирное, так и на военное время, Польше предоставляется самостоятельность, «независимое существование».
    Границы Польского государства должны быть особо определены по «правилу благоудобства для России». Надо указать, что расчет на переворот в Польше у декабристов был не случайным. «Южное общество» декабристов находилось в связи с польской революционной организацией, именуемой «Патриотическое общество». Оно вело переговоры с ее представителями о совместных выступлениях и взаимной поддержке друг друга.
    В отношении остальных народов, входящих в состав Российской империи, в «Русской Правде» говорилось, что они не могут пользоваться «самостоятельной независимостью» и не могут составлять особых государств, а должны входить в один народ; «надо,- говорится в «Русской Правде»,- все различные оттенки в одну общую массу слить». Декабристы как дворянские революционеры не могли понять значение права наций на самоопределение. Но надо сказать, что Пестель был противником насильственной русификации народов России и полагал, что для всех должны быть одни законы.
    Перед государственной властью, по конституции  Пестеля, ставилась задача добиваться «возможно большего благоденствия» для «всех и каждого». На этой основе должны быть уничтожены всякого рода сословные привилегии и различия, в том числе и дворянское сословие.
    Все люди в Российском государстве должны, по «Русской Правде», представлять собой  одно сословие, называемое «гражданским». Все должны быть равны в своих правах.
    Это сказано в первых главах «Русской Правды». Однако вместе с этим в тексте «Русской Правды» имеются формулировки, допускающие отступление от сказанного выше в отношении полного уничтожения  дворянского звания. В другом месте  «Русской Правды» говорится о том, что дворянское звание может сохраняться и даже даваться в том случае, если оно «...основанием своего существования имеет услуги, им (т. е. тем или другим человеком) отечеству оказанные». Такие дворяне, конечно, не пользуются правами прежнего дворянства вплоть до владения крепостными, но само звание сохраняют, и должны освобождаться «от некоторых тягостных повинностей». Чем объясняется это противоречие?
    Возможно, тем, что Пестель сохранил этот пункт  в старой редакции; а возможно и то, что это было следствием дворянской ограниченности декабристов.
    Элементы  такой же непоследовательности имеются  в «Русской Правде» по вопросу  о порядке и сроках отмены крепостничества  в России и в отношении к  помещичьему землевладению. Главный  пункт об отношении декабристов к крепостничеству сформулирован в «Русской Правде» очень четко и ясно. Из него следует, что члены «Южного общества» декабристов были решительными противниками крепостного строя. Этот пункт гласит: «Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». При этом там же указывается, что отмена крепостных отношений должна быть осуществлена Верховным временным правлением «в скорейшем времени, решительными и действительными средствами».
    Между тем в других местах указывается, что освобождение должно быть постепенное. В «Конституции - Государственном  завете» пишется: «6». Переход из нынешнего положения в порядок, здесь предлагаемый, есть постепенный. У нынешних помещиков земля откупается оброком или работою летнею». В «Русской Правде» говорится о том, что разработка проектов освобождения крестьян поручается «грамотным» дворянским собраниям и что они должны руководствоваться следующими тремя главными правилами: «1) освобождение крестьян не должно лишать помещиков дохода, ими от поместий получаемого; 2) освобождение не должно производить волнений и беспорядков в государстве, для чего и обязывается верховное правление беспощадную строгость употреблять против всяких нарушителей общего спокойствия; 3) освобождение сие должно крестьянам доставить лучшее положение противу теперешнего, а не мнимую свободу им даровать».
    Объяснить это также, по-видимому, следует тем, что вначале взгляды Пестеля  и членов «Южного общества» были более умеренными, а затем развивались в сторону все большей революционности.
    По  «Русской Правде» Пестеля, освобождение крестьян предусматривалось с землей.
    «Земля,- говорится в «Русской Правде»,- есть собственность всего рода человеческого, и никто не должен быть от сего обладания  ни прямым, ни косвенным образом исключен». Вместе с этим надо отметить, что Пестель подходил к этому вопросу несколько утопически; он считал, что возможность иметь надел из фонда общественной земли предотвратит нищенство и обеднение в стране. В «Русской Правде» говорится: «Каждый россиянин будет совершенно в необходимости обеспечен и уверен, что в своей волости всегда клочок земли найти может, который ему пропитание доставит и в коем он пропитание получать будет не от милосердия ближних и не оставаясь в их зависимости, но от трудов, коих приложит для обрабатывания земли, ему самому принадлежащей, яко члену волостного общества наравне с прочими гражданами».
    Общественный  земельный фонд, представляющий национализированную  часть земли, должен составиться  из общественных земель, которые полностью или частично переходят в этот фонд, а также за счет частичной безвозмездной конфискации крупных помещичьих латифундий и изъятия за выкуп части помещичьих земель.
    По  проекту конституции Пестеля, безвозмездному отчуждению подлежала половина земли у помещиков, имевших свыше 10 тыс. десятин земли. В имениях размером от 5 до 10 тыс. десятин отчуждалась половина земли за выкуп или за возмещение помещика казенными землями в другом месте. Таким образом, не все помещичьи имения уничтожались полностью, и помещики сохраняли часть своей земли. В этом сказалась дворянская ограниченность во взглядах декабристов как дворянских революционеров, которые не шли по пути полной ликвидации помещичьего землевладения.
    Помимо  общественного земельного фонда, по «Русской Правде» Пестеля, должен быть создан также земельный фонд, который может находиться в частных руках на правах собственности и должен служить для «получения изобилия», т. е. богатств. Сюда относятся все частновладельческие, а также неконфискованные помещичьи земли; участки, выделяемые зажиточным крестьянам сверх положенного минимального надела, а также покупные земли. В этом ясно сказывается тенденция содействия развитию крупного предпринимательского земледелия.
    Следы противоречий редакции текста «Русской Правды» ясно сказываются также и в вопросе об освобождении государственных крестьян. В первой редакции «Русской Правды» 1822-1823 гг., сохранившейся на отдельных листках, устанавливался 10-15-летний срок их освобождения. Там говорится: «4. Крестьяне казенных поместий или селений продолжают обрабатывать как общественные, так и казенные земли теперешним порядком и платить казне тот же оброк за оные, который и ныне платят.
    5. Сей порядок будет продолжаться  десять или пятнадцать лет  сряду, а после сего срока не будут крестьяне никакого оброка платить за общественную землю».
    В новой же редакции (1824) этот пункт  выглядит так: «1. Признать, объявить, провозгласить  всех казенных и удельных крестьян вольными и никакого рода крепости более не подлежащими...» Здесь нет переходного срока в 10-15 лет, а казенные и удельные крестьяне сразу же переходят в свободное состояние.
    В отношении дворовых людей устанавливается  два пути их освобождения - выкуп  или освобождение по истечении определенного  срока службы помещику. Что касается крестьян, прикрепленных к заводам, то в «Русской Правде» предусматривается замена их вольнонаемными людьми или преступниками разного рода. Первое предложение, безусловно, соответствовало бы требованиям экономического и политического развития страны, и совершенно не в том направлении идет второе предложение. Оно также вытекает из дворянской ограниченности мировоззрения декабристов.
    В «Русской Правде» Пестеля подчеркивается необходимость развития промышленности, торговли, намечается необходимость  принятия мер, «которые торговлю обеспечили бы и остальным отраслям промышленности не вредили бы». Пестель осуждает «аристокрацию богатств» в еще более резкой форме, нежели феодальную. Однако это не меняет того обстоятельства, что конституция Пестеля носит буржуазный характер, и не случайно в ней провозглашалось положение о неприкосновенности частной собственности. В «Русской Правде» сказано: «Право собственности или обладания есть право священное и неприкосновенное, долженствующее на самых твердых положительных основах быть утверждено и укреплено».
    Это положение типично для всех буржуазных конституций. В конституции Пестеля  провозглашалась также свобода  печати, вероисповедания, занятий, передвижения. Таковы основные программные положения  «Южного общества» декабристов, изложенные в «Русской Правде» Пестеля. Главным из них были требования об установлении республиканского образа правления, демократического строя и ликвидации крепостничества. С «Южным обществом» декабристов слилось незадолго до восстания основанное самостоятельно и независимо от него «Общество соединенных славян».6
      
Конституция Никиты Муравьева явилась  плодом  длительной  работы.  Он
начал ее писать с  осени  1821г.,  но  нет  сомнений,  что  подготовительный
период ее создания начался  ранее.  «Никита  составил  проект  монархической конституции…подобно     конституции     Северо-Американских      Соединенных штатов».7
       Конституция Никиты Муравьева  сохранилась в нескольких  вариантах;  их изучение показывает  нам  развитие  его  политических  взглядов,  говорит  о непрерывной  работе  над  конституционным  проектом  и  об  изменении  ранее принятых формулировок в сторону  большей  прогрессивности.  В  то  же  время конституционный проект Никиты Муравьева обсуждался  среди  членов  Северного общества;  они  внимательно  взвешивали  его   формулировки,   писали   свои подробные  замечания  возражения.  Был  известен  проект  и  членам   Южного общества, например Пестелю.
       Работая над конституцией в  1821 и последующие годы,  Никита  Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это  время  склоняется к  идее  конституционной  монархии.  Классовая   дворянская   ограниченность сказалась прежде всего в  разрешении  вопроса  о  крепостном  праве.  Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение  крестьян  от  крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются  за ними». 8 По проекту крестьяне освобождались без земли.  Лишь  в последнем варианте  своей  конституции  он  под  давлением  критики  своих   товарищей
сформулировал  положение  о  незначительном  наделении   землей:   крестьяне получал усадебные участки и сверх этого по две десятины на  двор  в  порядке общинного владения. Конституция Никиты  Муравьева  всегда  характеризовалась высоким имущественным цензом: только  земельный  собственник  или  владетель капитала имел право  полностью  участвовать  в  политической  жизни  страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец  сначала  ценился  Никитой Муравьевым вдвое «дороже» капиталиста. Позже он отказался от двойного  ценза и ввел один общий ценз для  избирателей  –  500  рублей.  Лица,  не  имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли  участвовать  в  выборах. Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать  еще  более
высоким  имущественным  цензом;  лишь  при  выборах  низшего   представителя местного  управления  –  волостного  старшины  –  отсутствовало   требование имущественного ценза; К  этим  выборам  допускались  все  граждане.  Но  для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем  выше была должность.
       Женщины по конституции Муравьева  были  лишены  избирательного  права. Кроме того, автор  был  намерен  ввести  образовательный  ценз  для  граждан Российского государства. Избирательные права  получали  лица,  достигшие  21 года. Через двадцать лет после принятия  конституции  предполагалось  ввести обязательное  требование   грамотности   избирателя:   неграмотный   лишался избирательных  прав.  Сверх этого конституция   Муравьева   вводила   ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.