Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Субъекты и объекты организаторской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 

Кафедра финансов 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине «Теория организации» 

      Тема: «Субъекты и объекты организаторской деятельности» 
 
 
 
 
 
 

Автор курсовой работы                                               .
Группа                                                                          
Научный руководитель
                                                               «___» __________________ 20 г. 
 

Казань 20 

         Содержание
 

          Введение

        В данной работе будут рассмотрены субъекты и объекты организаторской деятельности.
      Объект  организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры «подготовка решения» и «согласование решения» или все операции, относящиеся к этим процедурам. К операциям процедур относятся: получить задание или его сформулировать, провести информационную работу, провести совещание, сдать выполненную работу заказчику или использовать ее в своей организации и т.д.
      Субъекты  организаторской деятельности выполняют  действия из набора функций, подфункций, процедур и операций. Например, «принятие  решения об активизации организаторской деятельности работников ДЭЗов по созданию кондоминиумов». Принятие решения — это процедура, активизация организационной деятельности — это подфункция, создание — это общая функция «организация», кондоминиумы — это продукция по конкретной функции «управление производством».
      Цель  данной работы всестороннее изучение субъектов и объектов организаторской  деятельности.
      При написании работы был поставлен  ряд задач:
      Рассмотреть организационные отношения в  системе менеджмента
      Проанализировать  структуру и компетенцию участников организаторской деятельности
      Рассмотреть практику управления зарубежной фирмой посредством взаимодействия субъектов  и объектов организаторской деятельности.
      Предметом исследования в работе выступают  субъекты и объекты организационной  деятельности, объектом исследования являются организационные отношения.
      При написании работы использовались следующие  методы исследования: анализ, систематизация, обобщения, экономико-статистический и др. 

 

         1. Организационные отношения в системе менеджмента

1.1. Понятие субъектов и объектов организаторской деятельности

 
      Организаторская деятельность — это создание или  усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская  деятельность аналогична общей функции управления «организация». Данная функция может выполняться объектами и субъектами организационной деятельности.
      В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношениям к управленческим воздействиям. Субъект  — это источник управленческого воздействия, а объект — приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач. Аналогично и в теории организации. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Как известно, функция «организация» относится к общим функциям управления. Она входит в состав всех конкретных функций управления. Кроме того, при большой трудоемкости эта функция может быть разделена на ряд подфункций.1
      Об организации функциональной подготовки, можно сказать, что субъект организационной деятельности выполняет в рамках требуемых функций процедуры: «принимает решение», «утверждает», «организует выполнение». Объект организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры «подготовка решения» и «согласование решения» или все операции, относящиеся к этим процедурам. К операциям процедур относятся: получить задание или его сформулировать, провести информационную работу, провести совещание, сдать выполненную работу заказчику или использовать ее в своей организации и т.д.
      Организация - пространственно-временная структура  производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
      Организация обладает следующими общими признаками:
      - определение ее характера кадрами и менеджером;
      - объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
      - сохранение  как предварительно запланированного  порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования  работника и менеджера. Незапланированные  действия предполагают установление  ответственности в менеджменте;
      - определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование  системы в изменяющихся условиях;
      - единство  рабочих процессов и процессов  управления, как результата разумного  разделения труда.
      Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.
      Структура управления обеспечивает выполнение общих  и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.2
      Вертикальное  разделение определяется числом уровней  управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:
      - на подпроцессы промышленного производства;
      - изготавливаемые изделия;
      - пространственные производственные условия.
      Организационная структура регулирует:
      - разделение задач по отделениям и подразделениям;
      - их компетентность в решении  определенных проблем;
      - общее взаимодействие этих элементов.
      Тем самым фирма создается как  иерархическая структура.
      Основные  законы рациональной организации:
      - упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;
      - приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);
      - обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс");
      - короткие пути управления;
      - баланс стабильности и гибкости;
      - способность к целеориентированной  самоорганизации и активности;
      - желательность стабильности циклически повторяемых действий.
      На  организационную структуру влияют следующие факторы:
      - размеры предприятия;
      - применяемая технология;
      - окружающая среда.

         1.2. Типы организационных структур управления

      Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их
      должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
      Схема организационной структуры управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и  характер связи между ними.
      Различают связи:
      - линейные (административное подчинение);
      - функциональные (по сфере деятельности без  прямого административного подчинения);
      - межфункциональные,  или кооперационные (между подразделениями  одного и того же уровня).
      В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
      - линейная;
      - функциональная;
      - линейно-функциональная;
      - матричная;
      - дивизиональная;
      - множественная.3
      В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство  нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
      Функциональная  организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.1). 

      Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители 

      Рис. 1. Функциональная структура управления
      На  рис. 1 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя  И5 (они не показаны в целях обеспечения  ясности рисунка).
      В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
      Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают  помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 2). 
 

 

      Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП – функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства.
      Рис. 2. Линейно-функциональная структура управления
      Иногда  такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 16 функциональные начальники составляют штаб директора).
      Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис.3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

      Рис. 3. Дивизиональная структура управления
      Матричная структура (рис. 4, 5) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Рис. 4. Матричная структура управления, ориентированная на продукт

      Рис. 5. Матричная структура управления по проектам
      Множественная структура объединяет различные  структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

         1.3. Сравнение структур управления

 
      Анализ  достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования.
      Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление  задачи управления "по функциям". Штабы могут создаваться в центральных и других органах управления, образовывая штабную иерархию.
      Эта структура управления характеризуется:
      - высокой  централизацией стратегических  решений и децентрализацией оперативных,
      - организацией  директивных связей по однолинейному принципу,
      - преобладающим  применением инструментов координации  с технической поддержкой.
      По  идее штабы должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но не давать конкретных директив. Однако вследствие своей профессиональной компетентности их сотрудники часто оказывают сильное неформальное влияние на линейных руководителей. Если же они выполняют только рекомендательную функцию, то возникает риск, что их работа слабо влияет на ход производственных процессов.
      Структура имеет следующие преимущества:
      - обеспечивает  высокую профессиональную специализацию  сотрудников,
      - позволяет  точно определить места принятия  решений и необходимые ресурсы  (кадровые),
      - способствует  стандартизации, формализации и  программированию процессов управления.
      Недостатки:
      - образование  специфических для функциональных  подразделений целей затрудняет  горизонтальное согласование,
      - структура  жестка и с трудом реагирует  на изменения.
      Дивизиональные  структуры управления ориентируются  на изделия, рынки сбыта, регионы.
      При этом обеспечивается:
      - относительно  большая самостоятельность руководителей  дивизионов,
      - организация  директивных связей по линейному  принципу,
      - относительно  мощное использование инструмента  координации с технической поддержкой,
      - быстрая  реакция на изменения рынка,
      - освобождение  высших руководителей фирмы от  оперативных и рутинных решений,
      - снижение  конфликтных ситуаций вследствие  гомогенности целей в дивизионе.
      К числу недостатков этой структуры  относят:
      - относительно  высокие затраты на координацию ввиду децентрализации вплоть до отдельного финансирования из бюджета и системы расчетных цен,
      - при  децентрализации теряются преимущества  кооперации, что часто требует  централизации выполнения отдельных  функций (НИОКР, снабжение и  т.д.).4
      Многомерные формы организации и управления характеризуются применением двух (матричная) или нескольких (тензорная) критериев разделения задач.
      Общими  признаками этой организационной формы  являются:
      - лимитированное  пространство принятия решений  инстанциями менеджмента,
      - организация  директивных связей по многолинейному  принципу,
      - большие  затраты на координацию между  инстанциями.
      Можно различить структуры, ориентированные  на производство и на проект. Структура, направленная на производство, не ограничена временными рамками. Здесь имеется функциональная область менеджмента (где находятся многие стабильные организационные решения) и менеджмент по изделию (горизонтальный срез, охватывающий все предприятия).
      Проблемы  такой организации состоят:
      - в  регулировании задач, компетентности и ответственности менеджеров по изделиям,
      - в  больших затратах на координацию,
      - в  возможных директивных конфликтах.
      Структуры, направленные на проект, как правило, ограничены по срокам и характерны для сложных и рисковых проектов (рис. 19).
      Их проблемы состоят:
      - в конфликтах между инстанциями и менеджерами проектов (противоречивые указания, ресурсные конфликты),
      - неуверенности менеджеров в реальности сроков выполнения задач по проектам.
      Для предприятий (фирм), действующих на международном рынке, может применяться трехмерная (тензорная) структура управления: изделие - регион - функция.
      Проблемы  такой структуры управления:
      - конфликт  из-за власти между представителями  нескольких инстанций;
      - преобладающая  работа в группах и, следовательно,  возможная задержка в принятии решений и коллективная ответственность (безответственность).
      Поэтому требуется однозначное регулирование  компетентности и нормальные рабочие  отношения между партнерами.
      Пример  трехмерной структуры управления фирмы "Доу корнинг" - на рис. 6. В фирме имеется 10 основных направлений деятельности. По ним создано 10 производственных советов под председательством менеджера направления, подчиненного генеральному директору фирмы. Их основные задачи - обеспечение конкурентоспособности продукции направления и решение экономических вопросов по сбыту. Производственные советы называют поэтому "центрами прибыли". Функциональные службы имеют основной задачей обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, трудовых и материальных ресурсов. Соответственно они называются "центрами издержек производства". В фирме осуществляется единое перспективное планирование в трех измерениях.

Рис. 6. Трехмерная схема управления фирмы "Доу корнинг" 

       Прежде  всего, на выбор организационной  структуры влияет размер предприятия - размер капитала, основных средств, количество занятого персонала. С ростом масштабов  организации увеличивается число  уровней управления и количество выделяемых линейных подразделений. Тем самым создаются условия для специализации управленческого труда и выделения функциональных подразделений. С определенного этапа развития фирмы усложняющаяся структура начинает тормозить принятие решений и снижает эффективность управленческого воздействия - начинается передача полномочий вниз, расширение самостоятельности подразделений и переход к дивизиональным структурам (продуктовым или потребительским).
       Весьма  жестким детерминирующим условием организационного строения предприятия выступает используемая им технология. Во-первых, как отраслевая характеристика она устанавливает минимальный эффективный размер предприятия и тем самым его композицию. Во-вторых, технология принудительно определяет количество и взаимосоотношение линейных подразделений и их взаимное расположение. Кроме того, организационная структура должна обеспечивать возможность обновления технологии по мере развития и совершенствования производства.
           Территориальные размеры рынка, обслуживаемого одной компанией, также предопределяют особенности ее организационного построения. Значительная удаленность и изолированность отдельных подразделений обусловливают появление региональных отделений (филиалов, представительств) с делегированием им более широких определенных прав и самостоятельности. Расширение масштабов деятельности таких подразделений и/или возможное их объединение приводят к появлению организационной структуры дивизионального типа.
       Важнейшим фактором структурной динамики предприятия выступает характер внешней среды - степень ее неопределенности, предсказуемости и скорость изменений. Практика российских фирм показывает, что основные изменения, произошедшие в их структуре по сравнению с доперестроечным периодом, касаются в том числе и расширения сфер влияния функциональных служб. Созданные на большинстве предприятий отделы маркетинга и управления персоналом, коммерческие службы и содержательно новые финансовые подразделения обеспечивают тесное взаимодействие компаний с внешним окружением, позволяют оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру.
       Наконец, одним из оснований выбора типа структурного построения организации являются личностные характеристики и опыт руководителей, в том числе и прежде всего - высшего менеджмента. Исторически сложившееся преобладание линейно-функциональных и дивизиональных структур в российской экономике сформировало и специфических руководителей: достаточно авторитарных и в меру демократичных, умело использующих специалистов функциональных служб и непосредственно руководящих основными подразделениями. Как правило, большинство российских менеджеров замыкают на себя решение большинства принципиальных вопросов, предоставляя подчиненным возможность проявить инициативу в строго очерченных рамках. Было бы неверным утверждать, что такое поведение и такие структуры недостаточно современны. В условиях высокой неопределенности, политической и экономической нестабильности они зарекомендовали себя вполне жесткими и устойчивыми, способными к выживанию в экстремальных условиях переходного периода.
       В заключение отметим, что все рассмотренные  организационные построения в известном  смысле одинаковы, представляют собой  один тип экономического субъекта. В организационно-правовом и внутриорганизационном  отношении все они - единый экономический субъект, одно юридическое лицо. Причем в некотором понимании это единство принудительно, так как элементы структуры административно подчинены организации в целом и не могут реализовывать экономические интересы самостоятельно. Логика развития обостряет противоречие часть - целое, заставляя искать пути более рационального взаимодействия подразделений между собой и с организацией в целом.
 

     2. Структура и компетенция участников организационной деятельности

2.1. Положения о подразделениях управления и должностные инструкции

 
      Во многом эффективность управления фирмой зависит от четкого разграничения компетентности отдельных служб (подразделений) управления, их ответственности и обеспечения в них нормальных рабочих взаимоотношений.
      Поэтому скелет управления - его организационная структура, должен обрастать "мускулатурой управления". Этому способствуют следующие нормативные документы:
      - положения  об отделах и службах,
      - должностные  инструкции.
      Сложилась следующая структура положения  об отделе (службе):
      - общие  положения,
      - задачи,
      - структура,
      - функции,
      - права,
      - взаимоотношения  с другими подразделениями,
      - ответственность.
      Первичным элементом структуры управления является служебная должность. Должностные  инструкции обеспечивают четкое разграничение обязанностей и прав между сотрудниками фирмы. Они содержат:
      - общую  часть,
      - основные  задачи и обязанности,
      - права,
      - ответственность  работника.
      Обычно  должностная инструкция является основой  аттестации сотрудника по результатам  его деятельности.
    - через полную собственность, когда все или почти все акции фирмы принадлежат одному лицу, группе лиц или одной фирме;
    - через большинство акций, предполагающее владение собственностью на 51% выпущенных акций;
    - через механизм соподчинения, когда обладание большинством акций одной фирмы, в свою очередь владеющей контрольным пакетом другой фирмы, влечет за собой и контроль над этой фирмой;
    - через меньшинство акций, когда акции фирмы распылены и достаточно иметь небольшой процент их, чтобы иметь контроль над фирмой.
      Согласно  подсчетам экспертов ООН свыше 60% заграничных филиалов и дочерних компаний, принадлежащих американским, английским и японским фирмам, являются их полной собственностью и более 30% - подконтрольные компании с преимущественным владением акциями. По другим подсчетам 80% родственных компаний американских фирм и 75% английских находятся либо в полной собственности материнских компаний, либо контролируются ими через владение большей частью акций. В свою очередь 58% прямых инвестиций западноевропейских ТНК в США приходится на полностью принадлежащие им дочерние компании и 34% - на компании, где они владеют более 50% акций. Следует вместе с тем отметить, что в последние годы расширение рамок собственности ТНК, в частности американских и японских, шло в значительной степени за счет приобретения пакетов акций в компаниях смешанного владения, особенно в развивающихся странах.
      Важно иметь в виду, что сам по себе факт участия одной компании в  акционерном капитале другой не всегда свидетельствует о наличии отношений  контроля и подчинения. Контроль над  другой компанией обеспечивается лишь владением контрольным пакетом  ее акций. В практической деятельности акционерных компаний устанавливается определенный минимум контрольного пакета акций, который в связи с распыленностью акций между массой мелких и средних акционеров заметно уменьшился. Обычно для контроля над крупной промышленной корпорацией достаточно обладать 10% ее акций, а иногда и еще меньшей долей.
      Однако  понятие контроля не является простым  и не исчерпывается концентрацией  акций в руках одной или  нескольких компаний. Контролировать деятельность фирмы - это значит определять ее стратегию, политику, выбор долгосрочных целей и программ, иметь решающее влияние или власть.6
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.