На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Операции на открытом рынке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1. Операции на открытом рынке в качестве инструмента регулирования  банковской деятельности 

     Операции  на открытом рынке (OOP) - официальные операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.
     Механизм  использования Центральным банком операций на открытом рынке в качестве инструмента регулирования банковской деятельности заключается в следующем. При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают  на их резервно-корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина минимальных  резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в  том числе ссудных, операций с  клиентурой. В случае продажи Центральным  банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных  ими средств уменьшается, а в  банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы. Таким  образом, регулируя спрос и предложение  на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.
     Операции  Центрального банка на открытом рынке, в отличие от других экономических  инструментов, оказывают быстрое  корректирующее воздействие на уровень  ликвидности коммерческих банков и  динамику денежной массы. Особенность  использования Центральным банком данного инструмента состоит  в том, что периодичность и  масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в  применении. /6, с.85/ 
 
 

1.1. Сущность и значение  операций на открытом  рынке 

     По  форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность данному инструменту регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.
     Обратные  операции на открытом рынке, как правило, осуществляются путем заключения соглашений между Центральным банком и коммерческими  банками о покупке государственных  ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи через один или  два месяца по заранее оговоренной  цене.
     В этом случае операции на открытом рынке  проводятся регулярно в один и  тот же день недели, чтобы день покупки  Центральным банком новых партий государственных ценных бумаг у  коммерческих банков совпадал с днем "возвращения" (обратной продажи) ранее купленных ценных бумаг  на срок. В указанных операциях  могут принимать участие только те коммерческие банки, которым открыты  специальные внебалансовые счета  по хранению и учету ценных бумаг  в Центральном банке.
     Суть  операций заключается в том, что  Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в "собственности" Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
     Предметом торгов служит ставка процента, уплачиваемая коммерческими банками за "пользование" денежными средствами, полученными  от продажи ценных бумаг на срок. При этом курс продажи и покупки  ценных бумаг может на начальных этапах проведения операций на открытом рынке совпадать с номинальной стоимостью казначейских векселей. В последующем он может фиксироваться на уровне среднерыночной цены данных ценных бумаг (официального курса фондовой биржи) на день, предшествующий двум рабочим дням до заключения сделки (проведения аукционных торгов). Например, если Центральный банк объявляет о проведении аукциона по покупке ценных бумаг на срок в среду, то за базу при заключении сделки принимается среднерыночный курс (официальный курс фондовой биржи) ценных бумаг, установленный в понедельник. /7, с.198/ 

1.2. Механизм аукционных  торгов ценными  бумагами 

     В зависимости от ситуации, складывающейся на денежном рынке, возможно использование  одного или двух вариантов проведения аукционных торгов.
     Первый  вариант заключается в том, что  Центральный банк объявляет величину процентной ставки, в соответствии с которой он готов предоставить коммерческим банкам денежные средства в форме покупки у них государственных  ценных бумаг на срок. Эта ставка может определяться в зависимости  от средней ставки процента по межбанковским  депозитам на соответствующий срок (один или два месяца).
     Коммерческие  банки определяют количество ценных бумаг, которые они готовы продать  Центральному банку по данной ставке, после чего направляют свои заявки в учреждения Центрального банка. Последние  сортируют заявки и сообщают сводные  результаты в центральный аппарат, где заявки суммируют, и исходя из оценки потребности экономики в кредитных ресурсах, а также с учетом установленных показателей роста денежной массы определяется пропорция, в которой указанные заявки коммерческих банков могут быть удовлетворены.
     Например, в заявках коммерческих банков указывается, что общая стоимость ценных бумаг, которые они готовы продать Центральному банку по установленной им ставке процента, составляет 10 млрд.руб. По оценкам Центрального банка, потребность экономики в дополнительных кредитных ресурсах составляет только 5 млрд. руб., или 50 % суммы, указанной в заявках коммерческих банков. Соответственно все заявки коммерческих банков удовлетворяются только на 50 %.
     Использование данного варианта проведения операций на открытом рынке и организации аукционных торгов возможно главным образом в условиях достаточно стабильной ситуации на денежном рынке, незначительных колебаний ставки процента по межбанковским депозитам.
     В условиях нестабильной ситуации на денежном рынке используется другой вариант  проведения аукционных торгов. В этом случае ставка процента по покупаемым Центральным банком ценным бумагам  заранее не устанавливается. Коммерческие банки в своих заявках указывают  не только общую стоимость ценных бумаг, которые они готовы продать  на срок Центральному банку, но и величину процентной ставки, которую они готовы уплатить. После анализа заявок и  с учетом целей денежно-кредитной  политики Центральный банк определяет минимальную границу процентных ставок, в соответствии с которой  он готов купить предлагаемые коммерческим банкам ценные бумаги.
     При этом, как и в случае первичного размещения, Центральным банком казначейских векселей, все заявки коммерческих банков на продажу Центральному банку  ценных бумаг удовлетворяются по ставке процента, предложенной в заявках (в случае, если величина процентной ставки не опускается ниже минимальной ставки процента, устанавливаемой по результатам проведения аукциона Центральным банком). При этом заявки, в которых будет указана ставка процента, равная минимальной ставке процента, установленной Центральным банком, могут быть удовлетворены лишь частично (в определенной пропорции к общей стоимости предложенных к продаже ценных бумаг).
     Следует отметить, что благодаря проведению операций по покупке ценных бумаг  на срок с обязательством их обратной продажи (независимо от формы и условий  проведения аукционных торгов) Центральный  банк будет иметь возможность  не только расширять объемы кредитной  экспансии коммерческих банков, "вливая" дополнительные ресурсы в банковский сектор, но и ограничивать объемы кредитной  экспансии, "изымая" средства из кредитной  системы. Так, как уже отмечалось, операции на открытом рынке должны проводиться Центральным банком регулярно в один и тот же день недели, и день обратной продажи ранее купленных ценных бумаг совпадает с днем покупки "новой порции" ценных бумаг у коммерческих банков. Соответственно если объем обратной продажи ранее купленных ценных бумаг превышает объем покупки новых партий ценных бумаг, то на практике это означает ограничение размеров кредитных ресурсов банковского сектора, и наоборот. /8, с. 252/
     Операции  на открытом рынке могут проводиться  Центральным банком и на нерегулярной основе время от времени, по мере возникновения  потребности ограничения или  расширения объемов денежно-кредитной  эмиссии. В этом случае Центральный  банк будет либо покупать, либо продавать  ценные бумаги коммерческим банкам. При этом его контрагентами могут выступать не только коммерческие банки, но и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, организованные в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью и получившие соответствующую лицензию на проведение указанных операций в Центральном банке или другом органе государственной власти по контролю за рынком ценных бумаг и деятельностью фондовых бирж. Указанным профессиональным участникам рынка ценных бумаг может предоставляться статус "официальных дилеров по операциям с государственными ценными бумагами".
     Предоставление  статуса "официального дилера по операциям  с государственными ценными бумагами" предполагает заключение соглашения между  профессиональными участниками  рынка ценных бумаг и Центральным  банком, в соответствии с которым  данный участник рынка ценных бумаг  принимает на себя обязательство, во-первых, подписываться в пределах указанной  в соглашении суммы на казначейские векселя и другие государственные  ценные бумаги при их выпуске и, во-вторых, поддерживать необходимый уровень  ликвидности вторичного рынка казначейских векселей, производить их котировку при получении заявок от коммерческих банков, предприятий и организаций (называть курс продажи, в соответствии с которым они обязуются заключить сделку на покупку-продажу казначейских векселей).
     Статус "официального дилера по операциям  с государственными ценными бумагами" предполагает достаточно жесткую процедуру  контроля со стороны Центрального банка  за деятельностью данных участников рынка ценных бумаг, их финансовым положением и одновременно льготные условия  получения краткосрочного кредита  в Центральном банке. /9, с. 146/ 

1.3. Осуществление в  России операций  с ценными бумагами  на открытом рынке 

     Особое  значение для организации OOP имеет  развитие практики выпуска казначейских векселей, так как (как показывает опыт) в настоящее время и в  ближайшей перспективе выпуск долгосрочных и среднесрочных облигаций государственного займа является нецелесообразным (ввиду  малой вероятности их размещения в достаточно крупных размерах за пределами Центрального банка), и  финансирование дефицита государственного бюджета предполагается осуществлять главным образом посредством  выпуска краткосрочных казначейских векселей (со сроком погашения, например, 13,26, максимум — 52 недели).
     Выпуск  краткосрочных казначейских векселей предполагается проводить еженедельно  и (или) ежемесячно небольшими партиями в целях размещения среди коммерческих банков, различных предприятий и  организаций, не находящихся на бюджетном  финансировании, а не только среди  населения. При этом по желанию инвесторов, оплата новых выпусков казначейских векселей может производиться путем  зачета казначейских векселей, по которым  наступил срок погашения. Тем самым  будет обеспечиваться постоянное рефинансирование кратко срочной задолженности правительства  и ее фактическая трансформация  в среднесрочную и долгосрочную.
     Не  менее важное значение имеет форма выпуска казначейских векселей. Мировой опыт осуществления расчетов по операциям с государственными ценными бумагами свидетельствует, что наиболее перспективной и экономически выгодной, формой выпуска государственных ценных бумаг является их выпуск не в физической, а в безналичной форме - в форме бухгалтерских записей на соответствующих счетах.
     Безналичная форма государственных ценных бумаг  позволяет значительно снизить  издержки, связанные с их выпуском, хранением и осуществлением операций, облегчить и ускорить процесс  расчетов по операциям с ценными  бумагами, как на первичном, так и  на вторичном рынках (особенно если используется электронная система  учета, связи и передачи информации, автоматизированная система расчетов).
     Наряду  с оперативной деятельностью  по осуществлению OOP Центральный банк также оказывает посреднические и консультационные услуги Министерству экономики и финансов по организации  выпуска, размещению и оплате (со счета  Министерства экономики и финансов в Центральном банке) государственных  ценных бумаг, выпускаемых на суммы, превышающие максимальные размеры  прямого кредитования Центральным  банком правительства. Центральный банк также содействует созданию и осуществляет контроль за деятельностью брокерских компаний и фирм (организуемых в форме акционерных обществ с ограниченной ответственностью) по операциям с государственными ценными бумагами как на первичном (покупка новых выпусков), так и на вторичном рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг на фондовой бирже или непосредственно по заявкам коммерческих банков, предприятий и организаций).
     Размещение  государственных ценных бумаг среди  коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов может привести к росту  процентных ставок. Аналогичное воздействие  будет оказывать и размещение государственных ценных бумаг среди  различных предприятий, организаций  и населения в случае, если их покупка будет осуществляться за счет сокращения средств, находящихся  на счетах в коммерческих банках.
     Таким образом, в условиях двухуровневой  банковской системы Центральный  банк использует в качестве основных инструментов управления деятельностью  банков:
     1. Установление и пересмотр минимальных резервных требований.
     2. Определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление официальных учетных ставок).
     3. Операции на открытом рынке.
     Указанные инструменты управления ориентированы  на рынок, являются формой экономического (а не административного) регулирования  размеров денежного оборота и  предполагают осуществление операций с ценными бумагами. Так, эффективность  введения резервных требований повышается при осуществлении Центральным  банком на регулярной основе операций на открытом рынке, позволяющих оперативно воздействовать на размер остатка средств  на резервно-корреспондентском счете, как отдельных коммерческих банков, так и их групп и группировок.
     Что касается выбора конкретных инструментов регулирования денежно-кредитной  сферы, то в условиях слабого развития рынка ценных бумаг, отсутствия адекватных правовых и институциональных структур, а также опыта проведения операций на открытом рынке Центральный банк не может в ближайшее время ориентироваться на использование этих операций в качестве основного инструмента своей политики.
     В настоящее время наиболее эффективными инструментами воздействия Центрального банка на кредитный рынок являются:
     - нормативы отчислений в фонд регулирования кредитных ресурсов;
     - объем и цена предоставляемых коммерческим банкам ресурсов;
     - коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала.
     Основное  место в арсенале денежно-кредитных  инструментов Центрального банка принадлежит  политике рефинансирования коммерческих банков (установлению учетной ставки, ставки ломбардного кредита под залог государственных и некоторых других видов ценных бумаг, коммерческих векселей), а также количественных и качественных ограничений в отношении принимаемых к залогу и переучету ценных бумаг, в том числе и векселей, и выдаче ломбардного кредита); политике установления минимальных резервных требований (для различных видов пассивов коммерческих банков), а также практике контроля и надзора за деятельностью банков. /4, с.123/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практика операций РЕПО в России 

     С начала октября 2008 года особой популярностью, и не только у профессиональных финансистов, стали пользоваться операции РЕПО.  
Рынок РЕПО появился в России в середине 90-х годов прошлого века и развивается весьма динамично. Этому способствуют причины объективного характера:

     1. РЕПО обеспечивает рост объемов заимствований денежных средств и кредитования ценными бумагами, что ведет к увеличению объемов операций с финансовыми ценностями и вовлечению в гражданский оборот новых активов.
     2. Финансовый бизнес наиболее восприимчив к влиянию процессов глобализации, поэтому его операторам приходится применять универсальные международные инструменты и на внутренних, локальных рынках. Именно так обстоят дела и с РЕПО. Развивая корреспондентские и партнерские отношения с зарубежными банками, их российские коллеги вынуждены применять международные инструменты, в противном случае они теряют конкурентоспособность и рискуют оказаться вне игры.
     Сформировавшийся  до сентября 2008 года в России рынок  операций РЕПО был востребован как  со стороны регулятора - Банка России, который через него эффективно развивал систему кредитования коммерческих банков посредством биржевого междилерского  РЕПО, так и со стороны участников рынка - коммерческих банков, небанковских кредитных учреждений, инвестиционных компаний. Подчеркнем важную деталь, инвестиционные финансовые компании, выполняющие в российских условиях функции, аналогичные функциям инвестиционных банков, охотно пользуются наиболее эффективными элементами финансовых технологий операций РЕПО, которые Банк России, совместно с наиболее крупными коммерческими банками (Газпромбанк, Сбербанк, ВТБ), саморегулируемой организацией, Национальной фондовой ассоциацией, и Московской межбанковской валютной биржей, опираясь на зарубежный опыт, внедряет в повседневную практику российского бизнеса в течение последних лет. И это несмотря на то, что принципы ведения бухгалтерского учета по российским стандартам у коммерческих и инвестиционных банков не совпадают.  
Операции РЕПО в нынешних условиях превратились в основной инструмент, посредством которого на рынок «доставляется» ликвидность. Инструмент этот носит универсальный характер и его широкое применение. Подобные инструменты применяются в практике большинства центральных банков стран с развитой рыночной экономикой и могут быть отнесены к числу инструментов, выстроенных на основе универсальных (относительно национальных рынков) финансовых технологий. /3, с.143/

     В своем развитии российский рынок  операций РЕПО до сентября 2008 года успел  пройти два этапа.
     Первый  характеризовался применением в  основном локальных практик и  использованием в большинстве случаев  государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) в качестве предметов сделок. Сделки носили спонтанный характер и проводились  на межбанковском рынке, минуя организаторов  торговли (биржу). Практики бухгалтерского учета операций РЕПО также были крайне несовершенны. Риск пересмотра финансового  результата вследствие переквалификации сделок был велик. Это не могло  не отражаться на стоимости заимствований  в ходе РЕПО и доступности ресурсов, задействованных в сделках.
     На  первоначальном этапе (до августа 1998 года) в роли кредиторов коммерческих банков - первичных дилеров ГКО-ОФЗ - выступали  Банк России и крупные иностранные  банки. В этот период Банк России не использовал в повседневной практике инструменты дисконтирования ценных бумаг, участвующих в сделках, и  их переоценки в зависимости от состояния  рынка. В отличие от Банка России, иностранные банки, имевшие гораздо  больший опыт, практически всегда при заключении сделок с российскими  контрагентами использовали зарубежные практики, включающие применение механизмов дисконтирования, переоценки  и др. в обязательном порядке. В итоге имущественные потери иностранных участников оказались несравненно ниже, чем у российских.
     В результате кризис 1998 года выявил ошибки  практик проведения операций РЕПО, и у всех участников рынка появилось  понимание необходимости интеграции российских обычаев делового оборота, в частности, применяемых при  операциях РЕПО, в мировую практику проведения аналогичных сделок. Несмотря на то, что после августовских событий 1998 года у Банка России в качестве обеспечения по сделкам РЕПО остались государственные ценные бумаги, их портфель резко обесценился, а отсутствие правовых механизмов и рыночных практик  дисконтирования и переоценки активов  по сделкам только усугубило ситуацию. По нашему мнению, это во многом затруднило продолжение рефинансирования Банком России коммерческих банков по действовавшим  схемам.
     В качестве подтверждения высказанного тезиса приведем следующие цифры:
     

     Рис. 2.1 Общий объем заключенных сделок РЕПО в период с 1997 по 1998 год 

     В 1997 году на ММВБ общая сумма сделок РЕПО составила 137 374,1 млрд. руб. Объектом всех сделок были ГКО-ОФЗ. В следующем, 1998 году этот же показатель составил всего 122,73 млрд. руб. (micex.ru). Операций РЕПО с иными инструментами на бирже не проводилось.
     Началом второго периода в развитии рынка  РЕПО в России можно считать 2000 год. В отличие от предыдущего, в этот период стали активно развиваться  операции биржевого РЕПО, а также  восстанавливаться рынок РЕПО с  банками-нерезидентами. Наученные горьким  опытом кризиса 1998 года, участники рынка  в первую очередь обратились к  инструментам, обеспечивающим максимальную надежность и транспарентность сделок рефинансирования банковской системы. Таким инструментом оказались операции РЕПО, при условии проведения сделок, составляющих их основу, через организатора торговли. В нашем случае этой площадкой  оказалась ММВБ, которая максимально  удовлетворяла требованиям, как  участников рынка, так и Банка  России.
     
 

     Рис. 2.2 Оборот РЕПО по всем видам финансовых инструментов и по сегменту РЕПО с ГКО-ОФЗ с 2002-2006 год
     В период с 2002 по 2006 год оборот РЕПО со всеми видами финансовых инструментов вырос со 104,56 млрд. руб. до 9745,42 млрд. руб. - более чем в 90 раз. При этом по сегменту РЕПО с ГКО-ОФЗ оборот вырос с 28,38 млрд. руб. до 2497,14 млрд. руб.
     С сентября 2008 года российский рынок РЕПО открыл, по моему мнению, новую страницу в своей истории. Я хочу сделать попытку проанализировать ситуацию, сложившуюся в этом сегменте финансового рынка в условиях глобального финансового кризиса и последовавшей за ним стагнации. /5, с. 175/ 

2.1. Сущность и значение  операций РЕПО  

     Под операцией РЕПО понимаются две заключаемые  одновременно взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг того же выпуска в том же количестве, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим  договором (договорами). (НК РФ часть 2 №117-ФЗ ст. 282).
     РЕПО  в самом простом варианте состоит  из нескольких сделок - купли и продажи. Дальнейшее совершенствование технологий РЕПО, выразившееся в необходимости переоценки ценных бумаг в течение срока РЕПО, возможной их замены на эквивалентные, расширение функций депозитариев и иное расширение функционала участников сделок влечет за собой только усложнение операций (с возможным увеличением числа участников) и соответственно добавляет количество сделок.
     Основные  признаки, в соответствии с которыми две сделки могут быть квалифицированы  как операция РЕПО. К ним относятся:
     1. Неизменность ставки, установленной договором. При этом количество ценных бумаг и цена их реализации могут быть изменены до даты исполнения второй части РЕПО.
     2. Проведение операции РЕПО как непосредственно между сторонами операции РЕПО, так и через организатора торговли.
     3. Определение «первой» и «второй» частей РЕПО в зависимости от времени заключения сделки. Первая по времени исполнения сделка признается первой частью РЕПО, а вторая сделка - второй частью РЕПО.
     4. Условие возникновения обязательств у участников по второй части РЕПО - исполнение первой части РЕПО.
     5. Ограниченный срок РЕПО. Срок между датами исполнения первой и второй частей РЕПО, установленный договором, не должен превышать один год.
     6. Определение «взаимосвязанности» сделок, составляющих вместе РЕПО. Сделки по реализации ценных бумаг признаются взаимосвязанными, если продавец ценных бумаг (далее - продавец) по первой сделке является покупателем ценных бумаг (далее - покупатель) по второй сделке, а покупатель по первой сделке является продавцом по второй сделке.
     7. Датами исполнения первой и второй частей РЕПО считаются предусмотренные договором даты исполнения участниками операции РЕПО своих обязательств по первой и второй частям РЕПО соответственно. /5, с. 95/
     Экономическая сущность операций РЕПО определяется как кредитование деньгами. В этом случае обеспечением служат продаваемые ценные бумаги (прямое РЕПО), либо ценными бумагами, где своеобразным «обеспечением» служат деньги (обратное РЕПО). Операции РЕПО представляют собой комплекс нескольких сделок, причем, не только купли-продажи ценных бумаг. Одновременно участники сделок принимают на себя обязательства кредитного характера, хотя относительно объектов сделок (ценных бумаг) происходит переход права собственности от одного участника сделки к другому. Необходимо напомнить, что в силу специфичности объекта сделок обязательства возникают не только у их непосредственных участников, продавца ценных бумаг и их покупателей/заемщиков и кредитора соответственно, если речь идет о кредитовании ценными бумагами, и наоборот, если мы ведем речь о кредитовании деньгами, но и у депозитариев, ведущих учет прав собственности на участвующие в сделках активы, а также у организатора торговли, группы ММВБ, в случае биржевого РЕПО.
     Многолетняя практика применения РЕПО в повседневной деятельности финансовых институтов показала, что одними из основных рисков, сопутствующих  проведению операций РЕПО, являются риски  правовые, связанные с потенциальной  возможностью реквалификации сделки налоговыми органами, либо иными проверяющими, уполномоченными на то регуляторами финансового рынка, с соответствующим изменением финансового результата. Масштаб этой проблемы и последствия имеют значение для всех участников рынка, так как объем операций РЕПО только на ММВБ составляет ежедневно миллиарды рублей, а по состоянию на 01.04.2009 задолженность коммерческих банков перед Банком России по операциям прямого РЕПО составила 288 млрд. руб. /11/ 

2.2. Роль операций  РЕПО в минимизации  отрицательного воздействия  кризиса 

     В условиях финансового кризиса, который  «догнал» российский рынок в середине сентября 2008 года, значение операций РЕПО как основного инструмента «поставки» ликвидности в падающую банковскую систему возросло. При этом основным, а в некоторые периоды и единственным источником ликвидности с сентября 2008 года стал Банк России. Доказательством тому служат данные ММВБ об объеме операций РЕПО с акциями в сентябре-октябре прошлого года.
     В 2009 году финансовые институты в значительной степени адаптировались к экономической  ситуации и высокой волатильности  рынка финансовых инструментов. В  этот же период итоги аукционов прямого  РЕПО Банка России также подтверждают гипотезу о том, что государство, в лице ЦБ РФ, остается для банковской системы основным источником ликвидности. Интересно проанализировать динамику объемов сделок прямого РЕПО Банка России с рынком в этот период.  

 

     Рис. 2.3 Общий объем заключенных сделок ЦБ РФ с 12.01.2009 по 22.05.2009 понедельно
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.