На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рентабельность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
      Размер  прибыли не позволяет иметь достаточного суждения об эффективности работы предприятия. Для этого можно сопоставить  не только прибыль, но и те производственные средства, с помощью которых она  получается. Для этого используется рентабельность.  [21;206]
     Исторически при всех способах производства безотносительно  к формам собственности производителя  интересует соотношение между затратами  и результатами своей деятельности. Сущность проблемы повышения рентабельности производства состоит в увеличении в процессе использования имеющихся ресурсов экономических результатов на каждую единицу затрат.
            Необходимость исследования такой  категории как рентабельность  обуславливается потребностью и  теории, и хозяйственной практики. В экономической науке до сих пор существует определенный стереотип, согласно которому рентабельность причисляется к локальной категории, что не позволяет использовать эту категорию в масштабе всего общественного воспроизводства. Рентабельность занимает важное место в системе экономических категорий. Так, например, она является непременным условием индивидуального расширенного воспроизводства и воспроизводства в масштабе всего общества.
           Для общего анализа рентабельности  производства и финансового состояния  предприятия используются различные методы и показатели. Прежде всего, это система показателей рентабельности характеризующих эффективность использования тех или иных ресурсов, их отдачу, и отражающих рыночную активность предприятия, его инвестиционную привлекательность, система показателей платежеспособной и финансовой устойчивости предприятия.
     Система показателей рентабельности предприятия, при её аналитическом исследовании позволяет сделать основополагающие выводы о финансовом состоянии предприятия. Финансовое состояние - важнейшая экономическая категория, отражающая структуру собственного и заёмного капитала и структуру его размещения между различными видами имущества, а также эффективность их использования, платёжеспособность, финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность предприятия и его способность к саморазвитию. Изменение финансового состояния за ряд лет позволяет оценить профессиональные и деловые качества его руководителей и специалистов. На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
     В современных условиях правильное определение  реального финансового состояния  предприятия имеет большое значение не только для самого предприятия, его  акционеров, но и для возможных  инвесторов.
     [13; 291]
     Актуальность  темы настоящей курсовой работы определяется еще рядом причин.
     Во-первых, осуществление в России рыночных реформ привело к тому, что рентабельность промышленных предприятий не только не возросла, но и ощутимо снизилась. Важно в этой связи понять, почему происходит такое снижение, какие  средства следует использовать для того, чтобы ее стабилизировать и даже повысить? Ответить на эти вопросы невозможно без уточнения понятия рентабельность, форм ее проявления, способов расчета, факторов, влияющих на ее величину.
     Во-вторых, становление социально ориентированной рыночной экономики сопровождается усилением конкуренции между промышленными предприятиями. В этих условиях могут сохранить и укрепить свои позиции только те хозяйственные структуры, которые стремятся к повышению эффективности хозяйствования. Отсюда задача выявления путей повышения прибыльности становиться актуальной не только в теоретическом плане, но и с целью улучшения хозяйственной практики.
            Целью курсовой работы является  рассмотрение со всех сторон  понятия рентабельности, разработка предложений по увеличению показателей рентабельности.
     В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие  задачи:
     - обобщить представления о рентабельности, которые существуют в экономической  литературе;
     - разработать такую дефиницию, которая наиболее точно отражала бы особенности ее содержания как экономической категории;
     - определить особенности форм  ее проявления по мере использования  в хозяйственной практике;
     - доказать, что повышение рентабельности  является необходимым условием, обеспечивающим реализацию интересов всех субъектов, представленных в экономике;
     - указать на особенности подсчета  показателей рентабельности в  хозяйственной практике и предложить  рекомендации по их улучшению; 
     - дать характеристику современного механизма повышения рентабельности производства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Экономическое содержание рентабельности предприятия
      Понятие рентабельности
   Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) – это доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. [4;473]
   Рентабельным  считается предприятие, которое  приносит прибыль. Уровень рентабельности предприятия определяют как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала ( ) и оборотных средств ( ), %:
        [21;206]
   Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
   Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.
   Каждое  предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную  деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.
   Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении  эффективности производства или  торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:
    отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
    отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.
     Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность  затрат по прибыли, полученной после  реализации.
    Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.
      Значимость  коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.
      Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового  положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев -  это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Виды  рентабельности
 
     Рентабельность  производства характеризуется системой показателей.            Народнохозяйственная рентабельность определяется как отношение всей суммы денежных накоплений (прибыли и налога с оборота) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств или к полной себестоимости продукции.
         Хозрасчетная рентабельность, используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
     Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий,  тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.
     Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле
     
где     Р — уровень рентабельности, %;
П — прибыль;
—среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
 — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
     Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.
     Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью  производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.
     Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.
     При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности г. изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле
       

где Р — уровень рентабельности, %;
    О — оптовая цена предприятия на изделие;
  С — полная себестоимость изделия.
     Показатель  рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.
     В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула
       

    где — расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат;
— производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;

— норматив рентабельности к производственным фондам;
С-М - себестоимость  товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.
     Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.
  При определении норматива расчетной  рентабельности к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и энергия на технологические цели».
    При формировании цен на промышленную  продукцию может использоваться  рентабельность отдельных изделий,  которая рассчитывается как отношение  прибыли к себестоимости. [4;473]
  Основные  пути роста рентабельности производства — развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Система показателей  рентабельности.
     Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.  Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса,    рыночного обмена.
  Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют доя оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. [11;408]
  Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы
  1) показатели рентабельности капитала  (активов),
  2) показатели рентабельности продукции;
  3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
  Первая  группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли  к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными  являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал  

    

  Несовпадение  уровней и рентабельности по этим показателям
  характеризует степень  использования    предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и  других заемных средств,
  Данные  показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов  (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей  - доходность акции и т.д.
  Каждый  из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным  зависимостям Рассмотрим   следующую очевидную зависимость: 

    

  Эта формула раскрывает связь между  рентабельностью  всех активов. рентабельностью  реализации и оборачиваемостью активов  Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
  Рассмотрим  еще одну факторную модель рентабельности. 

    

  как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного  и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости.  следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
  Вторая  группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности   по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например, 

   Данные показатели характеризуют  прибыльность продукции базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации 

   ;
   ;
  или
   ;
   ;
   , 

  где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
   - реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
   - себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
   - изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. 

  Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок) 

    

  Соответственно  влияние изменения себестоимости  составит
  
  Сумма факторных отклонений дает общее  изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
    

  Третья  группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и  второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
   ЧПДС - чистый приток денежных средств 

    

  Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия  расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия. 
 

Таблица 1
Показатели  рентабельности [14;414] 

Показатели  рентабельности Формулы расчёта Назначение
Рентабельность  отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия. Служит основанием для установления цены.
Рентабельность  реализации (продаж)
Показывает, какой  процент прибыли получает предприятие  с каждого рубля реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции.
Рентабельность  активов (капитала) 
Рентабельность  текущих активов 

Рентабельность  чистых активов


Эти комплексные  показатели характеризуют отдачу, которая  приходится на 1 руб. соответствующих активов. Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств
Рентабельность  собственного капитала   Характеризует прибыль, которая приходится на 1 руб. собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов
 
 
 
  Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции, фондоёмкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств. [4;473]
  Значимость  коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом не только работников торговой организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.
     Налоговому  органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:
     – балансовая прибыль;
     – рентабельность активов = балансовая прибыль  в % к стоимости активов
     – рентабельность реализации = балансовая прибыль в % к выручке от реализации;
     – балансовая прибыль на 1 рубль средство на оплату труда. [1]
     Исходя  из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление  платежей в бюджет на перспективу. [7]
  Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирования их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой тактики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.
  Собственников показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе  общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес  к данной организации других  потенциальных акционеров, цена акции в этом случае тоже возрастает. У организации появляется возможность не только для дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес к вложениям в данную организацию падает.
  Кредиторов  и заемщиков денежных средств  уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижение риска не возврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Анализ рентабельности предприятия
   2.1 Анализ рентабельности  предприятия
  Показатели  рентабельности и эффективности  использования имущества характеризуют  прибыльность деятельности предприятия  и рассчитывается как отношение  полученной прибыли к различным  видам или статьям затрат.
  Это важнейшая группа показателей, так  как результаты их анализа позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.
  Рентабельность оборота (продаж), характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке.
  
  Рис 1. Рентабельность реализации (продаж) [14;415]
  Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.        -   
     Рентабельность  продаж и отдельного вида продукции  подвержена влиянию факторов, изображенных на следующем рисунке, поэтому изменяя эти факторы, предприятие может управлять рентабельностью продукции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.