На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Условия эффективности управленческого решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………...…3
    Сущность и виды управленческих решений………………………………….4
     1.1.Организационные и персональные решения……………………....…6
     1.2.Программируемые и непрограммируемые решения……………..….7
     1.3.Компромиссные управленческие решения………………………...…8
     1.4.Операционные и стратегические решения…………………………...9
     1.5.Исследовательские и кризисно-интуитивные решения………….....10
    1.6.Решение по выбору возможностей в противовес
      проблемно-разрешающему решению……………………...……………10
2.Классификация управленческих решений……………………………….…..12
     2.1.Классификационные группы управленческих решений…………...12
3.Условия эффективности управленческого решения……………………...…16
    3.1.Основные условия обеспечения высокого
    качества  и эффективности управленческого  решения…………………16
Заключение…………………………………………………………………...…..19
Список  литературы………………………………………………………………20 
 
 

 

     
     ВВЕДЕНИЕ 

     Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
     Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт  управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия. Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам.
       Основной  задачей данной контрольной работы является рассмотрение классифицированных групп и видов управленческих решений.
       В настоящее время процесс принятие управленческих решений очень актуален. От грамотно поставленного решения  во многом зависит его дальнейшее реализация на практике. От руководителя, который четко формулирует конкретное управленческое решение зависит дальнейший рост организации. 

 

     
    1.СУЩНОСТЬ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 

     По  уровню управления различают решения, принимаемые на уровне: заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора; министра. По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и частные (локальные).
     Общие решения затрагивают систему  в целом, например решения о приватизации предприятий торговли.
     Частные (локальные) решения касаются отдельных текущих вопросов работы производственной системы, например выявления и устранения причин невыполнения заданий по объему товарооборота секцией мага­зина.
     По  содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные решения. Примеры: научно-техническое решение — установка нового оборудования на предприятии; экономическое — премирование  работника; организационное — создание новой секции в  магазине.
     По  характеру принято различать следующие решения:
     Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне секции, отдела.
     Они затрагивают различные стороны  работы секции, отдела.
     Хозяйственно-руководящие  решения принимаются на уровне директора  предприятия или министра. Они охватывают различные стороны деятельности предприятия или отрасли. Нормативные решения принимают центральные органы управления (Верховный Совет Российской Федерации или СМ республики).
     По  форме подготовки и принятия различают  единоличные, коллегиальные и коллективные решения.
     Единоличные решения принимает руководитель предприятия, подразделения.
     Коллегиальные решения обычно подготавливает и  принимает группа специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различные мнения при обосновании решений. Коллективные решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании), они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, решение о распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).
     По  частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стандартные  и творческие решения.
     Стандартные решения принимают в повторяющихся  ситуациях, когда изменяются лишь количественные параметры (например, решение о приемке партии товаров). Необходимость принятия стандартных решений возникает часто, поэтому целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть форма­лизована, а следовательно, механизирована и автоматизирована.
     Творческие  решения возникают в неординарных ситуациях и требуют творческого подхода (например, решение о расширении ассортимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творческих решений пред­шествуют анализ ситуации, привлечение материалов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т. п. При принятии таких решений проявляются специальные знания, опыт и даже интуиция менеджера. В зависимости от степени полноты и достоверности информации различаются детерминированные и вероятностные решения. Детерминированные решения принимают при наличии полной и достоверной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.
     Вероятностные решения приходится принимать в  условиях недостаточной и неполной информации. Такие решения часто приходится принимать в торговле, что обусловлено колебаниями спроса, предложения и цен. Для обоснования таких решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение жюри, теория игр и др. 

     1.1. Организационные и персональные решения.
     Решение – выбор альтернативы.
     Принятие  решений - это интегрированная часть  управления организации любого рода.
     Организационные решения – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить  обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Целью организационного решения является обеспечение достижения поставленных перед организацией задач. Организационные решения можно  классифицировать как запрограммированные  и незапрограммированные решения.
     Персональные  решения, с другой стороны, принимаются  им как частным лицом. Организационные  решения часто программируемы в  том смысле, что они могут быть переданы подчиненным. Персональные решения, по определению, не могут быть переданы другим. Например, менеджер, увольняющий  рабочего из-за долгого отсутствия на работе, принимает организационное  решение. Но если он увольняет того же рабочего, чтобы поставить на его места своего брата, то это  решение основано на личных, а не общественных причинах. Это можно  назвать персональным решением. Разница  между организационным и персональным решением помогает определить взаимодействие между субъективными человеческими  факторами (гнев, обида, личные интересы служащего) и объективными организационными целями и нуждами (соответствием  на рабочих местах, производственной конкуренцией). Различие помогает менеджеру  обратить внимание на главный вопрос, стоящий за принятием решения, принято  ли решение в интересах организации  или в его собственных интересах?
     Решения, принимаемые руководителем для  выполнения обязанностей, обусловленных  занимаемой должностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и незапрограммированные. 

     1.2. Программируемые и непрограммируемые решения.
     Все решения делятся на две группы: программируемые и непрограммируемые.
     Запрограммированные решения - результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предприняли при  решении математических уравнений. Как правило, число возможных  альтернатив ограничено, и выбор  должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
     Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новые, внутренне неструктурированны или  сопряжены с неизвестными фактами. К числу незапрограммированных  решений можно отнести решения  типа:
    какими должны быть цели организации?
    как улучшить продукцию?
     Запрограммированным решением называют решение, принятое как  результат реализации определенной последовательности действий или шагов, подобных тем, что принимаются при  решении математического уравнения. Как правило, число возможных  альтернатив ограничено, и выбор  должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
     Незапрограммированные решения – решения, принимаемые  в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы  или сопряжены с неизвестными факторами.
     Очень редко решения, принимаемые руководителем, могут рассматриваться как запрограммированные  или незапрограммированные в  чистом виде. Даже самое структурированное  решение подразумевает некоторую  личную инициативу лица, принимающего решение, а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений.
     Необходимо  отметить, что любое решение не может иметь чисто положительных  результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому  любое организационное решение  – это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор  между неизбежными отрицательными моментами. Причем на хорошего руководителя существование отрицательных элементов  в любом решении не должно оказывать  психологического влияния, то есть помешать руководителям и в дальнейшем принимать решения. 

     1.3. Компромиссные управленческие решения
     Эффективно  работающий руководитель понимает и  принимает как факт то, что выбранная  им альтернатива может иметь недостатки, возможно значительные. Он принимает  данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется намного желательным с точки зрения конечного эффекта.
     Категории программируемого и непрограммируемого решения не исключают друг друга. Подчас грань между ними стирается, и мы можем найти решение, стоящее между абсолютно программируемым и совершенно непрограммируемым решениями. В случае с оператором обычная просьба об увеличении зарплаты, которая, казалось бы, предполагает программируемое решение, вносит ясность в двусмысленность политики относительно зарплаты в компании. Если эта политика заключается конкретно в том, что представляет собой подсчет общего рабочего времени, то решение будет программируемым. Но так как в данном случае налицо двусмысленность, то необходимо непрограммируемое решение.
     Ясно, что в интересах менеджера  избегать непрограммируемых решений  в вопросах о зарплате. Практический урок, который может быть извлечен из этого примера, состоит в том, чтобы общая программа, на которой строятся программируемые решения, должна быть абсолютно четкой и ясной. Пробелы, существующие в программе, должны быть выявлены и освещены. В данном примере, менеджеры должны были бы решить вопрос еще до того, как возникла спорная ситуация. Это избавило бы фирму от непрограммируемого решения.
     Определение различных видов решений имеет  важное практическое значение. Определение  категории решения предполагает направление действия и помогает менеджеру сформулировать и проанализировать мотивы этого решения. Типы решений  раскрываются ниже и даны как противопоставление друг другу. Первый тип - программируемое  решение. Второй - непрограммируемое. 

     1.4. Операционные и стратегические решения.
     Разница между этими двумя типами решений  отражает диапазон процесса принятия решений.
     Операционные  решения принимаются на среднем  или низком уровне управления. Они  в основном являются частью краткосрочных  планов. Например, менеджер, который  принимает служащего на работу, действует, руководствуясь политикой или планом компании. Этот вид решения является программируемым.
     Стратегические  решения принимаются в связи  с возникающими сложными проблемами и часто связаны с такими макроэкономическими  переменами, как состояние экономики, конкуренция, переговоры с профсоюзами. Решение упомянуть в своей  рекламе конкурирующую фирму  в специфической форме является стратегическим (как делал Берджер Кинг, посмеиваясь над украшениями на гамбургерах Макдональдса).
     В различных организациях различные решение могут приниматься как одним человеком, так и коллегиально. Это зависит от уровня решения, от структуры организации, уровня делегирования полномочий. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение. 

     1.5. Исследовательские и кризисно-интуитивные решения.
     Различие  между этими решениями отражает степень срочности в процессе принятия решения. Исследовательское  решение - решение, принимаемое в  условиях достаточного количества времени. Для примера, скажем, менеджер Procter & Gamble компании хочет определить, кто будет покупать отбеливающую зубную пасту Blend-a-med трехмерное отбеливание. Решение использовать опрос для определения природы рынка будет исследовательским.
     Интуитивное решение - выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный. Лицо, принимающее решение не нуждается  в понимании ситуации, человек  просто делает выбор.
     Кризисно-интуитивное  решение - это спонтанное решение, принимаемое  в ответ на конкретную опасность. Например, менеджеры компании по производству алюминиевых конструкций могут  внезапно решить временно увеличить  производство продукции из-за опустошительного смерча в каком-либо регионе. В этом случае решение принималось бы быстро, так как в связи с массовой перестройкой предполагалось бы краткосрочное  увеличение спроса на их продукцию. Предостережение, кризисно-интуитивное решение часто  содержит элемент эмоций, который  либо может быть оправдан логикой, либо нет. А решение, принятое по интуиции менеджера, может и не быть хорошим. 
 

     1.6. Решение по выбору возможностей в противовес проблемно-разрешающему решению.
     Различие  между этими решениями отражает степень предусмотрительности при  принятии решения. Решение по выбору возможностей - это решение, принимаемое менеджером, который ищет пути получения фирмой прибыли. Решение перейти в новую сферу производства продукции, когда компания уже получает хорошие доходы от своих нынешних продуктов, является решением по выбору возможностей. Во многих случаях, когда компания решила разнообразить продукцию, внедряясь в новые сферы, менеджеры принимают такие решения.
     Проблемно-разрешающие  решения, с другой стороны, - это решения, принимаемые в ответ на конкретные проблемы. Например, авария на сборочной  линии есть конкретная проблема, которую  необходимо решить. Это пример проблемно-разрешающего решения.
     Разбить решения по видам не простое академическое  задание. Оно имеет важную практическую ценность.
     Определяя одни решения как исследовательские, а другие как кризисные, менеджеры  могут сравнить ряд кризисных  решений с рядом исследовательских.
     Менеджеры должны планировать вперед сокращение случайных и кризисных решений  и уделять больше времени исследовательским  решениям, сокращая количество кризисных  решений. Широкий ряд кризисных  решений принимается в относительно короткий период времени, что может  свидетельствовать о том, что  менеджер погряз в авралах, что его  фирма не руководствуется более  хорошо продуманным долгосрочным планом. В этом случае нужно значительно  улучшить процесс принятия решений. 
 

 

     
     2.КЛАССИФИКАЦИЯ  УПРАЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
     2.1. Классификационные  группы управленческих  решений 

     Управленческое  решение выступает связующим  звеном между группами функций, отражающих разные аспекты воздействия: процессов  управления и процессов производства; управляющей и управляемой частей социально-экономической системы; активизацию  совместной деятельности персонала  по достижению общей цели  в результате реализации основных функций менеджмента. Этим и объясняется  многообразие управленческих решений, которые можно  классифицировать по следующим признакам:
    по функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;
    по организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;
    по причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;
    по повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);
    по масштабам воздействия: общие и частные;
    по прогнозируемым результатам: c определенным результатом, с вероятностным исходом;
    по характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;
    по методам переработки информации: алгоритмические, эвристические;
    по числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;
    по направлению воздействия: внутренние и внешние;
    по глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;
    по ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;
    по способу фиксации: письменные и устные.
     В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице: 

Классификационный признак
Группы Управленческих  решений
Степень повторяемости проблемы
Традиционные Нетипичные
Значимость  цели Стратегические  Тактические
Сфера воздействия Глобальные Локальные
Длительность  реализации Долгосрочные Краткосрочные
Прогнозируемые  последствия решения Корректируемые Некорректируемые
Метод разработки решения Формализованные Неформализованные
Количество  критериев выбора Однокритериальные Многокритериальные
Форма принятия Единоличные Коллегиальные
Способ  фиксации решения Документированные Недокументированные
Характер  использованной информации Детерминированные Вероятностные
     Таблица 1. Классификация управленческих решений 

     Степень повторяемости проблемы. В зависимости  от повторяемости проблемы, требующей  решения, все управленческие решения  можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся  альтернатив, и нетипичные, нестандартные  решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
     Значимость  цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения  могут быть стратегическими или  тактическими.
     Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
     Длительность  реализации. Реализация решения может  потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием  решения и завершением его  реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В  то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
     Прогнозируемые  последствия решения. Большинство  управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
     Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому  алгоритму. Другими словами, формализованное  решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Например, при составлении  графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого  соотношения между количеством  оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь  пять ремонтников. Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.
     Формализация  принятия решений повышает эффективность  управления в результате снижения вероятности  ошибки и экономии времени: не нужно  заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая  ситуация. Поэтому руководство организаций  часто формализует решения для  определённых, регулярно повторяющихся  ситуаций, разрабатывая соответствующие  правила, инструкции и нормативы.
     В то же время в процессе управления организациями часто встречаются  новые, нетипичные ситуации и нестандартные  проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую  роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
     Таким образом, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы, используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.
 

     
3.УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
     3.1. Основные условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения 

     К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
    применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
    изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
    обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;
    применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
    структуризация проблемы и построение дерева целей;
    обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
    обеспечение многовариантности решений;
    правовая обоснованность принимаемого решения;
    автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
    разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
    наличие механизма реализации решения.
     Альтернативные  варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид  по следующим факторам:
    фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций);
    фактор качества объекта;
    фактор масштаба (объема) производства объекта;
    фактор освоенности объекта в производстве;
    метод получения информации для принятия управленческого решения;
    условия применения (эксплуатации) объекта;
    фактор инфляции;
    фактор риска и неопределенности.
     Сопоставимость  альтернативных вариантов по перечисленным  восьми факторам обеспечивается, как  правило, при обосновании технических, организационных или экономических  мероприятий, направленных на улучшение  частных показателей целевой  подсистемы системы менеджмента (показателей  качества и ресурсоемкости продукции, организационно-технического уровня производства, уровня социального развития коллектива, проблем экологии), а также развитие обеспечивающей, управляемой или  управляющей подсистем, улучшение  связей с внешней средой системы.
     В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения  могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера или  лица, принимающего решение, заключается  в проведении комплексного анализа  конкретных ситуаций с целью обеспечения  сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем меньше учтенных факторов, тем меньше точность прогноза эффективности  инвестиций.
     Основные  правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого  решения:
    количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;
    в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант решения. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;
    формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;
    для сокращения времени, повышения качества решения и снижения затрат рекомендуется шире применять методы кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.