На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление затратами на обеспечение качества продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕЕНЫЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БГУ» 

Кафедра управления финансами и недвижимостью 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему: Управление затратами на обеспечение качества продукции

Студентка 3 курса ГИУСТ БГУ

специальность «
»   
 
 

Научный руководитель
преподаватель                                               _______________  
 
 
 
 
 
 

Минск 2011 

    РЕФЕРАТ 

    Курсовая  работа объемом 46 с., в том числе 1 ил., 1 табл., 18 библиограф. 
 

    Ключевые  слова:   КАЧЕСТВО, ЗАТРАТЫ, ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА, УЧЕТ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА, СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ. 
 

    Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
    Объектом  исследования являются изучение затрат на обеспечение качества продукции.
    Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических вопросов по управлению затратами на обеспечение качества продукции.
    В процессе работы выполнены следующие  исследования: рассмотрено понятие качества и затрат на качество продукции, классификация затрат, методы управление затратами.
    Результатами  исследования являются следующие выводы: обеспечение качества  продукции неразрывно связано с затратами.  Эти затраты образуются  на  всех  этапах  и стадиях жизненного  цикла  изделия  от планирования  разработки  продукции  до  ее  реализации  и  последующего реализационного обслуживания. Умело организованный анализ затрат на качество может стать источником значительной экономии для предприятия, а также может повысить имидж предприятия в глазах потенциальных клиентов.
    Приведенный в курсовой работе материал объективно отражает сущность понятия качества и затрат на его обеспечение, особенности управления затратами на качество продукции, все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            
    ГЛАВА 1 КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ЗАТРАТЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭТО КАЧЕСТВО             6
      Понятие качества продукции                6
      Понятие  затрат на качество продукции            11
    ГЛАВА 2  ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ                     21
         Виды затрат на качество и управление ими
        Учет и методы анализа затрат на качество продукции            24
    ГЛАВА 3  ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ          29
    3.1 Управление качеством в строительной отрасли                                  29
    3.2 Управление затратами на обеспечение качества в строительной отрасли                                                                                                                   34
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           41                                       
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ                            46                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    В жизни мы часто употребляем понятие «качество»: деловые качества, качество продукции, услуг, труда, качество жизни и др.
    Значительное  влияние на качество образа жизни  оказывает материальная среда –  качество товаров и услуг. Поэтому  проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для  получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.
    Товары, которые обладают соответствующей  прибыльностью, должны находить постоянный сбыт. Покупая товары, потребитель оплачивает их  стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что они ему понравились. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство в обращении, срок службы, технические характеристики, условия гарантийного обслуживания – решающие моменты при определении их цены, то потребитель оплачиваем покупку в соответствии с фактором «возлагаемых надежд» или «степенью полезности товара». Таким образом, необходимыми условиями определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и его цена.
    Никакие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если ее продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.
    Раньше  на отечественных предприятиях проблеме оценки и учета затрат на качество не уделялось должного внимания. Поскольку  с переходом к рыночным отношениям информации о затратах на качество предназначается одна из ключевых ролей не только в принятии решений в области управления качеством, но и выработке всей стратегии поведения предприятия, особо важное значение приобретает ее учет и анализ.
    Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
    Объектом  исследования являются затраты на обеспечение качества продукции.
    Предметом исследования – совокупность теоретических  и методологических вопросов по управлению затратами на обеспечение качества продукции.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Рассмотреть теоретические аспекты понятия качества и затрат;
    Изучить методы учета и анализа затрат на обеспечение качества продукции;
    Рассмотреть возможности управления качеством в строительной отрасли.
    При написании данной курсовой работы использовались учебная и научная литература, электронные ресурсы, интернет-источники, как наиболее доступные, лаконичные, понятные.
    Следует отметить, что в ходе работы изучались  научные статьи специалистов в строительной отрасли, электронные учебники для высших учебных заведений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1
КАЧЕСТВО  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ. ЗАТРАТЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО
          
      Понятие качества продукции
 
    Проблема  качества продукции носит в современном мире универсальный характер. Качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.
    От  того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни страны. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой – это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
    Качество  товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при  совершении покупки, и, следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.
    Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и  услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
    В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных –  уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно вышло на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
    Новейший  подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим – снижения издержек производства.
    Качество  – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
    Качество  – это совокупность свойств и  характеристик продукции, которые  придают ей способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности. Являясь продуктом  труда, качество товара –  категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительской стоимостью [11].
    Потребительная  стоимость характеризует способность  вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость  может в различной степени  удовлетворять потребность. Поэтому качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.
    Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.
    Само  понятие «качество» – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
    Существует  большое разнообразие определений  понятия «качество», а также его восприятий. Например, субъективное понятие и восприятие качества может представлять собой степень удовлетворения потребности. Мнение о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств обнаружения характеристик объекта и т. д.
    Понятие «качество» впервые было изучено  Аристотелем в III в. до н. э. Он определял качество как различие между предметами или дифференциацию по признаку «хороший – плохой». Гегель определял качество как тождественную с бытием определенность, следовательно, нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество [7].
    В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия «качество». Однако основное определение понятия «качество» дала международная организация по стандартизации. Она определила качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества, что дало толчок возникновению самостоятельного направление менеджмента – менеджмент качества. На сегодняшний день ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (Total Quality Management) – всеобщим менеджментом качества.
    Стандарты ИСО серии 9000 – это набор требований по обеспечению управления качеством  продукции и услуг. Они описывают  базовые принципы построения работы предприятия, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к предприятию в целом. Можно сказать что, стандарты ИСО серии 9000 представляют собой общие требования к такому построению системы учета и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу всего предприятия в соответствии с требованиями системы качества.
    Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами можно сказать, что стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рисунок 1.1) [16]. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1.1 – Пирамида качества 

    Характеризуя данный рисунок можно сказать, что наверху пирамиды находится TQM – всеобщий менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений и систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции. Это и контроль качества технологических процессов, и своевременное выявление брака. Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.
    Экономическое  содержание  категории  качества обуславливается  оценкой  общественной  полезности  продукта, мерой которой является  общественно необходимое качество. Оно предопределяет  достижение  такого  уровня  потребительских свойств  продукции,  который  обеспечил  бы  удовлетворение  потребностей общества  при  наиболее  рациональном  использовании  имеющихся  в  его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
    До  настоящего времени среди специалистов нет единства в определении понятия “качество  продукции”.  Как  правило,  эти  определения  неполны, многообразны, неточны,  но  в  каждом  случае  они  отвечают  конкретным потребностям общества.
    Известно, что для производства той или иной продукции, выполнения работы, оказания услуг, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.
    Формирование  качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Например, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создается основа производственной документации и опытный образец. Затем идет стадия конструктивно-технологических работ, на которой непосредственно подготавливают внедрение изделия в производство.
    Качество  работы, как уже отмечалось, непосредственно  связано с обеспечением функционирования фирмы. Это – качество руководства и управления, сюда входят планирование, анализ и контроль. А от качества планирования (разработки стратегии, системы планов т. п.) зависит достижение поставленных целей и качество фирмы.
    Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.). Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях же массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.
    С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация  производства, появились автоматические устройства для управления сложным  оборудованием и другими системами. Возникло такое понятие как «надежность». Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. И в связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.
    Если  говорить о качестве у производителя и потребителя то можно сказать, что эти понятия взаимосвязанные. Производитель должен уделять особое внимание качеству в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание.
    Как уже говорилось ранее, в литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики. В командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.
    Существует  теория, что качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.
    Идея  такого подхода к определению  качества продукции принадлежит голландскими ученым Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу. Ими разработана специальная область науки квалиметрия. Квалиметрия – это наука о способах измерения и квантификации показателей качества. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависти от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Необходимо учитывать и условия, в которых продукт будет использован. По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество – величина измеримая и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги.
    Вместе  с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя  и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества не может быть осуществлена сертификация продукции. 

      Понятие  затрат на качество продукции
 
    Глобализация  мировой экономики и жестокая конкуренция на внутренних и международных рынках вынуждают предприятия, стремящиеся выживать и развиваться, активно искать способы получения дополнительных конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность любого предприятия, независимо от его размеров,    организационно-правовой формы и сферы деятельности, зависит в первую очередь от качества продукции и услуг, а также соизмеримости цены с качеством, т.е. от того, в какой степени продукция или услуги предприятия отвечают требованиям потребителей. Организационным средством достижения целей в области увеличения показателей хозяйственной деятельности выступает система менеджмента качества.
    В связи с этим большое значение имеет величина затрат на создание качественного продукта и ее сравнение  с аналогичными затратами у конкурентов. В первую очередь, это возросший интерес к затратам на качество, как одной из основных составляющих конкурентоспособности. В этой связи производители ставят целью минимизацию затрат, связанных с созданием качественного продукта. Поэтому все большую важность приобретает управление затратами на качество. Развитие концепции Total Quality Management – TQM (Всеобщее управление качеством), внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 подчеркивают актуальность проблемы управления затратами на качество. Исследование вопросов классификации, планирования, анализа, оценки, оптимизации затрат на качество является экономически необходимым и важным, так как решение этих вопросов является одной из ключевых проблем современной науки об управлении качеством. Руководству отечественных предприятий необходимо четко понимать значимость управления затратами на качество, так как старые подходы и методы в управлении уже давно не отвечают требованиям времени. Соответственно, проблема затрат на качество должна стать одной из главных в деятельности предприятий по управлению качеством в сложившихся условиях рынка. 
    Благодаря опыту нескольких поколений специалистов, упорно пытавшихся совместить качество и деньги, разорвать порочный круг представлений о том, что обеспечение  высокого качества всегда требует больших денег. Теперь мы знаем, что можно непрерывно повышать качество при одновременном постоянном снижении затрат. Причем  при снижении не за счет уменьшения интересов заинтересованных сторон, а за счет непрерывного совершенствования всех аспектов деятельности организации. Это знание складывалось постепенно, по мере того, как появлялись различные точки зрения на то, что же понимать под затратами, связанными с качеством (или затратами на качество), и то, как они могут быть использованы.
    Прежде  всего определим что подразумевают  под собой затраты на обеспечение  качества. Затраты на обеспечение качества – совокупные издержки, обусловленные необходимостью достижения общественно необходимого качества продукции.
    Исторически первая классификация затрат на качество разделила их на четыре категории в зависимости от их совершаемых действий [18]:
    1) предотвращение брака;
    2) оценка уровня качества;
    3) исправление ошибок до отгрузки продукции потребителю;
    4) устранение последствий выявления брака в эксплуатации.
    При этом она обращает внимание, прежде всего на потери, которые несет организация вследствие несоответствующего уровня качества, что, безусловно, очень важно. Именно осознание величины  этих потерь дало толчок серьезным намерениям улучшить ситуацию. Однако признаки, используемые согласно данной классификации для обособления затрат на качество среди всех затрат компании в целом, и отнесении их в ту или иную категорию, – весьма неоднозначны.
          Декларированная в рамках данного подхода мысль о том, что качество должно повышаться при одновременном снижении себестоимости, незаметно сменилась другой –  «разумное качество по приемлемой цене».  Здравый смысл, подсказывающий, что надо рационально распределять и эффективно использовать ограниченные ресурсы (следовательно, достигать как можно большего эффекта в области качества с минимальными затратами на качество), привел к поиску еще одного компромисса, теперь уже между четырьмя направлениями действий. Результатом такой логики стало признание экологической оправданности определенного уровня брака.
       Другая точка зрения на затраты, связанные с качеством, принадлежит Филиппу Кросби, который предлагает делить их на затраты, обусловленные «правильными действиями с первого раза», т.е. затратами при условии отсутствия дефектов, и затратами на исправление ошибок. При этом подходе анализируются и разбиваются на две категории затраты всего жизненного цикла. Тем самым снимается неоднозначность отнесения затрат к той или иной категории, а высвечиваемые потери становятся масштабнее, поскольку многие из тех затрат, которые в этом случае рассматриваются как потери, ранее из поля зрения выпадали.
    Понятно, что в жизни все меняется. Рождаются  и умирают рынки, на которых в  силу глобализации конкуренция становится все более жестокой. Меняются цели бизнеса и его жизненные циклы. Появляются и расходуются ресурсы. Расширяются знания людей. Поэтому все время меняются представления о том, какие затраты есть затраты, связанные с качеством, и как его оценивать.
    На  сегодняшний день все более ясно проступают черты нового подхода. Этот подход получил название синтетического подхода, поскольку он включает в себя разумные идеи из обозначенных выше, взглядов на экономику качества. Суть этого подхода в том, что надо пытаться выстраивать систему сбора информации о деятельности компании, которая отразит все ее процессы и реальные потери, позволит найти объекты совершенствования, выявить слабые места и оценить возможные потери. Это в сою очередь поможет перейти от учета затрат к управлению затратами. Такой подход становится все более актуальным, поскольку на смену менеджменту качества приходит качество менеджмента. Происходит взаимное проникновение и взаимное обогащение всеобщего менеджмента на основе качества, управленческого учета и бережливого производства, и их различных «инструментов».
    На  сегодняшний день можно подвести некоторые итоги работ, проведенных  в области качества, и рассказать об извлеченных из них уроках.
    1. Для достижения успеха в повышении качества необходима лидирующая роль высших руководителей компании.
    2. Измерение затрат, связанных с качеством,  и обнародование этих данных сами по себе решают проблемы качества. Необходимо решить какие проекты способны решить эти проблемы, распределить ответственность за их реализацию, предусмотреть необходимые ресурсы для устранения причин ненадлежащего качества и предпринять другие, не менее важные действия.
    3. Необходимо расширить традиционные представления о затратах, связанные с качеством, под которыми обычно понимают только издержки компании, возникающие из-за несоответствия произведенной продукции установленным требованиям.
    4. Традиционная классификация затрат, связанных с качеством, обладает удивительной живучестью.
    Существует  такое мнение, что от качества продукции  зависит уровень удовлетворенности потребителей.  Однако следует понимать, что качество и себестоимость продукции представляют собой взаимодополняющие, а не противоречащие друг другу понятия. Это необходимо для того, чтобы усилия организации в области непрерывного повышения качества были эффективными. Высокое качество продукции ведет сокращение связанных с ним затрат, обеспечивает повышение производительности компании и в конечном счете позволяет расширить рынки сбыта продукции, увеличить объемы продаж и прибыльность компании.
    Если  вернуться к истории развития экономики качества, то среди первых  работ, посвященных так называемым «системам управления затратами, связанными с качеством», были: статья У. Дж. Массера The Quality Manager and Quality Costs – «Менеджер качества и цена качества»  (1957 г.); статья Гарольда Фримана How to Put Quality Costs to Use – «Как использовать понятие «затраты на качество»» (1960 г.) и пятая глава классической книги д-ра А.В. Фейгенбаума Total Quality Control – «Всеобщее управление качеством» (1961 г.). В этих работах была впервые введена хорошо известная теперь классификация затрат, связанных с качеством, содержащая три категории: предупреждение (prevention); оценка и контроль (appraisal) и дефекты (failure).
    Само понятие «экономика качества» внесло определенные противоречия в систему деловых и экономических ценностей, которыми оперируют менеджеры по качеству. Некоторые из них убеждены в том, что нет никакой самостоятельной «экономики качества», поскольку ни один экономист не станет игнорировать качество продукции. Присутствует и другая, альтернативная точка зрения, согласно которой достижение абсолютного качества представляется экономически невозможным. Менеджеры, придерживающиеся таких взглядов, считают себя свободными в принятии решений относительно допустимого уровня качества продукции или услуг и по собственному усмотрению обозначают этот уровень термином «приемлемое или достаточное качество». Принятие любого из этих крайних взглядов может создать определенные проблемы для менеджмента, но настоящая проблема возникает в тех случаях, когда менеджеры, работающие в одной команде, придерживаются различных точек зрения на проблемы качества. В этом случае можно с уверенностью сказать, что качество никогда не сыграет своей оптимизирующей роли в достижении деловых целей компании.
    Понятие «цена качества», имеющее прямое отношение к экономике качества, независимо от точек зрения разных специалистов на эту проблему, тоже относится к числу терминов, вызывающих неизбежные споры. В основных выводах Национальной конференции по качеству (1982 г.) утверждалось, что само словосочетание «цена качества» недопустимо, поскольку качество должно приносить прибыль, а не создавать лишние расходы. Некоторые специалисты, включая X. Дж. Харрингтона и Фрэнка М. Грайна, предпочитают применять такие термины, как «цена низкого качества» или «издержки, обусловленные низким качеством». Министерство обороны США употребляет термин «расходы, связанные с качеством». В данной курсовой используются термины «затраты, связанные с качеством» (или затраты на качество) и «цена качества», как самые распространенные. Но независимо от применяемой терминологии стоит всегда помнить о том, что цена качества не сводится только к организационным расходам на его обеспечение [18].
    Чтобы с самого начала прояснить существо дела, следует напомнить содержание понятий «менеджмент качества» и «цена качества». Реальная ценность любой программы качества определяется ее способностью удовлетворить потребителей продукции и принести прибыль предприятию. Регулирование затрат, связанных с качеством, служит для менеджмента инструментом, позволяющим решать задачи повышения качества продукции с учетом обеспечения требуемой прибыльности работы компании.
    При разработке концепции «цены качества» следует четко различать затраты, связанные с качеством, и расходы, обусловленные организацией работ по обеспечению качества. Недопустимо сводить цену качества исключительно к затратам, связанным с осуществлением функций менеджмента качества. В принципе любые переделки уже выполненной работы влекут увеличение цены качества. Тем не менее в цену качества входят любые расходы, которых можно было бы избежать при условии идеального качества продукции или услуг.
    Практически любые нарушения любого функционального подразделения компании могут стать причиной переделок уже произведенной продукции или предоставленной услуги, следовательно, и соответствующих дополнительных расходов. В этом – существо той составляющей цены качества, которую называют «потерями от дефектов».
    Внедрение формализованного менеджмента качества на предприятиях сферы услуг – прямое следствие признания того факта, что качество служит основным фактором сохранения и развития клиентской базы, имеющим первостепенное значение для любой компании. Внедрение комплексных программ менеджмента качества начинается с осознания важности этой проблемы руководством компании и получения поддержки с его стороны. Независимо от области деятельности компании, будь то производство продукции или оказание услуг, программа качества должна обязательно предусматривать установление стандартов качества для всех областей ее деятельности, отслеживание их соблюдения, выполнение, если надо, соответствующих корректирующих действий и непрерывное повышение качества.
    И в сфере производства, и в сфере услуг наличие программы учета затрат, связанных с качеством, усиливает доверие руководства к деловой ценности системы менеджмента качества и позволяет проводить экономическое обоснование любых корректирующих действий. Другими словами можно сказать, что затраты, связанные с качеством, служат измерителями экономических последствий, вызванных выполнением или невыполнением требований к качеству производимой продукции или оказываемых услуг, включая их соответствие внутренним требованиям компании и ее обязательствам перед потребителями и обществом в целом. Более конкретно, затраты, связанные с качеством, — это сумма следующих составляющих [18]:
    а) инвестиций, направляемых на предупреждение несоответствия уровня качества продукции или услуг предъявленным требованиям (расходы на предупреждение дефектов);
    в) затраты на оценку соответствия товаров и услуг установленным требованиям (расходы на оценку и контроль качества);
    с) дополнительных затрат, вызванных выявленными несоответствиями (потери от дефектов).
Таблица 1.1 – Структура затрат, связанных с качеством
Затраты на предупреждение несоответствий    Стоимость любых действий, специально предусмотренных для предотвращения низкого качества товаров и услуг. Примерами таких затрат могут быть стоимость анализа новой продукции, планирования ее качества, обследования возможностей поставщиков, оценки воспроизводимости производственных, процессов, проведения совещаний команды управления качеством; стоимость реализации проектов, направленных на повышение качества; затраты на обучение и подготовку специалистов в области качества.
Потери, вызванные дефектами   Расходы, обусловленные несоответствием продукции или услуг установленным требованиям или потребностям потребителей/пользователей. Эти расходы подразделяются на внешние и внутренние.
  Внутренние потери, вызванные дефектами (internal failure cost)
Расходы, возникающие до поставки или отгрузки продукции или представления услуг потребителям. Примерами таких расходов могут быть стоимость утилизации брака или исправления забракованной продукции, ее повторных проверок и испытаний, анализ материалов (потери или величина) уценки.
  Внешние потери, связанные с дефектами
Расходы, возникающие после поставки или отгрузки продукции или предоставления услуг потребителям. Примерами таких расходов могут быть стоимость удовлетворения претензий потребителей; убытки от возвратов продукции потребителями; гарантийные расходы; расходы, связанные с отзывом поставленной продукции изготовителем.
  Затраты на оценку и контроль уровня качества   Расходы, связанные с измерениями, оценками и аудитом продукции или услуг с целью проверки их соответствия действующим стандартам качества или установленным требованиям к их параметрам. К ним относятся следующие затраты: на входной контроль и испытания покупных материалов; испытания и проверки, включенные в производственный процесс; испытания и проверки готовой продукции; проверки продукции, процессов или услуг; калибровка измерительного и испытательного оборудования, а также стоимость сопутствующих материалов и изделий, требуемых для проведения указанных проверок и испытаний.
 
 
    Чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, ведущейся вокруг качества продукции и цен на нее, для постоянного укрепления своих позиций в этом соревновании компания должна осознать важность управления качеством, охватывающего все аспекты ее деятельности. А для эффективного менеджмента качества нужно внедрить систему учета затрат, связанных с качеством, изначально предназначенную для повышения конкурентоспособности.
    Негативные последствия от продажи продукции или услуг, качество которых ниже допустимого уровня, от неэффективного менеджмента качества почти всегда обладают кумулятивным эффектом. Однажды проявившись, они продолжают накапливаться до тех пор, пока компания не обнаружит, что начинает испытывать серьезные финансовые трудности в результате роста издержек от ненадлежащего качества, не выявленного своевременно. Экономически грамотный менеджмент в области качества возможен только при условии ясного понимания существа данной проблемы. К счастью, для ее разрешения уже есть все, что нужно, а именно эффективное применение современных программ менеджмента и повышения качества, опирающихся на системы учета расходов и издержек, с ними связанных.
    Самые дорогостоящие последствия для производителя продукции – это дефекты, выявленные потребителями. Если производитель или сервисная организация имеет программу качества, обеспечивающую предотвращение дефектов и непрерывное совершенствование, то издержки, обусловленные дефектами, в большинстве случаев обходятся компании, конечно, значительно дешевле. Когда существующая у производителя продукции или поставщика услуг программа качества изначально ориентирована на предупреждение дефектов и непрерывное повышение качества, количество выявляемых дефектов и издержки, с ними связанные, можно минимизировать. Очевидно, что наиболее предпочтителен именно такой подход к решению проблемы потерь от дефектов.
    Полученные недавно результаты исследований привели к пересмотру классической модели оптимизации затрат на обеспечение качества. Ныне существует и все увеличивается число доказательств того, что процессы повышения качества продукции и предупреждения дефектов уже сами по себе служат источниками повышения экономической эффективности [18]. Новые технологии значительно снижают интенсивность возникновения дефектов в материалах и изделиях, а применение роботов и других средств автоматизации позволяет сократить число человеческих ошибок в процессе производства.
    Таким образом, целью любой системы учета затрат, связанных с качеством, должно быть содействие усилиям по повышению качества продукции, направленным на использование всех имеющихся возможностей для сокращения эксплуатационных расходов. Стратегия, основанная на использовании данных о затратах, связанных с качеством, следующая:
    1) атака, направленная непосредственно на дефекты, чтобы свести их к нулю;
    инвестиции в «правильные» действия по предупреждению дефектов и повышению качества продукции;
    сокращение расходов на оценку и контроль по мере повышения уровня качества;
    непрерывная оценка достигаемых результатов и переориентация усилий на предупреждение дефектов с целью дальнейшего повышения уровня качества.
    Эта стратегия исходит из следующих допущений:
    – каждый дефект обусловлен своей корневой причиной;
    – причины дефектов можно предотвращать;
    – любой дефект всегда дешевле предупредить, чем исправить.
    На практике это означает, что реальные издержки, связанные с качеством, можно измерить, а затем сократить с помощью причинно-следственного анализа.
    Существует функция потерь качества по Тагути (QLF). Тагути предлагает оценивать качество величиной ущерба, наносимого обществу, с момента поставки продукции – чем меньше этот ущерб, тем выше качество. Основу его концепции обеспечения качества составляет теория потерь или ущерба от ненадлежащего качества. Тагути рассматривает ущерб в более широком аспекте. Он ассоциирует возможные потери с любым изделием, попадающим в руки потребителя. Кроме того, он считает составляющими этих потерь неудовлетворенность потребителей, дополнительные расходы производителя по гарантийным обязательствам, ухудшение репутации компании, влекущее за собой утрату части ранее принадлежавшего ей рынка.
    Идея минимизации общественных потерь сама по себе достаточно абстрактна, и ее сложно увязать с текущими задачами конкретной компании. Если же рассматривать ущерб, наносимый обществу, как долговременные издержки компании, считая эти понятия эквивалентными, то такая формулировка приобретает больший практический смысл.
    А что делать со скрытыми затратами или долговременным ущербом, связанными, например, с потерями времени инженеров и менеджеров, с увеличением складских запасов, с неудовлетворенностью потребителей? Для приблизительной оценки скрытых затрат и потерь Тагути вводит понятие функции потерь от ненадлежащего качества, или Qulity Loss Function (QLF).
    Способ построения QLF зависит от типа используемых показателей качества. Существуют следующие пять видов показателей качества [18].
    1. «Лучше всего – номинал». Надо стремиться к номиналу с минимальной вариабельности. К числу таких параметров относятся, например геометрические размеры или выходное напряжение.
    2. «Чем меньше – тем лучше». Необходимо минимизировать выходные параметры, такие как, например, величина усадки или износа.
    3. «Чем больше – тем лучше». Необходимо максимизировать выходные параметры  такие как, например, сила тяги или предел прочности на растяжение.
    4. Дискретный показатель «атрибут», используемый для классификации или подсчета, например, количество появлений некоторых событий.
    5. Динамическая характеристика, величина которой зависит от выходных данных, например, число оборотов вентилятора, изменяемое в зависимости от температуры двигателя.
    Применение функции потерь нацелено на поощрение усилий по непрерывному сокращению разброса параметров качества продукции, а инженерная методология, предложенная Тагути, служит локомотивом для подобного подхода к повышению качества продукции.
    Функция потерь позволяет применять монетарный подход к оценке качества, который учитывает не только очевидные расходы типа затрат на утилизацию или переделку брака, но также возможный ущерб от ненадлежащего качества продукции в долговременной перспективе.
     ГЛАВА 2
ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ         

    2.1 Виды затрат на качество и управление ими 

    Важнейшей характеристикой деятельности предприятия, обусловленной его положением на рынке, является конкурентоспособность. В связи с этим большое значение имеет величина затрат на создание качественного продукта и ее сравнение с аналогичными затратами у конкурентов.
    Вопросы «стоимости качества» за рубежом  стали подниматься еще в начале XX в., но лишь к середине 50-х гг. управление затратами на качество сформировалось как самостоятельное научное направление. Исследования американских и европейских ученых были посвящены поиску путей оптимизации затрат на обеспечение качества в рамках деятельности отдельных фирм и предприятий. В конце 1960-х гг. на основе критического анализа американского подхода к решению экономических проблем качества японские специалисты предложили концепцию, в основу которой положено формирование состава затрат на качество по принципу полезности.
    К началу 1970-х гг. американская и японская концепции практически сформировались, и зарубежные исследования, посвященные вопросам определения, учета и анализа затрат на качество, были фактически прекращены [15].
    Первые  отечественные разработки, касающиеся управления затратами на качество, появились в конце 60-х гг. XX в. В 1970-х гг. исследования по этой проблеме стали проводиться ленинградской школой ученых-экономистов под руководством профессора Е.М. Карлика. Исследования касались, прежде всего, определения понятия и классификации затрат на качество, а в дальнейшем были направлены на разработку концепции и методов организации учета затрат. При этом использование разработок зарубежных экономистов было практически невозможным. Это объясняется тем, что разработки отечественных ученых базировались на абсолютно иной, чем за рубежом, системе ценообразования, планирования и учета затрат. Технология построения исследовательских работ в СССР была такова, что даже при разработке конкретных прикладных методик обязательно проводилось их научное обоснование, в результате чего отечественные разработки отличаются более глубоким теоретическим анализом вопроса. В СССР основной задачей было повышение народнохозяйственной эффективности в целом, и проблемы управления качеством на предприятиях рассматривались исключительно в этом контексте, тогда как зарубежные исследования были направлены на решение проблем отдельных предприятий и организаций [3].
    В связи с этим, как показало проведенное  исследование, в настоящее время  как в отечественной, так и  в зарубежной науке отсутствует  единый подход к содержанию, классификации затрат на качество, а также ко всему процессу управления ими. Работы в данной области носят разрозненный характер. 
    Дж. Джуран и А. Фейгенбаум предлагали делить затраты на качество на четыре группы, что позволило им сформулировать задачу такого распределения затрат между группами, которое минимизирует их общую величину. В отдельных частных случаях это дает полезные результаты, но ведет к логическим трудностям, поскольку в процессе решения экстремальной задачи получается некоторый «экономически оправданный» уровень брака или несоответствий, что представляется абсурдным в принципе. Кроме того, такой подход ставит перед пользователем ложные дилеммы об отнесении тех или иных видов затрат к той или иной из четырех групп. Но самое важное – это отрыв затрат на качество от общих затрат предприятия, ведущий к выделению управления качеством в самостоятельную функцию и утрате прямой связи этой деятельности с результатами бизнеса[4].
    Позднее Ф. Кросби предложил иной подход, состоящий  в разделении затрат на две категории. В его основе лежит стремление к нулевому уровню дефектов в процессе деятельности предприятия. Он различает затраты, связанные с производством «правильной продукции первого раза» (цена соответствия), и затраты, вызванные необходимостью исправления допущенных несоответствий  или  брака (цена  несоответствия).  Для  диагностики  уровня,  достигнутого предприятием в отношении понимания проблем качества, Ф. Кросби ввел так называемую решетку зрелости. Однако практическая реализация подхода Ф. Кросби в силу ряда причин не всегда вела к желаемым результатам [2].
    Оценив  недостатки описанных выше подходов, Э. Деминг пришел к мысли о том, что не стоит тратить время  и силы на измерение затрат на качество. Гораздо лучше сосредоточиться  на программе действий, направленных на улучшение всей работы предприятия и на минимизацию всех видов неэффективных затрат. Тогда «лишние» затраты исчезнут сами собой, а то, что действительно важно знать для эффективного управления бизнесом, все равно никогда не известно в полном объеме. Жизнь показала, что подход Э. Деминга оказался очень результативным. Его подход положен в основу версии стандартов ИСО 9000 [5].
    В современной практике затраты на качество подразделяются на две категории. Во-первых, это затраты, характеризующие попытки обеспечить и гарантировать должный уровень качества продукции, т.е. затраты, связанные с достижением соответствия качеству. Во-вторых, затраты, связанные с восстановлением качества, т.е. затраты на несоответствие качеству [17].
    Первая  категория в свою очередь делится на затраты, связанные с предупреждением дефектов, и затраты, связанные с оценкой и контролем продукции. Вторая категория предполагает деление на затраты по внешним и внутренним отказам.
    Важным  экономическим аспектом управления качеством продукции в организации выступает планирование и калькуляция затрат на качество. В современных условиях жесткой конкуренции любое решение в области качества должно быть подкреплено экономическим обоснованием. Концепция экономической оценки затрат на качество, принятая в международном стандарте ИСО серии 9000, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в области управления качеством, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, осуществить полный анализ затрат на качество.
    Анализ  и оценка затрат на качество представляет собой неотъемлемую часть финансовой стратегии предприятия в области качества.
    Анализ  затрат на качество – деятельность по исследованию затрат на качество, осуществляемая для обоснования с научных позиций решения и действия организации в области качества и содействующая выбору наилучших вариантов действий.
    Оценивание  затрат на качество – деятельность, связанная с определением взаимосвязи и влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности организации.
    Основные  цели проведения анализа и оценивания затрат на качество:
    1) обнаружение взаимосвязей затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;
    2) определение и оценка размеров необходимых инвестиций в улучшение качества;
    3) обеспечение необходимого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;
    4) нахождение критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства.
    Организация учета, анализа и оценки затрат на качество требуется для управления в следующих областях:
    1) создание и производство новых товаров;
    2) инвестиции в улучшение качества;
    3) развитие производственного процесса;
    4) совершенствование технологии производства;
    5) обеспечение интересов поставщиков и потребителей.
    Современные условия требуют внедрения в  практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. Такая информация может быть внешней и внутренней.
    Внутренний  анализ или управленческий анализ субъективен, конфиденциален, и именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений в области качества на предприятии. Все затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Как правило, к ним относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Необходимо учитывать, что некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут нанести значительный ущерб, например, потеря престижа фирмы.
    В таких условиях, эффективная система качества может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции. 

    2.2 Учет и методы анализа затрат на качество продукции 
      
    Обеспечение  качества  продукции  связано  с  затратами.  Эти  затраты  образуются  на  всех  этапах  и  стадиях  жизненного  цикла  изделия  от планирования  разработки  продукции  до  ее  реализации  и  последующего реализационного  обслуживания.
    Укрупненно  все  затраты,  связанные  с  качеством  продукции  можно разделить на:
    1) научно-технические;
    2) управленческие;
    3) производственные.
    Научно-технические  и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат. В общем случае управленческие затраты, связаны с гарантией качества изделия,  включают  в  себя:
    1) транспортные (внешние  и  внутренние перевозки  сырья,  комплектующих  изделий  и  готовой  продукции);
    2) снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья  и  комплектующих  изделий);
    3) затраты  на  подразделения,  контролирующие  производство;
    4) затраты,  связанные  с  работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции (плановый и финансовый отделы и бухгалтерия);
    5) затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в разной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции.
    Производственные  затраты  в  свою  очередь  можно  разделить  на:
    1) материальные;
    2) технические;
    3) трудовые.
    Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество  можно  определить  лишь  условно,  то  размер  материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через амортизационные отчисления, и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).
    С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки,  освоения  и  производства  новой  продукции  и  являются  в дальнейшем  до  момента  ее  снятия  с  производства  их  носителем,  и дополнительные  затраты,  связанные  с  ее  усовершенствованием  и восстановлением утерянного уровня качества.
    Основная  часть  базовых  затрат  отражает  стоимостную  величину факторов  производства,  а  также  общехозяйственные  и общепроизводственные  расходы,  относимые  на  изготовление  конкретного изделия  через  смету  затрат.  Дополнительные  затраты включают  в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.
    К  первым  относятся  расходы,  которые  несет  предприятие для  того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экономическим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их  не  трудно  рассчитать.  Частично  они  включают  затраты  на контролирующий  персонал,  специальное  оборудование  для  измерений  и накладные расходы отдела технического контроля качества. Другую часть составляют  затраты  на  информацию  в  сфере  реализации  продукции,  на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату труда персонала.
    Ко  вторым  относятся  расходы  на  доработку  и  усовершенствование продукции,  не  отвечающей  стандартам,  лучшим  мировым  образцам, требованиям  покупателя,  на  проверку,  ремонт,  усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку  производства.  В  данную  группу  следует  включать  затраты  на внедрение  системы  управления  качеством,  в  том  числе  ее  техническое  и программное обеспечение, разработку стандартов, расхода на сертификацию, метрологию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т.д.
    Существует  еще одна группа издержек, которые  при их возникновении следует  относить или к базовой, или к  дополнительной в зависимости от новизны продукции. Это затраты  на брак (рекламации) и его исправление. Их величина  может  существенно  колебаться  и  состоять  как  из  расходов  на производство  забракованной  в  дальнейшем  продукции  при  наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или  физического  ущерба,  нанесенного  потребителю  некачественной продукцией. В последнем случае затраты, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма значительными.  Затраты  на  создание,  поддержание  производства  качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии (внутренние),  так  и  за  его  пределами (внешние),  поэтому необходимым является их глубокий качественный и количественный анализ.
    Международные стандарты на  системы качества дают для целей однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации  рекомендации  только  по  некоторым методам калькуляции затрат в рамках системы качества: 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.