На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антикризисная политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


CoolReferat.com
Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Тихоокеанский государственный  экономический университет 
 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

Тема: Антикризисная  политика государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 522-МО группы
                       заочного института
                             Фалалеева О.А.
                                               
                                                   Проверил:  
 
 
 
 

Владивосток,
2007
Содержание  

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Антикризисная  инвестиционная стратегия государства  …………………………………...4
2. Государственное регулирование кризисных ситуаций……………………………………..8
3. Антикризисная  программа государства……………………………………………………17
Заключение  ……………………………………………………………………………………..24
Список  литературы……………………………………………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 
     

      Обострение  кризиса в России вызвало потребность  в эффективном антикризисном  управлении. Тенденции развития науки  управления ведут нас к необходимости разработки антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятие циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. Их совокупность свидетельствует о реальной опасности кризиса при любом, даже самом успешном управлении.
      Объективно  кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При  этом возможны отдаление кризиса  и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.
      Наступление кризиса определяется реальными тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкцией. А глубина и характер кризиса зависят от управления, т.е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развитию.
      Усилия  государства должны сосредотачиваться  на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может.
     Проблеме  антикризисной политики государства  уделяется немало внимания в специальной  литературе. Отметим большой вклад  в разработку строго научного понимания  термина «антикризисное управление»  И.К. Ларионова, Э.М. Короткова . Труды этих и некоторых других отечественных составили теоретическую базу нашей курсовой работы.
      Практическую  базу исследования составили указы  Президента Российской Федерации, федеральные  законы, кодифицированные законодательные  акты в части, удовлетворяющей цели данной работы. Цель курсовой работы – обзор антикризисной политики государства.  
 

    Антикризисная инвестиционная стратегия  государства.
 
      Главным направлением успешного преобразования экономической структуры является повышение инвестиционной активности.
      Инвестиционную  активность характеризуют прежде всего  так называемые капиталообразующие инвестиции, включающие капитальные вложения ) инвестиции в основной капитал), затраты на капитальный ремонт, инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования, инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии). Наибольший удельный вес среди капиталообразующих инвестиций занимают капитальные вложения.
      В 90-х годах XX в. в России имел место кризис инвестиций. Ему были присущи некоторые особенности. Так, спад в инвестиционной сфере начался позднее, чем в других отраслях, - с конца 1990 г. Он носит более глубокий характер, чем в промышленности и в экономике в целом. Сократились объемы централизованных капитальных вложений, финансирование их является неполным и неритмичным. Собственных средств предприятий для развития производства не хватает, так как важнейшими источниками инвестиций являются амортизационные отчисления и чистые накопления, недостаточный размер которых привел к снижению доли прибыли, направляемой на расширение производства. Высокие процентные ставки  по привлекаемым кредитам сделали их «дорогими», что снизило уровень вложений в экономику. Инвестируются в основном сырьевые экспортно-ориентированные отрасли. Например, около 15% капитальных влодений приходится на нефтяную и газовую промышленность. Инвестиционный комплекс оказался неконкурентоспособным.  До  середины 80-х годов по существу действовал только один инвестор – государство, которое осуществляло централизованное планирование и распределение капитальных вложений вплоть до отдельных предприятий, что также отрицательно сказалось на структуре производства.
      Объем инвестиций рассматривается в качестве важнейшего критерия устойчивого развития национальной экономики. Между тем  в 90-е годы в России наблюдается тенденция неуклонного спада инвестиций, которая при этом характеризуется опережающими темпами даже по отношению к спаду производства (рис. 1)

рис. 1. Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал, % к 1990 г. 

      Инвестиционный кризис в  России вызван целым рядом объективных и субъективных причин и проявляется в быстром сокращении абсолютных объемов накопления, существенном падении ее доли в валовом внутреннем продукте, снижении бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на совершенствование и расширение производства и т.д. 
      Основными причинами инвестиционного кризиса  в России являлись:
      ориентация субъектов рынка на собственное выживание, а не на вложение средств в экономику. Об этом свидетельствует снижение доли инвестиций в ВВП с 17% в 1996 г., до 16% в 1997 г. и в 1998 г. – до 14,9 %; резкое изменение относительных цен и реальной процентной ставки на фоне высокой инфляции. Скажем, в декабре 1998 г. цены выросли на 84,4 % по сравнению СА декабрем 1997 г.;
      неопределенность прав собственности на землю и основные фонды;
      неустойчивость внешнеторговой политики;
      высокие налоговые ставки. Так, только уровень всех видов подоходного налога в стране составил около 55%;
      высокая степень криминализации экономики.
     Особую  тревогу вызывает то обстоятельство, что в 90-е годы в России коммерческие структуры, банки, население вкладывают средства в торгово-посредническую, финансовую деятельность, покупку иностранной валюты, а не в развитие реального сектора экономики. Одним их факторов такого положения являлась более высокая доходность по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО), чем рентабельность промышленного производства. Это и обусловило большое привлечение средств на рынках ГКО и отток их из сферы производства.
     Поэтому сегодня одной из главных задач  является установление приоритета реального  сектора экономики над финансово-спекулятивным, т.е. создание более выгодных условий  для инвестиций в реальное производство по сравнению с денежными вложениями в финансово-спекулятивные операции. Можно констатировать, что разграничение функций управления финансами различных уровней государственной власти, повышение самостоятельности регионов в области финансовой политики, усиление роли и значения децентрализованных фондов финансовых ресурсов не привели к усилению роли финансового влияния на экономическую ситуацию в стране.
     При анализе инвестиционной деятельности необходимо разграничивать капиталообразующие и финансовые инвестиции. В состав капиталообразующих инвестиций наибольший удельный вес составляют капитальные вложения (инвестиции, направленные на создание реального капитала, в основном средства). Кроме них следует выделить инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии., программные продукты и др.), инвестиции в оборотные средства, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, затраты на капитальный ремонт.
     Причины, обусловливающие необходимость  инвестиций, могут быть различными, но их можно сгруппировать следующим образом: новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности;  реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий; расширение действующих предприятий.
     Для обеспечения успеха антикризисной  инвестиционной политики важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основной целью антикризисной инвестиционной стратегии государства является структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий для восстановления платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.
     Тактические и стратегические инвестиционные решения различаются масштабами финансовых вложений и степенью неопределенности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную степень финансовых рисков.
     Реализация  государственной антикризисной  стратегии должна опираться на ряд  предпосылок, к которым относятся:
      политическая и социально-экономическая стабильность в обществе;
      наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налогового законодательства;
      рост реальных налоговых поступлений в бюджет;
      устойчивость национальной валюты;
      снижение темпов инфляции;
      прекращения утечки капитала из страны.
      На  преодоление негативных явлений  в экономике России должна быть направлена антикризисная  инвестиционная стратегия.
      В управлении инвестиционным процессом необходимо опираться на определение следующих важных моментов:
    должны быть четко очерчены цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т.д.);
    необходимо выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами. Так, в современных условиях преимущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимального эффекта при минимуме затрат;
    следует выявить реальные источники инвестиций и с учетом определенных возможностей создать законодательную базу для осуществления и развития инвестиций, в том числе иностранных.
    Эти базовые условия должны способствовать решению основной задачи антикризисной  инвестиционной стратегии на уровне государства – обеспечить процесс  накопления для обновления основного капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Меры  государственного антикризисного регулирования.
 
       Государству жизненно необходимо осуществлять меры антикризисного регулирования, причем не только с позиций преодоления уже имеющих место кризисных явлений, но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономики, направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижения заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования именно в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Кроме того, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер, имея в виду как недопущение возникновения конкретных кризисных явлений, вызревающих кризисных ситуаций. Уровень вмешательства государства в экономику зависит от социально-экономической системы общества. При всей индивидуальной исторической конкретности общественных систем в странах мира, все эти системы, так или иначе, сводятся к трем основным типам:
    Планово-распределительная система. Существовавшая в СССР и странах СЭВ до сравнительно недавнего времени;
    Рыночно-капиталистическая система, характеризуемая полным саморазвитием рынка, при минимизации государственного воздействия на экономику, управляемую «невидимой рукой рынка» (определение А. Смита); эта система существовала в индустриально развитых странах Запада в прошлом, в эпоху домонополистического капитализма, а в настоящее время существует только в экономически слабо развитых странах, выполняющих роль сырьевого придатка мирового рынка;
    Смешанная система (лучше ее было бы назвать интегрированной системой), соединяющая в себе наиболее приемлемые черты как рыночно-капиталистической, так и планово-распределительной систем хозяйствования, причем набор элементов из двух крайних систем (плановой и рыночной) и их взаимодействие (институциональное и функциональное) осуществляются индивидуально конкретно, применительно к той или иной стране мира; соответственно, смешанные экономики таких стран, как США, Германия, Япония, Франция, Швеция, Швейцария и других, при наличии многих общих черт в очень сильной степени отличаются друг от друга.
       Современная экономика представляет собой систему  смешанного типа, в которой рыночный механизм дополняется различными формами  государственного вмешательства. В  странах со смешанной экономикой государство вовлечено во все  стадии воспроизводственного процесса. Государственное регулирование было и остается существенным фактором общественного развития.
       Усиление  роли государства находит отражение  в росте государственных расходов и в расширении сферы прямого  регулирования экономических процессов. И это не случайность.
       На  протяжении последнего столетия в развитых странах наблюдается рост производства и национального дохода. В то же время почти во всех странах обнаружилась тенденция к еще более быстрому росту государственных расходов. В результате государственные расходы возрастают быстрее, чем национальный доход.
             Нормативно-законодательная  деятельность. «Экономической конструкцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК Ф). Это образное выражение очень точно и емко характеризует особо важное значение ГК в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76  Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской федерации».
       Конкуренция как элемент рыночной экономики  предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону – застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.
       Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к  прекращению платежей по своим обязательствам, т.е. к банкротству.
       В современной практике понятие «банкрот»  введено в Указе Президента  Российской федерации от 14 июля 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных  предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур». Этот указ, а затем и принятый 19 ноября 1992 г. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», введенный в действие с 1 марта 1993 г. реально не работали, поскольку отсутствовал действенный арбитражно - судебный механизм.
       В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства, нормативной  базой которого являлись не только указанные выше акты, но и новые, в частности Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»;  указы президента РФ от 23 мая 1994 г.: «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины»; постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г.
       Защита  интересов государства как собственника в отношении  федеральных предприятий, а также предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства, была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России (ныне Мингосимущество России).
       К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных  ситуаций в различных ситуациях  в различных сферах жизнедеятельности  общества, следует отнести Указ Президента РФ от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 марта 1994 г. «О кризисном положении в российской науке», указы Президента РФ от 24 октября 1994 г. «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г. « Об ответственности должностных лиц, допустивших обострение кризиса в топливно-энергетическом комплексе Приморского края» и др.
       В условиях кризиса особое значение приобретает  государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.
       Исключительно велика роль государства в регулировании  таких сторон социальной жизни, как  занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с  помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.
       Анализ  итогов реформ за прошедшие годы показывает, что выход из кризиса и успешное развитие экономики невозможно без  ее всесторонней гуманизации, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развитии его способностей и творческого потенциала. Закон, нормативно-правовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей.
       Существует  несколько видов  регулирования  кризисных ситуаций.
       Финансовое  регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.
       Бюджетная политика определяется рядом специфических  факторов и прежде всего экономическим  и финансовым кризисом. Из этого  следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике. Ее задачи и цели отражают особенности переживаемого периода, а именно:
      использование бюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономических преобразований;
      обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;
      разрешение  или смягчение острых социальных противоречий, возникших в результате смены общественного строя, а также порожденных ходом реформ;
      развитие новых отношений бюджетного федерализма.
       Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.
       Глубина и продолжительность кризиса в стране во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и , в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики. Выбранный путь «финансовой стабилизации» не привел к улучшению ситуации, а породил новые и весьма опасные тенденции.
       В ходе исполнения бюджета самому значительному  сокращению подвергаются программы, которые  государство обязано финансировать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей.
       Дефицит бюджета государство покрывает  за счет операций с ценными бумагами и получения иностранных кредитов. В регионах напряженность финансовой ситуации снижают за счет продажи недвижимости, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков. Но эти ресурсы конечны. Нужны возобновляемые ресурсы, то есть доходы от производства.
       Финансовая  политика последних лет привела не только к последовательному вытеснению долгосрочных кредитов краткосрочными, но и сокращению объемов кредитования. Значительная часть денежных средств банков, предприятий и населения стала уходить не на кредитование производства, а на финансирование бюджетного дефицита. По операциям с валютой, ценными бумагами, межбанковскими кредитами доходность была завышена. Без кредитов экономика ставится на грань полного распада.
       Порочность  модели долговых заимствований в  условиях глубокого кризиса, длительное поддержание завышенного курса рубля, «открытость» финансовой сферы страны к потрясениям на мировых рынках и отток спекулятивного капитала из развивающихся стран в итоге привели к тому, что механизм ГКО превратился в свою противоположность: чистая выручка от размещения ГКО с апреля 1998 г. стала отрицательной. В этот период бюджет по сути стал работать исключительно на ГКО, что в конечном счете обернулось закономерным дефолтом и крушением пирамиды государственного долга.
       Есть  основания полагать, что в 1998 г. потерпела крах осуществлявшаяся долговая модель российской экономики. После объявленного дефолта по государственным заимствованиям произошло резкое обострение финансово-платежной и долговой обстановки, паралич банковской системы, спровоцированный замораживанием ГКО и коллапсом валютного рынка. Неконтролируемая девальвация рубля и вызванная ею высокая инфляция не только разом обесценили имевшийся потенциал сбережений страны, но и с «замораживанием» внутреннего долга вывели значительную их часть их хозяйственного оборота, еще более усилив процессы долларизации экономики и бегства капитала из страны.
       В развитых странах денежная масса  состоит преимущественно из кредитных  денег (банкнот, депозитов), т.е. денег, выпускаемых в обращение по каналам кредита и регулируемых состоянием производства и конъюнктуры. Это означает, что инициаторами выпуска или изъятия денег выступают хозяйствующие субъекты. При этом процесс денежной эмиссии имеет свои ограничения: государство может оказывать существенное влияние на темпы роста денежной массы и другие параметры денежного оборота.
       В России ситуация иная. У нас не дефицит  денег, а дефицит финансового  капитала. Он выражается в дефиците пассивов банковских и небанковских финансовых институтов относительно спроса на денежные средства. Основной причиной этого является отсутствие достаточных вложений населения  (домашних хозяйств) и предпринимателей. Гиперинфляция 19921994 гг. практически уничтожила многолетние накопления населения и оборотные фонды предприятий.
       Вместе  с тем из кризисной ситуации есть несколько способов выхода. Первый -  постепенно восстановить утраченные сбережения. Второй – стимулировать  привлечение новых накоплений граждан  в банки и небанковские финансовые институты. Третий – привлечение  прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертый – использование широко распространенной на западе практики учета и переучета векселей.
       Указанные способы регулирования имеют  как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег  у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ  может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.
       Выйти из финансового кризиса можно  только на основе преодоления ситуации нарастающего отторжения большинства  населения от проводимых в стране преобразований. Главное – уйти от десоциализации  финансовой политики. Подавить истоки напряженности и снизить остроту долгового кризиса страны может только устойчивый экономический рост. Обеспечить его в короткие сроки сложно, но можно, опираясь на инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики. В первую очередь, это агропромышленный комплекс: переработка, торговля и от них вложения в сельское хозяйство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.