На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовое планирование на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧУО ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ им. А.М.ШИРОКОВА
 
Кафедра «Финансы и кредит» 
 

                                                                  
  
                                                               «К защите допускаю»
                                                            
                                                                          ______________ Л.Г.Колпина
                                                  
                                                                        «____»_____________ 2004 г. 
 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 
                    по курсу:  Финансы предприятий        
     на  тему: Финансовое планирование на предприятии 
 
 
 

     Выполнила:
     студентка 4 курса 
     факультета  информационных
     технологий  и финансов  гр.242                              О.П.Лаппо
          
 

     Проверила:
     доцент, кандидат экон. наук                                  Л.Г.Колпина 
 
 
 
 

     Минск, 2004 
 

     Содержание

Введение                                                                                                               3

 
Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях                

1.1. Сущность финансового  планирования на  предприятии       5
1.2. Цели планирования                                                                            8
1.3. Организация и  методы планирования                                       10
1.4. Процесс планирования                                                                     15 

Глава 2. Виды финансового планирования 

2.1. Перспективное финансовое  планирование                             17
2.2. Годовое финансовое  планирование                                            19
2.3. Оперативные финансовые  планы                                                   24 

Заключение                                                                              30

Список  литературы                                                                            32

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

    Актуальность  темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях белорусской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются: 

      увеличение  размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
      высокая нестабильность внешних условий и факторов;
      новый стиль руководства персоналом;
      усиление центробежных сил в экономической организации;
 
    Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются: 

      неопределенность  внешней (рыночной) среды;
      возможность слияния или поглощения другой фирмой;
      возможность монопольного установления цены реализации продукции;
      контрактные отношения;
 
    В рыночной экономике предприниматели  не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно  собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
    Цель  данной курсовой – рассмотреть понятие  планирования, организацию планирования, методы и принципы планирования, а  также виды финансовых планов на предприятиях.
    Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях
      Сущность финансового планирования на предприятии
 
     Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим  элементом предпринимательской  хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.[8, с. 264]
     Финансовое  планирование – это разновидность  управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использования с целью финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства.[10, с. 223]
     Финансовое  планирование является важным элементом  корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих  функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности [2, с. 69].
     Значение  финансового планирования заключается  в следующем: 

      намеченные  стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических показателях  – объеме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.;
      устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;
      определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;
      оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.
 
     Разработка  финансовых планов занимает важное место  в системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятия.
     Основными задачами финансового планирования являются: 

      обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;
      выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия;
      соблюдение интересов акционеров и инвесторов;
      определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами и вышестоящими организациями; работниками предприятия;
      оптимизация налоговой нагрузки и структуры капитала;
      контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразность планируемых операций и ситуаций.[10, с. 223]
 
     Исходя  из этого финансовые планы можно  разделить на перспективные, текущие  и оперативные.
     Примером  сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который  принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.
     Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии  финансирования и привлечения конкретного  инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.
     Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.
     Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и  инвестиционной политики и много другое.
     Необходимо  добиться такого положения, чтобы вся  деятельность предприятия в комплексе  была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.
     Как правило, различают краткосрочное  и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений  распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализированности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы.
     В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
     Невозможно  выработать общие правила, устанавливающие  степень детализации бюджета. В  первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень  надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Цели планирования 

     Цели  планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
     Бюджет  как   экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.
     Бюджет  как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете  планов необходимо регистрировать фактические  результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
     Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
     Бюджет  как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
     Бюджет  как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана)    подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Организация и  методы планирования 

       Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. [1, с. 48]
     Бюджеты подразделений должны разрабатываться  не изолированно друг от друга. При  расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей. [6, с. 273]
     В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации  работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). [5, с. 168]
     По  методу break-down работа по составлению  бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство  предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. [3, с. 213]
     Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. [5, с. 169]
     Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определенными  принципами. Они вытекают из общих  принципов организации финансов, но имеют свои особенности.
     Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели.
     Принцип координации выражается в том, что  нельзя планировать эффективную  деятельность одного подразделения предприятия вне связи с другими. Всякие изменения в планах одной структурной единицы должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность – ключевые черты координации планирования на предприятии.
     Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании.
     Принцип непрерывности заключается в  том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок > план производства > план по маркетингу). В тоже время непрерывность внешней и внутренней среды функционирования требует корректировки и уточнения плана предприятия.
     Принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств. Гибкость планам придают резервы безопасности (ресурсы, производственные мощности и т. д.).
     Принцип точности предполагает, что планы  предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
     Эти общие положения целесообразно  дополнить специфическими принципами финансового планирования.
     Это принцип соотношения сроков получения  и использования средств –  капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
     Принцип платежеспособности – планирование денежных средств должно постоянно  обеспечивать платежеспособность предприятия, т. е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств.
     Принцип рентабельности капиталовложений –  для капвложений необходимо выбрать  дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг и др.), привлекая заемный капитал лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага.
     Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно  финансировать за счет собственных  средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений).
     Принцип приспособленности к потребностям рынка – важно учитывать конъюнктуру  рынка и зависимость предприятия  от предоставления кредитов.
     Принцип предельной рентабельности – целесообразно  выбирать те капвложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
     Помимо  принципов организация финансового  планирования требует выбора методов  планирования. Финансовые показатели могут планироваться различными методами (расчетно-аналитическим, нормативным, балансовым, оптимизации плановых решений, экономико-математическим моделированием).
     Расчетно-аналитический  метод планирования основан на анализе  достигнутого уровня финансовых показателей  и прогнозирования их уровня на будущий  период. Данный метод применяется  в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями устанавливается не прямо, а косвенно – на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели.
     Нормативный метод. Его содержание сводится к  тому, что потребность предприятия  в финансовых ресурсах, источники  их образования определяются на основе заранее установленных норм и  нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная банковская процентная ставка и др. нормативный метод планирования – самый простой и доступный. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов предприятия для формирования и использования денежных ресурсов, а также организация контроля за соблюдением норм и нормативов каждым структурным подразделением.
     Балансовый  метод. Экономическая сущность этого  метода состоит в том, что благодаря  балансу имеющиеся в наличии  финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них.
     Балансовый  метод применяют при прогнозировании  поступлений и выплат из денежных фондов (потребления и накопления), составления квартального плана  доходов и расходов, платежного календаря  и т. п.
     Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев. Например, минимума приведенных затрат; минимума текущих расходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала, т. е. ускорения оборачиваемости авансированных средств.
     Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми  показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной и корреляционной связи.
     Функциональная  связь выражается уравнением вида 
                                    Y = f (x)
     Корреляционная связь представляет вероятностную зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнением регрессии различного вида. Однофакторные модели могут базироваться на линейном уравнении, уравнении параболы или гиперболы. Например, однофакторное уравнение, построенное на базе линейной зависимости, имеет вид  У = а0 + а1х1.
     При использовании экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение  периода исследования: его следует выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые значения финансовых показателей за прошедшие три – пять лет, а для годового планирования – среднеквартальные данные за один – два года.
     При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде  в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.
     Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.
     Построение  моделей состоит из ряда этапов: 

      изучение  динамики финансового показателя за определенное время (квартал, год) и  выявление факторов, влияющих на динамику;
      расчет функциональной зависимости финансового показателя от определяющих его факторов (например, зависимости прибыли от объема реализации);
      разработка вариантов прогноза финансового показателя;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.