На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     РЕФЕРАТ
     по  дисциплине «Философия»
     по  теме: «Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки»
 

      Оглавление 

Введение
1. Пантеизм в философии Г.Гегеля
2. Философия истории
Заключение
 

      Введение 

     Высшим  достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 — 1831). По словам Вл. Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других - природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении диалектического метода познания в современной науке, а также вечно продолжающимся спором между идеализмом и материализмом.
     Целью настоящей работы является исследование взглядов Г.Гегеля, выявление основных его положений, слабых и сильных сторон его философии.
     В связи с поставленной целью можно  формулировать следующие задачи исследования:
    рассмотреть особенности учения Гегеля о мировом духе, выделить идеалистическое содержание его учения;
    проанализировать гегелевскую философию истории, выявить ее позитивные стороны.
     Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности учения Гегеля о мировом духе, рассматривается особенности идеализма Гегеля, в третьем дается обзор философии истории Гегеля, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.
 

      1. Пантеизм в философии Г.Гегеля 

     Пантеистический характер философии Гегеля наиболее заметен в его "Философии религии" и в разделе о религии в "Феноменологии духа". Исходным пунктом его философии религии является идея о том, что неличное начало мира познает самое себя. Религиозные представления лишь неадекватная идея самопознания "абсолютного духа". Адекватной же формой этого осознания может быть лишь философия.
     Гегель  подчеркнул, что абсолютное начало реальности должно быть родственным  характеру нашего мышления, иначе  его нельзя зафиксировать мыслью. Гегель разрабатывает тезис о  том, что познание является самосознанием  абсолютного начала самой реальности. В характере реальности - которая в своей основе должна быть "духовной", чтобы мочь себя осознать,- внутренне содержится и ее родство с нашим познанием. Поэтому основой реальности, по Гегелю, являются понятия, "определения мысли", но, разумеется, не субъективные определения мысли, а объективные.
     Наиболее  адекватно эта концепция просматривается  в "Науке логики". Ее парадоксальность состоит в том, что, несмотря на ярко выраженный идеалистический характер, она содержит в себе великое множество  фактов, касающихся объективного мира. Парадокс можно объяснить тем, что с 1801 г. Гегель продумывал диалектическую концепцию познания и искал для нее мировоззренческую основу. Простейшим, хотя и мистифицированным, решением было то, которое он разработал в понятиях "дух", "абсолютный идеал". Основанием "духа" являются "определения мысли", которые реализуются в предметном мире и в истории и которые люди постепенно осознают в законах природы, в законах общества, а затем во всей объективно-идеалистической и диалектической концепции абсолюта. Подчеркнем, что основа реальности имеет динамический характер и проявляется в необходимости прогресса, реализуемого в человеческой истории, и в частности в познании реальности человеком. Характерным для Гегеля, в частности в "Феноменологии духа", является его понимание познания, общества и форм, в которых общество осознает само себя, а также религии и философии, как выражения направленности абсолюта к своему самопознанию. Это, согласно его взглядам, означает, что абсолют является не только субстанцией, но и субъектом, т.е. источником собственного движения к своему самосознанию.
     Гегель  убежден, что изучение тех этапов, которые прошло человечество на своем  пути к "науке" (т. е, к философии  Гегеля), является наилучшей подготовкой  к внутреннему тождеству именно с той позиции, которую и выражает его философия. Он говорит: "Индивид должен и с содержательной стороны пройти через образовательные ступени общего духа, но как через формы, которые дух уже оставил, как через этапы пути, который уже проложен и выровнен... Нетерпеливость требует невозможного, т. е. достичь цели без средств... Так как субстанция индивида, так как даже мировой дух был таким терпеливым, что прошел этими формами в течение длительного промежутка времени и взял на себя огромный труд. мировой истории... и так как он не мог сознание о самом себе обрести никаким меньшим трудом, не может индивид и с точки зрения реальности понять свою сущность каким-либо более коротким путем...".
     Характеристика "Феноменологии" как пропедевтики философии не означает, что это популярная работа. Речь идет исключительно о том, что, когда нашему духу в "логической" последовательности представят предшествующие формы общего сознания, он будет учиться быстрее и с осознанием, соответствующим данной позиции, в которой "дух сознает самое себя, находясь в наличии". Следует еще сказать о том, что побуждает сознание к тому, чтобы оно оставило определенное положение как недостаточное и перешло к высшему. Гегель должен расправиться с аргументом, что сознание не может познать того, что его положение является неудовлетворительным, если оно не может выйти "за свои пределы" и увидеть познаваемый предмет так, как он выглядит, независимо от того, как оно его познает. На это Гегель отвечает, что в том, что сознание о. предметах знает, всегда содержится определенная двоякость, определенное различие между тем, как сознание предмет понимает и как предмет предстает перед сознанием. Сначала кажется, что сознание понимает предмет в согласии с тем, как он предстает перед ним, но позже накапливается опыт, который не соответствует этому пониманию. Когда наступает различие между тем, что сознание о предмете "мнит", и тем, как предмет предстает перед ним, сознание должно изменить свое "понятие" или свое прямое знание о предмете.
     Это объяснение механизма развития нашего познания, разумеется, само по себе является недостаточным для того, чтобы  понять развитие общего сознания человечества к "науке" (т. е. к гегелевской  философии). Известно, что Гегель отстаивал  воззрение на то, что познание заложено в характере действительности как "духе", который хочет направиться к самоосознанию.
     Рассмотрим  же хотя бы кратко главные этапы  познания, которые прошло сознание человечества. Гегель называет эти  этапы психологическими терминами (чувственная достоверность, восприятие и рассудок - Verstand), однако эти названия характеризуют познавательные позиции.
     Позицией "чувственной достоверности" является убеждение в адекватности сознания, которое состоит в том, что  сознание фиксирует чувственный  образ предмета и ничего из него не оставляет вне рассмотрения. Гегель преодолевает эту позицию, "восприятием", которое понимает предмет как вещ со свойствами. Понимание предмета как вещи с чувственно воспринимаемыми свойствами обременено целым рядом противоречий: вещь понимается как нечто, что является и. единичным, и множеством; вещь понимается как самостоятельная единица и сразу же помещается в контекст с другими вещами. Поэтому сознание оставляет эту позицию и стремится закрепиться на позиции "рассудка", ограничивающей предмет на основе внечувственных сил и законов, которые можно познать лишь в интеллектуальном контексте.
     Позиция рассудка - это позиция, которая за чувственным явлением ищет "внутреннее", т. е. внутренний характер вещей. Сознание приближается к "внутреннему" по двум направлениям. Противопоставление стороны явления и "внутреннего" приводит к "вещи в себе" Канта. Пустота "внутреннего", "вещи в себе", вызывается не тем, как говорит Гегель в адрес Канта, что разум слишком близорук, либо ограничен, но тем, что к ней мы подходим, односторонне негативно понимая явление.
     Понимание явления у Гегеля состоит в  том, что от явления мы приходим к  пониманию того, что явление коренится  в чем-то ином, к чему нельзя подойти  иначе как рефлексией явления, его  интериоризацией, внутренним углублением. При помощи мысленной разработки явления можно прийти к позитивно ограниченному внутреннему, или к сущности. По Гегелю, это понимание соответствует пониманию закона в науке Нового времени у Галилея, Декарта и Ньютона. То, что позиция Ньютона исторически предшествует Канту, по Гегелю, не исключает с логической точки зрения их обратного порядка и того, что Ньютон фактически преодолевает "вещь в себе" Канта как мыслимую возможность, которую по стечению обстоятельств реализовали только позже.
     Гегель, таким образом, отстаивает взгляд на то, что ньютоновское естествознание стоит выше кантовского, а это является доводом его высокой оценки науки Нового времени. Однако в то же время он считает, что естествознание, читай: натурфилософия Нового времени, должно было преодолеть и философскую позицию ньютоновского естествознания, которое основывается на абстрагировании реальности (явление в нем выступает богаче, чем закон) и не выражает ее динамического характера. В соотаетствии с пантеистической мировоззренческой ориентацией Гегель упрекает Ньютона в некоем платонизме, который проявляется в том, что законы понимаются как отделенные от тех сил, которыми они руководят, и как выражение движения через покой.
     Критика Гегелем позиции ньютоновского естествознания выразительно завершает его идеализм. Гегель - идеалист, так как основой всего он считает "общее" - идею, абсолютное понятие, которое, однако,- в соответствии с пантеистической тенденцией - не находится вне чувственно проявляющейся реальности, но имманентно ей. К сути этого общего относится также внутреннее движение. Все, чего оно является основой, имеет тенденцию к внутреннему развитию.
     К. Маркс, который определил "Феноменологию" как "порождение философии Гегеля", исходной точкой идеалистической мистификации Гегеля считает его теорию познания. Гегель понимает познание как отождествление нашего разума, или нашей идеи, с внутренним началом реальности, имеющим идеальный, "понятийный" характер. Эта проблема наиболее выразительно демонстрирует характер идеализма Гегеля. Гегель является идеалистом потому, что понимает сознание как самоосознанную реальность, которая - если она стремится осознать себя в человеке - должна быть сама по характеру близка к идее, в которой она себя осознает.
     Анализируя  в "Феноменологии духа" познание как тождество познающего и познаваемого, Гегель полагает, что одного теоретического развития сознания недостаточно для  того, чтобы достичь состояния "абсолютного  знания". Это соединение познающего субъекта и реальности происходит, по Гегелю, в результате прогресса теории, но для него нужен и опыт практического отношения человека к миру.
     Гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Метод, разработанный  Гегелем, направлен на бесконечность  познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью — самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, т.е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью — самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. По Гегелю, его философская система — высшее откровение человеческого и божественного духа, последнее и окончательное слово всемирной истории философии. 

     2. Философия истории Гегеля 

     Своим современникам Гегель больше всего импонировал лекциями по философии истории, ибо они имели актуальное значение. Интерес к философии истории и философии права в этот период подготовил теоретическую почву для возникновения материалистической философии истории.
     Для Гегеля история является сферой закономерности, которая имеет несколько иной характер, чем тот, который имеет сфера природной закономерности. Законы здесь реализуются посредством сознательной деятельности людей. Тем не менее, возможность периодизации истории по отдельным эпохам показывает, что в истории властвует - несмотря на кажимость случайности - неличная закономерность. Шеллинг в "Системе трансцендентального идеализма" утверждает, что закономерность истории есть проявление неличной "абсолютной идентичности", которая объединяет наши индивидуальные цели с неличными целями истории. Гегель, хотя его идеальный принцип истории аналогичен, делает другой акцент. Тогда как Шеллинг за действиями людей видит "таинственную руку" истории, Гегель стремится устранить видимость судьбы и загадочности истории. Гегель показывает, что на первый взгляд история напоминает поле боя и потому необходимо доказать смысл и разумное в том, что вызывает впечатление неразберихи и крушения.
     История является "развитием духа во времени", имеется в виду "мировой дух". Выражение "мировой дух", т. е.. дух, движущийся в "мировой истории", известно уже по "Феноменологии духа". История имеет свою цель. Эта цель - развитие свободы, свободы гражданина в "гражданском" обществе. "Свобода,- говорил Гегель,- является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа. Мировая история была направлена к этой окончательной цели, которой на протяжении многих веков приносятся жертвы на алтаре мира. Только эта последняя цель воплощается и реализуется, только она является в изменении всех событий и отношений тем... что в них воистину действенное". Поскольку реализация свободы, по Гегелю, с необходимостью заключает в себе и то, что дух сам осознает себя свободным, история является также и "прогрессом, в осознании свободы". С этой точки зрения Гегель различает три основных этапа мировой истории. Древние восточные народы знали, что свободным является лишь один-единственный человек; греки и римляне полагали, что свободной является определенная группа людей, и лишь современные "германские" народы полностью осознали, что все люди свободны. По мнению Гегеля, принципом исторического развития является отражение состояния общества. "Знанием,- говорил Гегель,- дух разграничивает знание и то, чем оно является; это знание образует затем новую форму развития". Когда "дух эпохи" поймет сам себя, то форма исторически завершится. Понимание, по Гегелю, значит преодоление до сих пор существующей формы духа и тем самым исходной точки нового "духа эпохи". В этом состоит существенное различие между концепцией истории Гегеля и марксистской концепцией, которая подчеркивает обусловленность исторического развития более динамичными производительными силами и менее подвижными общественными отношениями. "Дух эпохи" является важной концепцией в двояком смысле. С одной стороны, в ней содержится факт, что сначала образуются экономическая и государственная организации, а затем идут все остальные элементы общественной жизни, которые возвышаются над ними, вплоть до религии или философии, и что все это образует единое целое. В "Истории философии" Гегель так представляет эту структуру: "Это единая определенная сущность, единый определенный характер, который проникает через все стороны и проявляется в политическом и иных моментах как в своих различных элементах. Это единое состояние, взаимно связанное всеми своими частями, отдельные стороны которого пусть даже выглядят' различными и случайными, пусть даже кажется, что они взаимно противоречат, но они ведь не содержат в себе ничего, что бы было по отношению к началу неоднородным". И в другом месте: "Этот богатый дух народа является организацией, является домом, который имеет крышу, лестницы, колонны, залы, много отделений, которые возникают из единого целого и единой цели". Самосознание, которое наступает тогда, когда возможности определенного "духа эпохи" уже исчерпаны - сова Минервы летает ночью,- "дух эпохи" замыкается и выходит за свои пределы. Это второй важный аспект "духа эпохи".
     Развитие "мирового духа" проходит не автоматически, оно не может обойтись без практического участия людей, без "человеческой активности вообще". Человеческая активность, мотивированная разобщенными эгоистическими потребностями, интересами, даже страстями индивидов, образует, по Гегелю, единственное адекватное средство, или инструмент, посредством которого история реализует свою внутреннюю наиболее желаемую цель: "Неизмеримая масса желаний; интересов и деятельностей является орудием и средством, при помощи которого мировой дух осуществляет свою цель, которая возвышает его к осознанию и реализует его".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.