На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Подход при работе с пожилыми людьми

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     План
     стр.
     Введение                                                                                                       3-5
     Глава 1. Технология разговора с пожилыми  людьми в рамках социального обслуживания                                                                                   6-13
     1.1.Общая  характеристика методики разговора                                         6-9
     1.2. Основные приемы технологии разговора                                         10-11
     1.3.Основные  профессиональные качества социального работника    12-13 

     Глава 2. Применение разговорного подхода при работе с пожилыми людьми в условиях медицинского стационара
     2.1. Особенности общения с пожилыми  людьми в условиях медицинского стационара                                                                                                             14-17
     2.2. Структура нарративного подхода в условиях стационара              18-25
     2.3.Проблемы пожилых людей в контексте нарративного подхода     26-34
     Заключение                                                                                                      35
     Литература                                                                                                  36-38
 

Введение
     Одна  из особенностей социальной работы, в  том числе и с пожилыми людьми, состоит в правильном построении  коммуникации между социальным работником и человеком, находящимся под опекой социальной службы.
     Опуская в данной работе обще теоретические основы процесса коммуникации, отметим лишь то что, одной из важных его частей, является правильное построение разговора. Именно от этого во многом такие важные факторы социальной работы как: установление доверия, эффективный сбор информации, разрешение той или иной проблемной ситуации. А потому, разговор социального работника с человеком является технологией, которой необходимо владеть не только теоретически, но и практически. Поскольку, мы считаем процесс разговора одной из технологий работы, значит, в ней должны быть четкие структура, правила и особенности использования.
     Актуальность  выбранной темы можно разделить  на две части: теоретическую и  практическую. С теоретической точки зрения изучение и структуризация технологии социального общения, служит базой понимания самого процесса коммуникации. С практической же точки зрения изучение темы дает нам знания о том, как конкретно строить разговор с пожилым человеком, а  это в свою очередь, позволит наиболее качественно и эффективно решать задачи, возложенные на социального работника. Кроме того, четкое знание технологии позволит  обучать новых сотрудников, достаточно быстро проходя этапы от осознанной некомпетентности, до неосознанной компетентности.
     В связи с этим, основной целью предлагаемой работы  является выделение внутренней структуры процесса социального общения, а также изучение контекста применения той или иной формы названной технологии.
     Для успешного достижения поставленной цели мы считаем необходимым решить следующие задачи.
        

     
    Изучить работы авторов занимавшихся данной проблемой  в рамках социальной психологии.
    Изучить и проверить на практике  каждый структурный компонент процесса  социального общения.
    На примере, различных авторов рассмотреть контекст применения той или иной формы социальной коммуникации.
     В данной работе технология разговора  социального работника будет
рассмотрена в двух контекстах. С одной стороны  в контексте традиционного общения  социального работника со своим  клиентом, с другой же в контексте нарративной (разговорной) технологии в условиях медицинского стационара.
     Методологическую  основу составили как обще логические, так и собственно психологические методы исследования.
     К обще логическим методам, используемым  в работе, относятся методы анализа, синтеза, а также сравнения. К психологическим – наблюдение  и тестирование.
     Применение  названных методов объясняется тем, что обще логические методы позволяют сравнить между собой и классифицировать основные многообразные приемы манипуляции. Психологические же методы, позволяют наблюдать и фиксировать явления и особенности человеческой психики, которые могут мыть использованы для  манипуляции.
     Среди фундаментальных психологических  исследований положенных в основу данной работы нами были выбраны  работы Филиппа Зимбардо и Майкла Ляйпе «Социальное влияние», Роберта Чалдини «Психология влияния». Среди работ написанных в рамках НЛП следует, прежде всего, назвать работы самих его основателей. К ним можно отнести исследование Фрэнк Пьюселика «Магия нейролингвистического программирования без тайн», Р.Гриндера и Р. Бендлера «Вводный курс НЛП тренинга», «Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий», Р Дилтса «Изменение убеждений с помощью НЛП».
     Среди работ посвященный непосредственно  социальной работе,  на наш взгляд, необходимо назвать труды  Холостовой Е.И. «Социальная работа с пожилыми», «Социальная геронтология» и  др.
     Многие  работы, не названные во введении, но указанные в списке литературы, послужили методологической и обще информационной основой для написания данной курсовой работы.
 

      Глава 1. Технология разговора с пожилыми людьми в рамках социального обслуживания
      1.1   Общая характеристика методики разговора 

           Первая беседа  обычно  имеет   цель  выяснить  право  клиента   получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы.  Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как  коммуникация  (общение) или  взаимодействие.  Это  искусство   и   наука.   Начинающим   работникам,сталкивающимся с этой формой деятельности,  необходимо  обладать  знанием  ипониманием явных и тайных причин того или  иного  поведения  человека,  т.е. мотивов  поведения.  Знание  этого  способствует  эффективности   работы   итерпимости к людям. Только внимательное выслушивание и  наблюдение  за  тем,как люди ищут помощи, сможет превратить  объективные  факты  и  субъективныечувства в часть межличностного  общения,  включающего  открытые  и  закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
           К основным навыкам, необходимым  для ведения беседы,  относятся   такие 10 принципов [13, с.122]. Вначале информировать клиента о продолжительностибеседы; начинать беседу после того  как  клиент  понял  ситуацию;  старатьсябыть доброжелательным, чтобы  создать  свободную  непринужденную  атмосферу;постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать  опасность  вынесения суждений, а не  принятия  человека  таким  как  он  есть;  развивать  навыки социального общения, например, улыбнуться,  чтобы  помочь  общению,  вначале избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить,  не домысливать за клиента; не слишком  торопиться,  не  суетиться  и  научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это  время,  когда  клиент напряженно думает).
           Каждая беседа обычно фиксируется  на какой-то основной проблеме  такой, как  например,  исследование  финансовых  проблем  клиента,  его   болезнях, обидах,  взаимоотношениях  и  т.д.  Каждая  беседа-знакомство  должна  иметь четкую схему, т.е.  начало,  середину,  конец.  Каждая  последующая  беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей,  приэтом должны быть использованы письменные или видеозаписи.
           В процессе беседы обращения  к одним  и  тем  же  трудностям  или  даже отрицание их может дать работнику какой-то "ключ".  Надо  обращать  вниманиена несоответствования и умолчания. Например,  подвергшийся  насилию  человек может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения  или  что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.
           Беседа-интервью социального работника  отличается от повседневных бесед-тем, что  они  имеют  тему,  направленную  на  достижение  конкретной  цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается  положительное  или отрицательное развитие взаимоотношений  [13,  с.125].  Рассмотрим  последние аспект подробнее. Первая встреча  социального  работника  и  клиента  помимо чисто информативной функции имеет,  по  меньшей  мере,  три цели:  стремление заключить союз с клиентом  относительно  методов  лечения,  т.е.  социальный работник старается понять мысли  и  чувства  клиента;  старается вселить вклиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы [13, с.125]. Если не принимать эти факторы  во  внимание,  то управление  ситуацией  невозможно.  Особенно  это  важно,  если  наблюдается негативная реакция со стороны клиента.
           Иногда социальные работники  переживают, что порой они   сталкиваются  с необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать,  какая  помощь им нужна,  делают  все,  чтобы  заблокировать  ее.  Одной  из  причин  этого является то, что  встреча  с  незнакомым  человеком  может  вызвать  чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение  зависимости.  Социальный работник не должен  выявлять  интимные,  вызывающие  смущение  или  пугающие факты о клиенте или о себе самом, поскольку  это  может  вызвать  негативную реакцию клиента.
           Практики часто бывают расстроены, если те, кто пользуются их  услугами, не являются  на  встречу  после  первой  беседы  [13,  с.142].  Исследования показывают, что около  50%  обратившихся  за  помощью  не  возвращаются  для участия во  второй  встрече.  Причем  даже  если  первая  беседа  привела  к положительным результатам, то существует и множество  других  причин  неявки на  вторую  встречу.  Например,  для   кого-то   первой   беседы оказалось достаточно, кто-то не хочет продолжительного  вмешательства  в  свою  жизнь, кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.
           Удачные беседы не зависят  только от содержания разговора,  важно,  если к работнику после  этого  интервью  относятся как к человеку,  способному понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и  как  социальный работник реагирует  на  субъективные  чувства  клиента  и  использует  их  в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если  работник  попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.
           Если клиент обладает физическими  недостатками, умственными, слуховыми, речевыми  расстройствами,  то  могут  понадобиться   альтернативные   методы общения. Но  даже  и опытные работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что он  хотел  бы  сказать  или  выразить  нереально. Лучше дать клиенту возможность  говорить  максимально  свободно,  поскольку, если  человеку  дать  возможность  самому  рассказать   свою   историю,   то удивительно  как  скоро  он  сам  приходит   к   решению   своей   проблемы.
     Стереотипное   отношение   к   клиенту   создает   препятствия.   Не   стоит рассматривать клиента как принадлежащего к  определенному  классу, так как это искажает представление о нем и  приводит  к  поспешным  выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о  них поспешные выводы.
           Задавание  "хороших"вопросов.  Тема  задавания  вопросов  как   навыка межличностного общения весьма актуальна [13, с.150]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Основные приемы технологии разговора 

           Нашей задачей является выделить  моменты, когда этот метод   мешает  или помогает в помощи клиенту. Так, социальный  работник,  задающий  вопросов  в подозрительной  или  обвинительной  манере,  и   не  заинтересованным   или дружелюбным тоном, вызовет у  клиента  чувство  страха  и  недоверия.  Слова здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.
           Задавание большого количества  вопросов может выглядеть как   допрос,  а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.
           Неопытные люди  часто  избегают  задавать  "зондирующие"вопросы,  если клиент догадывается к чему клонится разговор.
           Другим  барьером  может  служить   слишком  частое  задавание   вопроса, начинающегося  с  "почему",  т.к.  оно подразумевает,  что клиент   должен объяснять  свое  поведение,  это  приводит  к  заниманию  им  оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со  слова  "что",  т.к.  он  может выявить информацию,  полезную  для  обоих  участников  разговора,  например, вместо того, чтобы спросить старую женщину почему  она  боится  выходить  из дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти,  если  она  выйдетиз дома.
           Умелое использование вопросов - это нечто мало  изученное   в  практике социальной работы. Оно очень важно, т.к. это не только сбор  информации,  но и один из путей начала процесса изменения.
           Репортерский тип вопросов  порой   может  достичь  успеха,  если  перед корреспондентом  намеренно  выдвигают  аргументы оппонента с тем,   чтобы привести к изменению.  Другими  способами  использования  вопросов,  которые подразумевают изменение как конечную  цель,  является  построение  их  таким образом: "Возможно это неправильно, но...", "Я не  совсем  понял  ...",  все они  стимулируют  отступление  клиента  от   обычной   схемы   поведения   и рассмотрение новых возможностей. Чтение нотаций или  преждевременные  советы нежелательны и не применяются опытными помощниками. В  случае  возникновения неловких моментов не нужно заострять на них внимание, можно к ним  вернуться позже, когда клиент уже справился с конкретной проблемой,  или  спросить  об этом же, но позже, когда он избавится от смущения.
           Другим типом задавания  "хороших"  вопросов  является  так  называемый "круговой опрос". Он применяется в семейной  терапии и позволяет оценить взаимодействие  и  функционирование  в  рамках  семьи  путем  предоставления одному из членов семьи возможности  прокомментировать  взаимоотношения  двух других членов, их  поведение.  Круговой  опрос  выявляет  различные  позиции участников,  дает  новую  информацию  о  том,  как  третья   сторона   видит взаимоотношения между двумя другими членами семьи [13, с.153].
           Гипотетические вопросы типа: "А  что было бы, если ...?"могут еще более прояснить ситуацию, а вопросы, когда предлагается описать идеальное  решение проблемы (с позиции клиента) могут  предложить  решение  проблемы.  Вопросы, ставящие проблему, предпочтительнее готовых ответов.  У  людей  обычно  свои взгляды на вещи и свои идеи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Необходимые профессиональные качества социального работника 

           Хороший социальный работник  обладает следующими шестью качествами:
           1. Симпатия  или  понимание  -  попытка  видеть  мир   глазами  другого человека.
           2. Уважение, реагирование на проблему  клиента  таким  образом,  чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.
           3. Конкретность, четкость, чтобы тот,  кто  консультируют  максимально четко понимал проблему.
           4. Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.
           5. Искренность, умение вести себя  естественно  во  взаимоотношениях  с клиентом.
           6. Сиюминутность, иметь дело именно  с тем, что происходит в   настоящий момент встречи [15, с.177].
          Представляют особую трудность для начинающих  социальных  работников умение определить, какие у них могут  встретиться  сложности  в  общении  и, соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать.
           Исходя из этого, при работе  с клиентами  социальному работнику можно дать следующие рекомендации:
           - необходимо обладать знанием   и  пониманием  явных  и   тайных  причин поведения человека;
           - иметь навык межличностного  общения;
           - умело задавать вопросы;
           - пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.
           Таким образом, изучив данный раздел,  можно говорить,  что социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать.             Обретение  навыков посещения  клиентов,  понимания  специфики  их   жизни,   навыки   задавания вопросов, решения  проблем,  планирования  действий  -  все  это  далеко  не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть  заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные  приемы  технологии социального общения и разговора.
     В самом же общем смысле, построение коммуникации, в том числе и  с пожилыми людьми, строиться на базовых законах эффективного общения  и на понимании внутренней структуры процесса коммуникации. 

 

     Глава 2. Применение нарративного подхода при работе с пожилыми людьми в условиях медицинского стационара.
     2.1 Особенности общения с пожилыми людьми в условиях стационара 

     Данная глава, представляет собой попытку анализа автором применения нарративного подхода в работе с пожилыми пациентами, преимущественно в условиях медицинского стационара.
     Сложность обозначено й работы в стационарных условиях, состоит в первую очередь, в малом периоде возможного контакта психолога с пациентом – 2-4 недели, что определяется спецификой стационарной медицины. Соответственно, исходя из загрузки социального работника общением с другими пациентами, контакт с каждым из них возможен в среднем два раза в неделю. Значит, за весь период пребывания больного в стационаре это составляет от одной до восьми, редко десяти встреч. Это делает трудно достижимым в результате психокорреции значительных изменений в жизни пациента. Поэтому перед социальным работником, работающим в клинике, встает задача подбора методик, в том числе нарративного подхода, для краткосрочного психотерапевтического воздействия на пациента, в частности, психологической коррекции его состояния [11, с. 81].
     Эта особенность работы медицинского психолога  в условиях стационара усугубляется тем, что, как отмечают многие исследователи, «в преклонном возрасте снижается способность к обучению и переменам (пластичность)». 
Пожилые люди в основном ведут себя как «жалобщики» – они не признают своей ответственности за настоящую ситуацию и/или проблему, ищут причины в окружающих людях или обстоятельствах, а себя считают неспособными участвовать в их разрешении больше, чем они это уже делают. При этом жесткость (ригидность) мышления пожилых клиентов делает их мнение и высказывания категоричными, безаппеляционными. Их мир – это сформированные нормы, идеи, концепции, которые они, с одной стороны, не готовы пересматривать, и которые, с другой стороны, являются для них опорой и поддержкой в изменяющемся с возрастом соотношении их активности и отстраненности в процессе преобразования окружающей дествительности. Поэтому они сопротивляются и/или не способны изменить или даже скорректировать свои твердые убеждения. Это отсутствие гибкости мышления, невосприимчивость к новым веяниям усугубляются по мере старения человека. 
Поэтому традиционные направления социальной работы, ориентированные на достижение кардинальных изменений в поведении, мышлении, восприятии себя и окружающей дествительности наталкиваются на жесткое сопротивление изменениям, нежелание пожилых клиентов работать над своим участием (ответственностью) в неустраивающей их ситуации, часто это проявляется и в обесцениевании действий и профессионализма психолога [23, с. 107].

       Еще одним очень сложным моментом в работе с пожилыми пациентами является то, что они склонны больше жить воспоминаниями, сравнением нынешней ситуации с эпизодами или периодами прошлого. В этом самом прошлом они вспоминают себя во взаимодействии с какими-то конкретными лицами, поэтому легко и гораздо быстрее, чем в работе с лицами среднего возраста, возникает перенос на психолога. При этом они часто не скрывают этого ни от себя, ни от собеседника, проговаривая, кого он напоминает пациенту. Таким образом, пожилой человек определяет (диктует и навязывает) конкретные ролевые отношения с психологом, которые достаточно трудно преодолеть или изменить в процессе психотерапии, опять-таки вследствие значительной жесткости их мышления и суждений.
       Поэтому идея социального конструктивизма, что «наш опыт и знание о мире постоянно порождаются или конструируются людьми в повседневном взаимодействии друг с другом. В процессе повседневного лингвистического взаимодействия мы создаем и воссоздаем понятия, категории, объекты, с которыми мы знакомы», являющаяся основой нарративнного подхода, воодушевила нас на попытки организовать в своей консультативной практике пересказывание историй, которые рассказывают сами пожилые пациенты, вместо традиционного анализирования и интерпретации и/или их переформулирования. При этом в своих пересказах мы осуществляли смещение фокуса внимания с тем о неизбежности, бессмысленности, безнадежности, невозможности изменений, обвинений в адрес внешнего мира, на темы опыта, компетентности, достижений, мудрости, сохранности и стабильности, непрерывности процесса развития.
        В своей работе мы опирались также на следующие принципы нарративного подхода , сформулированные его идеологами, создателями, разработчиками и практикующими нарративными консультантами. 
          Реальности социально конструируются.

      Реальности конструируются через язык. Процесс разговора не нейтрален или пассивен. Каждый раз, когда мы говорим, мы создаем реальность. 
            Реальности организуются и поддерживаются через нарратив. Ключ к этой терапии в том, что в любой жизни всегда больше событий, которые не удостаиваются истории, чем те, которым повезло. Даже в самых длинных и развернутых автобиографиях за их пределами остается больше, чем в них включено. Это означает, что когда жизненные нарративы несут болезненные смыслы или предлагают, как кажется, неблагоприятный выбор, они могут быть изменены путем выявления других, ранее не помещенных в историю событий или извлечения нового смысла из уже получивших свою историю событий, что позволяет конструировать новые нарративы.

        Не существует абсолютных истин. Когда одни и те же «факты» пересказываются с различных точек зрения, они приобретают совершенно разные смыслы.
       Каждый человек анализирует свою жизнь, вспоминая время от времени те или иные ее отрезки. И чем жизнь длиннее, тем больше есть того, что можно вспомнить, а еще важнее рассказать об этом другим, чтобы взглянуть на со стороны, переосмыслить. Пожилые люди часто одиноки, поэтому им важно иметь собеседника, который позволяет высказаться, причем так, как они сами этого хотят. Как показывает наша практика, клиентам, в том числе пожилым, очень импонирует профессиональная позиция нарративного консультанта - заинтересованного слушателя, который, с одной стороны, внимательно относится к жалобам, проблемам и тем историям, которые о них рассказывают клиенты, а с другой стороны, отыскивающий в этих историях иной, жизнеутверждающий смысл их существования, и, наконец, помогающий самому пациенту пересоздать свою жизненную историю желанным ему образом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Структура нарративного подхода в условиях стационара 

     На  основе анализа психологической  литературы, можно выделить следующие  структурные компоненты  нарративного подхода:
     1. Слушание истории клиента.
     2. Выявление проблемной (доминирующей) истории.
     3. Экстернализация проблемы. Называние  (присвоение имени) проблемы. 
         4. Деконструкция проблемной истории.

     5. Выявление уникальных эпизодов  и начало альтернативной истории. 
          6. Перенаименование проблемы. Называние альтернативной истории (как в ней решается проблема).

     7. Уплотнение альтернативной истории
     8. Обсуждение будущего в свете  новой истории (без проблем) 
          9. Выявление качеств (ресурсов) клиента, способствующих поддержанию новых отношений (реальности) в настоящем и будущем [22, с. 114]

                                Слушание истории клиента.
          Сама идея нарративной  практики – переконструирование  истории (нарратива) клиента - делает процесс  выслушивания основополагающим моментом терапии. При этом психолог одновременно ведет анализ двух направлений, всегда сосуществующих в любом повествовании: 1) проблемно насыщенные периоды и эпизоды, 2) благополучные ситуации и отрезки жизни клиента. 
В работе с лицами пожилого возраста можно столкнуться с рядом особенностей способа предъявления ими своего нарратива:

          1. В каждый конкретный момент они заранее готовы говорить только на конкретную тему. Другие темы их в этот момент не интересуют настолько, что если они даже начинают о них говорить, то все равно возвращаются к волнующей, актуальной для них. Поэтому, чтобы установить хороший контакт и помочь пожилому человеку развернуть свою историю, мы интересовались тем, что его сейчас больше всего беспокоит, о чем думается, что интересует; 
                2. Пожилой человек, начав говорить, трудно переключается с одной темы на другую – ему важно довести свое повествование до конца так, как это у него получается, им мыслится. Только в этом случае он потом может совместно с психологом делать обобщения, искать исключения, перестраивать всю логику своего рассказа. Предложение со стороны собеседника (психолога), еще до изложения ими своего сюжета, перейти от одного факта жизненной биографии или темы беседы (например, от болезней к домашней обстановке) создает у них ощущение неприятия их как личности, незначимости всего, что они говорят; 
                 3. Им очень важно быть выслушанными как можно больше. Они ищут скорее не собеседника для диалога, а слушателя для монолога, будучи часто лишены этого в своей реальной жизни. Это требует от психолога не только терпения и способности сохранять интерес и доброжелательность в процессе всего их рассказа (слушания), но и выделение для этого дополнительного времени. Поэтому процесс работы с пожилыми людьми занимает, в среднем, больше времени, чем с лицами среднего возраста. При этом длина каждой встречи может сильно различаться, что зависит как от состояния пожилого человека, желания общаться, так и от задаваемой им темы: она может быть только вскользь упоминаемой или широко разворачиваемой;

           4. Будучи выслушанными, они какое-то время не стремятся больше говорить о своей жизни так подробно – эта потребность удовлетворяется на какое-то время. Предложение же психологом регулярных, четко определенных по длительности и периодичности повторения встреч они подчас воспринимают как принуждение, навязчивость – настораживаются, замыкаются, вплоть до отказа от повторных встреч;
          5. Пожилому человеку важно руководить процессом беседы, и в особенности ее границами: задавать тему, вести сюжет, заканчивать встречу, отслеживать начало и регулярность последующих, в том числе их частоту и общее количество.
                         

                     Выявление доминирующей истории
     Беседа  со специалистами «помогающих профессий», в том числе с психологом, связывается  у людей с необходимостью искать в своей жизни недостатки, трудности, которые, как он считает, невозможно разрешить. Поэтому наши клиенты рассказывают так называемые «проблемные истории», в которых они представляются беспомощными жертвами или обессиленными борцами, обиженными и непонятыми, несчастными и несостоятельными, часто практически уничтоженными.
       При этом в процессе рассказывания, человек начинает воспринимать себя и свою ситуацию именно в том ключе, в каком он предъявляет себя как героя рассказа. Таким образом, сам дух (эмоциональная окраска) его истории влияет на жизненную позицию рассказчика. В этом смысле у пожилого человека гораздо больше, чем у молодых, жизненного материала, который он может окрашивать тем или иным к нему отношением. Соответственно, и действие такой рассказ, например, о бессмысленности прожитой жизни, оказывает более мощное – прошлого у пожилых значительно больше, чем будущего, о котором можно мечтать, надеяться на кардинальные перемены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.