На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Организации деятельности коммерческого банка"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации 

ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

БУГУРУСЛАНСКИЙ  ФИЛИАЛ 

Кафедра финансы и кредит 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по организации деятельности  коммерческого банка
вариант № 8 
 
 

                                                                           
 
 

                                                                                     Выполнила:
                                                                                     Студентка V ФиК
                                                                                     Горшенина И.В.
                                                                                     Шифр 01156
                                                                                     Проверила:
                                                                                     Комкова Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бугуруслан 2005.
       1 Роль банка в  экономике страны.
       Сущность  и функции банка определяют его  роль в экономике. Под ролью банка следует понимать его назначение, то, ради чего он создается, существует и развивается. Как и функция, роль банка специфична, ее нужно рассматривать в рамках экономики в целом и она не зависит от того, к какому типу принадлежит банк (эмиссионный он или коммерческий, сберегательный или инвестиционный и т.п.). Учитывая то, что банк функционирует в сфере обмена, его назначение и влияние на экономику необходимо рассматривать прежде всего с этой точки зрения.
       Назначение  банка состоит в том, что он обеспечивает:
       - концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства;
       - упорядочение и рационализацию денежного оборота.
       Как это следует из функции аккумуляции временно свободных ресурсов, банки являются собирателями временно свободных денежных ресурсов для их последующего направления тем хозяйствующим субъектам, которые нуждаются в дополнительных ассигнованиях. Мелкие ручейки собранных по крупицам временно свободных денежных средств превращаются банками в огромные потоки денежных ресурсов. Концентрация и направление денежных потоков на удовлетворение потребностей производства и обращения сверх имеющихся в их распоряжении источников составляет важнейший аспект взаимодействия банков с экономической средой. Аккумулируемые банками денежные средства, их последующее перераспределение дают возможность не только поддержать непрерывность производства и обращения продукта, но и ускорить воспроизводственный процесс в целом.
       Банки, возникшие на базе товарного и денежного обращения, как никто другой, обладают свойством упорядочения и рационализации денежного оборота. Уже на ранних стадиях банковской деятельности банкиры обеспечивали хранение денежных средств, их перевод в соответствии с торговыми операциями как внутри страны, так и во внешнеэкономическом обороте, выступали в роли менял денежных знаков одной страны на валюту других стран. С тех пор технология и масштабы банковского дела существенно изменились.
       Переход от примитивных форм расчетов, используемых древними банкирскими домами, к организации расчетов на базе современных электронных сетей даст возможность ускорить время оборота, расширить хозяйственные связи между товаропроизводителями. Банки стали неотъемлемой частью современной экономической жизни. Невозможно представить себе деятельность предприятий и граждан без содействия банков.
       Упорядочение  и рационализация денежного оборота  достигается не только вследствие расчетов, организуемых банком, внедрения наиболее совершенных и экономичных форм платежей, но и в результате более рационального использования ресурсов предприятия. По вкладам денежных средств, помещенных в банк, предприятия и граждане могут получать определенный процент, другие бесплатные услуги. В целом банки могут выполнять согласно поручению клиента работу по управлению денежными и материальными средствами. Деньги, находящиеся в банке, не просто хранятся на счетах, они совершают кругооборот, что позволяет получить дополнительную прибыль, как их владельцам, так и кредитному учреждению.
       Роль банка условно можно рассматривать с количественной и качественной точек зрения.
       Количественная  сторона деятельности банка определяется объемом и разнообразием банковского продукта, реализуемого на рынке. Практически роль банков с количественной стороны определяется объемом их активных операций. Банковская статистика показывает в разрезе отдельных секторов экономики объем предоставляемых народному хозяйству кредитов, в том числе краткосрочных, долгосрочных и среднесрочных кредитов, предприятиям и населению. Статистика отдельных стран содержит данные о кредитах, предоставляемых банками на специальные цели (на сезонные потребности, на жилищное строительство, под векселя, межбанковские кредиты, по контокорренту и пр.), а также предоставляемых группами банков.
       В статистических сборниках приводится специальная информация о работе банков: размеры привлекаемых средств, объемы депозитов, формы расчетов, размеры операций с ценными бумагами, валютных операций и т.д. Эти и другие данные позволяют оценить масштабы и направления банковской деятельности, определить их динамику, сравнить показатели работы банков по группам, и сопоставлении с другими странами и др.
       Важно рассматривать банковскую деятельность в увязке с общеэкономическими показателями. Банк, работая в сфере обмена, не отгорожен «китайской стеной» от народного хозяйства, воспроизводственного процесса в целом. Поэтому его роль невозможно представить изолированно от влияния на экономику в целом, от того, как банки, предоставляя свой продукт, помогают развитию хозяйства. Было бы, например, проблематичным рассматривать роль банка только с точки зрения массы платежных средств, предоставляемых на макро- и микроуровнях. Размер выпущенных в обращение денег свидетельствует лишь о выполняемой банком операции, без которой не состоялся бы обмен, замедлился ход производства и обращения продукта. Выпуск платежных средств — важная характеристика банковской деятельности. Однако с позиции оценки роли банка здесь вряд ли можно ставить точку. Эмитирование платежных средств имеет, по крайней мере, две стороны: их масса оказывает огромное влияние на стабильность денежной единицы и на эффективность производства и обращения продукта. Эти две стороны зачастую представляются на практике как антиподы, в то время как обе они указывают на единое назначение банка. Выпуск банком денег в обращение влияет на производство и обращение в целом, к примеру, излишний выпуск платежных средств дестабилизирует денежную массу, вызывает инфляцию, приводит к обесценению капиталов и накопления, отрицательно воздействует как на денежный оборот, так и на кругооборот средств.
       Искусственное сдерживание потока денежных средств, необходимых для обмена, может  вызвать затруднения в платежах. Так, в России в начале 90-х годов  XX века печатание денег, их выпуск в обращение отставали от потребностей налично-денежного оборота, что вызывало задержку выплаты заработной платы работникам предприятий, пенсий и пособий. Одной из причин неплатежей между предприятиями в условиях сильной инфляции и обесценения их капиталов (наряду с другими причинами) было отставание эмиссии от потребностей платежного оборота, что на практике приводило к приостановке производства, свертыванию производства определенных промышленных продуктов.
       Стабильность  денежной единицы, соответствие ее массы потребностям народного хозяйства является важнейшим показателем сбалансированной денежной политики банков и того, насколько деятельность банков отвечает их назначению в экономике. Банки, хотя и работают, как отмечалось ранее, в сфере обмена, но не ради обмена как такового, который неотделим от производства, распределения и потребления общественного продукта. Поэтому роль банка на макроэкономическом уровне не может быть раскрыта в полной мере без учета его воздействия на экономику в целом. Банк, будучи институтом обмена, работает не только на него, но и на конечные цели потребителей банковских услуг. В связи с этим, характеризуя роль банка в экономике, не следует ограничиваться показателями только денежной массы, важно наряду с ней рассматривать объемы банковской деятельности во взаимосвязи с достигнутыми показателями роста и обращения общественного продукта.
       Влияние роли банка на общеэкономические  показатели можно проследить на примере  его деятельности в области кредитования хозяйства. Объем этой деятельности не дает полной картины назначения банков. Так, в период экономических кризисов потребность в кредитах значительно возрастает. Предприятия чаще испытывают острые финансовые затруднения, взаимные неплатежи по различным причинам (трудности сбыта, невыполнение правительством обязательств по оплате заказов, несостоятельность должников и др.) достигают колоссальных размеров, вызывают резкое увеличение потребности в кредите как платежном средстве. В этих условиях полное удовлетворение банками потребности предприятий в дополнительных платежных средствах было бы ошибочным. Опыт показывает, что в период экономических кризисов резко возрастают кредитные риски. Увеличение кредитов не только не сопровождается их адекватным возвратом, но, напротив, вызывает значительный рост просроченных платежей по ссудам, приводит к росту убытков от кредитных операций. Именно поэтому в период кризиса банки, несмотря на значительный рост спроса на кредит, сокращают объемы своих кредитных операций. Снижение объемов производства неизбежно сопровождается и сокращением объема кредитных вложений.
       Назначение  банков как кредитных институтов от этого не изменяется. Банки не могут, не имеют права безоговорочно  увеличивать кредитную помощь всякому клиенту, который в ней нуждается, ибо они сами работают преимущественно на чужих деньгах. Повышенный риск невозврата кредита обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику. Это не означает, что банк полностью прекращает свою кредитную деятельность. Банк всегда останется, прежде всего, кредитным институтом, перераспределение им временно свободных денежных средств продолжается; сокращаются лишь объемы кредитных вложений в зависимости, как от общих макроэкономических показателей состояния производства, так и от размера уменьшения тех ресурсов, которые может аккумулировать банк на нужды кредитования.
       Деятельность  банка по кредитованию народного  хозяйства вопреки тенденциям производства и рынка его продуктов может подорвать и производство, и кредитную основу, базирующуюся на возвратном движении средств. Поэтому разрабатываются модели оптимального соотношения между ростом производства и ростом кредитных вложений, активов банка и доли кредитов в его активах, устанавливаются нормативы ликвидности, пропорции между кредитами и депозитами и т.д. Цели при этом состоят в сдерживании неоправданной кредитной экспансии, снижении рисков в банковской деятельности. Качественная сторона роли банка проявляется в проведении сбалансированной политики, направленной на достижение максимальной эффективности производства и банковской деятельности. То, как банку удается на практике проводить такую политику, в конечном счете и определяет результат — выполняет ли банк свое назначение в экономике: была его роль позитивной или негативной.
       При оценке роли банка важно принимать во внимание и его общественное назначение. Банк с позиции собственности представляет собой неоднородный институт. Центральный банк чаще всего является собственностью государства. На макроуровне он выступает как общенациональный институт, проводящий политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства, всей нации. Выступая при этом как экономический институт, центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли. На прибыль работает другой уровень банковской системы — коммерческие банки, чаще всего представляющие собой акционерные, паевые, кооперативные и частные банки. Общественное назначение данного типа банков проявляется в том, что они работают не ради своей собственной прибыли, а, прежде всего ради прибыли их клиентов. Не нужно забывать, что банки создавались для удовлетворения определенного общественного интереса — потребности в платежах и ресурсах, сохранности капиталов.
       Рожденные интересами народного хозяйства, банки изначально обязаны осуществлять деятельность в соответствии с общественной необходимостью,
       Попытка осуществлять политику, не отвечающую общественным потребностям и интересам, приводила к уходу банков с экономической арены. В распоряжении государства (правительства) всегда находились инструменты, посредством которых банки лишались лицензий, их деятельность постепенно сворачивалась. Дело не только в историческом процессе, который определяет общественную миссию банка. Банк, будучи одним из экономических субъектов производства, является «гражданином» той страны, в которой он «живет» и развивается .Гражданская позиция банка вольно или невольно всегда проявляется в его деятельности, На переломных этапах общественного развития, при переходе от одного общественного строя к другому, от одной системы хозяйствования к другой общественное назначение банков проявлялось в более сложной форме, зачастую оказывалось «отодвинутым на второй план». Работа ради собственной прибыли для некоторых банков начинала превалировать над общественными интересами. Прибыль для себя, зачастую любой ценой (в ущерб интересам клиентов), в итоге приводит к нарушению законодательных и экономических норм и как следствие - к ликвидации тех банков, которые провозгласили исключительно коммерческие цели, поставили собственные интересы над интересами клиентов. Подрыв доверия предприятий и населения к таким банкам, так или иначе, увеличивает их убытки, оборачивается потерями, предопределяет переход к политике в интересах клиента как гарантии получения банковской прибыли.
       Большое воздействие на данный процесс оказывает  сложившийся менталитет, представление банкиров об общественных ценностях и долге.
       Чем быстрее в сознании банкиров утверждается идеология деятельности, направленной на удовлетворение потребностей клиентов, тем положительна; становится роль банков в общественном развитии.
       Важно при этом не забывать, что банк —  не политический орган, а экономическое предприятие, он не может заниматься благотворительностью, не имеет права покрывать деньгами своих вкладчиков убытки несостоятельных заемщиков. Однако из всего спектра потребностей хозяйства банк как общественный институт обязан выбрать те, которые при его активной поддержке позволят получить большую прибыль, повысить рентабельность как предприятия-заемщика, так и самого банка.
       Роль  банков в экономике страны трудно переоценить. Они реализуют функции  по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации  в кредиты и инвестиции. 

         2 Депозитные операции банка. Депозитная политика банка. Понятие «депозит», виды депозитов.
       К пассивным кредитным операциям  прежде всего относятся депозитные операции.
       Депозитными называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады, либо на определенные сроки, либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится основная часть их пассивов.
       В качестве субъектов депозитных операций могут выступать:
       - государственные предприятия и организации;
       - государственные учреждения;
       - кооперативы;
       - акционерные общества;
       - смешанные предприятия с участием иностранного капитала;
       - партийные и общественные организации и фонды;
       - финансовые и страховые компании;
       - инвестиционные и трастовые компании и фонды:
       - отдельные физические лица и объединения этих лиц;
       - банки и другие кредитные учреждения.       
       В качестве субъектов депозитных операций выступают предприятия всех организационно-правовых форм и физические лица.
         Объектами депозитных операций являются депозиты, т.е. суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят на банковские счета.
       Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждой кредитной организацией собственной  депозитной политики, под которой следует понимать совокупность мероприятий коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию.
       Конечной  целью выработки и реализации эффективной депозитной политики любого коммерческого банка является увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов рисков.
       Основными элементами депозитной политики коммерческого  банка являются:
       1) стратегия банка по разработке основных направлений депозитного процесса;
       2) тактика банка по организации  формирования ресурсной базы;
       3) контроль за реализацией депозитной  политики.
       В зарубежной практике коммерческим банкам предлагается разрабатывать специальный документ по депозитной политике, который позволял бы определить стратегию и тактику банка в организации депозитного процесса.
       Учитывая  мировой опыт проведения банками  депозитных операций и возможность его адаптации к российским условиям, можно было бы рекомендовать следующую схему модели формирования депозитной политики коммерческого банка:
       1) Общие положения и цели депозитной политики.
       2) Аппарат управления пассивными операциями и полномочия сотрудников банка.
       3) Организация депозитного процесса на различных этапах реализации депозитного договора.
       4) Банковский контроль и управление депозитным процессом.
       Модель  сформирована исходя из текущих задач, которые требуется решать в процессе осуществления пассивных операций и создания оптимальной ресурсной базы банка. Первый этап «Общие положения и цели депозитной политики» определяет стратегию коммерческого банка в сфере привлечения ресурсов. Второй этап отражает последующие направления тактики банка в вопросах управления депозитными операциями со стороны персонала банка. Третий этап детализирует конкретные операции банка и подходы к организации депозитного процесса на различных этапах выполнения депозитного договора банка с клиентом. Четвертый этап предусматривает систему мер по контролю и управлению депозитным процессом.
       Депозитная  политика банка определяется, во-первых, приоритетами в выборе клиентов и депозитных инструментов (сегментирование рынка), во-вторых, нормами и правилами (в том числе законодательными, инструктивными, внутрибанковскими и т.д.), регламентирующими практическую деятельность банковского персонала, реализующего эти приоритеты на практике. Качество депозитной политики и эффективность пассивных операций зависят также и от компетентности руководства банка и уровня квалификации персонала, занимающегося отбором конкретных предложений по депозитам и выработкой условий депозитных договоров.
       Депозитная  политика создает необходимые предпосылки  эффективной работы персонала ресурсных  подразделений банка, объединяет и организует усилия персонала, уменьшает вероятность ошибок и принятия нерациональных решений.
       Учитывая  опыт развития банковской системы России, выделим из типичной организационной  структуры кредитной организации  те подразделения, которые, так или иначе, участвуют в процессе формирования ресурсной базы коммерческого банка. Одновременно выделим функциональные обязанности каждого из этих подразделений.
       1. Департамент (управление) пассивных  операций:
       - отдел по работе с юридическими лицами — поиск потенциальных клиентов, предложение им банковских услуг, сбор необходимых для открытия расчетного счета документов, формирование юридического дела клиента, заключение договоров банковского счета;
       - депозитный отдел — заключение договоров по привлечению срочных депозитов от юридических лиц, открытие соответствующих депозитных счетов, контроль за поступлением денежных средств по данным договорам, своевременное и правильное начисление и уплата процентов.
       2. Управление ценных бумаг:
       - отдел по работе с банковскими векселями — заключение договоров покупки векселей банка, открытие соответствующих счетов, контроль за поступлением денежных средств, оформление и выдача векселей клиентам;
       - отдел по работе с депозитными сертификатами — заключение договоров покупки депозитных сертификатов банка, открытие соответствующих счетов, контроль за поступлением денежных средств, оформление и выдача сертификатов клиентам;
       3. Управление межбанковского кредитования  и корреспондентских отношений — расчет лимитов взаимного межбанковского кредитования с предоставлением соответствующих документов, заключение договоров, открытие соответствующих счетов и контроль за поступлением средств, установление корреспондентских отношений с другими кредитными организациями путем сбора документов, необходимых для открытия счетов ЛОРО и НОСТРО.
       4. Бухгалтерия банка:
       - отдел учета активно-пассивных операций — осуществление бухгалтерских проводок по привлечению и возврату средств клиентов, контроль за сроками исполнения обязательств, правильностью и своевременностью уплаты процентов по привлеченным ресурсам;
       - отдел частных вкладов — оформление договоров банковских вкладов физических лиц, сберегательных книжек, открытие соответствующих счетов, составление приходных и расходных кассовых ордеров, своевременная выплата средств по истекшим договорам либо переоформление их на новый срок, правильное начисление и выплата процентов по вкладам, осуществление соответствующих бухгалтерских проводок;
       - кассовый узел, хранилище — прием и выдача наличных денежных средств по вкладам частных лиц, надлежащее оформление данных операций, учет и хранение бланков ценных бумаг и форм строгой отчетности, бухгалтерское и кассовое оформление выдачи вышеназванных документов сотрудникам других подразделений банка.
       5. Управление пластиковых карт, процессинговый центр:
       - заключение договоров обслуживания «чиповых» и магнитных карт, установка банкоматов и POS-терминалов, открытие карточных счетов, эмиссия и текущее обслуживание пластиковых карт.
       6. Юридическое управление:
       - разработка и составление типовых и индивидуальных договоров по привлечению средств клиентов, юридическое сопровождение текущих сделок.
       7. Планово-экономическое управление:
       - определение стратегии и тактики формирования ресурсов, установление процентных ставок по привлекаемым средствам, согласование структуры активов и пассивов по срокам и ставкам.
       Приведенный перечень структурных подразделений банка, обеспечивающих формирование ресурсной базы, не является детальным и точно отражающим названия данных служб. Модель организационного построения и структурирования является индивидуальной для каждой кредитной организации. Однако неизменной остается тесная взаимосвязь служб банка, занятых привлечением ресурсов. Это объясняется тем, что только слаженная работа всех отделов и согласованная схема их взаимодействия помогают добиться желаемых результатов. В своей деятельности службы банка, участвующие в формировании его ресурсной базы, опираются на законы РФ, подзаконные и нормативные акты РФ, инструкции ЦБ РФ, а также на внутрибанковские инструкции, определяющие порядок и схему взаимодействия всех банковских подразделений.
       Следует также отметить, что при управлении депозитными операциями и в целом  банковскими пассивами необходима особая организационная структура, которая может носить название финансового комитета или комитета по управлению активами и пассивами (КУАП). В его функции должна входить разработка методик и регламентов по управлению активами и пассивами, а также осуществление мониторинга и контроля над реализацией данного процесса.
       Поскольку каждый банк разрабатывает депозитную политику, то главный вопрос не только в том, есть ли она у банка, но и в ее качестве (степени соблюдения принципов депозитной политики, в частности ее эффективности и оптимальности). Организация депозитных взаимоотношений банка с клиентами определяется многими факторами, включая размер банка, квалификацию банковских работников, отвечающих за оформление депозитных сделок, виды депозитов и др.
       Работники ресурсных отделов должны быть ознакомлены с банковской депозитной политикой, особенно с требованиями по заполнению и ведению документации и с методами привлечения депозитов. Хорошо организованная система с четким ведением регистрации и бухгалтерии имеет решающее значение.
       Обоснованный анализ рынка и процесс привлечения ресурсов в сочетании с систематическим мониторингом состояния депозитов являются необходимыми элементами процесса сохранения и увеличения депозитного портфеля и, следовательно, жизнеспособности самого банка.
       Депозиты — это главный вид привлекаемых коммерческими банками ресурсов. Действительно, именно они раскрывают содержание деятельности коммерческого банка как посредника в приобретении ресурсов на свободном рынке кредитных ресурсов.
       Исходя из категории вкладчиков, различают депозиты:
       - юридических лиц (предприятий, организаций, других банков);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.