На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура информационного общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение
     1.Основные  теории информационного общества
     2. Особенности культуры информационного  общества
     3. Общество знаний как альтернативный  путь развития информационного  общества
     Выводы 
     Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современное состояние человеческой цивилизации  правомерно связывают с развитием  информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени  определяется количеством и качеством  накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного  общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в  общественном развитии, рассмотрением  в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.
     Становление информационного общества потребовало  обеспечить адекватность образования  динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
     На  сегодняшний день есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества и будет включать в себя знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. 
 
 
 
 
 

     1.Основные  теории информационного общества 

     Концепция информационного общества зародилась в недрах постиндустриализма и связана с определением нового состояния цивилизации через анализ его отдельных признаков — в данном случае информационных процессов. 
     В начале 1960-х годов фактически одновременно в Японии и США был введен в  научный оборот термин «информационное  общество», положивший начало одноименной  концепции, которая начала разрабатываться  в трудах таких авторов, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц.
     Темпы развития информационных технологий, по мнению сторонников этой концепции, переводят постиндустриальное общество в новое качественное состояние  или стадию информационного общества.
     Информационное  общество — одна из теоретических  моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного  развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Считается, что информационное общество – это общество, в котором:
     – информация становится главным экономическим  ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП;
     – ИКТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на мировом рынке;
     – имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов (в конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый  фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии); 
     – основной формой собственности становится интеллектуальная собственность, важное значение приобретает человеческий капитал; 
     – информация становится предметом массового  потребления (появляются новые критерии оценки уровня развития общества —  количество компьютеров, количество подключений  к Интернету, количество мобильных  и стационарных телефонов и др.), постепенно вырабатываются правовые основы функционирования информационного  общества; 
     – формируется единая интегрированная  информационная система на основе технологической  конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники), создаются единые национальные информационные системы (в США — в 1980-е гг., в Западной Европе — в 1990-е.). [5, c.17]
     В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную  среду. Формируются виртуальная  экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования  и саморегулирования. Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя:
     – мировую «информационную экономику» и развитые системы электронной  коммерции; 
     – единое мировое информационное пространство;
     – глобальную информационную инфраструктуру;
     – формирующуюся мировую нормативно-правовую систему. 
     Существенный  вклад в развитие теории информационного общества внес известный американский политолог Збигнев Бжезинский, который изложил основные положения своей концепции в книге «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру».
     Постиндустриальное  общество, по мнению Бжезинского, становится технотронным обществом — обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники, особенно развитой в области компьютеров и коммуникаций. Технотронная революция накладывает свой отпечаток на характер образного восприятия действительности, рушатся традиционные связи в семье и между поколениями, общественная жизнь фрагментируется, несмотря на растущие тенденции к глобальной интеграции. Этот парадокс, по мнению Бжезинского, способствует краху старых верований, связанных с национальными и идеологическими общностями людей, и формирует новое глобальное видение мира. 
     Глобальная реальность все сильнее и сильнее поглощает индивидуума, вовлекает его и даже порой подавляет. Очевидной причиной этого является развитие коммуникаций. Изменения, вызванные коммуникациями и компьютерами, содействуют связанности общества, члены которого пребывают в непрерывных и тесных слуховизуальных контактах, постоянно взаимодействуя, и их легко можно подтолкнуть к усилению личного участия в решении даже весьма отдаленных проблем. Новое поколение, по мнению З. Бжезинского, не занимается более определением мира, опираясь исключительно на чтение; оно испытывает мир и ощущает его компенсаторно с помощью слуховизуальных коммуникаций. 
     Технотронная  революция носит не локально-территориальный, а глобальный характер, постепенно охватывая весь мир. При этом автор  концепции «технотронного общества»  относится к массовой культуре и  ее экспорту из США как к закономерному  следствию пространственно-временной  коммуникационной революции, которая, означает конец идеологии. Электронные  слуховизуальные средства связи создают новое видение мира и новый путь к равенству – через деидеологизацию, означающую освобождение от всех организованных форм веры и предлагающую избирать стили жизни, опираясь на свои чувства и потребности, а не на цели, лежащие в основе политических программ и движений. Эта новая революция, отмечает З. Бжезинский, почти одновременно оказывает воздействие на всю планету, и в итоге все инновации в формах поведения быстро перемещаются от одного общества к другому. Поколение студентов уже живет в технотронную эпоху, хотя в ряде случаев окружающее их общество находится еще вне нее.
     По  мере развития электронных СМИ, информационных технологий и совершенствования  компьютерной техники в коммуникациях и социологии расширяется дискуссия о функциях средств массовой коммуникации, роли информации в жизни общества и тенденциях построения информационного общества.
     Весомый вклад в развитие теории информационного общества и роли массовой коммуникации принадлежит Маршаллу Маклюэну
     Среди работ М. Маклюэна следует выделить книги, «Понимая медиа: продолжения человека»(1964 г.), «Война и мир в глобальной деревне» (1968 г.). В них представлены его философские воззрения, культурологическая концепция и соображения, которые можно отнести к предметной области, которая сейчас называется коммуникативистика.
     В настоящее время М. Маклюэн считается одним из классиков в области теории массовых коммуникаций, однако его идеи прошли трудный путь признания.
     Отличительной особенностью взглядов М. Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социально-экономической системы.
     Важный  вклад в развитие идей постиндустриализма и информационного общества внесла концепция Элвина Тоффлера, отбраженная в его трилогии «Шок будущего» (1971), «Третья волна» (1980 г.) и «Метаморфозы власти» (1990 г.) и других работах. Все три книги исследуют один отрезок времени - с середины 1950-х до 2025 г.. По мнению Тоффлера, этот период является переломным пунктом в истории, когда цивилизация индустрии, доминировавшая на планете на протяжении последних столетий, сменяется принципиально отличной от нее, и это сопровождается борьбой за власть и конфликтами, потрясающими мир. Центральная тема трилогии - анализ перемен, которые происходят с людьми, когда общество трансформируется в новый тип.
     Рассматривая  тенденции развития средств массовой информации, Э. Тоффлер отмечает повышение их интерактивности благодаря внедрению новых сетевых компьютерных технологий. Он утверждает, что наступает эпоха не массовых средств информации, при этом наряду с новой техносферой появляется новая инфосфера, которая будет существенно влиять на многие аспекты жизни, включая сознание. Э. Тоффлер акцентирует внимание на явлении, которое он назвал «демассификацией масс-медиа».Тенденции демассификации масс-медиа Тоффлер иллюстрирует описанием процесса постепенного снижения тиражей американских и британских многопрофильных газет и журналов, который зафиксирован в 1970-х гг. Одновременно с этим в США произошел буквально взрыв интереса к тематическим журналам и газетам.
     Демассификация затрагивает не только печатные издания — происходит постоянный рост количества радиостанций, которые начинают обращаться к своей собственной аудитории. У централизованного телевещания появился мощный конкурент — системы кабельного телевидения, которые параллельно с показом видео начинают транслировать местные новости. Э. Тоффлер в своей книге зафиксировал первые эксперименты по реализации интерактивных сетей на базе систем кабельного телевидения, которые позволяли не только смотреть программы, но и общаться с различными службами.
     Это японская система «Hi-Ovis», в которой каждого пользователя телевизор был оснащен микрофоном и телекамерой. Эта система еще в 1970-х гг. позволяла обеспечивать видеоконференцсвязь, индивидуальный просмотр видеопрограммы из банка видеокассет и др. услуги.
     Другая  экспериментальная система была реализована в США. По характеристике Э. Тоффлера, система «Qube» — это самая разработанная, коммерчески окупаемая, двусторонняя кабельная система в мире, которая предоставляет возможность пользоваться 30 специализированными телеканалами. Пользователю дается аппарат, с помощью которого он может соединиться со станцией. Зритель, нажав так называемую «горячую кнопку», может соединиться со студией и ее компьютером. Интерактивность системы проявляется в том, что пользователь:
       – может выразить свое мнение  в местных политических дебатах; 
     –  выставить на продажу гараж или  другое имущество; 
     –  участвовать в благотворительных  аукционах; 
     –  может задать каверзный вопрос политику; 
     –  дать оценку участникам конкурса любительских талантов; 
     –  заказать столик в местном ресторане.
     Следует подчеркнуть, что Э. Тоффлер, помимо чисто технологических моментов, отмечает тенденции и перспективы создания новой интеллектуальной среды, основанной на компьютерных сетях. Параллельно с процессом уменьшения размеров компьютеров, увеличения их производительности, стремительным падением стоимости происходит широкое распространение самых разных приложений, приближающих компьютер к непосредственному пользователю. Эти процессы вызвали к жизни услуги по доступу к различным информационным массивам, образовательным программам и услугам
     Описывая  тенденции неотвратимого внедрения  информационных технологий в каждодневную жизнь человека, Э. Тоффлер обозначает и важные социально-философские проблемы: проблемы интеллектуальных машин за пределы, проблемы зависимости человека от компьютера, проблемы деградации.
     Э. Тоффлер пытается найти ответы на часть этих вопросов, в частности в качестве некоторой гарантии от возможности тоталитарного компьютерного контроля он приводит аргумент децентрализации сетей.
     Исследование  Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: Экономика, общество и культура» (1996 – 1998 состоит из трех томов «Становление общества сетевых структур», «Могущество идентичности» и «Конец тысячелетия»). Это исследование оказало огромное влияние на современные социальные науки. Работа М. Кастельса включает более 1200 стр. и является энциклопедическим анализом роли информации в современном обществе.
     В своих работах М. Кастельс не использует понятие «информационное общество», по его мнению, все общества использовали информацию и поэтому были информационными. Термин «Информационная эпоха», по его мнению, имеет большую аналитическую ценность, т.к. позволяет описать некий период перемен, которые постепенно нарастали, начиная с 1970-х годов.
     Кастельс вводит новый термин — «информационализм», который означает «воздействие знания на знание как основной источник производительности». Развитие информационализма, по мнению Кастельса, приводит к появлению сетевого общества и «новой экономики». [5, c.63]
     В первой части своей трилогии Кастельс анализирует современные тенденции, приводящие к формированию основ общества, которое он называет «сетевым». Исходя из постулата, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всяческие преграды и границы, он рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества. Автор развивает идею коммуникационного взрыва, основную на всеохватывающем действии средств массовой информации. Исходя из последнего он отмечает, что в эпоху информационализма получает развитие индивидуализация средств информации.
     В своем трехтомном труде «Информационная  эпоха: Экономика, общество и культура», Кастельс показывает особенности перехода к «информационной эпохе», главной чертой которой становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Это вызывает множество последствий, где самое значительное — возможное углубление разрыва между возрастающей глобальной деятельностью и обострившимся социальным разделением.
     По  Кастельсу начало информационной эпохи восходит к 1970-м годам, к капиталистическому кризису. Кризис ускорил реструктуризацию экономики, и получилось так, что этот процесс совпал с появлением явления, который Кастельс назвал «информационный способ развития».
     Развитие  сетевого общества не ведет к упадку национальных государств. Имеется тенденция ослабления и роста зависимости от международных процессов, однако роль государств, все равно, будет значительной.
     Таким образом, существует достаточно большое  количество теорий информационного  общества, однако все они имеют  общее основание – усиление роли коммуникаций, индивидуализация средств  информации, упрощение доступа к  информации, формирование и развитие коммуникационных социальных сетей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Особенности культуры информационного  общества 

     Скачок  научно-технического прогресса в  конце ХХ века, который ознаменовал  переход к информационному обществу, оказал весомое воздействие, как на человека, так и на культуру. В связи с этим подверглись изменениям практически все виды искусства, что непосредственно связано с расширением возможностей и, вытекающих из них, потребностей человека.
     Рассмотрим  влияние научно-технического процесса на искусство.
     В художественно-эстетической сфере  начались процессы переоценки классических ценностей, отказа от многих принципов  создания произведений искусства и  поиска новых, которые бы соответствовали  эпохе информационного общества, новым технологиям.
     В ходе данного процесса многие достижения классического искусства стали неактуальными, искусства перестают быть носителями эстетического.
     С позиции классической эстетики многое из современного искусства и культуры можно было бы отнести к сугубо негативным явлениям, и подобные тенденции проявляются для достижений науки и техники. Однако это является закономерным с точки зрения циклического развития. Возможность анализировать предметы современной культуры можно только сквозь призму времени. История поможет выявить реальный культурно-исторический смысл во всех проявлениях и процессах культуры.
     Так, еще с 60-х годов начались опыты  по созданию компьютерных программ, для  написания музыкальных, художественных, поэтических произведений без вмешательства  человека. В 80-е годы американським художником Романом Веростко был введен термин Algoritmic art, Этот вид искусства позволял создавать соответствующие компьютерные произведения в сфере абстрактной графики и живописи. Вообще, программы были нацелены на выявления определенного алгоритма в уже созданных выдающихся произведениях, и на основе этого алгоритма создавать подобные произведения искусства.
     В последнее время широкую известность  получили эксперименты по машинному сочинению музыки. Наиболее известная из них программа Д. Коупа, которая на основе алгоритмов, полученных при анализе произведений Баха и Шопена, создала 6000 произведений в их стиле. Специалисты в области музыки отметили, что их трудно было отличить от оригиналов. [1, c.64]
     На  сегодняшний день широкое распространение  получил такой вид искусства  как интернет-арт, в развитии которого выделяют 3 этапа:
    Создание картинок из букв и значений, имеющих на клавиатуре компьютера, компьютерные игры;
    Появление электронных библиотек, галерей, салонов, кинотеатров. В этот период произошла глобализация медиа – широкое распространение мобильной связи, реалити-шоу на телевидении, создание сайтов, что способствовало созданию глобального информационного пространства:
    Появление сетевой литературы, кабельного телевидения.
     Особенностью  интернет-арта является свобода коммуникации, размывание авторского начала и внутренняя противоречивость.
     Но  кроме появления новых направлений  в искусстве информационное общество характеризуется некоторой деградацией, проблему которой поднимал Элвин Тоффлер. Она проявляется в расширении возможностей для человека.
     Рассмотрим  проблему на примере мобильной связи. С одной стороны мобильная  связь – возможность взаимодействовать  с людьми без личного присутствия  в любой точке мира. На сегодняшний  день мобильные покрытие распространяется почти на всю территорию Украины, включая подземные объекты. Это  предполагает, что абонент становиться  доступным для контактов на протяжении суток, что и является главной  возможностью мобильной связи. Однако, пользователь не стремится к полной доступности, и мобильная связь вынуждает его к нежелаемым контактам.
     В повреждение теории цикличности  выступает тот факт, что с развитием  мобильной связи и сети Интернет на задний план отошла культура написания  писем – эпистолярная культура. [2, c.89]
     Кроме головной функции – поддержание  связи, мобильные телефоны имеют  еще ряд полезных, но в то же время  деструктивных функций, таких как  вычисление с помощью калькулятора, переводчик, мини-игры, что делает человека зависимым как от сети оператора, так и от самого мобильного телефона.
     Учеными отмечено, что практически все  культурные образования информационного  общества – это в той или  иной степени сеть: Интернет, сетевой  маркетинг, финансовые пирамиды, социальные сети т.д. и не в каждом случае они  полезны для человека. Поэтому необходимо четко разграничивать полезные стороны инноваций информационной культуры и деструктивные, ставящие человека в положение зависимости и деградации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Общество знаний как альтернативный  путь развития информационного  общества 

     Многие  ученые выдвигают концепцию меритократии – власти, основанной на знаниях, что  особенно актуально в эпоху информационного  общества. Однако необходимо различать  понятия информация и знания, поскольку  первая является лишь содержанием знания, и сама по себе не несет пользы.
     Концепция ЮНЕСКО по развитию обществ знаний максимально полно представлена в специальном докладе, который  был опубликован в 2005 г.
     Авторы  доклада, четко позиционируют отличие  концепции обществ знаний от идеи развития информационного общества, к.т. понятие информационного общества основывается, прежде всего, на достижениях  технологии. Понятие же обществ знания подразумевает более широкие  социальные, этические и политические параметры.
     В докладе отмечается недопустимость ситуации, когда информационная революция  приводит к распространению технократического  унифицированного подхода и навязыванию  однообразной модели развития человеческого  общества. Подчеркивается, что для  построения обществ знания важны  не только новые возможности, предоставляемые  Интернетом и мультимедийными средствами, а и такими важнейшими инструментами знания, как пресса, радио, телевидение и, главное, система образования. Содержательный аспект образования неотделим от языков и знаний. Необходимо подумать также о месте, которое могут занять местные или автохтонные знания в обществах, знания, в моделях развития которых придается важное значение формам кодификации научного знания. Важность, которую приобретает отныне культурное и лингвистическое многообразие, подчеркивает насколько проблематика доступа к знаниям неотделима от условий их создания. [6, c.19]
     В современном обществе количественный рост знаний приводит к возникновению  увеличивающегося разрыва между  теми, кто имеет доступ к знаниям и культуре, кто овладевает ими, и теми, кто такого доступа лишен. Эксперты ЮНЕСКО считают, что недостаточно сокращать информационное неравенство («электронно-цифровой разрыв») и другие формы неравенства в плане доступности мира культуры.
     Важным  аспектом этой концепции является то, что перед мировым сообществом  ставится вопрос о необходимости  гуманизации процесса глобализации.
     Общества  знания должны быть ориентированы на расширение базовых прав человека в  информационной сфере. Авторы ставят назревший  вопрос о соединении этики и информатизации. При этом особое внимание уделено  преодолению сложившихся противоречий информационного общества:  опасностям информационного неравенства, усугубляющегося  дисбаланса информации и знаний, защите свободы выражения мнений, опасности  тотального наблюдения и контроля, угрозе манипулирования информацией  с политическими целями и т.д.
     Новые технологии повсеместно ускоряют создание и распространение знаний. Вместо старых мест производства и сосредоточения знаний: школ, библиотек весь мир  начинает уподобляться единому виртуальному пространству планетарного масштаба с  дистанционным доступом, где легко  распространяются и усваиваются  самые различные знания. Мир становится планетарной школой и библиотекой.
     Формируется новая глобальная информационная культура, размывающая границу между производителями  и получателями  знаний, открывающая  новые широкие возможности для  самовыражения, творчества, расширяющая  для человека границы возможного. В то же время, Интернет может стать  как инструментом для построения обществ знания, так и лабиринтом, который может завести в пропасть общества развлечений.
     Широкое внедрение инноваций требует  тесного сотрудничества властей, науки, промышленности и гражданского общества. Инновации являются ключевым элементом обществ знаний, который существенным образом трансформирует все стороны жизнедеятельности.
     Обучение  становится ключевой ценностью обществ  знания. В этой ситуации усложняется  оценка знаний, оценка способностей человека. Сегодня педагогика ставит вопрос о  множественности форм интеллекта, слабо  учитываемых классическим образованием, а смещение акцентов в обучении и  новые технологии меняют монопольную  роль книг, школ, учебных заведений, библиотек. Будущее традиционных и  новых форм передачи знания во многом зависит от способности современных обществ действовать не только в соответствии с логикой потребления, но и в соответствии с необходимостью наращивания ценности знания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы 

     В заключении отметим, что культура информационного  общества, по сравнению с культурой общества индустриального, обладает целым рядом особенностей — сетевым принципом функционирования и распространения, виртуальным характером, кратковременной, спонтанной формой подачи информации. В границах данной культуры объективно изменяется значение и роль личности, активность которой фундируется не внешними побудительными стимулами деятельности, а, по преимуществу, внутренними.
     Однако, не следует забывать и о возможности негативного влияния новых культурных тенденций на уже существующие культуры и на человечество в целом. Расширяя возможности доступа к информации, необходимо учитывать, что сама по себе информация не имеет полезности как таковой, полезность она обретает только в преобразовании в знания, то есть при ее логическом осмыслении. Поэтому оптимальным путем развития информационного общества является общество знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

     
    Бычков  В.В., Маньковская Н.Б. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики // Вопросы философии. – 2011. – №4. – С.62 – 72.
    Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики // Вопросы философии. – 2011. – №1. – С.84 – 90.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.