Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Содержание диалектики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание  диалектики
     Содержание  диалектики формировалось в течение  длительного периода духовного  развития человечества. В Древнем  мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики. После зарождения развитие диалектики надолго превратилось в  конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в философской системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диалектика получила новую (теоретическую) базу для  своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диалектикой  создается система марксистской диалектики. Таким образом, если исходить из наиболее существенных изменений  в содержании диалектики, то можно  выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику. Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая  форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это происходило в "снятом" виде, как в случае создания марксистской диалектики.
     Многие  древнегреческие философы были диалектиками. Сократ ввел в культурный оборот термин "диалектика" в значении искусства  обнаружения истины в споре. Сам  он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диалектики", имея в виду ряд поставленных им диалектических проблем: противоречивость понятия  движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия.
     В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана  Гераклитом. В дошедших до нас фрагментах его сочинений обращает на себя внимание ряд диалектических утверждений: "нельзя дважды вступить в ту же самую реку", "ничто не постоянно... одно и то же: удовольствие - неудовольствие, знание - незнание, большое - малое... все сменяется  в игре Века", "...все возникает  через вражду и взаимообразно".
     В отличие от указанных философов  Гераклит был занят обоснованием идеи диалектического развития мира в целом. Вот почему, когда немецкий философ Гегель работал над теоретической  систематизацией диалектического  взгляда на мир, он не только вспомнил эфесского мыслителя, но и высоко оценил уровень разработки им диалектических идей. "Нет ни одного положения  Гераклита, - писал Гегель, - которого бы я не принял в свою "Логику".
     Описывая  развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической  идеи, согласно которой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного  разума, Бога). Поэтому открытые им диалектические законы, по существу, явились законами развития духа. Соответственно и созданная  Гегелем диалектика получила идеалистический  характер. Оценивая диалектическую конструкцию  Гегеля, К. Маркс писал: "Мистификация, которую претерпела диалектика в  руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель дал всеобъемлющее  и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить  на ноги, чтобы вскрыть под мистической  оболочкой рациональное зерно”.
     Задача  “поставить диалектику на ноги” означала сложный процесс переработки  гегелевских идей, в результате которого материалистическое воззрение на мир  должно было стать диалектическим.
     Некоторые мыслители скептически оценивали  возможность синтеза диалектики и материализма. Н.А. Бердяев, например, писал, что диалектика и материализм  несовместимы, как вода и масло. Другой русский философ, С.Н. Булгаков, считал, что созданное Марксом идейное образование не имеет к диалектике никакого отношения. Он полагал, что подобно тому, как градус на шкале термометра имеет с градусом на географической карте всего лишь общее название, так и диалектику Маркса роднит с истинной диалектикой всего лишь имя. Однако если оценивать разработанную К. Марксом и Ф. Энгельсом концепцию развития без мировоззренческих пристрастий, то ее диалектический характер несомненен, поскольку основным содержанием материалистической диалектики является объяснение того, почему материя движется, как она развивается, имеют ли направленность ее изменения.
     Главная задача, которую предстояло решить создателям материалистической диалектики, - это показать, откуда у материи  появляется неисчерпаемая энергия  вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению  и развитию духа. Созданная К. Марксом  и Ф. Энгельсом философская теория развития была нацелена главным образом  на решение данной задачи.
     Теория  материалистической диалектики имеет  два взаимодополняющих уровня объяснения развития: 1) идейный уровень; 2) собственно теоретический уровень.
     Первый  уровень составляют принципы, определяющие диалектико-материалистический способ понимания мира. Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво описать развитие. Второй уровень теории развития образуют законы материалистической диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. В диалектике выделяются две группы законов. В первую группу включены законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (источника, “запускающего” данный механизм, характера действия механизма и той направленности, которую он придает развитию своей работой). Законы, входящие в первую группу, в силу их важности для объяснения начал развития называют основными. Таких законов три: 1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития; 2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер; 3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития.
     Во  вторую группу входят законы, объясняющие  ту часть структуры развития, которая  обусловливает наличие в нем  всеобщих противоположных сторон: возможности  и действительности, необходимости  и случайности, содержания и формы  и т.п. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира и получают название соответственно отражаемым в них  конкретным связям: закон взаимосвязи  возможности и действительности; закон взаимосвязи явления и  сущности; закон взаимосвязи формы  и содержания и т.п. Соотнося значение этих законов с законами первой группы, их обычно называют неосновными законами диалектики. 

     Альтернатива  диалектики
     Совокупность  философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего  сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.
     Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В  первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”.
     В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие  мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).
     Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная  диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики.
          Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.
     Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда  на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная  черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм  однажды познанное закрепляет в  качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового. В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частности древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено неправомерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.
     Часто встречается метафизика в форме  эклектики. Эклектикой является все  то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность  на основе разнородных, несовместимых  элементов. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма. 

          Диалектика в Античности
          Аристотель считает изобретателем  диалектики Зенона Элейского,  который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить  понятия движения и множества.
          Сам Аристотель отличает «диалектику»  от «аналитики» как науку о  вероятных мнениях от науки  о доказательстве. Платон вслед  за элеатами (Элейская школа) определяет  истинное бытие как тождественное  и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться. 

        Диалектика немецкой классической философии
     Классическая  немецкая философия разрабатывает на идеалистической основе целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира. У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. По Канту, знание опирается на чувственный опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика и не обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, устремленный к постижению абсолютной цельности. Эта критичная диалектика имела историческое значение: она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легло в основание позитивной диалектики.
     Вершиной  классической идеалистической диалектики явилось учение Гегеля, который «…впервые  представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь  этого движения и развития». У  Гегеля диалектика охватывает всю область  действительности, начиная от чисто  логических категорий, переходя далее  к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. В его диалектике дана содержательная картина общих форм движения. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но уже с противопоставлением его самому же себе, т.е. как рефлектирующее. Отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может пребывать в отрыве от бытия. Он исследует ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность. Это и есть понятие. Развитие, таким образом, есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. При этом само развитие трактовалось как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.
     По  Гегелю, каждая из ступеней развития имеет  свой принцип: переход, рефлексия (отражение) и собственно развитие. На этом пути раскрывается диалектика всей разноуровневой системы категорий философии и научного мышления: качество, количество, мера, Сущность и явление, тождество и различие, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, и т.д. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а отражающее ее мышление. Диалектика Гегеля противоречила данным естествознания, в рамках которого были выдвинуты глубокие диалектические идеи: теория развития применительно к геологии (Ч. Лайель). Эволюция идеи Ламарка, космогонические идеи Канта – Лапласа и др.
     Однако  лишь марксизм смог подняться до всеобъемлющего синтеза принципа материализма и диалектики на основе научного обобщения общественной практики, а также данных общественных наук и естествознания. Результаты этого обобщения на философском уровне выразились в создании диалектического материализма.
     Исследуя  и материалистически перерабатывая  идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма  и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
     Для марксистской диалектики характерным  является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к  другим вещам. 

         Диалектика марксизма
     Маркс высоко оценил диалектику Гегеля. Вместе с этим он критиковал Гегеля за идеализм. Маркс доказал, что в гегелевской  философии дана извращённая, мистифицированная  картина мира, искажающая все действительные связи между сознанием и бытиём, человеком и природой. Чувственные  материальные вещи, по Гегелю, производны от «самосознания», которое есть единственная и всеобъемлемая реальность. Как  считали Маркс и Энгельс, главные  пороки гегелевской диалектики заключаются, во-первых, в том что она представляла собой диалектику саморазвития абсолютной идеи как животворящей души всего  существующего, то есть была идеалистической, и во-вторых в том, что она была ограничена пределами, поставленными  ей метафизической системой.
     Ценность  гегелевской диалектики определялась содержащимися в ней гениальными  мыслями о мире как саморазвивающемся  поступательном процессе перехода количественных изменений в качественные и о  борьбе противоположностей как вечном внутреннем источнике развития всего  сущего.
     Гегель  не вмешивается в политику, Маркс  же « замыкает» философию на классовую  борьбу. В своей работе «К критике  гегелевской философии права» он непосредственно обращается к пролетариату как вождю народных масс и рассматривает свою философию как мировоззрение пролетариата, как идейное оружие его борьбы за революционное переустройство общества. «Подобно тому, - призывал Маркс, - как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие…».
     Таким образом, диалектический материализм  – это философское мировоззрение  пролетариата, которое в корне  противоположно гегелевскому диалектическому  идеализму – мировоззрению буржуазии.
     Применение  диалектического материализма и  вытекающего из него метода к политической экономии, к истории, к естествознанию, к философии, к мышлению и познанию, - вот в чем состоит гениальный вклад ученого в мировую науку. 

         Объективная и  субъективная диалектика.
         Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
          В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
          Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.
         Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — что, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.
         Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой. 

     Диалектика  и метафизика
     И диалектика, и метафизика в философии  имеют длительную историю, начиная  с античной эпохи. В наше время  их смысловое значение существенно  изменилось по сравнению не только с древними представлениями, но и  с теми, которые имели место  в XVII – XIX в.в.
     Диалектика  как философская теория и философский  метод. Под диалектикой имеют в виду, прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Считается, что сам термин «диалектика» (греч. dialegomai – беседую, рассуждаю) впервые ввел Сократ; в античную эпоху крупными диалектиками считались Гераклит, Платон, Аристотель и др. По словам Аристотеля, изобретателем диалектики был Зенон. Постепенно расширялся объем диалектики как философской теории и философского метода – от умения вести дискуссию, искусства находить противоречия в рассуждениях собеседника и умозрительных утверждений о текучести и изменчивости явлений до современной ее научной трактовки как единства объективной и субъективной диалектики.
     Так, материалист Гераклит в своем  учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение  мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.
     Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и  с идеализмом. В первом случае она  выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая  диалектика. Классический представитель  идеалистической диалектики (равно  как и диалектического идеализма) – Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А  классики материалистической диалектики (равно как и диалектического  материализма) – К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный  и научный характер.
     Объективная диалектика – признание в качестве безусловных принципов всеобщей связи вещей, явлений и процессов объективного мира и его движения независимо от нашего сознания. Субъективная диалектика – отражение данных процессов в понятийном мышлении, в процессе познания. По существу речь идет о единой диалектике, ибо законы развития бытия и познания по своему содержанию тождественны; различна лишь их форма. Диалектическое развитие всего сущего требует адекватного диалектического подхода в теоретико-познавательной деятельности людей. Таким образом, в диалектике органически сочетаются онтология и гносеология, теория и метод, а также историческое и логическое, ибо всякое развитие обусловлено генетически, а в логике этот процесс обобщается, суммируется.
     Диалектика  не просто фиксирует противоречивый характер бытия и познания, их развития, всеобщую связь и взаимообусловленность, существующую в объективном мире необходимость и причинность. Диалектическое познание всего природного, социального  и духовного мира в движении, изменении  и преобразовании позволяет вскрыть  движущие силы и источники всякого  развития – противоречия. Диалектическая концепция развития предполагает, что  оно происходит через взаимопереходы количественных и качественных изменений, перерыв постепенности, скачкообразно, путем отрицания предшествующих ступеней развития и отрицание отрицания. Диалектика открывает человеку и человечеству возможность познания истины и на этой основе преобразования мира, его разумного совершенствования.
     Платон  уподоблял диалектику «карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно  ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех».
     Следовательно, диалектика представляет собой философское учение о развитии; философскую теорию и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей явлений бытия и их отражения в мышлении; философскую трактовку противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое.
     Метафизика  и метафизические воззрения. Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.
     Метафизические  ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчеркивал  одну сторону противоречия бытия  – изменение вещей, доведенное софистами  до полного релятивизма. Подвергая  критике гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне – на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что все неизменно. Одни расплавляли мир в потоке огня, а другие как бы кристаллизировали его в неподвижном камне. В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико-классификационных приемов в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приемы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении ученых некоторые общие принципы, согласно которым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком.
     Метафизический  метод характеризуется тем, что  рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный  лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».
     Необходимо  отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений  в статике, покое, а тем самым  и «огрубление», «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет  полное право на существование. Метод  абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статистикой  – динамика, а за деревьями –  лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо  он выступает как необходимый  момент диалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности  и возводится в абсолют.
     Таким образом, перенесение механизма  из естественных наук и новых тенденций  развития отдельных общественных сфер в область философии оказало  определяющее влияние на формирование ее метафизичности, хотя она имеет  и свои неискоренимые общегносеологические основания. Более того, метафизика в прошлом стимулировала научный и социальный прогресс, акцентируя усилия ученых и политики на решении назревших конкретных проблем. Неизбежное в истории отпочкование частных наук сопровождалось известным обособлением самой философии и ее предмета, сосредоточением внимания философов на традиционных вопросах онтологии и гносеологии, общей теории и методологии.
     В Новейшее время стремительный прогресс общества, науки, развитие самого философского знания возвысили, как никогда, роль диалектики, отведя метафизике значение частного случая, момента в истолковании действительности. 

    Релятивизм
         Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
          Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.
         Релятивизм как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей…» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений.
         Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще.
         Аргументы релятивизма философы XVI—XVIII веков (Эразм Роттердамский, М. Монтень, П. Бейль) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль релятивизм играет в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма. 

        Софистика
        Софистика – это доказательство того или иного тезиса ошибочным путём. Эта наука, по крайней мере, раньше считалось, что это наука, уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Величайшие умы того времени придавали софистике огромное значение. Софисты – «мудрствующие». Эквивалентом мудрости считались не знания, а умение рассуждать. Но софистика как просветительная наука просуществовала крайне недолго. Всё, чем изобиловало это учение – тавтология, игра слов, безрезультатная логика, наводило на мысль о её бесполезности. И вскоре ей пришлось потесниться и вовсе затеряться среди фундаментальных точных наук и железобетонной логики.  

 На  протяжении всей жизни человечества  интерес к софистике вспыхивал  не раз. Людей привлекала возможность  доказать или оспорить всё,  что угодно. Софизмы особенно  пользовались популярностью среди  интеллектуалов из аристократической  прослойки общества. Свет любил  забавляться, доказывая, подчас, абсурдные вещи.  

         Эклектика
         Эклектика - соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д. Для Э. характерно игнорирование логических связей и обоснования положений, использование многозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в определениях и классификациях и т.д. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, соединяя противоположные воззрения, Э. вместе с тем создает видимость логической последовательности и строгости.
         В качестве методологического принципа эклектика появилась впервые в позднегреческой философии как выражение ее упадка и интеллектуального бессилия. Эклектика широко использовалась в средневековой схоластике, когда приводились десятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов «за» и «против» некоторого положения. Эклектика иногда используется как прием в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, когда фрагментарность имеет большее значение, чем цельность, внутренняя связность и последовательность.
       Эклектика обычно маскируется ссылками на необходимость охватить все многообразие существующих явлений единым интегрирующим взглядом, не упуская при этом реальных противоречий.
         Несостоятельная в качестве общего методологического приема описания действительности, эклектика иногда выступает в качестве неизбежного момента в развитии знания. Чаще всего это имеет место в период формирования теории, когда осваивается новая проблематика и еще недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Эклектичным было, направление существование наряду друг с другом корпускулярной и волновой теорий света, позднее объединенных в рамках квантовой механики.
          Элементы эклектика присутствуют также в начальный период изучения новой научной дисциплины, когда знания остаются еще фрагментарными и несвязными и нет еще умения выделить в массе сведений наиболее существенное и определяющее.
         Эклектика как стиль находит широкое применение, напровление в рекламе, архитектуре и других областях практической жизни, где последовательность и внутренняя связность не являются основными требованиями. 

        Догматизм
        Догматизм - философский термин, обозначающий определённое отношение к содержанию системы, а не самую систему. Понятие догматизма определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями -скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, догматизм называется попытка построить философскую систему без предварительного исследования познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек может постичь цели, т. е. познать истину. Всякий человек по природе догматик, ибо верит в возможность нахождения истины до тех пор, пока не убедится в тщете своих усилий; таким образом философия в своем начале необходимо догматична. Неудачные попытки миропонимания создают скептицизм, отрицающий возможность истинного понятия, причем скептицизм свои доводы берет частью из прошлого философии, частью из рассмотрения природы самого разума. Первая категория доводов не опасна, ибо очевидно, что неудача философии в прошлом не заключает в себе причины, почему бы ей не достичь успешнее своей цели в будущем. Вторая категория доводов против Д. тоже не опасна, ибо скептицизм, ополчаясь на мышление, не имеет иного орудия, как само мышление, поэтому самым своим существованием опровергает то, что желает доказать. Вот почему в новой философии скептицизм не играет никакой роли торжествует догматизм; но в лице критицизма вырос новый и более опасный противник. Критицизмом называется направление немецкой философии, родоначальником которой считается Кант. Прежде чем строить философскую систему, необходимо подвергнуть критике нашу познавательную способность, - задача, которую решает Кант в Критике чистого разума. Результатом анализа Канта является невозможность метафизики, познания предметов самих по себе, и утверждение, что мы познаем лишь явления, закономерность в которых принадлежит не явлениям, а познающему субъекту. Хотя критицизм, подобно скептицизму, ограничивает претензии человеческого познания, однако по своей природе критицизм вполне отличают скептицизма и ближе к Д. Критицизм выдвигает только из основных задач философы теорию познания и утверждает ее преимущественное значение в ряду философских вопросов. Самый критицизм Канта вовсе не настолько отличается от философии Локка и Юма; чтобы можно было в нем видеть родоначальника нового направления. Что критицизм по своей природе есть догматическое направление - это доказывается историей; критицизм Канта весьма быстро и логически правильно выродился в Д. Шеллинга в Гегеля. Э. Радлов. 
 

         2 Основные законы диалектики
         Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.
         Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.
        Например, категория причинности-универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.
         История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познани в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики. 

        Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
        Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отображает ту важную особенность объективной действительности, за которой все предметы, процессы и явления приобретают определенность через взаимодействие, взаимозависимость, противоречивость своих внешних и внутренних свойств, количественных и качественных характеристик, которые существуют объективно, независимо от воли и желание людей. Взаимодействие же количества и качества есть общим, внутренней, существенной, необходимой, такой, что неизбежно повторяется.
       Чтобы выяснить суть закона взаимного перехода количественных изменений в качественные, его проявления и действия, необходимо раскрыть содержание таких категорий, как качество, количество, свойство, мера, прыжок.
       Качество - это тождественная бытию определенность. Если вещь теряет определенность, то она теряет и свое качество. Однако такое определение еще не дает полного представления о качестве вещи. Различают качество как непосредственную определенность, которая воспринимается органами ощущений, и качество как совокупность существенных свойств вещи, которая воспринимается опосредованно через мышление, абстрагирование. Качество и ощущения - это одно и то же, считал Л.Фейербах. Однако этого еще недостаточно для определения качества как философской категории. Так как в таком случае речь идет о выяснении качества, когда отдельные свойства предмета, возможно, не самые важные, выдаются за его качество.
      Свойство как категория определяет одну из сторон вещи относительно другой. Качество вещи определяется исключительно через ее свойства. Между свойством и качеством существует диалектическая взаимосвязь, и потому целиком возможно какое-то одно свойство в ее узком понимании выдать за качество предмета, который в разных связях может быть самым собой и другим. Понятие качества в будничном и философском понимании не совпадают. И так, есть такое качество, которое воспринимается ощущением (язык может идти об ощущении несущественных свойств предмета), и качество как философская категория, которая означает совокупность существенных свойств предмета, с потерей которых предмет непременно теряет свою определенность, т.е. свое качество. Существенные свойства вещи не воспринимаются на уровне ощущений, так как является результатом теоретического обобщения. Гегель утверждал, что качество - это "сущностная определенность".
          Количество - философская категория, которая отображает такие параметры вещи, явления или процесса, как число, величина, объем, вес, размеры, темп движения, температура и т.п.. За высказыванием Гегеля, количество - не "снятая определенность". Термин"снять", которому Гегель придавал большое значение, означает "сохранить, удержать и в тот же время прекратить, положить край". Поэтому количество как "снятая определенность" выступает возражением качества, есть ее диалектической противоположностью, которая взаимодействует с ней.
         К определенному времени количество, ее изменение не задевают качества предмета и потому на это не всегда обращают внимание, делает замечание Гегель. Но это лишь так кажется. На самом деле же, понятие "количество" - "хитрое понятие". Оно охватывает существенное из той стороны, из которой качество будто бы не затрагивается и, причем, настолько не затрагивается, что, скажем, увеличение размера государства, которое приводит ее, в конце концов, к несчастью, сначала даже кажется ее счастьем. Однако, "государство имеет меру своей величины, превзойдя которую внутренне безудержно распадается при том же государственном устройстве, которое при другом размере государства представлял ее счастье и силу". В сфере моральной, делает замечание Гегель, "имеет место такой же переход количественного в качественное, и разные качеству оказываются основанными на отличии величин. Именно через "больше" и "меньше" мера легкомысленности поднимается и появляется что-то совсем другое - преступление, именно через "больше" и "меньше" справедливость переходит в неразделимость, добропорядочность в порок". Итак, рост количества ведет к существенным преобразованиям существующего.
         Качественные изменения, которые происходят в объективном мире, осуществляются лишь на основе количественных изменений. Другого пути к появлению нового просто не существует. Можно привести много фактов такого взаимодействия количественных и а качественных изменений. Так, например, если телу предоставить скорость1000. 2000, 7000, 7910 метров на секунду, то оно упадет на Землю. Если же скорость тела увеличить лишь на одну единицу и довести ее до 7911 метров на секунду, то тело оторвется от Земли и станет ее спутником. Или возьмем обычную воду. Когда она течет спокойно, то не вызывает никаких разрушений. Но следует увеличить давление до нескольких атмосфер, и струя воды превратится на землекопа. Если же увеличить давление к десяткам атмосфер, то струя воды превратится на забойщика. Следует же довести давление до 2000 атмосфер, и эта струя станет камнерезом. Вода будет резать гранит.
         Чтобы сделать понятие развития более понятным, некоторые философы прибегали к преувеличению значения количественных изменений, которые, по выражению Гегеля, можно '"видеть собственными глазами", чего нельзя сказать о качестве как что-то не совсем понятное. Гегель иронизировал по этому поводу. Он рассматривал диалектику количественных и качественных изменений на примерах, известных в давние времена под названием "лысый" и"груда": "Относился вопрос: или появится лысина, если выдернуть один волос из главы или лошадиного хвоста или перестанет груда быть грудой, если отнимем одно зерно? Можно не задумываясь согласиться с тем, что при этом не появится лысина и груда не перестанет быть грудой, поскольку отнимание представляет лишь количественную и очень незначительную разность...
         Когда соглашаются, что отнимание одного волоса не делает лысым, забывают не только о повторении, а и о том, что сами по себе незначительные количества, например, незначительные затраты достатка, складываются, а сумма составляет качественное целое, так что под конец это целое оказывается таким, что исчезло, глава - лысой, а кошелек - пустым".
         Мы так широко используем высказывание Гегеля о диалектике перехода количественных изменений в качественные, поскольку в наше время некоторые философы стараются довести, что такое понимание есть ошибочным и присущий лишь марксистской философии. Конечно, в гегелевской философии взаимопереход количественных изменений в качественные выступает как закон мышления, логики. Однако суть этого закона и заключается именно в том, что он имеет отношение не только к мышлению, логики, а и к самой действительности, ее развитию. Сам Гегель показал это, приводя блестящие примеры, взятые из жизни.
        Взаимосвязь количественных и качественных изменений осуществляется и в процессе познания, мышление. Процесс собирания фактов, аналитическая умственная деятельность есть той необходимой базой, которая передует новым открытиям, достижению новых знаний.
       Французский неотомизм Тейяр де Шарден считал, что во всех сферах, когда какая-нибудь величина достаточно выросшая, она резко изменяет свой вид, залог или природу. Кривая изменяет направление, плоскость переходит в точку, стойкое разваливается, жидкость кипит, яйцо делится на сегменты, вспышка интуиции освещает накопление фактов. Критические точки изменения залогов, степени по преклонной линии, всяческие прыжки в  

походке развития - это единый, зато настоящий  способ вообразить себе и ощутить "первый момент". Итак, Тейяр де Шарден доходит  вывода, который прыжки в развитии - это единый настоящий способ понять суть изменений, которые происходят в ходе развития.
        Каждый переход количественных изменений в качественные означает одновременно и переход качественных изменений в новые количественные изменения. "Изменение бытия, - писал Гегель, - суть не только переход одной величины в другую, а и переход качественного в количественное и наоборот".
        Количественные изменения не являются однообразными. Существуют количественные изменения, которые происходят путем накопления; есть количественные изменения, которые внезапно служат причиной появления нового качества; есть количественные изменения, которые свидетельствуют о постепенном накоплении элементов нового качества (скажем, распространение нового вида, накопление элементов нового качества в общественной жизни и т.п.); существуют количественные изменения, что является показателем перехода качества в новое количество.
       Взаимный переход количества в качество является адекватным отображением в мышлении изменений, которые происходят в объективном мире. Если в нем что-то изменяется, развивается, переходит с одного состояния в другое, то наше мышление, если оно претендует на точность отображения, имеет это воссоздать, т.е. если мир двигается, то наши понятия об этом миру тоже должны быть подвижными, иначе мы не сможем адекватно отобразить движение, изменения в самой действительности.
      Единство, взаимосвязь и взаимозависимость качества и количества выражаются в понятии мера. По Гегелю, "мера является существенным единством количественного и качественного", "в мере качественное количественно", "мера есть в своей непосредственности обычным качеством, которое имеет определенную, надлежащую ей величину" и наиболее лаконично: мера - "качественно выраженное количество". Любой предмет, явление, процесс имеют свою меру, т.е. качественно-количественную определенность.
          Мера - это граница, в рамках которой предмет остается тем, чем он с, не изменяя своего качества как совокупности коренных его свойств. Этой категорией предмет охватывается в единстве, синтезе его количества и качества. Нарушение меры предмета ведет к нарушению его бытия и перехода в другое. Однако это закономерный процесс. Старое качество исчезает, а новая возникает. Вместе с тем возникает и новая мера, которая со временем тоже будет затронута новыми изменениями. Так происходит развитие всего сущего.
         Очень важной категорией в понимании закона взаимного перехода количественных изменений в качественные есть прыжок. В диалектике взаимосвязи количественных и качественных изменений прыжок означает переход от старого качества к новой. Прыжок является дискретностью в возникновении нового относительно к предыдущему залогу существующего. Возникновение нового качества, хотя бы как она объективно не рождалось, всегда связанное с прыжком, перерывом количественной постепенности, независимо от того, в какой форме происходит качественное преобразование. Переход от старого качества к новому является переломом в развитии, перерывом непрерывности. Прыжок в развитии равнозначный появлению нового залога существующего вследствие противоречивой взаимосвязи количества и качества, который поднимается к уровню важной, необходимой и общей связи. Эта связь с неизбежностью, повторяется в процессах становления разнообразнейших предметов и явлений объективной действительности.  

          Новое не может появиться только путем роста или уменьшение того, что есть. Оно нуждается в новом просторную для своего дальнейшего развития. Выход за старые границы в процессе становления нового не является, однако, полным разрывом с предыдущим залогом существующего хотя бы уже потому, что между количеством и качеством является взаимосвязь.
          Категория прыжка дает представление о моменте или периоде перехода к новому качеству. Момент - когда старое качество превращается в новую сразу, внезапно, целиком; период - когда старое качество изменяется не сразу, не внезапно, не одноактно, а постепенно.
         Прыжки осуществляются по-разному в разных сферах бытия. Рассматривают две наиболее обобщенные формы прыжков: а) прыжки в форме разовых, одноактных изменений; б) прыжки в форме постепенных качественных преобразований. Примеры разовых, одноактных прыжков: политический перевороту общественной жизни; отмена отживших форм хозяйствования; разного рода катаклизмы в природе; анигиляция и т.п.. Примеры постепенных качественных изменений: возникновение новых видов животных и растений; становление человека; становление и развитие языка; переход к рыночным отношениям, изменение форм собственности через промежуточные звенья - аренду, акционирование, выкуп и т.п.. Постепенность качественных изменений, которые происходят в процессе перехода к рыночным отношениям, заключается в том, что в промежуточных формах происходит накопление элементов частнособственнических отношений и отмирание элементов государственной формы собственности.
        Что же влияет на модификацию форм прыжков, качественных преобразований? Формы качественных изменений зависят от: И) характера внутренних разногласий, которые присущи данному процессу и является источником его развития: 2) условий развития того или другого процесса. Один и тот процесс, имея в основе одинаковые разногласия, может происходить в разных формах - и разово, и постепенно. Можно одноактно, разово ликвидировать частную собственность и установить государственную или общественную, а можно эту частную собственность превратить в государственную (общественную) постепенно, в форме постепенных качественных изменений через промежуточные звенья - государственно-частные предприятия, как это было и есть, например, в Вьетнаме, КНР. Если же экономические разногласия в той или другой стране приобретают антагонистический характер, то возможности для постепенного качественного перехода ограничиваются, усиливается тенденция к одноразовому, одноактного преобразования.
         Таким образом, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные конкретизируется через ряд категорий (качество, количество, свойство, мера, прыжок), которые дают целостное представление о его содержании как общего закона развития. Данный закон раскрывает внутренний механизм перехода к новому качеству в любой сфере объективной действительности, отвечая на вопрос, как, каким образом происходит развитие, движение и изменение всего сущего. 

         Диалектика количественных и качественных изменений
         Каждая совокупность однородных предметов есть некоторое множество. Если оно конечно, то его можно сосчитать. Количественно сравниваться могут и качественно однородные вещи, и качественно различные в каком – то отношении, но сходные в иных отношениях: скажем по весу, твердости, а также путем деления объекта на части. Следовательно, то или другое количество есть множество, если его можно сосчитать, и величина, если ее можно измерить. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства. Понятие числа, величины, фигуры и т.п. суть стороны или моменты категории количества.
          С целью установления количественной определенности предмета мы сравниваем составляющие его элементы – пространственные размеры, скорость изменения, степень развития – с определенным эталоном как единицей счета и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее подвергнуть его изучению с помощью количественных методов. Не случайно поэтому процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Познание количественной стороны системы есть ступень к углублению знания всей системы. Прежде чем считать, человек должен знать что он считает. Наука движется от общих качественных оценок и описаний явлений к установлению точных количественных закономерностей.
         Основой количественного мышления является объективная дискретность, расчлененность вещей и процессов. Количество выражается числом, заключающим два основных смысла: меру общности, однопорядковости элементов дискретности при их сополагании друг другу и раздельности (реальной или мысленной) объекта, его свойств и отношений на однородные элементы, относительно независимые от его качества. Всякое число есть относительно самостоятельная, цельная собранность некоторого множества, или раздельное единство количества. При этом количество нетождественно числу – одно и то же количество как величина может выражаться в разных масштабах измерения, а поэтому и в разных числах. Число есть мысленная форма освоения количественной определенности объекта.
         Любое качество выражается в специфической для него системе количественных характеристик. Известно, что количество и качество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они разные характеристики определенных реалий, существуют и тяготеют друг к другу, пребывая в нерасторжимом единстве, образующем их меру.
         Уже Августин утверждал, что мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть. Категория меры была была одной из основных для философов древности, о чем бы они ни рассуждали. Идеей меры проникнута вся история философии со времен античности.
         Мера выступает как третий член, связующий качество и количество в единое целое. Например, атомы разных химических элементов только тем и отличаются друг от друга, что в их ядрах заключено разное количество протонов. Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элемент превратится в другой.
         Но мало сказать, что мера – единство качества и количества, а также что она – граница, в которой качество проявляется в своей определенности. Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью. Мера – это зона в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.
         Взаимный переход количественных и качественных изменений
         Путь развития в природе, обществе и сознании – отнюдь не прямая линия. Ее изгибы – это как бы узлы, завязывающие все новые и новые закономерности, “права” которых простираются от одного узла к другому: это “узловатая линия мер” (Гегель). Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а порой и условны.
         Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного и прерывного. Непрерывные изменения, т.е. постепенные количественные изменения, и неразрывно связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества обозначаются понятием эволюция. Однако в более широком смысле это понятие применяется для обозначения развития систем, имеющих глобальный характер, например эволюция звезд, эволюция растительного и животного царств, а также самого человека.
        Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную устойчивость, качественную определенность, а прерывность – ее переход в новое качество.
        Абсолютизация того или иного момента в развитии системы есть ошибка метафизики, отрицающей саму возможность развития. Утверждение только прерывности ведет к нарушению связи, взаимодействия, а утверждение обратного, то есть сплошной континуальности (непрерывности), исключает качественный переход. Системы развиваются ритмически и рождение чего то нового представляет собой процесс взаимопревращения количественных и качественных изменений. Основой этого процесса взаимопревращения выступает постепенное накопление количественных изменений в системе, а также постоянное качественное обновление ее структурных элементов. Существует многообразие количественных изменений. Это изменение и числа элементов объекта, и объема информации, и скорости движения, и степени проявления того или иного качества и т.п. Любое из этих количественных изменений ведет к появлению нового качества.
        Появление нового качества – это, по существу, появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем данной формы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления нового качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества как применительно к предметам, для которых характерно простое превращение в пределах данного уровня организации системы, так и границам перехода с одного уровня организации системы на другой, является как бы межевым знаком процесса развития.
         Процесс коренного изменения качества, надлом старого и рождение нового есть скачок – линия, отделяющая одну меру от другой. Существуют разные типы скачков, определяемые и природой развивающейся системы, и условиями, в которых она развивается, т.е. внутренними и внешними факторами развития. Длительными во времени или постепенными скачками в развитии объективной реальности являются, например, возникновение жизни на Земле, происхождение человека и его сознания, образование новых видов животных и растений, возникновение и смена общественно – экономических формаций. Наряду с этим имеют место и скачки, протекающие в быстром темпе и бурно, так сказать, скачки со взрывом, для которых характерны резко выраженные границы перехода, высокая интенсивность, целостность перестройки всей системы, подъем ее на другой сущностный уровень как бы разом. Примером такого рода скачка является то, что произошло во Вселенной в результате Большого Взрыва.
        Исходя из природы качества как системы свойств, различают скачки единичные и общие. Единичные скачки связаны с появлением отдельных новых свойств, а общие – с преобразованием всей системы свойств, т.е. качества в целом.
        Особым видом скачка является социальная революция. Специфика ее заключается прежде всего в том, что она осуществляется сознательно и целенаправленно, воплощаясь в деятельности народных масс, социальных групп, классов, политических партий и их лидеров. Характер этой революции зависит от внутренних и внешних условий развития социальной системы, от характера и остроты противоречий, напряжение которых делает невозможным существование общественной системы в ее старом качестве.
        Выражая объективно существующие процессы развития в их определенном аспекте, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, описывая механизм саморазвития, имеет важный методологический смысл как в теории, так и на практике. Его действие обнаруживается не только в природе, в исследованиях природных объектов, но и в области общественной жизни, изменение которой происходит благодаря качественным изменением совокупностей жизненных факторов. 

        Закон единства и борьбы противоположностей
        Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.