Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование уровня развития малой группы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство образования и науки Украины
     Харьковський национальный економический университет 
 
 

          
                                                                                    Кафедра социологии
                                                                     и психологии управления 
 
 
 
 

Социально-психологическое исследование на тему:

Исследование уровня развития малой группы

 
 
 
 
 
 
                                                                                       Выполнила:
  Быкова Марина
      ЭИ 2-1
                                                                            
 
 
 
 

      Проверила:
                                                           Михайленко Д. Г. 
 
 
 
 
 

                                               Харьков 2011
                                                

                                       Содержание 
 

  Введение                                                                                                             3
                                                                                                                               
1.Основные понятия                                                                                         5 

   1.1 Понятие группы                                                                                          5 

   1.2 Уровни развития группы                                                                           6 

2.Методика исследования                                                                                  9 

2.1 Результаты исследования                                                                            10 

3.Вывод                                                                                                              15 

Список литературы                                                                                            16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Являясь одной из важных составляющих процесса формирования личности будущего специалиста, образование подразумевает не только усвоение знаний, но и развитие гармонично развитой личности. В процессе образования происходит формирование жизненной позиции человека, осуществляется ее самореализация, самоуважении и самоутверждение. Особую остроту данная проблема имеет в ВУЗах, в которых на сегодняшний день готовится более 82% специалистов для всех отраслей народного хозяйства . Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп "по принадлежности к ним", либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как "проводника" знаний и как личностно формирующей среды, детерминируют интерес к студенческой группе со стороны различных наук.
Современный этап развития общества, одной из главных  задач которого является повышение  социально-экономического состояния его граждан, требует принципиально нового подхода к анализу сущности, содержания, характера и особенностей обучения, будущих специалистов в студенческих группах, поиска путей и методов управления этим процессом.
Исходя  из этого, актуальность исследования особенностей студенческой группы заключается в следующем:
во-первых, в необходимости интеграции в  рамках социально-психологического знания накопленного теоретического и эмпирического  материала по проблемам изучения студенческой группы как социально-психологической среды и способов оптимизации ее функционирования;
во-вторых, в потребности уточнения и  корректировки основных методологических позиций, поиске и обосновании перспективных  направлений решения наиболее важных проблем управления образовательной системой, связанных с функционированием студенческой группы как социально-психологической среды обучения;
в-третьих, в недостаточной изученности  проблем, связанных с влиянием дисфункциональности  студенческой группы на успешность обучения в российском ВУЗе;
в-четвертых, в важности совершенствования и  обновления методик социально-психологической  диагностики и исследования процесса оптимизации функционирования студенческой группы российского ВУЗа со стороны  органов государственного и административного  руководства образования.
Новые подходы и результаты исследования современных студенческих учебных  групп как социально-психологической  среды жизнедеятельности студентов  в условиях все большего ускорения  процессов экономического и социального  развития являются актуальными и могут вызвать интерес к студенческой группе со стороны различных наук, так как студенческая группа является «проводником знаний» и личностно формирующей средой.
В связи  с этим возрастает необходимость  в изучении социально-психологической  сущности студенческой группы как социально-психологической среды обучения будущих специалистов для социально-экономической сфера общества, факторов, влияющих на эффективность функционирования социально-психологической группы, и деятельности органов государственного и административно управления образования по обеспечению оптимизации функциональности студенческой группы.
Целью данной работы является исследование уровня развития малой группы
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
1.Рассмотреть основные понятия,уровни развития группы
2.Провести анализ особенностей группы на примере конкретной студенческой группы.
Объектом в данной курсовой работе является студенческая группа ЭИ 2-1, на основе данных которой проводились исследования с целью достижения вышепоставленной цели.
Предмет – особенности развития малой группы.
Методология исследования: социологический, эмпирический и аналитический.
Работа  структурно состоит из введения, 2 частей(теоретической и эмпирической) и заключения.
В первой части Основные понятия рассматриваются следующие вопросы:
    1.1Основные  понятия группы.
    1.2 Уровни  развития группы.
Во второй главе Методика исследования исследуется уровень развития группы.
И в  завершении сделан вывод. 

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          
              1.Основные понятия. 

                        1.1 Понятие группы
Группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. 
 Признаки  группы:

    наличие внутренней организации;
    общая (групповая) цель деятельности;
    групповые формы социального контроля;
    образцы (модели) групповой деятельности;
    интенсивные групповые взаимодействия
    социальное положение
Выделяют: большие и мале группы, которые в свою очередь подразделяются на:
-реальные (контактные) и условные;
-формальные (официальные) и неформальные;
-группы различного уровня развития – развитые и низкоразвитые.     

Т.к  мы исследуем студенческую группу, она является малой группой, необходимо рассмотреть понятия ,виды малой группы.
Малая группа - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Размер малой группы может достигать несколько десятков человек. В малой группе возникают различные эмоциональные отношения, процессы групповой динамики, групповые нормы.
Свойства  малой группы:  
- регулярность: постоянство совместного пространственно-временного бытия;  
- самоидентификация;  
- идентификация.
 
 Общие признаки малых групп
- Численность от 2 до 30-40 человек. 
- Единство ценностных ориентаций и целей. 
- Наличие совместной деятельности.

 
   Малая группа, кроме количественного  состава, имеет структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику. 
   К малым группам относятся:  семья,  компания друзей,  соседская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, штат сотрудников организации и т.д.   

Общение и деятельность в группах определяется и регулируется общественными отношениями, задающими образ жизни входящих в эти группы людей; отношениями, формирующими их ценности, идеалы, убеждения, мировоззрение. 
     Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень их развития.
 

                                   
                   1.2 Уровни развития группы  

Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость.
 
     Выделяют такие уровни развития группы. 
1. Конгломерат. 
2. Номинальная группа. 
3. Ассоциация. 
4. Кооперация. 
5. Автономия. 
6. Корпорация. 
7. Коллектив.

       
          Конгломерат – (от лат. «собранный») это группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории.  
     Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет, или если есть, то очень примитивная. Примерами такой группы могут служить – очередь, пассажиры вагона, автобуса и т.п. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решит свои индивидуальные проблемы.  

                                                                                                                                                                                                                  
          Номинальная группа – (от лат. «именной, существующий только по названию»). Это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название,наименование.  
     Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают название первокурсников. Наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Основное, чем занимаются члены номинальной группа, - это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а только еще идет процесс обговаривания и согласования, группа будет являться номинальной. Как только ее члены приступят к совместной деятельности, группа переходит на другой уровень развития. 
            Ассоциация – (от лат. «соединение») это группа людей, объединенных совместной   деятелностью.       

 На  этом уровне начинает формироваться  групповая структура и развиваться  групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий, появляются первые попытки лидерства. Характерной особенностью группы такого уровня является консолидация. Как только группа в ходе совместной деятельности добивается первого результата, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.
 
            Кооперация – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности.  
     На уровне кооперации происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Структура группы четко обозначена. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентаций.  От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развития группы. В целом группу кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников.

 
           Автономия – это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней.  
     Такая группа характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Индивидуальные цели каждого участника достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей членов группы. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Т.о. достигаются сплоченность и референтности группы для ее членов. Появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности. Появляется чувство «МЫ», в отличие от «ОНИ», т.е. другие группы.

 
          Корпорация – (от лат. «объединение, сообщество»)это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. 
     Корпорация начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой – и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма.      
 

  Коллектив – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности. 
      Коллектив – это пик, вершина развития группы; это группа самого высшего уровня развития. 
   

                           

2.Методика  исследования

Цель  исследования: определить уровень развития студенческой группы. Сделать выводы согласно полученным результатам.
Тестируем : отношения внутри группы ·

Диагностика уровня развития малой  группы

Назначение  теста
Методика  дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень  ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.
Инструкция к тесту
Предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы не обходимо оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной групп.
Давать  оценку следует на основании одного из четырех вариантов: 
а – данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе;  
б – данное утверждение в общем характерно для нашей группы;  
•   в – данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;  
•    г – данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).

Тест

1. В  нашей группе главный критерий ценности человека – его отношение к труду, к коллективу.  
2. В нашей группе новичок скорее всего не почувствует себя чужаком, а встретит доброжелательность и радушие.  
3. В нашей группе нет козлов отпущения и любимчиков.  
4. Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль “моя хата с краю”.  
5. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.  
6. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое-то дело.  
7. Для нас неприемлем принцип “Своя рубашка ближе к телу”.  
8. Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти.  
9. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.  
10. Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать.  
11. В нашей группе каждый ощущает себя ответственным за ее успех.  
12. Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.  
13. Наша группа достаточно сплоченная и организованная.  
14. В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах.  
15. Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее эффективно, чем в его присутствии.  
16. Когда к нам в группу приходит руководитель, все обычно бывают рады.  
17. Стиль руководства нашей группой ровный, доброжелательный.  
18. Для нас не характерно, чтобы под горячую руку от руководства доставалось и правому, и виноватому.  
19. У нас не принято отсиживаться или прятаться за спинами других.  
20. Зная, что в своем стремлении поступить определенным образом группа пойдет по ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы остановить ее от необдуманного шага.  
21. У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав.  
22. После работы мы нередко свободное время проводим вместе.  
23. У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами.  
24. У нас тоже есть “диады” и “триады”, но это не мешает нам чувствовать себя единой дружной семьей.  
25. В нашей группе нарушитель дисциплины будет держать ответ не только перед руководителем, но и перед всей группой.  
26. В нашей группе силы, внешней привлекательности, обладания престижными вещами еще недостаточно для того, чтобы пользоваться уважением и популярностью.  
27. Наша сплоченность скорее всего не пострадает, если в группу вольется сразу несколько новых членов.

2.1 Результаты исследования

Обработка и интерпретация  результатов теста

Обработка данных может производиться двумя  способами. Первый способ заключается  в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г).
• Преобладание ответов по п. А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу,  
• по п. Б – к среднему уровню развития,  
• по п. В – к низкому уровню развития,  
• по п. Г – к группе номинального или корпоративного типа.

Второй  способ заключается в переводе буквенных  ответов в баллы по следующей схеме:
• А – 3 балла;  
• Б – 2 балла;  
• В – 1 балл;  
• Г – 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин):
• 67- 81 коллектив – “Горящий факел”.  
• 66-50 автономия – “Алый парус”.  
• 49-34 – кооперация – “Мерцающий маяк”.  
• 33-20 – ассоциация – “Мягкая глина”.  
• 19 и менее – диффузная группа – “Песчаная россыпь”.                                     

Результаты  теста
  Студенты      
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 В Г Г В А А В В В В Г В Б В А
2 Б Б В Б А Г Б Б Г В Б Г В Б Б
3 Б Б Б Б Г Г А Б Б Б В Г В В Г
4 В Г В Б Г В Г Б Б Г Б Г В Б Г
5 В В А В В Б В В А Б Г Б В В В
6 Г В Г А В Б Б А Б Б В В А А Б
7 А А Б Б А Г В В Б Б Г В Б Б В
8 В В Г В Г А Б Б Г В А Г А Г Г
9 Г Г В В Г В В А Г Б Г Г В В В
10 Г Г Б Б Б Г В Г В Б В Б Б Б Г
11 Б Б Б Б В В Г Б А В Г Б А Б Г
12 В В Б Б Б Г А В В В Б Г Б Б В
13 Б Б Б Б Б В Г В В А В А Б Б Г
14 В Г Г В Б Г В А Г А Г А Б В В
15 А А Б В В В Г Б Б Б Б Б Г Г Б
16 Б Г Г Б В Б Б В В Б Г Б Г Г Г
17 В Б В Г Б В А В Г А В Г Б Б А
18 В Б В Б В Б В Б В Г В А А Б В
19 В В Б Б Б Г Г Б Г Б Г Б Б В Б
20 Г В Г Б Б Б Г Б Г Г В Г В Б В
21 Б Б Б А В В Б Б Г А Б Б Б Б А
22 Б Г Б Б В Б Г Б Б Г Б Г Б Б В
23 В Г В Б Г Б Г В А Б В Г А В Г
24 А Б В Б Б В Б А Б Г А Б Б А А
25 В Б Б Б В А Г Б В Б Г Б В В Б
26 А Б Б Б Б А В А Г А Б Г Б Б Г
27 Г А В Б А В А Б В Г Б Г Б В Г
Обработка результатов
1)Обработка данных может производиться двумя способами.
 Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г).
• Преобладание ответов  по п. А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу,  
• по п. Б – к среднему уровню развития,  
• по п. В – к низкому уровню развития,  
• по п. Г – к группе номинального или корпоративного типа.

А-51; Б-148; В-113; Г-93
              
Преобладают варианты Б,это значит что наша группа со средним уровнем развития
Кооперация – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности.  
     На уровне кооперации происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Структура группы четко обозначена. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентаций.  От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развития группы. В целом группу кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников.

 
2) Второй способ заключается в  переводе буквенных ответов в  баллы по следующей схеме:

• А – 3 балла;  
• Б – 2 балла;  
• В – 1 балл;  
• Г – 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин):
• 67- 81 коллектив – “Горящий факел”.  
• 66-50 автономия – “Алый парус”.  
• 49-34 – кооперация – “Мерцающий маяк”.  
• 33-20 – ассоциация – “Мягкая глина”.  
• 19 и менее – диффузная группа – “Песчаная россыпь”.

(51*3+148*2+113*1+93*0)/15 = 37,46 кооперация – “Мерцающий маяк”.
Т.е можно сделать вывод, что наша группа находится на  3 стадии развития. 
Группа-кооперация 
Это достаточно организованные и сплоченные группы, но проявляют активность прежде всего в собственных интересах, проявляют групповой эгоизм, противопоставляют "себя другим группам, строят межгрупповые отношения на основе конкуренции, соперничества. Общественно значимые цели вышестоящей организации такие группы стремятся приспособить к своим узкогрупповым интересам.

«Мерцающий маяк» 
В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь» 
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться.  
Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда у некоторых членов группы хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том, более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление актив-ности всплесками, да и то не у всех.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Вывод
В ходе данного  исследования я закрепила свои теоретические знания и применила их на практике. Проанализировав развитие моей студенческой группы можно сделать ряд выводов. Наша группа находится на 3 уровне развития группы т.е на среднем, из этого следует, что группа достаточно организованная и сплоченная , но проявляет активность прежде всего в собственных интересах, проявляет групповой эгоизм, противопоставляет "себя другим группам, строя межгрупповые отношения на основе конкуренции, соперничества.
По опыту диагностики  и оценки динамики малых групп, полученными количественными данными моей группе соответствует такой  уровень группового развития (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин) как «Мерцающий маяк».Т.е главный объединяющий фактор – совместная деятельность, наша группа живет от дела к делу; активно формируются межличностные отношения, формируется корпоративная культура. Это самая конфликтная стадия групповой динамики: проявляются противоречия субъектов, самоутверждаются “лидеры второго плана”.
Также можна  сделать вывод,что вцелом группа приносит уверенность каждому индивиду в отдельности,какмаяк в штормовом море .У нас преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться.  
Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда у некоторых членов группы хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел. Проявление активности проявляется всплесками, да и то не у всех.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.