Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основы новообразования личности дошкольника

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 20 С. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Петрозаводский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Психология  развития и возрастная психология
Тема Основы новообразования  личности дошкольника
Фамилия студента Кравчук
Имя студента Наталья
Отчество  студента Николаевна
№ контракта 08001080701066
 

     Содержание

     Введение  2
     1 Деятельность как условие развития ребенка  4
     1.1 Ведущая деятельность в контексте возрастного развития  5
     1.2 Усвоение нравственных норм  5
     2 Особенности общения  8
     2.1 Участие взрослого в новообразовании ребенка  8
     2.2 Ребенок в группе сверстников  9
     2.3 Развитие механизмов идентификации и обособления  10
     3 Значение игр в жизни дошкольника  11
     3.1 Игра – универсальная форма развития  11
     3.2 Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры  12
     4 Умственное развитие  13
     4.1 Память и воображение  13
     4.2 Развитие речи  14
     5 Мир постоянных вещей  16
     5.1 Период стереотипного воспроизведения доступного  16
     5.2 Фонематический слух у ребенка  17
     Заключение   19
     Глоссарий  21
     Список использованных источников  22
     Список  сокращений  23
     Приложения  24 

     Введение

     Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.
     Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами  для поддержания жизни. По физическому  строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения.
     Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, - это количественное изменение, в том числе и психического  процесса. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Х. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта.
     Главная проблема возрастной психологии –  проблема становления личности. Развитие психики следует рассматривать  «не только как рост, но и изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят  в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям».1
     Отделение ребенка от взрослого к концу  раннего возраста создает предпосылки  для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит  за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций  системе общественных отношений.
     Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.
     «В  дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.».
     Основной  смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека.

     Основная  часть

     1 Деятельность как условие развития ребенка

 
     1.1. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
     Дошкольный  возраст (от 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сентизивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.
     Основным  условием психического развития ребенка  является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что «главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества».
     Именно  в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).
     Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Признаком перехода от одной  возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
     В дошкольном возрасте ведущей деятельностью  является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.
     Переоценка  словесных методов в воспитании приводит к нравственному формализму, в обучении к формальному усвоению знаний. Л.С. Рубинштейн отмечал, что  всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств.   

     1.2. Усвоение нравственных норм 
     Одним из важнейших новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном  возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.
     Это сравнение с образцом есть осознание  своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста.
     Одними  из первых детьми усваиваются нормы  и правила так называемого  «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми, Они наиболее сложны и трудны для детского понимания и следование им на практике детям дается с большим трудом.
     Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда  оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится  на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция.
     «Вначале  дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения  путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.»(Р.С.Немов) .
     Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

     2 Особенности общения

 
     2.1. Участие взрослого в новообразовании ребенка
     Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение  со взрослыми – необходимое условие  психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность.
     В общении со взрослыми формируется  потребность общения с другими  людьми, эмоциональное отношение  к ним и к миру, «развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется собственно коммуникативная деятельность» (М.И. Лисина).
     Очень важен стиль руководства взрослого. Он должен способствовать тому, чтобы  ребенок чувствовал себя полноценным  участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели. Излишняя регламентация поведения ребенка, когда ему отводится роль механического исполнителя отдельных поручений взрослого, расхолаживает ребенка, снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к результатам общего  дела.
     Хорошие родители дают пример своему ребенку, не давят на него, стараются воспитать  у него чувство личности. Для этого  надо уважать своего ребенка, любить его, давать ему возможность исполнять  допустимые желания, воспитывать у  него сознательное отношение к своим поступкам.
     Взаимоотношения ребенка с другими людьми –  взрослыми и детьми – наиболее сильный и важный источник его  переживаний. Когда окружающие относятся  к ребенку ласково,  признают его  права проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие -  чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям.
     В дошкольном возрасте продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость. 

     2.2. Ребенок в группе сверстников
     «В  числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, - детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами – нравственными нормами, - у ребенка складывается эмоциональное  отношение к людям, зарождается эмпатия.» (Л.Ф. Обухова).
     Общение в группе сверстников существенно  отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди  сверстников зависит, насколько  ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
     Взаимодействие  ребенка со сверстниками – это  на только возможность совместно  познавать окружающий мир, но и возможность  общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
     Общение со сверстниками – жесткая школа  социальных отношений. Именно со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок  тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации  и страданиями отчуждения. 

     2.3. Развитие механизмов идентификации  и обособления
     Именно  в общении через подражание ребенок  осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Это взаимодействие обусловлено исключительной зависимостью человека от других людей. Идентификация  как отождествление позволяет человеку эмоционально, символически (или иначе) «присваивать» чувства другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого.
     В дошкольном возрасте ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении  с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением. Стремясь подтвердить свою самостоятельность, ребенок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя свое стремление настоять на своем.
     Постепенно  на протяжении детства, упражняясь непрестанно изо дня в день, идентификация и обособление становятся не только более тонкими механизмами, но могут стать для ребенка и неосознаваемо используемой техникой общения. Ребенок может научиться использовать внешние проявления идентификации и обособления, начать эксплуатировать их в общении в корыстных целях. Однако эти механизмы служат прежде всего открытому социальному взаимодействию.

     3 Значение игр в жизни дошкольника

 
     3.1. Игра – универсальная форма  развития
     В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. А.М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно.
     Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов  - от элементарных до самых сложных. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.
     В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, Но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.
     Игра  относится к символико-моделирующему  типу деятельности, в котором операционно-техническая  сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, который никакая другая деятельность дать не может.
     На  протяжении своего развития ребенок  постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему действий, Но и всю систему последствий своих действий. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
     Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся  в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре для ребенка существенны не сколько свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами.  

     3.2. Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры
     Важнейшие новообразования зарождаются и  первоначально развиваются в  ведущей деятельности дошкольного  возраста – сюжетно-ролевой игре. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.    
     Единица, центр игры – роль, которую берет  на себя ребенок. В детском саду в  игре ребят есть все профессии, которые  имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
     Игровые действия – это действия, свободные  от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
     В детской игре происходит перенос  значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные  предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать можно только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
     В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.
     Последний компонент в структуре игры –  правила. В игре впервые возникает  новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. Ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия, которая продолжается в школьном возрасте.
     « С точки зрения связи сюжетно-ролевого содержания и правил подвижные игры с правилами, имеющиеся в соответствующих руководствах, могут быть разбиты на пять групп: 1)  игры подражательно-процессуальные, в которых сюжет связан непосредственно с имитацией действий, 2) драматизированные игры по определенному сюжету, 3) игры по сюжету с несложными правилами, 4) игры с правилами без сюжета, 5) спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения.»(Эльконин Д.Б.)  Причисленные группы подвижных игр с правилами распределяются в процентном отношении по возрастам. (см. Приложение).
     Итак, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности, она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она становится ведущей  деятельностью ребенка в дошкольном возрасте.  Помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.        

     4. Умственное развитие 

     4.1. Память и воображение
     В дошкольном возрасте перестраивается  вся психическая жизнь ребенка  и его отношение к окружающему  миру. Суть этой перестройки заключается  в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а  изменения отношения между отдельными функциями.  «Внешней особенностью дошкольного возраста является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память.»(Смирнова Е.О) .
     Память  дошкольника является центральной  психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т.е. опираться на свой жизненный опыт или видоизменять его.  Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта.
     То, что память становится в центр  сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое  развитие дошкольника. Прежде всего  ребенок приобретает способность  действовать в плане общих представлений. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить  упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает. Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего  с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений.  

     4.2. Развитие речи
     Становясь более самостоятельными, дети дошкольного  возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более  широким кругом  людей, особенно со сверстниками. Расширение круга  общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность ребенка.
     Развитее  речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми. Вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
     Одна  из функций речи, развивающихся в  дошкольном возрасте, - коммуникативная  функция, или функция общения. Общение  в конкретной ситуации по поводу  тех или иных действий и предметов  осуществляется с помощью ситуативной  речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец определенные требования. Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации.
     По  мере расширения круга общения и  по мере роста познавательных интересов  ребенок овладевает контекстной  речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Ребенок начинает предъявлять требования к самому себе и пытается следовать им при построении речи.
     «Овладевая  законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью» (Эльконин Д.Б.)
     Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения.
     Особым  типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность  объяснить сверстнику содержание предстоящей  игры, устройство игрушки и многое другое. Объяснительная речь  требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.
     Планирующая функция. На протяжении дошкольного  возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнить функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.
     Речь  ребенка, возникающая во время деятельности и обращения к себе самому, называется эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребенка, опережающую практическое поведение. Ближе к старшему дошкольному возрасту эгоцентрическая речь встречается реже. Эгоцентрическая речь  подвергается интериоразации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Эгоцентрическая речь, таким образом, является промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка.
          

     5.  Мир постоянных вещей 

     5.1.  Период стереотипного воспроизведения  достигнутого
     В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному  назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему миру, с изумлением открывает  для себя некоторую относительность  постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.