На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ислам и его культурные формы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Сибирский  государственный аэрокосмический  университет
    имени академика М.Ф. Решетнева» 
 
 

    Кафедра рекламы и культурологии 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ по культурологии 

    ИСЛАМ И ЕГО КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила: студентка гр. ТД-91
    Игнатьева Е.В.
    Проверил: Титов Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Красноярск 2010 
 

    Оглавление             2
    1. Введение           3
    1.1. Актуальность           3
    1.2. Цель и задачи          4
    2. Основная часть          5
    2.1 Понятие исламской культуры       5
    2.2. Характеристика исламской культуры      7
    2.3. О мусульманской архитектуре       9
    2.3. О мусульманской поэзии        12
    2.4. О мусульманской кинематографии      20 

    Заключение             24
    Список  использованной литературы       25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Актуальность  темы исследования
     Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом  и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих  приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.
     В современном понимании ислам - и  религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела. Но меня будут больше интересовать исторические корни этого явления.
     «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство»   (от арабского «муслим») - предавший  себя Аллаху. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цели и задачи работы.
     Цель  данной работы состоит в рассмотрении мира исламской культуры.
     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. Дать  понятие исламской культуры;
2. Дать  характеристику исламской культуры.
     Объект  исследования - мир исламской культуры.
     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением мира исламской культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная часть
Понятие исламской  культуры
     Арабо-мусульманская  культура складывается в VII-X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домасульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» - арабо-мусульманском обществе - «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах». Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим страны арабского халифата. Поэтому культура мусульманского Востока в эпоху раннего средневековья по своему развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между античной и средневековой эпохой Западной Европы.
     Однако  пренебрежительное отношение к  достижениям культуры немусульманских  стран, отрицание светского образования (до XVIII века мусульманские народы не имели никакой литературы, книгопечатание, население было малограмотным), отсутствие женского образования привело к тому, что Ислам стал тормозом в развитии культуры, а арабский мир утратил все свои былые достижения.
     Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов как в самой России, так и в мире вообще. Исламская культура своеобразна и неповторима.
     Ислам характеризуется большой простотой  принципов: Бог, единый и всемогущий, ниспослал людям текст- Коран, который Он передал с помощью человека по имени Магомет.
     Признать  всемогущество Бога - значит повиноваться его воле. Смысл слова «ислам»- «повиновение». Повиновение Богу заключается  в том, чтобы повиноваться Его  слову, то есть строго соблюдать предписания Корана.
     Наиболее  фундаментальные из этих предписаний - «пять столпов ислама»: символ веры (шахада), молитва пять раз в день, пост, милостыня (закят) и паломничество (хадж). Однако благочестивый мусульманин  должен хорошо знать весь Коран, так как вся его общественная и частная жизнь должна соотносится с ним. Коран рекомендует верующим рассказывать его всякий раз, когда это возможно. Тысяча верующих знают его наизусть от корки до корки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  исламской культуры
     Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и  религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама - внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. Художественное творчество тоже не приемлет времени, там нет описания событий, героев, зачастую оно носит абстрактный характер по форме и содержанию. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.
     Орнамент  в исламской культуре - это средство ввести человека в мир грез, иллюзии, тайн, слово же вводит верующего в вечный диалог, оно - форма жертвоприношения (само слово «Коран» переводится как глагол «читать»)
     Ислам впитал в себя иудаизм, христианство, воспринял и синтезировал элементы греческой философии (в основном идеи неоплатонизма и перипатетической школы), римского права, восточных верований. Однако он является самостоятельным самобытным явлением. Священная книга Ислама - это Коран, заглавная идея которой заключается в том, что Аллах - Бог, единственный и великий, творец всего сущего и верховный судья. Особенностями Данной религии являются фатализм, покорность (прежде всего в почитании Аллаха и его пророка Мухаммеда), а также строгое соблюдение ряда культов - молитва (намаз), пост, мусульманский налог, паломничество в Мекку, священная война, чтение Корана и т. д.
     Мораль  арабо-мусульманской культуры тоже своеобразна: она элементарна и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах. Основные ее принципы - это:
1. воинская  доблесть в борьбе за торжество  веры в войнах с неверными;
2. узаконивание  кровной мести;
3. восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом
для услаждения мужчины;
4. построение  государственного строя на основе  смирения и послушания (рабы должны  повиноваться своим господам, господа  же, в свою очередь, должны по-отечески  относиться к своим рабам);
5. труд  понимается как основа обеспечения  царства небесного, к земному  же счастью стремиться не стоит,  так как жизнь - лишь прах, суета.
     Кроме Корана, важными источниками знаний, норм - самых разнообразных, в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) - это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат - свод законов, включающий широкий круг правовых норм, ходя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти. 

О мусульманской архитектуре.

  Как известно, архитектура это искусство  проектировать  и  строить
 здания и  сооружения необходимые людям  для  жизни  и  деятельности,  в
 соответствии  с эстетическими воззрениями и техническими возможностями
 того или  иного общества. Как разновидность  искусства,  она  входит  в
 сферу духовной  культуры, формирует  пространство  вокруг  человека  и
 выражает  созвучные ему идеи непосредственно  в художественных образах.
 Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника,  масштаб,
 пропорции,  ритм, пластика объемов, фактура  и цвет материалов у разных
 народов существенно  отличаются друг от друга, но  в целом  общими  для
 всех являются  три основных  вида  архитектуры:  архитектура объемных
 сооружений, - это жилые дома, культовые и  общественные  здания;  -
 ландшафтная  архитектура, главным  образом   связанная  с  организацией
 садово-паркового  пространства. И, наконец, третий  вид  архитектуры  -
 градостроительство. Основная  цель   архитектурного   искусства   -
 получить  в  конечном  счете  эстетически   завершенную,  художественно
 выразительную   форму  зданий,   удачный   общий   план   и   объемно-
 пространственную структуру,  иначе  говоря  -  сделать жизнь людей
 удобнее   и  красивее.  Бесценный   вклад   в   сокровищницу   мировой
 архитектуры  внесли, как  известно,  мусульманские   зодчие,  достигшие
 самых высоких  вершин этого нелегкого мастерства  и  создавшие  особый,
 неповторимый  архитектурный стиль,  то  есть  исторически сложившуюся
 совокупность  художественных средств  и   приемов.  Язык  мусульманской
 архитектуры  богат, весьма разнообразен и  достаточно сложен, поскольку
 она  всегда  была  связана  с  мировоззрением  и  идеями   Исламского
 общества, с представлениями мусульман о пользе и красоте. Ее  главной
 движущей  силой является высокая Исламская   духовность,  непоколебимая
 вера в   единство  и  могущество  Аллаха  (Хвала  Ему  и  велик   Он!).
 Облагороженные  и одухотворенные светом ее  высоких идеалов, выдающиеся
 мусульманские   архитекторы  с  именем  Всевышнего  Аллаха  на   устах
 создавали   подлинную  гармонию,   застывшую   в   камне,   и   потому
 неудивительно,  что  большинство  построенных   ими  зданий   являются
 мировыми  шедеврами. Чем же мусульманский архитектор добивается такого
 мощного эмоционального  воздействия на зрителей?  Большое   значение  в
 мусульманской   архитектурной  композиции  придается   ритму,  то  есть
 четкому распределению  повторяющихся в определенном  порядке  отдельных
 элементов  и деталей здания  -  выступов,  колонн,  окон,  плоскостей
 стен. Применяя  симметричную  и  асимметричную   композицию,  используя
 главные художественные  средства  -  формы  зданий  и  их  элементов,
 мусульманский  архитектор может по своему усмотрению сделать эти формы
 тяжелыми  или легкими, спокойными  или   динамичными,  однотонными  или
 цветными,  добиваясь  при  этом,   чтобы   отдельные   части   здания
 согласовывались  между собой  и  со  всем  архитектурным  ансамблем   в
 целом. Проектируя, мусульманский архитектор ищет наилучшее,  наиболее
 гармоничное   сочетание  основных   частей   будущего   архитектурного
 произведения  и его деталей с учетом  назначения  здания  и  характера
 происходящих  в нем процессов. Учитывая  климат  местности  в  которой
 ведется строительство  и ее географическую широту,  он  старается  как
 можно полнее  использовать увлекательную игру  света  и  тени,  которая
 подчеркивает  композиционные особенности сооружения, придает ему более
 живописный  вид. Творения Исламских архитекторов, как  правило,  имеют
 обильный  орнаментальный декор, украшены  цветным мозаичным орнаментом,
 поражают  изяществом форм и пропорций,  богатством и тонкостью каменной
 резьбы,   которая   благодаря   искусству   мусульманских    мастеров
 приобретала   ажурность  и  легкость,  напоминая   каменное   кружево.
 Культовым  сооружениям Ислама свойственна  строгая красота, воплощающая
 образы знойного  солнца,  горячих  песков  и   тихих  оазисов.  Голубые
 купола  мечетей,  покоящиеся  на  высоких  барабанах,  изящные башни
 минаретов,  массивные  кубы  порталов,  журчание  воды   в   фонтанах
 неизменно  пробуждают в душе человека  благоговейное отношение к   вере,
 вселяют   уверенность  в  собственных   силах,  даруют  ему  светлое   и
 радостное  мировосприятие.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О мусульманской поэзии

      Как  известно,  вдохновение  есть  ничто  иное,   как   совмещение
творческой  деятельности человека с высшей степенью  сосредоточенности
его сознания,  быстро  исчезающее  при  переутомлении.  К сожалению,
творческое  озарение длится обычно недолго -  всего несколько дней,
часов, а иногда и минут отпущено человеку на то, чтобы  создать  свой
шедевр  или составить замысел будущего  произведения.  Что  только  не
объявляли   причиной   творческого   вдохновения    за    тысячелетия
существования человечества! Тут и Луна, и соловьи, и розы, и  родинки
на щеке, крылатые Пегасы и какие-то музы, словом - все что угодно,
кроме  Всемогущего  Аллаха  (Хвала  Ему  и  велик  Он!),  наделившего
человека способностью понимать прекрасное и создавать шедевры.  Нужно
исправить это недоразумение, поскольку именно духовность лучше  всего
достигает  главной  цели  искусства,  заключающейся  в   том,   чтобы
возвышать человека  над  обыденностью  и  пробуждать в нем высокое
чувство прекрасного!
      Вряд  ли  кому-то  из   умных,   образованных   людей   необходимо
доказывать,  что  мусульманская  поэзия  внесла  неоценимый  вклад  в
сокровищницу  общемировой культуры, а также  то, что  она  представляет
собой  бесценное  собрание  творений  великих   и   зорких   мастеров
поэтического  слова, не понаслышке знавших как  сложна  и  многообразна
человеческая  жизнь и всегда правдиво  ее  изображавших.  Не  вызывает
сомнений  и то, что практически все  они  были  в  числе  передовых и
образованнейших  людей  своего  времени  и  что   творчество   многих
современных поэтов продолжает развиваться под  несомненным влиянием их
поэтического  наследия.  Отмеченные  глубокой  мыслью,   искренностью
чувств   и   исполненные    неопровержимой    силы    художественного
совершенства, их творения доносят до нас  из  мглы  веков  неизбывную
благодарность верующих поэтов Всемогущему Аллаху (Хвала Ему  и  велик
Он!) за ликующую радость жизни. Их исключительные по яркости описания
здорового, сильного, отважного, ярко чувствующего и  смело  думающего
человека  восхищают  нас  своей  художественной  правдой.  Никогда  не
скрывая своих  общественных  позиций,  они  решительно  отметали  все
старое, отжившее и исторически обреченное, смело вступая в поединок с
вековыми  предрассудками  и  утверждая  естественное  равенство  всех
людей.  Бичуя   несправедливость   и   вероломство,   хищничество   и
взяточничество, осуждая праздность и призывая к  активной  борьбе  за
счастье и справедливость, мусульманские поэты, многие из  которых  на
собственном опыте  изведали  нужду  и  унижения,  жестоко  высмеивали
тиранов-угнетателей, а также тех, кто делал это  угнетение  возможным,
бесстрашно  боролись против варварства и жестокости, действуя  могучей
силой убеждения  страстно  выступали  против  рабства,  откровенно  и
беспощадно  изобличая разнузданный произвол, правдиво  изображая,  как
уродуют  человеческую  душу  деспотизм  и  безграничное  самовластие.
Исполненные духом гневного обличения и протеста, эти благородные люди
создавали острые сатирические портреты тех, кого считали виновными  в
страданиях  своего народа, осуждали бездушие  и  высокомерие знатных,
низменность их побуждений и затаенную злобу, алчность и себялюбие, их
суеверие  и тупость, бессердечие и деспотизм  по отношению к тем,  кого
они презрительно именовали "чернью". Будучи во все  времена  истинными
и   благочестивыми   последователями   Ислама,   искусно    используя
гиперболику, гротеск и шарж, мусульманские  поэты  всегда  беспощадно
высмеивали  отдельных  невежественных   представителей   духовенства,
лицемерных  святош, фанатиков и мракобесов, были поистине неукротимы в
своей многовековой борьбе против отсталости, религиозного  фанатизма,
за свободу, прогресс и просвещение народа и  их  поэзия,  проникнутая
гневной критикой пережитков средневековья, из поколения  в  поколение
оказывала огромное влияние на  формирование мировоззрения передовых
кругов  мусульманского общества. С  глубоким  состраданием  воспеты  в
творчестве  мусульманских поэтов мучения простого народа,  изнывавшего
под бесчеловечным  гнетом феодалов. С  большой  любовью,  взволнованно
описывали  они  нелегких  труд  простых  мусульман   -   скотоводов,
ремесленников и  дехкан,  народные  обычаи  и  бытовые  обряды,  были
воистину  неистощимы и изобретательны в средствах  обличения и насмешки
над угнетателями народа, смело  восставая  против  всего,  что  несет
людям горе, порабощает  и  искажает  их  жизнь  и  чувства.  Совесть,
человечность, духовность и гражданственность  великих  поэтов  Ислама
резко противостоят сословным предрассудкам  и именно в народной  среде
они находят  неиспорченные нравы и красоту  искренних  чувств,  показав
себя  глубокими знатоками душ  и  человеческих  сердец.  Одни  из  них
рисовали  людей такими, какими они хотели бы их видеть, в то время как
другие  поэты изображали их такими, каковы они есть. Исламская  поэзия
вобрала в себя самобытное национальное искусство  всех  мусульманских
народов, не растворив и не обесцветив его  яркие краски,  а  напротив,
еще более  обогатив художественную палитру их национального  искусства
многоцветием  Исламского духовного и  эстетического  опыта.  Блестящее
поэтическое   мастерство   мусульманских   поэтов   очаровывает    не
количеством строчек,  а  силой  своего  воздействия  на  человеческие
сердца, ну а  секрет  поистине  волшебного  очарования  мусульманской
поэзии  заключается именно в ее высокой  Исламской духовности,  красоте
и своеобразии  ее языка.  Зорко  подмечающая  даже  самые,  на  первый
взгляд,  незначительные  детали,  она   содержит   много   остроумных
наблюдений, верных и  тонких  мыслей  и  всегда  исполнена  глубокого
нравственного смысла, чтобы постигнуть который необходимо  не  только
внимательно прочесть, но и обязательно глубоко  осмыслить прочитанное.
Кроме того, она обладает удивительной музыкальностью и поэтому многие
произведения  мусульманских поэтов ложатся в  основу песен, страстно  и
активно воспринимающих окружающий мир, воспевающих  любовь,  дружбу  и
родственные отношения, радости семейной жизни  и счастье  материнства,
воспевающих мир  красоты  в  противовес  миру  крикливой  пошлости  и
помогающих  людям  не  завязнуть  в  тине   повседневности.   Бережно
сохраняются в памяти благодарных потомков светлые  имена  благородных
поэтов Ислама -  Каба  ибн Зухайра и аль-Бусири,  чьи знаменитые
касиды, восхваляющие величие и могущество  Всевышнего  Аллаха  (Хвала
Ему и  велик Он!), светлый образ Пророка Мухаммада (Да благословит его
Аллах и приветствует!) и раскрывающие перед нами духовный мир истинно
верующего человека, давным-давно стали классикой  и  легли  в  основу
фундамента  всей мусульманской поэзии. С  непревзойденным  мастерством
воплощения  богатой гаммы человеческих чувств в разное  время творили
Низами  Гянджеви (1141-1209), автор всемирно известной  поэмы  "Хамсэ",
Мухаммад  Физули (1494-1556) - непревзойденный мастер любовной лирики,
создававший свои газели,  то  есть  двустишные  строфы  с  постоянной
рифмой  на  конце  каждого  двустишия,  Алишер   Навои   (1441-1501),
Махтумкули, Фирдоуси, Саади, а также Хафиз,  чьи  поэтические  газели
принесли  ему славу одного  из  крупнейших  лириков  мира.  По-разному
воплощаются в их стихах, поэмах и песнях раздумья  о  жизни,  родине,
смерти  и любви, однако  все  они  были  едины  в  главном:  это  были
верующие  люди, все их творчество было пронизано  животворящим  светом
высокой мусульманской духовности и наряду с великими  учеными  Ислама
все они  были  ее  носителями.  Их  понятия  о  поэзии  были  чисты  и
возвышенны,  они  воистину   были   совестью   мусульманского   мира,
возглавляя  борьбу передовых людей  своего  времени  с  варварством  и
бесчеловечностью, всех их объединяла неустанная погоня  за  знаниями,
впечатлениями и правдой, что по достоинству  ценили  современники,  с
восторгом  встречая  каждое  их  произведение,  а  также  благодарные
потомки,  по  праву  относящие  их  стихи  к  числу  лучших  созданий
мусульманского  поэтического гения. Каким же должен  быть  современный
мусульманский поэт? Прежде всего, он должен находиться в  самой  гуще
событий, при этом выступать не как бесстрастный наблюдатель,  а  ясно
выражать  свое  отношение  ко  всему  происходящему   как   в   своей
собственной стране, так и на всей планете  в целом,  надувая ветром
своего  творчества  паруса   эпохи.   Главная   цель   и   назначение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.