На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система:теоритические аспекты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение.....................................................................................................................  3
1. Налоговая  система: теоритические аспекты……………………………….......  4
     1.1 Сущность понятий налога и  налоговой системы…………………………  4
     1.2 Функции и классификация налогов……………………………………  ….  4
2. Налоговая  система Республики Беларусь……………………………………...  7
     2.1 Налоговая система на современном  этапе………………………………...  7
     2.2 Характеристика основных видов  налоговых платежей, взимаемых на  территории Республики Беларусь………………………………………………. . 11
             2.2.1 Подоходный налог с физических  лиц…………………………….  14
             2.2.2 Налог на прибыль и доходы……………………………………….  16
             2.2.3 Налог на добавленную стоимость…………………………………  18
             2.2.4 Акцизы………………………………………………………………  20
             2.2.5 Налог на недвижимость……………………………………………  22
3. Ключевые проблемы  развития национальной налоговой  системы………....  24
4. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……… 28
Заключение………………………………………………………………………..   31
Список источников………………………………………………………………..  33
Приложения……………………………………………………………………….  34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Тема  курсовой работы «Налоговая система  Республики Беларусь и путь ее совершенствования» выбрана не случайно. Налоги являются необходимым инструментом экономических  отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
С развитием  государства меняется налоговая  политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется коренной ломкой прежнего механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Решающую роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования играют налоги.
Цель  курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направления ее совершенствования.
Задачи  курсовой работы:
    В общем рассмотреть налоги и налоговую систему
    Рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь
    Охарактеризовать основные виды платежей, взимаемых на территории Республики Беларусь
    Выявить основные направления и проблемы налоговой системы Республики Беларусь
    Выявить основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь     
Что касается литературы, то в настоящее время  существует возможность выбора из целого ряда учебников, учебных пособий по налогам и налогообложению. Также есть возможность доступа к электронным ресурсам. Выпущено немало работ по налоговой системе и налоговому праву Республики Беларусь. В отечественной литературе наиболее значимые труды Зайца Н.Е., Киреевой Е.Ф., Василевской Т.И. 
 
 
 

    НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ.
      Сущность понятия налога и налоговой системы.
Главной статьей бюджетных доходов являются налоги, взимаемые как центральными, так и местными органами власти.
Налоги — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
Исторически налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Это взносы граждан для содержания публичной власти. Ничто не требует  столько мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им, писалось в прошлом.
Анализируя  понятие налога, следует особо  подчеркнуть, что это обязательный платеж, не зависящий от прихоти  налогоплательщика (юридические и  физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги). Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Следующая характерная черта налога — он может взиматься только на установленных законодательством основаниях.
Чрезвычайно важно помнить, что налоги — это  платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Без эквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация может быть в форме организации государством бесплатного обучения, медицинской помощи и т.д.
Таким образом, налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездности, взиманием на основе законодательных актов, всеобщностью.
Налоговая система – совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов.
      Функции и классификация налогов.
В современных  условиях налоги выполняют три основные функции:
    фискальную
    экономическую
    социальную
Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.
Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности. Эту функцию иногда называют распределительной.
Социальная  функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
В настоящее  время налоги классифицируются по многим признакам:
    по методам установления;
    по органам власти, в распоряжение которых они поступают;
    по видам плательщиков;
    по экономическому содержанию объекта налогообложения и др.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые  налоги – это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы и др.) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических), которые уменьшают сумму доходов плательщика.
К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара (услуги) и увеличивающие ее размеры, а в конечном итоге, уменьшающие доходы плательщиков. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (далее НДС), акцизы, таможенные пошлины.
В зависимости  от органов власти в распоряжение которых поступают те или иные налоги различают общегосударственные и местные налоги и сборы.
К общегосударственным относятся налоги и сборы, имеющие в основном фискальное значение, поступающие в бюджет центрального правительства. Общегосударственные налоги могут использоваться и для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений; в этом случае они относятся к регулирующим доходам (это прежде всего НДС и акцизы).
Общегосударственные налоги устанавливаются специальными законодательными актами центральной законодательной власти.
К местным налогам  относятся налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных органов власти и зачисляемые в местные бюджеты.
В зависимости  от вида плательщиков налоги подразделяются на налоги с хозяйствующих субъектов – юридических лиц, и налоги с физических лиц.
По экономическому содержанию объекта налогообложения  налоги подразделяются на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.
Налоги  на доходы взимаются с доходов юридических и физических лиц. Непосредственными объектами налогообложения является заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.
Налоги  на потребление уплачиваются не при получении доходов, а при их расходовании. Они взимаются в форме косвенных налогов.
Налоги  на имущество устанавливаются в отношении движимого или недвижимого имущества. Они взимаются постоянно, пока имущество находится в собственности. 

 

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
        2.1. Налоговая система  на современном  этапе.
    Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
    В основу налоговой системы Республики Беларусь положены классические принципы налогообложения, а также некоторые  разработанные ранее в развитых зарубежных странах принципы налогообложения. Некоторые из них дополнены и уточнены в соответствии с конкретными условиями.
    Налоговая система Республики Беларусь базируется на следующих принципах:
      однократность обложения, т.е. один и тот же объект по одному виду налогов облагается только один раз за определенный законом период;
      оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
      одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам - объектам налогообложения;
      установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
      четкая классификация налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь; в основу этой классификации положена компетенция соответствующей власти;
      обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня;
      стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.
    Однако  эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушена при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации налогов в зависимости от уровня органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов играет регулирующую роль для местных органов власти. Нередко закон подписан в середине года, а его действие распространяется на весь год.
    Действующая в Республике Беларусь налоговая  система начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания  производства на крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основные объемы поступлений в бюджет. При таких обстоятельствах налоговая система была сориентирована, прежде всего, на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к валовому внутреннему продукту (далее ВВП)). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов в режиме бюджетной экономии, в свою очередь, сделала достаточно привлекательными способы аккумулирования доходных источников в виде создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
    К наиболее существенным недостаткам  формирования национальной налоговой системы следует отнести:
      отсутствие системного подхода в формировании концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики;
      высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых инструментов;
      нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения.
    За  последние годы в Беларуси были предприняты  реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:
1)1 января 2004 г. принят Налоговый кодекс - основной документ,
регламентирующий  сферу налоговых отношений; 2) сокращено  значительное число индивидуальных налоговых льгот и преференций; 3) снижена ставка основного бюджетообразующего налога - НДС - до 18%; 4) происходит постепенное уменьшение ставок оборотных налогов и налогов на заработную плату, упрощается механизм их исчисления и уплаты.
    Эти мероприятия позволили реально  сократить общую налоговую нагрузку по текущим налоговым доходам, уменьшить налогообложение фонда оплаты труда за счет налоговых платежей.
    В 2007 г. налоговая нагрузка на экономику  страны с учетом отчислений в Фонд соцзащиты населения (далее ФСЗН) достигла 47,3% к ВВП, тогда как в предыдущем году этот показатель составил 45,7%. То есть и по сравнению с 2006 г. рост — 1,6 процентных пункта. Без учета отчислений в ФСЗН уровень налоговых изъятий из ВВП в 2007 г. равен 35,6%, тогда как в предыдущем — 34%.
    Увеличение  налогового бремени объясняется  опережающим ростом налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах к уровню 2006 г. — 113,4%) по отношению к росту ВВП (темп роста — 108,2%). При этом наибольший удельный вес в ВВП по-прежнему имеют косвенные налоги, доля которых составила 16,5% в ВВП. Тем не менее, удельный вес косвенных платежей в прошлом году снизился по сравнению с предыдущим на 1,3 п.п.
    Причина такого снижения - отставание темпов роста  поступлений косвенных налогов (100,7%) от динамики ВВП. Традиционно наибольший удельный вес в ВВП занимает НДС, на который приходится 54,6% всех поступлений косвенных налогов. В результате увеличения экспорта, по которому применяется нулевая ставка НДС, удельный вес НДС в ВВП снизился на 0,3 п.п. и составил 9%.
    Сократилась также и доля акцизов до 3,2%. Это  связано со снижением поступлений  акцизов на автомобильное топливо  из-за сокращения объемов импорта нефтепродуктов.
    Удельный  вес в ВВП платежей из выручки  от реализации снизился с 3,7% в 2006 г. до 3,1% в 2007 г. Уменьшение поступлений произошло, прежде всего, за счет освобождения от этих платежей субъектов предпринимательства  в малых и средних городах.
    Одна  из новых тенденций для белорусской  налоговой системы — увеличение, пусть и незначительное, всего на 0,1 п.п., доли прямых налогов. Их удельный вес составляет 9,3% в ВВП и по-прежнему существенно ниже, чем по косвенным налогам.
    Примерно 80% прямых налогов занимают налоги на прибыль и доходы и подоходный налог. По сравнению с 2006 г. их поступление выросло почти на 9%, а удельный вес в ВВП — на 0,1 п.п. и достиг 7,4%. Повышение значимости прямых налогов в значительной мере обусловлено положительной динамикой прибыли субъектов хозяйствования и денежных доходов населения
    Удельный  вес смешанных налогов уменьшился в 2007 г. до 2,9%, что в первую очередь  связано с отменой единого  платежа от фонда заработной платы, который еще в 2006 г. обеспечивал почти 1% ВВП. Кроме того, снизились нормативы отчислений в инновационные фонды для организаций Минэнерго и Минпрома. В результате удельный вес этих отчислений в ВВП также уменьшился на 0,2 п.п., до 1,8%.
    Еще одна из тенденций — существенный рост доли прочих налоговых доходов, сборов, пошлин. К ним относятся  доходы от внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), госпошлины, от поступлений по отмененным налогам прошлых лет, регистрационных и лицензионных сборов. В 2007 г. их удельный вес в ВВП увеличился на 4 п.п. и сложился на уровне 6,9%, тогда как в 2006 г. — лишь 2,9%.
    Такие значительные изменения объясняются  ростом в 2,7 раза доходов от ВЭД, которые  среди прочих налоговых доходов  занимают 95%. При этом удельный вес  доходов от ВЭД в ВВП возрос с 2,6% в 2006 г. до 6,5% в 2007 г. в основном за счет таможенных пошлин, прежде всего  — на нефть и нефтепродукты, которые были подняты до уровня российских.
    Без учета поступлений от ВЭД величина налогового давления на экономику с учетом отчислений в ФСЗН составила 40,8%, что на 2,3 п.п. ниже уровня 2006 г. Что касается отчислений в ФСЗН, то они остались неизменными и их доля равна 11,7%.
    В 2008 году налоговая нагрузка снижена  на 1%, что высвободило Br1 трлн. По прогнозу Минфина, в 2009 году снижение налоговой  нагрузки на 1,2% к ВВП позволит оставить на развитие экономики Br1,4 трлн. [12].
(См. Приложение №1) Оценивая эффективность мероприятий в области налогообложения по основному показателю – уровню налоговой нагрузки на экономику, можно отметить, что его снижение идёт медленными темпами. В частности, существенное сокращение в 2004 г. налоговых ставок по НДС, оборотным налогам и местным целевым сборам, уплачиваемым за счёт прибыли, не привело к снижению налоговой нагрузки на 1,3% к ВВП (прогнозный показатель). По сравнению с 2003 г. она уменьшилась незначительно – на 0,3% к ВВП, а по сравнению с 2004 г.- только на 0,1% к ВВП. В 2006 г. фактическая налоговая нагрузка снизилась на 1% к ВВП (при прогнозе 2,9% к ВВП), а в 2007 г. налоговая нагрузка увеличилась на 1,6% по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, изменяющееся налоговое законодательство вызывает нестабильность налоговой системы [11, с.25-27].
    Анализ  налоговых платежей населения показал, что темп их роста в сопоставимых ценах по физическим лицам существенно выше, чем по юридическим лицам. В 2006 г. он составил 137 и 110,9% соответственно [11, с.28].
    Среднегодовой прирост ВВП в 2000-2007 гг. держался на уровне 8%, а налоговые поступления  составили около 12,0% (См. Приложение №2). Взаимозависимость темпов роста ВВП и налогов бюджета позволяет сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, её фискальной эффективности. В то же время снижение фискального бремени до 40% за счёт стимулирования инвестиций, сбережений населения, инноваций, а также приоритетных отраслей национальной экономики не только обеспечит их рост, но и придаст новый импульс развитию национальной экономики в целом.
    Основные  особенности функционирования налоговой  системы Республики Беларусь:
    фискальная составляющая, характеризующая налогообложение как инструмент формирования доходов государства;
    регулирующая составляющая, определяющая меру влияния налогов на развитие производства и регулирование пропорций развития экономики;
    стимулирующая составляющая, отражающая развитие приоритетных отраслей и отдельных производств, способных обеспечить экономический рост;
    социальная составляющая, устанавливающая степень справедливости налогообложения разных слоев общества;
    организационная составляющая, связанная с механизмом налогообложения через инструменты налоговых отношений.
    Таким образом, в основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие принципы налогообложения: однократность обложения, оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам - объектам налогообложения, четкая классификация налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня и др.
          2.2 Характеристика  основных видов  налоговых платежей, взимаемых на территории Республики Беларусь.
    На  территории Республики Беларусь установлены  и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и  местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
    Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
    Республиканские налоги могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный  год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».
    В некоторых случаях суммы отдельных  республиканских налогов могут  полностью направляться в доход  местных бюджетов: например в Республике Беларусь в полном объёме зачисляются  в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, и ряда других республиканских налоговых платежей.
    Местные органы власти изначально не могут  вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.
    Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
    Порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом  «О бюджете Республики Беларусь»  на соответствующий бюджетный год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия их применения.
    В настоящее время местные органы власти вправе вводить на территориях  своих административно-территориальных  единиц следующие налоги:
налог с продаж товаров в розничной  торговле; налог на услуги; целевые  сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)); сборы с пользователей (за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах; за владение собаками или использование их в предпринимательской деятельности); сбор с пользователей; курортный сбор.
    Обязательность  введения местными органами власти указанных  налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решён органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно.
    Налоговый кодекс определяет основные правовые рамки введения и применения таких платежей путём регламентации состава плательщиков местных налогов и сборов, их объектов налогообложения и налоговой базы с одновременным ограничением уровня налогового изъятия посредством установления предельного размера налоговых ставок.
    При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь и законом о бюджете  определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, при введении сборов с пользователей определяют налоговую базу.
    Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые  льготы по местным налогам и сборам.
    В Республике Беларусь для отдельных  категорий плательщиков предусмотрены специальные режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей. К ним относятся:
    • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
    • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
    • единый налог при упрощенной системе налогообложения;
    • налог на игорный бизнес;
    • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
    • налогообложение доходов, полученных в отдельных сферах деятельности;
    • налогообложение резидентов свободных экономических зон.
    В 2008 г. 80% налоговых поступлений сформировано за счёт 9 доходных источников. Среди  них – НДС, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы и налог на недвижимость.
    Основой формирования бюджета Республики Беларусь являются крупные плательщики. Реальные цифры таковы: 183 таких плательщиков в 2008г. обеспечили 41% всех поступлений. В сравнении с 2007г. налоги от данной категории плательщиков увеличились более чем на 6%.
    64% поступлений в бюджет обеспечивают  предприятия государственной формы  собственности или с долей  государства в их имуществе.
    По  организациям негосударственной формы  в 2008г. сложилась положительная динамика. Темп роста поступлений от данного сектора экономики составил 110,6%, а его доля в общей сумме поступлений возросла и достигла 32% [12].
    2.2.1 Подоходный налог с физических лиц
    Особая  роль в системе налогообложения  физических лиц отводится подоходному налогу. В консолидированном бюджете 2006 года он составил 6,5%, или 3,1% к ВВП. На 2008 год его доля в доходах бюджета определена на уровне 6,8%, или 3,03% к ВВП [2, с.219-220].
    Как и другие налоги, подоходный налог  является экономическим рычагом, с  помощью которого государство, с  одной стороны, воздействует на уровень  реальных доходов населения, а с  другой – формирует доходную часть  бюджета.
    Подоходным  налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:
      физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;
      физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.
    Есть  несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом:
пенсии, стипендии, пособия, алименты;  доходы от выполнения отдельных работ и  видов деятельности; субсидии;  средства, вырученные от продажи личного имущества;  наследство, дарение, безвозмездная помощь;  выигрыши, проценты, премии, вознаграждения, призы;  материальная помощь и другие выплаты на цели социальной защиты;  компенсационные выплаты; льготы для лиц из числа военнослужащих, состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, подразделений по чрезвычайным ситуациям и государственных служащих при выполнении ими служебных обязанностей.
    Государство продолжает стимулировать рост реальных доходов населения одновременно с упрощением налогового законодательства.
    Введение  с 1 января 2009 года единой ставки подоходного  налога в размере 12% вместо прогрессивной шкалы ставок, максимальная из которых достигала 30%, является очередным шагом по сокращению расходов населения по уплате налогов. При этом введение единой ставки подоходного налога не приведет к повышению налоговой нагрузки для низкооплачиваемых категорий граждан. Эта проблема решена путем увеличения стандартного налогового вычета, применяемого по месту основной работы (службы, учебы). Так, с 2009 года стандартный налоговый вычет на каждого работника при исчислении подоходного налога увеличен с 35 до 250 тыс. рублей. Эта сумма, соответствующая прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 год, не будет облагаться налогом. При этом воспользоваться вычетом смогут граждане, у которых среднемесячный доход не превышает 1,5 млн. рублей.
    Также уменьшена налоговая нагрузка на граждан, получающих доходы не по месту  основной работы по договорам подряда  и иным гражданско-правовым договорам. Ставка подоходного налога с таких  доходов уже снижалась в 2008 году с 20 до 15%. Очередное снижение произошло  и в 2009 году. На этот раз с 15 до 12 % [11].
    Стал  проще и сам порядок исчисления подоходного налога. Теперь налог  рассчитывается исходя из доходов за месяц. При этом нет необходимости  учитывать для расчета все  доходы плательщика нарастающим  итогом с начала года, а также уплаченный с начала года подоходный налог.
    Следует отметить, что все налоговые вычеты, действовавшие в прошлом году, в том числе стандартные, социальный и имущественный, продолжают применяться  и в текущем году. Более того, расширен круг плательщиков, имеющих право на получение социального налогового вычета при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования. Теперь воспользоваться вычетом могут не только сами плательщики или их родители, или супруг (супруга), но и их родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
    Введен  также новый вид социального  налогового вычета. С 1 января 2009 года подлежат вычету суммы, уплаченные плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов. Такой вычет предоставляеться в сумме, не превышающей двух базовых величин за каждый месяц налогового периода.
    Дивиденды и подобные им доходы, а также  доходы, полученные за выполнение общественных обязанностей в комиссиях по подготовке и проведению выборов, референдума, по проведению голосования по отзыву депутата облагаются налогом по ставке 15%. Доходы, получаемые плательщиками от налоговых агентов, не являющихся местом их основной работы (службы, учебы), облагаются налогом по ставке 12%. Доходы, полученные наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе наследниками лиц, являющихся субъектами смежных прав, облагаются налогом по ставке 40%. Доходы от сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений физическим лицам в размере, не превышающем пятисот базовых велечин в год, облагаются налогом в фиксированных суммах.
    Указанные доходы в совокупный годовой доход  не включаются и декларированию не подлежат.
    Плательщики при наличии оснований могут  воспользоваться стандартными, социальными, имущественными и профессиональными налоговыми вычетами.
    2.2.2 Налоги на доходы и прибыль
    Налогообложение прибыли является важнейшим элементом  налоговой политики любого государства.
    Налог на прибыль является прямым налогом, поскольку его сумма, с одной  стороны, зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятий, а с другой – непосредственно относится на уменьшение их доходов.
    Наряду  с НДС налог на прибыль представляет собой важнейший источник бюджетных  поступлений. На него приходится значительная часть от общей суммы поступающих в бюджет налоговых платежей. Вместе с тем налог на прибыль является и основным регулирующим налогом, распределяемым между отдельными бюджетами в пропорциях, определённых Законом «О бюджете Республики Беларусь».
    Кроме того, налог на прибыль выступает  в качестве экономического инструмента регулирования экономики. Сформированная соответствующим образом система льгот, ставок и санкций позволяет государству создавать благоприятные условия для развития отдельных отраслей экономики, регионов страны, малого бизнеса; стимулировать внедрение научно технического прогресса, увеличение экспорта, расширение сферы социальных услуг.
    Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы.
    Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
    Ставка  налога на прибыль составляет 24 %.
    Налоговые льготы в виде снижения ставок налога устанавливаются в законодательном порядке для:
    • организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 % (уплачивают налог по ставке 10 %);
    • организации, включенные в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 %).
    Из  облагаемой налогом прибыли вычитаются:
    • прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;
    • сумма затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, по содержанию находящихся на их балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений народного образования, домов престарелых и инвалидов, не участвующих в предпринимательской деятельности, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта, а также затрат на эти цели при долевом участии организаций в содержании указанных объектов и учреждений;
    • другие направления использования прибыли отдельными предприятиями и секторами, указанными в законодательстве.
    От  налога на прибыль освобождаются:
    • прибыль, полученная от погашения государственных ценных бумаг, ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, местных целевых облигационных жилищных займов и облигаций юридических лиц при погашении ценных бумаг эмитентом;
    прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов.
    Налогообложение иностранных организаций в Республике Беларусь зависит от того, осуществляют ли они свою деятельность через постоянное представительство и кто выплачивает доходы. В первом случае иностранные организации являются плательщиками налога на прибыль. Иностранные фирмы, не осуществляющие деятельность через постоянное представительство, получающие доходы из источников на территории Беларуси, уплачивают налог на доходы.
    Ставки  налога составляют по:
    • дивидендам, роялти, лицензиям – 15%;
    • доходам от долговых обязательств  - 10%;
    • плате за перевозки, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок – 6%;
    • другим доходам – 15%.
    2.2.3 Налог на добавленную стоимость
    Наиболее  значимым в структуре налоговых  платежей является налог на добавленную  стоимость (НДС). В 2007 году он занимал 18,64% в доходах консолидированного бюджета и 9,1% в ВВП [2, c. 82].
    НДС относится к группе косвенных  налогов и включается в отпускную  цену товаров (работ, услуг).
    НДС широко применяется в налоговых  системах практически всех стран  мира. Это объясняется в первую очередь универсальностью данного  налога, который охватывает не только внутренний и внешний товарооборот государства, но и произведённые работы и услуги.
    Самым распространённым методом исчисления НДС, на который перешла и Республика Беларусь с 2000 г., является косвенный  метод вычитания или зачётный метод по счетам. В основе механизма исчисления лежит принцип зачёта ранее уплаченных сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг). Каждый последующий продавец уплачивает только ту сумму налога, которая начисляется на вновь созданную в процессе обращения стоимость.
    НДС был введён в республике в 1992 г. вместо налога с продаж и широко применяемого налога с оборота.
    Согласно  действующему в республике законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
    Налог на добавленную стоимость взимается  по следующим ставкам:
    • Ноль (0)%: экспортируемые товары; работы и услуги по сопровождению, погрузке, перегрузке, и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы (услуги) по производству товаров из давальческого сырья (материалов).
    • Десять (10)%: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.
    • Восемнадцать (18)%: реализация и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, не перечисленные выше.
    При реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учётом налога используются ставки 9,09 и 15,25%.
    Имеется ряд наименований товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование медицинского назначения; ветеринарные услуги; услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом, оказываемых финансируемыми из республиканского или местных бюджетов учреждениями образования, а также учреждениями образования потребительской кооперации, высшими учебными заведениями Федерации профсоюзов Беларуси, а также научными организациями, осуществляющими послевузовское образование; услуги в сфере культуры и искусства; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, оказываемых физическим лицам, услуг, в том числе по доставке пенсий, средств массовой информации и т.п.
    В соответствии с действующим законодательством  НДС в отношении импортируемых (экспортируемых) товаров взимается  по принципу страны назначения.
    При ввозе на таможенную территорию Беларуси освобождаются от НДС следующие товары:
    • транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для нормальной эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
    • товары, перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь и предназначенные для третьих стран;
    • товары, предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;
    • иные категории товаров, установленные законодательством.
    Товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты налога, могут использоваться либо реализовываться  только на территории Республики Беларусь и в тех целях, в связи с которыми предоставлено такое освобождение от налогообложения. Использование указанных товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа, произведшего таможенное оформление этих товаров, при условии уплаты налога и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством Республики Беларусь.
    2.2.4 Акцизы
    Акцизы  относятся к разряду специальных  косвенных налогов, включаемых в  отпускную цену товаров как надбавка к цене. Устойчивый спрос населения  на отдельные виды продукции, монопольно высокие цены на подакцизные товары позволяют государству применять  акцизную политику в отношении определённых товарных групп для пополнения доходов бюджета. Акцизы играют значимую роль в проведении фискальной политики государства и в 2008 г. составили 3,2% ВВП и 7,2% в доход консолидированного бюджета [2, c. 66].
    В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об акцизах» на всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.