На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Форма государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение.
    Глава I. Форма правления.
1. Монархия.
      1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.
      1.2. Ограниченная монархия.
                  1.2.1. Парламентская (конституционная) монархия
                  1.2.2. Дуалистическая монархия
                  1.2.3. Нетрадиционные монархии
    Республика.
      2.1. Парламентская республика.
      2.2. Президентская республика.
      2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика.
      2.4. Нетрадиционные республики.
    Глава II. Форма государственного устройства.
      1. Унитарное государственное устройство.
      2. Федеративное государственное устройство.
      2.1.Территориальная федерация.
      2.2.Национальная федерация.
      2.3.Симметричная федерация.
      2.4.Ассимметричная федерация.
      2.5.Нетрадиционные федерации
      3. Конфедеративное государственное устройство.
      4. Нетрадиционные формы государственного  устройства.
       4.1. Содружество
       4.2. Сообщество
       4.3. Союз
    Глава III. Форма политического (государственного) режима.
    1. Демократический режим
    1.1. Либеральный режим
    2. Недемократические режимы
    2.1. Деспотический режим.
    2.2. Тиранический режим.
    2.3. Авторитарный режим.
    2.4. Тоталитарный режим
    2.5. Фашистский режим.
    Заключение.
    Список использованной литературы. 
     
     
     
     
     

    Введение
    Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
    Традиционно отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим (см. Приложение 1).
    Если  форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные задачи.
    Нетрудно  заметить, что содержание такого понятия как «форма государства» - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трём основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать и, соответственно, изучать.
    Вот почему форму государства можно  определить как такое «устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения»1. Учитывая все большее внимание, уделяемое государством социальной сфере жизни необходимо также отметить то, что серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями.
    В настоящий период вопрос формы государства  является весьма злободневным для нашей страны и юридической науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей. В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о современном положении Российской государственности.
 

    
    Глава 1. Форма правления
    Форма правления является одной из важнейших  частей формы государства. Понятие формы государства зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зависимости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)»2. В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.
    Форма правления «раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании»3 показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Под этой формой понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.
    Таким образом, под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность и объем их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления.
    1.1. Монархия
    Монархическая форма правления (греч. monarchia - единовластие) – весьма древняя форма правления. В этой форме правления «высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением»4.
    Основными признаками классической монархической  формы правления являются:
    существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
    наследственный порядок преемственности верховной власти (власть обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже – к дочери или родственнику по боковой линии, и ни одни орган власти не вправе повлиять на этот процесс);
    представительство государства монархом по своему усмотрению;
    независимость монарха от мнения населения государства;
    монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);
    юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона).
    Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе и продолжала развиваться со временем. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. Современные формы государства в отдельных
случаях предусматривают выборы монарха  на определенный срок, однако обычно такие  монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления. Тем не менее, монархии существуют и поныне и, существенно отличаясь от начальной формы, они все же сохраняют (часто «только на бумаге») свои основные черты.
       Теоретически  монархии делятся на два основных вида: неограниченные (абсолютные) и  ограниченные.

    1.1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия

    Абсолютная  монархия представляет собой такую  форму правления, «при которой вся верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору»5. В подтверждение подобной формулы выступают многие исторические факты. В извлечении из Соборного Уложения 1649 года говорится, что «государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержавец»6. Людовик XIV говорил: «Государство- это я!»7, подчеркивая этим, что он единственный полноправный правитель. По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся «наместником и служителем Бога на земле»8. По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»9.
    Таким образом, основным признаком абсолютной монархической формы правления  является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона (примером такой монархии может служить Россия XVII – XVIII вв., Франция до революции 1789 г. и др.). Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постоянная армия во главе с монархом. Характерные особенности – разветвленная сеть полиции и огромный бюрократический аппарат.
    Как отмечалось выше, в абсолютных монархиях  не только население страны, но и  ни один орган государства, даже самый  высший, не вправе изменить выбор главы  государства. Исключение составляют лишь нелегитимные способы устранения монарха путем заговора (пример тому – эпоха дворцовых переворотов в России 1725 – 1761 гг. и убийство императора Павла I в 1801 г.) или добровольное отречение от престола (в России, например, императора Константина в 1825 г. и Николая II в 1917 г.). Абсолютная власть монарха опирается исключительно на силу и поэтому какому-либо правовому регулированию подвергнута быть не может, поскольку любая попытка опереться на закон означает ограничение власти, введение ее в определенные рамки. Поэтому большинство монархий приняли на вооружение теорию божественного происхождения государственной власти.
    Однако  следует заметить, что абсолютные монархии – категория исторически  ограниченная. Данная форма правления характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. Выполнив свою историческую миссию, абсолютные монархии в большинстве стран мира либо видоизменялись под воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо, в случае неспособности к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман.

    1.1.2. Ограниченная монархия

    Ограниченная  монархия - это форма монархии, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами). Примерами таких органов в разных странах могут быть Земский собор в Российской Империи, Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании. В результате возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что «монарх юридически и фактически был независим от парламента (собирательное название органов, ограничивающих монарха)»10 в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.
    Парламентская (конституционная) монархия
    Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституции и парламента.
    Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде – единого писаного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными.
    В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.
    Примерами подобных монархий являются многие европейские  государства – помимо названной  выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др.
    Власть монарха также может быть ограничена конституцией. Так, по конституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император11. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.
    Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:
    парламент избирается населением;
    правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
    лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
    в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
    законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
    правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;
    лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).
    В настоящее время парламентскими (конституционными) монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие.
    С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии – дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу – парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха служит символом единства и стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.
    Дуалистическая  монархия
    Дуалистическая  монархия – это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. Ее отличие от парламентской состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Монарху принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от лат. veto – запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже бо?льшую нормативную силу по сравнению с ними.
    Появление такой формы правления в Европе связано с восстаниями народных масс в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:
    своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;
    монарх имел право вето (но только отлагательного) по отношению к законам парламента;
    назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;
    монарх имел право роспуска парламента;
    глава государства имел право назначения даты новых выборов.
    Дуалистическая  монархия существовала в Германии (1871—1918 гг.), Турции, Ливии и других странах. Ограниченные монархии в виде дуалистических действуют в ряде стран Азии и Африки (например, в Марокко и Иордании). До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.
    Рассмотрев  такую форму государственного правления  как ограниченная монархия, можно сделать вывод, что степень участия населения в формировании органов власти монархии находится в прямой зависимости от степени развития в стране капиталистических отношений. В странах развитого капитализма коллегиальный орган – парламент – приобретает огромные полномочия, превращая монарха в номинальный орган. А там, где эти отношения развиты недостаточно, номинальный характер приобретает деятельность органа, избираемого населением (пример – Государственная дума в России 1905 – 1917 гг.). Таки образом, конкретный тип ограниченной монархии, установившийся в стране, зависит в первую очередь от развития в ней производственно-экономических отношений. 
 

    Нетрадиционные  монархии
    Нетрадиционные  монархии – особые виды монархий, которые не подпадают ни под одну категорию. Например, выборная монархия в Малайзии, где король избирается на пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Также существует коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где полномочия монархов принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов. Существует патриархальная монархия в Свазиленде, где монархом, по существу, является вождь племени. Особо стоит отметить теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Самым ярким примером теократической монархии в современном мире является Ватикан, где Римский Папа – глава церкви и государства.
    1.2. Республика
    Республика (лат. res publica – общественное дело) – это «форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущими ответственность перед избирателями»12. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства. Государственная власть строится на принципе разделения властей. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. По Конституции США 1787 г. «ни одно лицо, не являющееся по рождению гражданином или не состоящее в гражданстве Соединенных Штатов во время утверждения этой Конституции, не может быть избрано на должность Президента; равным образом не подлежит избранию на эту должность лицо, не достигшее 35-летнего возраста и не прожившее 14 лет в пределах Соединенных Штатов»13. Согласно части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». Таким образом, в разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странах президент выбирается народом или его представителями.
    Можно выделить следующие основные признаки республики:
    существование единоличного или коллегиального главы государства;
    выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
    осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
    юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
    обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
    преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
    имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
    Наряду с монархической формой правления республиканская также зародилась в рабовладельческих государствах. Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой. В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. В современности
республика  переживает расцвет, и становится своеобразным ориентиром для развивающихся стран.
    Современные республики подразделяются на парламентские и президентские. Основной критерий разделения, заключается в том, какой из органов высшей власти – президент или парламент – формируют и руководят правительством. Отдельной формой принято также выделять смешанные «полупрезидентские» республики, в которых есть признаки и парламентской и президентской республики. Кроме того, в современном мире существуют нетрадиционные виды республик.
    1.2.1. Парламентская республика
    Парламентская республика – это форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, но «правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства»14. Поскольку первый подобный высший представительный законодательный орган государственной власти появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентскими. Эти государства характеризуются провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Парламент не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и / или правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.
    Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение  монарха в парламентарных монархиях: его функции главы государства носят номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства – премьер-министр (может именоваться и иначе, например, в Германии - канцлер). Именно наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент, является формальной отличительной особенностью этого вида республики.
    При этой форме правления правительство  формируется только парламентским  путем, т.е. из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.
    Концентрация  власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве представителей различных политических партий. Поэтому неотъемлемым элементом парламентской республики является развитая многопартийная система.
    Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, чисто парламентских республик в мире сравнительно немного. Примерами могут стать Италия, Германия, Финляндия, Индия и некоторые другие. Определенное стремление к данной форме правления проявляет Верховная Рада Республики Украина, но в связи с нестабильной обстановкой в политических и экономических вопросах, дело об изменениях в Конституции Украины дальше парламентских дебатов, перераставших в беспорядки, не пошло. 

    1.2.2. Президентская республика
    В отличие от парламентских президентские  республики возникают преимущественно  со слаборазвитой или неразвитой многопартийной системой (США, Россия). Президентская (лат. presidens: буквально – сидящий впереди) республика – это форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы правительства.
    В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. Президент управляет государством посредством руководства деятельностью правительства, парламент же принимает законы, хотя и в этом направлении парламент зависим от президента, т.к. любой закон поступает на подпись главе государства. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.

    Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентских республиках: правительство формирует президент (но зачастую с согласия парламента), правительство ответственно только перед президентом.

    Иной  моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта Конституции.

    Однако  в государствах с таким устройством  объективно существует большая вероятность авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого, в президентских республиках на уровне Конституции закрепляется сложная система взаимных «сдержек и противовесов». Президент чаще всего, лишен права роспуска парламента, но парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент - от англ. impeachment – досрочное отрешение от должности). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию. В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против парламента, он может наложить вето на законы представленные парламентом ему на подпись, которое в свою очередь может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента. Кроме того, существует судебный контроль за деятельностью президента и др.

    Итак, отличительные черты президентской республики таковы:
    отсутствие  ответственности правительства  перед парламентом – главный признак;
    внепарламентский  способ избрания президента (всенародное голосование);
    внепарламентский  способ формирования правительства.
    Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. В настоящие время к президентским республикам относятся Соединенные Штаты Америки, Аргентина, Мексика, Бразилия и другие. Вопрос об отнесении в эту же группу России спорен, т.к. согласно Конституции Российской Федерации президент России обладает куда большими полномочиями и возможностями, не
жели  глава государства в классической президентской республике. Однако данный вопрос вынесен в отдельную часть работы и поэтому будет рассмотрен ниже.
 

    
    1.2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика
    Смешанная форма или полупрезидентская  форма республики – эта форма  правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики, а также новые, не известные ни одному из рассмотренных выше типов республики черты. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.
    Особенности этой формы правления заключаются в отсутствии прямой юридической связи между президентом и правительством. Как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство (характерный пример – Россия), которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти, а двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике.
    Одним из признаков, присущих исключительно  республикам смешанного типа правления, является закрепленная в Конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие президента закреплено Конституцией не только России, но и Франции).
    Также стоит отметить, что в смешанной  республике, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и расклада политических сил в стране. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, во Франции и Казахстане – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак как никакой другой часто проявлялся в конце 90-х годов.
    На  данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах. Традиционно эта форма прижилась в государствах, где авторитет президента, как главы государства наиболее высок и непоколебим.
    1.2.4. Нетрадиционные республики
    В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократические республики. Яркий пример такой формы правления – Исламская Республика Иран. Характерной чертой теократической республики является сочетание светской и духовной власти в руках выборного главы государства. По способу выбора главы государства теократическая республика близка к парламентской. До недавнего времени теократической республикой являлся Афганистан, под руководством правительства талибов.
    Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел. Примерами могут стать такие государства как Заир и Малави, где при провозглашении республики фактически существует абсолютная монархия.
    Долгое  время в отечественной юридической  науке особой формой республики считалась республика Советов. Несмотря на то, что данная форма правления была характерна лишь для нескольких государств «социалистического» типа и является таким же анахронизмом, как абсолютная монархия, тем не менее, она оставила заметный след в истории отечественной государственности и требует сегодня объективной оценки.
    Характерными  признаками республики советского типа назывались:
    откровенно классовый характер (диктатура пролетариата);
    отсутствие разделения властей при полновластии Советов (или иных представительных органов власти)
 
    
    жесткая иерархия органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии;
    право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат);
    реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов (депутаты за редким исключением не порывали связей со своей основной работой, а сами Советы созывались на периодические заседания, а не работали постоянно).
    Сочетание республик советского типа с недемократическим  политическим режимом приводило  в ряде случаев к выхолащиванию  смысла принципа республиканского государственного устройства, поскольку в истории СССР известны случаи, когда сессии Советов не созывались в течение длительного времени и не проводились перевыборы их состава (в годы Великой Отечественной Войны).
    Такими  образом, крах социалистического строя и СССР привел к переоценке характеристических свойств данной формы правления, и на данный момент республика Советов не считается таковой.
    Итак, характеризуя республиканскую форму  правления, нужно сказать, что она  в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти, поскольку по окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. В свою очередь процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования.
 

    
    Глава 2. Форма государственного устройства
    История существования государства свидетельствует  о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин – форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»15.
    При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди  них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.
    Также необходимо добавить, что форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственные устройства. К внутренним можно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным – конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)»16.
 2.1. Унитарное государственное устройство
    Термин  “унитарное государство” происходит от латинского слова “unus”, что переводиться как один, единственный. «Унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом»17.
    Лишь  некоторые очень мелкие государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне, Монако в Европе и др.). Остальные унитарные государства подразделяются на простые и сложные. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа и др.). Автономия (греч. autonomia – сам + закон) – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим не ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена бо?льшая самостоятельность в решении местных вопросов путем передачи ее органам власти части полномочий выше стоящих органов. Это делается для защиты этнической целостности и создания бо?льших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа. Причем автономные образования могут создаваться в составе как  

унитарных, так и федеративных государств (например, автономные области в унитарной Италии и автономии в федеративной России). Сложные унитарные государства принято считать переходной формой к федерации. Унитарное государство, как правило, более централизованная форма государственного устройства по сравнению с федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты.
    Унитарная форма государственного устройства имеет место в большинстве современных государств. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны, построенного по системе вертикального подчинения (Польша, Италия и др.). Административные образования в составе такого государства подчинены центральным органам власти, т. е. парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.
    Все административно-территориальные единицы  имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.
    Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие  административно-территориальные образования  собственного гражданства не имеют. Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Также, действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.
    В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами власти.
 2.2 Федеративное государственное устройство
    Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) есть «сложное союзное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом»18. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» а в чем они ее утратят»19. Сейчас в мире 25 федераций, существенный рост государств с федеративной формой устройства наблюдался после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США и Бразилия — в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная Республика Коморских Островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).
    Федеративные  государства возникли по-разному. Некоторые  из них образовались на основе объединения ранее самостоятельных государств, ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г. вследствие объединения штатов, Танзания в результате объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г., Объединенные Арабские Эмираты в 1971 г.). Таким же образом был образован и СССР 31 декабря 1922 г. Элементы объединительного процесса имели место в Малайзии. Многие федерации были, однако, созданы при принятии конституций или специальными законами (Индия, Пакистан и др.), другие — сочетали те или иные способы (Россия).
    Любая федерация — это сложное государство, состоящее из государств-членов или  государственных образований, обладающих значительной степенью самостоятельности или даже суверенитетом. Это отличает федерацию от унитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающими обычно незначительную часть страны (исключение — КНР). Территориальные образования в федерации носят название субъекта и имеют равноправные функции. Они называются по-разному: штаты, земли, эмираты, провинции, кантоны, области, края т.д. В России же Конституцией предусмотрено 6 различных наименований субъектов.
    Существует  ряд признаков, по которым можно  отличить федерацию от других форм государственного устройства:
    существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне;
    наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств;
    функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов), где федеральная конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;
    высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту, правительству, парламенту, судам;
    субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в субъектах федерации;
    используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом распределяются по субъектам;
    наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни, подчиняющихся центральному аппарату.
    Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов:
    Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определение предметов ведения.
    Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов.
 
 
    3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.
    В современной юридической теории принято выделять несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).
    2.2.1 Территориальная федерация
     В основу территориальной федерации  положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия). В основу деления территории положены объективные критерии: рельеф местности, климатические условия, размещение полезных ископаемых, плотность населения, сложившиеся хозяйственно-экономические связи, исторические традиции и т. д. Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов не соответствует числу национальных групп. «В США нет компактно проживающих национальностей, но существуют 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее славянское меньшинство — сорбы), но созданы 16 земель (субъектов федерации)»20. По территориальному принципу были построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др.). В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане.
 2.2.2 Национальная федерация
    В национальных федерациях субъекты создаются  на основе разделения проживающего населения по национальности. Тезис о создании федераций только по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г. в Чехословакии. Федерация в странах тоталитарного социализма рассматривалась только как средство решения национального вопроса, объединения распавшейся многонациональной страны, преодоления национальных противоречий и установления их сотрудничества. Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присущи все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:
    1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.
    2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.
    3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.
    4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свободу и самостоятельное развитие.
    5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В подобных федерациях основополагающий принцип - «право наций на самоопределение». То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава феде
рации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.
    Итак, в основу деления территории национальной федерации положен субъективный фактор – национальный состав населения, поэтому национальные федерации оказались непрочными формами государственного устройства.
    Помимо  прочего на современной политической карте мира можно встретить и так называемые смешанные федерации. Они представляют собой особый вид федераций - национально-территориальные федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые создана на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Подобный принцип организации государства, несомненно, оправдывает себя в федерациях с обширными территориями и разнородным населением.

    2.2.3. Симметричная федерация

    В идеале для юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, т.к. какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента — бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя и в скобках), другие — нет и т.д. На данный момент только в Австрии, Мексике, Бразилии и Аргентине структура федераций с точки зрения правового положения ее составных частей, близка к идеалу симметричной федерации.

    2.2.4. Асимметричная федерация

    Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) — Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США). В Индии есть шесть «союзных территорий», статус которых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австралии, некоторых других государствах.
    Как уже было замечено, и статус самих субъектов может быть неодинаковым. «В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции, законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными обычаями»21. В Малайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборах
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.