Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ситуация на рынке труда в России на данный момент

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение 3
     Глава 1. Теоретически аспекты  формирования рынка  труда в России 5
     1.1Определения  рынка труда 5
     1.2Факторы,  влияющие на формирование  рынка труда 7
     1.3Государственная  политика на рынке  труда 9
     Глава 2. Статистика и прогнозы занятости и безработицы 11
     2.1  Общие принципы проведения статистических исследований на рынке труда 11
     2.2 Формы занятости  населения…………………………………………….14
     2.3 Экономическая активность  населения ………………………………...16
     Глава 3. Основные направления  развития рынка труда 19
     Заключение 22
     Список  литературы 23 
 

. 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 
     Труд  – важнейший фактор производства, он создает основу национального  богатства и валового внутреннего  продукта общества. В то же время  он обеспечивает доходы граждан, образ  и уровень жизни которых во многом определяется тем, имеется ли у них и какая именно работа.
     Невозможно  представить современное общество без рынка труда. Такой рынок в системе экономических отношений занимает одно из важнейших мест. Этот рынок помогает работодателю найти трудоспособных и заинтересованных людей, для осуществления деятельности в организациях различных форм собственности. Отношения, сформированные на рынке труда, представляют собой четко проявленный социально-экономический характер.   Такие отношения позволяют решить большое количество потребностей населения страны.
     Поэтому Международной организацией труда (МОТ) и другими международными организациями  поддерживается принцип полной, продуктивной, свободно избранной занятости, а  цивилизованные государства берут  на себя обязательство проводить  политику, позволяющую обеспечить работой  максимальное количество нуждающихся  в ней, при этом сохраняя высокую  эффективность производства и соблюдая принципы свободы выбора, предоставляемой  всем гражданам в демократическом  обществе.
     До  сих пор остаются до конца не решенными  проблемы, связанные со значительными  диспропорциями в уровне безработицы  в субъектах Российской Федерации, внешней и внутренней миграции, структурными диспропорциями на рынке труда, выражающимися  в дефиците специалистов в высокотехнологичных  сферах, слабой связи между сферой образования и рынком труда.
     Учитывая  все это, замечу, что в настоящее  время актуальным является построение новой системы государственного регулирования рынка труда и  управления предложением рабочих мест, поскольку стоит задача не только минимизировать нынешнюю безработицу, но и подготовиться к новым вызовам, в будущем неизбежным и связанным с ожидаемым сокращением численности трудоспособного населения.
     Целью данной контрольной работы является наиболее полно представить ситуацию рынка труда в России на данный момент. Обозначить проблемы формирования и устойчивого функционирования рынка труда на сегодняшний день. Оценить влияние оказанное мировым финансовым кризисом.
     В связи с поставленной целью были выявленные следующие задачи:
     - проанализировать состояние рынка  труда в России;
     - установить основные недостатки  при формировании рынка труда;
     - выявить наиболее перспективные направления для дальнейшего формирования рынка труда.
     Данная  контрольная работа состоит из трех глав, в первой главе отражены теоретические  аспекты рынка труда, вторая глава  содержит исследование современного состояния  рынка труда в России, в третьей  главе содержаться наиболее перспективные  направления для развития рынка  труда на территории Российской Федерации.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретически аспекты формирования рынка труда  в России

      Определения рынка труда
 
     Понятие «рынок труда», его состав и границы  — один из важных вопросов в отечественной науке. Рынок труда в широком понимании рассматривается как система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека формирование, обмен по цене, определяемой соотношением спроса и предложения, и использование рабочей силы.
     Согласно  узкому определению, рынок труда — это сфера, в которой противостоят друг другу, с одной стороны, лица, ищущие работу, в том числе безработные, с другой — работодатели, имеющие незанятые рабочие места на предприятиях, в организациях, между которыми заключаются трудовые договоры, определяется уровень заработной платы.
     Конъюнктура рынка труда понимается как социально-экономическое обусловленное соотношение спроса, предложения рабочей силы и уровня заработной платы на рынке труда. Конъюнктура рынка труда – это одно из трех состояний: равновесия (сбалансированности), дефицита рабочей силы, безработицы.
     Предложение труда на уровне национального или регионального хозяйства рассматривается как сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность потенциально трудоспособного населения. Спрос на труд на уровне национального или регионального хозяйства выступает как сложившаяся при данных условиях суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест.
     Безработица одна из важнейших проблем рынка  труда.  К безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (15 – 72 года), которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно нескольким критериям.
     Безработица, определенная исходя из критериев Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), зафиксированных в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно этому закону, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
     Решение о признании гражданина, зарегистрированного  в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.
     Исходя  из вышеизложенного к ценностным целям государственной политики в сфере занятости следует относить такие, как реализация каждым независимо от региона проживания, пола, расы, национальности, религии права на труд, достижение естественного уровня занятости населения, достижение управляемости трудовой миграции, повышение качества рабочей силы (здоровье, образование, квалификация), количественное и качественное воспроизводство рабочей силы, управляемый и прозрачный рынок труда. 
 
 
 
 
 
 

      Факторы, влияющие на формирование рынка труда
 
     Состава факторов, влияющих на конъюнктуру рынка труда это соотношение спроса и предложения рабочей силы и, следовательно, безработицу – имеет первостепенное значение для определения будущих контуров политики занятости.
     Безработица возникает при различных обстоятельствах. В странах с высоким естественным приростом населения ключевой фактор ее возникновения – демографический, в странах с высокой заработной платой – степень этого завышения и т. д. В других случаях играют роль научно-технический прогресс, отраслевая реструктуризация экономики, массовый приток иммигрантов и другие причины.
     Основными факторами, влияющими на предложение  труда, спрос на труд и безработицу в стране, являются экономические и демографические. Наибольшее значение имеют экономические факторы, т. к. от них в первую очередь зависит на спрос на рабочую силу. Именно количеством, точнее недостатком, рабочих мест и уровня занятости определяется наличие и величина безработицы.
     Экономические факторы занятости представляют собой сложную систему явлений  и процессов, воздействующих на спрос  на рынке труда и через его посредство на общие уровни занятости и безработицы.
     Некоторые факторы поддаются только качественной оценке. Это в первую очередь общий объем национального богатства, в том числе обеспеченность природными ресурсами.
     В то же время есть экономические процессы, сопровождаемые соответствующими статистическими показателями, количественное измерение которых хотя и не абсолютно надежно, но достаточно для целей их сопоставления с показателями занятости и безработицы. Эти показатели можно использовать для статистического анализа факторов занятости и безработицы.
     Основным фактором является демографическая (в том числе миграционная) ситуация. С точки зрения качественного состава на их формирование, наряду с демографическим фактором, влияют развитие системы образования и профессиональной подготовки, система здравоохранения, социально-психологические факторы.
     Трудовой (человеческий) потенциал – это, во-первых, количество потенциальной (временно незанятой) и функционирующей рабочей силы в национальной экономике, во-вторых, совокупность качественных характеристик этой рабочей силы (состояния здоровья, образовательного и профессионально-квалификационного, культурного уровня и др.).
     Наиболее  дискуссионным направлением политики поддержания трудового потенциала является стимулирование миграционного  притока иностранной рабочей  силы.
     Трудовые  мигранты уже производят заметную часть  ВВП России, но при этом не платят (в силу своего нелегального статуса) значительной части потенциального объема налогов, переводя из России в свои страны большие денежные средства, полученные в качестве заработной платы.
     Однако  главной проблемой массовой нелегальной  трудовой миграции является то обстоятельство, что, занимая (на данном этапе) на российском рынке труда самые непрестижные рабочие места (в ЖКХ, на транспорте, в строительстве) мигранты соглашаются на сколь угодно тяжелые условия труда и крайне низкую заработную плату. Тем самым у работодателей в соответствующих секторах отпадает необходимость заботиться о повышении
     производительности  труда, техническом перевооружение рабочих мест (для того, чтобы  они отвечали уровню квалификации россиян) и главное – о поддержании социально приемлемого уровня заработной платы. 
 
 

      Государственная политика на рынке труда
 
     Государственную политику на рынке труда следует понимать, как совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством для достижения целей в сфере воспроизводства, обмена (предложение рабочих мест, трудоустройство и социальная поддержка ищущих работу, ведение переговоров, заключение контрактов) и использования рабочей силы (производительность труда, оплата труда, условия труда, социально-трудовые отношения, карьера работников).
     В более узком понимании - это регулирование предложения труда, спроса на труд, занятости и безработицы. В этом контексте достигается близкое совпадение понятий «политика на рынке труда» и «политика занятости».
     Система целей политики на рынке труда имеет разветвленный иерархический характер. Обобщая множество целей, можно сказать, что основной цель (цель первого уровня) – повышение занятости и сокращение безработицы. В качестве целей второго уровня правомерно рассматривать решение конкретных проблем спроса и предложения труда, заработной платы, структуры занятости, профессиональной структуры подготовки кадров, эффективности функционирования институтов и инфраструктуры рынка труда и ряд других.
     Сокращение  безработицы как главная цель политики на рынке труда затрагивает интересы миллионов людей и одновременно способствует решению общегосударственных макроэкономических задач. Необходимость сокращения безработицы исходит из перечня отрицательных экономических и социальных последствий: недопроизводства ВВП, недобора налогов, понижающего влияния на доходы населения и совокупный спрос, дисквалификации и социально-психологической деградации безработных, негативного влияния безработицы на криминальную сферу, динамику самоубийств, распространение пьянства, наркомании и т. д.
     Возможные пределы сокращения – естественный уровень безработицы, который представляет собой понятие скорее концептуальное, чем расчетное. В литературе его оценивают в диапазоне от 2–3 до 4–6%. Можно поставить для России цель снижения безработицы до 2–3%. При численности экономически активного населения в 75 млн. человек это означает сокращение общей численности безработных (по критериям МОТ) до 1,5–2,5 млн. человек.
     Предложения новых управленческих решений и  изменений в законодательстве, относящихся к политике рынка труда и ее главному направлению – повышению занятости и минимизации безработицы, в основном рассчитаны на период 3–5 лет. Кратко – и среднесрочный характер предлагаемой политики связан с ограниченным горизонтом прогнозирования большинства параметров в сфере занятости (кроме прогноза численности населения в трудоспособном возрасте) и предпочтительностью оперативного
     реагирования  на проблемы, возникающие в данной сфере.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Статистика и прогнозы занятости и безработицы

 
     Аналитический материал подготовлен по итогам обследований населения по проблемам занятости. В ходе обследования изучается экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет. Данный материал подготовлен по информации официального сайта федеральной службы государственной статистики.
     Исследования за 2010г. по показателям занятости и безработицы имеют высокую степень надежности. Стандартная относительная ошибка выборки по показателям «численность безработных» и «уровень безработицы» по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 3% до 8% (в целом по России - 0,5%).
    Общие принципы проведения статистических исследований на рынке труда
 
     Обследование  населения по проблемам занятости  позволяет в едином измерении  формировать согласованные между  собой данные о распределении  населения на три категории: занятые, безработные, экономически неактивное население.
     Методология классификации населения по экономической  активности разработана с учетом международных стандартов, установленных  Международной организацией труда (МОТ).
     К занятому населению относятся лица, которые в обследуемую неделю:
     - выполняли работу (хотя бы один  час в неделю) по найму за  вознаграждение деньгами или  натурой, а также не по найму  (как с привлечением, так и без  привлечения наемных работников) для получения прибыли или  семейного дохода независимо  от сроков получения прибыли  или дохода за свою деятельность;
     - временно отсутствовали на работе  по различным причинам;
     - выполняли работу в качестве  помогающих на предприятии, принадлежащем  члену домашнего хозяйства или  родственнику.
     К занятому населению также относятся лица, выполнявшие в обследуемую неделю работы по производству в домашнем хозяйстве товаров или услуг, в том числе продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, и ее переработке, если производимая (или переработанная) продукция используется для продажи или обмена.
     Не  включаются в категорию занятого населения лица, выполнявшие в обследуемую неделю работы по производству в домашнем хозяйстве товаров или услуг только для собственного потребления.
     Безработные в соответствии с определениями МОТ - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
     - не имели работы (доходного занятия);
     - занимались поиском работы в  течение четырех недель, предшествующих  обследуемой неделе, используя при  этом любые способы;
     - были готовы приступить к работе  в течение обследуемой недели.
     Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды классифицируются в качестве безработных на общих  основаниях, если они соответствовали  указанным критериям.
     Обычно, когда речь заходит о численности  безработных в соответствии с  методологией МОТ, всегда возникает  вопрос о причинах расхождений этого  показателя с численностью безработных, зарегистрированных в службах занятости  населения. В 2010г. общая численность  безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, по итогам обследований населения по проблемам занятости  в 3 раза превышала численность безработных, зарегистрированных в государственных  учреждениях службы занятости населения, которые формируются Федеральной  службой по труду и занятости  на основе административных данных.
     Одна  из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения.
     Как вытекает из положений законодательства о занятости населения в Российской Федерации, безработными в учреждениях  службы занятости населения не могут  быть признаны лица, не достигшие 16-летнего  возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет  или на льготных условиях.1) При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, то есть отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
     1) Безработные, зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения, - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
     В среднем за 2010г. в составе общей  численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, около 0,6 млн.человек, или 10,4% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах  службы занятости населения. Среди  них около 45% составляли лица (включая  моложе 16 лет), проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, и 55% - пенсионеры по возрасту, выслуге  лет или на льготных условиях.
     Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 57-60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб  занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в  поисках работы, чем женщины. Наиболее предпочтительным является обращение  при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его  используют более половины безработных.
    Формы занятости населения
    Необходимо отметить, что конец 2009г. был тревожным не только по росту безработицы, но особенно по снижению численности занятого населения. По итогам обследования на вторую неделю января 2010г. численность занятого населения  была на 1,5 млн.человек ниже, чем по итогам обследования на вторую неделю декабря 2009 года. Абсолютный размер сокращения в течение декабря численности  занятых в 2 раза превысил увеличение в этот период количества безработных. В итоге в январе 2010г. занятость  оказалась на уровне февраля 2009 года.
     Анализ  динамики численности и структуры  занятого населения по формам занятости  показывает, что около 78% сокращения численности занятого населения, которое  фактически произошло в декабре 2009г., приходилось на неформальный сектор экономики.
     Сокращение  в этот период численности работающих в организациях (юридических лицах) составило 0,3 млн.человек. И это притом, что в организациях (юридических  лицах) трудится 85% всего занятого населения.
     В целом за период с 2008г. по 2010г. численность  занятых (на основной работе) в неформальном секторе экономики сократилась  на 2,4 млн.человек, или на 19,2%. При  этом численность работающих (на основной работе) в организациях со статусом юридического лица, по данным обследований населения, увеличилась на 1,3 млн.человек, или 2,2%.
     Вместе  с тем, по отчетам юридических  лиц не наблюдается рост численности  работников списочного состава. За период с 2008г. по 2010г. по отчетам организаций (включая малые предприятия) среднесписочная  численность работников сократилась  на 3 млн.человек, или на 6% (1,9 млн.человек  в 2009г. и 1,1 млн.человек - в 2010г.). Данные исследования представлены на рисунке 4. 

     
     Рисунок 4 – Динамика изменения форм занятости  населения (млн. чел)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Экономическая активность населения
 
     По  данным обследования населения по проблемам  занятости, в I квартале 2011г. численность  экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 75,0 млн. человек. Уровень  экономической активности населения  в возрасте 15-72 лет (отношение численности  экономически активного населения  к общей численности населения  данной возрастной группы) составил 67,7%.
     В численности экономически активного  населения 69,4 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью  и 5,6 млн. человек – как безработные  с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного  занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую  неделю). По сравнению с I кварталом 2010г. численность занятого населения  увеличилась на 1,4 млн. человек, или  на 2,1%, численность безработных сократилась  на 0,9 млн. человек, или на 14,3%. Данные исследования представлены на рисунке 1.
       

     Рисунок 1 – Численность экономически активного  населения, млн. человек 
     Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря  реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось  сдержать нарастание кризисных явлений  на рынке труда и снижение занятости  населения в феврале 2009г. (когда  был отмечен самый высокий  уровень безработицы за период кризиса).
     В I квартале 2011г. численность безработных  по сравнению с I кварталом 2010г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008г. на 0,3 млн. человек (на 5,8%), численность занятого населения  была почти на уровне февраля 2008г. (99,9%).
     В среднем за 2010г. численность занятого населения превысила среднегодовые  данные 2009г. на 0,5 млн. человек (на 0,7%). Численность  безработных в этот период сократилась  на 0,7 млн. человек, или на 11,4%.
     Вместе  с тем, к уровню 2008г. численность  занятых в среднем за 2010г. была ниже (на 1,6%), численность безработных - выше (на 17,8%).
     Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2011г. составил 62,6% и был, соответственно, на 1,6 и 2,0 процентного пункта выше, чем в I квартале 2010г. и феврале 2009г., и на 0,5 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 года. Данные исследования представлены на рисунке 2.
      
     
     Рисунок 2 – Уровень  занятости населения в возрасте 15-72 лет 

     В среднем за 2010г. уровень занятости  населения составил 62,7% и был выше, чем в среднем за 2009г. (на 0,6 процентного  пункта), и ниже, чем в среднем  за 2008г. (на 0,7 процентного пункта).
     В I квартале 2011г. уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 7,5% и был ниже, чем в I квартале 2010г. (на 1,3 процентного пункта) и феврале 2009г. (на 1,9 процентного пункта), но, тем не менее, он еще выше докризисного (на 0,4 процентного пункта). Данные исследования представлены на рисунке 3.
      
     
     Рисунок 3 – Уровень безработицы, по методологии  МОТ 
 

     В среднем за 2010г. уровень безработицы  составил 7,5% и был ниже, чем в  среднем за 2009г. (на 0,9 процентного  пункта), и выше, чем в среднем  за 2008г. (на 1,2 процентного пункта).
     Подробные статистические данные по России и  субъектам Российской Федерации, полученные на основе выборочного обследования населения по проблемам занятости, опубликованы в ежеквартальном статистическом бюллетене «Обследование населения  по проблемам занятости», который  размещен на веб-сайте Росстата.
     Из  проведенного исследования можно сделать  вывод, что уровень безработицы  для России на данный момент очень  высок. Необходимо применять меры по снижению безработицы. 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Основные направления  развития рынка труда
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.