На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Механизмы социализации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     РЕФЕРАТ
     по  дисциплине: «Педагогика»
     на  тему: «Механизмы социализации» 
 

     Выполнила студентка 3 курса 
     Боровикова  Н.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Иваново 2011
 

     
Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность, этапы  и механизмы процесса социализации.

 
     Понятие «социализация» характеризует в  обобщенном виде процесс усвоения индивидом  определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
     Социализацию  не следует сводить к образованию  и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
     Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
     Какими  бы благоприятными ни были условия  социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.
     В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как  саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными  группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
     Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолженный в течение  всей жизни человека.
     В связи с этим обычно различают  определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.
     Социализация  личности - это сложный процесс  ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются  качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
     Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
     Однако, здесь могут быть крайности, выходящие  за рамки нормального процесса социализации, связанные в конечном счете с  местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью. Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления. Один из них называется «конформизм» - пассивное, лишенное личностного содержания принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. Конформизм характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным следованием определенным образцам, подчинением авторитетам.
     Асоциальное значение конформизма состоит в  том, что человек с конформным сознанием создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя свои действия, или бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко небезразлично для социального здоровья общества.
     Разумное  приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как самой  личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы.
     В противном случае теряют смысл вопросы  о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности общества.
     Вопрос  о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее социальной и нравственной ответственностью.
     У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная ответственность. Разумное устройство общества предполагает взаимную уравновешенность личности перед  обществом и ответственности общества перед личностью.
     Элементы  социальной структуры личности:
     1. Способ реализации в деятельности  социальных качеств, проявляющейся  в образе жизни и таких видах  деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, социально-бытовая.
     При этом труд должен рассматриваться, как  центральное, сущностное звено структуры  личности, определяющее все ее элементы.
     2. Объективные социальные потребности  личности.
     Личность - органическая часть общества, поэтому  в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека, как общественного существа. Личность может осознавать, или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение.
     3. Способности к творческой деятельности, знание, навыки, именно творческие  способности и отличают сформировавшуюся  личность от индивида, находящегося  на стадии формирования, как личности.
     Причем, творческие способности могут проявляться  не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе  своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые  на первый взгляд, творческими не назовешь. Например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество - отличительная черта человека, как личности.
     4. Степень овладения культурными ценностями общества то есть духовный мир личности.
     3 параметра в строении личности: «...широта связей человека с  миром, степень иерархизированности  и общая их структура» (Леонтьев  А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 224)
     5. Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность 
     И, наконец, убеждения - самые глубокие принципы, которые определяют главную  линию поведения человека. Убеждения  связаны с осознанием личностью  своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.
     Каждая  личность, так или иначе, участвует  в жизни общества, обладая знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура  личности постоянно изменяется, поскольку  постоянно меняется ее социальное окружение («ближнее» - родственники, друзья, знакомые и т. д. и «дальнее» - общество в целом). Личность, получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята, как применение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.
     Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта последняя трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социализацией понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
     Социализация  личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни  человека.
     Существуют  различные подходы к выделению  стадий социализации. Основания для  ее периодизации различны: ведущий  вид деятельности, ведущий институт социализации и т. д. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека. Так, выделяют младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (10-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-33 года), зрелость (34-50 лет), пожилой возраст (50-60 лет), старость (60-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет)
     Многие  исследователи обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации, связанных  с периодом детства, с формированием  основных психических функций и  элементарных форм существенного поведения.
     Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач:
     Естественно- культурные, социально-культурные и  психологические.
     Решение этих задач является объективной  необходимостью для развития человека.  

     Естественно-культурные задачи - достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности, различные темпы полового созревания и т. д.)
     Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее  участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.
     Социально-психологические  задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.
     По  мнению А. В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его неполным.
     Социализация  осуществляется через ряд разнообразных  механизмов. Выделяют социально-психологические  механизмы социализации: подражание, внушение и т. д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т. д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.
     Традиционный  механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.
     Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т. е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).
     Стилизованный механизм социализации действует в  рамках субкультуры. Субкультура - это  совокупность норм, ценностей, поведенческих  проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает  определенный стиль жизни этой группы.
     Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние  должны быть для него значимыми. Значимыми  лицами могут быть родители, учитель, друг и т. д.
     Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.
     Социализация  каждого человека осуществляется с  помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

Глава 2. Проблема социализации в историческом аспекте.

 
     На  протяжении своей истории общество меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.
     По  мнению Н. Н. Малофеева, в эволюции отношения  общества и государства к лицам  с отклонениями в развитии можно выделить пять периодов
     Первый  период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Переломным моментом перехода к данному  периоду в Западной Европе является первый прецедент государственной  заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для слепых В 1198 г. В России же возникновение первых монастырских приютов приходятся на 1706-1715 гг и связано с реформами Петра I.
     Второй  период - от осознания необходимости  призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Переходным моментом к данному этапу эволюции можно считать открытие в Париже специальных школ для глухонемых (1770 г), для слепых (1784 г), т. е. переосмысление в Западной Европе гражданских прав людей с сенсорными нарушениями. В России открытие первых специальных школ (В Петербурге для глухих - 1806 г и для слепых - 1807 г) связано со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюна для работы в России.
     Третий  период - от осознания возможности  обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с  нарушениями слуха, зрения, умственно  отсталых. Условной границей можно  считать последнюю четверть XIX в - время принятия в Западной Европе законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время организации специального образования для трех категорий детей. В России становление специальных школ приходится на советский период - 1927-1935 гг - и связано с Законом о всеобуче.
     Четвертый период - от осознания необходимости  обучения части аномальных детей  к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. В Западной Европе этот период длится от начала XX в до конца 70-х гг, он характеризуется развитием законодательной базы специального образования, а также структурным совершенствованием национальных систем специального образования (в некоторых строках имеется до 20 типов таких спецшкол.
     Пятый период - от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в  Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80-90-е гг организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специальное образования
     В 90-е гг Россия находится на этапе перехода от четвертого к пятому периоду, в то время как Западная Европа уже более двух десятилетий переживает этот период и располагается на его продвинутой стадии. Содержанием этого периода является реорганизация взаимодействия структур массового и социального образования и ориентация последнего на подготовку детей с отклонениями в развитии как полноправных граждан того общества, к которому они принадлежат.
     Таким образом, через систему специального образования отражается специфика отношения общества к людям с отклонениями в развитии.

Глава 3. Современные подходы  к проблеме социализации. Новые социальные технологии.

 
     Социальные  проблемы иного порядка связаны  с региональными условиями с  наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид.
     Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены  получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.
     Традиционализм, характерный для для (учетных  заведений, как правило, проявляется  в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь, столяр, швея и т д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.
     Специалисты регулярно проводят учет новорожденных  с той или иной, пусть даже слабо  выраженной психоневротической патологий, позволяющей отнести ребенка  к «группе риска». Профилактика носит  самый активный характер, и осуществляется в тесном контакте психоневрологов, медиков, педагогов, социологов с родителями.
     Итогом  переживаний родителей становятся установки на «оранжерейное» воспитание больного ребенка, предполагающее его  гиперопеку и формирующее маленьких  эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение его.
     Социализация  происходит в микросоциуме (семья) и  в макросоциуме (общество).
     Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может.
     Обеспечение выхода из состояния физической и психической неполноценности.
     Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях  его адаптации к жизни общества и социальной среде.
     Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.
     Реабилитационная  деятельность включает:
     Развитие  духовных и физических способностей ребенка 
     Содействие  в получении соответствующей  школы образования, включая подготовку к нему.
     Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.
     Содействие  в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения  прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы).
     Установление  реального и более комфортного  контакта с внешним миром.
     Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а  также душевного равновесия.
     Облегчение  бытовых и жилищных условий, организация  и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
     Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как  пациентов, но и членов его ближайшего окружения.
     Заинтересованное  осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.
     Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте, строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок - взрослый», и «ребенок - продукт общественных отношений».
     Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно сменяющих друг друга видов деятельности: Игра -Учение - Труд - Общение, в которых и рождаются психические новообразования.
     Активность  человека (в рамках психической организации) получает два основополагающих направления:
     Познание  внешнего мира, производство предметов, преобразование окружающей действительности
     Нахождение  смысла своего бытия в мире и тех  его продуктов, которые имеют  значение для этого бытия.
     Каждое  из указанных направлений порождает и соответствующие сферы приложения психической активности. Одно - это мир вещей и деятельность, которое производят эти «вещи», другое - мир идей, связанный со смыслообразованием, производством смысла.
     Высший  уровень психического здоровья это  личностно-смысловой уровень, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека.
     Следующий уровень - уровень индивидуально-психологического здоровья человека, оценка которого связана  со способностями человека строить адекватные смыслам психологические способы реализации своих устремлений.
     Психофизиологическое  здоровье определяется особенностями  внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической  деятельности.
     Социальные  условия:
     Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)  

     Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации - побуждения матери к участию  в процессе развития.
     Социальное развитие можно рассматривать, как осуществление различных специальных всевозможных путей, положительно влияющих на ребенка. Так, психологи могут помогать детям, улучшая их психическое состояние, тормозя нежелательные реакции, вырабатывая нормативные свойства. Социолог, педагог, или воспитатель, оказывая целенаправленное влияние на жизнь ребенка в семье, коллективе сверстников, школе в целом и вне ее, нейропсихолог - действуя на биологические составляющие.
     Особенность и специфика работы реабилитации, по сути научно-исследовательское учреждение, в котором исследовательская сторона присутствует и проводит работу в каждом отдельном случае, и в деятельности специалиста в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа становится простой формальностью.
     Движение  от болезни, как от тягостного, но временного состояния личности ведет в нормальную жизненную среду.
     Ребенок - личность во всей полноте ее взаимоотношений  с окрашенным миром и акцентом на эти отношения.
     Должна  быть реабилитирована собственная потенциальная активность ребенка.
     Эффективность реабилитации определяется не мерой  соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», как это принято в  клинической практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.
     Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками.
     Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.
     Атмосфера совершенствования поведения ребенка  с ограниченными возможностями  предполагает развитие системы инновационных  социологических служб, ориентированных  на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.
     Развитие  опыта социального партнерства  в реализации государственной социальной программы («Дети России», направленная программа «Дети-инвалиды»)
     Осуществление прорыва в практике поддержки  людей с ограниченными возможностями, демонстрация современных инновационных технологий, содействующих интеграции их в общество.
     Цель - «выравнивание» возможностей ребенка, имеющего инвалидность, приближая их к возможностям других детей, возможность  полного и активного участия в жизни общества.
     Гуманистический характер
     Деятельностный  подход
     Инновационный характер
     Социальная  политика в России, ориентированная  на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.
     Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский  характер и предлагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выжить, заметим - не жить полнокровной жизнью, а именно выжить.
     Следствием  ориентации общества и Государства  на эту модель является изоляция ребенка  с ограниченными возможностями  от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих ориентаций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.