На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Чувства и их виды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Брянская  государственная
инженерно – технологическая  академия 
 
 
 
 

Кафедра « Инженерная психология, педагогика и право»
Дисциплина  «Психология и педагогика» 
 
 

Реферат.
Тема:
«Чувства  и их виды» 
 
 
 
 
 

                                                                          Выполнил: 

Научный руководитель: 
 

  Брянск,2009 

Содержание:

                                                                                                                                                                                     C. 
 

Введение………………………………………………………………...3
    Виды чувств…………………………………………………….........4
    Формирование высших чувств……………………………………..9
Заключение…………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………23
 

Введение. 

   В  моей работе по теме  “Чувства и их виды”  рассмотрены проблемы нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания, прослеживается, когда закладываются  основы нравственности, а так же прослеживается, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.
     Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
   При нравтсвенном воспитании развиваются  такие чувства как любовь, уважение, жалость к окружающим, так необходимые для воспитания “полноценного ”человека.
   Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
   Главной целью моего реферата является определить тот минимум нравственности, без которого не может существовать полноценная личность и полноценное общество, выявить факторы, от которых зависит становление морального мира личности. Более подробное изучение данной темы помогает понять мысли и убеждения человека, а также понять его внутренний мир. Чувства черезвычайно разнообразны и многогранны как по своему содержанию, так и по значению. Поэтому необходимо рассмотреть классификацию чувств и их формирование у человека. Очень важным является и то, что способствует формированию чувств человека. 
 
 

   3
   Виды  чувств. 

   При наблюдении восхода солнца, при чтении книг, при слушании музыки, при поиске ответа на возникший вопрос - наряду с разными формами познавательной деятельности,  проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – это разнообразные чувства и эмоции. Они – одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.
   Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются  в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли.
   Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.  Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
   Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас  самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
   Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны  как по своему содержанию, так и по значению. Когда психологи 19 века пытались создать каталог чувств, они столкнулись с большими трудностями, так как нюансы и вариации чувств бесконечны
   Новые условия личной и общественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая по своему характеру и содержанию деятельность – источник новых переживаний и формирования новых чувств.
   С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности 

   4
можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую  чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировозренческие чувства. К органической чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны  с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировозренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориями ценностей.
   Чувства классифицируются не только по содержанию, но и по силе. По силе стремления к  объекту выделяются страсти и  увлечения.
   Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие неослабную энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти, предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть человек другого пола, определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими.
   Когда человек сегодня страстно стремится  к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следует говорить об увлечениях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человек менее активно действует, а тем, что увлечение менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, то есть импульсивным.
   Чувства, порожденные деятельностью, ее изменением, успешностью или 
   5
неуспешностью, выделяют в еще один вид чувств. Практические или праксические чувства – это эмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности.
   Усложнение  деятельности, привнесение в нее  творческого начала порождает отклик на сам процесс ее осуществления в виде творческих чувств. Творческие чувства выделяют в отдельный вид в сфере практических чувств. 
   Особую  группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.
   Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное  отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств нравственным чувствам принадлежит особое место. Моральные чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.
   К моральным  чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.
   Среди моральных чувств особо следует  выделить чувство товарищества и  дружбы, чувство долга и совести.
   Особенность моральных чувств – их действенный, то есть ярко выраженный, стенический характер. Они реализуются не только в помыслах и переживаниях, но и в активной деятельности, которой человек отдает все свои силы, всю энергию.
6 

   Чувство долга может проявляться и  в повседневной жизни. Например, чув-
ство  долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству маме, жертвуя игрой с товарищами.
   Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.
   Интеллектуальные  чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам  интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека  и постоянно сопровождают ее.
   Осуществляемая  познавательная деятельность вызывает целую гамму переживаний. Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться – очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных.
     И.П. Павлов подчеркивал, что  для плодотворной мысли надо  постоянно сомневаться и проверять  себя. Чувство уверенности рождается  от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.
   К интеллектуальным чувствам относятся  и чувства юмора и иронии, в  которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.
   7
   Чувство юмора испытывают к явлению или  лицу, которое с одной стороны,
расценивается  положительно и вызывают добродушный  смех. Чувство юмора типично для  людей добродушных, любящих жизнь  и тонко чувствующих как прекрасное, так и безобидные недостатки и  слабости.
   Чувство иронии – выражение остро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Ирония выступает в оценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иные недостатки человека, промахи и ошибки, допущенные им в жизни. В иронии действительное расценивается с позиций идеального.
   К интеллектуальным чувствам относится  и чувство нового – мотивов  поисков нового, борьбы за новое, прогрессивное. Оно преломляется во всех областях познавательной творческой деятельности: науке и технике, культуре и искусстве.
   Эстетические  чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, нам хочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает.
   Эстетические  чувства возникают не только при  восприятии физически прекрасного. Морально прекрасное так же вызывает эстетические чувства. Мы нередко восхищаемся проявлениями высокоморальной личности, живущей во имя блага окружающих. Такие люди вызывают у нас чувство глубочайшего уважения.
   Таким образом,  предложенное деление чувств на отдельные виды является до некоторой  степени условным, так как в  переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в слитном комплексе, в различных сочетаниях, дополняя, обогащая и переходя друг в друга. 

   8
   Высшие  чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении челове-
ка как  общественного существа к различным  сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировозрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками.

2.  Формирование высших  чувств

 
   Сложный процесс формирования личности состоит  из трех компонентов: влияния социальной среды, планомерного воспитательного воздействия на личность через его социальные институты, сознательного целенаправленного воздействия человека на самого себя, т.е. самовоспитания.
   Процесс формирования личности не должен быть однобоким. Он осуществляется тем эффектнее, чем интенсивнее используется энергия самих воспитуемых и их сознательные и целеустремленные действия по самосовершенствованию.
   Воспитание  как социальное явление отражает свойственное человеческому обществу объективное явление передачи общественно-исторического  опыта от старшего поколения к  младшему, формирования личности человека и подготовки его к участию в трудовой, культурной и общественной жизни.
   Воспитание  как педагогическое явление означает целенаправленную, планомерную и систематическую передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.
   Формирование  высших чувств начинается с раннего  детства. Дошкольный возраст – это  период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного  возраста с большим желанием строят замки и крепости из сне-
   9
га, мокрого  песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.
   Воспитание  у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту  окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги – и уже  в этом возрасте можно закладывать  основы эстетического, нравственного  и интеллектуального воспитания.
   К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и
спокойная музыка (типа колыбельной), веселая  песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой  и т.д. В этих переживаниях  сначала  отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: “какой красивый красный мяч”, “как нарядно одета кукла” и так далее.
   Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.
   Необходимо  пробуждать у малышей интерес  к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков (“ладушки-ладушки”, “водичка, водичка, умой мое личико” и так далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.
   Поведение взрослых, их отношение к окружающему  миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту ок-10
ружающего мира в самых доступных ее проявлениях.  Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле – все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы.
   На  втором и третьем годах жизни  изменяются и познавательные чувства  детей. Удивление, характерное для годовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью. Освоив речь, ребенок задает множество вопросов. Освоение речи ведет и к осознанию ребенком некоторых переживаемых им чувств. Его пытливые глаза и руки улавливают множество любопытного, удивительнго,
   непонятного.
   “Те высокие нравственные чувства, которые  характеризуют развитого взрослого  человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные  поступки, не даны ребенку в готовом  виде от рождения они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”.
   Нравственные  чувства проявляются  в отношении  ребенка к самому себе (чувство  превосходства или наоборот неполноценности) и по отношению к другим людям (симпатия или антипатия и т.д.).
   Первоначальные  представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, их отношение к  нему самому, к его поступкам становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, что бы взрослые завоевали любовь детей своей добротой и справедливостью. У детей возникает желание быть похожими только на того, кто затронул его чувства. Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствие требовательности. Только разумное сочетание доброты и требовательности дает желанный результат. Решающее значение в нравственном воспитании детей имеет пример взрослых – их поступки, суждения, оценки, отношение к детям и взаимоотношения между собой.
   11 

    Поведение взрослых должно быть образцом для подражания.
   Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив  – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.
   Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными
произведениями  искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
   Эстетическое  воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.
   Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать  на утренней зарядке, создает у детей  бодрое настроение, активизирует и  повышает их жизненный тонус.
   Игры  с пением и хороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания 12
детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность языка – все  это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса.
   Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.
   Также одним из важнейших средств эстетического  воспитания является природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный  отклик. Поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать “живой” голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом  уже и сам выделять в окружающем наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”
   Живая природа – это удивительный, сложный  и многогранный мир, особое место  в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными  путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение  с животными. Поэтому в детском  саду специально создаются уголки природы. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и  слышать. Именно на их основе рождаются  самос-
   13
тоятельные  суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться  с миром животных и проявлять  свое внимательное отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.
   Формирование  первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.
   Очень большое значение имеет подбор игрушек  и уход за ними. Рваная или грязная  кукла не только некрасива, но и воспитывает  равнодушие к этой игрушке.
   Пример  воспитателя, его эмоциональная  отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса.
   При условии хорошо организованного  детского коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь, формирует у детей чуткость и заботливость как черту характера.
   Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство детей с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, писателями формирует у ребенка чувство гордости и любви к своей стране.
   Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение поруче-
   14
ний формирует  у ребенка новое чувство –  чувство долга, ответственности  перед другими, требовательность к  себе, радость общего успеха, недовольство собой. Оно возникает как результат  сопоставления ребенком себя, своих  достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники.
   Сравнивая свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним воспитателей, дети получают основу для переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувство превосходства, неловкости и стыда.
   Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые
читают  детям, как бы горячо, искренне воспитатель  ни выражал свое оценочное отношение  к хорошим и плохим поступкам  отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. А таких дел, доступных детям, полезных обществу и радостных для самих ребят, воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборке территории детского сада, и уход за цветами, животными в живом уголке, и украшение помещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по дому.
   Таким образом, на протяжении дошкольного  детства происходят важные изменения  в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.
   Поступая  в школу, ребенок приобретает  не только новые обязанности, но и  новые права. Ему покупают книги, тетради. Он, как и взрослые члены  семьи, имеет свое настоящее, ответственное  дело, с которым считаются все, в том числе и родители. Ему надо готовить уроки, надо иметь свой стол, разрезную азбуку и т.д. 

   15
   Изменение общественного положения маленького ученика наполняет его чувством гордости, радости и удовлетворения. Однако возникает у ребенка и  много тревожных чувств: “Что будет  в школе? Какая будет учительница?”
   В школе  происходит дальнейшее совершенствование  эстетических чувств и вкусов. В  период младшего школьного возраста создаются благоприятные  условия  для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса.
   Исследования  психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том, что у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению,
они с удовольствием  исполняют те песни, в которых могут выразить своё  отношение к окружающим. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.