На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление финансами в условиях рыночных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический  институт
Филиал  в г. Барнауле 

Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
«Управление финансами в условиях рыночных отношений» 
 
 
 
 
 

Студентка      Жердева Екатерина Алексеевна 

Специальность      Финансы и кредит
№ личного  дела      08УБД10784 

Образование       Первое высшее 

Группа        4ФКп-4
Дисциплина        Финансы  

Преподаватель                Воронова Н. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул 2011 

      СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
       В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические процессы.
       Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
       Финансовая  политика является частью экономической  политики государства. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики зарубежных государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
       Под влиянием мирового экономического кризиса, развития государственных монополий в 30—60-е гг. в основу экономической и финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Они исходили из необходимости стимулирования экономического роста, его регулирования путем широкого использования государственного вмешательства. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами использовала звенья финансовой системы в качестве инструмента государственно-монополистического регулирования экономики, социальных отношений. Бюджетная и налоговая политика была направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных противоречий.
       С конца 70-х гг. в основу экономической  и финансовой политики Великобритании, США и некоторых других стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в концепции "экономика предложения", одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно социальную область. В числе других мероприятий этой концепции — реприватизация части государственной собственности; усиление рыночного механизма конкуренции: перенесение центра тяжести в экономической сфере на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности.
       В финансовом отношении неоконсервативное  направление исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему; снижения размера социальных расходов, в частности, на просвещение и здравоохранение; стимулирование роста сбережений. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения, особенно на крупный капитал, и уменьшения степени прогрессивности обложения. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом, который является одним из побудителей инфляции.
       В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений  находится вне управления государством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Деятельность частных предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство же осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. Иными словами, происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы — реализация финансовой политики. Как уже было сказано выше, в зависимости от экономической политики государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.
       В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные  финансы. Это — отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и на государственных предприятиях.
         Цель данной курсовой работы детально изучить управление финансами в условиях рыночных отношений.
     В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
    рассмотреть понятие управления финансами;
    охарактеризовать правовое обеспечение системы управления финансами;
    исследовать систему органов управления финансами в РФ.
     Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Управление ими направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие управления финансами
    1.1. Сущность управления финансами
       Экономическое развитие общества представляет собой  многофакторный и противоречивый процесс, в основе которого заложена эволюция производительных сил и производственных отношений, происходящая, как правило, на основе расширенного воспроизводства. На процесс общественного воспроизводства, с одной стороны, влияет множество факторов: количество и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательские способности субъектов хозяйствования, ускорение научно-технического прогресса, степень развития рыночных отношений и другие факторы. Но с другой стороны, этот процесс представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера, которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода непредвиденных событий, нарушающих условия функционирования и развития экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования, что влияет на финансовые показатели их деятельности и обуславливает необходимость регулирования финансовых отношений между ними. В целях поддержания стабильности финансового положения государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования используются различные инструменты регулирования финансово-хозяйственной деятельности организаций, распределения и перераспределения средств между уровнями бюджетной системы государства.
       Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, т. е. управляют финансовыми потоками, как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата [8, с. 65].
       Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства [3, с.31]. 
       Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Субъекты и объекты управления финансами
       В ходе управления финансами они выступают  как объект управления. Рассматривая их в таком качестве, следует учитывать, что они являются объективной экономической категорией, поэтому управлять ими необходимо через познание, изучение специфических свойств и возможностей этой категории. В то же время без управления финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно эффективно развивать экономику государства. Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление (рис. 1) [8, с. 65].
 
 

Рис. 1. Элементы системы управления финансами 
       Субъектами  общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
       Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный  план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
       Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)
       Правительство РФ – рассматривает федеральный  бюджет, выступает как единый центр  управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
       Министерство  финансов РФ (МФ РФ):
    осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
    развивает бюджетный федерализм;
    разрабатывает проект федерального бюджета;
    составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
    составляет консолидированный бюджет;
       На  Министерство финансов возложены следующие  функции:
    участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
    подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
    участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
    проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;
       Министерство  по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.
       Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового  рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
       Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики.                                ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
       Счетная палата Российской Федерации – это  специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.
       Субъектом оперативного управления финансами  является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная  палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.
       Совокупность  всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.
       Деятельность  этих органов характеризуется многоаспектностью  и большой сложностью, поскольку объектом управления финансами выступают финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, т. е. каждая сфера и звено финансовой системы являются объектом управления финансами.
       Содержание  процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.  

       1.3. Основные методы  и формы управления финансами
       Финансовое  планирование и прогнозирование
       Финансовое  планирование и прогнозирование  используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.
       В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования, поскольку широко используется на макро- и микроуровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке решений. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. При финансовом прогнозировании применяются экономические модели, с определенной степенью вероятности описывающие динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:
    построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;
    корреляционно-регрессионный анализ;
    метод экспертной оценки [12, с. 47].
 
       На  основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.
     Финансовое  регулирование
     Финансовое  регулирование социально-экономических  процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
     Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.
     Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные  и смешанные формы регулирования.
     Прямое  влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
     К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов[10, с. 98].
     Среди смешанных форм финансового воздействия  выделяются: местные налоги, система  неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
       Оперативное управление
       Оперативное управление представляет собой процесс  разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами, к которым относятся:
    существование границы возможностей научного предвидения развития финансовой системы, зависящей от уровня развития финансовой науки, методики планирования и прогнозирования, применения экономико-математических методов и прочих факторов;
    субъективные факторы, возникающие в результате неправильных действий работников финансовых органов, органов законодательной и исполнительной власти, имеющих отношение к финансовому планированию и прогнозированию, управлению финансовыми потоками организации, распределению и использованию финансовых ресурсов на макроуровне;
    непредвиденные обстоятельства (т. е. изменение условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей), возникшие при выполнении финансового плана, нарушающие заданный темп развития или ритм производства, как на отдельных предприятиях, так и в экономике в целом;
    новые научные и технические открытия, не учтенные ранее при прогнозировании экономического развития и способные дестабилизировать финансовую деятельность;
    чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, нарушающие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, что обусловливает необходимость использования финансовых резервов или мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий;
    непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые вызывают необходимость увеличения объема государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов с использованием финансового рынка;
    непредвиденные ситуации, вызванные переходом экономики страны к рыночным условиям хозяйствования, когда трудно прогнозировать некоторые условия, тенденции функционирования экономики из-за определенной стихийности в ее развитии. В период становления рыночной экономики возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества особенно возрастает вследствие высокой степени стихийности рынка, основанного на свободной конкуренции. В этих условиях и субъекты хозяйствования, и субъекты власти могут решать определенные задачи общественного развития, только будучи уверенными, что средства производства, предметы труда, население материально защищены от любых случайностей [8, с. 68].
       Таким образом, в ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия.
       Финансовый  контроль
       Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономности расходования материальных ресурсов с возможностью принятия корректирующих мер, привлечения виновных к ответственности, получения компенсации за причиненный ущерб, или осуществления мероприятий по предотвращению (сокращению) таких нарушений в будущем.
       Финансовый  контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявление отклонений, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации [8, с. 139].
       В рыночных условиях финансовая система  приводится в действие и управляется  посредством норм финансового права.
       Основным  содержанием финансового контроля в условиях рынка является:
    проверка соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений;
    укрепление финансовой системы страны;
    содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политики;
    выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта.
       Финансовый  контроль подразделяют, прежде всего, на внутренний и внешний.
       Внутренний  финансовый контроль – это независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работ, проводимая им в собственных интересах. Цель внутреннего контроля – помочь руководству хозяйствующего субъекта эффективно выполнять свои функции.
       Внутренний  финансовый контроль:
    проводится внутри организации или структуры управления, организуется по решению руководства или органа управления;
    информация внутреннего контроля предназначена для управленческого персонала;
    внутренний контроль (органы внутреннего контроля) финансируется за счет средств организации.
       На  внутренних контролеров могут возлагаться функции управленческого  аудита. Внутренний контроль в рамках отдельного предприятия называют еще внутрифирменным (внутриведомственным).
       Основная  цель внешнего финансового контроля – составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлено финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными нормами. Внешний финансовый контроль проводится как правило со стороны государственных органов финансового контроля и внешнего аудита.
       Внутренний  и внешний финансовый контроль дополняют  друг друга, но существенно различаются.
       Система организации финансового контроля состоит из трех основных элементов:
    государственный финансовый контроль;
    негосударственный аудиторский контроль;
    общественный контроль.
       Государственный финансовый контроль – это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины.
       Формы финансового контроля можно классифицировать:
       1. В зависимости от времени проведения  контроль делиться на:
    предварительный;
    текущий;
    последующий.
    По характеру материала, на основе которого производится контроль, он подразделяется на:
    документальный (формальный) – источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская и другая документация;
    фактический контроль - базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчет, взвешивание, лабораторный анализ).
       Методы  проведения финансового контроля:
       1. Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности поверяемого объекта. Она выражается в составлении фактических данных контроля с данными, отраженными в документах.
       Проверки  различаются:
       а) в зависимости от места проведения на:
    камеральные – проверка органами финансового контроля представленной им отчетности и документов без выезда на объект;
    выездные – проводятся по месту нахождения проверяемого объекта;
       б) по полноте охвата материала:
    частичные (выборочные);
    сплошные;
       в) по объему проверяемых вопросов:
    комплексные;
    выборочные;
    тематические (целевые).
       2. Ревизия – система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.      Ревизия основывается на проверке первичных документов, учётных регистров, бухгалтерской, статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результатом ревизии является акт.
       По  способу организации ревизии, проводимые органами государственного контроля, могут быть плановыми и внеплановыми.
       3. Обследование – это оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию органа финансового контроля. В целях определения целесообразности финансово-хозяйственных операций и проведения детальной проверки.
       4. Анализ – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта (обычно годовая отчетность).
       Результатами  такого анализа могут быть:
    оценка текущего финансового состояния хозяйствующего субъекта;
    оценка рациональности и эффективности использования финансовых средств;
    оценка эффективности использования субъекта.
        5. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль, например, со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.
       6. Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности, и предполагает соблюдение установленных правил и нормативов. Например, осуществление надзора со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора  Минфина России – за страховыми организациями.
       Система государственных органов финансового контроля:
    Министерство финансов России;
    Федеральная налоговая служба РФ;
    Главное управление федерального казначейства;
    Государственный таможенный комитет;
    Счетная палата РФ.
       Основная  задача Cчетной палаты РФ – контроль за исполнением федерального бюджета, включая контроль за обеспечением и поступлением доходов, за эффективным целевым использованием федеральных финансовых средств, за формированием и использованием средств федеральных внебюджетных фондов.
       К задачам счетной палаты относится контроль за эффективным использованием федеральной собственности, за состоянием и обслуживанием внутреннего государственного долга.
       Счетная палата вправе делать контрольные предписания, которые обязательны для исполнения и могут быть оспорены только в суде.
       Счетная палата – коллегиальный орган (насчитывает 12 аудиторов). Каждый аудитор может  высказать особое мнение.
       В процессе ревизии счетная палата может привлекать государственных  должностных лиц и негосударственных (аудиторов).
       Контрольные действия: оформляется акт, содержащий много разделов, каждый из которых состоит из нескольких групп. По каждому разделу могут быть приложены акты отдельных аудиторов.
       Решение по результатам ревизии.
       Все материалы представляются на коллегию счетной палаты, которая его утверждает или не утверждает.
       После вынесения счетной палатой представления (на должностных лиц) или предписания (предприятию), устанавливается контроль за  их исполнением.
       Последующий государственный финансовый контроль Министерства Финансов РФ имеет форму ревизии или проверки.
       Главная цель ревизии – контроль за соблюдением  законодательства РФ при осуществлении  организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью наличием и движением имущества и обязательствами, использование материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
    соответствия осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
    обоснованность расчетов сметных назначений;
    исполнение смет расходов;
    использование бюджетных средств по целевому назначению;
    обеспечение сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей;
    обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
    соблюдение финансовой дисциплины;
    правильность бухгалтерского учета и отчетности;
    полнота и своевременность расчетов с бюджетом  внебюджетными фондами;
    формирование финансовых результатов и их распределение.
       Организация ревизии включает:
    компетенцию контрольно-ревизионных органов;
    сроки проведения ревизии и состав ревизионной группы;
    выход на объект ревизии.
       Оформление  результатов ревизии заключается  актом, состоящим из:
    вводной части;
    описательной части (состоит из разделов, в которых указаны факты нарушений).
         Акт подписывает руководитель  ревизионной группы и передает  руководителю Контрольно-ревизионного управления. На основании акта составляется доклад [11, с. 58].
       По  результатам проведенной ревизии  руководитель контрольно-ревизионного управления направляет руководителю проверенной  организации представление на пресечение выявленных нарушений.
       Государственный таможенный комитет осуществляет контроль за перемещением товаров через таможенную территорию РФ, а также за своевременностью уплаты таможенной пошлины, таможенных сборов в соответствии Таможенным кодексом РФ.
       Основной  задачей органов Управления федерального казначейства в составе Минфина РФ является кассовое исполнение бюджета.
       Федеральная налоговая служба в составе Минфина РФ осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением налогов в доходы бюджетов всех уровней [9, с. 12].
       Управление  финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления, в соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами оперативное управление финансами.
       Стратегическое  управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. В процессе осуществления стратегического управления финансами определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.
       Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно  участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.
       При осуществлении стратегического  и оперативного управления финансами важно соблюдать системность в принятии управленческих решений, в основе которых лежит научный подход обоснования методики финансового прогнозирования и планирования, организации оперативного управления финансовыми ресурсами, выработки приемов и методов финансового контроля, соответствующих современным рыночным условиям хозяйствования, что позволяет выработать новые инструменты регулирования финансовых потоков, выявить преимущества одних направлений развития финансов и бесперспективность других, создает дополнительные предпосылки к развитию финансового механизма, непосредственно участвующего в процессе управления финансами. Создание научного фундамента для разработки и осуществления конкретных практических мер в области управления финансами особенно важно в условиях рыночной экономики, когда деятельность экономических субъектов находится под влиянием жесткой конкуренции и функционирование экономики характеризуется проявлением многих элементов стихийности. Научный подход к управлению финансами способствует обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики и организаций, повышению финансового благополучия населения, позволяет предотвратить или сгладить последствия неблагоприятных событий в ходе финансово-хозяйственной деятельности организаций и совокупности обеспечить стабильное развитие экономики государства.
       Рыночные  условия хозяйствования обусловливают  необходимость пересмотра действовавшего в советское время механизма управления финансами на макро- и микроуровнях, разработки принципиально новых методов управления финансами, которые должны обеспечить финансовую самостоятельность административно-территориальных образований на территории РФ, финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, их инвестиционную активность и создать другие необходимые условия для устойчивого и стабильного развития экономики и ее дальнейшего роста. Для реализации на практике этих задач в современных условиях в первую очередь необходимо четко разграничить функции органов законодательной и исполнительной власти, принимающих участие в управлении государственными и муниципальными финансами, распределить финансовые полномочия между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями, что требует серьезного совершенствования правовой базы их деятельности.
         2. Правовое обеспечение системы управления финансами
2.1. Сущность финансового  права
       Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управления крыночной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав финансовой системы нашего государства, что диктует необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства.
       Установление  и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.
       Обращаясь к историческому аспекту возникновения  финансового права как самостоятельной  науки, следует отметить, что ее основы были заложены в существовавшей с XVI в. камералистике, изучавшей главные закономерности, влияющие на эффективное ведение дворцового хозяйства, и исследовавшей вопросы государственного управления, государственных финансов, экономики, аграрного дела, торговли и другие. Во второй половине XIX в. стали появляться научные работы, в которых большое внимание уделялось правовым вопросам, а к концу того же столетия в России появились самостоятельные научные исследования по финансовому праву. В то же время в России до 1917 г. финансовая и финансово-правовая наука не были разграничены и составляли единое целое. В большинстве университетов Российской империи они рассматривались в рамках единого курса, который в зависимости от учебного заведения назывался либо «финансовое право», либо «финансовая наука», а ученые того времени в большинстве своем рассматривали термины «финансовое право» и «финансовая наука» как тождественные [13, с. 8 – 9]. Однако необходимость упорядочения процесса управления финансовыми отношениями в государстве с помощью введения единых правил и приемов их организации, осуществления и контроля за соблюдением этих правил предопределила формирование самостоятельной науки финансового права.
       В настоящее время знание правовых основ функционирования финансов на всех уровнях управления позволяет финансовым работникам грамотно и эффективно управлять системой финансовых отношений, как в рамках отдельной организации, так и на государственном и муниципальном уровнях. Используя правовые нормы, органы государственной власти и местного самоуправления регулируют развитие отраслей экономики, обеспечивают ее стабильность и рост, сглаживают и устраняют негативные тенденции в ее развитии, воздействуют на объем и структуру финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования. В свою очередь необходимость реализации целей и задач финансовой политики, проводимой государством, стимулирует дальнейшее развитие содержательной части финансового права. Именно финансовая политика определяет вопросы разработки соответствующих финансово-правовых актов для ее реализации, состав правовых норм, которые они должны содержать, финансовые льготы и санкции, которые должны применяться в ходе управления финансами. Применение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок формирования их уставного (складочного) капитала, формирования и распределения прибыли, налогообложения, реализации амортизационной и инвестиционной политики, управления имуществом и решения других вопросов финансово-хозяйственной деятельности.
       В ходе использования правовых норм в  процессе управления финансами проявляется  их «императивный» характер, под которым понимается активная практическая деятельность государства по организации финансовых отношений, разработке форм их проявления и использования. В результате этой деятельности субъекты права не могут по своему усмотрению и по собственной инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их.
       Финансовое  право тесно связано с другими  отраслями права: часть финансовых отношений регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организаций различных организационно-правовых форм, распределения финансовых полномочий между участниками организации, состава государственной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы). Поэтому неверно утверждать, что финансовое право регулирует все существующие в обществе финансовые отношения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.