На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституция РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

    Актуальность  темы. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это форма организации государства, закрепленная в его конституции.
    Однако  имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное в частности в  конституции Российской Федерации  и относится не ко всякому государству, а лишь к такому, форма или способ организации которого характеризуется  строго определенными чертами, позволяющими считать его конституционным  государством. Конституционное государство  характеризуется, прежде всего, тем, что  в нем обеспечено подчинение государства  праву. Чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными  гарантиями, обеспечивающими в своей  совокупности такую форму или  такой способ организации государства, который может быть назван конституционным  строем.
    Таким образом, конституционный строй  – это форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его  праву и характеризует как  конституционное государство.
    В демократическом конституционном  государстве общество функционирует  одновременно и как управляемая  государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство  – как управляющая система, которая  в то же время находится в зависимости  от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.
    В основу концепции конституционного строя РФ в действующей Конституции  России положены великие гуманистические  идеи, исходящие из незыблемости и  неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин  не ставится под иго государства. Государство рассматривается Конституцией как официальный представитель  общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.
    Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему общественных отношений  складывающихся в обществе, в его  закреплении участвуют не отдельные  правовые нормы и даже не отдельные  отрасли права и законодательства, а все отрасли Российского  права и законодательства. Данное правовое явление приобретает едва ли не приоритетное значение. Следовательно, возрастает роль отраслей права, регламентирующих его.
    Ведущее место среди правовых норм, регламентирующих конституционных строй России, принадлежит  нормам Конституции РФ. Это обусловлено  тем, Что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. Огромное значение Конституции в жизни  всякого общества, ее принципиально  особое место во всей правовой системе  вызывают необходимость проведения в данной работе всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.
    Главную роль играют нормы, закрепляющие основные устоя российского конституционного строя, в которых находит выражение  его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают России характер конституционного государства.
    Таким образом, под основами конституционного строя понимаются главные устои, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.
    Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она  обеспечивает провозглашение этих основ  от имени народов России их государственной  волей.
    Закрепленные  в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего  правового регулирования государственной  и общественной жизни России.
    Целью данной работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.
    При написании курсовой работы использовалась разнообразная законодательная  и специальная литература. Особое внимание уделялось таким авторам  как Баглай М. В., Умнова И. А., Козлова Е. И., и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. Понятие конституционного строя 

    Конституционный строй - это форма (или способ) организации  государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует  его как конституционное. Ограничение  государственной власти правом имеет  одной из целей создание оптимальных  условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.
    Гражданское общество - есть система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства этих институтов и отношений и передачи их от поколения к поколению.
    Гражданское общество - охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию  и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и  культуру, семью, как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики  поведения, многие конкретные стороны  политического режима.
    Гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов и потребностей, именно в его рамках реализуется  большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представить себе в качестве мира изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном  существовании в рамках гражданского общества разнородных социальных сил, институтов, организаций и т.д., объединенных общими стремлениями к совместной жизни.
    В основу концепции конституционного строя России и её действующей  Конституции положены великие гуманистические  идеи, исходящие из незыблемости и  неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин  не ставится под иго всевластного государства; государство рассматривается  как официальный представитель  общества, правомочный решать только те вопросы, которые закреплены за ним  в Конституции. И хотя большинство  этих идей не реализовано на практике, а реальное развитие современной  России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления  этих идей в действующей Конституции  РФ играет важную роль, поскольку указывает  тот путь, идя по которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Закрепление конституционного строя
      в Конституции  Российской Федерации 

    Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении  участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные нормы  права и законодательства, а все  отрасли российского права и  законодательства. Ведущее место  принадлежит Конституции РФ, в  которой ведущую роль играют нормы, закрепляющие главные устои Российского  государства в которых находят  выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических  стран. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской Федерации характер конституционного государства.
    Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его  основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.
    Основы  конституционного строя, согласно Конституции1 составляют, прежде всего, демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном и осуществляются производство и распределение товаров и благ. С этими основами неразрывно связаны и такие как социальное государство и светское государство, дополняющее принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным.
    Закрепляя основы конституционного строя РФ, Конституция регулирует не все, а  наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающей ведущее место в системе государственного права России.
    Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она  обеспечивает провозглашение этих основ  от имени народов России их государственной  волей. Тем самым подчеркивается особая значимость конституционных  основ, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается активное воздействие  на правовое регулирование всей системы  общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего  правового регулирования государственной  и общественной жизни, определяют в  юридической форме те важнейшие  качественные связи, которые свойственны  её организации.
    Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые. В силу этого  их реализация должна обеспечиваться Российским государством. Закрепление  в действующей Конституции РФ основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически  обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения  этой задачи требуется реализация на практике конституционных основ.2 В этом смысле Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения поставленной задачи. 
 

ГЛАВА 3. Основы конституционного строя 

    3. 1. Российская Федерация – демократическое, правовое,
    суверенное, светское государство
    В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть демократическое государство. Ее демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.
    В Конституции РФ3 указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия. Каждая из двух категорий «народ» и «власть» составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения. С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству. Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воли других. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.
    Государственная власть не совпадает непосредственно  с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуется  функции государства. Государственный  аппарат объединяет все государственные  органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения. Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющегося частью госаппарата. Государственная власть - не единственная форма власти народа. Другой её формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В демократическом государстве единственном источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.
    Как уже отмечалось, Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ  ни с кем не делит власть, и  никто, кроме него самого, не может  претендовать на власть в Российской Федерации. Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
    Представительная  демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.
    Непосредственная  демократия - формы непосредственного волеизъявления народа или каких-нибудь групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, являются референдум и свободные выборы». Референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум проводится на всей территории Российской Федерации. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации4.
    Под выборами понимается участие граждан  в осуществлении народовластия  посредством выделения из своей  среды путем голосования представителей для выполнения в государственных  органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций  по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах. Выборы являются свободными и проводятся на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
    Одним из основополагающих принципов демократической  организации государства, важнейшей  предпосылкой верховенства права и  обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. Её сущность сводится к тому, что обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, взаимное равновесие таких органов, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого. В результате, различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи и взаимодействии между собой. Ни одна из них не может ничего сделать без других, и в случае несогласия между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то силою вещей, власти будут принуждены действовать, и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу. Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы её реализации весьма разнообразны.
    Разделение  властей - не застывшее состояние  обособленных государственных структур, это - работающий механизм, достигающий  единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных ситуаций.
    Россия  является правовым государством. Идея правового государства имеет  многовековую историю. Она уходит корнями  в античное общество. Философская  основа теории правового государства  была сформулирована И. Кантом, который  и предложил термин «правовое государство». Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Говоря об ответственности государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом.
    Суверенитет государства - это свойство государства  самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за её пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости. «Суверенитет» (лат. Supraneitas, supra - выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей. Верховенство государственной власти - это такое её состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. В конституционном государстве она ограничена правом.
        Сочетание народного и государственного суверенитетов – это свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права5. Верховенство государственной власти делает её единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.
    РФ  является светским государством6. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и его должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви от государства и светским характером государственного образования (отделение школы от церкви).
    Как светское государство РФ характеризуется  тем, что в ней религиозные  объединения отделены от государства  и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». 

    3. 2.Федеративная форма государственного устройства РФ и
      республиканская  форма правления
    Устройство  территории государства принято  называть государственным устройством - это территориальная организация  государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между  государством в целом и его  частями, связанной с их правовым статусом.
    По  форме государственного устройства все государства делятся на две  группы - унитарные и федеративные.
    Унитарным считается государство, не имеющее  в своей внутренней территориальной  структуре других государств. В этом смысле унитарное государство принято  называть простым государством. Унитарные  государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные  единицы (районы, города, сельские поселения), из которых складывается его административно-территориальное  устройство. Административно-территориальные  единицы не наделяются собственным  правовым статусом. Им обладают лишь управляющие  ими органы государственной власти либо местного самоуправления. Поскольку  унитарное государство не имеет  в своем составе других государств для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной, один высший орган исполнительной, одна система высших судебных органов, единственное гражданство.
    Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство  является сложным государством, в  состав которого входят другие государства. Следует сказать, что объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию, т.е. международно-правовое объединение, в отличие от федерации, которая представляет собой союзное  государство, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-правовую самостоятельность.
    Россия  не является федерацией, созданной  как объединение нескольких государств. Она была образована в результате создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных  образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а также  национально-государственные образования  и были признанны её субъектами. Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о  том, что с момента своего возникновения  эта федерация носила конституционно-правовой характер, поскольку она была создана  не в результате заключения договора между её субъектами, а на основе того, что её провозгласила Конституция. В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе  три вида субъектов - государства  в составе РФ, преобразованные, как  правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения; национально-государственные  образования - автономная область и  автономные округа.
    Принципы  федеративного устройства России: государственная  целостность Российской Федерации; единство системы государственной  власти; разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ; равноправие и самоопределение  народов РФ; равноправие субъектов  РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
    Являясь суверенным государством, РФ самостоятельно устанавливает форму правления, представляющую собой организацию  высших органов государственной  власти и порядок их образования. В Конституции РФ установлена  республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком  является выборность и сменяемость  главы государства. Республиканской  форме правления присуща демократия, а демократии - республиканская форма  правления. Демократия республиканского типа служит этой равной свободе, способствует её подъему и развитию, включая  равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к  государственным должностям, образованию, к собственности, к участию в  формировании политической воли, а  также правовой организации сил, претендующих на правительственную  власть.
    России  свойственна президентско-парламентская, или, как иногда её называют в юридической  литературе, «полупрезидентская» республиканская форма правления. При этой форме правления, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в чем отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства, в-третьих, наряду с президентом действуют председатель правительства и федеральные министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в чем её отличие от президентской формы). Именно перечисленные признаки и характеризуют РФ как «полупрезидентскую». 

    3. 3. Человек, его права и свободы как высшая ценность государства
    Конституция РФ  рассматривает человека, его  права и свободы в качестве высшей ценности7. Уважение к личности и её защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя РФ, образующей важнейшую основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления её прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. Народ, который не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов. Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина»8
      Таким образом, авторитет любой организации, включая и государство, вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека с его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной степени на всех членов общества.
    Конституция РФ является социальным государством.9 Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенств
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.