На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Материализм в философии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вопрос  №5
Есть  простейшая форма материализма –  наивный материализм древности. Наивные материалисты полагали, что  в основе мира лежит какая-то материальная стихия: вода, огонь, воздух, земля. Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий. Например, первый философ древней Греции Фалес доказывал, что в основе всего лежит вода. Вода это первоначало и первопричина всего что есть в мире. С этой цель он приводил множество рациональных аргументов и, используя индуктивную логику делал соответствующий вывод. Сегодня понятно, что никакая природная стихия не может выполнять роли первоначала и первопричины. Впрочем, есть некоторые аргументы современной космологии, которая на языке математики описывает начало нашего мира как бесконечно горячую и бесконечно плотную точку, которая примерно 15 млрд. лет назад взорвалась и из нее постепенно стало возникать наша Вселенная. Хотя бесконечная материя, вероятно, намного шире и больше, чем наша Вселенная.
Во-вторых, есть так называемый механистический  и метафизический материализм. Он появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень  точно описывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Но если эти законы использовать для описания и понимания более сложных явлений, чем механические, то это ведет к ошибке под названием редукционизм (сведение сложного к более простому). Философ Ламитри написал труды «Человек – машина», «Животное – машина». Его произведения классически представитель механистического материализма. Более сложные явления имеют свои более сложные законы. Поэтому, описание их с помощью законов механики является упрощением и ошибкой. Этот же материализм был метафизическим, потому что не признавал развития материи от низшего к высшему, от простого к сложному. Метафизика это философский взгляд на мир противоположный диалектике. Диалектика признает развитие материи и формулирует законы этого развития: переход количества в качество, единство и борьбы противоположностей, а также закон отрицания отрицания.
В-третьих, есть диалектический материализм. Он преодолевает все недостатки наивного и механистического (метафизического) материализма. Диамат был официальной философией в Советском Союзе. Кроме диамата еще был истмат и только это считалось научной философией. Все остальные философии объявлялись ненаучными. Философский плюрализм был запрещен, это противоречило природе философии, потому что по своей природе она глубоко плюралистична. Именно этим философия создает необходимый диапазон и простор для свободного выбора мировоззрения, а также ценностей, идеалов, принципов.Мировоззренческая нетерпимость (нетолерантность) диамата и истмата была одной из причин появления диссиденства, появления оппозиционных течений и партий, что привело к падению коммунистического режима в СССР.
   Вопрос  №5(с дополнениями, очень подробно)
   Всех  материалистов объединяет решение  основного вопроса философии: бытие  определяет сознание. Такое решение  означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ.
   Идеалисты пытаются стереть грань между  бытием и сознанием, они отождествляют  понятие БЫТИЕ и СУЩЕСТВОВАНИЕ, то есть бытие – это все, что существует. Идеалисты считают, что именно сознание обладает подлинным, истинным бытием, так как существование (бытие) сознания лежит в основе всякого иного бытия. По словам Гегеля, бытие природы есть лишь "инобытие абсолютной Идеи".
   Материализм, напротив, предполагает противопоставление бытия и сознания. Утверждая первичность  бытия по отношению к сознанию, материалисты понимают под бытием ОБЪЕКТИВНУЮ, независимую от сознания реальность.
   Таким образом, определение материи строится на решении основного вопроса философии: Материя есть объективная реальность, существующая вне сознания и активно отображаемая им.
   Это определение характеризует категориальный смысл понятия "материя", то есть самый общий смысл, в котором данное понятие выступает как философская категория, выражающая содержание материалистического решения основного вопроса философии.
   В различных материалистических учениях  представления о материи модифицируются в соответствии с достижениями и  открытиями науки, но остается главное – все материалисты так или иначе утверждают существование материи вне сознания и ее познаваемость. Отрицание этих двух важнейших признаков равносильно отказу от материального решения основного вопроса философии, следовательно, от материализма.
   За  пределами основного вопроса  философии материалисты могут говорить о бытии в более широком  смысле, то есть как существовании. В этом смысле бытием (существованием) обладают как материальные предметы, так и идеальные представления (существуют и звезды, и мысленные представления о них в сознании). Но материалисты стремятся четко различать материальное бытие и идеальное, духовное бытие. Быть (существовать) в сознании – это нечто иное, чем существовать (быть) в материальном мире. Материя существует не так, как сознание: у них разные способы существования. Объективным, независимым, самостоятельным бытием (существованием) обладает только материя, материальное, тогда как сознание, идеальное, обладает лишь вторичным, зависимым бытием, существует только в связи с материальным и не может быть само по себе, вне и независимо от материи. 

   Рассматривая  историю развития материализма, выделяют три его основные исторические формы:
   1) наивный (стихийный);
   2) метафизический;
   3) диалектический;
   а также некоторые промежуточные переходные формы.
   В своей первой исторической форме материализм возник в древней философии. Эту его форму называют "наивным" или "стихийным" материализмом, так как теоретическое обоснование материалистического взгляда на мир в ней еще не развито. Наивный материализм опирался, главным образом, на стихийно сложившиеся житейские наблюдения и обыденный опыт людей.
   Стихийный материализм — форма материализма, отождествляющая материю с её непосредственными проявлениями в форме стихий. В качестве такой стихии может рассматриваться огонь, вода, воздух или земля. Сознание человека — модифицированная стихия.
   В Китае в IX-VII вв. до н.э. распространяется учение, отрицающее религию и утверждающее, что мир вечен и состоит  из пяти первоэлементов: огня, воды, дерева, земли и металла. Дальнейшее развитие материализм в Китае получил в философии даосизма, (основатель – Лаоцзы, V в. до н.э.). Даосы считали мир вечным и находящимся в состоянии непрерывного движения и изменения. Это движение естественной закономерности – ДАО (кит. – "путь"). Концепция дао – в центре учения Чжуанцзы (936-286 до н.э.).
   Древние мыслители выдвинули идею о происхождении  всех разнообразных вещей окружающего  нас мира из общего и единого первоначала, которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов. Это первоначало представлялось им в виде какого-то вещества, служащего исходным материалом для образования всех вещей, то есть МАТЕРИИ. Древние наивные материалисты по-разному представляли себе природу материи, отождествляя ее с известными им конкретными веществами.
   Первые  древнегреческие материалисты в  качестве первоосновы всего сущего, то есть первоматерии, называли:
   – Фалес (ок.625-ок.547 до н.э.) – воду; все  произошло из воды и в конце  концов превратится в воду, так  как вода, влага – источник жизни;
   – Анаксимен (585-525 до н.э.) – воздух; все вещи представляют собой порождение воздуха, образующиеся путем его сгущения или разрежения;
   – Гераклит (520-460 до н.э.) – огонь; все  происходит из огня и в конечном счете превращается в огонь. "Этот космос, – писал он, – один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".
   Гераклит  подчеркивал мысль о непрерывном  движении, изменении мира, о его  противоречивости и взаимопревращении противоположностей как причине возникновения и смерти всех вещей, то есть идею диалектики. Словом "диалектика" греческие философы первоначально называли искусство вести спор, диалог, в котором на основе противоборства мнений достигается истина. Со временем это слово приобрело более широкий смысл: его стали применять не только к спору, а вообще ко всем процессам, в которых происходит столкновение противоположностей и на основе этого рождается новое. Сейчас диалектика понимается как метод мышления, как система общих методологических принципов, требующая изучать все явления в их противоречивости, изменчивости, развитии и взаимосвязи.
   Представители раннего материализма положили начало субстанциальному пониманию материи: она трактовалась ими как исходная простейшая субстанция (вещество, материя, первооснова), из которой строится весь мир, все существующее. Считалось, что эта субстанция вечна, несотворима и неразрушима. Однако их попытки рассматривать в качестве всеобщей субстанции некоторые из чувственно воспринимаемых веществ были еще весьма наивны и мало что объясняли.
   Первую  концепцию материи, обладающую большой  объяснительной силой, предложили древние  атомисты: Левкипп, Демокрит (460-370 до н.э.), Эпикур и др. Субстанцией, из которой состоят все тела, они считали атомом (греч. atomos – "неделимый") – мельчайшими частицами, "трясущимися" (Демокрит) в бесконечном количестве в мировом пространстве. Сталкиваясь, слипаясь, сцепляясь друг с другом, эти частицы образуют видимые нами вещи. Свойства вещей в конечном счете зависят от формы, величины, взаимного расположения, движения составляющих их атомов.
   Несмотря  на еще очень скудный багаж  научных сведений о мире, древние  материалисты рассматривали мир  в его единстве и целостности. Многие их идеи – о бесконечности, о множестве миров, об атомах, о первоматерии, о диалектике – сыграли в дальнейшем огромную роль в развитии философии и науки.
   Между наивным материализмом и метафизическим материализмом лежит длительная историческая полоса господства идеализма. Лишь отдельные философские теории – средневековый номинализм, концепции Д. Бруно (1548-1600 г.) и Г. Галилея (1564-1642) – имели материалистическую направленность и идейно подготавливали переход к новому этапу в развитии материализма.
   Метафизический  материализм сложился в эпоху Нового времени (XVII-XVIII вв.). Важнейшая его особенность – метафизика – противоположность диалектике, то есть отсутствие всеобщей связи, изменение и развитие в мире. Родоначальником этого направления считается английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). Он критиковал средневековых схоластов за бесплодность их умозрительных рассуждений и ставил своей задачей освободить человеческое сознание от предрассудков, препятствующих познанию истины. В процессе познания, считал Бэкон, необходимо разлагать объект на отдельные стороны, качества, а каждое такое качество разлагать на еще более простые. И так делать до тех пор, пока не будут определены самые простейшие. Затем следует найти законы, определяющие сущность этих простейших элементов, и посмотреть, как они соединяются в той или иной вещи. Такой метод объяснения всех сложных вещей в мире на основе принципов механики – механицизм – господствовал в науке XVII-XVIII вв. Все в мире – природа, общество, человек – представлялось в виде огромных сложных механизмов, состоящих из набора "деталей", которые движутся в соответствии с законами механики по заданным траекториям.
   Английский  философ Т. Гоббс (1588-1679) систематизировал материализм Бекона, придав ему четкий механистический характер. На механику и математику опирался в своих воззрениях и француз Р.Декарт (1596-1650). Человека он тоже считал машиной, только очень сложной.
   Голландский философ-материалист Б.Спиноза (1632-1677) считал природу вечной субстанцией, творящей саму себя и проявляющейся через множество своих модусов (свойств, состояний), например движение, и атрибутов (коренных свойств), например мышление.
   Важный  вклад в развитие материалистической философии в XVIII в. внес русский мыслитель М.В. Ломоносов (1711-1765). Он считал, что материя состоит из атомов, которые, соединяясь, образуют молекулы (корпускулы), а из последних состоят все "чувственные тела".
   Однако  уже в XVII в. обнаружилось, что существуют явления природы, объяснить которые на основе атомной концепции невозможно (например, распространение света или действия сил тяготения). Поэтому получила распространение эфирная концепция Декарта, который как и Аристотель под эфиром понимал непрерывную среду, заполняющую сплошь все мировое пространство. Поэтому простейшим элементом материи является не атом, а эфирный вихрь. Всякий объект представляет собой сочетание и взаимодействие множества эфирных вихрей.
   В результате соединения учений об атомах и эфире в XVIII-XIX вв. сформировалась атомно-эфирная концепция. В ней утверждается, что материя существует как в форме атомов, так и в форме эфира, проявляясь в различных состояниях (атомов и поля, квантов и волн).
   Кроме уточнения природы материи и  ее свойств огромная заслуга метафизического материализма – в распространении научных, материалистических идей, пробивавших себе дорогу в острой борьбе с идеализмом и религией. Особая заслуга в этой борьбе представителей французского материализма Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбаха (1723-1789).
   Решительно  подчеркивал связь идеализма  с религией и раскрыл земные истоки происхождения религии, веры в бога и загробную жизнь немецкий философ  Л. Фейербах (1804-1872). В основу своего учения он кладет человеческую природу, поэтому его материализм называют антропологическим. "Новая философия, – писал он, – превращает человека, включая и природу как базис человека, в единичный, универсальный и высший предмет философии".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.