На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нарушения речи и их причины

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение                                                                                                                   1
Глава 1. Психологическая  характеристика речи                                                  2
1.1. Понятие речи                                                                                                    2
1.2. Виды речи                                                                                                         3
Глава 2. Развитие речи                                                                                            5
2.1. Физиологические  основы речи                                                                       5
2.2. Развитие  речи у детей.                                                                                     8
Глава 3. Нарушения  речи и их причины                                                             12
3.1. Классификация  нарушений речи                                                                  12
3.2. Клинико-педагогическая классификация                                                     13
3.2.1Фонационные речевые расстройства                                                           13
3.2.2. Нарушения  структурно-семантического (внутреннего)  оформления высказывания.                                                                                                        16
3.3. Психолого-педагогическая  классификация                                                 18
Заключение                                                                                                             20
Список литературы                                                                                                21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Речь - сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни. 
Дошкольное детство является самым важным и ответственным периодом развития ребенка, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. 
Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности ребенка и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми. Потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую. 
Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.

Рассмотрением данного вопроса занимаются специалисты разных областей знаний - психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи. Был получен ряд важных фактов, сформулированы гипотезы для объяснения механизмов речи.
Моя работа посвящена  вопросам недоразвития и нарушения  речи, однако без понимания основ анатомии и физиологии речевого аппарата, а также развития речи в онтогенезе, невозможно четко представить причины возникновения паталогии и описать основные нарушения речи.
Моя работа состоит  из трех глав. В первой главе дается понятие речи и ее виды, вторая глава посвящена физиологическим основам речи и ее развитию. В третьей главе дается описание основных нарушений речи и их причин исходя из принятых классификаций нарушений речи.  

Глава 1. Психологическая  характеристика речи
1.1. Понятие речи
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и  формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны  - восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого  языка.
Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Специфика речи:
1.Речь способствует  развитию других психических процессов;
2. Речь - это сквозной  процесс для осознанной психики,  свойственный только человеку;
3.Речь носит  не интерперсональный, а межиндивидуальный  характер;
4. Речь - это не  просто процесс, это деятельность.
Речь имеет  три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление  о предмете или явлении. Взаимопонимание  в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения  связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов  и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция  речи - функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции  речи могут быть рассмотрены как  внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает  как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Информационная  сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями  обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства  и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная  сторона направлена на то, чтобы  подчинить слушателя замыслу  говорящего.
1.2. Виды речи
Речь людей  в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи:
- внешнюю речь, выполняющую, главным образом, коммуникативную функцию
- внутреннюю речь, связанную с процессами произвольной саморегуляции (сознательного, волевого самоконтроля) и выступающая в качестве орудия интеллектуальной деятельности (прежде всего, понятийного мышления)
В качестве своеобразного  промежуточного звена между внешней  и внутренней речью выступает  эгоцентрическая речь.
Эгоцентрическая речь - одна из ранних и специфичных форм речи. Ее исследование позволяет установить общие закономерности формирования высших психических функций.
Эгоцентрическая речь была впервые описана швейцарским психологом Жаном Пиаже, как особая разновидность детской речи, которая оказывается доминирующей на определенном этапе развития и постепенно преодолевается в процессе социализации.
Эгоцентрическая речь наблюдается в возрасте трех-пяти лет (нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего  возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько не беспокоясь по этому поводу. Эгоцентрично говорящий ребенок не интересуется тем, кому он говорит, насколько хорошо его слышат и понимают.
Фундаментальные исследования  эгоцентрической речи ребенка в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским.
По Выготскому, эгоцентрическая речь феноменологически  может быть описана как особый вид речи маленьких детей, которая не служит целям общения (сообщения), существенно не изменяет поведения ребенка, а лишь сопровождает как аккомпанемент его деятельность и переживания. Это ни что иное, как речь, обращенная к самому себе с целью воздействовать на собственное поведение. Постепенно эта форма вербального самовыражения становится все более непонятной для окружающих; к началу школьного возраста ее удельный вес в речевых реакциях ребенка («коэффициент эгоцентрической речи») снижается до нуля.
По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь на пороге школьного обучения становится попросту ненужным рудиментом и отмирает. Л.С. Выготский придерживался в этом вопросе иного мнения: он полагал, что данная форма речевой деятельности не исчезает бесследно, но переходит во внутренний план, становится внутренней речью и начинает играть важную роль в управлении поведением человека. То, что представляется несовершенным коммуникативным средством, на деле оказывается тонким инструментом саморегуляции.
Согласно данным Выготского, который модифицировал исследовательскую методику Пиаже, в случаях затруднений и препятствий осуществлению какой-либо деятельности коэффициент эгоцентрической речи, т.е. количество эгоцентрических высказываний заметно возрастает. Причем в них находит отражение план деятельности, ее поворотные моменты, существенные изменения, конечный результат; нередко озвучиваются возникающие трудности, проговариваются конкретные действия и операции, выполняемые ребенком.
Глава 2. Развитие речи
2.1. Физиологические  основы речи
Для понимания  причин нарушения речи у детей  необходимо четко представлять физиологические  основы речи, так как нарушения  тех или иных анатомических структур приводит к различным нарушениям речи.
Развитие органов  звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.
Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут  быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим - голосовой аппарат и органы слуха.
Голосовой аппарат  состоит из трех основных систем: органов  дыхания, гортани, полости рта и  носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать  голосовые связки гортани, колебание  которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма, которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на легкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух подводится к гортани.
Гортань  является продолжением дыхательного горла. Она  образована четырьмя хрящами, в пространстве между которыми расположены в  горизонтальной плоскости голосовые связки. Голосовые связки  представляют собой две эластичные мышцы, которые приводятся в колебательное движение током воздуха, выходящего из дыхательного горла. Голосовые связки благодаря своему расположению и подвижности хрящей, к которым они прикреплены, могут осуществлять изменения двоякого рода. Во-первых, голосовые связки могут натягиваться или оставаться ненатянутыми. Во-вторых, они могут быть сомкнуты между собой или расходиться своими концами так, что между ними образуется пространство, называемое голосовой щелью. Благодаря этим особенностям происходит следующее: если голосовые связки натянуты и сближены между собой, т. е. голосовая щель закрыта, то выдыхаемый воздух, прорываясь между обращенными друг к другу краями связок, приводит их в колебательное движение, которое образует голосовую волну; если же связки не натянуты и голосовая щель не закрыта, то воздух проходит свободно, не вызывая никакого звука. Проходя сквозь гортань, ток воздуха порождает звуковую волну. Она попадает в полость рта и носа, которые выполняют функции резонирующей трубы. Полость рта является главным резонатором звуковых волн, возникших в гортани. Путем изменения величины и формы полости рта образуются различные звучания гласных звуков. Полость рта является также и органом, создающим преграды току воздуха, который, преодолевая эти преграды, порождает звуки, называемые согласными.
Носовая полость  выполняет функцию дополнительного  резонатора, проход в который может  быть открыт или закрыт нёбной занавеской (задней подвижной частью нёба). В первом случае получаются так называемые носовые звуки - м,н. Во втором случае - звуки неносовые.
Развитие способности  произнесения членораздельных звуков связано с развитием способности  их воспринимать. Обучаясь говорить членораздельно, человек учился и понимать то, что он говорит. Речевая деятельность всегда находится под контролем, и в нее могут быть внесены необходимые коррективы только благодаря слуху. Развитие слуха человека происходило за счет развития центрального аппарата, что выражается в усложнении коры головного мозга.
Если сравнить мозг обезьяны и мозг человека, то мы обнаружим, что слуховая зона коры у  человека относительно больше аналогичной  зоны коры головного мозга обезьяны. Однако эти различия выражаются не только в количественных показателях - увеличении площади слуховой зоны. У человека в этой зоне находятся специфические речевые центры.
Нервные пути, связывающие  с мозгом находящийся на барабанной перепонке кортиев орган, заканчиваются  в извилинах Гешля. Если произойдет нарушение функций того или иного участка этих извилин, то у человека происходит выпадение соответствующего слухового ощущения. Например, поражение их внутренней части влечет за собой потерю слуха в отношении высоких звуков, а нарушение их наружных частей - потерю слуха в отношении низких звуков. Таким образом, эта область представляет собой проекцию кортиева органа и является центром, с которым первично связаны слуховые ощущения. Интеграция этих ощущений происходит на смежных участках височной доли, расположенных в первой и частично во второй височных извилинах. Именно здесь в левом полушарии локализуется специфический слуховой (сенсорный) центр речи - центр Вернике.
При этом следует  отметить, что подобный нервный центр  отсутствует у животных, что еще раз доказывает справедливость высказывания о том, что речь - это специфически человеческая функция.
Слуховой центр  Вернике связан с другим специфическим  речевым центром коры - центром  Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи, центр для произношения отдельных звуков, слогов и слов.
Оба центра в  отношении развития и функции  тесно связаны. Эти корковые отделы не функционируют изолированно, а  связаны с остальными отделами коры, и, таким образом, совершается одновременная функция всей коры головного мозга. Это и есть совокупная работа всех анализаторов (зрительного, слухового и т. д.), в результате которой происходит анализ сложной внутренней и внешней среды и затем синтез сложной деятельности организма.
Таким образом, развитие речи – это чрезвычайно  сложный процесс, обусловленный  влиянием различных факторов. Многочисленные исследования показали, что речевая  функция формируется следующим  образом: результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речи, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга своей и в большей степени противоположной стороны.
От ядер черепно-мозговых нервов отходят нервные пути, направляющиеся к периферическому речевому аппарату (носовая полость, губы, зубы, язык и т. д.), в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов.
Двигательные  нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, побуждающие мышцы к сокращению, а также регулирующие их тонус. В свою очередь к центральной нервной системе по чувствительным волокнам идут двигательные раздражения от речевой мускулатуры.
2.2. Развитие речи  у детей.
Речь не является врожденной способностью человека. Первым голосовым проявлением новорожденного является крик.
Это врожденный безусловный рефлекс, возникающий  в подкорковом слое, в самом  низшем отделе высшей нервной деятельности. Крик возникает в ответ на внешнее  или внутреннее раздражение. Каждый новорожденный ребенок подвергается охлаждению – действию воздуха после рождения, температура которого ниже температуры в утробе матери, кроме того, после перевязки пуповины прекращается поступление материнской крови и наступает кислородное голодание. Все это способствует рефлекторному вдоху как первому проявлению самостоятельной жизни и первому выдоху, при котором возникает первый крик.
В дальнейшем плач новорожденных вызывается внутренними  раздражителями: голодом, болью, зудом  и т. д. На 4-6-й неделе жизни голосовые проявления младенцев отражают его ощущения. Внешним проявлением спокойствия является мягкий звук голоса, при неприятных ощущениях – голос резкий, в этот период в голосе ребенка начинают появляться разные согласные звуки – «агуканье». Так ребенок постепенно приобретает двигательный прототип для дальнейшего развития речи. Каждый изданный звук передается волной воздуха к слуховому аппарату и оттуда к корковому слуховому анализатору. Таким образом развивается и закрепляется закономерная связь двигательного анализатора и слухового. В возрасте 5–6 месяцев запас звуков у ребенка уже очень богат. Звуки бывают воркующими, чмокающими, вибрирующими и т. п. Легче всего ребенку удаются звуки, образуемые губами и передней частью языка («мама», «папа», «баба», «тата»), так как мышцы этих отделов хорошо развиты благодаря сосанию.
В период между 6–8 месяцами образуются условные рефлексы и дифференциация первой сигнальной системы. Происходит повторение одного слога как примитивное речевое  проявление. Ребенок слышит образование  фонем (тех или иных звуков), и звуковой стимул воспроизводит артикуляционный стереотип. Таким образом постепенно вырабатывается моторно-акустическая и акустико-моторная связь, т. е. ребенок произносит те фонемы (звуки), которые слышит. Между 8–9 месяцами начинается период рефлекторного повторения и подражания. Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Постоянным повторением разных слогов у ребенка вырабатывается замкнутый слухо-двигательный круг.
В этот период возникает  механизм повторения сложных звуков. Мать повторяет за ребенком его лепет, и ее голос попадает в налаженный акустико-моторный круг ребенка. Так налаживается работа между слышимой и собственной речью. Сначала ребенок повторяет за матерью слоги или односложные слова. Эта функция простого повторения слышимых звуков называется физиологической эхолалией и является характерным признаком первой сигнальной системы (повторять отдельные слоги и простые слова могут и животные, например попугаи, скворцы, обезьяны). Приблизительно в одно время с физиологической эхолалией (повторением, подражанием) начинает развиваться и понимание значения слов. Ребенок воспринимает слова и короткие фразы как словесный образ. Важную роль для понимания значения слов играет оттенок произносимой родителями фразы. В этот период все большее значение в формировании речи начинает играть зрительный анализатор. В результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов у ребенка постепенно развиваются сложные аналитические (акустико-оптические) процессы.
Укрепляются механизмы  обеих сигнальных систем, возникают условные рефлексы высшего порядка. Например: ребенка подносят к тикающим часам и при этом говорят: «тик-так». Через несколько дней ребенок поворачивается к часам, как только произносят «тик-так».
Моторная реакция (поворачивание к часам) является доказательством, что акустико-моторная связь закрепилась. Слуховое восприятие вызывает моторную реакцию, которая имеет отношение к прежнему зрительному восприятию. В этой стадии двигательный анализатор развит больше, чем стимул механизмов речи. В дальнейшем у ребенка постоянно развиваются все более и более сложные общие моторные реакции на словесные раздражения, но эти реакции постепенно тормозятся, и формируется речевой ответ. Первые самостоятельные слова ребенок начинает произносить, как правило, в начале второго года жизни. По мере развития ребенка внешние и внутренние раздражения и условные реакции первой сигнальной системы вызывают речевые реакции.
В этом периоде  жизни ребенка все внешние  и внутренние раздражения, все вновь  образованные условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные (негативные), отражаются речью, т. е. связываются с двигательным анализатором речи, постепенно увеличивая словесный запас детской речи.
На основе уже  развившихся акустическо-артикуляционных  и оптико-артикуляционных связей ребенок произносит ранее слышимое слово без подсказывания и называет видимые предметы.
Кроме того, он использует осязательные и вкусовые связи, и  в комплексную речевую деятельность включаются все анализаторы. В этом периоде сложная система условных связей, речь ребенка находятся под влиянием прямого восприятия действительности. На развитие речи огромное влияние оказывают эмоции, и слово возникает под влиянием радости, неудовольствия, страха и т. д. Это связано с деятельностью подкорковой системы головного мозга. Первые слова, которые ребенок произносит самостоятельно, возникают как условно-рефлекторные реакции, зависящие от факторов внешней и внутренней среды. Ребенок называет предметы, которые видит, выражает словами свои потребности, например голод, жажду и т. п. В этот период каждое слово становится целенаправленным речевым проявлением, имеет значение «фразы» и называется поэтому «однословной фразой».
Разнообразными  голосовыми оттенками ребенок выражает свое настроение. Однословными фразами  ребенок говорит около полугода (до 1,5-2-летнего возраста), затем он начинает формировать короткие словесные цепочки, например: «мама, на», «баба, дай» и т. п. Имена существительные применяются главным образом в именительном падеже, а глаголы – в повелительном, неопределенном наклонении, в третьем лице.
На 3-м году жизни  начинается правильное связывание слов в короткие речевые цепочки, словарный  запас ребенка уже составляет 300–320 слов. Чем больше предметов  и вещей знает ребенок и  правильно называет их, тем больше связей фиксируется в коре головного мозга.
При помощи повторяемых  раздражений из внешней среды  ребенок формирует сложные реакции, которые являются продуктом взаимодействия вновь приобретенных и уже  установившихся в коре рефлекторных связей, продуктом тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.
Так постепенно формируется высшая интеграционная способность речи, вырабатывается высшая ступень обобщенных корковых цепных процессов, составляющих физиологическую  основу самых сложных речевых  функций мозга. Речевые цепи связываются во все более сложные комплексы, и закладывается основа человеческого мышления. Разумеется, развитие речи не заканчивается в детском возрасте, она развивается в течение всей жизни человеческого индивида. Таким образом, в основе формирования и развития речи лежат сложнейшие процессы, происходящие в центральной нервной системе человека, в коре головного мозга, подкорковых структурах, периферических нервах, органах чувств. 

Глава 3. Нарушения речи и их причины.
3.1. Классификация нарушений речи
В зависимости  от причин возникновения и механизмов развития нарушения речи делят на две большие группы: нарушения речи функционального генеза и нарушения речи органического генеза.
 Нарушения  речи функционального генеза  могут быть нейрогенными в виде первичных (заикание, мутизм, афония, дисфония, логофобия) и вторичных логоневрозов, а также социально обусловленными, включающими неполноценную языковую среду (дислалия, задержка речевого развития) и педагогическую запущенность (задержка психического и речевого развития).
 Нарушения  речи органического генеза могут  быть ненейрогенными - при пороках  развития (ринолалия, механическая  дислалия, дефекты речи у безгортанных) или мышечной слабости органов  артикуляции, тугоухости.  Выделяют  также нейрогенные нарушения речи  при очаговых (первичные - дизартрия, алалия, афазия, агнозия и вторичные речевые расстройства) и диффузных поражениях головного мозга.
В настоящее  время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений  – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая). Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей, т. е. по отношению к детям, у которых нет нарушений слуха и интеллекта.
3.2. Клинико-педагогическая классификация
Все виды речевых  нарушений, рассматриваемых в клинико-педагогической классификации, можно разделить  на две большие группы: нарушения  устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: I) нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи и 2) структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи.
3.2.1. Фонационные речевые расстройства
Фонационные (от греч. Phone – звук, голос; фонация-голосообразование) речевые расстройства дифференцируются в зависимости от поражения того или иного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодического, г) звукопроизносительного. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных сочетаниях. В зависимости от этого выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых используются традиционно закрепившиеся термины:
Афония (дисфония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального или периферического характера и возникать на любом этапе развития ребенка. Нарушение может быть самостоятельным (изолированным) или входить в состав ряда других нарушений речи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.