На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль социальных институтов в жизни общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  университет дружбы народов
Факультет гуманитарных и социальных наук 

Кафедра социологии 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
Роль  социальных институтов в жизни общества 
 
 
 
 
 

Работу выполнила:
студентка группы ГСБ-12
Токарева Дарья
Научный руководитель:
к.с.н., доцент Онзимба  Ж. Б. 
 
 
 
 
 
 

                                                               
Москва, 2010 

Содержание 

      Введение…………………………………………………………………..….  3
      I глава. Сущность социальных институтов
§1. Социальные институты: понятие и сущность  ….......................................... 5
§2.  Виды социальных институтов……………………………………………… 7
      II глава. Функции и роли социальных институтов
§1. Функции и дисфункции социальных институтов…………………………. 10
§2.  Формальные и неформальные институты………………………………….12
Заключение………………………………...…………………………..................14
Список  использованной литературы………………………………...….............15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
 
 Актуальность темы обосновывается тем, что человеческое общество нуждается  в закреплении некоторых типов человеческих отношений, а так же нуждается сделать их обязательными для определенного общества или определенной социальной группы. Человек вступает в социальные отношения, и тем самым удовлетворяет наиболее важные потребности, которые для него наиболее необходимы и с помощью которых определенная группа (люди, которые так же нуждаются в этом) функционирует. Так, например, существует потребность в воспроизводстве материальных благ, которая заставляет людей поддерживать производственные отношения, или потребность воспитывать, которая поддерживает семейные отношения.

      Закрепление отношений заключается в четком установлении ролей и статусов индивидов, той социальной группы, к которой  они принадлежат. И для того, что  бы добиться выполнения правил поведения существуют санкции.
Системы ролей, статусов и санкций создаются  в виде социальных институтов. Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института. Именно социальные институты определяют образцы поведения, стимулы, идеи. Каждый из них включает в себя определенную сферу деятельности, организационные нормы и принципы отношений   между официальными лицами.
      Целью данной работы является: рассмотрение роли социальных институтов в жизни общества. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    дать определение понятия социального института;
    раскрыть типологию социальных институтов, их функции и дисфункции;
    рассмотреть  условия, необходимые для их нормального функционирования.
    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
    В заключении подведены основные итоги курсовой работы. 

  
 
 
 
 

Глава I. Сущность социальных институтов

§ 1. Социальные институты: понятие и сущность

 
    В социологии имеется множество определений  социального института.
Одним из первых был Г. Спенсер, который дал развернутое представление о них. Он выделил шесть видов социальных институтов: промышленный;  профессиональный; политический;  обрядовый;  церковный и  домашний. Социальный институт является независимым социальным образованием. Его нельзя путать с отношениями между людьми. У него есть своя структура, и он выполняет определенные функции. Функции социальных институтов могут носить различный характер. В зависимости от них социальные институты классифицируют следующим образом.
      Социально – экономические институты. К ним относятся институты собственности, хозяйствования и всего того,  что обеспечивает процесс производства и распределения, они имеют в своем содержании социальный аспект.
     Политические институты. Это институты государства, власти, партии и т.д. Они вместе образуют политическую жизнь страны.                        
     Социокультурные и воспитательные институты. Они направлены на формирование в человеке определенных ценностей, норм и приспособление индивида к жизни в этом обществе.
     Нормативно- ориентирующие институты. Их цель- создание нравственной основы поведения человека. С их помощью определяются ценности, принятые в обществе. В соответствии с ними совершаются поступки.
    Нормативно санкционирующие институты. Нормы, предписываемые этим институтам, обязательны для всех членов общества. Эти нормы закрепляются посредством принятия законов, кодексов, правил на государственном уровне. За их несоблюдение нарушителю грозит наказание в соответствии с его поступком.
        Церемониальные институты. Они регулируют ежедневное поведение людей в обществе, их взаимодействие и т.д. Эти институты могут быть как официальными, таки и неофициальными. Церемониальные институты охватывают широкую сферу - от приветствий, до правил передачи информации и поведения во время собрания.
        Социальные институты – исторически  сложившиеся формы организации совместной деятельности и отношении людей, которые укрепляют устойчивые образцы поведения и выполняющие общественно значимые функции.
    К этому понятию относится, например, институты семьи, религии, т.е. те области, где можно проследить устойчивые связи между людьми. Социальные институты создаются для решения проблем, касающихся непосредственно физических, духовных и материальных конфликтов.
         С. С. Фролов1 выделяет институциональные признаки социальных институтов:
- установки  и образцы поведения (например, привязанность, лояльность,              ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
-  символические  культурные признаки (обручальное  кольцо, флаг, герб, крест,  иконы  и др.);
- утилитарные  культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
- устный  и письменный кодекс (запреты,  правовые гарантии, законы, правила);
- идеологию  (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).
          Социальный институт представляет собой:
    ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
    совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
    формальную и неформальную организацию;
        совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную     сферу общественных отношений;
      Т.о. «термин «институт» со временем приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования».2
      «Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности»3 

§2.  Виды социальных институтов
    В зависимости от выполняемых общественных функций выделяют основные виды социальных институтов.
    1. Экономические социальные институты  (социальные взаимодействия в сфере хозяйственной деятельности по поводу производства, распределения благ и услуг, регулирование денежного обращения, функционирования собственности и т.д.). Примерами экономических социальных институтов выступают производство, торговля, рынок, банковская система, предпринимательство и др.
    2. Политические институты (социальные  взаимодействия по поводу завоевания и осуществления власти, обеспечения целостности функционирования общества): государство, армия, судебная система, парламентаризм, институт президентства и др.
    3. Институты культуры и социализации (по поводу создания и распространения культуры, социализации личности и т.д.): семья, образование, наука, религия, средства массовой информации и др.
    Внутри  основных институтов складываются дополнительные институты. Институт «семьи и брака» возник из потребности ограничить беспорядочные связи между кровными родственниками, из него сложились  институты родства, кровной мести, и т.п. Институт «государство» возник из-за  потребности в социальной безопасности. Отсюда суды, монархия и т.д. Из Института «производства»  возникли институты обмена, торговли, частной собственности и другие экономические институты. Институт «образования» Потребность в передаче знаний, породили институты школы, ВУЗов и т.д.
          «Процесс образования институтов с помощью формализации и стандартизации, называется, институционализация»4
    Существует  ряд предпосылок для этого  процесса. Основной предпосылкой считается  наличие у человека определенных потребностей, которые он не может удовлетворить в одиночку. При этом необходимы условия для осуществления этого процесса. Следующая по важности предпосылка – существование в любом обществе единых интересов и целей. Для их достижения человек стремится действовать совместно с другими как представитель социума.
    Образование социальных институтов возможно при  наличии устойчивых взаимосвязей между  людьми для реализации их потребностей.
    Для институционализации характерно наличие  общих норм ,правил и ценностей, принятых в данном обществе. Они вырабатываются постепенно, путем выбора наиболее приемлемых правил, которые в последствии становятся общепринятыми. На первом  своем этапе нормы базируются на авторитете общественного мнения, их нарушение не влечет ответственности, но на втором этапе они оформляются законодательно и к нарушителям этих норм применяются определенные меры.
    Это гарантирует поведение людей  в пределах принятых норм, задает направление  действий и способствует удовлетворению потребностей. Таким образом, вырабатываются механизмы предупреждения и устранения последствий конфликтов. В обществе происходит стабилизация.
    Для функционирования социальных институтов необходимо внутреннее принятие и осмысление каждым индивидом всех социокультурных  элементов. После этого можно  говорить о появлении в рамках этих институтов социальных ролей и статусов. Индивиды должны действовать в соответствии с принятыми нормами.
    А после успешного завершения двух этапов происходит оформление социального  института как организации. Социальный институт - это не только совокупность индивидуумов, но и учреждения, выполняющие ту же функцию, у которых есть материальная база.
    Результаты  процесса институционализации могут  быть:
      явными (к ним относится разнообразие общественной жизни, стабильности общества).
      неявными  (воздействуют чаще всего, глубже, чем явные). Появление новых норм и санкций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
§1. Функции  и дисфункции социальных институтов 

       Существуют  различные функции социальных институтов и одна из важнейших это удовлетворение самых важных жизненных потребностей общества, без которых оно не может  существовать.
    Потребность в воспитании и воспроизводства детей, этим занимается институт семьи и брака
    Потребность в поддержании социального порядка – государство и различные политические институты (парламент, правительство, политические партии)
    Потребность в использовании и добывании материальных благ - экономические институты (заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы)
    Потребность в социализации подрастающего поколения - институты образования
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.