На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Современные религиозные организации как пространство социального взаимодействия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Им. А.М.Горького 
 

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

Кафедра социальной философии 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПО СОЦИОЛОГИИ НА ТЕМУ: 

«Современные религиозные организации как
пространство социального взаимодействия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил 

Студент 2 курса: 

Новоселов Н.Г. 

Научный руководитель: 

Потеряева О.Б. 
 
 
 
 

Первоуральск,  2011 год 
 

Оглавление 

Введение                                                                                        3 стр.
Глава 1. многообразие религиозных организаций в
современном обществе.
1.1 история возникновения  религиозных организаций          4-6 стр.
1.2 основные типы  религиозных организаций                        6-8 стр.
1.3  новые типы религиозных организаций и причины их
возникновения.                                                                           8-10стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В современном обществе наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство.
     Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.
     Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаяния. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии.
     Поэтому в своей курсовой работе, я хочу разобраться в многообразии
современных религиозных организаций. Их влияния на современного человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Многообразие религиозных организаций в современном обществе 

1.1 История возникновения религиозных организаций. 

     Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.
     Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объёму совпадала с другими социальными группами - племенами, родом, соседской общиной и т.п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов. Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют всё более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.
     Вначале эти профессионалы, по-видимому, избирались общиной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере монополизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации религии приводит к формированию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племён и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает немецкий историк И.Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована.  
 
 
 
 
 

 Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако здесь ещё имеет место совпадение религиозной и социальной общности. Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих кругов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации. Жреческая корпорация - это непросто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка, или точнее, сословия.
     В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая своё знание и социальное положение по наследству. В других странах это сословие образует замкнутую касту, занимающую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии). 

     Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. Здесь ещё осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практика. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определённой степени является составной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создаёт основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное «государство в государстве».
       В исторической, социологической и философской литературе развернуто, показана определяющая роль жрецов в становлении государственной правовой системе общества. Однако, эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюркгейм убедительно показывали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самым образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент.
     Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы.
     Идеологическое регулирование носило синкретическую форму, включающую в себя, наряду с моральными, и характер религиозного, и государственного - правового регулирования.
     По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конструированием религиозных отношений.
     Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 

1) Выработка  систематизированного вероучения;
 2) Разработка систем его защиты и оправдания;
 3) Руководство и осуществление культовой деятельности;
4) Контроль  и осуществление санкций за  исполнением религиозных норм;
 5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом. 

     Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основой массе верующих - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредотачивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих. 
 

1.2 основные типы религиозных организаций 

    В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже чётко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.
     Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержаться в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.
     Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.
 
Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.  

Секта - возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян. Провозглашение равенства всех членов организации. 

Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм. 

Деноминация  - это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.  

Необходимо  иметь в виду, что приведённая  классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковно-образовательные и сектобразовательные процессы. Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей эволюции могут превратиться в церкви. Так, например, возникли и христианство, и ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуют секты. 
 
 

1.3 Новые типы религиозных организаций и причины их возникновения. 

     В современном обществе религиозная деятельность перестала носить сверх важный характер в жизни человека, подобно тому как это было в более ранние периоды, скорее она стала дополнением к основным видам деятельности, что вынуждает религиозные системы к более гибким формам организации деятельности.
Двадцатый век существенно изменил представления о религиях. Помимо реформаторских изменений в ортодоксальных религиях, появления новых религиозных систем претерпели существенные изменения сами формы религиозности.
     В современной социологии, как отмечалось ранее, выделяют четыре типа религиозных организаций: 

· церковь 

· деноминация 

· секта 

· харизматическая  община 

Однако  наблюдения за современными религиозными общинами дают возможность выделить дополнительные типы религиозных организаций:
Миссия  - ограниченная, относительно постоянная группа людей, находящаяся на содержании центральной организации, собирающая вокруг себя «переменный состав». Поскольку рядовые члены общины не имеют прямой связи с центральной формой религиозной организации. Существуют религиозные типы миссий. Так некоторые миссионерские организации (кришнаиты, Свидетели Иеговы) получают материальную помощь от центральной организации (книги, периодические издания и др.) некоторые («Белый лотос») запускают миссионеров в свободное плавание, поддерживая их только идеологически. Можно заметить, что миссия несет черты как высокоструктурированной организации (церкви), так и харизматической общины. Подобное объединение становится возможным благодаря эффекту индуцированной харизматичности, который заключается в искусственном повышении харизматической притягательности лидера миссии путем использования специальных методов контроля сознания. Миссии являются одной из наиболее распространенных форм структурирования неорелигиозных организаций. 

Семейная  группа (ячейка) - представляет собой структурное подразделение церквей (в основном харизматических), не имеющая собственного юридического статуса, в котором определенное количество участников (до 10-15) осуществляют виды религиозной деятельности не требующие большого количества участников: обсуждение священных текстов и прослушанных проповедей, совместные моления, разбор поведения участников и т.д. Иногда в подобных группах практикуется финансовая или иная взаимопомощь. 

Группа  по интересам - представляет собой объёдинение небольшого количества членов, не имеющая социальной структуры и харизматического лидера. Такого рода религиозные организации существуют недолго, превращаясь в харизматическую группу или распадаясь. Любопытно, что зачастую члены подобных групп не осознают свою систему как религиозную, несмотря на то, что она обладает всеми признаками религии, что порождает ряд правовых вопросов. Значительное количество подобных групп не зарегистрированы или зарегистрированы в качестве общественных организаций.
Значимость  подобного рода организаций можно было бы недооценивать, если забыть, что печально известное Белое братство начиналось именно как группа по интересам. 

Полувоенные организации - Попытки структурировать религиозную систему по военному образцу известны достаточно давно. Достаточно вспомнить рыцарские ордена, секту асасинов и т.д. Однако аналогичные организации в наше время имеют определенные особенности. Прежде всего, организация не имеет над человеком юридической власти, подобно тому, как это было в перечисленных выше религиозных системах прошлого или современной армии. Скорее военная организация представляет собой некую игру, содержащую игрушки: форму, знамена, атрибутику. Игровые формы поведения, такие как игра «начальник-подчиненный», «парад» и т.д.
Ярким примером полувоенной организации является Саентологическая церковь высшей структурой, которой является так называемая Морская организация, для члены которой носят форму, имеют звания и т.д. 

Ассоциации - объединения нескольких религиозных общин с целью осуществления совместной деятельности. Помимо того, что ассоциация может выступать как единая структура в светской жизни, все чаще наблюдаются примеры совместных молений представителей разных церквей, что и позволяет говорить об ассоциациях как отдельной форме религиозных организаций. 

Мультилевелные  структуры. Зародившись первоначально, как коммерческие организации, мультилевелные структуры приобретают всё больше религиозных элементов. Разумеется, сами последователи соответствующих систем отрицают их религиозный характер, что с юридической точки зрения не дает возможности характеризовать их как таковые. Однако, вопрос о религиозности той или иной системы уже давно перестал быть легко разрешаемым в приложении ко многим из современных учений.
     В завершение перечислим основные  причины появления новых форм религиозных организаций.
Религиозная деятельность перестала носить сверхважный  характер в жизни человека, подобно  тому как это было в более ранние периоды, скорее она стала дополнением  к основным видам деятельности, что  вынуждает религиозные системы к более гибким формам организации деятельности.
Развитие  социальной психологии сделало возможным  появление "религиозного маркетинга", т.е. использование манипулятивных методов с целью повышения  эффективности прозелитистской  деятельности религиозных общин.
Смешение  сакрального и коммерческого  в деятельности, как организаций, так и конкретных проповедников, которое индуцируется доминированием экономических ценностей в общественной жизни, а также правовым регулированием деятельности религиозных общин со стороны государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Религиозные ритуалы и их воспитательная функция 

3.1 понятие  религиозных ритуалов. 

     Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т.п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверху естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах.  

Ритуал - система действий, совершаемых  жрецом, знахарями, представителями  церкви, хозяином или хозяйкой. Все ритуалы в основном должны строго сохранять порядок произношения текста и порядок действий.
     Религиозные ритуалы связаны с важными событиями в жизни человека. Важные моменты в жизни человека, как правило, отмечаются не только им самим, но и членами его семьи, родственниками, друзьями и др., поэтому религиозные ритуалы представляют собой в большинстве случаев коллективные действия. Они совершаются по случаю рождения, имянаречения, включения в религиозную общину, посвящения, перехода из одной возрастной группы в другую, вступления в брак, достижения определенной возрастной черты, движения по степеням религиозного служения, смерти и др.
     В развитых религиях они составляют компонент сложной культовой системы.
    
В православии  рождение отмечается таинством крещения, которое рассматривается как введение человека в лоно церкви.  

Миропомазание, призванное наделить человека божественной благодатью, в православии связано  с таинством крещения, в католицизме  в виде конфирмации совершается  над детьми 7-12 лет, а в некоторых конфессиях протестантизма не считается таинством, представляет собой символический акт и означает достижение церковного совершеннолетия (14-16 лет).  

 Супружеский  союз католицизм и православие  освящают в таинстве брака,  а в протестантизме по этому случаю предусмотрен символический ритуал.  

 В  связи со смертью совершаются  похоронные обряды (отпевание, реквием); в память об умершем установлены  поминальные обряды, например, в  православии — на третий, девятый,  сороковой дни и в годовщину смерти, кроме того, имеются Дни особого поминовения умерших.  

Ислам разработал свои религиозные ритуалы — суннат (обрезание; совершается в младенческом возрасте и считается отличительным признаком мусульманина), никах (брак, заключаемый в соответствии с мусульманским правом), джаназа (похоронный обряд), поминание усопшего на третий, седьмой и сороковой дни после смерти.  

     Соответствующие ритуальные комплексы имеются и в других религиях.  В заключении отметим то, что между обрядами разных религий существует немало различий. Но как бы ни отличался христианский культ от иудейского, а буддийский от мусульманского, обрядность в конечном счете служит одной цели - закреплению в сошании верующих религиозных представлений, укреплению веры во всемогущество сверхъестественных сил, облегчению восприятия людьми тех идей, которые внушают им религиозные проповедники. В этом основной смысл религиозного культа, который в немалой степени способствует сохранению религиозных пережитков в наши дни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

заключение 
 

     конец ХХ в. ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на жизнь людей, обществ, государств, на политику и межнациональные отношения. Большое влияние оказывают традиционные религии: православие, католицизм, ислам и др. Одновременно в наши дни получили распространение новые, так называемые нетрадиционные культуры, активно укрепляющие свои позиции в мире. Иногда их называют сектами или новыми религиями. Возникновение новых культов в ХХ в.вызвано несколькими причинами. Главные из них – разочарование многих людей в современной цивилизации с ее несправедливостью и жестокостью, поиск новых идеалов и ценностей.
Традиционные  религии не для всех оказываются  приемлемыми в этом поиске. Дело в том, что для некоторых они могут казаться излишне консервативными, сложными для восприятия, требующие большой духовной работы. Многих, особенно молодежь, отпугивает обрядность, неизвестный язык богослужения, его продолжительность. Для многих абсолютно не понятно, почему при едином Боге христианские церкви разделены и в лучшем случае поддерживают терпимые взаимоотношения, а в худшем враждуют между собой. На эти вопросы существуют теоретические ответы, но они достаточно сложны для массового человеческого сознания.
     Иногда современные образованные люди пытаются соединить в своем мировоззрении религиозные идеи с новейшими гипотезами и неразрешенными проблемами науки. Все это свойственно человеческой психике.
     Предводители новых религиозных  течений прекрасно учитывают все факторы, которые работают им «на руку»: эти течения отличаются, как правило, простой и доступной системой вероучения и догматики, очень высокой ролью лидера, сплоченностью и организованностью рядов общины, взаимовыручкой по отношению к ее членам. Каждому новопришедшему  в эти религиозные организации уделяется максимум внимания и заботы. Вместе с тем в этих сообществах широко применяются методы массированного психического воздействия, начиная с самых простых до весьма сложных и изощренных.
     Лидеры новых культов утверждают себя в роли оппозиционеров к традиционным религиям, но одновременно используют их символику, терминологию и догматику. Они стараются убедить общество в том, что нашли некую единую универсальную религию, за которой будущее. Новые религиозные организации, как правило, опираются на мощную экономическую базу, которая усиленно поддерживается теми силами,  
 
 
 

интересы  которых они защищают. За деятельностью  религиозных организаций могут  скрываться незаметные, на первый взгляд, но вполне конкретные материальные интересы конкретных людей. Некоторые из новых религий создают прямо-таки могущественные империи со всей необходимой структурой (телевидение, радио, пресса и т.д.). Многие из них стремятся к приобретению влияния во всемирном масштабе, открывают свои отделения в разных странах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.