На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная политика и её основные направления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГОУ  ВПО 

УФИМСКИЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

Факультет права и экономики  
 
 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «Экономическая теория»
Тема: «Социальная политика и ее основные напрвления» 
 
 

                                                        Выполнил: Гильмуллина Р.Х
                                                       1 курс заочной (сокращенный срок,
                                                        на базе СПО) формы обучения 
                                                        по специальности «Финансы и  кредит»,                                                           

                                                                                                                      
              Научный руководитель_________________ 

              _____________________________________
                                 (учёная степень, учёное звание,  
              _____________________________________
                                                                   специальное звание, Ф.И.О.) 

              Дата  защиты:    _______________________
              Оценка:  _____________________________
              _____________________________________
              (подпись  преподавателя) 
               
               

Уфа – 2010 

      Содержание 

Введение…………………………………………………………………….4
1.Сущность и  основные понятия направления  социальной политики…..5
1.1 Основные направления социальной политики………………………..6
1.2 Пути реализации…………………………………………………………14
1.3 Система государственного социального обеспечения………………..14
2.Социальная защита населения…………………………………………….16
2.1 Структура социальной защиты………………………………………….17
2.2 Инструменты и программы социальной защиты населения…………..18
2.3 Принципы социальной защиты………………………………………….20
3.Система социальной  защиты в рыночной экономике……………………23
3.1 Социальные гарантии…………………………………………………….23
3.1.1 Социальные гарантии и воспроизводство…………………………….24
3.1.2 Гарантии суверенитета и культуры потребления…………………….25
3.1.3 Гарантии экологической безопасности…………………………….....26
3.2 Государственное социальное обеспечение……………………………..28
3.3 Социальная помощь………………………………………………………29
4.Особенности  современной социальной политики  в России……………..30
Заключение…………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………………35 

 

       Введение
      На  современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.
      Термин  «социальный» (от лат.socialis- общественный) характеризует все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни, которое отражает не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и степень удовлетворения духовных потребностей людей, продолжительность их жизни, условия внешней среды, морально-психологический, политический климат в обществе, душевный комфорт.  

 

       1.Сущность и основные направления  социальной политики 

      Рыночная  экономика неизбежно связана  с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой  бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящей на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.
      Социальная  политика – комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека и общества. Это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. В современном понимании социальная политика- это прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста1.
      Рыночный  механизм социально несостоятелен  в отношении многочисленных членов общества, которые ограниченно в  состоянии (или вообще не в состоянии) гарантировать свое существование посредством занятости и поэтому не участвуют в процессе производства и распределения доходов. Речь идет о таких социально незащищенных группах населения, как дети, пожилые люди, инвалиды, хронически больные и физически слабые индивиды. Рынок, как конкурентный механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов не включает в орбиту своего действия эти категории людей на том основании, что они не принимают участия в рыночной конкуренции.
      Следовательно, социальная функция рынка является заведомо ограниченной, что требует ее расширения и дополнения на макроуровне – социальной деятельностью государства, на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (фирм, предприятий, организаций), а так же различных негосударственных некоммерческих организаций «третьего сектора» (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных организаций).
      Поэтому в широком понимании социальная политика представляет собой систему  экономических отношений между  государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой стороны, по поводу обеспечения последним достойных условий жизни и труда. В узком смысле слова социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Сущность социальной политики в любой экономической системе проявляется в ее функциях. 

      1.1 Основные направления социальной  политики 

      1) Главное внимание уделяется проблемам  доходов граждан и уровня жизни. Цели социальной политики фокусируются в основном на том, чтобы не допустить дальнейшего снижения этого уровня, добиться для начала хотя бы стабилизации положения в этой области, ограничения, а затем и сокращения масштабов бедности, создания в перспективе условий для роста жизненного уровня населения. Такое усиленное внимание к данной проблеме, особенно в более ранних из упомянутых документов, где порой она чуть ли не вообще заслоняет собой другие социальные проблемы и задачи, вполне объяснимо. Жизненный уровень весьма значительных масс очень сильно упал, и без существенных подвижек в этой области значимость других социальных проблем несколько отходит на второй план. Но тем не менее совсем оставлять их без внимания нельзя, и многие из них определенное внимание в рассматриваемых документах все же получили.
      2) В подходах к обеспечению стабилизации  жизненного уровня и постепенного  создания условий для его повышения  предлагается стимулировать активную  трудоспособную часть общества  высокопроизводительным и эффективным трудом либо предпринимательской деятельностью обеспечить свое благосостояние (а не рассчитывать на "милости" государства или еще кого-то) и благополучие всего общества, предоставить каждому трудоспособному члену общества условия, позволяющие ему своим трудом и предприимчивостью (обратим на это особое внимание!) обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование. Что же касается социальной поддержки, она должна быть направлена на слабозащищенные группы населения, которые без нее не могут обойтись, при этом должна усиливаться ее адресность и обеспечиваться оптимальность соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан.
      3) В качестве очень важной черты  современной социальной политики выступает положение о том, что государство должно обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения, т.е. гарантировать гражданам минимальный доход, а также дать им гарантии медицинского и социального обслуживания, помощи в случае болезни, инвалидности и разных социальных невзгод, гарантии получения образования и культурного развития на уровне, по меньшей мере, не ниже достигнутого.
      4) Намечается стабилизация положения  в жилищной сфере, формирование  системы поддержки слабозащищенных слоев населения в части содержания и приобретения, в т.ч. строительства, жилья.
      5) В качестве особой выдвигается  задача решения хотя бы в  какой-то степени такой проблемы, как безработица, а именно - сдерживание  массовой безработицы и смягчение ее тяжелых социальных последствий.
      6) Определенное внимание уделяется  проблемам развития отраслей  народного хозяйства, непосредственно  занятых предоставлением населению  услуг социального характера,  т.е. здравоохранения, образования,  культуры, физкультуры и спорта.
      7) В отличие от высказываемых  порой представлений, сводящих  систему социальных явлений и  процессов лишь к непроизводственным  сторонам жизнедеятельности людей,  в рассматриваемых документах  к кругу задач и направлений  социальной политики совершенно правильно относится решение проблем, связанных с регулированием трудовых отношений, - охрана труда, защита трудовых прав граждан, социальное партнерство, вопросы оплаты труда, По дающиеся регулирующему воздействию социальной политики.
      8) В качестве особых задач выделяется решение специфически социальных проблем некоторых категорий населения: вынужденных мигрантов, военнослужащих, жителей Севера и др.
      9) применительно к отдельным этапам  периода, на которые рассчитан  тот или иной из упомянутых  документов, устанавливается приоритетность решения определенных задач социальной политики, ев направлений.
      10) Большое внимание уделяется региональным  аспектам социальной политики, определяются  важнейшие линии взаимодействия  федеральных и региональных органов  власти в этой области.
      Социальная  политика - это не чисто экономическая  проблема. Она включает в себя и  экономические механизмы реализации этой политики, к которым относятся  механизмы формирования доходов  и поддержания занятости населения. Успех или неудача в решении проблем зависит от устойчивости или неустойчивости экономической системы общества2.
      Социальная  устойчивость предполагает:
      - стабильный уровень цен на  основные предметы потребления  и услуги;
      - недопущение необоснованной дифференциации  доходов;
      - формирование надежной системы социальной защиты и социальные гарантии членов общества.
      Социальная  политика государства в переходящей  к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в:
      - поддержке различных слоев населения:
      - социальной поддержке малоимущих  граждан;
      - создании благоприятных условий  для развития малого и среднего  бизнеса;
      - финансировании в достаточном  объеме образования и здравоохранения;
      - заботе об охране экологии, окружающей  среды;
      - регулировании сферы трудовых  отношений.
      И реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занятости и политика социального партнерства. Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства; политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.
      В решении многих социально—экономических  вопросов велика роль самого рынка. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам; повышая эффективность экономики, создает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов людей, но в тоже время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества.
      Частью  социальной политики государства является политика доходов. Социальная политика направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками  рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
      Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная  для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны  государства, в первую очередь слабо  защищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.
      Социальная  политика в переходной экономике  отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ. С другой стороны, решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и сократившиеся вследствие трансформационного спада материальные возможности государства и общества.
      В условиях переходной экономики в некоторых странах (включая Россию) происходило резкое увеличение дифференциации доходов населения. Неравенство в доходах усиливалось трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызвали значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода. В наибольшей степени социальная дифференциация возрастала в странах, которые провели лишь половинчатые реформы, где сохранившая свои позиции демократия и связанный с ней крупный бизнес обладали возможностью перераспределять значительную часть доходов в свою пользу. Именно такая ситуация сложилась в России в 90-х гг.
      В этих условиях государство было вынуждено (даже вопреки проводившейся политике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении расходов.
      Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения  являются прогрессивное налогообложение  личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходной экономике призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность3.
      Меры  по осуществлению социальной политики финансируются государством. В настоящее  время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляются за счет средств не только бюджета, но и предприятий. Социальное партнерство активно используется ныне в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат.
      Между социальной политикой и уровнем  экономического развития общества существует взаимосвязь. Решение многих задач  социальной политики определяется экономическими ресурсами, выделяемыми государством. В то же время ее можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря ее целенаправленному действию появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества4.
      Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Так пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказания содействия в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.
      Характеристика  негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую  безопасность общества, оставляет обездоленными  тех, кто нуждается в поддержке  государства. 

 

       1.2 Пути реализации социальной политики 

      по-разному  подходят к определению этих путей. Наиболее приемлемым является выделение  следующих двух форм5:
      обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;
      обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных.
      Первая  форма включает в себя комплекс таких  государственных мер, как:
      - либерализация бизнеса - освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности;
      - поддержание высокой занятости  – увеличение рабочих мест, содействие  профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;
      - регулирование трудовых отношений  – минимальная заработная плата,  продолжительность рабочего дня,  отпусков, охрана труда и т.д.
      Вторая  форма предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение  пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся. 

      1.3 Система государственного социального обеспечения 

      Государственное социальное страхование вспомоществование «клиенты»: застрахован-«клиенты»: социальные, бывшие участники ущемленные, живущие производствав бедности и особенно в нищете Источник финансирования: взносы предприятия, застрахованных, налогообложение, налогообложение, госбюджет бюджет. 

 

       2.Социальная защита населения 

      Под государственной защитой населения понимается система отношений индивид – государство и семья – государство, возникающая по поводу:
    обеспечения государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства рабочей силы и содержания иждивенцев;
    сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств – наводнения, землетрясения, террористического акта и др.);
    обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам).
      Социальная  защита представляет собой систему  мер, осуществляемых обществом в  целом и его звеньями по обеспечению  устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости.
      Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение  и т.д. Государственная система  социальной защиты населения проявляется  в разнообразных формах:
      - пособия по безработице;
      - пенсии;
      - пособия по болезни, инвалидности;
      - жилищные пособия;
      - пособия на получение образования;
      - медицинская помощь;
      - гарантирование государством минимального  уровня доходов.
      Социальная  защита возможна на основе обеспечения  условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой инфраструктуры, т.е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования, здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения6. 

      2.1 Структура социальной защиты населения 

      Основными направлениями формирования эффективной  системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование  занятости.
      Непосредственная  цель производства в условиях рынка  – получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей.
      Структура социальной защиты в  рыночной экономике
      Такая система получает развитие в странах  с переходной экономикой. В плане  обеспечения социальной защиты населения  в этих странах делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а так же выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение профессиям, пользующимся спросом.
      Для социально уязвимых слоев населения  установлена единая система государственных  пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения и повышения  его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правительство постоянно контролирует минимальный размер пенсий. 

      2.2 Инструменты и программы социальной  защиты населения 

      В условиях перехода к рынку в социальной защите нуждается все большая  часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимы в отношении к третьей и т.д.
      Для сохранения определенного уровня жизни  граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: пенсии, стипендии, пособия и т.д. Компенсации потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванным другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей.
      Развитие  рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому  состоянию людей, что обуславливает  развитие системы образования и  охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения  параллельно с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются их платные формы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.