На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальная философия эпохи французского посвящения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Актуальность  выбранной темы (мой интерес к данному этапу) - Изучая материал по теме «социальной философии французского просвещения» я понял, что именно просветительские идеи на длительный период предопределили развитие всей духовной культуры Франции. И именно в социально-политическом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции, ведь именно Великая французская революция, сыграла крупную роль в социальной жизни той эпохи и оказала серьезное воздействие на последующие события европейской и мировой истории. На мой взгляд именно просветители того времени сломали многовековые устои общества, отодвинув религию на второй план, а мощь человеческого разума, его безграничные возможности в прогресс наук, тем самым создав почву для экономического и социального процветания страны. Руководствуясь данными аспектами, я решил выбрать именно эту тему для написания своего реферата.
     Целью – социальной философии французского просвещения я считаю является объединение всех прогрессивно настроенных людей: ученых, естествоиспытателей, юристов, философов, чтобы «внести свежую струю» в идеологию общества.
     Смысл  - «Философии Просвещения» как название эпохи возникает в связи с тем, что его представители возвысили роль разума, полагая, что благодаря интеллектуальным возможностям человека, благодаря всеобщему процессу развития, прогресса науки и общества, распространения прогрессивных знаний, человек становится лучше, нравственнее, совершеннее. Поэтому просветители активно критиковали феодальный строй, устоявшиеся представления о Боге, предрассудки и суеверия, то есть всё то, что, по их мнению, является причиной невежества и искажения изначально доброй природы человека. И именно поэтому просветители выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. В целом философия французского Просвещения была идеологическим оружием окрепшей в XVIII в. французской буржуазии, которая боролась за власть против абсолютизма и привилегий знати и духовенства.
     Важное  - место в учении просветителей занимала вера в мощь и силу человеческого разума, который только один и способен изменить жизнь человечества к лучшему. В деятельности просветителей одно из главных мест занимала критика религии и церкви, стимулировавшая развитие религиозного скептицизма и вольнодумства. В эпоху Просвещения имела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни. В эту эпоху получила свое развитие и завершение договорная теория происхождения государства. Деятельность просветителей во многом идейно подготовила Великую французскую революцию; именно в их идеологии сформировался и знаменитый лозунг: «Свобода. Равенство. Братство».
     Руководствуясь  всеми эти данными, я хочу разобрать в своем реферате одни из основных вопросов и аспектов того времени.
    Французские просветители (Монтескье, Вольтер, Руссо).
    Французский материализм XVIII века.
    Учение о природе и познании, человеке и обществе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1. Французские просветители
     1.1 Монтескье
     Одним из первых по времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье. Уже его “Персидские письма” (1721) и “Рассуждения о причинах величия  и падения римлян”(1734) с восторгом  читались и перечитывались современниками. Его “Дух законов”(1748) поставил Монтескье  в ряд крупнейших политических и  юридических умов не только Франции, но и всего мира. В “Рассуждениях” Монтескье идеализирует римский  стоицизм. Понятие стоической доблести сочетается у Монтескье с идеалами старинного римского республиканизма, противоположного деспотизму власти императоров. За восхвалением консервативной суровой  доблести римских землевладельческих родов проглядывает явное осуждение  Монтескье французского абсолютизма, измельчания и развращения нравов французского общества. В “Духе  законов” Монтескье развил общее  учение о зависимости юридических  норм государства и общежития  от законов, определяемых типом государственного строя - республиканским, монархическим  или деспотическим.
     Исходные  понятия “Духа законов” отличаются рационализмом и натурализмом. Таково понятие о законах как о  необходимых отношениях, вытекающих из природы вещей. Однако в детальной  разработке учения о законах общежития  Монтескье не связывает себя целиком  натуралистическими абстракциями. Его  задача юридическая, и решается она  на широкой основе сопоставлений  политического строя и законодательства Англии и Франции с республиканским  и императорским Римом. Монтескье - первый ученый, применивший сравнительный  метод при изучении вопросов права  и философии права.
     Сравнительный метод доставил Монтескье материал для обоснования его взгляда  на главнейшие типы государственного устройства, на условия их процветания  и упадка. Способ изложения Монтескье - дедукция. Из того или иного определенным образом толкуемого им принципа - аристократической  республики, демократической республики, монархии, деспотии - Монтескье выводит  наиболее целесообразные при данном строе законы и нормы государственного устройства, виды и пределы полномочий властей и т.д. В это юридическое  исследование вторгается, однако, мощная струя натуралистических взглядов на причины общественных явлений. Сама возможность существования различных  типов государственного устройства объясняется у Монтескье не социально-историческими  условиями возникновения государств различного типа. Она выводится из соответствия между образом правления  и физическими свойствами страны, ее пространственным протяжением, ее климатом и лишь затем из образа жизни народа, из его главных занятий, из степени  его материального благосостояния, из его религиозных взглядов, нравов и т.д.
     Во  всех типах правления Монтескье  исследует условия, при которых  они выполняют свое назначение - обеспечивают личную свободу, и условия, при которых они вырождаются  в деспотизм.
     Основная  гарантия свободы - учреждения, сдерживающие и ограничивающие произвол. В демократии движущей силой и условием процветания  Монтескье признавал доблесть, т.е. любовь к республике, преданность  каждого лица к общегосударственному делу.
     Вразрез с учением Гоббса Монтескье провозгласил первым законом естественного права  не “войну всех против всех”, а мир.
     Для общества, вышедшего из первоначального, “естественного” состояния, основным принципом международного права  Монтескье считал закон, согласно которому народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны - как можно меньше зла.
     Уже в “Персидских письмах” Монтескье  осмеял деспотические формы абсолютизма  во Франции. В “Духе законов” деспотизм  провозглашался типом власти, противоречащим природе человека. Бесправному и  беззащитному состоянию гражданина при деспотической власти противопоставлены  гарантии строгой законности и личной безопасности. В учении о наказании  он проводит твердое различие между  действием и образом мыслей. Он настаивает на том, что наказанию  подлежит только совершенное человеком  действие, а не мысли, расходящиеся с существующими верованиями  или установлениями. Карать за образ  мыслей - значить уничтожать всякие гарантии свободы. Жестокости и бессмысленности  фанатизма Монтескье противопоставляет  принцип полной веротерпимости. Он возвышает свой голос против отвратительной практики пыток. Одним из первых он выступает в защиту негров и требует  запрещения рабовладения.
     Монтескье явно идеализировал конструкционную  монархию.
     Эта идеализация, а также развитая им теория деления властей на власть законодательную, исполнительную и  судебную отмечены печатью исторической обусловленности и ограниченности. Однако именно эта теория сделала  Монтескье одним из знаменитейших  писателей его века. 

     1.2. Вольтер
     Особенно  большое влияние на идейную жизнь  Франции рассматриваемой эпохи  оказал Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). Чрезвычайно одаренный, Вольтер вошел в историю культуры как один из великих писателей Франции, как психолог, философ культуры и философ истории. Могучий полемист, сатирик, памфлетист, публицист, он поднял звание журналиста, литератора, ученого на высоту, еще неизвестную феодальному обществу. В течение всей своей долгой жизни он неутомимо боролся против церкви и клерикализма, против религиозной и всякой иной нетерпимости. Он ненавидел деспотизм и королей, и князей церкви. Уже в молодости Вольтер подвергся преследованиям и вынужден был провести три года в Англии. Вернувшись во Францию, он написал “Письма об Англии”, а в 1738 г. - “Основы философии Ньютона”. После непродолжительного пребывания в Берлине, при дворе прусского короля Фридриха II, Вольтер поселяется в имении на берегу Женевского озера. Здесь, в тишине и уединении, но в непрерывном литературном общении с культурным миром Франции, он остается до конца своей жизни. Здесь им был написан ряд философских произведении, в том числе “Кандид”, “Философский словарь” и др. Незадолго до смерти Вольтер приехал в Париж, где ему была устроена публикой триумфальная встреча. Волнения, вызванные этим триумфом, потрясли философа, и он вскоре умер.
     Не  будучи философом, создающим и основополагающие учения, он много сделал для философского просвещения общества. Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Вере, основанной на “откровении”, Вольтер противопоставил деистическую религию разума. Он отверг так называемое онтологическое доказательство бытия бога, но признал значение аргумента, заключающего от целесообразного устройства мира и от разумности человека к существованию разумного творца или причины этой целесообразности. Бытие бога, вытекает по Вольтеру, также из необходимости существования высшего начала для человеческой воли и деятельности. Однако Вольтер отвергает все учения так называемых положительных религий о свойствах бога и признает эти учения бездоказательными и ненужными. С другой стороны, Вольтер отверг атеизм - как учение, опасное для общественного порядка, основанного на институте частной собственности. Он не был согласен с Бейлем и отрицал возможность государства, состоящего из добродетельных атеистов.
     С вопросом о боге был связан модный в то время вопрос об оправдании царящего в мире зла и об ответственности  бога за это зло. В знаменитом “Кандиде” Вольтер осмеял казенный оптимизм официальной религии и прислуживающей ей философии. Никакие софизмы философов и богословов не в силах оправдать существующее в мире зло и страдания ни в чем не повинных людей. Кто оправдает лиссабонское землетрясение 1755 г., когда в течение пяти минут погибли десятки тысяч людей, взрослых и младенцев? Лучше признать, что для нашего ума проблема мирового зла неразрешима, чем изощряться в софизмах и оправдании бога, как это сделали Лейбниц и многие другие.
     Влиянием  локковского материализма пронизано психологическое учение Вольтера. По его мнению, у нас нет ни малейшего знания о природе духовной субстанции. Мы никогда не воспринимаем душу как субстанцию, а воспринимаем только психические явления, свойства и способности. Возникновение души не может быть разумно отнесено ни к какому времени: ни к вечности, ни к моменту зачатия, ни к эмбриональной стадии развития, ни к моменту рождения. Предполагать в нас существование души - значит помещать внутри нас маленького бога. Умнее и скромнее признать, что люди - разумные автоматы или животные, с лучшим, чем у животных интеллектом, но с более слабым инстинктом.
     В том же духе локковского материалистического эмпиризма Вольтер решает вопрос и о свободе воле. Человек свободен, так как имеет сознание собственной свободы. Но ни о какой свободе воли не может быть и речи, ибо воля подобно мысли есть лишь абстракция, а не реальная сущность. Реален лишь мыслящий человек, и его свобода лишь там, где он способен делать то, что он хочет.
     В философии природы Вольтер - верный последователь Ньютона. Именно опираясь на физику Ньютона, он развил мысль  о всеобщей закономерности природы, а также отстаивал преимущества принципа причинной обусловленности  ее явлений перед принципом целесообразности.
     В учении о знании Вольтер пытался  сочетать сенсуалистический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основным для него был тезис о  происхождении всех знании из ощущений. В то же время он утверждал, что  существует и абсолютное знание - логико-математическое и относящееся к морали. Оно  для бога так же значимо, как и  для человека: существует только одна истина.
     В сфере морали Вольтер боролся  как против учения о врожденности этических принципов, так и против учения об их условном (конвенциональном) характере.
     Значительна роль Вольтера в философии культуры и философии истории. Здесь он резко выступил против взглядов Паскаля  и особенно Руссо, противопоставившего  неиспорченную природу культуре. По Вольтеру, возвращение к первобытной  природе есть нечто противоестественное, и цивилизованный человек живет  в большем согласии с природой, чем дикарь. 

     1.3 Руссо
     Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении  принадлежит Жан-Жаку Руссо(1712-1778) - одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения. Руссо - уроженец и гражданин Женевы, старинного центра кальвинистского богословия и морального уклада жизни. Молодость его протекала  в нужде и скитаниях. Одарённейший писатель, Руссо дебютировал краткой диссертацией “Рассуждения о науках и искусствах”, написанной на соискание премии Дижонской академии. На вопрос, содействовали ли успехи наук и искусств улучшению нравов, Руссо ответил с редкой силой убеждения и редким красноречием. Увенчанный премией, он вдруг приобрел известность. Им были в дальнейшем написаны “Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми”, “Общественный договор “, “Эмиль , или О воспитании” и несколько менее значительных работ. Основная тема философских размышлении Руссо - судьба личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями.
     От  большинства своих современников  Руссо отличался, прежде всего, проницательностью, глубиной, смелостью в критике  общественного строя Франции. Французская  философия XIII века, в том числе и социальная, не шла дальше критики феодализма и абсолютизма с точки зрения буржуазных интересов. Идеализируя эти интересы, она видела в требованиях, запросах и понятиях буржуазного класса естественные запросы и понятия человеческого разума, как такового. Противоположность интересов тех классов, которые вырастали внутри “третьего сословия”, не была еще замечена и понята.
     Руссо занял особую позицию. Энциклопедисты, даже во время наибольшей дружбы и  сотрудничества с ним, никогда не считали его вполне своим. Они  находили его слишком бунтарским, плебейски-радикальным и бестактным. Он и был таким. Он выступал не только против существующей власти, но и против боровшейся с ней оппозиции. Никто из современников Руссо не ощущал так сильно, как он, противоречий французской общественной системы. Руссо сознавал их с точки зрения угнетенных мелкобуржуазных масс крестьян и ремесленников, т.н. с точки зрения гораздо более демократичной, чем воззрения большинства просветителей. Именно эта основа идейных позиций Руссо была причиной крайней противоречивости его социальной философии. Критика Руссо одновременно и радикально демократична и реакционна; она завет вперед, к ниспровержению угнетающего человеческого порядка и тянет назад, внушает идеи, которые должны быть характеризованы как реакционная социальная утопия. Основное противоречие современной ему общественной жизни принимает в сознании Руссо отвлеченную форму противоречия между культурой и природой, между естественной, гармонической, по убеждению, жизнью чувства и искусственностью, односторонностью рассудочного мышления.
     Рационализм XVII и XVIII вв. не признавал в чувстве специфической душевной деятельности наряду с интеллектом и волей. Напротив, Руссо видит в чувстве не только самостоятельную, не только своеобразную, но и основную первичную форму духовной деятельности. Еще раньше, чем разум, в человеке проявляются чувства удовольствия и неудовольствия. Чувство не только первичнее разума по происхождению, но и важнее, чем разум. Учение Руссо о первенстве чувства двойственно. С одной стороны, оно правильно скрывало односторонность, недостаточность, рассудочность рационалистического представления о человеке и его душевной деятельности. С другой стороны, оно таило в себе глубоко ошибочную тенденцию, которую не раз использовала впоследствии философская реакция. Тенденция эта состояла в противопоставлении чувства как высшей и наиболее ценной сферы душевной жизни разуму как сферы будто бы низшей. От Руссо ведет начало тенденция, выдвигающая в поведении и в душевной жизни на первый план инстинктивные, несознаваемые и в тоже время в высшей степени целесообразные движения и действия. Даже совесть и гений превращаются у Руссо в высшие инстинкты, во всем противоположные разуму. Сближая чувство с инстинктом, Руссо выводил из этого сближения мысль, будто развитие форм интеллекта - фантазии и мышления - разрушило в человеке первоначальную гармонию, нарушило правильное отношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека.
     Однако  у самого Руссо мысли эти еще  далеки от позднейшего реакционного буржуазного алогизма (отречение  от логики). В них алогизм выступает  лишь как тенденция, смягчаемая множеством оговорок и противоречий. Критикуя односторонность рационализма, Руссо  сам остается во многом на почве  рационализма. Подчеркивая права  чувства, он признает, что большую  роль в развитии чувства играет познание.
     Руссо доказывал, что развитие наук и искусств со времени Возрождения не усовершенствовало, а ухудшило нравы общества. Несмотря на явные преувеличения, односторонность и крайнюю абстрактность аргументации, в сочинении Руссо удалось сильно и смело выразить горячий протест плебея, который видит, что плоды прогресса цивилизации не только остаются для него недоступными в силу его социального положения, но и что самые блага цивилизации в современных условиях жизни общества далеко не безусловны, заключают в себе отрицательную сторону. Так, разделение труда есть не только одно из условий прогресса, но и причина разрушения естественной целостности и гармоничности человеческой жизни. Специализация порождает расцвет ремесел и искусств, потребность в обмене. Но та же специализация усиливает зависимость от труда людей других профессий, превращает человека в частицу большого целого, порождает крайнюю односторонность. В результате возникают не только отчуждение, разобщенность между людьми различных профессий, но и противоречие между деятельностью личной и общественной. По Руссо, одна из главных причин человеческих страданий - противоречие между нашим состоянием и нашими желаниями, между нашим долгом и нашими склонностями, между природой и социальными учреждениями, между человеком и гражданином. “Сделайте человека вновь единым, - призывал Руссо, - и вы сделаете его таким счастливым, каким он только может быть”. Высказывая эти идеи, Руссо предвосхитил постановку проблемы так называемого отчуждения.
     Противопоставление  Жан-Жаком Руссо природы культуре часть современников поняла как  наивный призыв к возвращению  вспять, в докультурное, “естественное” состояние. Вольтер говорил, что Руссо приглашает человечество вновь стать на четвереньки и ползти в первобытный лес. В действительности Руссо хорошо понимал необратимость уже пройденного пути развития. Он разъяснял, что полный отказ от уже приобретенной цивилизации сделал бы человека дикарем, но не сделал бы его счастливым. Гармоничность, цельность человека должны быть обретены в обществе, а не в “естественном состоянии”. Источником противоречий цивилизации Руссо признал социальное неравенство, обусловленное неравенством имущества, неравенством во владении землей, орудиями труда. Истинным основателем современного гражданского общества стал, по Руссо, тот, кто первый, отгородив участок земли, сказал: “Это - мое” и кто нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить.
     Бедственные последствия социального неравенства, существующих форм разделения труда  Руссо раскрывает с большей проницательностью  и с пафосом нравственного  негодования. Гораздо слабее он в  рекомендации средств для преодоления противоречии культуры. С другой стороны, Руссо ищет спасения в простом замедлении темпов исторического развития, в его торможении. С другой стороны, возникшие препятствия на пути человека к гармоничности должны быть устранены не только постепенным развитием, но и борьбой. Однако “борьба”, о которой говорит Руссо, не общественная революционная борьба, а лишь этическая борьба личности против собственных слабостей и недостатков, победа над своими страстями и господство над своими чувствами.
     Выход из противоречии цивилизации Руссо видел в изменении системы и методов воспитания. Следуя за Локком, Руссо набросал в своем знаменитом трактате “Эмиль” план развития личности, свободной от насилия над природой и над естественными способностями человека. В системе воспитания Руссо на первый план выдвигается чувство. К чувству он обращается и в вопросе о религии. В “Вероисповедании савойского викария” он провозглашает критерием и основой религиозной веры не доводы разума, а сердце и чувство. Он ополчается и против догматов официальной религии, и против рационалистического кодекса деизма. Еще резче отзывается он об атеизме. Вступив в число сотрудников “Энциклопедии”, он вскоре порвал с ней, и одним из поводов для разрыва была смелая пропаганда атеизма, которую вели энциклопедисты.
     В своем “Общественном договоре”  Руссо доказывал, что единственным коррективом к существующему  ныне социальному неравенству - неравенству  имущественному и неравенству обязанностей - могут и должны быть свобода  и безусловное равенство юридических  прав. Эту идею, в которой сказался буржуазный характер социологии Руссо, впоследствии высоко оценили деятели  французской революции.
     Буржуазным  демократизмом и республиканизмом овеяна вся программная часть  “Общественного договора”. Основой  политической жизни общества Руссо  признал суверенность воли народа и  неделимость самой этой суверенности. Поэтому Руссо отвергает принцип  деления власти на законодательную  и исполнительную и рекомендует  систему постоянно действующего в государстве плебисцита, или  всенародного опроса, по всем серьезным  вопросам политической жизни.
     Руссо различает три основных и допустимых при неповрежденном общественном договоре формы правления, - “демократию”, “аристократию”, “монархию”.
     Руссо считает, что нормальным политическим устройством может быть только республика, но этим термином он обозначает “всякое  государство, управляемое законами, какова бы ни была форма управления”. Форма управления зависит от размеров государства. В малых государствах желательна “демократия”; в более крупных - “избирательная аристократия”; в обширных и очень многолюдных - “монархия”. “Демократия” есть наилучшая из форм, потому что две другие легче перерождаются в тиранические, но все три составляют разновидности правления, основанного на общественном договоре.
     Влияние идей Руссо было очень огромно. В  подготовке идеологии французской  буржуазной революции ему принадлежит  важная роль, хотя сам он был далек  от понимания неизбежности революционной  борьбы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Французский Материализм  XVIII века
     Начиная примерно с середины XVIII в. во Франции появляется плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма. Французский материализм XVIII в. - новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающееся от предшествующих материалистических учений.
     Английский  материализм XVII в. имел в значительной мере аристократический характер, его учение предназначалось для избранных. Напротив, французские материалисты несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий.
     Французские материалисты опирались на широкое  развитие свободомыслия в Англии. Но английский материализм не был  единственным теоретическим источником для французских философов. Другим важным источником были для них механический материализм физики Декарта, а также  материалистическое учение Спинозы  о природе, субстанции и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношении к телу.
     Французский материализм не просто продолжал  традиции, порожденные общественно-историческим развитием Англии, Франции и Нидерландов, он развивал эти традиции дальше, выдвигал новые идеи. Для французских материалистов  наряду с механикой опорой становятся также медицина, физиология, биология. Еще более оригинальны этические  и общественно-политические взгляды  французских материалистов. И в  этой области они продолжают дело великих мыслителей Гоббса, Спинозы, Локка. Однако эти учения в значительной мере утрачивают в философии французских материалистов тот абстрактно-натуралистический характер, какой они имели у писателей XVII века.
     3.1 Учение о природе  и познании
     Философия французского материализма слагается  из материалистического учения о  природе и из учения о человеке и обществе. Зачинатель франц. матер-ма XVIII в. Жюльен-Офре Ламетри (1709-1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы Гельвецием, Дидро, Гольбахом, и др.
     Ламетри доказывал, что не только всякая форма неотделима от материи, но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения, косная материя есть лишь абстракция. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой не только способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или ощущению. Вопреки учению Декарта Ламетри не только стремился доказать одушевленность животных, но вместе с тем указывал на материалистический характер самой одушевленности - животных и человека. Хотя для нас, утверждал Ламетри, в настоящее время еще не понятен механизм, посредством, которого материя наделяется свойством ощущения, но несомненно, что все наши ощущения обусловлены связью чувства - при посредстве нервов - с материальным веществом мозга. Поэтому никакое ощущение и никакое изменение уже имеющего ощущения не могут возникнуть без специфического изменения в соответствующем органе чувственного восприятия.
     Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболее систематическим пропагандистом философских учений французского материализма стал Поль Гольбах (1723-1789). Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась “Система природы” Гольбаха, в написании которой кроме него приняли некоторое участие Дидро, Нежон и др. “Система природы” - самое крупное из числа сочинений Гольбаха, посвященных теории материализма.
     Главная мысль трактата - мысль о сводимости всех явлений природы к различным  формам движения материальных частиц.
     Последовательно опровергается все богословские и идеалистические предрассудки о характере действующих в  природе сил и об их причинах.
     Основу  всех процессов природы составляет материя с присущей ей свойством движения. В “Системе природы” различаются два рода движения: 1) движение материальных масс; 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Ссылаясь на Толанда, Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движении. Гольбах утверждает, что природа получает свое движение от себя самой, ибо природа - великое целое, вне которого ничто не может существовать.
     Материалистическое  понимание природы несовместимо с допущением, каких бы то ни было сверхъестественных причин. В природе  могут быть лишь естественные причины  и действия. Все возникающие с  ней движения следуют постоянным и необходимым законам. Над всеми  связями причин и действий в природы  господствует строжайшая необходимость: природа во всех своих явлениях поступает  необходимо, согласно своей сущности. Благодаря движению целое вступает в сношение со своими частями, а последние - с целым. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность или целесообразность. Так как в природе все необходимо и так как ничто из того, что в ней находится, не может действовать иначе, чем оно действует, то отсюда Гольбах выводит отрицание случайности. В вихре пыли, поднятом бурным ветром, как бы он нам ни казался хаотичным, нет ни одной молекулы пыли, которая расположена случайно; каждая молекула имеет определенную причину, в силу которой она в каждый момент занимает именно то место, где она находится. Из теории всеобщего детерминизма Гольбах выводит и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.