На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль социального контроля в процессе социализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 
 
 
 

 Государственное  образовательное учреждение  

Высшего профессионального образования 

«Тульский государственный университет» 
 

Региональный  центр повышения квалификации
Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 

Контрольно-курсовая работа по дисциплине «Социология»
Тема: «Роль социального контроля в процессе социализации»     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010
ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ            3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.         5
1.1. Понятие и  сущность социализации.       
2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.       7
2.1. Понятие социального контроля, его функции.      7
2.2. Элементы социального контроля.       9
2.2.1. Социальные нормы как регулятор поведения.      9
2.2.2. Санкции как элемент социального контроля.      11
2.3. Механизм социального контроля.        12 
2.4. Самоконтроль.           13
2.5. Концепция социального контроля П. Бергера.      14
3. СОЦИАЛЬНОЕ  ВЗАИМОДЕЙТСВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ  КОНТРОЛЬ.   16
4. ФОРМЫ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.    18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ           22
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА       23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Общество  — саморегулируемая сложная социальная система. Важную роль в социальном регулировании  общественной жизни играет социальная культура, а прежде всего социальные ценности, нормы, социальные институты и организации. Вместе с тем в социальной структуре общества и играет немаловажную роль особое структурное образование – институт социального контроля. Он выступает как часть общей системы социального регулирования и призван обеспечивать различными средствами нормальное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок.
Социальный  контроль играет немаловажную роль в  жизни общества, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля. Так Э.Фромм писал, что общество только тогда может функционировать эффективно, когда его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества.
     Изучением социального контроля занимались многие социологи. Термин «социальный контроль»  был введен в научную лексику  известным французским социологом, одним из основоположников социальной психологии, Габриэлем Тардом, который предлагал рассматривать его в качестве одного из важнейших факторов социализации. Позднее в работах целого ряда ученых — таких, например, как Э. Росс, Р. Парк, А. Лапьер – была разработана теория социального контроля.
     Я считаю тему данной курсовой работы актуальной, так как общество – система  динамичная и по мере развития этой системы складываются и развиваются  различные традиции, нормы, ценности. Система социального контроля также  постоянно развивается, становится более гибкой и эффективной, поэтому материалов для исследования и изучения данной темы еще большое множество. Кроме того человек заинтересован в спокойной и благополучной жизни, в социальном порядке, в успешном развитии и функционировании общества. Все это обеспечивает институт социального контроля, и чем больше он будет развиваться и совершенствоваться, тем организованней и благополучней будет общество. Поэтому систему социального контроля необходимо изучать глубже, находить различные пути решения социальных конфликтов и совершенствовать существующую сейчас социальную культуру.
     Цель  курсовой работы – определить роль социального контроля в обществе, выявить зависимость направленности и содержания социального контроля от экономических, политических, идеологических и прочих характеристик данной социальной системы, исторически обусловленных уровнем её развития. Кроме того нам необходимо сделать выводы о влиянии социального контроля на развитие личности человека и общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
     Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания  личностью отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного "Я" происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я', основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка в конечном счете ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрасно описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну.
     Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный "Я"-образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оценены и вознаграждаемы, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.
     Это человеческое "Я", открывающееся  через реакции других, получило известность  как зеркальное "Я" Чарльза  Кули, впервые проанализировавшего  процесс "Я" - открытия. Наиболее образно понятие зеркального "Я" можно проиллюстрировать словами Уильяма Теккерея из его произведения "Ярмарка тщеславия. Роман без героя": "Мир - это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном".
1.1. Понятие и сущность социализации
     Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
     Сущность  социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация  - это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
     Из  сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между  мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в  обществе.
     Социализация  человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.
     Этапы социализации.
     В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных  этапах. В самом общем виде этапы  социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
     Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). 

2. Понятие социального контроля.
2.1. Понятие социального контроля, его функции.
      Понятие социального контроля было введено  Т. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под  ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к  нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиям американских социологов Э. Росса и Р. Парка, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в соответствие человеческого поведения социальным нормам.
     Согласно  Т. Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций  оказывается противодействие девиантному, т.е. отклоняющемуся поведению и  поддерживается социальная стабильность.
      Итак, социальный контроль - это способ саморегуляции  социальной системы (общества в целом, социальной группы и др.), обеспечивающий посредством нормативного регулирования  целенаправленное воздействие людей  и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.
      Анализируя  содержание этого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов:
     Социальный  контроль – составная часть более  общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения;
     Проблема  социального контроля – это определенный срез основного социологического вопроса  о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы и общества в целом. Социальный контроль осуществляется и через социализацию личности, т.е. внутренний контроль, и через взаимодействие личности с первичной социальной группой, ее культурой, т.е. групповой контроль и через взаимодействие личности, социальной группы с обществом в целом, т.е. социальный контроль через принуждение;
     Нельзя  представлять себе социальный контроль односторонне – как слепое и автоматическое подчинение личности требованиям социальных норм, когда личность выступает лишь как объект, а общество как субъект. Надо видеть, что в данном случае имеет место именно социальное взаимодействие, притом постоянное и активное, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера;
      Характер, содержание и направленность социального контроля определяются характером, природой, типом данной социальной системы. Совершенно очевидно, что социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом обществе будет принципиально различаться. Точно так же социальный контроль в простых, примитивных, архаичных обществах носит совершенно иной (например, неформальный) характер в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах (сложная и развитая система формализованного контроля).
     Основное  назначение социального контроля –  поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство (преемственность) в направлении, соответствующем  избранной конкретным обществом  стратегии развития. Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.
     Можно указать на следующие отличительные  черты социального контроля:
1) упорядоченность,  категоричность и формализованность:  социальные нормы нередко применяются к индивиду без учета его личностных особенностей; другими словами, человек должен принять норму только потому, что он является членом данного общества;
2) связь  с санкциями — наказаниями  за нарушение норм и поощрениями  за их соблюдение;
3) коллективное  осуществление социального контроля: социальное действие часто является  реакцией на то или иное  поведение человека, а следовательно,  может быть как негативным, так  и позитивным стимулом при  выборе целей и средств их  достижения.
     Характеризуя анатомию и механизм системы социального контроля, известный российский социолог и правовед А.М.Яковлев выделяет следующие его компоненты и взаимосвязь между ними:
    индивидуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой;
    социальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы или всего общества, от которой зависит реакция социальной среды на индивидуальное действие;
    категоризация индивидуального действия, т.е. отнесение его к определенной категории социально одобряемых или порицаемых действий, являющаяся результатом функционирования социальной шкалы оценок;
    характер общественного самосознания, включая характер общественной самооценки и оценки социальной группой ситуации, в рамках которой она действует, от которого зависит категоризация индивидуального действия;
    характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций и непосредственно зависящих от состояния общественного самосознания;
    индивидуальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида и определяющая реакцию индивида на социальное действие.
2.2. Элементы социального контроля
     Социальный  контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента – нормы и санкции.
2.2.1 Социальные нормы как регулятор поведения
     Каждый  человек понимает, что никто не мог бы успешно строить свои взаимоотношения с другими людьми и социальными организациями без взаимного соотнесения действий с одобренными обществом правилами. Эти правила, выступающие эталоном по отношению к нашим действиям, получили название социальных норм.
     Социальные  нормы – это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать  так, как это принято делать в  данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.
     Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так и общества. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства.
     Социальные  нормы – продукт духовной деятельности общества. Они находятся в постоянном развитии. Так, многие современные правила поведения кардинально отличаются от тех, которые были распространены еще сто лет назад. Социальные нормы выполняют важную функцию – поддерживают и сохраняют социальные ценности, то, что в обществе признается самым важным, значимым, неоспоримым, заслуживающим внимания: человеческую жизнь и достоинство личности, отношение к пожилым людям и детям, коллективные символы (герб, гимн, флаг) и законы государства, человеческие качества (верность, честность, дисциплинированность, трудолюбие), религии. Ценности же являются основой норм.
     Социальные  нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которые рекомендуются к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нормы  носят более жесткий, обязательный характер.
     Можно выделить несколько видов социальных норм:
1) обычаи и  традиции, представляющие собой  привычные образцы поведения;
2) моральные  нормы, базирующиеся на коллективном  авторитете и обычно имеющие  рациональное обоснование;
3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;
4) политические  нормы, которые касаются отношений  между личностью и властью.  Между социальными группами и  между государствами находят  свое отражение в международных  правовых актах конвенциях и  т. д.;
5) религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;
6) эстетические  нормы, закрепляющие представления  о прекрасном и безобразном. 
     Социальные  нормы определяются многообразием  социальной жизни, любое направление  человеческой деятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:
· по масштабам  распространения – общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные;
· по функциям – ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие;
· по степени  нарастания строгости – привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу.
      Нарушение обычаев или традиций в современном  обществе не считается преступлением  и не осуждается строго. Строгую  ответственность человек несет  за нарушение законов. Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:
· регулируют общий  ход социализации;
· интегрируют  индивидов в группы, а группы —  в общество;
· контролируют отклоняющееся поведение;
· служат образцами, эталонами поведения.
     Отклонение  от норм наказывается при помощи санкций.
2.2.2 Санкции как элемент социального контроля
     Для того чтобы оперативно реагировать  на действия людей, выражая свое отношение  к ним, общество создало систему  социальных санкций.
     Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе. Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.
· Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.
· Негативные санкции – осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.
· Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.
· Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции также могут быть:
· Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;
· Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.
     Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:
· санкции  должны быть своевременными. Их эффективность  значительно снижается в том  случае, если человека поощряют, а тем  более наказывают по истечении значительного  времени. При этом действие и санкция  на него оказываются оторваны друг от друга;
· санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;
· санкции, как и нормы, должны быть обязательными  для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.
     Таким образом, нормы и санкции соединены  в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.
2.3. Механизм социального контроля
     Механизм  социального контроля играет важнейшую  роль в укреплении институтов общества. Образно говоря, этот механизм –  «центральная нервная система» социального  института. Социальный институт и социальный контроль состоят из одних и тех  же элементов, т. е. идентичных правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым. П. Бергер считает, что «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».
     Социальный  контроль по отношению к обществу выполняет две основные функции:
· Охранительную функцию. Эта функция иногда мешает социальному контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества – это задача других общественных учреждений. Так, социальный контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено.
· Стабилизирующую функцию. Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.
2.4 Самоконтроль
     В зависимости от способа вынесения  санкций – коллективного или  индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек, например, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.
     Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов.
     Самоконтроль  означает сдерживание природной  стихии, он основывается на волевом  усилии.
     Самосознание  – чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.