На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Элементы налогов. Принципы налогообложения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Реферат 

по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на  тему «Элементы налогов. Принципы налогообложения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Элементы налогообложения…………………………………………………..4
2. Принципы  налогообложения ………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………19
Список  литературы………………………………………………………………21
 


Введение
       Важнейшее место среди источников поступлений  в государственный бюджет любой страны занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений в развитых странах.
       Налоги  участвуют в перераспределении  национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые и формируют общественное содержание налогов. Это дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.
       Кроме общественного содержания налоги имеют  материальную основу – представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизируемую  государством.
       Неотъемлемой  частью системы налогообложения  являются элементы и принципы налогообложения.
       Целью данной работы является рассмотрение основных элементов и принципов  налогообложения. Рассмотренную информацию необходимо обобщить и сделать соответствующие  выводы.
 


    Элементы налогов
     Элементы  налогообложения являются важной составляющей налогового законодательства любого государства. В разных странах структура и  число действующих налогов являются особо специфичными и могут отличаться от существующих в других государствах. Несмотря на все эти обстоятельства, совокупность элементов налога имеет универсальный характер для любого вида налога, то есть внутренняя структура любого налога состоит из определенного набора элементов [10].
     Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые  включают:
      субъект налога;
      объект налогообложения;
      единица обложения;
      налоговая база;
      налоговый период;
      налоговая ставка;
      налоговые льготы;
      налоговый оклад.
     Рассмотрим  каждый из элементов более подробно.
     Субъект налога – это лица, на которые Налоговым кодексом РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога. К субъектам налогообложения относят налогоплательщиков и плательщиков сборов. Они образуют основную группу субъектов налога.
     Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность  по уплате налогов или сборов.
     В качестве участников налоговых правоотношений не признаются филиалы и представительства  российских юридических лиц. Они также не имеют статуса налогоплательщиков и, соответственно, не могут являться субъектами налога.
     Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов  несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал. Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов.
     На  прямых налогоплательщиков не всегда возложена обязанность по исчислению и уплате налогов. В некоторых  случаях, в частности при уплате налога на доходы физических лиц , обязанность по начислению и перечислению налоговых сумм в бюджет возложена на лица, которые называются налоговыми агентами.
     Налоговые агенты это лица, на которые возложена  обязанность по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов  [7].
     Объект  налогообложения – юридические факты (события, действия, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. То есть все, что облагается налогом: вид и величина дохода, имущество и его стоимость, другие объекты, предметы, виды деятельности, денежная выручка, облагаемые налогом и пр [11].
     Каждый  налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, который определяется в соответствии с НК РФ.
     Объектами налогообложения являются:
     - реализация товаров, работ, услуг;
     - имущество;
     - прибыль;
     - доход;
     - расход;
     Реализация  товара (работ услуг) – передача на возмездной или безвозмездной  основе права на товары, результаты выполненной работы или оказанных  услуг.
     К имуществу относят вещи, деньги и  ценные бумаги, работы и услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, а так же исключительные права  на них.
     Под расходами понимается обоснованные и подтвержденные затраты, направленные на получение дохода. Так же к расходам относят убытки налогоплательщика.
     Так же к объектам налогообложения можно  отнести иные обстоятельства, имеющие  стоимостную, количественную и физическую оценку, с возникновением которых  у налогоплательщика возникает  обязанность по уплате налогов [6].
     Единица налогообложения  представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или в денежной форме [3].
     Выбор той или иной единицы налогообложения  из ряда возможных диктуется соображениями удобства, а также традициями. Например, при обложении земель используются единицы измерения, принятые в стране (акр, гектар, сотка, квадратный метр и др.).
     При установлении акцизов на бензин в  качестве единицы налогообложения  могут фигурировать литр, галлон, баррель  и т.д. При налогообложении прибыли  и доходов единицей налогообложения  выступает национальная денежная единица.
     Налоговая база - 1)совокупность объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения; 2) количественное выражение предмета налогообложения.
     Налоговая база конкретного налога определяется исходя из принятых в налоговой системе страны масштаба налога и единицы налога и, как правило, индивидуальна для каждого вида налога. В зависимости от выбранного масштаба налога налоговые базы подразделяются на:
     - налоговые базы со стоимостными показателями (например, для исчисления налога на имущество юридических или физических лиц используется стоимость имущества);
     - налоговые базы с объемно-стоимостными показателями (например, для исчисления НДС используется объем реализованной продукции);
     - налоговые базы с физическими показателями (например, при исчислении налога на пользователей недр используется объем добытого сырья).
     Налоговая база и объект налога могут как совпадать, так и не совпадать. Существуют два основных метода формирования (метода учета) налоговой базы: кассовый (метод присвоения) и накопительный (метод чистого дохода, метод начислений).
       Выделяют несколько    методов   определения размера налоговой базы. Прямой метод расчета  налоговой базы в российском законодательстве является основным, по нему определяются реальные и документировано подтвержденные показатели налогоплательщика. Косвенный метод используется, например, в случаях, когда налогоплательщик отказывается от обследования своей  деятельности налоговыми органами. Паушальный метод основан на определении не условной суммы дохода, а условной суммы налога. При исчислении налоговой базы важен учет влияния инфляции на налоги и налогообложение [2].
     Налоговый период - это период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени.
     Налоговый период может состоять из одного или  нескольких отчетных периодов, по окончании  которых уплачиваются авансовые  платежи.
     Для различных видов налогов установлены  разные налоговые периоды. Например, для налога на добавленную стоимость  налоговым периодом является календарный  квартал. Применительно к акцизу налоговым периодом является календарный  месяц.
     Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы.  В зависимости от объекта налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими), процентными (адвалорными).  По содержанию различают маржинальные, фактические и экономические ставки.
     Маржинальные  ставки указываются в соответствующем  законодательном акте, регулирующем порядок расчета и уплаты налога.  Фактические ставки рассчитываются как отношение суммы налога к  объекту налогообложения и отражают реальную величину налогообложения. Экономическая  ставка рассчитывается путем отношения  суммы налога к доходам налогоплательщика  и показывает эффективность налогообложения, величину налогового бремени налогоплательщика.
     Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.
       Налоговые льготы - важнейший элемент  любого налога, имеющий исключительный  характер. Цель налоговых льгот  — сокращение налогового обязательства  налогоплательщика, реже - отсрочка  и рассрочка платежа, что, в  конечном счете, косвенно также  приводит к сокращению налоговых  обязательств (отсрочку или рассрочку  платежа можно рассматривать  как фактическое представление  бесплатного или льготного кредита).
     Существует слудующая классификация налоговых льгот. В зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы: налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые кредиты.
     В зависимости от субъектов и элементов  налогового производства налоговые  льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по объекту (изъятия, скидки); по ставкам (понижение ставки); по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит); по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые  каникулы).
     Последняя группа налоговых льгот предоставляется  только отдельным налогоплательщикам, способы предоставления налоговых  льгот могут быть различными (понижение  ставок, установление более позднего срока уплаты и др.). Остальные  три группы налоговых льгот предоставляются  всем налогоплательщикам на равных условиях. Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения; изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения; освобождение от уплаты налогов отдельных  лиц или категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые  налоговые льготы, включая налоговые  кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы [2].
     Налоговый оклад  представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта налогообложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника налогообложения; по декларации; по кадастру [4].
     Взимание  налога «у источника» осуществляется в основном при обложении налогом  доходов лиц наемного труда, а  так же других в достаточной мере фиксированных доходов.  Подобный способ взимания в нашей стране характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия  исчисляет и удерживает данный налог  с доходов работников.  Взимание налога «у источника» по сути, является изъятием налога до получения дохода владельцем.
     Взимание  налога «по декларации»  представляет собой изъятие части дохода  после его получения. Предусматривает  подачу налогоплательщиком в налоговые  органы декларации – официального заявления налогоплательщика о  полученных доходах за определенный период времени.
     Кадастровый метод предполагает использование  кадастра. Кадастр представляет собой список, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. Указанный способ применяется при обложении земельным налогом [3].
     Таким образом, мы выяснили, что из себя представляют элементы налогообложения, раскрыли их понятия.
    2. Принципы налогообложения
         Под принципами налогообложения следует  понимать основные исходные положения  системы налогообложения. Принципам  налогообложения экономисты различных  поколений придавали и придают  большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в  этом вопросе отводится Адаму  Смиту, который  в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):
    Принцип справедливости. Налоги — законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и наоборот — не справедливо для того, у кого отнимают.
     Известно, что справедливость — категория  чрезвычайно тонкая, сложная для  определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.
     При этом проблема справедливости налогообложения  напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.
     Вместе  с тем справедливость налогообложения  на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо  развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В  государствах с сильным налоговым  администрированием налогообложение  «наказывает» экономически эффективные  предприятия.    
           • Принцип определенности. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.
         Налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;    
           • принцип удобства. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;     
           • принцип экономии. Каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству [9].       
         Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер. Он выделил  три группы принципов взимания налогов:
      Этические принципы налогообложения:
        - всеобщность налогов;
        - соразмерность обложения с платежеспособностью;
      Принципы управления налогами:
        - определенность обложения;
        - удобности обложения и взимания  налогов для их плательщиков;
        - дешевизна взимания;
      Народнохозяйственные принципы:
        - надлежащий выбор источников  налогов;
        - правильная комбинация совокупности  налогов в такую систему, которая  обеспечивала бы, при возможности  соблюдения этических принципов  и принципов управления, а также  достаточность поступления и  эластичность на случай чрезвычайных  государственных нужд [5].
     Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX— начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.
     В современной России к основным принципам налогообложения относятся:
    Принцип законности налогообложения;
    Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
    Принцип справедливости налогообложения;
    Принцип публичности налогообложения;
    Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
    Принцип экономической обоснованности налогообложения;
    Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
    Принцип определенности налоговой обязанности;
    Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
    Принцип единства системы налогов и сборов.
     Основные  критерии выявления и включения  принципов налогообложения в  вышеприведенную систему следующие:
    Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
    Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
    В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
     Рассмотрим  выделяемые в настоящее время  принципы налогообложения более подробно.
     1. Принцип законности  налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом. Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы .
     2. Принцип всеобщности  и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
     В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в  финансировании публичных затрат государства  и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит  в том, что определенные налоговые  обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым  требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы  земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.
     Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан  перед законом.  Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.
     В развитие этих положений запрещено  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также  налоговые льготы в зависимости  от формы собственности (государственная  — федеральная и субъектов  РФ, муниципальная, частная), гражданства  физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без  гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.
     3. Принцип справедливости  налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».
     Впоследствии  данный принцип был закреплен в НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».
     4. Принцип публичности  налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» .
     5. Принцип установления  налогов и сборов  в должной правовой  процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом, а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в Конституции Российской Федерации.
     6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».
     7. Принцип презумпции  толкования в пользу  налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
     8. Принцип определенности  налоговой обязанности.  В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
     9. Принцип единства  экономического пространства  Российской Федерации  и единства налоговой  политики. Данный принцип конституционный, закреплен в Конституции Российской Федерации, ГК РФ и НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
     10. Принцип единства  системы налогов  и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер [8].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.