На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общественное мнение и социология управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  ПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАДРОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа  

по дисциплине: Социология управления 

тема: «Общественное мнение и социология управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:
                    Студент 5 курса
                    Специальности ГМУ  

                    Шифр:
                    Проверил: 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Тюмень, 2009
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение  3
Глава I. Общественное мнение
    1.1. История, сущность и содержание общественного мнения  4
    1.2. Мировое  общественное мнение 9
    1.3. Требования  к изучению, этапы формирования, функции 10
Глава II. Социология управления
    2.1. Сущность  и содержание понятия управления 14
    2.2. Исторический  путь развития управленческой  мысли. 16
    2.3. Структура и функции управления. 19
    2.4. Методы управления. 27
    2.5 Особенности управленческой деятельности в организациях 38
Глава III. Исследование общественного мнения: «О положении женщин в современном обществе»
    3.1. Изучение и анализ общественного мнения «о роли положении женщин
     в современном  обществе» 47
    Заключение 55
    Список  литературы 56
 

    Введение
   Актуальность  курсовой работы: Каждое общество на определенных этапах своего развития создает специальные институты, называемые государством. С этого момента жизнь каждого человека начинает существенно зависеть от мудрости государственных деятелей, от институтов, которые они создают, от принимаемых ими решений. Таким образом решения, принимаемые на государственном уровне должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как от них зависит судьба общества, страны и каждого его члена, поэтому государственные деятели должны использовать в своей практической работе научные методы  социального управления.

   Воздействие на общественность и общественное мнение, с целью управления общественными отношениями, является на сегодняшний день основной задачей управленческих сфер, политиков и дипломатов. Управление общественными отношениями является искусством, а специалист, владеющий достаточными знаниями для управления общественными отношениями, является незаменимым во многих сферах управления.

   В российских организациях активно создаются  подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых - формирование имиджа организации. Уважаемая фирма сможет мобилизовать свой капитал в области общественных отношений и управлять общественным мнением намного успешнее, чем компания, которая неизвестна. Поэтому специалисты по связям с общественностью, рассматривают свою деятельность как процесс построения непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами.
   Цель: Выявить сущность и функции общественного мнения и его роль в социологии управления.
   Задачи: 1. Изучить литературу по теме общественное мнение и социология управления.
            2. Изучить историю, содержание, этапы формирования общественного мнения и социологии управления.
            3. Изучить общественное мнение граждан по вопросу «о роли женщины в современном обществе»
   Объект: Сфера социального управления
   Общественное  мнение
   Предмет: Общественное мнение.
   Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы.  
Глава I. Общественное мнение
 

   
      История, сущность и содержание общественного мнения
 
   Общественное  мнение - мнение определённой группы людей  по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
   Феномен ”общественное мнение” принадлежит  к числу таких социальных явлений  которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское., появилось оно в АНГЛИИ во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.
   Не  обошел этот феномен своим вниманием  и великий философ Г.Ф. Гегель.
   Он  писал в «Философии права»: «Формальная  субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением». Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество. Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый - условия существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного мнения, третий- носитель общественного мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый - соотношение “всеобщего” и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.
   Представители разных сословий часто вкладывали в  него различное содержание. Это происходило  потому, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного  сознания, интересы, настроения и чувства  классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения - показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие ученые- это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определенными материальными условиями жизни людей. Структура реального содержания общественного сознания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и т. д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и т. д., но, прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону действительности: мораль, например, имеет дело с нормами поведения человека в обществе, принципами, регулирующими его, наука рассматривает законы природы и общества, политическая идеология имеет дело с политическими отношениями (государственными, классовыми, национальными и т. д.).
   Общественное  мнение невозможно отождествить ни с  одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т. д. В силу этих обстоятельств общественное мнение может быть признано еще одной формой общественного сознания, ибо по своему предмету оно как бы пронизывает все формы сознания т. е. выступает как вид общественного сознания, однако, уступая ему в широте диапазона.
   Исходя  из сказанного можно попытаться определить общественное мнение как отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем и в действиях. Общественное мнение отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью и стабильностью. Эти качества феномена во многом зависят от объекта и субъекта общественного мнения.
   Объектом  общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или  может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности, и процесс материального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров.
   Общественное  мнение имеет 3 важных момента:
    Общественное мнение формируется там и тогда, когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Это - первый очень важный момент.
    Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключают в себе момент дискуссионности. Это второе условие появления общественного мнения. Данная проблема или вопрос должны носить дискуссионный характер.
    Кроме того, нельзя забывать и о третьем условии формирования общественного мнения - уровне компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой вариант, когда человеку просто не хватает знаний для спора, обсуждения вопроса.
   Общественное  мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.
   В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения:
    монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));
    мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);
    плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует). Современные исследователи попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).
   Специфика общественного мнения:
    это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности;
    критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности;
    массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности);
    общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность;
    оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.
   Цель  формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
   Типология общественных мнений:
    по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);
    по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);
    по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
   Социально-психологические  свойства общественного мнения:
    оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;
    в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени;
    оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;
    оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;
    ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения);
    сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство.
   Факторы формирования общественного мнения:
    социальные интересы людей;
    различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы);
    уровень компетентности.
   Структура общественного мнения:
    субъекты (субъекты-создатели – "творцы" мнений, субъекты-носители – "лидеры" мнений, "массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);
    объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы);
    рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;
    социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального;
    общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.
   Стадии  развития общественного мнения:
    зарождение – процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного, личного мнения;
    формирование – преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений в групповые, коллективные, классовые, общественные;
    функционирование – выполнение ряда присущих общественному мнению социальных функций.
   Устойчивость функционирующего общественного мнения проявляется в следующем:
    сохраняющемся интересе людей к его объекту;
    страстной убежденности в правоте своей позиции;
    стремление к ее отстаиванию и защите,
    преобразование мнения в конкретные решения и практические действия.
   Факторы, определяющие характер, содержание и степень влияния общественного мнения на социально-политические процессы в обществе:
    уровень распространенности;
    интенсивность;
    достоверность;
    стабильность.
   Социальное  управление рассматривается как  процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации. Ключевым понятием управления является воздействие. В социальных системах оно представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. 

   
      Мировое общественное мнение
   Предпосылки становления мирового общественного мнения:
    возникновение и обострение глобальных проблем, решение которых затрагивает жизненные потребности не только отдельных стран и народов, но и человечества в целом;
    невиданное ранее расширение всемирных связей, переплетение интересов народов, углубление их взаимного ознакомления;
    возрастание роли и значения субъективного фактора в естественноисторическом процессе, сознательных, разумных начал в преодолении кризисов, возникающих в ходе общественного развития;
    интеллектуализация образа жизни современного человечества;
    подъем самосознания и политической активности людей;
    возрастание масштабов и активизация средств массовой информации и коммуникации;
    возникновение качественно нового типа сознания – общечеловеческого, планетарного, специфическим способом существования которого выступает мировое общественное мнение.
   Субъект мирового общественного мнения – население планеты ("творец мнений"). Выразители – более узкие социальные общности: отдельные государства и народы, международные организации и союзы, политические и общественные деятели, рядовые граждане ("лидеры мнений", "носители" мнений). Объект – международная действительность в ее геополитическом аспекте.
   Специфика мирового общественного мнения состоит в том, что его содержание соотносится не со всеми чертами и свойствами национальных общественных мнений, а лишь с теми из них, которые отличаются объединяющим, интегративным характером и обусловлены общечеловеческими элементами нравственности, общими психологическими формами морального переживания, страстей и социальных чувств.
   Социальные  функции мирового общественного мнения:
    оценочная – выражение ценностного отношения к проблемам, затрагивающим интересы всего человечества;
    контрольная – отслеживание состояния и развития положения в мире, путей и средств, которые используются для разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
    защитная – отстаивание общечеловеческих интересов;
    коммуникативно-мобилизующая – сплочение и ориентирование практической деятельности населения планеты, международных организаций, политических и общественных деятелей за сохранение жизни, за справедливое решение глобальных проблем;
    регулятивная – способность оказывать воздействие на состояние морально-политического климата в мире, вносить вклад в регулирование международных отношений.
 
   1.3. Требования к изучению  общественного мнения, этапы формирования, функции 

   При подготовке и проведении изучения общественного  мнения не обходимо придерживаться следующих  основных требований:
   1) Постановка цели исследования, (должно  быть четко сформулировано, какие  сведения предполагается получить, как использовать и на что направить обобщенные итоги).
   2) Разработка инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы должны формулироваться  четко, быть краткими, не допускающими  различных толкований. Следует избегать  прямых, "лобовых" вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке, его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные вопроса (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на основной вопрос).
   После набора возможных вариантов ответов-подсказок  обозначается место для Других вариантов, не предусмотренных анкетой.
   З) Подготовка выборки (число и состав опрашиваемых). При проведении исследований в городе, районе по Проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять 1 - 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. При устных, телефонных, экспресс-опросах по текущим, не требующим глубокого анализа вопросам достаточно проинтервьюировать несколько десятков человек. Для получения наиболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории населения по национальности, возрасту, (социальному положению, образованию и т.д.
   4) Проведение анкетирования, опроса. Как правило, его надо проводить  анонимно, что повышает достоверность  информации. Многое зависит от  организаторов этого дела, насколько  умело, они настроят, подготовят людей на откровенные высказывания своих взглядов, позиций, мнений.
   5) Обработка анкет, подготовка выводов,  рекомендаций и предложений, по  преодолению развития нежелательных  процессов, прогнозирование возможных  результатов и последствий их реализации.
   6) Принятие конкретных мер. 
   7) Последующие проверки правильности  решений и результатов принятия  мер (отслеживание).
     Этапы формирования  и функции общественного мнения
   Выделяют  следующие основные этапы:
    Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
    Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.
    Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми
    На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.
    Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.
    Возникновение общенародного мнения.
    Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:
    Рождается
    Достигает определенной степени развития
    "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.
   Практика  показывает, что если необходимые  меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или  на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.
   Общественное  мнение складывается из широко распространённой информации, как-то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений.
   В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).
   На  общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными  и компетентными, личный опыт людей.
   Функции общественного мнения различаются  в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная; директивная.
   Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению  к любым фактам и событиям в  жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.
   Таким образом, объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам. Этот эффект будет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны трудящихся.
   Вторая  функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
   И, наконец, директивная функция общественного мнения -проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.
   В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.  

 

    Глава II. Социология управления
   2.1. Сущность и содержание  понятия управления 
   Социология  управления - отрасль социологии, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В социологии управления сложились школы:
   - научного менеджмента Ф.Тейлора; 
   - человеческих отношений Э.Мейо;
   - социальных систем Ч.Барнарда;
   - новая школа теории управления;
   - управления в кризисных ситуациях  Ч.Перроу и др.
   Социология - наука об обществе как единой социальной системе. Она изучает закономерности развития и функционирования общества, на структуру, организацию и поведение людей в нем. Опирается на теорию и методы исследования: S=T/M
   Объект  социологии - это общество, т.е. люди, объединенные в обществе, а так  же протекающие в нем многообразные  процессы сотрудничества, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные или иные группы.
   Объект  в общем смысле - это процессы, явления в природе и обществе, которые противостоят исследуемому вниманию тех или иных групп исследователей или отдельных из них.
   Объектно-предметная область любой науки - есть единство взаимодействия объекта и предмета, порождающего то или иное противодействие.
   Предмет любой науки - это часть объекта  исследования, позволяющая определить его принципиальные свойства, особенности, состояния, функции и т. д.
   Предмет социологии - это выделение из многообразных  аспектов общественной жизни определенного  набора тех или иных социальных отношений  и взаимодействий общества (как многосложной, многоуровневой системы) с человеком, личностью.

   Сущность  и содержание понятия управления

   Механизм  управления присущ всем без исключения областям деятельности людей, он как  бы интегрирует в них, обеспечивает выработку и применение способов, методов и форм достижения намеченных целей.
   Под управлением понимается воздействие, основанное на систематическом взаимодействии и достоверном знании, субъекта управления (управляющие подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему).

   Основные  уровни управления

   1 уровень - управление и управленцы  высшего звена (институциональный уровень). Принятие решений - президент, директор.
   2 уровень - управление среднего  звена или управленческий уровень  (управление людьми).
   3 уровень - технический уровень (подчиненные).
   У истоков социологии управления в  начале XX в. стояли Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Черч, Т. Эмирсон; из отечественных - Афанасьев, Пригожин, Шетель, Гвишиани; из ГУУ - В.Н. Князев, Филлипов, Красовский.
   Управление  рассматривается разными науками:
   Экономика - реализация положений хозяйственного механизма.
   Кибернетика - взаимодействие элементов кибернетической системы и подсистемы.
   Информатика - информационные взаимодействия.
   Социология - взаимодействие различных социальных групп.
   Психология - процесс принятия решения.
   Социология  управления является социальной дисциплиной  среднего уровня, т.е. включают в себя теоретические проблемы и определенные методики исследования, а также организационные игры, тренинги.
   Социология  исследует:
   Социально-экономические  институты, влияющие на ту или иную общественную деятельность.
   Совокупность лиц, связанных с управленческим трудом в сфере экономики, политики, искусства, бизнеса.
   Организационно-технические  и социальные аспекты общественного  производства.
   Различные управленческие структуры в обществе.
   Системы и механизмы в сфере общественного производства.
   Различные методы и принципы стимулирования и  мотивации трудовой деятельности.
   Социология  управления:
    Тесно соприкасается с научным менеджментом, но отличается от него. Научный менеджмент: производственная деятельность - поле для управления, а социальное управление - носитель совокупных общественных отношений.
    Анализирует мотивы, желания, ценностные ориентировки индивидов в процессе производства, изучает факторы и условия производственной сферы.
    Вырабатывает прогрессивные методы организации управления, принятие решений на различных уровнях, организационную систему рабочего режима, разрабатывает возможности профессионального перемещения и совмещения на рабочих местах.
    Занимается структурными связями в трудовом коллективе. Трудовой коллектив бывает нескольких видов: первичный (объединение людей, совместное управление производством, личный контакт по поводу производства); промежуточный (из нескольких первичных коллективов, связанных одним типом - технологическое объединение); и единство промежуточных и первичных коллективов, связанных общими задачами.
   Задачи  социологии управления:
    Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды.
    Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий.
    Задача обусловлена необходимостью объяснения, почему в системе управленческой деятельности появляются те или иные новшества, инновации, и в силу каких обстоятельств возникают новые способы их реализации.
 
   2.2. Исторический путь развития управленческой мысли 

   В широком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной). Этот атрибут обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение и достижение целей. Формирование специфической области научных знаний об управлении началось в конце XIX в. начале XX в.
   Историческим толчком для появления управленческих теорий, стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к принципиально новым формам получения продукта, путем их производства (т.е. производящая экономика), в результате чего стали формироваться древнейшие цивилизации (Северный Ирак, Палестина) в 10-8 тыс. лет до н.э.
   Гордон  Чайлд назвал этот толчок "Неолитическая  революция". В течение этого  процесса сформировались мощные государства, которые не мыслили себя без жесткой  управленческой деятельности (фараоны Др. Египта).
   Сократ (теоретик управления в Др. Греции) считал, что основой управления являются знания и умения навязать свое мнение другому человеку. Он анализировал различные формы правления. Его  взгляды продолжили Платон, Аристотель. Проблемы управления также рассматривали Фома Аквинский, Аврелий Августин. В дальнейшем, в средние века, эпоху нового времени, эпоху Возрождения концепции управления формировались в социальных утопиях Томаса Мора, Томаза Кампанеллы и Николо Макиавелли. Самые знаменитые произведения - "Государь", "Искусство войны".
   Проблемами  управления в XIX - XX в.в. занимались Сперанский, Витте, Столыпин, Мордвинов, а после  Октябрьской революции - Богданов, Бухарин, Гастев.
   На  Западе проблемами управления начал  заниматься американский инженер, "отец научного менеджмента" Тейлор (1856-1915). Заслуга Тейлора в том, что он развил научное управление в 4-х областях:
    нормирование (любой труд можно структурировать и измерить);
    исследование соотношений времени и задач (любой труд можно оценить);
    систематический отбор обучения кадров;
    денежные стимулы (вознаграждение за результат, а не за саму деятельность как таковую).
   Система Тейлора называлась - "система  выжимания пота".
   В Европе проблемами управления начал  заниматься практик, предприниматель, директор крупного предприятия, автор книги "Общее промышленное управление" Анри Файоль, который создал "теорию администрации". Он ввел 6 основных операций, присущих всем предприятиям:
    технические (производство и обработка);
    коммерческие;
    страховые;
    учетные;
    административные;
    финансовые (привлечение средств в распоряжение ими).
   Анри  Файоль выделил 5 основных управленческих операций:
    предвидеть;
    организовывать;
    распоряжаться (заставлять персонал работать);
    координировать (связывать, объединять);
    контролировать.
   Заслуга А.Файоля в том, что он подчеркивал, что административное управление воздействует не только на персонал, в отличие  от других видов управления, но и  на различные социальные группы.
   Он  выделил 14 принципов административного  управления:

    разделение труда;
    власть;
    дисциплина;
    единство распорядительства или командования;
    единство руководства;
    подчинение частных интересов общим;
    вознаграждение;
    централизация;
    иерархия;
    порядок;
    справедливость;
    постоянство состава персонала;
    инициатива;
    единение персонала.
 
   К заслугам А. Файоля также необходимо отнести его высокое внимание социальному аспекту управления.
   Социальная  сущность управления в первую очередь  заключается в том, что общество, а также все его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная) есть ни что иное как самоуправляемые социальные системы, т.е. они нуждаются в осуществлении управления изнутри.
   Управленческая  деятельность не ограничивается областью преобразования внешнего мира или самого человека, но нацелена, прежде всего, на развитие самой практической деятельности, в том числе и в социальной сфере.
   Социальный  аспект не требует дополнительных капитальных  вложений, а лишь стимулирует деятельность на предприятии с помощью научных  теорий (социальные соревнования, доска почета).
   Управление  собственным развитием, как в  отношении единичной личности, так  и социальной группы, общества в  целом включает в себя формирование идеала будущего, идей образования, стандартов действий, воплощение которых в жизнь совпадает с теоретическим и практическим разрешением проблемы.
   Управление  должно содержать идеал победы, к  которому стремятся все сотрудники предприятия.
   Исходный  пункт управленческой деятельности - это решения. Они направлены на осуществление низшей формы управления - регулирования.
   Сущность  регулирования заключается в  том, что оно представляет собой  процесс, посредством которого обеспечивается упорядоченное состояние и заданный уровень организованности данной системы.
   Высшие  формы управления включают в себя процессы, посредством которых данная система переводится из одного организационного состояния в другое.
   Сущность  управления определена американским социологом и экономистом Питером Друккером.
   Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
   Управление  является элементом социальных изменений  и примером значительных социальных перемен.
   Современный управляющий выполняет несколько  взаимосвязанных социальных ролей:
    роль главного руководителя (официальный лидер, управление носит социально-правовой характер);
    роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных (работает с людьми);
    роль приемника информации из внешней и внутренней среды и выступает распространителем информации среди сотрудников;
    роль представителя (на договорах, совещаниях);
    роль распределителя ресурсов;
    роль главного лица, ответственного за устранение недостатков и нарушений (получает выговор сверху и распространяет его на персонал);
    роль ответственного представителя организации на всех ответственных и важных переговорах.
 
   2.3. Структура и функции управления 

   Рассмотрев  социальную сущность и основные принципы управления, мы неизбежно приходим к выводу, согласно которому управление представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами. Поэтому при исследовании управленческой деятельности социология управления уделяет приоритетное внимание определению структуры и функций этой деятельности. Структура управления не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и изменчивостью. Из определения её сущности становится очевидным, что она предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. А это означает, что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются субъект и объект управления.
   Субъект управления - это лицо, группа лиц  или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели.
   Объект  управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия  с целью ее совершенствования, повышения  качества функций и задач, успешного  достижения запланированной цели (целей).
   Объекты управления характеризуются большим  разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.
   По  масштабам и уровням управленческого  воздействия объекты управления подразделяются следующим образом: страна, отрасль, регионы, предприятия и т.п.
   По  видам регулируемой деятельности объекты  управления дифференцируются на: производственную, социальную, политическую, социокультурную  деятельность.
   По  адресату управленческого воздействия  объекты управления подразделяются на:
    население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности;
    население областных, районных, городских социально-территориальных общностей;
    персонал министерств и ведомств;
    персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений;
    персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т.п.
   Но  какой бы иерархический ранг или  какой бы тип объекта управления мы не рассматривали, всегда и везде на передний план в социологическом исследовании управленческой деятельности выдвигаются социальные отношения и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности и объединенных в те или иные социальные организации и институты.
   В структуре управления наряду с дифференциацией  людей на две основные группы, из которых первые разрабатывают и  осуществляют управленческие решения, а вторые осуществляют производственную, политическую и иную деятельность в соответствии с принятыми решениями, существует ряд компонентов, которые в наиболее существенных своих чертах определяются теми задачами, которые решаются в процессе осуществления управленческой деятельности.
   Основные  задачи управленческой деятельности:
   Определение основной цели или дерева целей (для  многоуровневой) организации, выработка  стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п.
   Формирование  корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении - не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.
   Хорошо  продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.
   Формирование  в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко  зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т.д., результативность управления ею.
   Разработка  и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в  решающей степени определяется по способности  к изменениям, по умению вовремя  понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.
   Четкое  определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение  точек наибольшей и наименьшей управляемости  и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Установление диагностики управления очень важно, ибо оно дает возможность преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами, - с другой. Хорошо известен феномен "директора цеха", когда бывший начальник цеха или председатель колхоза, продвинувшись вверх по служебно-должностной лестнице, готов и заводом, и городом, и областью руководить таким же образом, как и прежде цехом, но только очень большим. В таких случаях в объекте управления возникают не только зоны слабой управляемости, но и точки неуправляемости, что резко сужает диапазон эффективного управления системой.
   Четкое  представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения. К сожалению, в существующей в настоящее время практике управленческой деятельности многих организаций, предприятий, учреждений и т.п. реализация принимаемых решений не воспринимается в качестве самостоятельного структурного компонента и важной стадии разработки и осуществления управленческого решения. Более того, управленческие решения зачастую вообще не просчитываются на реализуемость, а это существенно снижает возможности контроля за их выполнением.
   Разработка  системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.
   Все названные структурные компоненты не действуют в отрыве друг от друга, а в процессе своего взаимодействия образуют более или менее целостную  и динамично развивающуюся структуру социального управления, своеобразный "управленческий многогранник", действующий в широком социальном диапазоне.
   В состав структуры управления наряду с основными компонентами управленческой деятельности входит организационная  структура управления. Она характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Следовательно, под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределением между ними прав, обязанностей и ответственности.
   В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные.
   Вертикальные связи мы только что рассмотрели, характеризуя иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.
   Кроме того, в системе управления существуют горизонтальные связи, характеризующиеся  расстановкой конкретных руководителей  во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются  начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга.
   В связи с тем, что в системе  управления наряду с горизонтальными  связями функционируют и связи  вертикальные, существуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо  вырисовывается иерархическая соподчиненность разных структурных уровней управленческой деятельности. Типичным проявлением такой управленческой структуры является "управленческая вертикаль". На вершине этой вертикали действует Президент страны - высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. В его непосредственном подчинении - администрация президента. Ниже ее, по степени убывания властности и масштабов управленческой деятельности, располагаются областные администрации, а еще ниже - администрации районов и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления.
   Нередко в системе управления создается  специфический симбиоз, конструируемый путем органического совмещения структур двух видов: линейной и вертикальной. Такое совмещение обусловлено необходимостью координации деятельности в тех случаях, когда такая деятельность распределяется по своим целям, задачам, содержанию, как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и в социальных институтах. Подобного рода организационная структура управления называется матричной. Такая матричная структура управления функционирует на крупных предприятиях, например, на автомобильных заводах, в акционерных обществах и др. организациях.
   Наряду  с организационными структурами  управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием  управленческой деятельности. Так, в  частности, в некоторых организациях и учреждениях функционирует механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционно-бюрократическими методами, а инновационные приемы управленческой деятельности и изменения в окружающей среде в расчет не принимаются. Совершенно иной характер имеет адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности. Значительным своеобразием отличается патисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства).
   Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции, либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.
   Функции управленческой деятельности:
   1. Обеспечение целеполагания и  целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой  системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:
    целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;
    целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
    целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.
   2. Административная функция. Отражает  деятельность управленческой структуры  на основе законодательства в  области труда и нормативных  актов, регулирующих кадровую  сферу и складывающиеся трудовые  отношения, в том числе составление  штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.
   3. Информационно-аналитическая функция.  Обеспечивает приток информации  из окружающей социальной среды  в данную организацию и из  этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.
   4. Социальная. Заключается в социальной  поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного  труда, определении уровня заработной  платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.
   5. Прогнозирование. Она заключается  в определении возможных изменений  в окружающей социальной среде,  например, конъюнктуры рынка, и  соответствующей этому трансформации  задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.
   6. Планирование. Представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.
   7. Мотивационно-стимулирующая функция.  Предполагает создание необходимых  условий (материально-технических,  финансовых, социально-психологических,  бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь, учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.
   8. Корректирующая деятельность управляемой  системы. Направлена на недопущение  срывов и невыполнения порученных  заданий, на повышение эффективности  и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.
   9. Удерживание возможных отклонений  в функционировании системы (организации)  в определенных пределах, обеспечивающее  сохранение ее целостности, качественной  специфики и динамической устойчивости.
   10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.
   11. Осуществление контроля всех  подразделений данной организации.  Обеспечивает упорядоченное и  эффективное взаимодействие ее  элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.
   12. Создание благоприятного климата  для успешной работы всех сотрудников  организации способствует достижению  высоких результатов в деятельности  данной организации.
   13. Обеспечение целостности системы (организации). Сохранение упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.
   14. Повышение качества и эффективности  служебной деятельности. Включает  в себя разработку прогнозных  оценок внешней среды и внутрифирменных  изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.
   Рассматривая  социоструктурную динамику управления с социологических позиций, нельзя оставить без внимания одну очень  примечательную тенденцию. На рубеже ХIХ-ХХ столетий лидирующие позиции в мировой  экономике зависели преимущественно от лидерства в технике. Германия, мировой лидер конца прошлого века, была обязана своими успехами и позициями научным открытиям и их практическим применениям в области химии, оптики, использовании электрической энергии. США, сменившие Германию в качестве мирового экономического лидера в начале XX века, сначала лидировали в автомобилестроении, агротехнике, авиации, затем, - уже во второй половине столетия - в области компьютерной техники и средств телекоммуникаций. Но одна из самых мощных в экономическом отношении держав современного мира - Япония не была пионером или лидером ни в одной области науки или техники, не добилась решающего превосходства ни в одной производственной сфере, за исключением, быть может, радиоэлектроники, о чем свидетельствуют всемирно признанные успехи корпорации "Панасоник". Ее менеджеры, быстрее и лучше всех усвоили, что главное в управленческой деятельности - относиться к персоналу, к людям как к главному ресурсу успеха, как к наиболее ценному капиталу, который надлежит поддерживать и пестовать. Япония лучше других стран научилась впитывать последние достижения управленческой теории и с успехом использовать их практически.
   Нельзя  упускать из виду и предупреждение одного из патриархов управленческой мысли, американского социолога и экономиста П. Друкера: "Успех любого предприятия сегодня зависит не от имеющихся в его распоряжении ресурсов, не от объема денежных средств и даже не от благоприятной хозяйственной среды, а от управления, его качества и эффективности". Поэтому в структуре социологического знания на рубеже XXI века возрастает значимость и роль социологии управления. 

   2.4. Методы управления 

   Метод - сознательно и последовательно  применяемый способ достижения намеченной цели.
   Метод управления - совокупность способов и  приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.
   Методы  социального управления объединяет одно общее основание: все они  должны учитывать в полной мере интересы, потребности и мотивации людей, участвующих в процессах, которые развертываются в управляемой подсистеме.
   В социологии как науке о социальных взаимодействиях личностей, групп, общностей в системе общества важное значение придается методам, т.е. сознательно и последовательно  применяемым способам достижения намеченной цели. Еще более существенное значение имеет выяснение сущности и роли методов управления в такой специфической и, пожалуй, самой сложной отрасли человеческой деятельности, каковой является управленческая деятельность. Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей. Социология управления описывает и интерпретирует большое количество методов, применяемых в управленческой деятельности, как общенаучных, свойственных любой сфере познания и преобразования действительности, так и специфических, свойственных только управленческим взаимодействиям.
   Чтобы управление было эффективным, очень  важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности. Поскольку общество, любая его сфера, организация, группа, личность функционирует и развивается в качестве системы, постольку лишь применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта, без чего невозможно осуществлять эффективное управление им. Любая из названных систем оказывается не суммой составляющих ее отдельных элементов, а целостной, интегрированной совокупностью множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей, которые выражаются в интегральных свойствах и функциях единого множества. В соответствии с этой отличительной особенностью социальных объектов системный подход к управлению ими применяется как способ системного упорядочения управленческих действий. Благодаря этому определяются цели и задачи управления, анализируются варианты возможных управленческих решений и выбираются наиболее эффективные из них; осуществляется структурирование управленческих действий, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых проблем, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение. Управление всегда связано с решением проблемы, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления (управляющая подсистема), применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и ее составных частей, возможные пути и средства ее разрешения. Обычно все многообразие управленческой деятельности сводят к двум основным процессам: к управлению вещами и к управлению людьми. Но какая бы вещь ни становилась управляемым объектом - станок, машина, сооружение и т.п., - всегда так или иначе управленческая деятельность направлена, прежде всего, на людей, а не на вещи, которые люди вовлекают в процесс своего труда. Поэтому важнейшее значение в процессах управления приобретает умение руководителя работать с людьми, а это предполагает хорошее знание и применение социально-психологических методов управления. В своей сущности они состоят в целенаправленном воздействии на условия жизни людей, их ценностные ориентации и связанные с ними практические действия. Следовательно, они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития.
   В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются  те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:
    управления функциональными подсистемами;
    выполнения функций управления;
    принятия управленческих решений.
   Методы  управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены  структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т.д. В частности, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как диагностика трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов данной системы (организации), динамики их развития и использования, возможных сценариев их изменения в ближайшем и более отдаленном будущем. Кроме того, здесь применяются методы анализа эффективной деятельности, контроля качества выпускаемой продукции, контроля использования труда, материалов, оборудования, программирования, планирования и контроля процессов производства.
   В управлении функциональной подсистемой "персонал" применяются специфические методы планирования, подготовки и использования рабочей силы, включая управленческий персонал; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; построения и функционирования системы выдвижения, перемещения, адаптации кадров и т.п.
   В управлении подсистемой "маркетинг" применяется набор методов, связанных  с изучением конъюнктуры рынка, анализом возможностей появления потенциальных  рынков, выявлением потребностей в  новых видах продукции и возможных  масштабов их производства и сбыта, проведением маркетинговых исследований и т.п.
   Методы  выполнения функций управления органично  связаны с решением задач, стоящих  перед управляющей подсистемой  в процессе воздействия ее на эффективность  деятельности управляемой подсистемы на пути движения ее к намеченной цели. К их числу принадлежат специфические способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации деятельности.
   Для эффективности управления особенно важна системная методология, которая  связана с применением методов  системного подхода к организации управленческой деятельности.
   Метод системного подхода
   Позволяет правильно понять сущность социального  объекта.
   Любая социальная система в рамках этого  подхода рассматривается не как  сумма составляющих ее отдельных  элементов, а как целостная интегрированная совокупность, множество взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношения, которые выражаются в свойствах и функциях объекта.
   Системный подход к управлению социальными  объектами применяется как способ системного упорядочивания управленческих действий.
   Благодаря этому определяются:
    цели и задачи управления;
    анализируются варианты возможных управленческих решений, и выбирается наиболее эффективный их них;
    осуществляется структурирование управленческих действий.
   Управление  связано с решением определенных проблемных ситуаций, возникающих в процессе функционирования управленческой подсистемы.
   Субъект управления (руководитель, менеджер, управленец), применяя системных подход, получает возможность всю совокупность условий, факторов, причин, которые привели к возникновению данной проблемы и ее составных частей, а также ее возможные пути и средства разрешения.
   Комплексный метод
   Комплексный подход представляет собой конкретизацию  системности в управлении, позволяет  разрабатывать и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и ее взаимодействий с окружающей социальной средой в ее системности и целостности. При этом применяются методы ряда научных дисциплин, например, политэкономии, социологии, психологии, кибернетики и др.
   Метод моделирования
   Существенную  роль в управленческой деятельности выполняет общенаучный метод  моделирования, который опирается  на системный и комплексный подходы  к управлению. Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. В теории управления метод моделирования обычно осуществляется путем построения и оперирования моделями, отражающими свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики управляемых объектов, существенные с точки зрения осуществления управленческих решений. Он осуществляется в несколько этапов.
   Этапы моделирования:
    Постановка целей и задач конструирования моделей.
    Теоретический (эмпирический) анализ данной модели и определение области применения.
    Практическое применение полученных данных.
   Если  возникает необходимость, проводится четвертый этап, содержание которого составляет корректировка полученных результатов с целью введения дополнительных данных и факторов, возможных ограничений и уточнений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.