На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Насилие над детьми в семье

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
      ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»
      Факультет экономический 

         

      АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
      по  результатам социологического исследования:
      «Насилие  над детьми в семье» 
 
 
 
 

      Выполнила:
      студентка 311 группы
      специальности Маркетинг                                                   .
      Проверил:
      профессор,
      доктор  соц. наук                                                                   Фадеева И.М.       
 
 
 
 
 
 

      Саранск 2011
 

Содержание 
Актуальность                                                                                                          3
Программа исследования                                                                                      5                                                                                              
Результаты исследования                                                                                      8
Выводы                                                                                                                  19                                                                     
Список использованных источников                                                                  21                                        
Приложение А                                                                                                       22                                             
 

Актуальность
      Полноценное развитие детей сегодня в значительной степени определяет облик общества в ближайшем будущем. Отношение к детям, полнота удовлетворения их нужд и интересов не только отражает уровень социального прогресса, благосостояние, гуманность общества, но и дальновидность социальной политики государства, которое, заботясь о детях, обеспечивает надежный фундамент для своего будущего.
      Казалось  бы, наиболее безопасное для детей  место – это собственный дом  и семья. Однако, факты ставят это  утверждение под сомнение. По данным российской статистики, от 2 до 2,5 тысяч детей ежегодно погибают от домашнего насилия [7].
      Насилие над ребенком или жестокое обращение  со стороны семьи оказываются  причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать  влияние на различные сферы жизни  человека. Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни. Именно тяжестью и разнообразием последствий  жестокого обращения с ребенком в семье продиктовано то пристальное внимание, которое уделяется этой проблеме в настоящее время [3].
      Тема  насилия против детей в семье  возникла в XIX в. в ходе процесса индустриализации, когда семья потеряла функцию  защиты ребенка и сама стала эксплуатировать его, отправляя на работу, лишая образования, нормальных условий развития и перспектив на будущее. В то время старшие дети (в лучшем случае) были просто обречены на добывание средств существования для родителей и младших братьев и сестер. Ответной реакцией передовой общественности на насилие над детьми было создание различных союзов и обществ: в 1871 г. в Нью-Йорке — “Общество предупреждения жестокого обращения с детьми”; в 1898 г. в Германии — “Союз защиты детей от использования и жестокого обращения”, который позднее был преобразован в “Немецкий союз защиты детей”; в 1899 г. в Британии под патронажем королевы Виктории — “Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми” [6].
      Данная  тема не осталась без внимания и государства. 2010 год был объявлен  Советом Европы Годом защиты детей от жестокого обращения и насилия.В рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создано  Движение «Россия – без жестокости к детям!». Одним из первых  к этому движению    присоединился Президент России Дмитрий Медведев. Присоединиться к этому движению может каждый желающий на сайте движения www.Ya-Roditel.ru .
      Дети  столь беззащитны, что грубое слово, непроизвольно брошенное родителем, эмоциональное давление, не говоря уже о физических наказаниях детей, могут повлечь серьезные последствия  для ребенка, дестабилизировать процесс его развития, отразиться на его психике.
      Решение проблемы насилия в семье и  обществе напрямую зависит от степени  осознания обществом глубины  этой проблемы, ее последствий.
 

       Программа исследования
    Тема  исследования: Насилие над детьми в семье
    Объект: мужчины и женщины от 25 до 45 лет, состоящие в браке и воспитывающие вместе детей
    Предмет: отношение к насилию в семье
    Цель: выявить отношение родителей к применению «жестоких» методов по отношению к детям
    Задачи:
      Определить, что понимают родители под «жестокими» методами воспитания
      Выделить основные формы насилия над детьми в современной семье
      Определить причины жестокого обращения с детьми
      Выявить отношения мужчин и женщин к применению жестоких методов по отношению к детям
    Гипотезы:
      Чем меньше уровень доходов в семье, тем чаще применяют родители «жестокие» методы воспитания.
      Родители, воспитывающиеся в полной семье, меньше применяют «жестокие» методы воспитания детей: избиение, унижение, агрессии, психологическое насилие, оскорбление.
      Женщины менее склонны к применению физических наказаний к детям, чем мужчины.
      Если к родителям в детстве применяли «жестокие» методы воспитания, то они тоже применяют их к своим детям.
      Возраст родителей влияет на их отношение к применению «жестоких» мер наказания.
      Мужчины реже задумываются о фактах применения насилия к детям, чем женщины.
      В семьях, в которых больше одного ребенка, «жестокие» методы воспитания применяются чаще.
      Большинство родителей под насилием в семье над детьми понимают лишь применение физических мер наказания к детям, а не эмоционально-психологическое давление.
      Чем выше уровень образования у родителей, тем гуманнее воспитание детей.
    Выборка составляется методом «снежного  кома»: 50 семей, 100 человек.  

    Метод сбора социологической информации – анкетный опрос. Образец анкеты представлен в Приложении А. 
 
 

Тезаурус
    Насилие воздействие без добровольного согласия в отношении индивидуума или группы.
    Насилие над детьми — демонстрация физического, эмоционального и сексуального доминирования над ребёнком.
    Ребёнок человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае, ребёнком называют человека от рождения до наступления половой зрелости.
    Родители — термин для обозначения отца и матери.
    Агрессия (лат. aggressio — нападение) — поведение или форма отношений, наносящее ущерб объектам нападения. Агрессия (психология) — умышленное причинение вреда иным лицам (или себе).
    Физическое насилие - насилие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм человека: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний.
    Семья? — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
    «Жестокие» методы воспитания:
      Унижение;
      Избиение;
      Оскорбления;
      Психологическое давление.
    Избиение — нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль.
    Униже?ние — поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей.
    Оскорбление - сознательное противозаконное действие, в котором содержится проявление неуважения к другой личности.
    Эмоциональное (психологическое) давление – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.
    Наказание — применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.
 
 
 

       Результаты исследования
      Исследование  проводилось методом анкетного  опроса по выборке 100 респондентов (50 семей). В каждой семье опрашивались оба  родители.
      Вся совокупность респондентов характеризуется  следующим:
      Более половины имеют высшее образование (53%), 36% - среднее профессиональное, 8% - общее среднее и 3% - незаконченное высшее;
      61% респондентов имеют урвень дохода на 1 члена семьи свыше 5000 руб., 33% - имеют доход от 3000 до 5000 руб. и 6% - от 1000 до 3000 руб.;
      Ровно в половине семей только один ребенок, в 43% - два ребенка и в 7% - три ребенка;
      87% респондентов воспитывались в полной семье и 13% - воспитывала одна мама.
      Рассмотрим  сначала представление респондентов о понятии «жестокие» меры воспитания (Рисунок 1).
       
      Рисунок 1. Что Вы понимаете под «жестокими» мерам воспитания? 

      Рисунок 1 подтверждает гипотезу о том, что  «Большинство родителей под насилием в семье над детьми понимают лишь применение физических мер наказания  к детям, а не эмоционально-психологическое  давление». Таким образом, в сознании родителей преобладает понимание жестокого обращения с детьми только в плане их физического наказания, хотя и эмоциональное давление на ребенка может повлечь также серьезные последствия нарушения психики ребенка и развития его личности.
      По  результатам международного исследования было отмечено, что к плохому обращению с детьми зачастую относят и другие явления, такие как беспризорность, детская проституция, жестокость или плохое отношение при воспитании, а так же пренебрежение со стороны родителей или опекунов. Что интересно, респонденты реже всего относили к жестокому обращению с детьми физические наказания. Чуть менее половины сообщили, что такое обращение в их стране считается жестоким [2].
      Распределение ответов респондентов в зависимости от уровня дохода представлено на Рисунке 2.
 
      Рисунок 2. В каких случаях Вы считаете допустимым применение физических наказаний к детям? 

      Следовательно, удельный вес респондентов ответивших за применение физических наказаний  в исключительных случаях, а также  в отношении детей, которым «нельзя объяснить словами», увеличивается со снижением уровня дохода. В то время как, число респондентов, считающих совершенно недопустимыми применение любых физических наказаний, растет с увеличением уровня дохода. Значит, гипотеза о том, что «Чем меньше уровень доходов в семье, тем чаще применяют родители «жестокие» методы воспитания» подтвердилась.

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов в зависимости от того, в какой семье они воспитывались. 

      Представленные  на Рисунке 3 данные говорят о том, что респонденты, выросшие в полной семье, менее склонны к применению физических наказаний к детям (61% считаю такие методы воспитания не допустимыми), так же, как и в предыдущем случае, в отношении детей считают допустимым применение физических наказаний в исключительных случаях и «когда нельзя объяснить словами» 46,10% респондентов, которые воспитывались только мамой, и только 27,80% респондентов, выросшие в полной семье. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что «Родители, воспитывающиеся в полной семье, меньше применяют «жестокие» методы воспитания детей» подтвердилась.
      Опрошенные  родители отметили, что их в детстве  наказывали «регулярно» - 3%, «иногда» - 79%, «никогда» - 18%. Тем самым, можно  сказать, что 82% наказывались в детстве. Следующий вопрос характеризует более конкретно применяемые к ним методы наказания:
    47% - разъяснительные беседы;
    24% - строгое воспитание;
    21% - дисциплинарное наказание (лишали карманных денег, не разрешали гулять, запрещали смотреть телевизор и т.п.);
    23% - ставили в угол;
    7% - применяли жестокие меры наказания (наказывали ремнем).
      Только 7 респондентов из 100 признались, что  к ним применялись жестокие меры наказания. Некоторые респонденты  могли ответить в этом вопросе  недостаточно правдиво, возможно из-за того, что данный факт они хотят скрыть как что-то порочащее их в настоящий момент либо как весьма неприятное воспоминание.

      Рисунок 4. Распределение ответов респондентов в зависимости как часто их наказывали их в детстве.
      Родители, которых никогда не наказывали, стремятся также воспитывать своих детей, а те респонденты, которых регулярно или иногда наказывали в детстве, считают допустимым применение физических наказаний. Это может служить подтверждением гипотезы «Если к родителям в детстве применяли «жестокие» методы воспитания, то они тоже применяют их к своим детям». Возможно, на примере своих родителей у них сложился стереотип того, как надо воспитывать детей, и они претворяют его в жизнь, воспитывая уже своих детей теми же методами, которые использовались в их воспитании.
      Таблица 1. Распределение ответов респондентов в зависимости от возраста
Возраст Считаю  недопустимыми любые физические наказания Считаю допустимым в исключительных случаях, если исчерпаны  другие меры Считаю, что умеренные  физические наказания могут быть допустимыми Считаю  допустимыми физ. наказания детям, которым нельзя объяснить словами
25-32 67,90% 14,30% 10,70% 7,10%
33-39 60,60% 12,10% 15,20% 12,10%
40-45 52,60% 34,20% 7,90% 5,30%
 
      В представленных выше данных не удалось выявить определенной тенденции. Отсюда можно сделать вывод, что возраст не влияет на отношение родителей к применению «жестоких» мер воспитания, что опровергает соответствующую гипотезу №5. Хотя по исследованию Шарыгиной Н.В. было выявлено, что молодые родители чаще применяют физические наказания, чем более опытные [4].
      В Таблице 2 приведены ответы респондентов в зависимости от количества воспитываемых  детей в семье и уровню образования  родителей. 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2. Распределение ответов респондентов
  Считаю недопустимыми  любые физические наказания Считаю допустимым в исключительных случаях, если исчерпаны  другие меры Считаю, что  умеренные  физические наказания  могут быть допустимыми Считаю допустимыми  физ. наказания детям, которым нельзя объяснить словами
1 ребенок 62% 18% 10% 10%
2 ребенка 58,1% 25,6% 11,6% 4,7%
3 ребенка 43% 14% 14% 29%
Общее среднее 62,5% 25% 12,5%  
Среднее профессиональное 60% 22,9% 11,4% 5,7%
Незаконченное высшее 66,7% 33,3%    
Высшее 59,3% 20,4% 9,3% 11,1%
 
      Можно заметить, что чем больше детей  в семье, тем меньше родителей  отдают предпочтение демократическому стилю воспитания. Значит, гипотезу о том, что «В семьях, в которых больше одного ребенка, «жестокие» методы воспитания применяются чаще» можно считать подтвержденной. Это может быть следствием того, что одним ребенком проще управлять, чем двумя или тремя, и поэтому родители вынуждены применять меры наказания к ним.
      Что касается уровня образования родителей, то здесь особых различий в ответах групп респондентов нет. Следовательно, гипотеза «Чем выше уровень образования у родителей, тем гуманнее воспитание детей»  не подтвердилась. Хотя следует отметить высокую долю респондентов (в среднем выше 60%), считающих применение физических наказаний недопустимым.
      Теперь  рассмотрим гендерные различия в  ответах респондентов (Таблица 3). 
 
 

      Таблица 3. Распределение ответов мужчин и женщин
  Мужчины Женщины
1. Считаете ли Вы  допустимыми физические  наказания?    
Считаю  недопустимыми любые физические наказания 55,6% 72%
Считаю  допустимым в исключительных случаях, если исчерпаны другие меры 22,2% 18%
Считаю, что умеренные  физические наказания  могут быть допустимыми 11,1% 6%
Считаю  допустимыми физ. наказания детям, которым нельзя объяснить словами 11,1% 4%
2. Задумывались ли Вы о фактах насилия над детьми в семье?    
Да 11,1% 40%
Нет 5,6% 10%
Иногда 33,3% 10%
Только  когда видел наглядные примеры (ТВ, СМИ, в знакомых семьях) 50% 40%
 
 
      Из  Таблицы 3 видно, что только 28% женщин считают допустимым применение физических наказаний к ребенку. У мужчин аналогичный показатель составляет 44,4%, что более чем в 1,5 раза больше, чем у женщин, что подтверждает гипотезу «Женщины менее склонны к применению физических наказаний к детям, чем мужчины». Это можно объяснить тем, что женщина испытывает более сильные чувства (материнства), к тому же 9 месяцев она носила под сердцем своего ребенка, воспринимает его частичкой себя, что не позволяет ей жестоко наказывать своего ребенка, а наоборот побуждает её прощать ему его провинности и шалости.
      В отношении второго вопроса Таблицы 3 можно отметить, сто женщины  чаще задумываются над проблемой насилия над детьми в семье, чем мужчины. Что служит подтверждением гипотезы «Мужчины реже задумываются о фактах применения насилия к детям, чем женщины».
      Существующие  в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье  традиционно подразделяются на:
      психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, агрессивность,  коммуникативная некомпетентность, суицидальные наклонности, депрессивность и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, физические и психические недостатки и т.п.);
      социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);
      психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия, в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими  проявлениями насилия в семье [2].
      Респонденты выделили  следующие причины, вызывающие насилие в отношении детей в семье: большинство респондентов (76%) отметили агрессивность и вспыльчивость родителей, неумение управлять своими эмоциями, 12% - считают причиной педагогическую безграмотность родителей, 10% - убежденность родителей, что если их так воспитывали , то и они так могут, 1% - причиной является пример друзей и родственников, практикующих такие методы воспитания.
      Опрашиваемым  родителям были предложены конкретные ситуации, которые было необходимо проанализировать с позиции того, как бы они поступили в той  или иной ситуации.
      Ситуация 1. Родители узнали, что их ребенок  курит.
      Большинство респондентов (61%) решило спокойно и серьезно поговорить с ребенком, 38% - отругали бы ребенка и только 10% респондентов отметили физические меры (ударить по лицу и наказать ремнем).
      Ситуация 2. Ребенок прогуливает школьные занятия.
      Опять же больше половины опрашиваемых (52%) только поговорит с ребенком, а остальная часть (45%)  - усилит контроль за ребенком (провожать в школу и из неё).
      Ситуация 3. Ребенок разбил витрину магазина. Администрация магазина требует  денежной компенсации.
      Самым популярным ответ стал «беседа с  ребенком» (59%), затем по распространенности следует трудовое наказание (уборка по дому, работа на огороде, даче и т.п. ) - 21%, лишение карманных денег – 20%, отругать – 16%, по 5% получили варианты ответа «ограничение свободы» и «лишение встреч с друзьями». В данной ситуации применение физического наказания отметили только 3% респондентов.
      Различают ближайшие и отдаленные последствия  жестокого обращения с детьми. К ближайшим последствиям относят  физические травмы и повреждения, ежегодно около трех тысяч детей получают тяжелые травмы (из них 10 % в возрасте до двух лет), более двух с половиной детей погибают. Также к ним относятся острые психические нарушения (в некоторых исследованиях отмечается, что у детей подвергшихся жестокому обращению распространенность умственной отсталости составляет 20-40 %).
      Среди отдаленных последствий жестокого  обращения с детьми выделяются нарушения  физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Психическое развитие детей, подвергшихся любому виду семейного насилия, ухудшается с каждым годом на 8 - 12 % [6].
      Мнение  респондентов по этому вопросу представлено на Рисунке 5.

      Рисунок 5. Какие последствия может повлечь  применения «жестоких» методов воспитания ребенка? 

      Почти одинаковые доли в распределении  ответов занимают такие последствия, как психологические комплексы у ребенка и его возможная  жестокость в будущем.
      Кроме этого, респондентам предлагалось дать самим рекомендации, что нужно  делать родителям, чтобы жестокие методы воспитания не применялись. Распределение ответов отображено на Рисунке 6.

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, что необходимо делать родителям, чтобы жестокие методы воспитания детей не применялись?»
      Респонденты особо выделили два пути: частые беседы с ребенком, т.е. налаживание  контактов с ним, отношение доверия, и учиться быть более сдержанным, управлять своими эмоциями, не принять  решения сгоряча и наспех.
      Специалистами отмечается, что система предотвращения насилия в семье должна основываться на работе педагогов, психологов с родителями. По исследованию Тонковой Н.А. большинство экспертов считают, существующая система защиты и предупреждения жестокого обращения с детьми в семье не действенна: более чем каждый третий считает, что она работает эффективно, но дает сбои [1].
      В целом, по всей совокупности опрашиваемых наблюдается тенденция к демократическому стилю воспитания, отказ от физических мер наказания, применения в качестве метода воспитания разъяснительные беседы с ребенком, построение доверительных отношений с ним.
 

       Выводы
        Большинство респондентов понимает  под «жестокими» методами воспитания  только применение физических  наказаний. Хотя, как показывают  международные исследования, развитые страны больше склонны относить  жестокому отношению к детям не только физическое воздействие, но и психологическое давление, эмоциональное насилие.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.