На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тенденции развития системы права и системы законодательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 4
1 Понятие  и сущность системы права 6
  1.1 Система права и правовые системы 10
  1.2 Соотношение системы права и  системы законодательства 11
2 Структурные  элементы системы права 14
3 Тенденции  развития системы права и системы  законодательства 26
Заключение 29
Библиографический список 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 
 

     Актуальность  и значимость темы работы определяется в первую очередь тем, что система  права – это весьма сложный  многоуровневый комплекс, который включает не менее сложные структурные элементы: нормы права, институты, отрасли. Изучение понятия "система права" является основной целью курсовой работы. Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически-юридическую регулятивную систему, или обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория "система права".
     Объект  исследования система права. Предметом  исследования является анализ системы  права и ее элементов.
     Цель  курсовой работы – раскрыть сущность понятия системы права и рассмотреть  ее структуру и принципы построения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность понятия "система права" и ее отличия от понятий "правовая система" и "система законодательства"; изучить принципы построения системы права, основные ее элементы и их взаимосвязь. При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность и особенности структуры системы права.
     Методологическую  основу исследования составляет совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов, в том числе,  формально-логический, структурно-функциональный методы, метод сравнительных исследований.
     В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы. В первой главе рассматриваются теоретические понятия системы права, ее отличия от правовой системы и системы законодательства. Во второй главе проанализированы основные элементы системы права, принципы и особенности ее построения, рассмотрено частное и публичное право. В третей главе раскрываются тенденции развития системы права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие и сущность  системы права 
 

     Начнем  с того, что термин "система" является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний.
     Система права – объективное, обусловленное  системой общественных отношений, многоуровневое строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.
     Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения и часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Подобный взгляд хорошо вписывался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему.
     Рационально строится здание светлого будущего, рационально  строится и система права. Не в меньшей мере это мнение соответствовало и пониманию права как функции государства. Если государство творит право, то оно творит и его систему, то есть сознательно создает его в виде системы.
     Поскольку подобная трактовка права характерна отнюдь не только для советской науки, убежденность в рациональной природе системы права проникла и в мировую юридическую мысль.
     Наше  правопонимание исключает характеристику системы права как искусственной  конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право - продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность - того же самого происхождения. Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей. После их достижения придется снова вернуться к рассмотрению системности как стороны, момента самого права. Ведь изучать право - значит изучать его систему, а изучать его систему - значит изучать право с одной из его существенных сторон. Поэтому любой тип права обладает таким свойством, как системность. Системность указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием1.
     В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные  и субъективные факторы. Среди субъективных факторов можно выделить стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась не только монолитностью и органическим единством, но и элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.
     Система права обладает следующими признаками:
    Объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;
    Целостность, т.е. согласованность, непротиворечивость и взаимодействие всех норм права;
    Дифференцированность, т.е. подразделяется на относительно самостоятельные части – отрасли, подотрасли, институты права;
    Наличие связей между элементами системы права;
    Устойчивость и динамизм.
     Исторически все системы права условно  включают в себя право частное  и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организация общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.
     Тем не менее в жизни цивилизованного  общества имеется определенная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае — о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обладает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.
     Мировая юридическая наука считает деление  права на частное и публичное  в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными стуктурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, — это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, — это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются. 2
     Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов  отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредственно, во втором — косвенно. В этом плане для частника главным является не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его собственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной общественной организации следует противопоставлять не институт права собственности, а права собственников.
     Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие). К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.
     Реальным  содержанием системы права выступают  правовые нормы, объединяющиеся в правовые институты и отрасли права. Поскольку  содержанием права являются его  нормы, то, следовательно, и систему  права представляют определенным образом  структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство.
     Таким образом, нормы объединяются в более  общее нормативно-юридическое образование  – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.
     1.1 Система права и правовые системы
     В теории государства и права акцентируется  внимание на том, что следует различать  понятия "система права" и "правовая система".
     Система права - это обусловленная экономическим  и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность  и единство юридических норм, и  одновременно их разделение на соответствующие  отрасли и институты. Система  права - это его сугубо внутреннее строение, выступающее составным компонентом правовой системы.
     Правовая  система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый  людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.
     По  этому, системы права следует  отличать от правовых систем. Это понятие  используется в теории права как  раз для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия системы права разных государства, разных народов3.
     В основу кладутся такие критерии, как  соотношение и использование  источников права, роль суда в создании прецедентов, а более крупно –  в правотворческом процессе, происхождение  и развитие системы права, некоторые другие характеристики. По существу эти критерии и обозначают те системообразующие факторы, которые формируют правовые системы.
     И хотя выделение правовых систем имеет  преимущественно историческое значение, однако их знание позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.
     Традиционно в теории права выделяют германо-романскую (иначе – континентальную) и англосаксонскую правовые системы, поскольку в первой основную роль играет статутное право, законы, а судьи, но образному выражению, это всего лишь говорящие уста закона. В англосаксонской правовой системе как утверждается в теории, основная роль длительное время принадлежала прецедентному праву. Но следует учитывать, что в последнее время происходит своеобразное сближение этих правовых систем: в германо-романской усиливаются прецедентные начала, а в англосаксонской – роль закона.
     Кроме этих двух систем, известный французский ученый Р. Давид выделяет мусульманскую правовую систему, социалистическую правовую систему, некоторые другие системы, называя их правовыми семьями.
     В мусульманской правовой системе  религиозные нормы определяют брачно-семейные отношения, в частности, развод, запрет ростовщичества, налог на поддержание религии и многие другие социальные правила поведения. Среди них – поистине священное отношение к чужой собственности, особенно к земле. Почему и не были приняты в этих странах революционные попытки земельных реформ, на что так надеялись в некоторых странах революционеры, начинавшие по западной модели в XX веке народно-демократические революции (Афганистан, Йемен и др.)4.

     1.2 Соотношение системы  права и системы  законодательства

     В данном параграфе работы мы остановимся  на основных вопросах связи системы  права и системы законодательства. Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку "правовая система  объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления".
     В теории права соотношение категорий "система права" и "система  законодательства" понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности  таких категорий как "право" и "законодательство". Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.
     Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные  договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.
     Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право  носит более естественный характер.
     Таким образом, основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов. Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
     Система права несколько шире системы  законодательства, у нее значительно  больше источников — она находит  свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании. Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом. Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства — из нормативных правовых актов, поэтому и первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства — статья нормативного акта. Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права5.
     Разнообразие  и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость  их эффективной организации обусловливает  создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства. 

 

      2 Структурные элементы системы права 
 

     Как уже отмечалось, система права  носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.
     Структурными  элементами системы права являются: норма права; отрасль права; подотрасль права; институт права.
     Именно  они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.
     Правовая  норма – первичный элемент  системы права. Нормы права составляют основу любой системы права. Они  являются первичным элементами системы  права, но регулируют не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения. Норма права – это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.
     Это одна из разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими социальными нормами общность их предназначения. Они устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований - от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения. Но норма права это также и четко обозначенный канал поведения, упорядочивающих соответственные общественные отношения и состояния.
     Вместе  с тем норма права – это  и особая социальная норма, имеющая  свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.
     Норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
     а) гипотеза – указание конкретных фактических  жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых  данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм. В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств6;
     б) диспозиция – "сердцевина" нормы  права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а арендатор в случае неисполнения арендодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.
     По  способу выражения правил поведения  диспозиции подразделяются на простые, отсылочные и бланкетные. Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, причем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны. Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет установление их специально указанным органам. Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному.
     в) санкция – вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права. Простой или абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан. Сложной или относительно-определенной санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до минимального. Альтернативная санкция - это санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.
     Нормы права подразделяются на виды по самым  разным основаниям. И здесь три фактора оказывают наиболее существенное влияние. Это - функции права и индивидуальное регулирование общественных отношений.
     Так как социально-юридические функции  обуславливают строение права, то главное  подразделение функций на регулятивные и охранительные предопределяет и главные виды юридических норм. Но сразу же нужно учитывать и действие такого фактора, как специализация права. И общая классификация дополняется третьим звеном, и таким образом норма подразделяется на охранительные, регулятивные и специализированные.
     Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно  направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них  обязанностей. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав. Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие. Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия, называются обязывающими. В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности. Средством проведения статической функции является такое построение правовых связей, в соответствии с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности - управомочивающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий7.
     Запрещающие нормы устанавливают обязанность  лиц воздерживаться от действий известного рода. Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.
     Специализированные  нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей:
     1. Общие (общезакрепительные) - это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений.
     2. Дефинитивные нормы или дефиниции  это нормы направленные на  закрепление в обобщенном виде  признаков данной правовой категории,  они закрепляют научно сформулированные  понятия, определение понятий.
     3. Декларативные нормы (нормы принципы) - это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели.
     4. Оперативные нормы, с их помощью  из действий системы права  изымаются права, устаревшие нормы  и вводятся новые.
     5. Коллизионные нормы призваны  решать столкновения норм, разрешение  конфликтных и пред конфликтных ситуаций.
     По  методу правового регулирования  нормы права подразделяются на поощрительные  и рекомендательные.
     Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).
     Рекомендательные  нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства  урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.