На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Кассовое обслуживание

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
    Банковский счет и проведение операций по нему 
    Безналичные расчеты
    Расчеты платежными поручениями 
    Расчеты по инкассо 
    Расчеты по аккредитиву 
    Расчеты чеками 
    Расчеты с помощью пластиковых карт
    Клиринг
    Расчеты дорожными чеками
    Электронные расчеты:
      Интернет - банкинг
      SMS - банкинг
      Бесфилиальный банкинг
    Порядок списания средств со счета клиента 
    Кассовое обслуживание клиентов 
    Прибыль и риски банка при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов 
    Глоссарий 
Заключение
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Банковский  счет и проведение операций по нему.
  Расчетно-кассовое обслуживание клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности.
   Прежде всего это связано с тем, что его осуществление, в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка — это тот критерий, по которому, согласно Закону РФ «О банках и банковской деятельности», банк отличается от небанковской кредитной организации.
   Привлечение юридических и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание позволяет банкам установить с ними, деловые связи так, что взаимоотношения по расчетно-кассовому обслуживанию в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, траст и т.д. Отношения, построенные таким образом, являются весьма прочными, так как банк и клиент хорошо знают и доверяют друг другу, а следовательно, становятся взаимозаинтересованными и взаимовыгодными партнерами.
   Кроме того, расчетно-кассовое обслуживание клиентов выгодно для банков еще и тем, что оно способствует увеличению банковских ресурсов. В самом деле, остатки на банковских счетах клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, представляют собой не что иное, как заемные средства банка в виде вкладов до востребования. Причем данные заемные средства банк получает способом более легким и, как правило, более дешевым, по сравнению с поступлением заемных средств из других источников: вклады, депозиты, долговые ценные бумаги, межбанковские кредиты.
   И наконец, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов, помогают ему поддерживать свою ликвидность, т.е. обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.
   Таким образом, необходимость расчетно-кассового обслуживания клиентов для банков очевидна. Рассмотрим теперь порядок его осуществления более подробно.
   В соответствии с действующим законодательством расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. Задача по проведению безналичных расчетов между экономическими субъектами возложена на банки. С этой целью банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание клиентов: юридических и физических лиц.
   Для того чтобы стать клиентом банка и встать на расчетно-кассовое обслуживание в нем, юридические и физические лица должны открыть в банке счет и заключить договор на расчетно-кассовое обслуживание.
Банковский счет служит для хранения денежных средств, принадлежащих клиенту — владельцу  счета, посредством которого осуществляется учет поступлений и изъятий денежных средств, клиентами банка. Можно выделить следующие виды банковских счетов.
   Расчетные счета открываются юридическим лицам — резидентам, являющимся по российскому законодательству коммерческими организациями, а также гражданам-предпринимателям, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющим свою деятельность, но не как юридическое лицо. Расчетные счета предназначены для: зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг); учета внереализационных доходов и сумм, полученных от банков кредитов и иных поступлений; осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами по отчислениям в них, с банками по полученным от них кредитам и процентам по ним; а также осуществления платежей по решению суда и иных органов, правомочных принимать решение о бесспорном списании средств с расчетного счета юридического лица, и др.
   Временные расчетные счета открываются вновь создаваемым юридическим лицам (прошедшим первоначальную регистрацию и получившим временное свидетельство о регистрации) и предназначены для аккумулирования взносов учредителей в уставный капитал создаваемой организации. Платежи с таких счетов, как правило, не производятся, за исключением возврата взносов лицам, выходящим из числа учредителей организации до ее окончательной регистрации. После окончательной регистрации данной организации (после выдачи ей постоянного свидетельства о регистрации) временный расчетный счет переводится в режим обычного расчетного счета.
   Субрасчетные счета открываются филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям коммерческих организаций, расположенным вне места нахождения юридического лица. Они открываются на основании ходатайства владельца основного счета по распоряжению банка, в котором ведется расчетный счет данной организации. Кроме ходатайства, в банк, в котором открывается субрасчетный счет, предоставляется положение о филиале или представительстве. Эти счета используются, как правило, для аккумулирования выручки с целью последующего перечисления на основной расчетный счет организации.
   Текущие счета открываются учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью (общественные, религиозные, благотворительные фонды и др.). Они предназначены для проведения расчетов в соответствии с уставными целями деятельности указанных организаций. В предусмотренных законодательством случаях текущие счета могут быть использованы для зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами по отчислениям в них, с банками по полученным от них кредитам и процентам по ним, а также для осуществления платежей по решению суда и иных органов, правомочных принимать решение о бесспорном списании средств с расчетного счета юридического лица, и др. Текущие счета могут также открываться филиалам и представительствам юридических лиц и кооперативов при предоставлении их ходатайства, в котором будет указан характер проводимых по счету операций. В этом случае текущие счета могут быть использованы для совершения расчетных операций, связанных с оплатой труда, административно-хозяйственными расходами и т.д.
   Бюджетные счета открываются предприятиям и организациям, которым выделяются средства за счет федерального или местного бюджета для их целевого использования.
   Рублевые счета нерезидентов открываются нерезидентам только в уполномоченных банках, т.е. в банках, имеющих лицензию на право совершения банковских операций в иностранной валюте. Документы, предоставляемые нерезидентами в банк для открытия этих счетов, должны быть легализованы, т.е. переведены и должным образом заверены в консульских учреждениях МИД России. Существуют следующие виды рублевых счетов нерезидентов:
    рублевые счета типа «Т» (текущие) открываются нерезидентам для обслуживания их экспортно-импортных операций (кроме операций, связанных с экспортом товаров из России, по которым применяются нетарифные меры внешнеэкономического регулирования), а также для содержания в РФ их филиалов и представительств;
    рублевые счета типа «И» (инвестиционные) открываются нерезидентам для осуществления ими инвестиционной деятельности в РФ. По этим счетам осуществляются все операции нерезидентов на территории РФ, связанные с инвестированием и реинвестированием, а также с покупкой валюты с целью репатриации (вывоза за рубеж) доходов, полученных от осуществления инвестиционной деятельности в России. Зачисление и списание денежных средств на рублевые счета типа «И» осуществляется только в безналичном порядке. Снятие наличных денег с рублевых счетов типа «И» не допускается. Запрещается осуществление переводов с рублевых счетов типа «И» на рублевые счета типа «Т» и с рублевых счетов типа «Т» на рублевые счета тчпа «И»;
    специальные рублевые счета типа «С» первоначально открывались нерезидентам в целях их допуска на внутренний российский рынок государственных ценных бумаг и предназначались исключительно для осуществления инвестиционных операций на рынке ГКО-ОФЗ. В настоящее время существует два вида счетов типа «С»:
   1) счета типа «С» (конверсионные) предназначены для осуществления операции по покупке-продаже нерезидентами иностранной валюты с уполномоченными банками и оплаты комиссионного вознаграждения, связанного с проведением этих конверсионных операций. Рублевые средства нерезидента со счета типа «С» (конверсионные) могут переводиться на счет типа «С» (инвестиционные), принадлежащий тому же нерезиденту, с целью их дальнейшего инвестирования в ценные бумаги, перечень которых устанавливает ЦБ РФ; 
   2) счета типа «С» (инвестиционные) предназначены для осуществления нерезидентами операций, связанных с покупкой-продажей ценных бумаг, оплатой расходов, связанных с заключением и исполнением указанных сделок, получением доходов по этим ценным бумагам в виде процентов или дивидендов, а также для уплаты налогов по доходам по этим ценным бумагам. Рублевые средства нерезидентов со счета типа «С» (инвестиционный) могут переводиться на счет типа «С» (конверсионный), принадлежащий тем же нерезидентам, с целью их конверсии и вывода полученной валюты за рубеж; 
   Текущие валютные счета отрываются предприятиям и организациям различных форм собственности, а также предпринимателям без образования юридического лица. Текущие валютные счета могут быть открыты только в уполномоченных банках. Чтобы облегчить клиенту учет валютных средств, банк может открыть ему один или несколько (в зависимости от числа используемых валют) текущих валютных счетов. Текущие валютные счета могут быть открыты и нерезидентам при предоставлении ими необходимых документов.

   Транзитные валютные счета открываются в уполномоченных банках предприятиям и организациям-экспортерам для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг — экспортная выручка) с условием обязательной продажи части этой валюты на внутреннем валютном рынке РФ. После обязательной продажи части валютных средств с транзитных валютных счетов оставшаяся часть средств переводится по поручению владельцев счетов на их текущие валютные счета.
   Корреспондентские счета — счета, которые банки открывают друг у друга, в том числе в Центральном банке РФ. Корреспондентские счета могут открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Различают два вида корреспондентских счетов:
    ностро — счет банка, открытый в другом банке («наш счет у них»),
    лоро — счет другого банка, открытый в нашем банке («их счет у нас»).
   Ввиду того что различные банковские счета отражают финансовые операции клиентов, они служат также установлением взаимоотношений между банком и обслуживаемыми им юридическими и физическими лицами.
   Чтобы открыть счет, потенциальный клиент должен представить в банк определенные документы. Например, для открытия расчетного счета юридические лица — резиденты предоставляют в банк пакет документов, включающий в себя:
    заявление об открытии счета; 
    заверенные (регистрационной палатой или нотариально) копии;

    учредительных документов: устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации;
    копии приказов (решений учредителей) о назначении должностных лиц;
    одну банковскую карточку с образцами подписей и оттиска печати, заверенными нотариально;
    справку о присвоении статистических кодов; 
    подлинник и копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

    справки о постановке на учет в Пенсионном фонде, Фонде медицинского страхования, Фонде занятости и Фонде социального страхования.
   При соответствии предоставленных документов предъявляемым к ним требованиям, банк открывает клиенту счет, присваивает этому счету персональный номер и заключает с клиентом договор на расчетно-кассовое обслуживание (договор банковского счета). В этом договоре банк и клиент согласовывают друг с другом конкретные условия обслуживания счета, порядок и сроки зачисления поступающих на счет денежных средств, порядок и сроки выполнения банком распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения иных операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента. Банк может использовать имеющиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
   После подписания договора банковского счета клиент — владелец счета может осуществлять любые виды операций, предусмотренные этим договором и действующим законодательством. Для осуществления любых операций по счету клиент предоставляет в обслуживающий его банк расчетные документы установленного образца, которые имеют свою специфику в зависимости от вида применяемых операций. Одним из основных видов операций, проводимых с помощью банковского счета, является, как уже было сказано, осуществление безналичных расчетов. 

Безналичный расчет.
   Безналичные расчеты в Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом РФ (главы 45, 46), Положением о безналичных расчетах в РФ (утверждено письмом ЦБ РФ от 09.07.92 № 14), действующим в части, не противоречащей ГК РФ, а также указаниями, письмами и телеграммами Банка России.
   В соответствии с действующим законодательством допускаются следующие формы безналичных расчетов:
    расчеты платежными поручениями;
    расчеты по инкассо;
    расчеты по аккредитиву;
    расчеты чеками;
    расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
 
   При подписании договоров юридические и физические лица вправе избирать и устанавливать в договоре любую из вышеперечисленных форм расчетов.
Рассмотрим специфику  осуществления безналичных расчетов по каждой из этих форм. 

Расчеты платежными поручениями.
   Платежное поручение — письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку оплатить указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств, за счет средств, находящихся на расчетном счете плательщика. Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной и используемой формой безналичных расчетов.
   Платежное поручение (см. табл.1) должно содержать следующие обязательные реквизиты:
    порядковый номер платежного поручения (для платежных поручений в течение года применяется сквозная нумерация — 1, 2, 3, 4 и т.д.), а также дату его составления;
    сумму денежных средств, перечисляемых по данному платежному поручению;
    идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)1, наименование плательщика и получателя денежных средств, а также их платежные реквизиты:
- номер банковского  счета; 
- наименование банка, в котором открыт данный счет; 
- корреспондентский счет и банковский идентификационный код (БИК) банка;

- основание для осуществления платежа.
   Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) состоит из десяти знаков X1X2X3X4X5X6X7X8X9X10, которые имеют следующие значения:
Х1 X2 — код территории, на которой создано данное юридическое лицо, в соответствии с системой административно-территориального деления России (например, Москва — 77); 
Х3Х4 — номер налоговой инспекции, в которой стоит на учете данный налогоплательщик; 
Х5Х6Х7Х8Х9 X10 — порядковый номер налогоплательщика, присваиваемый ему налоговой инспекцией.
 
 
 
 

Таблица 1                                     Образец заполнения платежного поручения.

   Указанная в платежном поручении дата его составления имеет очень большое значение, так как в соответствии с действующим законодательством платежное поручение действительно и может быть предъявлено в банк в течение 10 дней с даты составления платежного поручения.
   Для осуществления перевода денежных средств, с помощью платежного поручения плательщик должен предоставить в обслуживающий его банк заполненные платежные поручения в количестве, необходимом для проведения расчетов.
   По сложившейся в настоящее время практике плательщик предоставляет в
обслуживающий его банк платежные поручения  в следующем количестве:
   3 - если плательщик и получатель денежных средств обслуживаются в одном банке; 
   4 - если плательщик и получатель денежных средств обслуживаются в разных банках; 
   5 - при осуществлении междугородных переводов.

   1. Возникают обязательства плательщика перед получателем по оплате определенной суммы денежных средств (купля-продажа товаров или других ценностей, оказание услуг, иные основания).
   2. Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк четыре экземпляра платежного поручения о переводе денежных средств получателю.
   3. Банк плательщика списывает с его банковского счета сумму платежа, ставит на платежном поручении отметку об исполнении и передает четвертый его экземпляр плательщику.
   4. Банк плательщика переводит сумму платежа в банк получателя и передает ему второй и третий экземпляры платежного поручения. Первый экземпляр с подписями и печатью плательщика и с отметкой об исполнении остается в банке плательщика и подшивается в документы дня.
   5. Банк получателя зачисляет полученные денежные средства на счет получателя, ставит отметку об исполнении на полученных экземплярах платежного поручения и передаёт один из них получателю, а другой подшивает в документы дня.
   Из которых ставятся подписи и печать плательщика (которые должны совпадать с образцами подписей и печати на банковской карточке). Если платежное поручение предоставляется в банк в течение операционного (банковского) дня (который длится, как правило, с 9.00 до 13.00), то перевод денежных средств по нему осуществляется в тот же день, в ином случае — на следующий рабочий день. При исполнении платежного поручения клиента на всех его экземплярах ставится отметка банка об исполнении с указанием даты, на которую был осуществлен перевод денежных средств. При этом последний экземпляр передается клиенту для отражения операций по списанию денежных средств в его бухгалтерском учете. Кроме того, клиенту предоставляется выписка из его счета о движении денежных средств по счету, в которой указывается следующее:
    наименование клиента и номер его счета;
    дата, на которую составлена выписка;
    остаток денежных средств на счете клиента на начало дня;
    суммы, зачисленные на счет клиента в течение дня, в том числе через кассу;
    суммы, списанные со счета клиента в течение дня по различным расчетным документам и на иных основаниях;
    остаток денежных средств на счете клиента на конец дня.
   Порядок осуществления расчетов платежными поручениями можно представить в следующем виде (см. рис. 17.1):
 

Расчеты по инкассо.
   Расчеты по инкассо — это форма проведения безналичных расчетов, когда клиент дает обслуживающему его банку поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа в пользу клиента.
В настоящее  время расчеты по инкассо осуществляются на основании двух видов расчетных  документов: инкассового поручения  и платежного требования-поручения.
   И инкассовое поручение, и платежное требование-поручение представляют собой оформленное требование кредитора (получателя денежных средств) к должнику (плательщику) оплатить сумму задолженности на основании направленных в обслуживающий плательщика банк документов. Однако эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и способом их исполнения.
   Для осуществления платежа по платежному требованию-поручению необходимо, чтобы плательщик акцептовал его, т.е. дал согласие на его оплату. Поэтому при получении платежного требования-поручения банк, обслуживающий плательщика, должен предъявить это требование плательщику для получения акцепта. Если плательщик согласен оплатить платежное требование-поручение, он скрепляет документ подписями лиц, уполномоченными распоряжаться счетом в соответствии с банковской карточкой, и ставит на нем свою печать. После этого данное платежное требование-поручение оплачивается за счет денежных средств, находящихся на счете плательщика. При отказе плательщика в выдаче акцепта платежное требование-поручение с приложенными к нему документами возвращается кредитору (получателю денежных средств). Если плательщик соглашается оплатить платежное требование-поручение частично, то, помимо подписей и печати, он в графе «сумма к оплате» проставляет сумму, подлежащую списанию с его счета.
   В отличие от платежного требования-поручения, списание средств со счета плательщика по инкассовому поручению осуществляется в безакцептном порядке, т.е. согласия плательщика не требуется, а он лишь уведомляется о проведенной процедуре. Но в силу такого порядка исполнения инкассовых поручений они могут выставляться только в строго определенных случаях. В соответствии с действующим законодательством инкассовые поручения могут быть выставлены налоговыми и таможенными органами, внебюджетными фондами, предприятиями связи, на основании исполнительного листа арбитражного суда, а также в случае, если безакцептное списание прямо предусмотрено договором между получателем и плательщиком. При этом к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления. 


   1. Возникают обязательства плательщика перед получателем по оплате определенной суммы денежных средств (поставка товаров или иных ценностей, оказание услуг, исполнительный лист арбитражного суда, неуплата налогов или таможенных сборов и т.д.).
   2. Получатель денежных средств составляет инкассовое поручение (платежное требование-поручение) и передает его в свой банк с приложением необходимых документов.
   3. Банк получателя передает все полученные документы в банк плательщика.
   4. Банк плательщика уведомляет плательщика о выставленных на его счет расчетных документах и передает их плательщику (только для платежного требования-поручения).
   5. Плательщик акцептует выставленные на его счет расчетные документы (только для платежного требования-поручения); банк плательщика списывает со счета плательщика сумму платежа.
   6. Банк плательщика переводит сумму платежа в банк получателя.
   7. Банк получателя зачисляет полученные средства на счет получателя. 

Расчеты по аккредитиву.
   Аккредитив — это форма проведения безналичных расчетов, при которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, т.е. банк плательщика, именуется банком-эмитентом. Если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он называется исполняющим банком. Аккредитив является самой сложной и дорогой для клиента формой безналичных расчетов. Поэтому расчеты ими в нашей стране производятся крайне редко и используются чаще всего при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
   В соответствии с российским законодательством могут открываться следующие виды аккредитивов:
— покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); 
— отзывные или безотзывные.

   Покрытым (депонированным) аккредитивом считается аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (со счета плательщика или в виде предоставленного ему кредита) в распоряжение банка — получателя денежных средств (исполняющего банка), который и должен проводить расчеты в соответствии с условиями аккредитива.
   Непокрытый (гарантированный) аккредитив представляет собой аккредитив, при котором исполняющему банку предоставляется право списать сумму аккредитива с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.
   Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств. Если в аккредитиве не указано, к какому виду он относится, то он является отзывным. Исполняющий банк обязан осуществлять платежи и иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не было получено уведомление об изменении условий аккредитива или о его аннулировании.
   Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя денежных средств по нему.
   Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и получателем денежных средств, в котором также оговаривается следующее:
    Плательщик и получатель денежных средств заключают между собой договор (купли-продажи или оказания услуг), расчеты по которому предусматриваются в форме аккредитива.
    Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк (банк-эмитент) заявление об открытии аккредитива, на основании которого банк-эмитент списывает денежные средства, составляющие сумму аккредитива, со счета плательщика.
    Банк-эмитент передает исполняющему банку экземпляр заявления об открытии аккредитива и переводит ему сумму аккредитива.
    Исполняющий банк извещает получателя денежных средств об открытии аккредитива в его пользу.
— наименование банка-эмитента; 
— вид аккредитива и способ его исполнения; 
— способ извещения получателя денежных средств об открытии аккредитива; 
— условия раскрытия аккредитива, т.е. полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем для получения денежных средств по аккредитиву; 
— сроки предоставления вышеуказанных документов.

   Для открытия аккредитива плательщик предоставляет в обслуживающий его банк (банк-эмитент) заявление по строго установленной форме, в котором, помимо условий, определенных плательщиком и получателем в заключенном между ними договоре, указывается следующая информация:
— номер договора между плательщиком и получателем; 
— наименование получателя денежных средств; 
— наименование исполняющего банка; 
— обязательства получателя денежных средств, которые подлежат оплате с помощью аккредитива при их исполнении.

   Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт плательщика. В этом случае исполняющий банк, помимо проверки соответствия предоставленных получателем документов условиям раскрытия аккредитива, для осуществления платежа по аккредитиву должен получить согласие плательщика на его проведение.
   Если в течение срока действия аккредитива он не был исполнен, то такой аккредитив закрывается и его сумма возвращается на счет плательщика.
   Порядок осуществления расчетов по аккредитиву представлен на рис. 17.3 (на примере покрытого (депонированного) аккредитива, не требующего акцепта плательщика). 

 

   5. Получатель исполняет свои обязательства перед плательщиком по договору, указанному в пункте 1, т.е. осуществляет поставку товаров или иных ценностей или оказывает услуги.
   6. Плательщик передает получателю документы, указанные в условиях раскрытия аккредитива.
   7. Получатель передает эти документы в исполняющий банк, который проверяет их полноту и правильность оформления.
   8. При соответствии представленных документов условиям раскрытия аккредитива, исполняющий банк зачисляет сумму аккредитива на счет получателя.
   Если исполняющий банк произвел платеж или осуществил иную операцию в соответствии с условиями аккредитива, то банк-эмитент обязан возместить ему понесенные расходы. Указанные расходы, а также иные расходы банка-эмитента, связанные с исполнением аккредитива, возмещаются плательщиком. Как правило, плательщик платит банку-эмитенту определенную комиссию, которая, помимо компенсации вышеперечисленных расходов, включает в себя определенную прибыль банка-эмитента и исполняющего банка за проведение расчетов по аккредитиву. 

Расчеты чеками.
   Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чеки могут использоваться как физическими, так и юридическими лицами. При этом расчеты чеками между физическими лицами не допускаются.
   Бланки чеков изготавливаются по единому образцу и являются документами строгой отчетности. Они печатаются на типографии Госзнака, и каждый из них имеет свои уникальные серию и номер. Как правило, чеки оформляются в виде чековой книжки, содержащей определенное количество бланков чеков. Юридические и физические лица покупают чековые книжки в обслуживающем их банке, который, в свою очередь, покупает их в ЦБ РФ.
   В соответствии с действующим в России законодательством, расчеты за товары и услуги могут производиться чеками. Покупатель или заказчик (далее чекодатель) выписывает продавцу или исполнителю (далее чекодержателю) чек на сумму стоимости поставленных товаров или оказанных услуг. Чекодержатель предъявляет чек в банк, который осуществляет его оплату. Чекодатель или чекодержатель могут запретить оплату чека наличными денежными средствами путем проставления на его лицевой стороне надписи «расчетный». Зачеркивание данной надписи не допускается.
   На территории Российской федерации чек подлежит оплате в течение:
10 дней — если  он выписан на территории РФ; 
20 дней — если он выписан на территории государств — членов СНГ;

70 дней — если  он выписан на территории иных  государств.
   Чекодатель может установить определенный банк-плательщик по чеку. Это достигается с помощью кроссирования. Кроссирование производится путем проведения параллельных линий на лицевой стороне чека, между которыми вписывается наименование банка-плательщика. Банк может принять кроссированный чек к оплате только от своего клиента или от другого банка. Это означает, что если чекодержатель не является клиентом банка-плательщика, то он может предъявить чек к оплате только через обслуживающий его банк.
   Порядок осуществления расчетов чеками можно представить в следующем виде (см. рис. 17.4):
    Чекодатель и банк заключают между собой договор, в соответствии с которым банк обязуется оплачивать чеки, выписанные чекодателем. Банк выдает чекодателю чековую книжку.
    Чекодержатель осуществляет поставку товаров или оказывает определенные услуги чекодателю.
    Чекодатель, оплачивает их стоимость, путем выписки чека чекодержателю на соответствующую сумму.
    Чекодержатель предъявляет чек в банк-плательщик для оплаты.
    Банк выплачивает чекодержателю сумму, указанную в чеке.
    Чекодатель и банк осуществляют между собой расчеты по оплаченным банком чекам. Банк может осуществлять оплату чеков, выписанных чекодателем, за счет следующих источников:
      денежных средств, депонированных чекодателем на специальном счете;
      остатка денежных средств на счете чекодателя, открытом в банке-плательщике;
      за счет собственных средств, которые считаются предоставленными чекодателю в кредит. В этом случае чекодатель и банк должны заранее согласовать между собой процентную ставку за пользование этим кредитом и сроки его погашения.
   В заключение хотелось бы отметить, что расчеты чеками как форма безналичных расчетов в настоящее время в России практически не используется. По сути, сейчас чек выполняет функции заявления на снятие наличных денежных средств. Кроссирование же производится путем простановки штампа банка на каждом бланке чека при выдаче клиенту чековой книжки.
   В настоящее время, помимо рассмотренных выше, можно выделить следующие формы и способы осуществления безналичных расчетов:
    расчеты с использованием пластиковых карт;
    клиринг;
    расчеты дорожными чеками;
    электронные расчеты.
 
Расчеты с использованием пластиковых карт.
   Пластиковая (банковская) карта — это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет владельца карты.
Порядок проведения расчетов с помощью пластиковых  карт в Российской Федерации регулирует Положение от 09.04.98 № 23-П «О порядке  эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием». 


   Осуществлять эмиссию пластиковых (банковских) карт в нашей стране могут только кредитные организации. Они могут выпускать банковские карты, как для физических, так и для юридических лиц (корпоративная карта) при условии, что их лицензия позволяет осуществлять расчеты по счетам указанных лиц. По виду проводимых расчетов и карты физических лиц, и корпоративные карты можно разделить на два типа.
   1. Расчетная карта — банковская карта, позволяющая ее Держателю (физическому лицу или уполномоченному представителю юридического лица) распоряжаться денежными средствами на специально открытом для этого счете в пределах расходного лимита, установленного банком-эмитентом, для оплаты товаров, услуг, командировочных расходов и расходов представительского характера и/или получения наличных денежных средств. Данный тип карт в международной практике носит название дебетовых карт.
   2. Кредитная карта — банковская карта, позволяющая ее держателю (физическому лицу или уполномоченному представителю юридического лица) осуществлять операции в размере предоставленной банком-эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного банком-эмитентом в соответствии с условиями договора с владельцем карты, для оплаты товаров, услуг, командировочных расходов и расходов представительского характера и/или получения наличных денежных средств.
   Банк также может выпускать дебетно-кредитную карту, которая позволяет ее держателю распоряжаться как средствами на специальном счете, так и кредитом, предоставленным ему банком-эмитентом.
   Расходный лимит, упомянутый при описании основных типов пластиковых (банковских) карт, представляет собой максимальную сумму денежных средств, доступную держателю карты в течение определенного периода для совершения операций с использованием банковских карт.
   Совокупность инструментов и методов, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками экономических отношений. Платежные системы для расчетов по пластиковым картам могут быть локальными (национальными), действующими на определенной территории (в каком-либо государстве), или международными, действующими в нескольких странах. Платежные системы разных стран отличаются друг от друга из-за различий в уровне экономического развития, особенностей банковского законодательства и обычаев делового оборота. Основными международными платежными системами для расчетов по пластиковым картам являются VISA, EuroCard/MasterCard, American Express, Diners Club и JCB Card. Пластиковые карты этих платежных систем используются и в России. Помимо них в России действуют также свои платежные системы для расчетов по пластиковым (банковским) картам: Union Card и STB Card.
   Порядок осуществления расчетов с использованием пластиковых карт представлен на рис. 17.5.
   1. Банк-эмитент заключает с представителем платежной системый договор, на основании которого он приобретает право эмитировать пластиковые карты, обслуживаемые данной платежной системой.
   2. Владелец карты открывает в банке-эмитенте специальный банковский счет и заключает с ним договор на обслуживание; банк-эмитент выдает владельцу карты банковскую карту.
   3. Владелец карты, желая получить товар, услугу или наличные деньги, предоставляет в ПОС или вставляет в банкомат банковскую карту и вводит свой ПИН-код.
   4. ПОС или банкомат осуществляет авторизацию карты.
   5. В случае успешного завершения процедуры авторизации POS -терминал или банкомат списывает сумму сделки с банковской карты и выдает держателю карты слип (который он, как правило, должен подписать); владелец карты получает товар, услуги или наличные деньги; банковская карта возвращается владельцу карты.
   6. В конце каждого рабочего дня ПОС передает в банк-эквайрер слипы, которые служат документарным основанием для проведения расчетов. 


   7. Банк-эквайрер осуществляет расчеты с ПОС по предоставленным слипам, зачисляя их общую сумму на банковский счет ПОС.
   8. Банк-эквайрер передает в процессинговый центр информацию о проведенных им расчетах по пластиковым картам.
   9. Процессинговый центр обрабатывает всю полученную за день информацию, формирует итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками — участниками платежной системы и доводит их до всех участников расчетов.
   10. Участники расчетов осуществляют погашение взаимных обязательств, возникших при проведении операций с использованием пластиковых (банковских) карт.
   11. Банк-эмитент и владелец карты осуществляют между собой расчеты по операциям по пластиковой карте, принадлежащей владельцу карты:
— по расчетной (дебетовой) карте банк-эмитент списывает  денежные средства с банковского  счета владельца карты; 
— по кредитной карте владелец карты погашает предоставленный ему кредит и уплачивает проценты по нему (это происходит с определенной периодичностью, как правило один раз в месяц).

   Следует особо отметить, что средства, списанные со специального банковского счета юридического лица, чаще всего считаются выданными под отчет держателю корпоративной карты. При этом последний должен отчитаться об их использовании и/или осуществить возврат неизрасходованных средств. Запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других социальных выплат.
   В заключение хотелось бы остановиться на вопросе прибыли, которую получают платежная система, процессинговый центр и участники расчетов. Эта прибыль состоит из комиссии, которую они получают за организацию и проведение расчетов по операциям с использованием пластиковых (банковских) карт. 

Клиринг.
   Клиринг — система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах. Клиринг может осуществляться между двумя (двусторонний клиринг), либо тремя и более сторонами (многосторонний клиринг).
   Подобного рода расчеты могут проводиться юридическими лицами, минуя банки или через них.
   Если клиринг проводится, минуя банки, участвующие в нем стороны сами осуществляют сверку взаимных требований и обязательств и проводят зачет сумм, составляющих встречные требования. По результатам клиринга должники осуществляют оплату незачтенных сумм кредиторам с помощью основных форм безналичных расчетов, как правило платежных поручений. Подобные зачеты могут носить разовый или регулярный характер.
Если же клиринг  осуществляется через банк, то обычно участвующие в нем стороны  должны иметь в этом банке свои банковские счета. При этом параллельно  с их банковскими счетами участникам расчетов открываются специальные  клиринговые счета.
   По дебету этих счетов списываются суммы, причитающиеся другим участникам клиринга по различным расчетным документам (платежным поручениям, аккредитивам, чекам, слипам и др.), а по кредиту — зачисляются суммы, поступающие от других участников клиринга. В заранее определенный срок клиринговые счета закрываются, и происходит их сальдирование. Если при закрытии клирингового счета имеется дебетовое сальдо, то владелец данного счета является должником и соответствующая сумма денежных средств списывается с его банковского счета. Если клиринговый счет имеет кредитное сальдо, то его владелец является кредитором и соответствующая сумма денежных средств зачисляется на его банковский счет. После окончания этих расчетов сальдо по всем клиринговым счетам должно быть нулевым.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.