На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Франчайзинг в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Механизм  формирования системы франчайзинга………………………….. 4
1.1 Понятие  и виды франчайзинга……………………………………………... 4
1.2 Экономический  механизм взаимоотношений в системе  франчайзинга… 8
1.3 Правовое  регулирование франчайзинга…………………………………... 12
2 Развитие  франчайзингового рынка в России……………………………….. 17
2.1 Современное  состояние франчайзинга на российском  рынке…………… 17
2.2 Проблемы  и перспективы франчайзинга в  России……………………….. 28
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список  литературы……………………………………………………………... 36
 
 

     
     ВВЕДЕНИЕ 

     Франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.
     В настоящее время на американском рынке франчайзинг охватывает свыше 50 отраслей - от Интернета до банковского дела, представляя собой в каждом случае, способ распределения товаров или услуг, по которому индивид (франчайзи, или агент) получает от другого индивида (франчайзера, или принципала) право использования торговой марки и операционной системы в обмен на право контроля со стороны франчайзера и определенные выплаты (роялти).
     Как показывает зарубежная и отечественная практика, главное преимущество франчайзинга – снижение количества рисков, поэтому в промышленно развитых странах франшизными типами бизнеса в основном занимаются физические лица и малые предприятия, которые экономически активны и сами непосредственно участвуют в управлении своими точками (даже если их несколько).
 

      1 МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 

     
      Понятие и виды франчайзинга
 
     Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития.
     В основе построения системы франчайзинга лежит соглашение (договор), в соответствии с которым одно лицо (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) в обмен на вознаграждение право использовать принадлежащие франчайзеру права на интеллектуальную собственность (товарные знаки, технологии и т.д.). И франчайзерами, и франчайзи являются зарегистрированные в соответствии с правом той или иной страны субъекты рынка.
     Франчайзинг - организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги от имени этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услугу по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер.
     Во франчайзинговом процессе принимают участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).
     Первая сторона - франчайзер (правообладатель) — является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей торговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров.
     Вторая сторона – франчайзи — юридическое лицо, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером. За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи.
     В зависимости от направления можно выделить следующие виды франчайзинга:
    Товарный франчайзинг - франчайзер продает товары не оптовым и розничным торговым компаниям, а в основном франчайзи, которые не продают аналогичную продукцию конкурентов. При таком способе ведения бизнеса франчайзи покупает у головной компании право на продажу товаров или услуг с ее торговой маркой.
     При товарном франчайзинге товар попадает к потребителю в том виде, в каком он был изготовлен франчайзером, а торговая марка, имеющая широкую известность, становится гарантией качества. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Франчайзером при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.
     Франчайзинг товара не нашел широкого применения в торговле. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителем через систему сбыта. Поскольку в большинстве случаев для торговых предприятий важное значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не является эффективной.
     2. Производственный франчайзинг - компания, поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции с обязательным условием контроля качества со стороны франчайзи.
     Производственный франчайзинг используется изготовителем для расширения производства своих товаров и их продвижения на новые рынки (возможен выпуск продукции под известной торговой маркой или осуществление заключительной технологической обработки продукции). Товар, производимый во всех регионах, не должен отличаться друг от друга.
     3. Сервисный франчайзинг используется организациями сферы обслуживания для выхода на новые рынки и построения единой разветвленной сети. Представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Активно развивается в косметологии, парикмахерских, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. Франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.
     4. Деловой франчайзинг (франчайзинг в бизнесе) - является наиболее популярным способом франчайзинга. Это вид франчайзинга, в соответствии с которым франчайзер представляет франчайзи не только весь комплекс исключительных прав, то есть делится с ним собственными методами, способами, искусством ведения коммерческой деятельности, но и непосредственно осуществляет подготовку всесторонней программы деятельности для франчайзи: помогает ему в планировании текущих операций, в оборудовании помещений, в создании транспортной и складской инфраструктуры, в оформлении его юридического статуса. При этом франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующем обеспечением; в основном применяется для открытия магазинов и киосков для продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера.
     Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть просто владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.
     Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирмы (франчайзер), так и предприятий, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.
     0браз построения деловых отношений между франчайзером и франчайзи:
     1. Региональный франчайзинг — трехуровневая система, в которой главный в регионе франчайзи, промежуточное звено, выступает в роли официального, с широкими полномочиями представителя головной компании.
     Реализация системы регионального франчайзинга начинается с того, что франчайзер определяет стратегию развития своей сбытовой инфраструктуры в определенном регионе и заключает срочный договор с предприятием-партнером, которое становится главным франчайзи по определенному региону или продукту. Главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи, но и обеспечивать их первоначальное обучение и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. Главный франчайзи включен в систему разделения платежей и взносов в рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг, для этого он тоже платит лицензионные взносы, а также взносы на рекламу непосредственно франчайзеру. Контракт между франчайзером и главным франчайзи устанавливает, что ожидается от каждой стороны и, какой определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль. В отличие от других методов этот метод выгоден для всех сторон, так как главный франчайзи — выборное лицо, и он должен получать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества, а это выгодно и франчайзеру.
     2. Суб-франчайзинг — трехуровневая система франчайзинговых отношений, подобная региональной схеме. Основное отличие — иная организация потока платежей: он становится последовательным, а непосредственная связь франчайзи с головной компанией утрачивается практически полностью. Фактически суб-франчайзи становится франчайзером на своей территории, и франчайзи зависит уже от его долгосрочной поддержки.
     По мировой статистике доля банкротств, в случае работы по системе франчайзинга в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку существующая сеть защищает новичка, помогает ему стартовать, предоставляя ему свои рекомендации и устанавливая стандарты.
     Франчайзинг базируется на постоянном сотрудничестве и высокой степени доверия сторон, единообразии участников системы, высокой степени предпринимательской инициативы, отлаженной системе информационных связей, коммуникаций и инструментов маркетинга, поддержки сторон и ориентации на долгосрочный коммерческий успех.
     Моделируя систему франчайзинга необходимо исходить из интересов сторон, которыми они естественно будут руководствоваться в своей деятельности. 

     1.2 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга 

     Экономические отношения в интегрированном процессе бизнеса играют важнейшую роль, определяя состояние объектов, при котором исключаются экономические потери. Традиционный критерий прибыльности необходимо дополнить критерием экономической безопасности, так как критерий прибыльности отражает только одну — материальную сторону деятельности при интегрированной форме организации. Поэтому первостепенное значение при разработке технологии управления франчайзинговой формой организации бизнеса имеет определение основных элементов в механизме формирования системы отношений.
     Перед любым предпринимателем, выбравшим франчайзинговый вариант организации бизнеса, стоят следующие задачи:
    Определить направление бизнеса.
    Провести в своем регионе исследование рынка: анализ конкурентов и экспертный опрос. Основываясь на данных анализа открыть в своем регионе бизнес с помощью покупки франшизы, учитывая при этом конкуренцию и востребованность данного бизнеса на рынке.
    Выбрать франчайзера.
    С помощью уже работающих франчайзи выяснить стоимость франшизы, уровень доходности, количество выбывших партнеров и причины их ухода.
    Встретиться с франчайзером после сбора всей возможной информации о нем.
    Для избежания дополнительных расходов следует обязательно привлечь к составлению договора юриста. При этом обратить внимание:
    на права, которые оставляет за собой франчайзер;
    на виды сервиса (платного и бесплатного), который франчайзер оказывает участникам сети;
    на обязанность франчайзера консультировать франчайзи по ходу становления бизнеса.
     Во время до контрактных встреч закладываются будущие отношения. На этом этапе франчайзер должен раскрыть все источники доходов, о которых франчайзи не знает, и франчайзер не должен получать никаких тайных доходов. Поэтому всегда и вполне закономерно особое внимание уделяется обязательствам франчайзера и франчайзи.
     Франчайзер должен обеспечить понимание франчайзи методов маркетинга, используемых в практике системы франчайзинга. Важно, чтобы франчайзи понимал характер и масштаб отношений между франчайзером и франчайзи. Франчайзи должен знать:
    что франчайзер обеспечивает его постоянными услугами и, как эти услуги будут предоставляться;
    что ожидается от него в отношении стандартов, операционных процедур и предстоящих расходов.
     Качество обучения франчайзи — ключевой фактор в обеспечении фундамента для будущего. Франчайзи, который будет иметь правильное представление о характере бизнеса и правовых обязательствах, легче справится с пониманием тех статей договора, соблюдение которых является существенным с точки зрения обеспечения стандартов, целостности имени, престижа и операционной системы франчайзера. Франчайзер должен обладать искусством в общении: все, что он обещает и требует, должно быть не только записано в контракте, но и подтверждаться ежедневной практикой.
     Более того, обе стороны должны понимать, что они закладывают фундамент гармоничного, позитивного партнерства (не в правовом смысле) ради обоюдной выгоды. Хорошие отношения франчайзер-франчайзи не возникают из ничего, над ними надо работать.
     После покупки франшизы, первоначального взноса специалисты головной компании обучают персонал и руководство франчайзиата, дают пошаговый план действий, необходимый для запуска бизнеса. Выезжает на место открытия точки, оказывает всестороннюю помощь в запуске бизнеса (проектирование, строительство, дизайн, кредитование, автоматизация и т. д.), а также в обязанности правообладателя входит предоставление пользователю технической, коммерческой и иной документации, необходимой для осуществления переданных по договору прав. Это может быть информация, связанная с совершенно различными аспектами деятельности организации, — от методик управления и ведения учета до рецептов приготовления фирменных блюд.
     Кроме того, правообладатель должен в течение всего срока действия договора франчайзинга консультировать пользователя и оказывать ему техническое содействие, помогать в обучении работников и контролировать качество продукции или услуг (см. рис. 1.1).
     Франчайзинговая система взаимоотношений

     Рисунок 1.1 

     С самого начала бизнес франчайзи находится под строгим контролем франчайзера, который внимательно следит за соблюдением всех стандартов, принятых в его компании. Но в качестве платы за все эти преимущества головная организация регулярно взимает со своего партнера роялти. Как правило, российские компании дают своим партнерам больше свободы действий, но, правда, и гарантий, что бизнес будет успешным, они получают меньше.
     Франчайзи осуществляет в пользу франчайзера следующие виды платежей:
    первоначальный (паушальный) платеж — дает возможность на право работать с франшизой, помощь в организации бизнеса, лицензию на использование торговой марки, операционной системы и рецептов и технологий бизнеса — по сути, покупка франшизы;
    роялти — ежемесячные выплаты (от продаж или от прибыли);
    взносы в рекламный и маркетинговый бюджет франчайзера.
     Суммы и ставки определяются в каждом бизнесе индивидуально. С точки зрения франчайзи обычно первоначальный платеж составляет около 10% от общего объема инвестиций, остальные вложения идут на строительство, аренду, оборудование и т. д.
     Роялти обычно составляют 4—10 %. Взнос в рекламный и маркетинговый бюджет обычно определяет на уровне 1-4 % от объема продаж. Суммы и ставки часто могут быть предметом торга.
     Функция планирования является ведущей в механизме взаимоотношений партнеров во франчайзинге, так как она определяет цели функционирования системы франчайзинга, пути и ресурсы, обеспечивая экономическую устойчивость взаимоотношений в этой системе.
     В связи с этим бизнес-план рассматривается как инструмент механизма взаимоотношений франчайзера и франчайзи.
     За право пользования исключительными правами франчайзи уплачивает франчайзеру вознаграждение. Это вознаграждение может быть как разовым, так и периодическим, а его размер может определяться как в фиксированной сумме, так и в процентах от выручки.
     На практике чаще всего при заключении договора франчайзи уплачивает фиксированную сумму вознаграждения — так называемый паушальный платеж. А затем в течение всего срока договора уплачивает роялти — периодические платежи. Периодичность этих платежей устанавливается договором, но, как правило, они производятся ежемесячно.
     Ответственность за хорошие отношения франчайзер — франчайзи лежит на них обоих, но, несомненно, именно франчайзер должен взять инициативу в их становлении. Франчайзер должен стремиться создать климат, когда франчайзи чувствует, что его бизнес поддерживается, и используются его предпринимательские навыки. Необходимо создать обстановку, при которой он чувствует себя уверенно. Многие нововведения в системе франчайзинга происходили благодаря вкладу франчайзи. 

     1.3 Правовое регулирование франчайзинга 

     По правовому регулированию отношений франчайзинга можно выделить 2 группы стран:
     1. законодательно регламентируются административно-правовые отношения;
     2. детальная регламентация договора франчайзинга (в настоящее время к рассматриваемой группе стран можно отнести и Республику Беларусь).
     Специальное законодательство по франчайзингу существует в США, Франции, Италии, Испании, Канаде, Бразилии, Румынии, Индонезии, Малайзии, Китае, Японии, Корее и в некоторых других странах. При этом законодательство каждой из них отличается своей спецификой. В некоторых государствах франчайзинг имеет самостоятельное правовое регулирование, при этом не исключается использование норм других законов и инструкций.
     В мире существуют страны (Франция, Германия, Россия), где законодательная основа содержится в других законах подобно Гражданскому Кодексу, законам, связанным с предпринимательской деятельностью, различным нормативным актам, принятым Правительством или специализированными неправительственными организациями, и т.д.
     Соединенные Штаты Америки отличаются наиболее высоким уровнем развития специального франчайзингового законодательства, что связано с богатым опытом франчайзинга в этой стране. В США было впервые дано законодательное определение франчайзингу.
     Несмотря на стремительное развитие франчайзинга, в российском законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения.
     Обязательства правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи) прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.
     При разработке соглашения франчайзинга необходимо также руководствоваться Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
     В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии. Участниками договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
     Нормативными актами, определяющими в настоящее время порядок разрешения хозяйственных споров, в которых могут оказаться в качестве сторон франчайзер и франчайзи, являются Закон РСФСР об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также утвержденное постановлением Верховного Совета РФ.
     Из всего блока законов, определяющих условия хозяйственной деятельности, остановимся на основополагающих законах. К ним следует отнести в первую очередь Закон РФ «о защите конкуренции», обеспечивающий состязательность хозяйствующих субъектов на рынке и добросовестный характер их конкуренции.
     Законы такого характера действуют в каждой стране с развитой рыночной экономикой. Для России он тем более важен, что степень монополизации ее экономики до сих пор еще остается очень высокой, а добросовестность конкуренции воспринимается как абстрактное понятие, не связанное с реальной деятельностью на рынке.
     С 1 января 2008 г. вступила в действие IV часть ГК РФ. Одновременно вступили в действия изменения в 54 главу ГК РФ.
     До принятия IV части ГК большая часть обсуждений 54 главы ГК РФ было посвящено вопросам внесения новых терминов в ГК, правомерности передачи фирменного наименования и коммерческого обозначения, двойной регистрации договора, неоправданно долгих сроков регистрации в федеральном органе исполнительной власти, ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, обязанности правообладателя контролировать качество.
     С введением в действие IV части ГК фирменное наименование может принадлежать только одному лицу и соответственно распоряжение исключительным правом (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается. IV частью ГК установлены исключительные права на коммерческое обозначение и право правообладателя предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором коммерческой концессии. Двойная регистрация отменена, и договор подлежит регистрации только в компетентном федеральном органе исполнительной власти.
     Внесенные изменения, несмотря на кажущуюся немногочисленность, являются крайне серьезными как для конкретного договора, так и для системы отношений в форме франчайзинга, а также для развития франчайзинга в принципе.
     Основным и наиболее важным изменением является включение в комплекс передаваемого по договору права на товарный знак (взамен права на фирменное наименование и или коммерческое обозначение), причем это условие является существенным. Второе изменение - это исключение регистрации в налоговом органе, но обязательная регистрация договора в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Без такой регистрации договор считается ничтожным.
     Под фирменным наименованием подразумевает название организации, определенное в ее учредительных документах и включенное в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
     До вступления в силу IV части ГК, многие правообладатели использовали коммерческую концессию для обеспечения возможности более быстрого вступления в правоотношения с партнерами и установления долгосрочного характера взаимных связей. Договор подлежал обязательной регистрации в налоговом органе, но не являлся ничтожным до регистрации, стороны не могли ссылаться на него только в отношениях с третьими лицами. Если в договоре содержалось охраняемое право (например, товарный знак), то договор подлежал еще одной регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Поэтому значительное количество правообладателей использовали в практике два договора: коммерческой концессии и лицензионный. Лицензионный договор использовали те правообладатели, которые передавали конкретное охраняемое право. Срок окончания действия передаваемого по лицензионному договору права не влиял на срок действия договора коммерческой концессии.
     Порядок регистрации договоров утвержден приказами Минфина и Роспатента.
     Для регистрации договора коммерческой концессии нужно представить:
    заявление о регистрации договора с указанием адреса для переписки;
    договор или заверенную выписку из договора, содержащую его существенные условия, в трех экземплярах;
    документ, подтверждающий уплату госпошлины;
    свидетельство на товарный знак.
     По общему правилу документы должен представить правообладатель.
     С введением новых норм договор коммерческой концессии является ничтожным до момента регистрации в Роспатенте, что ограничивает заинтересованность использования такого вида договора в практике. Сейчас коммерческая концессия отличается, по сути, от лицензионного договора только объемом передаваемых прав.
     В настоящее время во франчайзинговом сообществе не выработано единого мнения по вопросам законодательного регулирования франчайзинга. Но следует ожидать, что консолидированное предложение будет выработано.
     Таким образом, франчайзинг представляет собой организацию бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги от имени этой компании.
     Система отношений во франчайзинге носит взаимозависимый характер и формируется на основе поддержки и содействия франчайзера. Такой подход к формированию системы отношений не только помогает франчайзи добиться успеха, но и определяет получение франчайзером роялти.
     Франчайзинг для многих начинающих предпринимателей может стать хорошей возможностью организации собственного дела и впоследствии способствует снижению количества рисков. Однако использование чужого товарного знака и методики ведения бизнеса предполагает одновременно и соблюдение определенных правил.
     В ряде зарубежных стран существует специальное законодательство по франчайзингу. В российском же законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения. В России франчайзинговая деятельность регламентируется только коммерческой концессией. В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии.
 

      2 РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВОГО РЫНКА В РОССИИ 

     2.1 Современное состояние франчайзинга на российском рынке 

     В России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2010 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2010 г. количество франшиз по сравнению с 2009 г. возросло более чем на 40 % (см. рис. 2.1). 

     Структура рынка франшиз в 2010 г.
     
     Рисунок 2.1 

     По всем указанным секторам в 2010 г. произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами; 27,3 % по продовольственной торговле; 30,1 % по сектору общественного питания и 25% по услугам.
     Вместе с тем, в общей совокупности франшиз наблюдалось в 2010 г. некоторое снижение доли сектора услуг, что связано с опережающим ростом франшиз в секторе непродовольственной торговли, и соответственно увеличение доли непродовольственного сектора с 47 % в 2009 г. до 52 % в 2010 г.
     Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать, что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая отсутствие какой-либо формы регулирования для отношений похожих на франчайзинг и экономическая ситуация в России в целом не давали ни малейшего шанса развитию франчайзинга в России. Поэтому на российском рынке структура франшиз по сроку предложения существенно отличается от структуры франшиз Европы и США, которые имеют значительно более длительную историю.
     В каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психолгическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли в общем влияет на общую структуру франчайзинга. В качестве примера можно привести структуру франшизных рынков России, Европы и США. Понятно, что в региональном разрезе на территории России структура будет отличаться от общероссийской, аналогично в Европе на территориях различных государств и в США на территории различных штатов (см. рис. 2.2). 

     Структура рынка франшиз в 2010 г., % занимаемой доли рынка 

     
     Рисунок 2.2 

     Сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и перераспределением в 2010 г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли (см. рис 2.3). 

     Розничная торговля (продукты питания)
     
     Рисунок 2.3 

     Наибольшая активность наблюдалась в секторе розничной торговли непродовольственными товарами. Доля непродовольственного сектора в структуре франшиз составила в 2010 г. 52 %.
     Общие тенденции в секторе непродовольственной розничной торговли по данным Федеральной службы государственной статистики статистике были положительными. Оборот непродовольственной розничной торговли в январе-ноябре 2010 г. возрос на 114,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
     В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (51 %). В 2010 г. по сравнению с 2009 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %, в торговле обувью на 84,6 %.
     Это связано как с общими тенденциями, происходящими на рынке одежды и обуви в докризисной ситуации, например, увеличение объемов закупок импортных товаров, развитие собственного производства, рост потребительской активности, рост спроса и увеличение объемов продаж, изменение тенденций в моде, ориентация на фирменную торговлю, высокий уровень конкуренции в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети (в отличие от других секторов), а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников сети (см. рис 2.4). 

     Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в 2010 г.
       
     Рисунок 2.4 

     В других секторах также происходил рост количества франшиз, при этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома.
     В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием в России легального термина под франчайзингом понимают три основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. Отсутствие четких критериев франчайзинга приводит к недостоверности публикуемой правообладателями информации относительно концепции развития, и как следствие, к завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли. В 2010 г. сохранились тенденции разрыва между декларированием использования концепций франчайзинга и реальными продажами франшиз.
     В 2010 г. в России активно развивался рынок общественного питания. Оборот общественного питания поданным Федеральной службы государственной статистики на ноябрь 2010 г. возрос по отношению к соответствующему периоду 2009 г. на 108,2 %. Согласно опросам общественного мнения в России в 2010 г. возрастала посещаемость заведений питания, особенно в обеденное время.
     Достигшие успеха за последние несколько лет организации ориентируются на сетевое развитие. Покупка франшизы становится привлекательной для представителей малого предпринимательства в связи с рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с открытием собственной единичной точки.
     В секторе питания количество франшиз по сравнению с 2009 г. возросло более чем на 30 %. На рынке появились новые концепции и новые технологии. Наблюдался рост заинтересованности в использовании марок и концепций уже существующих сетей; появились новые локальные сети. Франчайзинг в индустрии питания существенно отличается от товарного франчайзинга. В отличие от товарного франчайзинга сервисная марка связана не с конкретным продуктом, а с целым комплексом, определяющим услугу признаков. Поэтому франчайзеры используют различные марочные концепции. Если марка гарантирует набор продуктов для приготовления пищи и меню, то чем шире ассортимент меню, тем выше будут риски. Поэтому некоторые системы избирают марочную концепцию ограниченных гарантий, например, стандартный набор фирменных блюд, а не все меню. Если марка идентифицирует всю услугу, гарантируя потребителю соответствие не только продуктовую часть, но и оформление помещения, обслуживание, музыку и др., то гарантии марки распространяются на всю бизнес-систему и риски достаточно велики. Это одно из главных и видимых отличий франчайзинга бизнес-формата от товарного франчайзинга. Таким образом, вопрос стандартизации и исполнения стандартов каждым участником сети в франшизных сетях питания стоит значительно острее, чем, например, в секторе торговли.
     Большим риском практически для любой сети является изменение предпочтений потребителей. Критическое отношение к вкусовым качествам продуктов, переориентация на здоровое, низкокалорийное и низко углеводное питание требует от франчайзеров новых концепций и новых технологий, оперативного введения усовершенствований и распространения их на всю сеть. Способность быстрой адаптации, особенно крупных сетей к новым требованиям потребителей позволяет и позволит сохранить в будущем приверженность клиентов к бренду и соответственно лидирующее положение на рынке питания.
     Рост сетей и появление новых участников рынка сопровождается внедрением новых технологий, дифференциацией меню и обслуживания, совершенствованием качества продукта и процедур приготовления готового блюда, процессов обслуживания посетителей ресторанов, а также созданием комфортных условий для посещения ресторанов и совершенствованием программ маркетинга.
     В 2010 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.
     В 2010 г. применение концепций франчайзинга в этом секторе стало популярным (см. рис 2.5).
     Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2010 г.
     
     Рисунок 2.5
     Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор. Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Это объясняется нематериальным характером услуги, необходимостью формирования стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широким спектром требований к менеджменту и сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями услуги. Торговая марка в секторе услуг несет потребителю информацию не о конкретном материальном продукте, а о процессе, а вернее о стандарте этого процесса, его качестве, формате оказания услуги. В отличие от товарного франчайзинга, где основным продуктом является конкретный товар и франчайзинга в питании, где системы сориентированы на технологии приготовления пиши, во франчайзинге услуг принципиально важными являются ноу-хау, а также знания и навыки сотрудников, их квалификация, личные достижения и мастерство, коммуникабельность и качество общения с непосредственными потребителями услуги.
     Рост рынка в сфере услуг в 2010/2009 гг.
     
     Рисунок 2.6 

     Большинство секторов сферы услуг развивалось достаточно динамично. Наиболее быстрыми темпами в 2010 г. росло количество франшиз в секторе бытовых услуг и услуг для бизнеса (см. рис. 2.6).
     В России практически отсутствуют сети, осуществляющие развитие с использованием только концепций франчайзинга. Вместе с тем, сети, использующие эти концепции независимо от доли точек, принадлежащих франчайзи относительно собственных точек во всем мире, позиционируются как франчайзинговые. В России, также как и в других странах преобладают смешанные сети, т.е. сочетающие в себе расширение на другие территории с помощью собственных точек и независимых предприятий (франчайзи). Стратегия расширения зависит от воли руководства, внешних факторов, влияющих на организацию и внутреннего потенциала применяющей ту или иную стратегию организации.
     В России наиболее распространен прямой франчайзинг, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. Это связано с небольшим пока опытом работы, незначительностью масштаба развития, недостаточным качеством менеджмента, недопониманием франчайзи необходимости разделения ответственности с франчайзером за сохранение репутации системы, необходимостью постоянного контроля со стороны франчайзера за исполнением стандартов и сложности с реализацией контрольных функций. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям. Переход к мульти-франчайзингу будет означать поистине тиражирование той или иной концепции и территориальную экспансию.
     Правообладатели России используют различные способы территориального развития. Представление прав может ограничиваться различной географической территорией, например, конкретный адрес, радиус от непосредственного расположения объекта, район, город. В подавляющем большинстве случаев правообладатели предоставляют неисключительные права на территорию. Слабо развиты в России концепции развития территории, хотя в 2009-2010 гг. в некоторых секторах это направление начало использоваться, но под различными названиями.
     В разрезе территорий развитие франчайзинга происходит неоднородно. Физико-географические условия, национальные и культурные различия, социально-экономические условия, административное регулирование, институциональные, инфраструктурные и другие факторы оказывают общее влияние на уровень потребительской и предпринимательской активности, соответственно и на технологии предпринимательства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.