На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Деление понятий

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Филиал  государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Московского государственного университета технологий и управления » 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 

Тема: Деление понятий
Дисциплина:  логика
Специальность: 080507 «Менеджмент организации»
Студент: Крылова И.С.
Руководитель:
                                   
 
 

Вязьма, 2011

 
 
Содержание 
 

    Введение……………………………………………………………………...3
    Деления понятий…………………………………………………………5
    Структура деления. Виды деления………………………………….......7
    Правила деления……………………………………………………….....8
    Заключение………………………………………………………………....  12
    Список литературы…………………………………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Логика  относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным  образом благодаря усилиям античных греков.
       Логика  – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых  для рационального познания в  любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений, правила  перехода от одних суждений или умозаключений  к другим как следствиям из первых ( правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила, правила  связи законов мысли и умозаключений  в системы, способы формализации таких систем и т.п.
       Логику  можно определить как науку о  рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции (вывода заключений из посылок), так и исследование степени подтверждения  вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, обобщений, предположений  и т.д.).
       Традиционная  логика сформировалась на основе логического  учения Аристотеля. Затем она дополнилась  методами индуктивной логики. Именно эта логика в течение долгого  времени преподавалась в школах и университетах под именем формальной логики.
       Основным  компонентом Логики является Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой  предметной области и собирает в  класс (обобщает) объекты посредством  указания на их общий и отличительный  признак. Напр., понятие "четырехугольник  с равными сторонами и равными  углами" выделяет множество квадратов  из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны  и равные углы".
       Понятие (наряду с суждением и научной  теорией) - одна из основных форм отражения  мира на рациональной, логической ступени  познания. Понятия представляют собой  идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека, их функция  состоит в мысленном объединении  разнородных объектов в единый класс  и реализуется за счет выделения  признака, присущего каждому из обобщаемых в понятии объектов и не присущего  никакому другому объекту исходной предметной области, которая называется универсумом или родом понятия.
       Деление понятий — это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия распределяется по объемам  новых понятий, каждое из которых  представляет частный случай исходного  понятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ 

       Операция  деление одновременно является мысленным  делением предмета на его формы (или  виды), благодаря делению выявляется круг предметов, на которые распространяется слово, выражающее понятие о них.
       Деление применяется в нескольких случаях:
       а) когда необходимо раскрыть не только сущность предмета, но и формы его  проявления и развития, например, после  определения права как общественного  явления выделяют его современные  отрасли (гражданское, уголовное и  т.д.);
       б) когда читателю (слушателю) неизвестна сфера применения какого-либо понятия, например, «гражданское право»; в этом случае мы называем видовые понятия, которые охватывает данное понятие: «наследственное право», «право собственности», «авторское право».
       в) когда то или иное слово является многозначным, например, слово «пособие»  употребляется по меньшей мере в  следующих значениях – «учебное пособие» (учебники, школьные и вузовские  карты, сборники задач и т.д.) и  «материальное пособие» (пособие  по безработице, по уходу за детьми и т.д.). Указание этих значений есть деление.
       Деление лежит и в основе классификации. С помощью классификаций упорядочивается  колоссальный научный материал, распределяется по устойчивым и постоянным классам, в рамках определенного сходства выявляются и существенные отличия  между группами предметов. Это дает новые возможности для познания объективных закономерностей.
       Существуют  и практические или искусственные  классификации, они имеют также  немалое, хоть и вспомогательное  значение. Это, например, разделение учащихся средней школы по классам, студентов  по факультетам, курсам, группам и  т.п.
       Деление также лежит в основе типологии. Последняя отличается от классификации  тем, что из всей совокупности имеющихся  предметов выделяются наиболее характерные  и распределяются по группам. Например, типология городов, сельских населенных пунктов и т.п.
       Деление имеет очень важное значение в  юридической сфере. Например, оно  применяется в законодательстве. Это имеет немалые политические и правовые 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СТРУКТУРА ДЕЛЕНИЯ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЯ 

       а) делимое – родовое понятие, объем  которого раскрывается через составляющие его виды;
       б) члены деления – виды родового понятия полученные в результате деления;
       в) основание деления – признак, по которому производится деление. 

       Виды  деления различают в зависимости  от характера признака, положенного  в основание деления:
       а) Дихотомическое деление (деление по наличию или отсутствию признака, служащего основанием деления) –  это деление объема понятия на два класса, понятия о которых  находятся в отношении противоречия. Вещества, например, делятся на органические и неорганические. В условном законодательстве, например, убийства делятся на преднамеренные и непреднамеренные.
       б) Деление по видоизменению признака, здесь члены деления выделяются на основании изменения характеристики, выступающей в качестве основания  деления. Например, государства на основании  изменения производственных отношений  можно делить на рабовладельческие, феодальные, капиталистические.
       в) Смешанное деление имеет место  в том случае, когда используются оба вида деления одновременно. Так, политические институты делятся  на государственные и негосударственные (дихотомическое деление), негосударственные  – на профессиональные, молодежные, женские (деление по видоизменению  признака), государства по географическому  признаку делят на европейские, африканские  и др.. 
 
 

    3.ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ 

       а) Деление должно быть соразмерным. Объем  делимого понятия должен быть полностью  исчерпан членами деления.
       При нарушении этого правила возникают следующие ошибки:
       -  неполное деление; эта ошибка  возникает, если объем членов  деления составляет лишь часть  объема делимого понятия. («Треугольники  делятся на остроугольные и  тупоугольные». Пропущен член  «прямоугольные треугольники». Другой  пример: «Московский университет  делится на 16 факультетов, 14 институтов  и хозяйственную службу». Пропущен  член деления «ректорат». Или,  «Власть делится на законодательную  и исполнительную». Пропущен член  «судебная власть». 

       -  деление с излишними членами;  ошибка возникает в случаях,  когда в число деления включают  понятия, объемы которых не  входят в объем делимого понятия.  «Химические элементы делятся  на металлы, неметаллы и сплавы»  (сплавы не являются химическими  элементами). «Московский университет  делится на ректорат, 16 факультетов, 14 институтов, хозяйственную службу  и службу питания» (служба питания  не является подразделением МГУ). «Власть делится на законодательную,  исполнительную, судебную и средства  массовой информации» (средства  массовой информации не обладают  властными полномочиями).
       б) Деление должно производиться по одному основанию. Характеристика или  признак, выбираемая в качестве основания  деления, в ходе деления не должна подменяться другой характеристикой  или признаком.
       При нарушении этого правила возникает  ошибка, называемая «сбивчивым делением». («Преступления делятся на раскрытые, нераскрытые и преднамеренные». Здесь члены деления «раскрытые и нераскрытые преступления» выделены по одному основанию, а член «преднамеренные преступления» – по другому).
       в) Члены деления должны исключать  друг друга. Объемы их не должны иметь  общих элементов. Члены деления  могут быть лишь несовместимыми, соподчиненными понятиями. («Треугольники делятся  на равнобедренные, равносторонние и  разносторонние». Это неверно, ведь члены деления не исключают друг друга – равнобедренный треугольник  также может иметь разные стороны).
       г) Деление должно быть последовательным. От родового понятия следует переходить к видовым понятиям одного и того же уровня, а затем от них –  у другому уровню. Другими словами  сначала – к ближайшим видам, а затем к ближайшим подвидам.
       Ошибка, возникающая при нарушении этого  правила называется «скачок в  делении». Неправильное деление: «Скелет  человека делится на скелет позвоночника, скелет грудной клетки, скелет головы и скелет конечностей». Правильное: «Скелет человека делится на скелеты  конечностей, скелет туловища и скелет головы». Другой пример: «Право делится  на трудовое, уголовное, гражданское. Гражданское  право делится на право собственности, обязательное право, наследственное право». Это правильное последовательное деление. Если же мы скажем так: «Право делится  на трудовое, уголовное, наследственное», то получим скачок в делении.
       Однако  чтобы обеспечить научность деления  надо не только соблюдать перечисленные  правила. Необходимо также, чтобы выделяемые виды родового понятия соответствовали  действительности, что можно достичь, применяя все научные средства, которыми располагает каждая наука в отдельности.
       В свете теории развития особенно четко  проступает ограниченность правил деления. Ведь в очень многих случаях переход  от одного качества к другому происходит постепенно, незаметно, как бы растворяется в массе переходных стадий. Так, мы достаточно четко делим людей по возрасту на детей, подростков, юношей и т.д., ведь это определенные, качественно отличные друг от друга стадии развития человека. Однако не во всех случаях какого-то одного конкретного человека мы можем отнести либо к подростку, либо к юноше.
       Далее, по мере изменения, развития предметов  и явлений появляются их новые  виды и разновидности. В связи  с этим деление, которое было проведено  с учетом всех правил в одно время, может оказаться некорректным в  другое.
       Двояко  проявляется единство и взаимодействие определения и деления. С одной  стороны, определение, раскрывая сущность предмета, является наиболее глубокой основой деления. Мы не выделим верно, формы чего-либо, не зная его существенных необходимых признаков. С другой же стороны, деление дополняет ограниченность, недостаточность определения, перенося акцент на раскрытие форм проявления сущности предмета. Этим и достигается  большая полнота анализа.
       В учебном процессе ясно видно единство определения и деления, поскольку  сначала мы, как правило, даем определение  исследуемого предмета, потом раскрываем его формы, виды.
       Часто деление поставляет материал для  определений, например, структурных. Имеем  следующее определение: «Истец –  лицо, обращающие в суд, арбитраж или  третейский суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого  права или охраняемого законом  интереса». Определение основывается здесь на учете видов судов (суд, арбитраж, третейский суд) и видов  защиты в них (защита права, защита интереса, защита нарушенного права, защита оспариваемого  права). Виды эти – результат операции деления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.