На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Баланс как элемент метода бухгалтерского учета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Петербургский Государственный Университет Путей  Сообщения
Факультет ЭСУ
Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
на тему: «Баланс как элемент метода бухгалтерского учета» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

                                                         Выполнила
                                     студентка группы МК-809
                Яковлева А.М.
                                                        Руководитель работы Антипова  М.М. 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

                                                          2009 
Оглавление

 

Введение

      В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
      Информация  о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
      Бухгалтерский  баланс  занимает  центральное  место  в  финансовой  отчетности организации,  так  как он наиболее полно характеризует ее финансовое состояние на дату составления баланса, обычно на первое число месяца.
В  настоящее  время  данные  баланса  информируют  собственника  (орган, уполномоченный  управлять  государственным  имуществом;  учредителя  или  участника)  или  любое  заинтересованное  юридическое  лицо  и  акционеров  о  платёжеспособности, ликвидности  и  прибыльности  предприятия, об  изменении  структуры  источников  средств, об  изменении  или  приросте   оборотного  капитала  т.д. А это позволяет своевременно  принять  необходимые  меры  для  улучшения  финансового  состояния  предприятия.
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и содержания баланса как основной формы бухгалтерской отчетности.
 

1. Понятие  бухгалтерского баланса

     «Термин «баланс» происходит от латинских слов bis – дважды и lanx – чаша весов, буквально означает двучашее и употребляется как символ равновесия, равенства.» Этот термин применяется в экономической науке для обозначения интервальных показателей, характеризующих источники образования каких либо ресурсов и направление их использования за определенный период времени. Метод построения баланса как совокупность данных в виде двусторонней таблицы широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.
 В систему плановых балансов входят материальные, денежные и трудовые. При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Балансы используются при сравнительном изучении планового и отчетного товарных балансов. При сравнительном изучении выявляется влияние на изменение реализации товаров таких факторов, как запасы на конец и начало анализируемого  периода, объем поступления товара, величина недокументируемого расхода.
В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения:
     1) равенство итогов, когда равны  итоги записей по дебету и  кредиту счетов, итоги записей  по аналитическим счетам и  соответствующему синтетическому  счету, итоги актива и пассива  бухгалтерского баланса и т. д.;
     2) самая важная форма бухгалтерской  отчетности, показывающая состояние  средств организации в денежной  оценке на определенную дату.
     В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский  баланс представляет собой систему  моментных показателей, характеризующих состояние средств предприятия на определенную дату. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу. Дополнением к балансу служит совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности, роль которых состоит в расшифровке данных, содержащихся в балансе. В балансе отражается состояние всех средств организации.
     Основа  построения баланса это классификация  хозяйственных средств. В бухгалтерском  балансе показывается состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и прочим признакам.
     Наиболее  важные в бухгалтерском учете  классификационные признаки хозяйственных средств:
     1)состав (вид);
     2)источники  формирования.
     Хозяйственные средства по составу подразделяются на внеоборотные и оборотные. По источникам формирования хозяйственные средства подразделяются на собственные и  привлеченные. Привлеченные средства не находятся в собственности организации; используют их временно в течение определенного срока, по окончании которого они возвращаются собственникам.
 

2. Строение  баланса

Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу  из двух частей (актив и пассив). В активе показываются хозяйственные средства по составу и размещению, в пассиве -  по источникам формирования.
    Бухгалтерский баланс составляется в денежном измерителе (в рублях), представляется в тыс., млн. рублей.
Основное  свойство баланса – равенство  актива и пассива (активы =  долговые обязательства(заемный капитал) + собственный капитал). Это объясняется тем, что в активе и в пассиве отражается одно и тоже – хозяйственные средства организации, но с разных сторон. В активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы.
Каждый  элемент актива и пассива называется статьей баланса, которые сгруппированы  в разделы. Каждая строка баланса  имеет свой порядковый номер, что  облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.
Источник  информации для составления баланса  – бухгалтерские счета. Название счета обычно совпадает с названием  объекта учета. Любой счет состоит  из двух частей: левой – дебета и  правой – кредита. Деление счета  на две части объясняется движением  хозяйственных средств – их увеличением или уменьшением. На каждом бухгалтерском счете отражается начальный остаток – сальдо того или иного объекта учета, а затем его увеличение или уменьшение. Таким образом, на любой момент времени можно определить конечное сальдо по учитываемому объекту. Для этого к начальному остатку средств прибавляют сумму их увеличения и из полученной величины вычитают сумму уменьшения.
Сальдо, записанное в левой части счета, называется дебетовым, а в правой части – кредитовым. Каждый бухгалтерский счет имеет дебетовый и кредитовый обороты.
Бухгалтерские счета, на которых учитываются хозяйственные  средства, делятся на три группы. Активные счета – это счета, на которых отражаются виды хозяйственных средств. Сальдо активных счетов может быть только дебетовым, так как уменьшение средств ограничено их размерами. Пассивные счета – это счета, на которых учитываются источники формирования хозяйственных средств. В отличие от активных счетов, где на дебете отражается сальдо и увеличение средств, а на кредите – их уменьшение, в пассивных счетах на дебете отражается уменьшение средств, а на кредите – их уменьшение. Сальдо пассивных счетов может быть только кредитовым, так как уменьшение источников средств ограничивается их размерами. Активно-пассивные счета – это счета, на которых учитываются как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования. К ним относятся счета расчетов с юридическими лицами. В процессе расчетов эти лица могут выступать в роли должников организации и в роли ее кредиторов. В первом случае активно-пассивные счета имеют структуру активного счета, а во втором случае – пассивного.
Для получения  различных по степени детализации  показателей существуют два вида счетов. Синтетические счета дают обобщенные показатели, характеризующие хозяйственные средства. Аналитические счета служат для более подробной характеристики объекта учета. При помощи аналитических счетов детализируются данные, учтенные на синтетических счетах. Аналитические счета, на которых учитываются товароматериальные ценности, содержат не только денежные, но и натуральные показатели. Отражение фактов хозяйственной жизни на синтетических счетах называется синтетическим, а на аналитических счетах – аналитическим учетом. Одни и те же факты хозяйственной жизни отражаются, и на синтетических и на аналитических счетах. Поэтому итоги записей на синтетических счетах должны совпадать с итогами записей на аналитических счетах.
Помимо  синтетических и аналитических  счетов в бухгалтерском учете  применяются субсчета. Субсчета –  промежуточное звено между синтетическим счетом и аналитическими счетами. При помощи субсчетов осуществляется промежуточная группировка данных аналитического учета с целью получения дополнительной информации об учитываемых объектах.

2.1 Требования, предъявляемые  к балансу.

     В балансе статьи актива и пассива  делятся в зависимости от срока  их погашения на долгосрочные и краткосрочные. Числовое значение каждой статьи актива и пассива показывается на начало и конец отчетного периода.
      Остатки по счетам, которые отражают расчеты в балансе, показываются в развернутом виде: в активе – дебетовое сальдо, в пассиве – кредитовое сальдо.
      К бухгалтерскому балансу предъявляются  такие требования как: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность.
      Правдивым баланс является тогда, когда он составлен на основе записей, сделанных на основе всех документов, отражающим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Баланс должен быть подтвержден документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.
      Документальная  обоснованность показателей баланса. Информационной базой баланса служат документы, регистрирующие факты хозяйственной  жизни организации. Правдивость  баланса определяется полнотой и  качеством документов. Запоздалое или  неполное оформление фактов хозяйственной деятельности организации приводит к искажению данных.
    Обоснованность  баланса бухгалтерскими записями на счетах. Заключительный баланс (на конец  года) представляет собой синтез начального баланса (на начало года) и записей по счетам бухгалтерского учета за год.При проверке заключительного баланса всегда проверяется соответствие его данных на начало года с данными утвержденного баланса на эту же дату, поскольку вносить изменения в утвержденный начальный баланс организация не имеет права.
Все факты  хозяйственной жизни организации  отражаются на бухгалтерских счетах. По окончании отчетного периода  по каждому счету подсчитываются обороты за данный период и сальдо на конец отчетного периода. Для  составления правдивого баланса  необходимо сверять записи по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением. Необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчетного периода, составить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счету.
      Обоснованность  баланса бухгалтерскими расчетами. Результаты расчетов оказывают влияние  на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, прибыли и других показателей  баланса. На достоверность баланса большое влияние оказывает правильность образования резервов. Размеры резервов, образуемых за счет издержек производства, непосредственно влияют на сумму прибыли. При проверке реальности баланса необходимо проверять правильность отчислений в резервы, правильность их использования. Порядок образования и использования резервов определяется нормативными документами.
    Обоснованность  баланса инвентаризацией. Между  данными учета фактическими остатками  средств могут возникать расхождения. Чтобы убедится, что числящиеся на бухгалтерских счетах остатки товарно-материальных ценностей и других средств существуют в действительности, не обходима инвентаризация. После проведения инвентаризации в учетные остатки по счетам вносятся коррективы. Перед составлением заключительного баланса должна быть проведена инвентаризация всех средств организации кроме имущества, инвентаризация которого проводится не раньше 1 октября отчетного года.   Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов один раз в пять лет.
      Противоположность правдивости баланса является его  вуалирование – недостоверное отображение  состояния средств, искажение результатов  работы организации путем искажения  отдельных сторон деятельности.
    Реальность  баланса. Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности.
Единство  баланса заключается в его  построении на единых принципах учета  и оценки. Применение во всех структурных  подразделениях организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции. Статьи во всех балансах должны оцениваться одинаково в активе и в пассиве.
Преемственность баланса  выражается в том, что  каждый последующий баланс должен исходить из предыдущего.
Ясность баланса – доступность для  понимания всех лиц имеющих к  нему доступ.

2.2 Классификация бухгалтерских  балансов

     Бухгалтерский баланс классифицируется по видам в  зависимости от цели их составления.
Признаки  классификации бухгалтерского баланса:
     1)время  составления;
     2)источники  составления;
     3)объем  информации;
     4)характер  деятельности;
     5)форма  собственности;
     6)объект  отражения;
     7)способ  очистки.
По времени  составления балансы классифицируются как:
1)вступительные;
2)текущие;
3)ликвидационные;
4)разделительные;
5)объединительные.
     Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. В нем определяется та сумма ценностей, с которой организация начинает свою деятельность. Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они делятся на начальные, промежуточные и заключительные. Начальный баланс формируется на начало, а заключительный на конец отчетного года. Заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Они отличаются от заключительных балансов тем, что к ним прилагается меньше отчетных форм, и тем, что промежуточные балансы составляются, как правило, только на основе данных текущего бухгалтерского учета. А перед составлением заключительного баланса должна проводиться полная инвентаризация всех статей баланса. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Они составляются в течение всего периода ликвидации и делятся на вступительные, промежуточные и заключительные ликвидационные балансы. Разделительные балансы составляются в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц. Объединительный баланс формируется при объединении нескольких организаций в одну, либо при присоединении неких структурных единиц.
По источникам составления балансы делятся  на инвентарные, книжные и генеральные.
      Инвентарные балансы составляют только на основе описи средств.
Книжный баланс составляется на основе книжных записей без предварительной проверки их при помощи инвентаризации. Генеральный баланс составляется при помощи анализа учетных записей и данных инвентаризации.
    По  характеру деятельности балансы  могут делиться на балансы основной и неосновной деятельности.
    Основной  является деятельность, соответствующая  уставу и курсу организации. Все  остальные виды деятельности – неосновные. Отделы организаций, которые занимаются неосновной деятельностью, могут иметь  отдельные балансы. Средства подразделения, занимающегося неосновной деятельностью, отражаются на тех статьях баланса, где отражаются средства по основной деятельности.
    По  формам собственности различают  балансы государственных, кооперативных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций. Они различаются по источникам образования средств.
    По  объектам отражения балансы делятся  на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют организации, которые являются юридическими лицами. Отдельный баланс  составляют структурные подразделения организации.
 

3. Типовые  изменения в балансе

     В результате производственно-хозяйственной  деятельности происходят непрерывные  изменения в средствах организации  и источниках их образования.
Это находит  отражение в изменении статей баланса в динамике.
По направлениям и степеням влияния на размер и  структуру итога баланса все  имеющиеся факторы хозяйственной  жизни подразделяется на четыре типа.
     Первый  тип вызывает увеличение итога баланса – равновеликое увеличение актива и пассива баланса. Если сумму изменения средств под влиянием первого типа факторов хозяйственной жизни обозначить «X», то первый тип хозяйственных изменений можно представить уравнением: 

=П+X
где А  – показатель активности; П – показатель пассивности баланса.
     Второй  тип факторов хозяйственной жизни вызывает уменьшение валюты баланса. Этот тип изменений в балансе записывается так: 

А-X=П-X
     Третий  тип фактов хозяйственной жизни вызывает изменение в составе хозяйственных средств при неизменном итоге баланса, когда одна статья актива баланса увеличивается за счет уменьшения другой. Третий тип изменений записывается следующей формулой: 

А+X-X=П
     Четвертый тип факторов хозяйственной жизни аналогичен третьему и вызывает изменения в составе источников средств. Это записывается формулой: 

А=П+X-X

4. Содержание бухгалтерского  баланса

4.1 Актив бухгалтерского  баланса

       Актив – это часть баланса, в которой  отражается имущество организации  по составу и размещению.
     В хозяйственном обороте организация выступает как юридическое лицо, обладающее определенной суммой хозяйственных средств. В момент учреждения организация  наделяется финансовыми ресурсами, которые вкладываются во внеоборотные и оборотные активы. В процессе функционирования организации величина активов и их структура претерпевают постоянные изменения.
В бухгалтерской  отчетности хозяйственные средства отражаются в различных отчетных формах. Наиболее общая характеристика состава и размещения хозяйственных средств организации  приводится в активе бухгалтерского баланса.
Величины  хозяйственных средств, отраженных в балансе и находящихся в  распоряжении организации, не совпадают. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, не все виды средств отражены в той оценке, которая соответствует их реальной стоимости на момент составления баланса. Во-вторых, организация может распоряжаться средствами, которые ей не принадлежат, но которые находятся у нее во временном пользовании или хранении.

4.1.1 Внеоборотные активы

     Внеоборотные  активы – это средства организации, которые используются ею в своей деятельности дольше одного года. Самыми важными их статьями являются нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения и долгосрочные финансовые вложения.
По подразделу «Нематериальные активы» отражаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. К нематериальным активам относятся организационные расходы и деловая репутация организации. К организационным расходам относятся затраты по созданию организации, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников в уставной капитал.
     По  подразделу «Основные средства»  отражаются внеоборотные активы, представляющие собой совокупность материально-вещественных ценностей, срок полезного использования которых более одного года.
     Основные  средства учитываются на счете 01, по первоначальной или восстановительной  стоимости.
Первоначальная  стоимость - это затраты на строительство или приобретение основных средств, включая расходы по доставке и установке.
      Восстановительная стоимость - стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях.
      По  Функциональному назначению основные, средства подразделяются на производственные и непроизводственные. К первым относятся  средства, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, т. е. с производством продукции, строительством, торговлей. К основным средствам непроизводственного назначения относятся не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности средства жилищного и коммунального хозяйства, здравоохранения, народного образования, культуры.
      Основные  средства переносят свою стоимость  на готовый продукт постепенно, в  течение длительного времени, охватывающего  несколько производственно-технологических  циклов. Поэтому учет основных средств организован таким образом, чтобы одновременно можно было показать сохранение ими первоначальной вещной формы и постепенную потерю стоимости.
     В подразделах баланса «Нематериальные  активы» и «Основные средства»  соответствующие ценности отражаются по остаточной стоимости (за исключением объектов, стоимость которых не переносится на издержки).
     По  подразделу «Незавершенное строительство» показывается стоимость незаконченного строительства, осуществляемого как хозяйственным, так и подрядным способом.
     По  подразделу «Доходные вложения, в материальные ценности» отражается имущество, для передачи в лизинг и предоставляемое по договору проката по остаточной стоимости.
     В подразделе «Долгосрочные финансовые вложения» показываются долгосрочные  инвестиции в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также предоставленные другим организациям займы.
По статье «Прочие внеоборотные активы» отражаются другие внеоборотные активы, не нашедшие отражения в предыдущих статьях баланса.

4.1.2 Оборотные активы

     В этом разделе отражаются средства организации, используемые ею, как правило, в течение  одного года. Структура данного раздела  весьма неоднородна. Основные виды оборотных  активов можно подразделить на следующие  группы:
     - товарно-материальные  ценности,
     - дебиторская задолженность,
     - краткосрочные финансовые вложения  и денежные средства.
     В подразделе «Запасы» показываются остатки соответствующих ценностей.
     По  статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражаются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей.
     По  статье «Животные на выращивании и откорме»  показывается сальдо счета 11 «Животные на выращивании и откорме».
     По  статье «Затраты в незавершенном  производстве (издержках обращения)» записываются затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам).
     По  статье «Готовая продукция и товары для перепродажи» организациями промышленности показывается остаток на складе готовой продукции -  законченных производством изделий, прошедших испытания и приемку, соответствующих техническим условиям и стандартам или условиям договоров с заказчиками.
     По  статье «Товары отгруженные» указываются данные о фактической полной (или нормативной) себестоимости отгруженной продукции (товаров) в случае, если договором обусловлен отличный от общего порядка момент перехода от поставщика к покупателю права собственности на отгруженные ценности.
     По  статье «Расходы будущих периодов» записывается сумма расходов, произведенных в отчетном периоде, но подлежащая погашению в следующих отчетных периодах путем списания на издержки или другие источники в течение срока, к которому они относятся.
     По  статье «Прочие запасы и затраты»
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.